УДК 615.825:37 В. И. КОЖЕВНИКОВ
И. А.СИДОРЕНКО
Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
УРОК ГИМНАСТИКИ В 6-7-х КЛАССАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ХАТХА-ЙОГИ____________________________
В данной статье представлены результаты исследования влияния динамических упражнений (виньяс) хатха-йоги на физическую подготовленность детей среднего школьного возраста (11 — 13 лет) и увеличения моторной плотности урока.
Введение. Традиционный урок гимнастики в школе, с характерными для него относительно низкими показателями моторной плотности (установка снарядов, ожидание подходов к ним), повышенной травмо-опасностью, связанной с выполнением упражнений на снарядах, строгой регламентацией учебного процесса приводит к неудовлетворенности занимающихся. Эта проблема усугубляется еще и тем, что во многих школах отсутствуют в необходимом количестве качественное гимнастическое оборудование, что снижает возможность полноценно вести занятия и получать необходимый результат в преподавании гимнастики. В этой ситуации перспективным является путь заимствования опыта родственных видов гимнастики. Одной, из которых является индийская хатха-йога, имеющая многовековой опыт многих поколений познания себя через физические упражнения (асаны).
Гимнастика йогов замечательна тем, что в ее арсенале хранится богатейший набор ценнейших и уникальных асан (поз), не встречающихся ни в одной системе физического воспитания [5].
В подростковом возрасте в организме детей происходят резкие биологические изменения, которые опережают психологическое развитие ребенка. В частности, важнейшие изменения происходят на уровне эндокринных желез, и их усиленное функционирование дает новые направления росту и эволюции организма. На фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, адаптационные возможности системы кровообращения у детей этого возраста ограничены. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Режим дыхания менее эффективный, чем у взрослых. Все это, по мнению ведущих специалистов йоги [3], работающих с детьми, предопределяет важнейшие преимущества асан, которые заключаются в следующем, они:
— способствуют улучшению кровообращению, что жизненно необходимо для надлежащего функционирования организма;
— стимулируют и поддерживают баланс эндокринных желез, которые контролируют рост и развитие организма;
— помогают наладить регулярный и безболезненный менструальный цикл у девочек;
— увеличивают кровоснабжение мозга;
— укрепляют нервную систему и помогают правильному развитию тела за счет активной проработки суставов.
Исходя из потребностей школьников этого возраста в энергичной деятельности и движении, асаны должны выполняться в последовательных, быстрых и динамичных движениях [3]. Динамичный способ выполнения асан заключается в том, что несколько асан объединяются в связки (виньясы), которые выполняются быстро и энергично с короткой фиксацией (в несколько секунд) ключевых положений. Такой способ выполнения асан позволяет отрабатывать плавность, точность и координацию движений [2, 6].
Цель исследования. Определить влияние динамических упражнений (виньяс) хатха-йоги на физическую подготовленность детей среднего школьного возраста (11 — 13 лет).
Методы и организация исследования. Использовались такие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогические контрольные испытания, педагогический эксперимент, хронометрия, математико-статистический.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 121 г. Челябинска, в котором приняли участие учащиеся 6-7-х классов 11 — 13 лет, в количестве 100 человек (52 мальчика и 48 девочек). В экспериментальных группах в уроки гимнастики были включены динамические упражнения (виньясы) хатха-йоги, а в контрольных группах учащиеся занимались по основной гимнастике школьной программы. Эксперимент проводился в 2005 — 2006 учебном году. В начале и в конце эксперимента проводилось контрольное тестирование, в котором определялись: скоростносиловые способности (прыжок в длину с места), скоростные способности (бег 30 м), силовая выносливость мышц брюшного пресса (вставание в сед из положения лежа на спине), силовая выносливость мышц разгибателей рук (сгибание и разгибание рук в упоре лежа), общая выносливость (бег 1000 м), координационные способности в акробатических упражнениях (три кувырка вперед), способность к сохранению статического равновесия (равновесие на одной ноге).
Методика проведения урока. Структура урока гимнастики с использованием упражнений (виньяс)
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
хатха-иоги состояла из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.
Подготовительная часть включала изучение и совершенствование строевых упражнений (по комплексной программе физического воспитания).
