базу, что и игра. Но не все дети интерпретируют состязание как игру, о чем свидетельствует вариант предложения «...было поменьше состязаний» (9%) . Для многих детей с заниженной самооценкой состязание ассоциируется с «возможностью» потерпеть неудачу [2].
Следующие позиции разделили предложения: «.другие дети поддерживали меня»
(11,3%); «.на меня поменьше обращали внимание» (10,2%); «.учитель чаще обращал на меня внимание» (7,9%); «.учитель был более требователен к детям» (7,9%).
Учитывая результаты анкетирования школьников, можно предположить, что программу снижения дезадаптации и формирования адаптивного поведения необходимо выстраивать в комфортной психологической среде, на основе фацилитации педагогических отношений в ситуации успеха с использованием игровых методов.
Обобщая результаты социологического опроса, сформулируем главный вывод. Девиантная активность в современном детском социуме является преимущественно результатом дезадап-тивных процессов, провоцируемых окружающей социальной средой. С одной стороны, отклоняющееся поведение характеризуется состоянием вялости, беспомощности, с другой - агрессией, неконтролируемым, импульсивным поведением.
Полагаем, что учет и реализация естественных потребностей детей в организованной двигательной активности должны осуществляться в коммуникативной среде, где процессы физического воспитания сочетаются с формированием
навыков адаптивного поведения.
Литература
1. Баюкова Н.О. Педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде: дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2007. - 179 с.
2. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 240 с.
3. Жуков М.Н. Социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2005. - 370 с.
4. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Самара, 2009. - 48 с.
5. Миннегалиев М.М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: дис. ... канд.пед. наук. - Уфа, 2004. - 202 с.
6. Нестер Н.А. Реализация свободы в саморегуляции социально-дезадаптированного поведения подростков: дис. ... канд. психол. наук. - Тобольск, 2005. - 220 с.
7. Садым А.М. Формирование когнитивных компонентов саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста средствами физического воспитания : дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2009. - 247 с.
8. Синяева А.А. Методика физического воспитания младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению: дис. . канд. пед. наук. - М., 2008. -172 с.
9. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.
Гудков Юрий Эдуардович, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры Института физической культуры и спорта Дальневосточного государственного университета.
Gudkov Yuriy Eduardovich, senior teacher of department of bases of physical culture, Institute of physical culture and sports of Far-Eastern State University.
Ph. 89024810629, e-mail: [email protected]
УДК 796
АЛ Дерябина, ЕА. Жигаленко Развитие гибкости у людей зрелого возраста в процессе занятий xатха-йогой
Уровень развития гибкости наряду с другими показателями определяет уровень здоровья человека. Разработаны и обоснованы новые подходы к содержанию оздоровительных занятий для людей зрелого возраста.
Ключевые слова: гибкость, зрелый возраст, двигательная активность, оздоровительная гимнастика, йога, модель.
A.L.Deryabina, E.A. Zhi'ga/enko Development of flexibility of people of mature age at hathka-yoga classes
The level of flexability development together with other indicators determines the persons’ level of health. New approaches to the contents of recreational activities for people of mature age have been developed and specified.
Key words: flexibility, mature age, motor activity, health-improving gymnastics, yoga, model.
Двигательная активность и занятия физиче- ни. При этом для каждого этапа возрастного
скими упражнениями оздоровительной направ- развития характерны определенные особенности
ленности необходимы на протяжении всей жиз- проведения занятий и их направленность. На-
2010/13
пример, до 35-40 лет, когда в организме превалируют процессы ассимиляции, занятия должны иметь развивающую направленность, а после 40 лет - в основном сохраняющую здоровье [6].
Зрелость - самый длительный для большинства людей промежуток жизни. Понятие «зрелый возраст» можно разделить на два периода:
1-й период: 22-35 лет (мужчины) и 21-35 лет (женщины);
2-й период: 36-60 лет (мужчины) и 36-55 лет (женщины).
