Научная статья на тему 'Харизма как экстраординарное свойство лидера: общие представления'

Харизма как экстраординарное свойство лидера: общие представления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3784
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРИЗМА / ХАРИЗМАТИК / ЛИЧНОСТЬ / КАЧЕСТВО / CHARISMA / CHARISMATIC / PERSONALITY / QUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Романова Нелли Петровна

Представлены параметры, определяющие харизму. Рассматривается вопрос: является ли харизма исключительно врожденным качеством, которое нельзя выработать и развить, или приобретенным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Charisma as Extraordinary Feature of the Leader: General Review

Characteristics describing charisma are presented. The question is discussed whether is charisma an inborn feature which cannot be developed or get

Текст научной работы на тему «Харизма как экстраординарное свойство лидера: общие представления»

УДК 340.2

Романова Нелли Петровна Nelli Romanova

ХАРИЗМА КАК ЭКСТРАОРДИНАРНОЕ СВОЙСТВО ЛИДЕРА:

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

CHARISMA AS EXTRAORDINARY FEATURE OF THE LEADER:

GENERAL REVIEW

Представлены параметры, определяющие харизму. Рассматривается вопрос: является ли харизма исключительно врожденным качеством, которое нельзя выработать и развить, или приобретенным

Ключевые слова: харизма, харизматик, личность, качество

Characteristics describing charisma are presented. The question is discussed whether is charisma an inborn feature which cannot be developed or get

Key words: charisma, charismatic, personality, quality

Харизма. Само это слово необыкновенно красиво и, как всё красивое, необыкновенно притягательно. Это понятие в последнее время стало модным и часто употребляемым в средствах массовой информации. Однако его значение толкуется по-разному. Одни считают, что это — некое необъяснимое врожденное качество, своего рода «благодать», излучаемая той или иной личностью, другие понимают это как заряд энергии, исходящий от определенного человека и порождающий безоговорочное доверие, обаяние, силу убеждения. Некоторые прибавляют к названным качествам и сексуальную привлекательность. Словом, набор определений велик. Так что же означает харизма на самом деле?

ХАРИЗМА (от греч. Напета — благодать, божий дар) — необычайные по своей силе и происхождению психологические способности лидера привлекать и руководить своими сторонниками. Обобщая все множество коннотаций, связанных с этим понятием, можно сказать, что харизма имеет три значения. Первое указывает на существование некоей универсальной силы; второе — на личную энергию конкретного

лица, события или вещи; третье — на впечатление, воздействие, оказываемое на нас этой харизматической личностью и т.д. Именно в своем последнем значении понятие харизма обычно используется в повседневности. Впрочем, все эти три значения можно объединить, и тогда оказывается, что харизма — это универсальная космическая, или божественная сила, проявляемая в том пли ином аспекте в конкретном индивиде (событии, предмете) и оказывающая воздействие на кого- либо или на что-либо. Ключевым здесь выглядит именно первое значение, второе вытекает из него, а третье — из второго.

Можно предположить, что вселенную пронизывают невидимые и неведомые (на обыденном уровне) силовые, энергетические потоки. Возможно также, что эти силы имеют информационный характер, и овладение ими или прикосновение к ним приоткрывает завесу над загадками бытия и мира. Рационально доказать существование подобных феноменов вряд ли возможно, при обращении к ним мы неизбежно оказываемся в рамках иррационального субъективизма и мифологии. Но

предположить их существование возможно и допустимо.

Харизма классифицируется по нескольким основаниям. Так, харизма бывает концентрированная и рассеянная, хронологическая и топологическая, личная и безличная, кратковременная и долговременная, врожденная и приобретенная, спонтанно обретаемая и обретаемая в ходе долгих духовных поисков и т.п. Например, в случае пространственной локализации харизмой наделяются определенные топо-сы (места), а также то, что располагается на них. Харизматичность мест, а тем самым и их сакрализация, во многом позволяет объяснить феномен паломничества. В случае же хронологической локализации харизмой наделяются некоторые фазы развития того или иного института, события, лица и пр. Это значит, что концентрация харизмы и ее ослабление вплоть до полного исчезновения следуют друг за другом как ступени единого процесса.