После перестроения выполнялся динамический комплекс «Здравствуй, солнце!» («Сурья Намаскар»). Он представляет собой серию из тринадцати положений, выполняемых как одно непрерывное упражнение (рис. 1). Вначале упражнение «Здравствуй, солнце!» («Сурья Намаскар») выполнялся с отставле-нием правой ноги назад (позиция 4, рис. 1), в конце упражнения — с отставлением левой (позиция 10, рис. 1). Упражнение выполнялось три раза. Ключевым элементом комплекса является плавность и слитность переходных движений от асаны к асане и сохранение естественности дыхания. Дыхание не задерживается. При выполнении комплекса соблюдался общий принцип дыхания: наклон выполняется с выдохом, а прогиб назад — с вдохом. За счет синхронизации движений с дыханием комплекс хорошо вентилирует легкие, обогащая кровь кислородом. Комплекс укрепляет нервную систему последовательным растяжением позвоночного столба [1].
Этот же комплекс также включался в подготовительную часть уроков легкой атлетики, спортивных игр, элементов единоборств в качестве разминки.
Основная часть урока включала выполнение динамического комплекса упражнений (виньяс) хатха-йоги (рис. 2) и упражнения на гимнастических снарядах (10—15 мин.) по школьной программе. Динамический комплекс хатха-йоги состоял из связок упражнений (виньяс): с 1 по 11 — эта виньяса № 1; с 12 по 16 — эта виньяса №2; с 17 по 21 — эта виньяса № 3 и с 22 по 28 — эта виньяса № 4, с 29 по 31 — №5; с 32 по 34 — № 6; 35 по 37 — № 7; с 38 по 42 — № 8 и с 43 по 46 — № 9. Между виньясами № 1 и № 2 — отдых около 20 се-
кунд, а также в упражнении № 21, № 28, между положениями № 31 и № 32, № 34 и № 35, № 37 и № 38, в упражнении № 42 и № 46. Каждое положение удерживалось около пяти секунд. На рисунке 2 положения, окруженные стрелками, выполнялись в обе стороны.
Во время выполнения виньяс дыхание непрерывное — все время вдох или выдох, а также задержки дыхания не допускаются. Соблюдался также общий принцип дыхания. Если в спортивном зале отсутствуют гимнастические снаряды, то в основной части урока гимнастики можно выполнять все виньясы комплекса, повторяя их по 2 — 3 раза.
Основная часть урока, связанная с выполнением комплекса, проводилась фронтально, то есть все учащиеся выполняли упражнения одновременно. Это позволило получить достаточно высокую моторную плотность урока.
В заключительной части урока для снижения воздействия физической нагрузки выполнялась поза (асана) «Мертвого человека» под номером 46 (рис. 2).
Поза «Мертвого человека» («шавасана») с полной мышечной релаксацией и погружением в полудремот-ное состояние предназначена для более быстрого снятия мышечного напряжения. В этой асане учащиеся находились около трех минут. Выход из состояния релаксации проводился плавно и постепенно.
Результаты исследований. Из представленных в таблице 1 и 2 результатов тестирования учащихся 6-7-х классов экспериментальных групп в конце эксперимента, как у мальчиков, так и у девочек отмечается статистически достоверное улучшение всех показателей физической подготовленности (Б < 0,05). В контрольных группах у мальчиков и девочек улучшение результатов тестирования статистически недостоверно (Б > 0,05).
В экспериментальных группах как у мальчиков, так и у девочек значительный прирост результатов
Ьвграивне
упрвхкви Др ликрмкви
ЭкэБрпввшивн групш (ЭГ| (6-7 ннсг), п —13
Ж о - Ж а - 1 Р Илнввввк рехртюятш К (56,)
1. 17,4. Л 1,57 26,б 6,25 1.22 4.64 < 0Д5 52 .й
