УДК 373.103.71
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (12-14 ЛЕТ) НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Старший преподаватель И. А. Сидоренко,
Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск. Контактная информация для переписки: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
Целью данной работы являлось определение эффективности влияния упражнений хатха-йоги на развитие гибкости у детей среднего школьного возраста и качество выполнения гимнастических упражнений. В исследовании принимали участие девочки и мальчики 6-7-х классов (12-14 лет), в количестве 100 человек. В экспериментальных 6-7-х классах в уроки гимнастики были включены динамические упражнения (виньясы) хатха-йоги, а в контрольных 6-7-х классах учащиеся занимались по основной гимнастике школьной программы. Упражнения хатха-йоги на уроках гимнастики и суставная гимнастика хатха-йоги на уроках спортивных игр, единоборств, легкой атлетики выполнялись в качестве разминки. В результате эксперимента у мальчиков и девочек 6-7-х экспериментальных классов отмечается статистически достоверное (р < 0,05) улучшение всех показателей гибкости. Отмечено, что улучшение гибкости позволяет более качественно осваивать гимнастические упражнения.
Ключевые слова: гибкость, хатха-йога, средний школьный возраст, виньясы, суставная гимнастика.
Актуальность. Гибкость - одно из основных двигательных качеств человека, связана с эластичностью мышц, связок, подвижностью суставов. Хорошая амплитуда движений избавляет подростков от мышечной скованности, улучшает осанку и манеру двигаться.
В. П. Платонов утверждает, что недостаточность подвижности в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению экономичности движений, часто является причиной повреждения мышц и связок [7]. А. В. Менхин свидетельствует, что при недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется про-
цесс освоения двигательных навыков, а некоторые вообще не могут быть освоены [6].
Hebbelink и Sigerseth на основании своих исследований установили, что гибкость также может играть важную роль в определении конечного результата соревновательных ситуаций. Опыт показывает, что адекватный уровень гибкости способствует оптимизации процесса усвоения, отработки и реализации качественного движения. Следовательно, целенаправленное увеличение или снижение диапазона движения в конкретных суставах в целях достижения оптимального уровня гибкости способствует улучшению определенных навыков [1].
Leard и Michel в своих исследованиях отмечают, что снижение уровня гибкости у детей пубертатного периода происходит вследствие быстрого роста костей по сравнению с увеличением длины мышц и сухожилий, что приводит к мышечно-сухожильной туго-подвижности суставов [1].
В общеобразовательных школах развитию гибкости на уроках физической культуры уделяется недостаточное внимание. В этой связи актуальным является внедрение эффективной системы для развития этого качества. По нашему мнению, наиболее эффективной системой является хатха-йога.
Хатха-йога - это часть йоги, которая направлена преимущественно на развитие физических и физиологических функций организма [5].
Эта система подкупает и тем, что, по мнению специалистов хатха-йоги [2, 4], работающих с детьми, важными преимуществами асан («поза», «положение тела» [3]) перед некоторыми формами физических упражнений являются следующие, они:
- способствуют улучшению кровообращения, что жизненно необходимо для надлежащего функционирования организма;
- стимулируют и поддерживают баланс эндокрин-
ныхжелез, которые контралируют рост к развми^ (организма;
- помогают наладить регулярный и безболезненный менстрральный цирлуневочек;
- увеличиоаюткролосоабжение ллс^л^г^;
- укрепляют нервную систему и помогают правильному развитию тела за счет активной проработки суста-вос;
-тснсоОстлрют длстсжнсжлиРко сти.
Исходя из вышеизложенного является актуальным внедренсе угфсжнени1 хртхт-йоги в увдсн фнзической кул в оРщноДранооачлльнрй сколе.
Цель исследования. Определить эффективность развития гибкости на уроках физической культуры у детей сррднхро окильелго возроттн 02(14 лет) с ил-поюьзовалиеш г^о^г^онюсио1хатхаМоги.
Метшды д овкaнвчaхРЯ иcтлeшoлвнй^р^ ние проводилось на базе МОУ СОШ № 121 города Челя-биснко, в коеоррн приюлк деетид и
ки Лт7-х класнов (12-14 леь), в аoличлcтну 1 КО че-свно.
Haшoпытеpоввдeнрр орокое Юс-ичтской —лью^-
с деньми лреднтло ш^с^лодга возхасчь с нием упражнений хатха-йоги показал, что дети 12-14 лет больше воспринимают энергичную деятельность в движении. Поэтому были подобраны упражнения дина-мичосконо хайтнтеоч (еиньеты).
