Научная статья на тему 'Особенности профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства и требования к физической подготовленности'

Особенности профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства и требования к физической подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабушкин Г. Д., Мартемьянов Б. В.

В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства и обосновываются требования к физической подготовленности. Представлена значимость физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости) в профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства. Наибольшее значение придается выносливости и силе. Показана идентичность представлений о значимости физической подготовленности специалистов и учащихся выпускного курса в деятельности мастера лесного хозяйства. Результаты исследований рекомендуются к использованию при подготовке мастеров лесного хозяйства в училищах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабушкин Г. Д., Мартемьянов Б. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional skills and physical state requirements of a forestry foreman

In the article the professional skills and physical state requirements of a forestry foreman are examined. The importance of physical conditions (endurance, strength, rapidness and craftiness) in professional activity of the forestry foreman is proved. The greatest attention is paid to physical conditions of endurance and strength. The results are recommended to be used at training of forestry in colleges.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства и требования к физической подготовленности»

УДК 796.077.4

Г. Д. БАБУШКИН Б. В. МАРТЕМЬЯНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ОСОБЕННОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАСТЕРА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ______________________

В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства и обосновываются требования к физической подготовленности. Представлена значимость физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости) в профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства. Наибольшее значение придается выносливости и силе. Показана идентичность представлений о значимости физической подготовленности специалистов и учащихся выпускного курса в деятельности мастера лесного хозяйства. Результаты исследований рекомендуются к использованию при подготовке мастеров лесного хозяйства в училищах.

Актуальность. Подготовка специалистов любого профиля предъявляет комплекс требований к физической подготовленности работника. Значимость этих требований наиболее высока для профессий, связанных с проявлением физических качеств (силы, выносливости). Для северных территорий, характеризующихся сложным ландшафтом, суровым климатом, коротким световым днем, данная проблема приобретает особую актуальность. Особую актуальность приобретает проблема физической подготовки в профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства как в силу сложности работы, так и в силу отсутствия научно-методических разработок, в которых бы освещалась профессионально-прикладная физическая подготовка специалистов этого профиля. При этом отмечается достаточная изученность этой проблемы в других профессиях [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и др.].

В программе физического воспитания учащихся для профессионально-технических училищ не приводится рекомендаций по организации профессиональноприкладной физической подготовки, обучающихся по специальности «мастер лесного хозяйства». Это объясняется большим количеством профессий, по которым готовят специалистов в училищах, и не разработанностью данного вопроса в специальной литературе. Унификация требований к физической подготовке не отвечает современным требованиям к специалистам. Каждой специальности, а тем более для мастера лесного хозяйства, необходим определенный уровень физической подготовленности, учитывающий специфику этой профессиональной деятельности и географические условия ее выполнения.

В проведенном нами ранее исследовании [11] была показана значимость физической подготовки в профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства. Однако многие вопросы остаются не решенными. Практика подготовки мастеров лесного хозяйст-

ва в училищах требует изучения ряда вопросов для обоснования содержания профессионально-прикладной физической подготовки.

Целью настоящего исследования было — выявить комплекс требований профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства к физической подготовленности специалиста и определить значимость физических качеств.

Результаты исследования. Для изучения особенностей и требований профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства к физической подготовленности нами была разработана анкета и проведен опрос специалистов этой области в количестве 70 человек с различным стажем работы — от года до 25 лет. Одновременно нами был проведен опрос учащихся 3-го года обучения (50 чел.) профтехучилища, овладевающих профессией мастер лесного хозяйства, с целью выяснения представлений учащихся о требованиях выбранной профессии к их физической подготовленности. Результаты опроса представлены в таблице.

Опрос специалистов показал, что наиболее важным физическим качеством в их работе является выносливость — указали все опрошенные. Далее по значимости идут качества силы (78 %), быстроты (39 %), гибкости (19 %). Следовательно, преобладающая часть физических упражнений, используемых на физическом воспитании учащихся училища, должна предусматривать развитие качества выносливости и силы.

Сравнительный анализ полученных результатов опроса специалистов с результатами опроса учащихся профтехучилища показал идентичность результатов. На основании сравнительного анализа можно говорить, что учащиеся — будущие мастера лесного хозяйства — имеют адекватное представление о требованиях выбранной профессии к их физической подготовленности. Такое понимание является положительным моментом в организации профес-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

ТаСК.

