Научная статья на тему 'Хазарская Сугдея'

Хазарская Сугдея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУГДЕЯ / ЕПАРХИЯ / СТЕФАН СУРОЖСКИЙ / STEPHEN OF SOUGDAIA / "КОСМОГРАФИЯ" / ХАЗАРЫ / KHAZARS / ТАРХАН / TARKHAN / SOUGDAIA / BISHOPRIC / COSMOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айбабин Александр Ильич

Расположенный на юго-восточном побережье Крыма портовый город греки называли Σουγδαῖα или Σουγδαία Сугдайя или Сугдея. Первое достоверное упоминание города содержится в написанной в конце VII в. «Космографии» Равеннского анонима конца VII в., где назван Сугдабон Sugdabon. Вероятно, город основали сугды, переселившиеся под давлением хазар в Юго-Восточный Крым. В первой половине VIII в., благодаря динамичному росту экономики Восточного Крыма, Сугдея стала важным хазарским торговым портом региона. Вероятно, в начале столетия хазары создали в городе таможню. В акватории порта найдено свыше 400 византийских печатей VIII-XII вв., которые свидетельствуют о ведении Сугдеей прямой торговли с Константинополем и другими византийскими портами Малой Азии. В VIII в. Константинопольский патриарх учредил в городе епархию. Ее епископ Стефан участвовал в Седьмом Вселенском Никейском Соборе в 787 г., на котором временно победили иконопочитатели. В славянской и армянской версиях Жития Св. Стефана Сурожского правителем Сугдеи назван Юрий или Георгий по прозвищу Тархан. Вероятно, он подчинялся “ha-пакиду” Боспора-Керчи наместнику хазарского кагана. Очевидно, хазары оставили Сугдею до 873 г. В последней четверти IX в. город уже принадлежал Византии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Khazarian Sougdaia

The Greeks called the port town located in the south-eastern shore of the Crimea Sougdaia (Σουγδαῖα or Σουγδαία). The first reliable account of the city occurred in the Cosmography by an anonymous author of Ravenna from the late seventh century and called it “Sugdabon”. The city was probably founded by the Sougdoi, who migrated to the South-Eastern Crimea due to Khazars’ pressure. In the first half of the eight century, dynamically growing economy of the Eastern Crimea made Sougdaia an important commercial port of the Khazars in the area. In the early eight century, the Khazars probably created their customs in the city. There are more than 400 Byzantine seals from the eighth to twelfth century discovered in the water area of the port, supplying evidence of Sougdaia’s direct trading with Constantinople and other Byzantine ports in the Asia Minor. In the eight century, the Patriarch of Constantinople established the bishopric of the city. Its Bishop Stephen participated in the Seventh Ecumenical Council of Nicaea in 787, where the iconophiles gained the upper hand. Slavonic and Armenian versions of the Life of St. Stephen of Sougdaia (Surozh) inform of the city leader Yurii or George nicknamed Tarkhan. Perhaps he was subordinated to the “HMQR” (“ha-paqid”) of Bosporos (Kerch), the governor from the Khazarian Khagan. The Khazars obviously left Sougdaia prior to 873 AD. In the last quarter of the ninth century, the city was the possession of Byzantium.

Текст научной работы на тему «Хазарская Сугдея»

ИСТОРИЯ

А. И. АЙБАБИН ХАЗАРСКАЯ СУГДЕЯ1

Расположенный на юго-восточном побережье Крыма портовый город греки называли Еоиу5а!а или Zouy5аíа — Сугдайя или Сугдея. Ф. К. Брун и В. Г. Васильевский, ссылаясь на приписки, сделанные на полях Сугдейского Синаксаря в 1296, 1345 и 1411 годах, считали, что город основан в 212 г. н. э. [1, Е. 12, 127(94), 130(130), 136(195)]. Они, опираясь на происхождение имени города от иранского Sugа — чистый, святой или осетинского су^аг — святой, приписывали сооружение города аланам [2, с. 122-123; 3, с. ^ХУП-^ХХ]. Ю. А. Кулаковский сомневался в достоверности приписок [4, с. 70-73].