Виньясы - это динамичный способ выполнения асан
то
В оклнлрилентанюных 6-7-х юасхах в рртки стики были включены упражнения (виньясы) хатха-йоги, а в контрольных 6-7-х классах учащиеся занима-лилтндаенoв нод грмнайрикт инольннй проираомы.
Е^ 1сана/^^ и в рон,е экапeкарeнтавлoвoдорocлкшв-трольное тестирование гибкости школьников среднего возраста, в котором определялись: подвижность пле-чвлтlx с^тарлв (сокрыт с гирлсcтичeнкoспaлклшcл), по-сижнонть позвонечникс (нalшюа во рет, с^л^); нлкнон в итopcшр, см; нарнон назсд о гимнлссичйской стены, см, подвижность тазобедренных суставов (удержа ние ннгл р хтю^н1 г радосы).
Пooюoнрaнсииаyчрниярpюрoв ииоаacликкмвl oшeнарaли сачестви о-вонния гимналтичесрнх рпран-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Рисунок1-Комплексупражнений «СурьяНамаскар»(«Здравствуй,Солнце!»)
1 2 3 4 5
7 8 9 К) 11 12 13 14 15
-л ¿ьлМ'М—
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
у.— * -К^^к
27 28
29 30 31 32 33 34 35 36 37
к ^ — х* 1 ^
38 39 40 41 42 43 44 45 46
Рисунок2-Динамический комплексхатха-йогидлядетей12-14лет
нений у мальчиков и у девочек экспериментальных и контрольных классов.
Качество выполнения гимнастических упражнений, требующих развития гибкости, оценивали по правилам соревнований (10-балльной системе). Учащиеся 6-7-х классов выполняли контрольное упражнение «мост» и переворот в сторону («колесо»).
Для определения эффективности упражнений (асан) хатха-йоги использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Структура урока гимнастики в 6-7-х классах с использованием упражнений хатха-йоги состояла из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.
Подготовительная часть урока включала выполнение строевых упражнений по школьной программе. В качестве общеразвивающих упражнений выполнялись суставная гимнастика (динамические упражнения, способствующие развитию гибкости во всех основных суставах) [8] и комплекс виньяс «Сурья Намаскар» [рисунок 1]. Он представляет собой серию из тринадцати положений, выполяемых как одно непрерывное упражнение. Упражнение выполнялось три раза.
В основной части урока гимнастики выполнялся комплекс виньяс, состоящий из 46 упражнений [рисунок 2] и упражнения на гимнастических снарядах по школьной программе (10-15 мин). Каждое положение в комплексе удерживалось около пяти секунд.
В заключительной части урока гимнастики для снижения воздействия физической нагрузки выполнялась асана («Шавасана») под номером 46 [рисунок 2] с пол-
ной мышечной релаксацией, что позволяло быстро снять мышечное напряжение и восстановить частоту сердечных сокращений (ЧСС) до исходного уровня, как перед началом урока.
В течение учебного года для совершенствования уровня гибкости на уроках легкой атлетики, единоборств, спортивных игр в подготовительной части урока в экспериментальных классах наряду с программным материалом в качестве общеразвивающих упражнений использовались суставная гимнастика и комплекс «Су-рья Намаскар» [рисунок 1]. Основная часть этих уроков в экспериментальных и контрольных классах соответствовала общепринятым требованиям школьной программы.
Результаты и их обсуждение. Исследование показало, что на начало эксперимента классы были однородны по всем показателям (р > 0,05).
В результате тестирования учащихся экспериментальных классов в конце эксперимента у мальчиков и у девочек 6-7-х классов отмечается статистически достоверное (р < 0,05) улучшение всех показателей гибкости [таблица]. В контрольных классах у мальчиков и девочек улучшение результатов тестирования статистически не достоверно (р > 0,05).