2. 45.7 4.75 О.ОЗ 52,1 5,75 1.12 4.41 <0Д5 14.0
Л. 4.Ш 0,40 0,00 4.57 0,2В 0.07 З.А1 <0Д5 Л. 41
4. 167,5 13,7 2.60 176 Л 1 Л,7 2.60 2,31. <0Д5 5.25
5 3,4Д 0.55 0,10 2.ЙЛ 0,55 0,10 4.64 <0Д5 1Й.7
6. 5,4Й 0,25 0,04 5,10 0,25 0.04 5,17 <0Д5 5.20
7. 10,0 Й,25 1,62 25,7 Яр 1,76 2,42 <0Д5 20,1
Каатрошвв! группа (КГ) (6-7 икс), п — 25
1. 2Л,4 Й.65 1,76 24,4 А,6В 1,76 0,40 >0 Р5 4,27
2. 4Й,5 б.Лб 1,30 506 5Л4 1.00 1,24 > 0)35 4.Л2
Л. 4,39 0,31 0,10 4.Й7 0,51 0,10 0,42 >0р5 2,40
4. 170 Д 10,0 Л,00 170Л 21,6 4.41 0.0Й >0Д5 0.20
й Л.71 0.06 0,1 Л Л .62 0.Э1 0,11 0,52 >0Д5 2.42
6. 5.60 0.ЛЙ 0,07 5.51 0,35 0.07 0.66 > 0Д5 1,07
7. 20,6 Й.01 1,53 1fl.fi 6.4Л 1,32 0.ЙЙ >0Д5 Й.7Л
□рнсчавк. I. — Сгибание и ралгиба№£2 рук. н упара №Жй | ноли‘га:тно раз); 2. — Екпвпангсз псеэд из положения №жа на спимела 1 мин (кал.ичйЕТПо рал); — Бег 1000 м (мин/с); 4 — Прыжок, а длину с м^гт (см); 5. — Три кунырка шк:|У:Д (с); 6. — Без- ЛСЗ м (с); 7. — Рапнашзс иёз (с)
ей уром! фал
свой ш>АП>~н>алевшеш це» чек 11—13 лег
Иовтро.ипис ГП|ВЖ«В1 Л» иакрвиены Е • 1 ь а * □
ЭЕПсрвновтшш! группа СЩ №-7 кио;!, > =23
К ■а ш К XX ш 1 Р релулнаппв ■ (%|
I. А .26 3.62 0,77 13,2 4,14 0 дв 3,30 < 0.05 47 £
2. 42,7 166 ооо 46,3 3&2 0,77 2.ЛЛ < 005 Я ,43
3. 5,44 0,45 ОАО ■1/1" 0,30 006 0,42 < 005 10,1
4. 130,7 21,2 4,52 1.И.4 212 4,52 1,62 < 005 5,10
5. 4,44 0.72 0.15 3£4 0.40 0,10 4,44 < 005 1Д0
Й. 5 ДБ 0.38 0£|Д 5ДЯ 0.40 0,10 2,10 < 005 4£0
7. 24£ 20.0 6,05 35 Д 26.4 5 Л 1,37 < 005 45 ,5
Ковтро.иш! группа (ЕГ) (6—7 кисс|, а —25
I. 10,1 5,0Я ЦО 3 ид 50А 103 1,17 >005 1БД
2. 44,1 5.50 1,1А 4БД 6.10 Ц24 1,01 >005 ЗД5
3. 5.-1А 0,55 0,11 5,42 0,40 0,10 0,26 >005 100
4. 1.И.7 15.2 3,10 1.53.5 15^ з.ю 0,17 >005 0,50
5. 3.04 0.4Д ОАО 302 0,53 0,10 0,14 >005 0,50
й. 5^4 0.33 0 06 5,77 о .за о 07 0,76 >005 1,10
7. 13,1 11,1 2,26 20 .4 15,0 306 0.3 А >005 6,46
— СгиЬапип иралгибанш рук п упарв дежа (кали честно рал); 2. — ЕЭстоианиэ и сед ил палажемия лвжа на спина за I мин (каличнггпо рап); .'I. — Бог 1000 м: (минУс); 4. — Прыжок. и длину с: места (сн); 5. — Три кувырка пппргд (с);6. — Ев г ДО к [с);7. — Раиноивсив |с:|
отмечается в силовой выносливости разгибателей мышц рук соответственно на 52,8 и 47,6 %, в равновесии на 29,1 и 45,5 %, в абсолютных показателях координационных способностей в акробатических упражнениях (три кувырка вперед) на 18,7 и 18 %.
Мы полагаем, что разнообразное тренирующее воздействие, оказываемое виньясами в сочетании с упорядочным дыханием при их выполнении, высокой моторной плотностью занятий (М.п.= 68,7 %) по сравнению с М.п.= 49 % в традиционном уроке гимнастики
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
и вовлечение всей мышечной ткани, каждого сустава при выполнении динамических асан способствуют улучшению физической подготовленности учащихся (рис. 3 и 4).
Необходимо отметить, что при высокой плотности занятий и средней частоте сердечных сокращений равной = 101 уд./мин. — это гимнастика умеренных напряжений, позволяющая меньшими затратами энергии достигать больших результатов.
Выводы. Таким образом, динамическая практика не только помогает подготовиться к трудным статическим положениям, но и делает воздействие той или иной асаны более интенсивным. Поэтому динамические варианты асан должны стать существенной частью каждого урока гимнастики. Кроме того, динамические упражнения (виньясы) нужны для того, чтобы поддерживать живой интерес детей к уроку гимнастики.