ЯИ1ШШ01 нпеШо ишнлфинвсш! ншфиннш 1а«СП ■ прм^тшиШд^шлисп шпер штюигаЬиМ

№ :п/п: Прафссс из шли к:< нажние КД ЧйЗГТШЗ Учащие:» [п -30) Специалисты [п- 70) Р

1 Бы МОСЛИ ПСЕГТи 100 100 >0,05

'2 С ИЛД 70 7Д >0,05

3 Быстрого 2£2 2Б >005

4 Г и.б кости 16 10 >ОД5

5 Лоик.сх:п. 43 >ОД5

6 Ксяз рди наци я днижсши й эо 35 >0,05

7 Сок. ра нанна ра гшошзс: ия 10 10 >0,05

Л Устой *1 ииасть г.м ими №1 я 20 5Д <0Д5

о ПйрСЗ К. ЛЮ'ЮМ Ий! ШШМсПШМ 16 50 <0Д5

сионально-прикладной физической подготовки учащихся.

Труд мастера лесного хозяйства — напряженный и очень трудный, предъявляющий к человеку требования высокого уровня физического развития и физической подготовленности. В обязанности мастера лесного хозяйства входит обход огромной территории пешком. В условиях Севера, с его непроходимыми болотами и лесами, трудность работы мастера повышается.

Работа в должности мастера лесного хозяйства отличается нестандартностью трудовых операций. Нами установлено, что 52 % всего времени уходит на передвижение по закрепленной территории, 2 7% — на уход за посадками и животными, 9 % — на подготовку транспортных средств для передвижения, 12 % — непроизводительные затраты.

Работа мастера лесного хозяйства с доминирующей физической активностью составляет 88 %, а работа с умственной активностью всего 12 %. Причем тяжелая физическая работа выполняется часами, что требует высокого развития физических качеств, особенно выносливости и силы (на это указывают специалисты и учащиеся).

Эффективность труда мастера лесного хозяйства во многом зависит от его физической работоспособности. Доказано, что низкий уровень работоспособности приводит к быстрому утомлению, проявлению ошибок в любой профессиональной деятельности. Нам предстояло выявить, как проявляется работоспособность у мастеров лесного хозяйства. Результаты опроса и бесед со специалистами показали следующее.

Одним из показателей профессиональной работоспособности является утомление. При опросе мастеров лесного хозяйства оказалось, что к концу рабочего дня 88 % указало на проявление усталости. Утомление наступает во второй половине рабочего дня (указало 75 %), в первой половине рабочего дня (25 %).

По степени утомления мнения специалистов распределись следующим образом: 79 % отметили среднюю (умеренную) степень утомления, 12 % — очень сильно устают, 8 % не устают.

В недельном рабочем цикле 85 % специалистов отметили, что они чувствуют себя уставшими к концу рабочей недели.

При опросе мастеров, в чем выражается усталость, ответы распределились следующим образом: у 47 % проявляется общее утомление (рассеивается внимание, проявляется головная боль, общая слабость); у 53 % проявляется местное утомление (ноги,

руки, спина, глаза); у 47 % проявляется смешанное утомление.

В работе мастера лесного хозяйства наибольшую нагрузку испытывают мышцы ног (65 %), спины (46 %), кистей рук (53 %), плечевого пояса (57 %). В этой связи при развитии силы и силовой выносливости следует особое внимание обратить на эти группы мышц.

При выяснении причин утомления отмечено следующее: длительное передвижение по территории (74 %); тяжелая физическая работа (56 %); постоянное напряжение внимания (36 %); переноска груза (37 %); нехватка транспортных средств (36 %); слишком большая обслуживающая территория.

Сегодня признано, что физическая культура и спорт являются важными факторами повышения производительности труда работников любой сферы человеческой деятельности (умственной, физической). Поэтому важное значение имеет профессиональная направленность личности в ее физическом компоненте. Мастер лесного хозяйства должен уметь использовать средства физической культуры для повышения работоспособности. Но этому его нужно научить в процессе профессиональной подготовки и сформировать потребность в физическом совершенствовании и поддержании физической работоспособности.

Изучение физкультурно-спортивной активности мастеров лесного хозяйства показало, что только 8 % из них регулярно занимаются различными физическими упражнениями; 35 % занимаются нерегулярно; 57 % вообще не занимаются. Такое отношение к занятиям физическими упражнениями можно объяснить отсутствием желания поддержания физической работоспособности, накопившейся усталостью после рабочего дня и нехваткой времени для занятий (большая загруженность работой).

Профессиональная деятельность мастера лесного хозяйства предъявляет определенные требования ко многим профессионально важным качествам. Интенсивность мнений специалистов по этому вопросу следующая: общая выносливость (100%); сила (78%); ловкость (43%); быстрота движений (39%); устойчивость и переключение внимания (53% и 50% соответственно); координация движений (35%) сохранение равновесия (19%). Высокая значимость перечисленных качеств в деятельности мастера лесного хозяйства указывает на необходимость разработки содержания профессионально-прикладной физической подготовки учащихся, обеспечивающей развитие указанных выше качеств.