В экспериментальных 6-7-х классах отмечается значительный прирост результатов в подвижности позвоночника (наклон вперед, сидя) у мальчиков на 101,8%, а у девочек - на 79,2%; в подвижности плечевых суставов (выкрут с гимнастической палкой) у мальчиков - на 24,3%, у девочек - на 49,1%. В упражнении наклон в сторону у мальчиков отмечается улучшение результатов на 20,8%, у девочек - на 21,2%; в упражнении наклон
КК девочек ЭК девочек КК мальчиков ЭК мальчиков
Контрольные (П = 25) (П = 23) (П = 25) (П = 27)
упражнения сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Выкрут назад с 1,83 1,79 2,18 1,11 1,97 1,93 2,19 1,66
гимнастической ± 0,05 ± 0,05 ± 0,07 ± 0,06 ± 0,07 ± 0,08 ± 0,07 ± 0,06
палкой (см) t = 0,57; Р > 0,05 t = 11,8; Р < 0,05 t = 0,4; Р > 0,05 t = 5,88; Р < 0,05
2. Наклон вперед, сидя (см) 6,88 8,32 9,65 17,3 4,8 5,84 6,44 13,0
± 1,09 ± 1,09 ± 1,10 ± 0,71 ± 0,57 ± 0,83 ± 0,78 ± 0,98
t = 1,51; Р > 0,05 t = 7,85; Р < 0,05 t = 1,04; Р > 0,05 t = 5,24; Р < 0,05
3. Наклон назад у 28,9 30,1 27,2 29,7 25,4 26,7 25,7 29,1
гимнастической ± 0,67 ± 0,73 ± 0,67 ± 0,72 ± 0,80 ± 0,63 ± 1,35 ± 0,59
стены (см) t = 1,21; Р > 0,05 t = 2,55; Р < 0,05 t = 1,28; Р > 0,05 t = 2,31; Р < 0,05
4. Наклон в сторону (см) 21,9 21,6 20,8 16,4 22,3 21,6 19,8 15,7
± 0,91 ± 0,83 ± 0,99 ± 0,79 ± 0,77 ± 1,30 ± 0,73 ± 0,71
t = 0,24; Р > 0,05 t = 3,47; Р < 0,05 t = 0,46; Р > 0,05 t = 4,02; Р < 0,05
5. Удержание 88,5 90,7 77,0 88,2 81,7 84,3 73,4 82,6
ноги в сторону ± 1,95 ± 2,06 ± 1,79 ± 2,47 ± 1,82 ± 1,56 ± 1,84 ± 2,57
(градусы) t = 0,77; Р > 0,05 t = 3,65; Р < 0,05 t = 1,08; Р > 0,05 t = 2,91; Р < 0,05
Таблица
Изменение показателей уровня гибкости у девочек и мальчиков (12-14 лет) в контрольных и экспериментальных
классах
Примечание: 1 - выкрут назад с гимнастической палкой (см); 2 - наклон вперед, сидя (см); 3 -наклон назад у гимнастической стены (см); 4 - наклон в сторону (см); 5 - удержание ноги в сторону (градусы).
100 80 60 40 20 0
79,2
49.
2 2
21
21,2
-9-2-
4 1
гА1
14,5
1,4
2,4
□ экспериментальные классы девочек 12-14 лет
□ контрольные классы девочек 12-14 лет
1 2 3 4 5
контрольные упражнения
Рисунок 3. Гистограмма динамики изменения показателей уровня гибкости у девочек 12-14 лет экспериментальных
и контрольных классов, %
Примечание: 1 - выкрут назад с гимнастической палкой (см); 2 - наклон вперед, сидя (см); 3 -наклон назад у гимнастической стены (см); 4 - наклон в сторону (см); 5 - удержание ноги в сторону (градусы).
120 100 80 60 40 20 0
101,8
24,3 21,6 13,2 20,8 12 5
2,1 П r~i5J ПЗ.2 rnJ,2
□ экспериментальные классы мальчиков 12-14 лет
□ контрольные классы мальчиков 12-14 лет
3 4 5
контрольные упражнения
Рисунок 4. Гистограмма динамики изменения показателей уровня гибкости у мальчиков 12-14 лет экспериментальных и
контрольных классов, %
1
2
назад у гимнастической стены у мальчиков результаты улучшились на 13,2%, а у девочек - на 9,2%; в упражнении удержание ноги в сторону результаты улучшились у мальчиков на 12,5%, а у девочек - на 14,5% [рисунки 3, 4].
Суммарное улучшение всех показателей гибкости у мальчиков в экспериментальных классах составило 34,5%, а в контрольных - 7,0%. У девочек экспериментальных классов суммарное улучшение всех показателей гибкости составило 34,6%, а в контрольных классах - 6,2%.
