УДК 796.077.4
Г. Д. БАБУШКИН Б. В. МАРТЕМЬЯНОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ОСОБЕННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАСТЕРА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ______________________
В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства и обосновываются требования к физической подготовленности. Представлена значимость физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости) в профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства. Наибольшее значение придается выносливости и силе. Показана идентичность представлений о значимости физической подготовленности специалистов и учащихся выпускного курса в деятельности мастера лесного хозяйства. Результаты исследований рекомендуются к использованию при подготовке мастеров лесного хозяйства в училищах.
Актуальность. Подготовка специалистов любого профиля предъявляет комплекс требований к физической подготовленности работника. Значимость этих требований наиболее высока для профессий, связанных с проявлением физических качеств (силы, выносливости). Для северных территорий, характеризующихся сложным ландшафтом, суровым климатом, коротким световым днем, данная проблема приобретает особую актуальность. Особую актуальность приобретает проблема физической подготовки в профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства как в силу сложности работы, так и в силу отсутствия научно-методических разработок, в которых бы освещалась профессионально-прикладная физическая подготовка специалистов этого профиля. При этом отмечается достаточная изученность этой проблемы в других профессиях [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и др.].
В программе физического воспитания учащихся для профессионально-технических училищ не приводится рекомендаций по организации профессиональноприкладной физической подготовки, обучающихся по специальности «мастер лесного хозяйства». Это объясняется большим количеством профессий, по которым готовят специалистов в училищах, и не разработанностью данного вопроса в специальной литературе. Унификация требований к физической подготовке не отвечает современным требованиям к специалистам. Каждой специальности, а тем более для мастера лесного хозяйства, необходим определенный уровень физической подготовленности, учитывающий специфику этой профессиональной деятельности и географические условия ее выполнения.
В проведенном нами ранее исследовании [11] была показана значимость физической подготовки в профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства. Однако многие вопросы остаются не решенными. Практика подготовки мастеров лесного хозяйст-
ва в училищах требует изучения ряда вопросов для обоснования содержания профессионально-прикладной физической подготовки.
Целью настоящего исследования было — выявить комплекс требований профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства к физической подготовленности специалиста и определить значимость физических качеств.
Результаты исследования. Для изучения особенностей и требований профессиональной деятельности мастера лесного хозяйства к физической подготовленности нами была разработана анкета и проведен опрос специалистов этой области в количестве 70 человек с различным стажем работы — от года до 25 лет. Одновременно нами был проведен опрос учащихся 3-го года обучения (50 чел.) профтехучилища, овладевающих профессией мастер лесного хозяйства, с целью выяснения представлений учащихся о требованиях выбранной профессии к их физической подготовленности. Результаты опроса представлены в таблице.
Опрос специалистов показал, что наиболее важным физическим качеством в их работе является выносливость — указали все опрошенные. Далее по значимости идут качества силы (78 %), быстроты (39 %), гибкости (19 %). Следовательно, преобладающая часть физических упражнений, используемых на физическом воспитании учащихся училища, должна предусматривать развитие качества выносливости и силы.
Сравнительный анализ полученных результатов опроса специалистов с результатами опроса учащихся профтехучилища показал идентичность результатов. На основании сравнительного анализа можно говорить, что учащиеся — будущие мастера лесного хозяйства — имеют адекватное представление о требованиях выбранной профессии к их физической подготовленности. Такое понимание является положительным моментом в организации профес-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
ТаСК.
ЯИ1ШШ01 нпеШо ишнлфинвсш! ншфиннш 1а«СП ■ прм^тшиШд^шлисп шпер штюигаЬиМ
№ :п/п: Прафссс из шли к:< нажние КД ЧйЗГТШЗ Учащие:» [п -30) Специалисты [п- 70) Р
1 Бы МОСЛИ ПСЕГТи 100 100 >0,05
'2 С ИЛД 70 7Д >0,05
3 Быстрого 2£2 2Б >005
4 Г и.б кости 16 10 >ОД5
5 Лоик.сх:п. 43 >ОД5
6 Ксяз рди наци я днижсши й эо 35 >0,05
7 Сок. ра нанна ра гшошзс: ия 10 10 >0,05
Л Устой *1 ииасть г.м ими №1 я 20 5Д <0Д5
о ПйрСЗ К. ЛЮ'ЮМ Ий! ШШМсПШМ 16 50 <0Д5
сионально-прикладной физической подготовки учащихся.
