Научная статья на тему 'Химическая лаборатория М. В. Ломоносова и ее значение для становления и развития науки, образования и производства в России'

Химическая лаборатория М. В. Ломоносова и ее значение для становления и развития науки, образования и производства в России Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
860
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ И МАТЕРИ АЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛАБОРАТОРИИ / ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА / ЛАБОРАТОРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ХИМИЯ / ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / TOOL AND MATERIAL MAINTENANCE OF LABORATORY / A LABORATORY SUBSTANTIATION OF MANUFACTURE / A LABORATORY COMPONENT OF FORMATION / THEORETICAL AND EXPERIMENTAL CHEMISTRY / EXPERIMENT / CHEMICAL LABORATORY

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Каримов М. Ф.

Представлены хронология и особенности создания, функционирования и развития Химической лаборатории при Петербургской академии наук под руководством первого российского ученого-химика М. В. Ломоносова (1711-1765). Охарактеризовано положительное влияние функциональных возможностей ломоносовской химической лаборатории на становление и развитие российской естественно-математической науки, высшего образования и горнозаводской промышленности. Выделено инвариантное значение Химической лаборатории М. В. Ломоносова для проектирования и реализации современных интегрированных систем «Наука-образование-производство»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. V. Lomonosov's chemical laboratory and its value for formation and development of a science, education and manufacture in Russia

Chronology and features of creation, functioning and development of Chemical laboratory at the Petersburg Academy of Sciences under the direction of the first Russian scientist-chemist M. V. Lomonosov (1711-1765) are presented. Positive influence of functionality of M. V. Lomonosov's chemical laboratory on formation and development natural-mathematical science, higher education and mining industry in Russian is characterised. Invariant value of the Chemical laboratory of M. V. Lomonosov for designing and realisation of the modern integrated systems «Science-Education-Manufacture» is allocated.

Текст научной работы на тему «Химическая лаборатория М. В. Ломоносова и ее значение для становления и развития науки, образования и производства в России»

УДК 530(091); 378.14

М. Ф. Каримов (к.ф.-м.н., проф.)

Химическая лаборатория М. В. Ломоносова и ее значение для становления и развития науки, образования и производства в России

Бирская государственная социально-педагогическая академия, кафедра общетехнических дисциплин 452453, Башкортостан, г Бирск, ул. Интернациональная 10; тел./факс (3414) 40455,

e-mail: karimov MF@ramblar.ru

M. F. Karimov

M. V. Lomonosov's chemical laboratory and its value for formation and development of a science, education and manufacture in Russia

Birsk State Socially Pedogogical Academy 10, Internatsyonalnaya Str., 452453, Birsk, Russia; ph/fax (3414) 40455, e-mail: karimov MF@ramblar.ru

Представлены хронология и особенности создания, функционирования и развития Химической лаборатории при Петербургской академии наук под руководством первого российского ученого-химика М. В. Ломоносова (1711—1765). Охарактеризовано положительное влияние функциональных возможностей ломоносовской химической лаборатории на становление и развитие российской естественно-математической науки, высшего образования и горнозаводской промышленности. Выделено инвариантное значение Химической лаборатории М. В. Ломоносова для проектирования и реализации современных интегрированных систем «Наука— образование—производство».

Ключевые слова: инструментальное и материальное обеспечение лаборатории; лабораторное обоснование производства; лабораторная составляющая образования; теоретическая и экспериментальная химия; лабораторный эксперимент; химическая лаборатория.

Chronology and features of creation, functioning and development of Chemical laboratory at the Petersburg Academy of Sciences under the direction of the first Russian scientist-chemist M. V. Lomonosov (1711 — 1765) are presented. Positive influence of functionality of M. V. Lomonosov's chemical laboratory on formation and development natural-mathematical science, higher education and mining industry in Russian is characterised. Invariant value of the Chemical laboratory of M. V. Lomonosov for designing and realisation of the modern integrated systems «Science-Education-Manufacture» is allocated.