Однако эта дата не подтверждается другими письменными источниками. В процессе раскопок на территории Сугдеи не выявлены культурные слои или постройки ранее последней четверти VII в. [5, с. 194]. Первое достоверное упоминание города содержится в написанной в конце VII в. «Космографии» Равеннского анонима конца VII в., где назван Сугдабон — Sugdabon [6, р. 176].

Вероятно, город основали сугды, переселившиеся под давлением хазар в Юго-Восточный Крым. Так византийцы именовали низовых прикубанских адыгов [7, с. 100]. Наиболее ранней печатью из найденных в Судаке является мо-ливдовул 696/697 гг. Кириака апоипата и главного лагофета Константинополя [8, с. 120-121]. К первой половине VII в. Е. В. Степанова отнесла четыре новых печати из Судака с крестовидной монограммой [9, с. 171, 172, рис. 1,2]. Однако, по мнению В. Зайбта2, буквы монограммы на одной из печатей типичны для всего VII в., на другой — для конца VII в., а на двух других — для VIII — начала IX вв. [10, S. 166-168].

В первой половине VIII в., благодаря динамичному росту экономики Восточного Крыма, Сугдея стала важным хазарским торговым портом региона. Вероятно, в начале столетия хазары создали в городе таможню. В акватории порта найдено свыше 400 византийских печатей VIII-XII вв. Опубликованные В. С. Шандровской упомянутая печать Кириака и печати главных коммеркиариев апотеки Онориады, Пафла-гонии и побережья Понта императорского волнитора Анастася и ипата Иоанна периода совместного правления Льва III и Константина V 720-741 гг., «императорских коммеркий епархий богохранного императорского Опсикия» 745/746 гг. говорят о

1 Статья выполнена в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки РФ № 33. 5156. 2017/БЧ по теме «Византийское присутствие в Крыму: политический, экономический и культурный аспекты».

2 Я благодарен профессору Венского университета В. Зайбту за консультацию

ведении Сугдеей прямой торговли с Константинополем и другими византийскими портами Малой Азии [11, р. 86-90; 8, с. 120-122].

В VIII в. Константинопольский патриарх учредил в городе епархию. Ее епископ Стефан участвовал в Седьмом Вселенском Никейском Соборе в 787 г., на котором временно победили иконопочитатели. Подпись епископа Стефана есть в протоколе пятого заседания: «Eт8фavog, аха^ю^ етаколюд ло^еюд Zouy5aюv [12, р. 137] — Стефан, недостойный епископ города Сугдайского» [3, с. ^ХШ]. Однако в нотациях Вселенских Соборов епархия Сугдеи впервые упомянута в ^ййа 7 свода Жана Даррузеса [13, р. 31,232], составленной в 920 г. [14, с. 427], как входящая в Зихскую автокефальную епархию [13, р. 274].

B. Г. Васильевский считал, что протоколы Седьмого Вселенского Собора подписал исповедник Стефан, основавший в Сугдее епископскую кафедру в годы правления Константина Копронима (741-775 гг.) [3, с. ^ХШ], именуемый после канонизации Святитель Стефан исповедник, архиепископ Сугдейский (Сурожский). В датированной 15 декабря 1318 г. приписке на полях Сугдейского Синаксаря говорится о праздновании в городе 15 декабря дня памяти святого Стефана исповедника, архиепископа Сугдейского, который «просветлил сугдейцев и сделал (горожан) христианами» [1, Е.131(141)]. Самое раннее сообщение о Св. Стефане Сугдейском содержится в Мино-логии, составленном в конце X или в начале XI вв. В нем, после рассказа о мученичестве Стефана Нового, сказано о высылке в Сугдею Стефана. По мнению М.-Ф. Озепи, его изгнали в Сугдею после смерти в ноябре 765 г. Стефана Нового [15, с. 326].