Труд мастера лесного хозяйства — напряженный и очень трудный, предъявляющий к человеку требования высокого уровня физического развития и физической подготовленности. В обязанности мастера лесного хозяйства входит обход огромной территории пешком. В условиях Севера, с его непроходимыми болотами и лесами, трудность работы мастера повышается.
Работа в должности мастера лесного хозяйства отличается нестандартностью трудовых операций. Нами установлено, что 52 % всего времени уходит на передвижение по закрепленной территории, 2 7% — на уход за посадками и животными, 9 % — на подготовку транспортных средств для передвижения, 12 % — непроизводительные затраты.
Работа мастера лесного хозяйства с доминирующей физической активностью составляет 88 %, а работа с умственной активностью всего 12 %. Причем тяжелая физическая работа выполняется часами, что требует высокого развития физических качеств, особенно выносливости и силы (на это указывают специалисты и учащиеся).
Эффективность труда мастера лесного хозяйства во многом зависит от его физической работоспособности. Доказано, что низкий уровень работоспособности приводит к быстрому утомлению, проявлению ошибок в любой профессиональной деятельности. Нам предстояло выявить, как проявляется работоспособность у мастеров лесного хозяйства. Результаты опроса и бесед со специалистами показали следующее.
Одним из показателей профессиональной работоспособности является утомление. При опросе мастеров лесного хозяйства оказалось, что к концу рабочего дня 88 % указало на проявление усталости. Утомление наступает во второй половине рабочего дня (указало 75 %), в первой половине рабочего дня (25 %).
По степени утомления мнения специалистов распределись следующим образом: 79 % отметили среднюю (умеренную) степень утомления, 12 % — очень сильно устают, 8 % не устают.
В недельном рабочем цикле 85 % специалистов отметили, что они чувствуют себя уставшими к концу рабочей недели.
При опросе мастеров, в чем выражается усталость, ответы распределились следующим образом: у 47 % проявляется общее утомление (рассеивается внимание, проявляется головная боль, общая слабость); у 53 % проявляется местное утомление (ноги,
руки, спина, глаза); у 47 % проявляется смешанное утомление.
В работе мастера лесного хозяйства наибольшую нагрузку испытывают мышцы ног (65 %), спины (46 %), кистей рук (53 %), плечевого пояса (57 %). В этой связи при развитии силы и силовой выносливости следует особое внимание обратить на эти группы мышц.
При выяснении причин утомления отмечено следующее: длительное передвижение по территории (74 %); тяжелая физическая работа (56 %); постоянное напряжение внимания (36 %); переноска груза (37 %); нехватка транспортных средств (36 %); слишком большая обслуживающая территория.
Сегодня признано, что физическая культура и спорт являются важными факторами повышения производительности труда работников любой сферы человеческой деятельности (умственной, физической). Поэтому важное значение имеет профессиональная направленность личности в ее физическом компоненте. Мастер лесного хозяйства должен уметь использовать средства физической культуры для повышения работоспособности. Но этому его нужно научить в процессе профессиональной подготовки и сформировать потребность в физическом совершенствовании и поддержании физической работоспособности.
Изучение физкультурно-спортивной активности мастеров лесного хозяйства показало, что только 8 % из них регулярно занимаются различными физическими упражнениями; 35 % занимаются нерегулярно; 57 % вообще не занимаются. Такое отношение к занятиям физическими упражнениями можно объяснить отсутствием желания поддержания физической работоспособности, накопившейся усталостью после рабочего дня и нехваткой времени для занятий (большая загруженность работой).
Профессиональная деятельность мастера лесного хозяйства предъявляет определенные требования ко многим профессионально важным качествам. Интенсивность мнений специалистов по этому вопросу следующая: общая выносливость (100%); сила (78%); ловкость (43%); быстрота движений (39%); устойчивость и переключение внимания (53% и 50% соответственно); координация движений (35%) сохранение равновесия (19%). Высокая значимость перечисленных качеств в деятельности мастера лесного хозяйства указывает на необходимость разработки содержания профессионально-прикладной физической подготовки учащихся, обеспечивающей развитие указанных выше качеств.