Key words: tool and material maintenance of laboratory; a laboratory substantiation of manufacture; a laboratory component of formation; theoretical and experimental chemistry; experiment; chemical laboratory.

Для успешного развития современной материальной культуры человечества необходимость проектирования и реализации лабораторного эксперимента в научном учреждении или в высшем учебном заведении сегодня никем не оспаривается.

Начало доказательства в России данного аксиоматичного в настоящее время методологического и методического положения научно-технического прогресса было положено обучавшимся в Московской Славяно-греко-латинской академии (1731—1736), Санкт-Петербургском (1736) академическом и Марбургском

Дата поступления 05.12.11

(1736—1739) университетах, прошедшим стажировку в Фрейбергской горнозаводской химической лаборатории (1739—1740) и адъюнктом физического класса (1742—1745) Петербургской академии наук и художеств М. В. Ломоносовым (1711—1765) в январе 1742 года с предложения в Академию наук об учреждении Химической лаборатории и в марте 1745 г с изложения актуального поныне для ученых-преподавателей ряда высших учебных заведений Российской Федерации высказывания: «... однако без лаборатории принужден только одним чтением химических книг и теориею довольствоваться, а практику почти вовсе оставить и для того от ней со временем отвыкнуть» 1.

Основные этапы создания, инструментального и материального обеспечения, функционирования, развития и влияния на производство Химической лаборатории при Петербургской академии наук под руководством адъюнкта физического класса и профессора химии М. В. Ломоносова с краткой характеристикой их организационных, научных и практических особенностей представлены в табл. 1, составленной на основе данных «Полного собрания сочинений» 2 первого отечественного ученого.

Основанная в 1724 г. Петербургская академия наук даже к началу 40-х гг XVIII в. не имела химической лаборатории потому, что назначенный первым профессором химии кур-ляндец М.Бюргер (1686—1726) даже не приступал к занятиям по химии, получивший звание профессора химии и натуральной истории в 1731 г. И. Г. Гмелин (1709-1755), являющийся натуралистом — ботаником, находившийся в 1732—1743 гг. в ботанической экспедиции в Сибири, даже не думал о создании специализированной лаборатории по химии.

Как видно из табл. 1, при создании и строительстве Химической лаборатории на территории Ботанического сада Петербургской академии наук адъюнкту физического класса и профессору химии М. В. Ломоносову пришлось преодолеть множество организационных и проектно-конструкторских трудностей для достижения в России мирового уровня постановки и выполнения лабораторных научных и учебных экспериментов по химии и физике.

Ломоносовская химическая лаборатория, являющаяся первой в России научно-исследовательской лабораторией, определила в дальнейшем на уровне классического ориентира методологию и методику отечественных экспериментальных исследований в области естественно-математических, технических и технологических дисциплин.

Производство химических реактивов для опытов в подразделениях Петербургской академии наук, систематические и регулярные экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, химический анализ состава полезных ископаемых и готовой горнозаводской продукции российского происхождения и выделение особенностей приготовления минеральных и органических красителей, разработка методики промышленной варки цветного стекла явились предметом интеллектуальной и творческой деятельности студентов и со-

трудников Химической лаборатории под руководством первого российского ученого — химика М. В. Ломоносова.

Приведенные выше факты и данные табл. 1 свидетельствуют о том, что М. В. Ломоносов является первым профессором химии в России не только по формальному признаку, но и по выполненным реальным делам организационного и научно-исследовательского характера.

Итогом многолетних, состоящих из более четырех тысяч опытов, лабораторных экспериментальных исследований профессора М. В. Ломоносова по химии стекла, научному стеклоделию и лабораторному обоснованию производства 3 явились следующие результаты:

1. Увеличено число исходных материалов, необходимых для производства широкого спектра высококачественного обычного, цветного и мозаичного стекла.

2. Посредством химической обработки естественных и искусственных соединений получены высококачественные минеральные красители.

3. Осуществлено систематическое изучение физико-химического действия различных красителей на разные стекла.