В толковом словаре дается такое определение этого понятия: божественный дар, исключительная одаренность, проявляющаяся во взятии на себя руководящей роли и связанной с этим иррациональной власти, искусство очаровывать окружающих, притягивать к себе внимание других людей и удерживать его.

Слово «харизма» ведёт своё начало из древнегреческой мифологии — означает притягивать к себе внимание. Хариты — древнегреческие богини красоты, грации и изящества. В Древней Греции люди, наделённые харизмой, считались любимцами богов. И боги помогали своим любимцам добиваться необыкновенных успехов. Все Герои греческого эпоса харизматичны (Геракл, Одиссей, Аргонавты).

Харизма — это способность притягивать к себе внимание других людей и удерживать его. Сегодня мы называем харизматической личностью человека, одарённого трансцендентной способностью создавать новую реальность и внешнюю, и внутреннюю. Можно поспорить, чей это дар — Божий или Князя тьмы. История знала множество случаев того и иного. Харизма Гомера

и злой гений Калигулы заставляют трепетать наши сердца через сон и пепел тысячелетий. Мудрость и спокойствие Сократа и зловещая тень Отца Народов. Открытия Эйнштейна, Коперника и «Культурная революция «Великого Китайского Кормчего»

— вот примеры харизматического дуализма, вызывающие удивление и сострадание, восхищение и гнев потомков.

Каждый харизматик по-своему является революционером, поскольку он «взрывает» уже сложившиеся до него социальные и религиозные структуры. Он выпадает из привычного круга стереотипных представлений и вместо них предлагает нечто свое, более ценное. С его точки зрения, «старые» институты становятся нелегитимными или слаболегитимными, поскольку открытая им истина более эффективна, лучше приспособлена для исполнения духовных задач, в частности, проблемыспасения.

Для того, чтобы механизм феномена, известного как харизма, был запущен в ход, «заработал», должны наличествовать как минимум два фактора: во-первых, стабильное и глубокое убеждение носителя харизматической силы в своей исключительности, избранности, истинности полученного знания, во-вторых, способность других людей воспринимать это убеждение также или почти также, как его воспринимает сам харизматик — этот эффект известен как «инфицирование». Иначе говоря, должны существовать две стороны единого процесса, назовем их донативная и рецептивная. Только в этом случае можно говорить о влиянии харизмы на становление нового общественного коллектива.

Харизма может и не «состояться», если сам носитель харизмы в своих попытках легитимизировать ее встретит упорное сопротивление своим взглядам. Или встретит полное равнодушие и непонимание. Для успеха харизмы необходима, кроме всего прочего, и некоторая дистанция между ха-ризматиком и «паствой».

Отличие харизматической личности от рутинной личности в том, что ее поведение, ее образ мыслей не диктуется соображениями стереотипной морали. Она ведет себя

так, как считает это нужным, и никто ей не указ.

Харизматик, таким образом, должен для своих последователей находиться на некоем «возвышенном отдалении». Только в этом случае есть вероятность того, что его будут воспринимать не как безумца или чудака, но так, как он сам себя чувствует, т. е. как носителя особой священной силы. Соответственно, аудитория должна быть подготовлена для подобного восприятия. В этой рецептивной подготовленности, так же как и в донативной, заметны два уровня. Во-первых, это общий культурный фон эпохи. Общеизвестно, что для каждой эпохи есть свои герои, а значит, и свой набор мифов, связанных с ними. Причем эти мифы зачастую опережают появление реальной, исторической личности-героя. Люди верят в этих полусказочных, легендарных героев, как верят в сновидения и мечты. Вот эта готовность поверить превращается в прочную уверенность в тот момент, когда происходит решающая встреча с неким необычным человеком, в котором видят воплощение этих смутно представляемых, но эмоционально очень ярких образов. Во-вторых, ко всему этому добавляются и чисто индивидуальные, биографические аспекты. Если в первом случае харизматическая фигура представлена как героическая личность, то во втором она выглядит, прежде всего, в контексте проповеди, учительства, т. е. как пророческая личность. Оба эти компонента тесно между собой переплетаются. Естественно, что критический настрой у того, кто наблюдает харизма-тика, должен либо вообще отсутствовать, либо быть изрядно сниженным, иначе он просто не поймет, какие именно ощущения переживает носитель подобной силы.