Заключение. В исследовании выявлены особенности профессиональной деятельности мастера лес-
ного хозяйства. Показана ее сложность и трудности. Обоснованы требования профессии к физической подготовленности специалиста. Наибольшую значимость имеют физические качества выносливость и сила. В меньшей степени — ловкость и быстрота. Предъявляются высокие требования к функциям внимания, сохранения равновесия, координации движений. Выявленные требования профессии к личности специалиста — мастера лесного хозяйства составляют новые научные факты.
Показана идентичность в понимании значимости физических и психофизических качеств специалистами и учащимися ПТУ, овладевающими профессией мастер лесного хозяйства.
Полученные материалы исследования специалистов и учащихся профтехучилища могут служить основанием для обоснования содержания профессионально прикладной физической подготовки учащихся — будущих мастеров лесного хозяйства, а также для организации самостоятельных занятий физической культурой учащихся ПТУ и специалистов.
Библиографический список
1. Атаов Р.А. Формирование общей и профессиональной физической культуры в системе профессионально-технического обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р.А. Атаов. — Майкоп, 1994. - 26 с.
2. Бикмаев И.А. Профессиональная психофизическая подготовка студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в физкультурных вузах: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Бикмаев. — Омск, 2005. — 23 с.
3. Бишаева А.А. Совершенствование сенсомоторики в процессе физического воспитания при подготовке молодежи к труду с повышенным эмоциональным напряжением: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.А. Бишаева. — М., 1995. — 40 с.
4. Богатырев В.С. Физическое воспитание учащихся ПТУ с недостаточным уровнем физического развития и подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.С. Богатырев. — М., 1984. — 18 с.
5. Бойков Е.П. Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика водного транспорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.П. Бойков. — Омск, 2001. — 28 с.
6. Витенас Т.Ф. Профессиональная направленность в физическом воспитании учащихся ПТУ специалистов конвейерно-поточного производства: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Ф. Витенас. — М., 1982. — 23 с.
7. Жидких В.П. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов-строителей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.П. Жидких. — Омск., 1999. - 48 с.
8. Кабачков В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: автореф. дис. д-ра пед. наук / В.А. Кабачков. — М., 1996. - 63 с.
9. Каневец В.Г. Научные основы группировки рабочих профессий в целях решения задач профессионально-прикладной физической подготовки учащихся ПТУ / В.Г. Каневец, В.А. Цаун // Проблемы теории и практики ППФП учащихся ПТУ: тез. докл. — Л., 1982. — С. 9-14.
10 Каравашкина О.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук / О.В. Каравашкина. — М., 2000. — 24 с.
11. Мартемьянов Б.В. Исследование значимости физической подготовки у учащихся профтехучилищ и мастеров лесного хозяйства /Б.В. Мартемьянов// Совершенствование физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: материалы Всерос. науч. прак. конф. молодых ученых и студентов. — Омск: Сиб-ГУФК, 2004. — С. 106-107.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии.
МАРТЕМЬЯНОВ Борис Владиславович, соискатель, преподаватель Ханты-Мансийского профтехучилища № 1.
Статья поступила в редакцию 16.01.08 г.
© Г. Д. Бабушкин, Б. В. Мартемьянов
Книжная полка
Блочно-модульная система подготовки студентов специализации «Волейбол» [Текст]: учеб. пособие / К. А. Привалов [и др.]; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. — 55 с.: рис. — Библиогр.: с. 53.
Учебное пособие написано в соответствии с программой по волейболу для групп со специализацией технического университета.
В нем рассматриваются вопросы физической, технической и тактической подготовки, даются специальные упражнения для обучения студентов, а также дана краткая история развития волейбола в мире и России.
Рекомендуется преподавателям физической культуры и студентам специализации «Волейбол» на начальном этапе обучения игре и в процессе совершенствования технических и тактических навыков.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.
Колтошова, Т. В. Школа оздоровления позвоночника (средства физической культуры в профилактике остеохондроза) [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Колтошова; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. — 66 с.: рис., табл. — Библиогр.: с. 62.
На основе обобщения анализа научных данных и собственных исследований изложена разработанная программа «школы оздоровления позвоночника» теоретико-практического содержания с использованием средств физической культуры. Данную программу преподаватель может использовать в обучении одновременно со всей группой занимающихся либо рекомендовать для самостоятельного проведения в домашних условиях.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