В зрелом возрасте занятия оздоровительной гимнастикой способствуют предупреждению возрастных заболеваний, сохранению жизненно важных умений и навыков, поддержанию жизненного тонуса, снижению тугоподвижности суставов и замедлению темпов возрастного снижения работоспособности. В таком возрасте важно стимулировать все виды двигательных качеств, особенно гибкость, на фоне ограничения скоростных упражнений [2, 5, 8].
Г ибкость зависит от подвижности суставов, а подвижность суставов от их строения, состояния и эластичности прилегающих мышц и связок. Амплитуда движений в суставе чаще всего ограничивается тем, что мышцы - антагонисты и их сухожилия имеют недостаточную эластичность.
С возрастом изменяется химический состав соединительно-тканных образований (мышц, фасций, сухожилий, связок и суставных сумок), происходит кальцинация и дегидратация тканей (потеря жидкости). Это приводит к увеличению числа водородных связей, то есть к снижению эластических свойств, которое лимитирует гибкость человека.
Особенно сильно с возрастом изменяется позвоночник. В городских условиях он часто почти бездействует, выполняя только опорную функцию, в результате грубеет, истончается и деформируется хрящ межпозвонковых дисков, многочисленные связки разрастаются и сплетают позвонки, ограничивая их подвижность.
Избыточное количество стрессовых нагрузок информационного и эмоционального характера приводит современного человека к «хронической усталости», поэтому поиск форм оздоровительной физической культуры, где активно используются упражнения на расслабление для ликвидации нервно-психического истощения, не прекращается.
По мнению специалистов, восточная оздоровительная гимнастика хатха-йога - это система воспитания здорового тела и здоровой психики с помощью физических упражнений, глу-
бокого дыхания, релаксации, психотерапии, режима питания и очищения [4]. Все это и определяет интерес к ней исследуемой категории населения.
Первая волна интереса к хатха-йоге поднялась в России, как и в некоторых других странах, в начале ХХ в. Однако научных исследований, предметом которых были бы содержание и методика преподавания хатха-йоги, сравнительный анализ с другими формами оздоровительной гимнастики, в частности для людей зрелого возраста, явно недостаточно.
Противоречие между назревшей социальной потребностью в укреплении и сохранении здоровья, а гибкость позвоночника и подвижность суставов находятся в неразрывной связи с общим здоровьем людей зрелого возраста, и недостаточной разработанностью содержания оздоровительных занятий с таким контингентом определило цель исследования.
Цель исследования: разработать и обосновать модель учебно-тренировочного процесса, направленного на развитие гибкости у людей зрелого возраста в процессе занятий хатха-йогой.
В исследовании в течение года принимали участие мужчины и женщины в возрасте от 32 до 42 лет, занимающиеся йогой в фитнес-клубах г. Читы. Продолжительность одного занятия составляла 1,5 часа, в недельном цикле 3 занятия.
В контрольной группе использовалась общепринятая индийская методика преподавания хатха-йоги, для которой характерно выполнение набора «асан», представляющих собой канонизированные, типичные для йоги позы, с задержкой в каждой позе от нескольких секунд до минуты и более с медленным переходом от одной позы к другой. Как правило, упражнения выполнялись с низкой интенсивностью с использованием принципа абсолютного сосредоточения на конечном результате своих действий, а также соблюдения правил выполнения упражнений (последовательность и дыхание).
В результате анализа современных источников и собственного опыта в структуру разработанной нами модели учебно-тренировочного процесса вошли следующие группы упражнений:
1. «Марма-вьяяма» - разминка с использованием суставной гимнастики, разогревающих и подводящих упражнений. В процессе выполнения подводящих упражнений в суставах выделяется необходимое количество синовиальной жидкости, что в дальнейшем отражается на подвижности суставов и улучшении гибкости.