Харизматик, с философской точки зрения, это человек, который воплощает в конкретной своей фигуре общезначимые ценности. Харизма открыта всем, однако далеко не все способны обрести ее.

Харизма означает, прежде всего, веру в миссию и призвание данного лидера. К внешним проявлениям харизмы можно отнести: 1) энергичную, завораживающую

властную речь и манеры; 2) воплощение архетипа в имидже кандидата; 3) способность значительно увеличивать свою энергию в процессе выступления перед массой сторонников.

Необходимо отличать харизму от обычного авторитета лидера. Харизма — это экстраординарное свойство, основывающееся на механизме передачи психической энергии от сторонников к харизматическому лидеру. Происхождение и суть этого механизма до конца не ясны. Механизм харизмы опирается на мощные глубинные процессы коллективного бессознательного и архетипы. Харизма — коллективное свойство политического вождя и его последователей.

Харизма связана, с одной стороны, с религиозными или псевдорелигиозными чувствами поклонников лидера, с другой

— с серьезным ощущением лидером собственного уникального призвания (миссии) в обществе. Тем самым обладатель харизмы сознательно берет на себя роль вождя и, опираясь на собственные убеждения и миссию, диктует программу преобразований. Харизма является действительным свойством, которое не может быть имитацией.

Первоначально понятие харизмы имело чисто религиозное значение, но позднее было распространено на политическое лидерство. В России 90-х гг. XX в. условным обладателем харизмы можно считать Б. Ельцина, в особенности, на начальных этапах его политического взлета.

Немецкий социолог Макс Вебер определил харизму как дарование, которое выделяет лидеров из обычных людей. Лидеры, в понимании Вебера, являются сверхъестественными личностями, сверхлюдьми и уникумами, обладающими «энергетикой, недоступной обычным людям». Джей Конгер в «Харизматическом лидере» [1] утверждает, что харизма — это стержень успешного предпринимательства, руководства изменениями, стратегического прогнозирования и побуждения.

Большинство обладателей харизмы имеют «ауру» и «магнетизм», которые воодушевляют других и заставляют слепо следовать за ними и проникаться их видением

мира. Ученые, изучающие харизму, говорят, что это магическое поведение является одной из самых мощных форм лидерства. Они считают также, что харизматические лидеры разжигают в людях пламенную страсть, которая впоследствии и руководит их действиями. Харизматические личности имеют настолько магическое заразительное, почти религиозное влияние на окружающих, что это граничит с оккультизмом.

Иисус, Наполеон, Рузвельт, Гитлер, Ганди — все они примеры харизматических личностей. Исследования показали, что харизматические лидеры являются ключевыми фигурами инновационного процесса. Подчиненные руководителя, обладающего харизмой, более уверены в себе, работают больше положенного времени, находят свою работу более значительной, больше верят в своих руководителей и более исполнительны, чем подчиненные эффективно работающих, но не обладающих харизмой руководителей.

Лаура Роуз, консультант из Атланты, специализируется на изучении харизматического поведения руководителей. Она определила, что харизмой обладает каждый, и ее можно развить и изучать. Руководители должны работать над своей харизмой, но не таким образом, каким они развивают другие навыки руководства. Повести за собой легче, если «хозяин положения» верит в мечту.

Отсутствие харизмы как раз является проблемой бюрократических организаций, в которых нет места фантазии. Личности, обладающие харизмой, всегда точно знают цель, к которой он или она стремятся, способны заставить других поверить в их мечту и последовать за ними. Оптимизм, исходящий от харизматической личности, заражает и воодушевляет последователей. Точка зрения руководителя, обладающего харизмой, становится точкой зрения служащих. Джей Конгер считает: «Благодаря их изобретательности, вдохновению, отрицанию условностей и проницательности, руководители, обладающие харизмой, являются потенциальными источниками огромных изменений для любой организации.

