Научная статья на тему 'Сравнительный анализ уровня физической подготовленности учащихся профессионально-технических училищ, осваивающих различные профессии'

Сравнительный анализ уровня физической подготовленности учащихся профессионально-технических училищ, осваивающих различные профессии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
294
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА / ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МАЛОПОДВИЖНЫЙ ТРУД / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / VOCATIONAL TECHNICAL SCHOOLS / GROUPS OF PROFESSIONS / PHYSICAL FITNESS / INACTIVE LABOR / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Становов Вячеслав Валентинович, Палецкий Дмитрий Федорович

Одной из важнейших функций российской системы физического воспитания является подготовка молодежи к высокопроизводительной трудовой деятельности. Требования, предъявляемые к профессиональной деятельности в современных условиях, значительно возросли, что повлекло за собой повышение требований к соответствующей физической подготовке молодежи в стенах профтехучилищ. О физической подготовленности мы судили по результатам выполнения контрольных упражнений, характеризующих основные двигательные качества: силу, быстроту, выносливость. Результаты анализа физической подготовленности девушек, приступающих к обучению в ПТУ различного профиля (1, 5, 6 и 7 группы профессий) свидетельствуют, что наиболее низок уровень проявления быстроты, выносливости и силы у контингента, осваивающего профессии малоподвижного труда (5 и 6 группы). Известно: основную массу учащихся ПТУ, осваивающих такие профессии, составляют девушки. Поэтому при профориентации и последующем обучении необходимо учитывать специфику малоподвижного труда, а также анатомо-физиологические особенности женского организма, в частности функцию предстоящего материнства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Становов Вячеслав Валентинович, Палецкий Дмитрий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of physical fitness level of vocational technical school students mastering different professions

One of the main functions of the Russian physical culture system is preparation of our youth for highly efficient labor activity. The existing demands for labor activity in modern conditions increased considerably, which caused the raise in demand for corresponding physical fitness of our youth within the walls of vocational technical schools. We judged about physical fitness according to the results of test exercises characterizing the main moving qualities: strength, quickness, endurance. The results of physical fitness analysis of girls beginning their education in vocational technical schools of different types (1, 5, 6 and 7 groups of professions) testify that the contingent mastering professions of inactive labor (5 and 6 groups) has the lowest level of quickness, endurance and strength. It is known that the majority of vocational technical school students are girls. That's why it is necessary to take into account the specific character of inactive labor and anatomical and physiological peculiarities of the female organism, particularly the function of forthcoming maternity during career-guidance and subsequent education.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ уровня физической подготовленности учащихся профессионально-технических училищ, осваивающих различные профессии»

руются вокруг соответствующего норматива. Существенное влияние на оценку также оказывает «наказание» за неудовлетворительные оценки.

Таблица 1

Результаты моделирования различных вариантов проверки и оценки физической ________________________________подготовленности__________________________________

Варианты проверки Кол-во учебных классов Отлично Хорошо Удовлетвори- тельно Неудовлетво- рительно

Традиционный вариант 15 1 4 7 3

Балльная система 15 4 7 3 1

Полученные результаты по традиционной 4-бальной системе формируются вокруг соответствующего норматива, которая в свою очередь не дает стимулирующего эффекта к достижению наивысшего результата, и стремлению учащегося улучшить свой нынешний результат. Кроме того, имеющийся уровень отражает естественный итог их физического развития. Результаты моделирования, свидетельствуют о том, что балльная система направлена на стимулирования достижения максимальных результатов и получения положительных результатов в целом. На наш взгляд, для достижения и поддержания фиксированного уровня физической подготовленности молодежи необходима определенная и систематическая физическая активность. Очевидно, соответствующий уровень двигательной подготовленности может свидетельствовать о наличии или отсутствии различного по характеру двигательного режима. Необходимо подчеркнуть, что мониторинг физической подготовленности в достаточно продолжительном временном промежутке позволяет установить ориентиры в установлении нормативных требований для соответствующих категорий учащейся молодежи.

Доказано, что применение балльной системы оценки физической подготовленности школьников обеспечивает повышение стимулирующей функции нормативной системы и создает возможность реализации их максимальных двигательных возможностей. Это выразилось в более высокой позитивной динамике результатов физической подготовленности старших школьников оцениваемых по балльной системе, а также в повышении прироста уровня физических способностей в межнормативных зонах.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.05.2012.