2. Гимнастические упражнения, которые представляют собой непрерывно выполняемые движения, объединенные в комплекс «Сурья Намаскар» - «Приветствие Солнцу». Он основан на дыхательном ритме и определенной последовательности вдохов и выдохов при выполнении асан [1, 3].
3. Статико-силовые упражнения, направленные на повышение мышечного тонуса, укрепление мышц, коррекцию телосложения. Базовыми являются упражнения с использованием в качестве отягощения массы собственного тела, например: «Чатуранга Дандасана» (упоры с разной постановкой рук).
4. Упражнения на координацию, включающие балансовые позы в основном на одной ноге, например, «Ардха Чандрасана» - поза «полумесяца» и др.
5. К корригирующим упражнениям, направленным на устранение нарушений осанки и укрепление мышечного корсета туловища, относятся различные наклоны («Пасчимоттанасана» - наклон к прямым ногам из положения сидя), прогибы («Шалабхасана» - поза «саранчи»), скрутки, упражнения для мышц живота («Пари-пурна Навасана» - поза «лодки»).
6. Растягивающие упражнения, способствующие улучшению гибкости, эластичности мышц и сухожилий, а также расширению двигательных возможностей занимающихся. Эта группа включает множество упражнений для плечевых и тазобедренных суставов, подвижности позвоночника, различные растягивающие упражнения для мышц ног (шпагаты, наклоны). Всегда подводящие упражнения предшествуют фиксации в основном растягивающем упражнении. Особое внимание следует обращать на технику безопасности при выполнении этих упражнений. Чем выше уровень гибкости человека, тем ниже вероятность травмы.
7. Дыхательные упражнения помимо воздействия на функции дыхания и ускорение процессов восстановления способствуют улучшению работы органов брюшной полости, профилактике заболеваний дыхательной системы, а также оказывают психорегулирующее влияние. К данной группе относятся «полное йоговское дыхание» (брюшное и диафрагмальное дыхание), «дыхание Уджайи» (через полузакрытую голосовую щель), «Нади-шодхана» (дыхание попеременно разными ноздрями) и другие.
8. Упражнения на расслабление формируют навык «прогрессирующего расслабления» отдельных звеньев тела. Сочетание таких упраж-
нений с осознанным дыханием способствует снятию психологической нагрузки, укрепляет нервную систему и положительно влияет на развитие качества гибкости. Упражнения на расслабление должны находятся в органическом единстве со статико-динамическими упражнениями [9, 10].
Таким образом, к особенностям предложенной нами методики следует отнести то, что на занятиях уделялось особое внимание «марма-вьяяме» - суставной гимнастике и разминке с акцентом на подводящие упражнения [7]. В основном индийские школы хатха-йоги не занимаются марма-вьяямами, их практика носит статический характер без первоначальной физической разминки. Разные варианты гимнастического комплекса («Сурья Намаскар»), статикосиловые и корригирующие упражнения, упражнения на растягивание выполнялись в динамичном темпе с фиксациями, что не типично для других методик. Такой стиль характерен для тибетской школы йоги, и это связано с холодным климатом в горах Тибета [7], он вполне применим и в нашем регионе.
Для оценки гибкости использовались тесты, описанные В.М. Смолевским (1979), позы «угла», «саранчи» и другие, имеющие место в практике специалистов по хатха-йоге. Тестировались состояние и изменения таких показателей гибкости, как подвижность в плечевых и тазобедренных суставах, гибкость позвоночника и растянутость, эластичность мышц ног.
Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым, она измерялась в угловых градусах или в линейных мерах.
В результате проведенного исследования было выявлено, что внедрение разработанной нами модели привело к достоверному улучшению показателей гибкости у людей зрелого возраста, занимающихся хатха-йогой.
Значительно изменились показатели подвижности плечевых суставов, так, в тестах «отведение рук» прирост составил в среднем 7 градусов, в то время как в контрольной группе лишь 1,8 градуса. Явно улучшились результаты в тестах, отражающих эластичность мышц задней поверхности бедра. Прирост составил 7,17 см, а в контрольной группе - 2 см. Достоверно изменились показатели гибкости позвоночника в тестах «прогиб из положения, стоя на коленях» и поза «саранчи», а также подвижности тазобедренных суставов в шпагатах.