Занятия хатха-йогой на уроках физической культуры позволяют достичь более высокой моторной плотности, благодаря фронтальному способу проведения динамических упражнений (виньяс) с незначительными паузами. Сравнительно невысокие показатели ЧСС в различных частях урока указывают на то, что выполнение виньяс не требует высоких энергетических затрат и способствуют быстрому восстановлению пульса по окончанию занятия, что указы-
вает на быстрое снижение возбуждения у учащихся, по сравнению с уроком основной гимнастики. Этот факт свидетельствует о том, что урок хатха-йоги позволяет решать оздоровительные задачи более экономично по сравнению с уроком основной гимнастики.
Новизна работы заключается в определении высокой эффективности динамических упражнений Хатха-йоги для физической подготовленности детей среднего школьного возраста (11 — 13 лет), повышении общей и моторной плотности урока гимнастики, что позволяет повысить его продуктивность. Опыт работы и результаты годичного эксперимента с использованием динамических упражнений хатха-йоги на уроках гимнастики позволил успешно их использовать в средних общеобразовательных учреждениях г. Челябинска (МОУ СОШ № 121, МОУ СОШ № 130), МОУ Петровской средней общеобразовательной школе (с.Петровское, Увельского р-на, Челябинской области).
Библиографический список
1. Гэннон Шэрон, Лайф Дэвид. Дживамукти-йога. Практика освобождения тела и духа / Шэрон Гэннон, Дэвид Лайф. ; пер. с англ. В.Карпинского. — К.: София; М.: ИД София, 2003. — 288 с.
2. Дешикачар Т.К.В. Сердце йоги (совершенствование индивидуальной практики)/ Т.К.В. Дешикачар. — София : ИД Гелиос, 2003. - 272 с.
3. Йога для детей, родителей и преподавателей : сборник ; пер.с англ. Игнатова С. — К. : Янус, 2000. — 240 с.
4. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / П.К.Петров. — М. : Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
5. Полковников Ю.Н. Как продлить годы жизни (Целительная йога) / Ю.Н.Полковников. — М. : Республика, 1995. — 239 с.
6. Сидерский А. Хатха-йога как технология интегрального тренинга / А. Сидерский. — К. : Ника-Центр, 2000. — 160 с.
СИДОРЕНКО Ирина Александровна, учитель физической культуры МОУ СОШ № 121, старший препо-
даватель кафедры теории и методики гимнастики и оздоровительного плавания Уральского государственного университета физической культуры, мастер спорта СССР по спортивной гимнастике. КОЖЕВНИКОВ Валерий Иванович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики гимнастики и оздоровительного плавания Уральского государственного университета физической культуры, мастер спорта СССР по спортивной акробатике.
Статья поступила в редакцию 28.02.08 г. © И. А. Сидоренко, В. И. Кожевников
Книжная полка
Блочно-модульная система подготовки студентов специализации «волейбол» [Текст] : учеб. пособие / К. А. Привалов [и др.] ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. - 55 с. : рис. - Библиогр.: с. 53.
Учебное пособие написано в соответствии с программой по волейболу для групп со специализацией технического университета.
В нем рассматриваются вопросы физической, технической и тактической подготовки, даются специальные упражнения для обучения студентов, а также дана краткая история развития волейбола в мире и России.
Рекомендуется преподавателям физической культуры и студентам специализации «Волейбол» на начальном этапе обучения игре и в процессе совершенствования технических и тактических навыков.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.
Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация) [Текст] : учеб. пособие / Ж. Б. Сафонова [и др.] ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. - 58 с. : табл., формы. - Библиогр.: с. 57-58.
В учебном пособии рассматриваются теоретические, методические и практические подходы здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании студентов с наиболее частыми (сердечно-сосудистые, опорнодвигательный аппарат) отклонениями в здоровье, а также профилактические мероприятия для нормализации родовой деятельности и нарушений репродуктивного здоровья студенток.
Представленный материал базируется на более чем 20-летнем опыте изучения и разработки физической реабилитации студентов специальной медицинской группы с сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями на кафедре физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета. Пособие адресовано преподавателям вузов, аспирантам и студентам.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.
Колтошова, Т. В. Школа оздоровления позвоночника (средства физической культуры в профилактике остеохондроза) [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Колтошова ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. - 66 с. : рис., табл. - Библиогр.: с. 62.
На основе обобщения анализа научных данных и собственных исследований изложена разработанная программа «школы оздоровления позвоночника» теоретико-практического содержания с использованием средств физической культуры. Данную программу преподаватель может использовать в обучении одновременно со всей группой занимающихся либо рекомендовать для самостоятельного проведения в домашних условиях.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