Сила харизматической личности заключается в том, что она обладает необыкновенными возможностями или привлекательностью в глазах публики, она имеет в себе нечто, заставляющее других повиноваться. И одна из главных особенностей харизматической личности — это внешность. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние, особенно в случаях непосредственного контакта с массами. Некоторые называют это качество «обаянием», Вебер — харизмой, его пытаются понять и объяснить многие...

Диапазон объяснений предельно широк, начиная от житейско-бытового: харизма — это когда «без причины девки любят». И ключевыми в этой фразе являются именно слова «без причины». Далее объяснения, несущие некий мистический оттенок: харизма — это та неуловимая субстанция, суть которой невозможно понять логически... Харизма определяется и как философский камень в политике, который не расчленяется на составные элементы. Можно, например, образ харизматичного политика разложить на составные элементы, но каждый из них в отдельности не отвечает на вопрос, почему этот политик является лидером, ведет за собой народ, почему внимают каждому его слову.

Возьмем, например, Шарля де Голля. Это был, наверное, самый харизматичный лидер Европы своего времени. Высокий рост, но внешность средняя; ум острый, но не выдающийся; политический опыт впечатляющий, но не фантастический; образование неплохое, но назвать прекрасным нельзя. А вместе с тем, это лидер нации, за которого готовы были умереть.

Интересно ранжирование качеств, определяющих понятие политической харизмы, приведенное в статье Максима Нестеренко [2]. На первое место он ставит присутствие в политике нравственного и отчасти нравственно-религиозного начала. То, что у нас сегодня называют мессианством.

Вторым компонентом он называет некое волевое начало. Это такое умение, как

у барона Мюнхгаузена: поднимать себя за волосы и вытаскивать из любых ситуаций. Если у человека есть политическая воля, то это, безусловно, то качество, которое может способствовать созданию харизмы.

И только последнее место он отводит интеллектуальным качествам. Если бы интеллект являлся основой харизмы, наверное, все лауреаты Нобелевской премии были бы президентами, и осуществилась мечта Платона: правили бы не политики, а философы. Но этого не происходит, так как интеллект в харизме занимает третье, достаточно второстепенное место.

Ученые проанализировали свойства харизматической личности. Одно из самых важных свойств — это влияние на подсознание. Прежде всего — это люди, обладающие высокими коммуникативными навыками. Люди, которые умеют добиваться признания, воздействуя на окружающих на эмоциональном уровне. Так как истоки харизматических способностей лежат не в рациональной, а скорее, в иррациональной области, притягательная сила, исходящая от харизматической личности, воздействует не на рациональном, а на эмоциональном уровне. И как бы парадоксально это не звучало, но в наш компьютеризированный век человек на 90 % руководствуется именно эмоциями. Ибо как говорил Гельвеций: «Мысль входит в сознание вратами чувств».

Диапазон качеств, определяющих харизматичность личности, достаточно широк. Назовем основные.

1. Уверенность в своих силах и душевное равновесие. Прежде всего, вы должны быть уверены в себе, в своих способностях. Для этого необходим критичный подход к себе, нужно четко знать, что вам необходимо для достижения цели. Для этого можно использовать следующий метод: возьмите лист бумаги, разделите его на три части. В первой части напишите: Чего я хочу достичь, работая над данной проблемой? Что мне для этого нужно? Что у меня для этого есть? Выпишите все составляющие, все умения и личные качества. Когда этот анализ покажет, чего у вас недоста-

ет, приступайте к заполнению пробелов. Душевное равновесие — это способность в любой ситуации сохранять хладнокровие и выдержку. Более 2500 тыс. лет тому Гуата-ма Будда, изрек: «Господство над мыслями дает власть над телом и жизнью».