Улучшение гибкости позволило более качественно осваивать гимнастические упражнения в экспериментальных классах. Средняя оценка за упражнение «мост» в контрольных классах составила 8,3 балла, а в экспериментальных классах - 9,5 балла. Различия статистически достоверны Т = 88 > 85, Р = 0,95 (критерий Уайта). Выполнение контрольного упражнения «переворот в сторону («колесо»)» в экспериментальных классах показало более высокое качество исполнения. Средняя оценка составила 9,1 балла. В контрольных классах эта оценка составила лишь 8,3 балла. Различия статистически достоверны Т = 145 > 128, Р = 0,95. Это можно объяснить тем, что достаточная гибкость суставно-связочного аппарата позволяет сравнительно легко выполнять различные движения бытового, профессионального спортивного характера, способствует более эффективному овладению новыми формами движений.
Выводы. Эксперимент, проведенный с участием школьников 12-14 лет, показал, что применение упраж-
нений хатха-йоги на уроках физической культуры позволяет улучшить гибкость в позвоночнике, в плечевых и тазобедренных суставах, а также способствует более качественному освоению гимнастических элементов «мост» и переворот в сторону («колесо»). Включение комплекса «Сурья Намаскар» и суставной гимнастики в качестве общеразвивающих упражнений на уроках спортивных игр, легкой атлетики, единоборств позволяет подготовить мышечно-связочный аппарат к предстоящим нагрузкам и способствует совершенствованию гибкости.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Альтер, Майкл Дж. Наука о гибкости / Майкл Дж. Альтер. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 422 с.
2. Девананда, Свами Вишну. Полная иллюстрированная книга йоги; перевод с англ. С. М. Костикова / Свами Вишну Девананда. - М., 1988. - 201 с.
3. Дешикачар, Т. К. В. Сердце йоги (совершенствование индивидуальной практики) / Т. К. В. Дешикачар. - К.: София ИД Гелиос, 2003. - 272 с.
4. Йога для детей, родителей и преподавателей: [сборник]; перевод с англ. - К.: Янус, 2000. - 240 с.
5. Константинова, Е. А. Наглядная йога / Е. А. Константинова. - М.: АСТ, 2007. - 159 с.
6. Менхин, Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю. В. Менхин. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
7. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
8. Шивананда, Шри Свами. Йога и здоровье / Шри Свами Шивананда; перевод с англ. А. Соломарского. - К.: София, Ltd, 1998. - 256 с.
EFFECTIVENESS OF FLEXIBILITY DEVELOPMENT IN MID-SECONDARY SCHOOL AGE CHILDREN (12-14 YEARS OLD) AT PE LESSONS
I. Sidorenko, Senior Lecturer,
Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk.
Contact information for correspondence: 454091, Chelyabinsk, Ordzhonikidze Str., 1.
The aim of the work is the definition of hatha-yoga exercises effectiveness for flexibility development and quality of physical exercises performance of mid-secondary school age children. 100 boys and girls of 6th and 7th forms (12-14 years old) took part in the investigation. Hatha-yoga dynamic exercises (vinyasy) were included into experimental of 6th and 7th forms PE lessons of 6th and 7th forms pupils. while in control PE lessons pupils studied the basic school PE programme. Hatha-yoga exercises and joint gymnastics
were done during warming -up at PE lessons (sport games, track-and-field and combat fighting). The results of the investigation show that statistically-valid (p < 0,05) flexibility improvement of 6th and 7th forms (experimental groups) boys and girls is noted. It should be mentioned, that flexibility improvement allows to master physical exercises more qualitatively.
Key words: flexibility, hatha-yoga, mid-secondary school age, vinyasy, joint gymnastics.
УДК 796.51
РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОМБИНИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТУРИСТСКИХ ПЕШЕХОДНЫХ ПОХОДОВ
Преподаватель А. А. Юрченко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
В статье обосновывается содержание методики комбинирования параметров туристских пешеходных походов как дополнительного средства физического воспитания, обеспечивающего на основе целесообразного сочетания неодинаковых показателей их нагрузки и тренировочного эффекта повышение уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния систем организма студентов вузов в условиях внеурочных форм двигательной активности.
Ключевые слова: студенты, пешеходные походы, методика, комбинирование параметров, тренировочный эффект, физическая
подготовленность, функциональное состояние систем организма.
Повышающаяся интенсивность учебного процесса в вузах приводит к существенному снижению двигательной активности студентов, что является одной из основных причин ухудшения состояния их здоровья (Д. Н. Давиденко, 2006; Ю. Д. Железняк, А. В. Лейфа, 2006 Т. Ю. Тарасеня, 2008 и др.).
Вопросами совершенствования процесса физического воспитания студентов вуза, повышения двигательной активности, укрепления их здоровья и улучшения уровня физической подготовленности занималось большое число ученых (Н. В. Белкина, 2006; О. В. Булгакова, 2007;