Жизнь и деяния Св. Стефана описаны в житии, вероятно, составленном в конце VIII в. или в начале IX в. вскоре после его кончины [16, р. 110]. В. Г. Васильевский опубликовал обнаруженную в Сугдейском синаксаре краткую греческую версия жития святого Стефана Сугдейского [17, с. 623]. В ней много несообразностей. Патриарх Герман, отправленный в 730 г. в отставку Львом Исаврийским, назван современником Льва Армянина (813-820 гг.). Если по более достоверному тексту Минология Стефана Сугдей-ского, обличавшего императора-иконоборца Константина, вначале заточили в тюрьму, а потом изгнали в Судак, где он стал епископом, то в греческой версии Стефан сперва занял уже существовавшую в Сугдее епископскую кафедру, затем прибыл в Константинополь для борьбы с иконоборцами [3, с. СКУШ, CCXVШ-CCXXШ; 18, р. 114, п. 8].

Изданная В. Г. Васильевским славянская версия жития Св. Стефана Сурожского еще менее достоверна [3, с. ССХХШ-ССКХ]. По меткому определению В. Г. Васильевского, она является компилятивным произведением русского книжника XV в. Анализируя ее текст, В. Г. Васильевский выявил в нем большие заимствования из Духовного Луга Иоанна Мосха (VII в.), житий Иоанна Златоуста и Петра митрополита, искажения исторических событий и измышления автора. Например, в житии говорится об убийстве Львом Исавром в 730 г. сына императора Феодосия III. Тогда как по Феофану и Никифору Феодосий в 717 г. отрекся от престола и вместе с сыном принял посвящение в клир [19, р. 390, 19-26; 20, р. 121, 52, 19; 21, с. 309]. Жена Константина Ирина названа Феодорой, дочерью Керченского царя [3, с. CCXXIII-CCLXV]. Скорее всего, автор славянской версии вымыслил и эпизод о походе спустя несколько лет после смерти Стефана в Крым русского князя Новгорода Бравлина. Этот эпизод отсутствует в греческой редакции. Да и город Новгород в то время еще не существовал.

C. А. Иванов переиздал славянскую версию жития Св. Стефана Сурожского и сравнил его текст с малоизвестной армянской версией жития [22, с. 310-316; 16, р. 109-167]. По его мнению, армянский текст входил в рукописный древнеармянский Айсмавурк (синаксарь), написанный в Сугдее. По словам С. А. Иванова, армянская версия жития полнее известных греческой и славянской версий. Он предположил,

что поскольку армянский агиограф подчеркнул благочестие иконоборца Константина V Копронима, то греческий оригинал жития возник в иконоборческую эпоху [22, c. 31G]. Однако использование в житии ревностного иконопочитателя эпитета благочестивый по отношению к одному из инициаторов иконоборчества скорее свидетельствует о поздней дате армянской версии жития. Армянский агиограф, за давностью лет, видимо, и не знал обо всех реалиях борьбы с иконами в Византии.

А. Бозоян изучил происходящие из Каффы и Сугдеи рукописи армянской версии жития и составил и опубликовал его целостный текст [23, p. S7-1G7], а Т. Э. Саргсян перевела этот текст на русский язык [24, c. 2S2-293].

Все исследователи отмечают наличие искажения хронологии изложенных событий в текстах всех версий. В армянской версии жития также много несообразностей, как и в греческой, и в славянской. Согласно армянскому житию, Стефан в 1S лет прибыл в Константинополь и встретился с патриархом Германом (715-73G гг.). Через 17 лет, когда Стефану исполнилось 35, умер епископ Сугдеи, и знатные горожане обратились с просьбой к патриарху Герману и императору Феодосию III Андрамандину (715-717 гг.) прислать нового епископа. Стефана рукоположили в епископы. Правда, в Константинополе патриархом был уже Анастасий (73G-754 гг.), а Лев III Исавр незадолго до кончины (в 741 году) отправил Стефана в тюрьму. Из тюрьмы Стефана отпустил Константин V Копроним (71S-775). Если в цитированном выше Миноло-гии шла речь о Св. Стефане Сугдейском, то его в 59 лет освободили из тюрьмы и послали в Сугдею в 765 г. Судя по армянской версии Св. Стефан скончался в 7G лет (в 7S6 г.) и не мог в 7S7 г. подписать протокол Седьмого Вселенского Собора [23, p. 1G4]. Армянский агиограф засвидетельствовал миссионерскую деятельность святого среди местных язычников (булгар, сугдов и хазар).