Данные результаты творческой деятельности М. В. Ломоносова являются доказательством того, что первому отечественному учёному удалось спроектировать и реализовать первую российскую успешно функционирующую интегрированную систему «Наука—образование—производство». На наш взгляд, при очередном реформировании отечественной науки, образования и промышленности не следует упускать из виду данное комплесное достижение профессора химии М. В. Ломоносова.

Важную роль Химическая лаборатория М. В. Ломоносова сыграла в становлении и развитии дидактики и методики преподавания естественно-математических, технических и технологических дисципли в российской высшей школе.

Первые в истории отечественной высшей школы учебные лабораторные эксперименты по химии и физике студенты Академического университета при Петербургской академии науки ставили и выполнили в стенах Химической лаборатории под руководством профессора М. В. Ломоносова.

Лекционный демонстрационный эксперимент для российских студентов по ряду тем учебных дисциплин «Химия» и «Физика» был впервые реализован в Химической лаборатории М. В. Ломоносова.

Таблица 1

Создание, функционирование и развитие химической лаборатории М. В. Ломоносова

Время этапа Краткое содержание этапа и его особенность

Январь 1742 Написано первое предложение в Академию наук о создании Химической лаборатории, в которой можно для пользы отечества трудиться в химических экспериментах.

Май 1743 Осуществлено второе представление в Петербургскую академию наук о необходимости учреждения Химической лаборатории научного и учебного назначения.

Июнь 1744 Составлен и представлен в Канцелярию Академии наук перечень инструментов и материалов, необходимых для выполнения соответствующих химических опытов.

Март 1745 Заявлено третье представление на уровне постановки государственных задач с требованием о создании Химической лаборатории для пользы и славы России.

Декабрь 1745 Утвержден проект донесения академического собрания в Правительствующий Сенат о построении Химической лаборатории при Петербургской академии наук.

Апрель 1748 Объявлено о расписании утренних пятничных учебных занятий по химии для студентов Академического университета с изложением теории и показа экспериментов.

Октябрь 1748 Представлен рапорт в Канцелярию Академии наук рапорт об окончании работ по постройке Химической лаборатории на территории Ботанического сада Академии.

Январь 1949 Начато производство кислот и спиртов для обеспечения соответствующим экспериментальным материалом Химическую лабораторию и подразделения Академии.

Апрель 1749 Принятие мекленбурца Иогана Менеке, имеющего квалификацию химика, на должность лаборатора Химической лаборатории для непрерывного экспериментирования.

Август 1749 Организован систематический экспериментальный поиск способов приготовления дорогостоящих красок для живописи художников и стекол разных цветов - мозаики.

Январь 1750 Сформирована группа студентов Академического университета с усиленной практической подготовкой в области химии для решения новых задач производства.

Март 1750 Представлен рапорт в Канцелярию Академии наук о начале шлифовке цветных стекол, используемых при изготовлении традиционных и декоративных изделий.

Апрель 1750 В Химической лаборатории организованы по понедельникам и четвергам в послеполуденные часы практические и лабораторные занятия по физической химии.

Август 1750 Осуществлены химический анализ, изучение эксплуатационных свойств синей брусковой краски товарищества Антона Тавлеева и вынесено положительное решение.

Июль 1751 Освоены технологии сложения разных цветных стекол - мозаики и составления фарфоровой массы, идущих на изготовление изделий декоративного искусства.

Октябрь 1751 Окончание процесса индивидуального обучения Ивана Конерова по украшению хрустальной посуды разноцветными стеклами для распространения опыта на заводах.

Май 1752 В Академическом собрании представлены содержание и методика проведения физических опытов, сопровождающих лекционные занятия по экспериментальной химии.

Август 1752 Представлен рапорт в Канцелярию Академии наук о физико-химических опытах и работах по экспериментальному поиску мозаичных составов с искомым цветом.