УДК 796.07-053.7:373.6

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ, ОСВАИВАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ПРОФЕССИИ

Вячеслав Валентинович Становое, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Федорович Палецкий, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Одной из важнейших функций российской системы физического воспитания является подготовка молодежи к высокопроизводительной трудовой деятельности. Требования, предъявляемые к профессиональной деятельности в современных условиях, значительно возросли, что повлекло за собой повышение требований к соответствующей физической подготовке молодежи в стенах профтехучилищ. О физической подготовленности мы судили по результатам выполнения контрольных упражнений, характеризующих основные двигательные качества: силу, быстроту, выносливость. Результаты анализа физической подготовленности девушек, приступающих к обуче-

нию в ПТУ различного профиля (1, 5, 6 и 7 группы профессий) свидетельствуют, что наиболее низок уровень проявления быстроты, выносливости и силы у контингента, осваивающего профессии малоподвижного труда (5 и 6 группы). Известно: основную массу учащихся ПТУ, осваивающих такие профессии, составляют девушки. Поэтому при профориентации и последующем обучении необходимо учитывать специфику малоподвижного труда, а также анатомо-физиологические особенности женского организма, в частности функцию предстоящего материнства.

Ключевые слова: профессионально-технические училища, группы профессий, физическая подготовленность, малоподвижный труд, физические качества.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p124-127

COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS LEVEL OF VOCATIONAL TECHNICAL SCHOOL STUDENTS MASTERING DIFFERENT PROFESSIONS

Vyacheslav Valentinovich Stanovov, doctor of pedagogical sciences, professor,

Dmitrij Fedorovich Paletsky, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

One of the main functions of the Russian physical culture system is preparation of our youth for highly efficient labor activity. The existing demands for labor activity in modern conditions increased considerably, which caused the raise in demand for corresponding physical fitness of our youth within the walls of vocational technical schools. We judged about physical fitness according to the results of test exercises characterizing the main moving qualities: strength, quickness, endurance. The results of physical fitness analysis of girls beginning their education in vocational technical schools of different types (1, 5, 6 and 7 groups of professions) testify that the contingent mastering professions of inactive labor (5 and 6 groups) has the lowest level of quickness, endurance and strength. It is known that the majority of vocational technical school students are girls. That’s why it is necessary to take into account the specific character of inactive labor and anatomical and physiological peculiarities of the female organism, particularly the function of forthcoming maternity during career-guidance and subsequent education.

Keywords: vocational technical schools, groups of professions, physical fitness, inactive labor, physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Получить глубокие специальные знания и умения в профессиональной школе возможно только при хорошем состояний здоровья, достаточном уровне физической подготовленности, высокой работоспособности молодежи, которые могут быть приобретены ими при регулярных занятиях физической культурой и спортом с учетом особенностей их будущей профессии.

Физическое воспитание молодежи в нашей стране решается, прежде всего, в процессе плановых программных занятий, регламентированных учебными графиками и расписанием. Высокий уровень физической подготовленности учащихся средних учебных заведений в течение всего периода обучения должен быть обеспечен за счет использования различных средств физической подготовки, внеурочных и факультативных форм физического воспитания. Особое значение физической подготовленности учащихся придается в системе профтехобразования, где основной контингент молодежи должен быть готов к работе непосредственно в сфере промышленного производства и сельского хозяйства

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Контингент исследованных лиц составили 526 девушек первого года обучения в возрасте 15-18 лет, обучающихся в ПТУ различного профиля г. Смоленска [1]. Для изучения физической подготовленности учащихся ПТУ различного профиля: операторов пультов управления - 1-я группа профессий; профессии конвейерно-поточного произ-

водства - 5-я группа; профессии повышенной точности рабочих движений - 6-я группа; профессии, связанные со специфическими условиями труда - 7-я группа, мы использовали тесты, с помощью которых можно определить наиболее важные физические качества человека - быстроту, выносливость, силу [2,3].

Быстрота является одним из ведущих физических качеств. Для оценки её уровня мы применяли бег на 100 метров. У обследованных нами учащихся ПТУ всех групп профессий в период с 15 до 18 лет результаты в беге на 100 метров снижаются. При сопоставлении результатов представительниц различных групп профессий установлено, что лучшие средние результаты в 15-16 лет показаны в 7-ой группе, а в 17 и 18 лет - в 1-ой группе профессий. У девушек, осваивающих профессии малоподвижного труда, показатели в беге на 100 м во всех возрастных группах ниже, чем у их сверстниц (см. табл. 1,2).