В славянской и армянской версиях правителем Сугдеи назван Юрий или Георгий по прозвищу Тархан [22, c. 314]. Вероятно, он подчинялся "ha-пакиду" Боспора-Керчи — наместнику хазарского кагана [25, p. 116-117]. Очевидно, хазары оставили Сугдею до S73 г. В последней четверти IX в. город уже принадлежал Византии [4, c. 222].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. NucTaZonoúXou M. Г. H ev TaupiKrç Xepcovqcœ nôkç EouySaía anó тои 1Г' дехрг тои IE' aiœvoç Aôrçvai, 1965.

2. Брун Ф. К. Черноморские готы и следы долгого их пребывания в Южной России II Чер-номорье. Ч. II. Одесса, 1SSG.

3. Васильевский В. Г. Житие Св. Стефана Сурожского II Труды. Петроград, 1915. Т. 3.

4. Кулаковский Ю. А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии. СПб.: Алетейя, 2GGG.

5. Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь, 1999.

6. Ravennatis anonymi cosmographia et Guidonis geographica: ex libris manu scriptis by Geogra-phus Ravennas; Guido, geographical writer I Eds. G. Parthey, M. Pinder. Berolini, 1S6G.

7. Гадло А. В. Византийские свидетельства о Зихской епархии как источник по истории Северо-Восточного Причерноморья II Из истории Византии и византиноведения. Л., 1991.

S. Шандровская В. С. Таможенная служба в Сугдее VII-X вв. II Византия и средневековый

Крым. Симферополь, 1995. 9. Степанова Е. В. Судакский архив печатей II Археология Крыма. Симферополь, 1997. Вып. II. 1G. Seibt W., Zarnitz. M.-L. Das byzantinische Bleisiegel als Kunstwerk. Wien, 1997.

11. Sandrovskaja V. Die Funde der byzantinischen Bleisiegel in Sudak II Studies in Byzantine Sigilography. Washington, 1993. Vol. 3.

12. Mansi J. D. Sacrorum Cbnciliorum nova et amplissima collectio. 175S-179S. Graz, 196G-1962. T. XIII.

13. Darrouzès J. Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 19S1.

14. Цукерман К. Политика Византии в Северном Причерноморье по данным Notitiae еpiscоpatuum II МАИЭТ. 2G1G. Вып. XVI.

15. Auzépy M.-F. Gothie et Crimée de 750 à 830 dans les sources ecclésiastiques et monastiques grecques // МАИЭТ. 2000. Вып. VII.

16. Ivanov S. The Slavonic Life of Stefan of Surozh // La Crimée entre Byzance et le Khaganat Khazar / Ed. C. Zuckerman. Paris, 2006.

17. Антонин. Заметки XII-XV века относящиеся к крымскому городу Сугдея (Судак), приписанные в греческом синаксаре // ЗООИД. Одесса, 1863. T. V.

18. Sevcenko I. Hagiography in the iconoclast period // Iconoclasm / Eds. A. Bryer, J. Herrin. Birmingham, 1977.

19. The Chronicle of Theophanes Confessor: Byzantine and Near Eastern History AD 284-813 / Text, tr. and com. by C. Mango, R. Scott. Oxford, 1997.

20. Nikephoros patriarch of Constantinopole short history / Text, tr. and com. by C. Mango. Washington, 1990.

21. Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 1996. Т. III.

