ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
II
задачи) / С.Д. Неверкович. - М.: ГЦОЛИФК, 1988. - 66 с.
2. Некрасов, Д.Н. Учебно-исследовательская деятельность студентов как средство успешной реализации обновленных стандартов среднего профессионального образования/Д.Н. Некрасов// Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе. Кн. 1. - СПб., 2002.
3. Платонов, К.К. Структура развития личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
4. Управление качеством образования: проблемы и перспективы: тез. науч.-практ. конф. / под ред. О.Л. Назаровой. - Магнитогорск: РИО МГППК, 2002. - 133 с.
5. Чистякова, Л.А. Развитие познавательной активности студентов колледжа физической культуры как педагогическая проблема / Л.А. Чистякова, Ж.Г. Аристова // Современные технологии образования: сб. науч. тр. 2-й межрегион. заочной науч.-практ. конф. / МППК. - Магнитогорск, 2004. - С. 204-208.
6. Шацкий, Т.С. Избранные педагогические сочинения /Т.С. Шацкий. - М.: Педагогика, 1982. - 447 с.
Bibliography
1. Neverkovich S.D. Means and methods of activation of cognitive activity (business games, educational-cognitive tasks). (In Russian) / S.D. Neverkovich. - Мoscow: SCOLIPC, 1988. - 66 P.
2. Nekrasov D.N. Educational-research activity of students as a method of effective realization of modernized standards of secondary vocational training. (In Russian) / D.N. Nekrasov // Problems of pedagogical innovations at professional school. Book 1. - St.-Petersburg, 2002.
3. Platonov K.K. Structure of personal development. (In Russian) / K.K. Platonov. - Moscow: Nauka, 1986. - 254 P.
4. Control of quality of education: problems and perspectives: book of abstracts of scient.-pract. conf. (In Russian) / Ed. by O.L. Nazarova. - Magnitogorsk: MSPPC, 2002. - 133 P.
5. Chistyakova L.A. Development of cognitive activity of students of college of physical culture as a pedagogical problem. (In Russian) / L.A. Chistyakova, Zh.G. Aristova // Modern educational technologies: proceedings of the 2nd interregional external scient.-pract. conf. / MPPC. - Magnitogorsk, 2004. - P. 204-208.
6. Shatsky T.S. Selected pedagogical works. (In Russian) / T.S. Shatsky. - Moscow: Pedagogika, 1982. - 447 P.
Информация для связи с автором:
Тел. раб. 237-05-66
Поступила в редакцию 12.09.2009 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 796.011
ХАТХА-ЙОГА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И.А. Сидоренко
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
Средства гимнастики, безусловно, наиболее эффективны в физическом воспитании подростков. Они оказывают значительное влияние на их здоровье и развитие физических качеств. В последние годы ряд специалистов по гимнастике рекомендуют включать в уроки гимнастики нетрадиционные виды упражнений для повышения интереса к занятиям. Хатха-йога - один из них.
Цель данного исследования - изучение влияния занятий Хатха-йогой на физическую подготовленность занимающихся.
Основное различие между упражнениями йоги и обычными физическими упражнениями состоит в том, что для выполнения последних требуется больше физического напряжения, а в упражнениях йоги, наоборот, нет движений, требующих большого физического напряжения.
Упражнения Хатха-йоги на уроках гимнастики и некоторые ее элементы (комплекс «Сурья Намаскар», или «Здравствуй, Солнце!») проводились на уроках, включающих спортивные игры, элементы единоборств и легкой атлетики в качестве разминки. Как показал наш опыт, они позволяют полноценно решать задачи физического воспитания школьников.
Методы и организация исследования. Исследование проводили на базе МОУ СОШ № 121 г. Челябинска. В нем приняли участие 96 девочек и мальчиков 8-9-х классов (13-15 лет).
В экспериментальных классах в уроки гимнастики были включены статические упражнения Хатха-йоги; в контрольных классах учащиеся занимались основной гимнастикой по школьной программе. Эксперимент проходил в 2005/2006 учебном году. В начале и в конце
эксперимента проводилось контрольное тестирование физической подготовленности школьников среднего возраста, кроме того, оценивали умственную работоспособность детей по корректурной пробе В.Я. Анфи-мова, а также определяли влияние асан на повышение устойчивости к гипоксии с использованием пробы с задержкой дыхания (Штанге, Генче) и ЖЕЛ с помощью спирометрии. Для определения эффективности асан Хатха-йоги использовали анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Заключение. Эксперимент, проведенный со школьниками 8-9-х классов МОУ СОШ № 121 г. Челябинска, показал, что учебный материал усваивается быстрее, так как применение на уроках гимнастики асан Хатха-йоги позволяет лучше осваивать упражнения по сравнению с общепринятой практикой; улучшаются физическая подготовленность, функциональное состояние кисло-родтранспортной системы (увеличивается устойчивость к гипоксии согласно результатам проб Штанге и Генче, ЖЕЛ, умственная работоспособность (по методике В.Я. Анфимова). Включение комплекса «Сурья Намаскар» («Здравствуй, Солнце!») в качестве разминки на уроках спортивных игр, легкой атлетики, элементов единоборств позволяет подготовить мышечно-связочный аппарат к предстоящим нагрузкам и способствует улучшению физической подготовленности.
Таким образом, занятия Хатха-йогой - отличное средство физического воспитания школьников.
Информация для связи с автором:
Тел. 8(3512)370-565, e-mail: uralgufk@mail.ru
Поступила в редакцию 13.05.2009 г.
№ 1 • 2010 Январь | January
25