Таблица 1

Показатели физической подготовленности учащихся ПТУ первого года обучения

различных групп профессий (X + SX)

Показатели физической подготовленности Группы профессий Возраст, лет

15 16 17 18

Бег 100 м, с 1 - - 15,82±0,11 15,81±0,12

5 18,24±0,41 18,72±0,43 18,20±0,39 19,01±0,42

6 16,88±0,24 17,76+0,44 18,04+0,10 17,41+0,32

7 15,77±0,13 16,11±0,15 1б,61±0,24 15,96±0,17

Кросс - 500 м, с 1 - - 113,85+0,38 112,72±0,49

5 121,87±0,51 125,41+0,85 114,00±0,40 110,46±0,49

6 117,68±0,38 132,29±1,25 129,52±1,09 121,96±0,78

7 114,95±0,22 117,05±0,18 115,18±0,62 115,82±0,34

Сгибание и разгибание рук в 1 - - 14,53±0,21 14,00±0,30

упоре лежа, кол-во раз 5 6,05±0,17 7,00±0,23 8,91±0,23 9,15±0,38

6 3,80±0,16 5,88±0,27 4,16±0,35 8,69±0,25

7 14,68±0,13 14,74±0,18 11,33±0,18 15,17±0,28

Таблица 2

Показатели достоверности межвозрастных различий в физической _____подготовленности учащихся ПТУ первого года обучения___________________

Показатели физической подготовленности Гру ппы профессий Сравниваемые возрастные группы, лет

15-16 15-17 15-18 16-17 16-18 17-18

Бег 100 м 1 - - - - - -

5 - - - - - -

6 + + + - - -

7 - - - - - -

Кросс - 500 м 1 - - - - - -

5 + + + + + +

6 + + + - + +

7 + - + + + -

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 1 - - - - - +

5 + + + + + -

6 + - + + + +

7 - + - + - +

Примечание: «-» - различия статистически не достоверны по уровню значимости 0,05; «+» - различия статистически достоверны по уровню значимости 0,05.

Выносливость. О её проявлении мы судили по результатам кросса в беге на 500 метров. При сопоставлении средних результатов в беге на 500 метров установлено, что в 15 и 16 лет показатели лучше в 7-ой группе профессий, в 17 лет - в 1-ой и 5-ой группах. Следует отметить, что в 16, 17, 18 лет наиболее низки средние результаты в беге на 500 метров в 6-й группе профессий, относящейся к группе малоподвижного труда (см. табл.

1,2).

Сила. Мышечная сила играет большую роль в процессе подготовки к высокопроизводительному труду. Об уровне её проявления у исследованных лиц мы судили по результатам выполнения сгибания рук в упоре лежа

Судя по полученным результатам, во всех возрастных группах наиболее низкие средние показатели у представительниц б группы профессий, а самые высокие у 7 группы. С возрастом во всех изученных группах профессий, за исключением контингента 17летних девушек б и 7 групп сила увеличивается, хотя прирост её незначителен (см. табл. 1,2).

ВЫВОДЫ

Полученные нами экспериментальные данные свидетельствуют, что девушки осваивающие профессии малоподвижного труда (5-я и 6-я группы) имеют более низкие показатели физической подготовленности по сравнению со сверстницами 1-ой и 7-ой групп профессий. Анкетный опрос, проведенный среди учащихся первого курса, осваивающих профессии, связанные с ограниченной двигательной активности, свидетельствует, что 56,8% из них затруднились в прогнозировании своей будущей физкультурной активности. В то же время, как показало анкетирование, пропуски занятий по заболеваниям простудного характера среди первокурсниц достаточно велики (62,2%).

ЛИТЕРАТУРА

1. Становов, В.В. Особенности физического развития молодежи, поступившей в профессионально-технические училища различного профиля I В.В. Становов, В.А. Быков II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 168-172.

2. Халаман, В. Прикладная физическая подготовка : элективный курс для 10-11 классов (профессии станочного профиля) I В. Халаман II Спорт в школе. - 2008. - № 2. -С. 39-41.

3. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов физ. культуры I Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. -476 с. - (Высшее образование).

REFERENCES

1. Stanovov V.V. and Bykov V.A. (2012), "Peculiarities of the youth physical development, entered the professionally-technical colleges of various profiles", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 168-172.

2. Halaman, V. (2008), "Applied physical fitness: elective course for 10-11 forms (prefessions of machine profile)", Sports at school, No. 2, pp. 39-41.

3. Holodov, Zn.K. (2000), Theory and methodic of physical education and sports, Academia, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.04.2012.

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОФИЦЕРОВ К

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по выявлению факторов, определяющих ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях. К

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.