22. Иванов С. А. Древнеармянское Житие Стефана Сурожского и хазары // Хазары. Евреи и славяне. Иерусалим, М., 2005. Т. 16.

23. Воzоуаn А. Lа Vie Armenienne de Saint Etienne de Sougdai // La Crimée entre Byzance et le Khaganat Khazar / Ed. C. Zuckerman. Paris, 2006.

24. Саргсян Т. Э. Житие Стефана Сурожского в армянских манускриптах // Бахчисарайский историко-археологический сборник. Симферополь, 2008. Вып. 3.

25. Golb N., Pritsak O. Khazarian Hebrew Documents of the Tenth Century. Ithaca, London, 1982.

REFERENCES

1. NucxaZonoûXou M. Г. H sv Таиржц Xepoov^om nôXiç Eovyôaia апо тои 1Г' ^.éxpi тои IE' aimvoç. Athenai, 1965.

2. Brun F. K. Chernomorskie goty i sledy dolgogo ih prebyvanija v Juzhnoj Rossii. Chernomor'e, Odessa, 1880, Part II.

3. Vasil'evskij V. G. Zhitie Sv. Stefana Surozhskogo. Vasil'evskij V. G. Trudy, Petrograd, 1915, T. 3.

4. Kulakovskij Ju. A. Izbrannye trudypo istorii alanov i Sarmatii. S-Petersburg, Aletejja Publ., 2000.

5. Ajbabin A. I. Jetnicheskaja istorija rannevizantijskogo Kryma. Simferopol, 1999.

6. Parthey G., Pinder M. (Eds.). Ravennatis anonymi cosmographia et Guidonis geographica: ex libris manu scriptis by Geographus Ravennas; Guido, geographical writer. Berolini, 1860.

7. Gadlo A. V. Vizantijskie svidetel'stva o Zihskoj eparhii kak istochnik po istorii Severo-Vostochnogo Prichernomor'ja. Iz istorii Vizantii i vizantinovedenija, Leningrad, 1991.

8. Shandrovskaja V. S. Tamozhennaja sluzhba v Sugdee VII-X vv. Vizantija i srednevekovyj Krym, Simferopol, 1995.

9. Stepanova E. V. Sudakskij arhiv pechatej. ArheologijaKryma, Simferopol, 1997, Vol. II.

10. Seibt W., Zarnitz. M.-L. Das byzantinische Bleisiegel als Kunstwerk. Wien, 1997.

11. Sandrovskaja V. Die Funde der byzantinischen Bleisiegel in Sudak. Studies in Byzantine Sigil-ography, Washington, 1993, Vol. 3.

12. Mansi J. D. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio. 1758-1798. Graz, 1960-1962, T. XIII.

13. Darrouzès J. Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981.

14. Cukerman K. Politika Vizantii v Severnom Prichernomor'e po dannym Notitiae episcopatuum. Materialy po arheologii,istorii i jetnografii Tavrii, Simferopol, 2010, Vol. XVI.

15. Auzépy M.-F. Gothie et Crimée de 750 à 830 dans les sources ecclésiastiques et monastiques grecques. Materialy po arheologii,istorii i jetnografii Tavrii, Simferopol, 2000, Vol. VII.

16. Ivanov S. The Slavonic Life of Stefan of Surozh. Zuckerman C. (Ed.), La Crimée entre Byzance et le Khaganat Khazar, Paris, 2006.

17. Antonin. Zametki XII-XV veka otnosjashhiesja k krymskomu gorodu Sugdeja (Sudak), pripisannye v grecheskom sinaksare. Zapiski Odesskogo obshhestva istorii i drevnostej, Odessa, 1863, T. V.

18. Sevcenko I. Hagiography in the iconoclast period. Bryer A., Herrin J. (Eds.), Iconoclasm, Birmingham, 1977.

19. The Chronicle of Theophanes Confessor: Byzantine and Near Eastern History AD 284-813, Text, tr. and com. by C. Mango, R. Scott, Oxford, 1997.