Сентябрь 1752 Формулировка обоснованного в лабораторных условиях предложения об организации крупносерийного мозаичного дела в отдельной фабрике разноцветных стекол.

Октябрь 1752 Составление прошения в Правительствующий Сенат о разрешении открыть отдельную фабрику разноцветных стекол для уменьшения объемов импортируемого товара

Февраль 1755 Выход фабрики разноцветных стекол на полную производственную мощность по выпуску мозаичного стекла и трубок, из которых ломают стеклярус и круглят бисер.

Апрель 1758 Проектное начало создания под руководством М.В.Ломоносова уникальной и монументальной мозаичной картины «Полтавская баталия» в 42 квадратных метра.

Учебно-исследовательская экспериментальная работа по естествознанию и технологиям студентов Академического университета, впоследствии активно участвовавших в становлении и развитии промышленного производства в России, систематически и регулярно проектировалась и реализовывалась на базе руководимой М. В. Ломоносовым Химической лаборатории Петербургской академии наук.

Выдающийся ученый М. В. Ломоносов интенсивно и плодотворно проработал в созданной им Химической лаборатории Петер-

бургской академии наук до 1757 г., когда он ее передал профессору химии У. Х. Сальхову (1722-1787).

Химическая лаборатория М. В. Ломоносова, поменявшая ряд помещений, пережившая периоды неустройства и забвения, до 1918 г. оставалась фактически единственной химической научной организацией Российской академии наук.

В 1918 г. на базе Химической лаборатории Российской академии наук Н. С. Курнаков (1860-1941) создал Институт физико-хими-

ческого анализа и Л. А. Чугаев (1873—1922) — Институт по изучению платины и других благородных металлов.

В настоящее время правоприемником в познании и преоброзовании природной, технической и технологической действительности Химической лаборатории М. В. Ломоносова является Институт общей и неорганической химии Н. С. Курнакова Российской академии наук.

Наш тридцатилетний дидактический опыт преподавания естественно-математических дисциплин в ряде высших учебных заведений Уральского региона 4 свидельствует о необходимости включения исторического материала о Химической лаборатории М. В. Ломоносова в содержание обучения химии, физике и технологиям для повышения уровня познавательного интереса студентов к изучению природных, технических и технологических объектов, процессов и явлений.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал о Химической лаборатории М. В. Ломоносова и ее значении для становления и развития науки, образования и производства в России, можно сформулировать нижеследующие выводы:

1. Созданная в результате интенсивной и конструктивной организаторской и методической деятельности первого российского ученого М. В. Ломоносова Химическая лаборатория при Петербургской академии наук явилась источником для становления и развития в России экспериментальной науки, высшего естественно-математического образования и научно обоснованного промышленного производства.

2. Систематические и регулярные экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, химический анализ состава полезных ископаемых и готовой горнозаводской продукции российского происхождения и выделение особенностей приготовления минеральных и органических красителей, разработка методики промышленной варки цветного стекла составили ядро предметной области деятельности Химической лаборатории М. В. Ломоносова.

3. Учебный, демонстрационный и исследовательский лабораторные эксперименты по химии и физике, поставленные и выполненные в Химической лаборатории М. В. Ломоносова, явились дидактической основой спроектированной и реализованной впервые в России интегрированной системы «Наука - образование -производство», служащей до сих пор конструктивным ориентиром для совершенствования высшего естественно-математического, технического и технологического образования современной молодеки.

Литература

1. Ломоносов М. В. Третье представление в Академию наук об учреждении химической лаборатории // Полное собрание сочинений. Т.9. Служебные документы 1742—1765 гг.— М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955.- С.14.

2. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т.1 - Т.11. Труды 1738 - 1765 гг.- М.-Л.: Изд-во АН СССР; Наука, 1950 - 1983.

3. Безбородов М. А. М. В. Ломоносов - основоположник химии силикатов.- Минск: Изд-во АН БССР, 1952.- 24 с.

4. Каримов М. Ф. // Баш. хим ж.- 2006.- Т.13, №5.- С.98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.