Научная статья на тему 'Химическая дегазация хлорпикрина в железнодорожных вагонах после дезинсекции'

Химическая дегазация хлорпикрина в железнодорожных вагонах после дезинсекции Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
100
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Химическая дегазация хлорпикрина в железнодорожных вагонах после дезинсекции»

4. Реактив Легаль-Вейля для индольной пробы на бульоне Хот-тингера является более чувствительным, дешевым и доступным, чем дорогой реактив Эрлиха.

5. Ускоренный метод определения соН-титра молочных продуктов с помощью индольной пробы на бульоне Хоттингера можно рекомендовать для предварительного испытания всем лабораториям, в особенности молочным, где необходимо быстрое заключение о степени бактериального загрязнения молока.

Доц. В. И, ЕФИМЕНКО (Саратов)

Химическая дегазация хлорпикрина в железнодорожных вагонах после дезинсекции

Из Всесоюзного .научно-исследовательского института Союза обществ Красного креста и Красного полумесяца в Саратове (дир. С. А. Динес)

Железнодорожные вагоны после их дезинсекции хлорпикрином летом обыкновенно проветриваются в течение 3—4 суток (жесткие) и 4—5 суток (Мягкие). Осенью и зимой жесткие вагоны проветриваются 4—5 суток, а мягкие вагоны — 6—10 суток. Из практики известно много случаев, когда даже после длительного проветривания (10 и более суток) у пассажиров, едущих в обработанных хлорпикрином вагонах, было слезотечение. Объясняется это тем, что хлорпикрин, глубоко проникающий в поры и щели, прочно адсорбируется в них.

Хлорпикрин —- химически устойчивое соединение; пары его при дезинсекции не портят тканей и металлических предметов. Случаи порчи тканей и металлических предметов, иногда наблюдающиеся, объясняются или применением неочищенного хлорпикрина (содержащего главным образом свободную азотную кислоту), или влажностью обрабатываемых предметов.

Химическая устойчивость хлорпикрина сильно затрудняла отыскивание химического дегазатора. Ф. Ф. Семикоз и другие авторы считают, что газообразного поглотителя и дегазатора для хлорпикрина не существует.

Нами была разработана методика химической дегазации хлорпикрина в различной одежде Опыты по дегазации хлорпикрина в одежде, проверяемые свыше года в практических условиях (в камере Красного креста при городской дезстанции), вполне оправдались. На следующем этапе работы была изучена дегазация хлорпикринизи-роваиных помещений. При изучении этого вопроса была исследована адсорбция хлорпикрина различными строительными материалами при различных метеорологических условиях. Во время опытов применялась обычная концентрация хлорпикрина, т. е. 25 см3 или 42,5 г на 1 м3 емкости помещения при экспозиции в 24 часа.

После длительного испытания различных средств мы убедились в том, что лучшие результаты по дегазации хлорпикрина, адсорбированного в строительных материалах, дает применение сернистого ангидрида совместно с парами денатурированного спирта. При выборе этих средств мы руководствовались способностью хлорпикрина

1 См. научные труды Института Союза обществ Красного креста и Красного полумесяца. Т. I. 1935 г. Саратов.

растворяться в спирте и вступать в химическую реакцию с сернисто-кислыми солями. При этой реакции, как известно, образуются соли нитрометандисульфокислоты, хлористые соли и др.

/NOo

CChNOj + 3NasSO« + Н2О = Н. С. SCbONa + NaHSCU + 3NaCl.

\SO2ONa

При дегазации хлорпикрина по нашему методу реакция аналогична вышеизложенной и протекает в парообразной среде (пары хлорпикрина в парах спирта) довольно быстро.

/ N0,

CC1sN08 + 3SÜ2 + 4НзО == Н. С. f SO2ÓH + ЗНС1 + H2SO4

xSO„OH

Процесс дегазации по этому методу требует различных сроков в прямой зависимости от глубины проникновения хлорпикрина в поры предметов, что нередко также зависит от экспозиции хлорпикрини-зации и метеорологических условий внутри помещений. Повышенная температура (свыше 25°) усиливает и ускоряет процесс дегазации.