Заключение. В исследовании выявлены особенности профессиональной деятельности мастера лес-

ного хозяйства. Показана ее сложность и трудности. Обоснованы требования профессии к физической подготовленности специалиста. Наибольшую значимость имеют физические качества выносливость и сила. В меньшей степени — ловкость и быстрота. Предъявляются высокие требования к функциям внимания, сохранения равновесия, координации движений. Выявленные требования профессии к личности специалиста — мастера лесного хозяйства составляют новые научные факты.

Показана идентичность в понимании значимости физических и психофизических качеств специалистами и учащимися ПТУ, овладевающими профессией мастер лесного хозяйства.

Полученные материалы исследования специалистов и учащихся профтехучилища могут служить основанием для обоснования содержания профессионально прикладной физической подготовки учащихся — будущих мастеров лесного хозяйства, а также для организации самостоятельных занятий физической культурой учащихся ПТУ и специалистов.

Библиографический список

1. Атаов Р.А. Формирование общей и профессиональной физической культуры в системе профессионально-технического обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р.А. Атаов. — Майкоп, 1994. - 26 с.

2. Бикмаев И.А. Профессиональная психофизическая подготовка студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в физкультурных вузах: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Бикмаев. — Омск, 2005. — 23 с.

3. Бишаева А.А. Совершенствование сенсомоторики в процессе физического воспитания при подготовке молодежи к труду с повышенным эмоциональным напряжением: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.А. Бишаева. — М., 1995. — 40 с.

4. Богатырев В.С. Физическое воспитание учащихся ПТУ с недостаточным уровнем физического развития и подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.С. Богатырев. — М., 1984. — 18 с.

5. Бойков Е.П. Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика водного транспорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.П. Бойков. — Омск, 2001. — 28 с.

6. Витенас Т.Ф. Профессиональная направленность в физическом воспитании учащихся ПТУ специалистов конвейерно-поточного производства: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Ф. Витенас. — М., 1982. — 23 с.

7. Жидких В.П. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов-строителей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.П. Жидких. — Омск., 1999. - 48 с.

8. Кабачков В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: автореф. дис. д-ра пед. наук / В.А. Кабачков. — М., 1996. - 63 с.

9. Каневец В.Г. Научные основы группировки рабочих профессий в целях решения задач профессионально-прикладной физической подготовки учащихся ПТУ / В.Г. Каневец, В.А. Цаун // Проблемы теории и практики ППФП учащихся ПТУ: тез. докл. — Л., 1982. — С. 9-14.

10 Каравашкина О.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук / О.В. Каравашкина. — М., 2000. — 24 с.

11. Мартемьянов Б.В. Исследование значимости физической подготовки у учащихся профтехучилищ и мастеров лесного хозяйства /Б.В. Мартемьянов// Совершенствование физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: материалы Всерос. науч. прак. конф. молодых ученых и студентов. — Омск: Сиб-ГУФК, 2004. — С. 106-107.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии.

МАРТЕМЬЯНОВ Борис Владиславович, соискатель, преподаватель Ханты-Мансийского профтехучилища № 1.

Статья поступила в редакцию 16.01.08 г.

© Г. Д. Бабушкин, Б. В. Мартемьянов

Книжная полка

Блочно-модульная система подготовки студентов специализации «Волейбол» [Текст]: учеб. пособие / К. А. Привалов [и др.]; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. — 55 с.: рис. — Библиогр.: с. 53.

Учебное пособие написано в соответствии с программой по волейболу для групп со специализацией технического университета.

В нем рассматриваются вопросы физической, технической и тактической подготовки, даются специальные упражнения для обучения студентов, а также дана краткая история развития волейбола в мире и России.

Рекомендуется преподавателям физической культуры и студентам специализации «Волейбол» на начальном этапе обучения игре и в процессе совершенствования технических и тактических навыков.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.

Колтошова, Т. В. Школа оздоровления позвоночника (средства физической культуры в профилактике остеохондроза) [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Колтошова; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. — 66 с.: рис., табл. — Библиогр.: с. 62.

На основе обобщения анализа научных данных и собственных исследований изложена разработанная программа «школы оздоровления позвоночника» теоретико-практического содержания с использованием средств физической культуры. Данную программу преподаватель может использовать в обучении одновременно со всей группой занимающихся либо рекомендовать для самостоятельного проведения в домашних условиях.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.