2010/13
Заключение. Осмысление сути йоги с позиций сегодняшних представлений о единстве физического и психического в человеке позволяет использовать элементы хатха-йоги, не насыщая занятия познанием системы в целом, что неизбежно предполагает следование философии йоги.
С помощью хатха-йоги успешно решаются задачи укрепления здоровья, гармонического развития организма, осуществления контроля над телом. Такие занятия вырабатывают волю и уверенность в себе, улучшают настроение, повышают жизненный тонус и работоспособность. Все это позволяет рекомендовать данную систему оздоровительной физической культуры людям зрелого возраста.
Полученные в ходе исследования экспериментальные данные позволяют утверждать, что модель учебно-тренировочного процесса, направленного на развитие качества гибкости, где особое внимание уделяется разминке с использованием суставной гимнастики и подводящих упражнений, статико-силовым и корригирующим упражнениям, упражнениям на растягивание и расслабление, действительно эффективна применительно к зрелому возрасту и климатическим условиям Забайкалья.
Основные положения работы могут найти применение в профессиональной деятельности специалистов в области оздоровительной физической культуры и фитнеса, в физкультурнооздоровительной работе с другим контингентом населения, а также для развития гибкости у представителей различных видов спорта.
Литература
1. Айенгар Г.С. Йога: жемчужина для женщин: практическое руководство. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 448 с.
2. Алтер М.Дж. Наука о гибкости: учеб. пособие. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 424 с.
3. Бюнеманн Г. Восемьдесят четыре асаны йоги. Исследование традиции: науч.-попул. издание. - М.: Ритамбхара, 2009. - 198 с.
4. Викторов В. Исцеление без лекарств. Индийская гимнастика Хатха-йога: учеб. пособие. - СПб.: Эго, 1991. -160 с.
5. Лечебная физическая культура [Текст]: справочник / под ред. В.А. Епифанова. - М.: Медицина, 1987. - 528 с.
6. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика: учеб. для вузов. - М.: ФиС, 2009.- 432 с.
7. Мармавидья - наука о мармах. - URL: http//www.yogin.ru.
8. Пеганов Ю.А., Берзина Л.А. Позвоночник гибок, тело молодо. - М.: Советский спорт, 1991. - 80 с.
9. Сидоровнин Г. П. Восточная гимнастика. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2003. - 268 с.
10. Смит Д., Холл Д., Гиббс Б. Большая иллюстрированная энциклопедия йоги - М.: Эксмо, 2006. - 256 с.
Дерябина Анна Львовна - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.
Жигаленко Елена Андреевна - студентка факультета физической культуры Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.
Deryabina Anna L’vovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of faculty of physical culture of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University.
Рк 8 (302-2) -32-30-97, 8-914-515-79-79.
Zhigalenko Elena Andreevna - student of faculty of physical culture of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University.
Рк 8-914-455-07-76.
УДК 373
П.В. Дианов
Занятия по физической культуре в среднем специальном учебном заведении, направленные на формирование двигательной компетенции
Разработана и внедрена модульная рабочая программа по физической культуре для средних специальных учебных заведений. Модульная рабочая программа предусматривает формирование двигательной компетенции, повышение общей физической подготовленности и функциональных возможностей организма студентов.
Ключевые слова: надпрофессиональная компетентность, модульная рабочая программа, физическое развитие, физическая подготовленность, функциональные возможности.
Р.К Л/апог
Classes of physical culture in secondary educational establishment, directed on the formation of movement competence
The modular work program on Physical Culture for secondary educational establishments was worked out and applied. It provides formation of movement competence, improvement of general physical qualification and functional potentialities of students' organism.
Kew words: modular work program, level of physical training, functional potentialities, extravocational competence, physical development.