После завершения экспериментальной проработки в лабораторных условиях мы приступили к опытам химической дегазации хлорпикрина в пассажирских вагонах после их дезинсекции

Было установлено, что при расходе на газацию обыкновенного, жесткого пассажирского четырехосного вагона емкостью в 146 см3 5 л (или около 8,5 кг) хлорпикрина для дегазации его по стехиометрическому расчету следовало бы взять около 5 кг серы (для образования сернистого ангидрида). Однако, благодаря применению перед дегазацией удаления свободного хлорпикрина путем проветривания вагона в течение 30 мин.— 1 часа, удалось снизить расход серы до 1,5 — 2 кг на каждый вагон; количество требуемого денатурированного спирта равняется 3 — 3,5 л на вагон. В отношении продолжительности процесса дегазации в результате опытов было найдено, что: а) при длительности газации в 24 часа дегазация заканчивалась в 10 час.; б)' при длительности газации в 18 час. дегазация заканчивалась в 8 час. и в) при длительности газации в 12 час. — в 7 час.

Дальнейшее сокращение сроков дегазации вполне возможно, но лимитируется прежде всего дезинсицирующим действием хлорпикрина при меньших экспозициях (в 8 и 6 часов), что подлежит специальному изучению.

За период с 23.V по 8.VII. 1935 г. были поставлены опыты в 14 пассажирских вагонах (жестких и мягких) в летних условиях. Работа была проверена специальной комиссией, которая констатировала высокую эффективность химической дегазации, признала ее рациональной и установила экономически целесообразной для вагонного хозяйства.

С 17.IX опыты возобновились с целью уточнения метода дегазации в осенних (и применительно к зимним) условиях. До 18.Х было подвергнуто испытанию 28 вагонов (жестких и мягких), из которых 66% дегазировались по нашему методу и 33% было контрольных (после газации проветривались обычным способом). Опыты ставились в присутствии специальной комиссии, подтвердившей выводы первой комиссии.

Метод дегазации хлорпикрина в вагонах, разработанный нами в Институте Красного креста, заключается в следующем: вагон хлор-пикринизируется в течение 24 или 18 часов, затем 1 час проветривается (отворяются все двери в вагоне и в тамбурах). Вскрытие вагона производится в фильтрующих противогазах (обязателен активированный уголь). Во время проветривания в вагоне устанавливаются 2—3 аппарата Заусайлова или Гузикова для сожжения серы, из расчета 1,5 кг для жесткого вагона и 2 кг для мягкого. Затем сера зажигается и двери в вагоне закрываются. По прошествии 1—1,5 час., когда сера сгорит, серные приборы удаляются и в вагоне при закрытых дверях (в противогазах) распыляют из пульверизаторов денатурированный спирт (из расчета 3 л для жесткого и 3,5 л для мягкого

1 Опыты ставились на станции Саратов I (пассажирская).

вагона). Затем выходят из вагона и закрывают за собой все двери. Дегазация должна производиться при температуре 25—30° (что достигается летом естественным обогреванием вагона солнцем, а осенью и зимой — топкой). При этих условиях дегазация заканчивается в течение 8—10 час. (в зависимости от экспозиции хлорпикрина).

По истечении указанного срока открываются все двери вагона и тамбуров, отвертываются вентиляторы (а летом открываются и окна) и вагон проветривается до полного удаления из него оставшегося сернистого ангидрида и продуктов распада хлорпикрина.

Вся санитарная обработка вагона хлорпикрином, включая дегазацию по нашему методу, обычно заканчивается в 36—48 часов, после чего вагоны могут итти на замывку и далее в эксплоатацию. Контрольные вагоны (с обычным проветриванием) простаивали под обработкой: а) летом: жесткие — 3—4 дня, а мягкие — 4—5 дней; б) зимой и осенью: жесткие — 4—5 дней, мягкие — 5—7 дней и более. .

В настоящее время наш метод вошел в повседневную практику санитарной обработки вагонов на санитарном участке станции Саратов 1 (пассажирской). За время с 23.У.1934 г. по 1.У.1936 г. на ст. Саратов по нашему методу было обработано 225 вагонов.

В Москве были поставлены опыты по дегазации 9 вагонов по нашему методу при 3 контрольных на остановке «Москва 3» Северной ж. д. Несмотря на ряд неблагоприятных моментов чисто организационного порядка, опыты прошли с успехом и метод получил признание Трансанупра НКПС.

На конференции, состоявшейся 9 ноября при Трансанупре НКПС, было вынесено постановление, констатирующее полную эффективность предложенного Институтом.1 СОКК и КП метода, большую выгоду его для железнодорожного транспорта как средства, значительно сокращающего простой пассажирских вагонов. Совещание постановило немедленно ввести наш метод дегазации на некоторых дорогах.

Для скорейшего внедрения нового метода на всех дорогах институту было предложено разработать инструкцию по газации и химической дегазации хлорпикрина. Проект инструкции был разработан и представлен в Москве Трансанупру НКПС.

В настоящее время институт ведет работу по применению метода дегазации хлорпикрина в жилых помещениях, на пароходах и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.