20. Nikephorospatriarch of Constantinopole short history, Text, tr. and com. by C. Mango, Washington, 1990.

21. Kulakovskij Ju. A. Istorija Vizantii. S-Petersburg, 1996, T. III.

22. Ivanov S. A. Drevnearmjanskoe Zhitie Stefana Surozhskogo i hazary. Hazary. Evrei i slavjane, Ierusalim, Moscow, 2005, T. 16.

23. Vozouan A. La Vie Armenienne de Saint Etienne de Sougdai. Zuckerman C. (Ed.), La Crimée entre Byzance et le Khaganat Khazar, Paris, 2006.

24. Sargsjan T. Je. Zhitie Stefana Surozhskogo v armjanskih manuskriptah. Bahchisarajskij istor-iko-arheologicheskij sbornik, Simferopol, 2008, Vol. 3.

25. Golb N., Pritsak O. Khazarian Hebrew Documents of the Tenth Century. Ithaca, London, 1982.

Айбабин А. И. Хазарская Сугдея Резюме

Расположенный на юго-восточном побережье Крыма портовый город греки называли EouySaïa или EouySaia — Сугдайя или Сугдея. Первое достоверное упоминание города содержится в написанной в конце VII в. «Космографии» Равеннского анонима конца VII в., где назван Сугдабон — Sugdabon.

Вероятно, город основали сугды, переселившиеся под давлением хазар в Юго-Восточный Крым. В первой половине VIII в., благодаря динамичному росту экономики Восточного Крыма, Сугдея стала важным хазарским торговым портом региона. Вероятно, в начале столетия хазары создали в городе таможню. В акватории порта найдено свыше 400 византийских печатей VIII-XII вв., которые свидетельствуют о ведении Сугдеей прямой торговли с Константинополем и другими византийскими портами Малой Азии. В VIII в. Константинопольский патриарх учредил в городе епархию. Ее епископ Стефан участвовал в Седьмом Вселенском Никейском Соборе в 787 г., на котором временно победили иконопочитатели. В славянской и армянской версиях Жития Св. Стефана Сурожского правителем Сугдеи назван Юрий или Георгий по прозвищу Тархан. Вероятно, он подчинялся "ha-пакиду" Боспо-ра-Керчи — наместнику хазарского кагана. Очевидно, хазары оставили Сугдею до 873 г. В последней четверти IX в. город уже принадлежал Византии.

Ключевые слова: Сугдея, епархия, Стефан Сурожский, «Космография», хазары, тархан.

Aibabin A. I. Khazarian Sougdaia Summary

The Greeks called the port town located in the south-eastern shore of the Crimea Sougdaia (EouySaïa or EouySaia). The first reliable account of the city occurred in the Cosmography by an anonymous author of Ravenna from the late seventh century and called it "Sugdabon."

The city was probably founded by the Sougdoi, who migrated to the South-Eastern Crimea due to Khazars' pressure. In the first half of the eight century, dynamically growing economy of the Eastern Crimea made Sougdaia an important commercial port of the Khazars in the area. In the early eight century, the Khazars probably created their customs in the city. There are more than 400 Byzantine seals from the eighth to twelfth century discovered in the water area of the port, supplying evidence of Sougdaia's direct trading with Constantinople and other Byzantine ports in the Asia Minor. In the eight century, the Patriarch of Constantinople established the bishopric of the city. Its Bishop Stephen participated in the Seventh Ecumenical Council of Nicaea in 787, where the iconophiles gained the upper hand. Slavonic and Armenian versions of the Life of St. Stephen of Sougdaia (Surozh) inform of the city leader Yurii or George nicknamed Tarkhan. Perhaps he was subordinated to the "HMQR" ("ha-paqid") of Bosporos (Kerch), the governor from the Khazarian Khagan. The Khazars obviously left Sougdaia prior to 873 AD. In the last quarter of the ninth century, the city was the possession of Byzantium.

Keywords: Sougdaia, bishopric, Stephen of Sougdaia, Cosmography, Khazars, tarkhan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.