2. Коммуникабельность и умение устанавливать долговременные и прочные межличностные отношения. Это способность устанавливать и поддерживать контакты. Это способность контролировать выразительные движения и невербальные проявления эмоций, а также умение создавать у окружающих желаемое представление о себе. Но даже при высоком коммуникативном контроле возможны возникновения трудностей при общении в непрогнозируемых ситуациях. Спокойствие ассоциируется с уверенностью, четкостью целей и силой.

3. Умение мотивировать себя и других. Воодушевление — это способность полностью сосредотачиваться на каком-то конкретном деле, вкладывать в него душу, полностью ему отдаваться. Для того, чтобы воодушевлять других людей, заражать их своими идеями, вы должны сами быть ими заражены. Многие люди полагают, что могут убеждать и мотивировать своих сотрудников или коллег словами, побуждая их к достижению более высоких результатов. Они ошибаются. Слова можно проигнорировать, но не поддаться влиянию притягательной силы, исходящей от воодушевленного человека невозможно.

4. Личное обаяние. Сюда относится и внешность, и речь, и манеры. Ибо манеры делают человека — написано на фронтоне Оксфордского университета.

5. Положительное восприятие жизни. Никому не нравятся вечно недовольные, брюзжащие люди. Очень важно научиться видеть даже в самых трудных ситуациях положительные моменты. Положительное восприятие жизни, конечно, не может превратить дождливый день в солнечный, но оптимисту легче примириться с пасмурной погодой и перенести ее. Доказано, что люди, положительно относящиеся к любым жизненным ситуациям, обладают более

крепким здоровьем, добиваются больших успехов и их больше любят окружающие.

6. Постоянная работа над раскрытием собственных способностей. Как-то одного человека спросили, умеет ли он играть на фортепиано. Он ответил: «Не знаю, я никогда не пробовал». Можно часами рассуждать на предмет как легко либо сложно реализовать какой-то проект и какие для этого необходимы личные качества и навыки. Реальные результаты вы сможете получить только на практике.

7. Умение сосредотачивать свое внимание на самом главном. «Тот, кто может ответить на вопрос: «Для чего?», почти всегда может найти ответ на вопрос: «Как?», — говорил Ницше. Большинство людей хотят многого и сразу, поэтому добиваются малого.

Исследователи феномена харизматического влияния считают, что для его осуществления чаще всего используются специальные стратегии. Александр Сосланд

[3] выделяет следующие.

Отличаться от других. У человека, претендующего на харизматическую карьеру, должны быть некие признаки, или стигматы (отметины), выделяющие его из окружающей массы.

Пережить озарение. Созревший для своей миссии герой получает свыше приглашение к общественной деятельности, или некий знак, указывающий на его предназначение. Призвание в религиозной сфере, разумеется, осуществляется посланцем высших сил, или знамением, от них исходящим (Моисей перед неопалимой купиной, Будда под деревом Бодхи). К героической деятельности в светской области человек может быть призван другими незаурядными событиями, которые вызывают неожиданное озарение.

Удивить сторонников. Новизна — неотъемлемая часть харизмы. Невозможно представить себе, чтобы экстраординарные способности человека проявлялись общепринятым образом.

Придумать ритуал. Харизматическое поведение зачастую предполагает некую театральность. С этим связано широкое использование гербов, эмблем, гим-

нов, знамен и различных обрядов.

Быть успешным. Как пишет М. Вебер

[4]: «Если продолжительное время ему (харизматическому лидеру) изменяет успех, и в первую очередь, если его руководство не приносит благополучного исхода подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть».

Быть радикальным. Для харизматической личности очень важен способ отношения к своим идеям. Это — своего рода сверхценное отношение. Ты должен относиться к своим идеям как к чему-то особенно ценному. Определенного радикализма здесь не избежать. Однако правильно понимаемый радикализм — это не вид политической ориентации, но всего лишь форма отношения человека к тем идеям, которые он проводит в жизнь. Харизма может вовсе не быть связанной с содержанием идеологии, но является способом ее преподнесения.

Победить врагов. Личность, претендующая на особое влияние, всегда находится в состоянии борьбы. Харизматический лидер, собственно, живет для того, чтобы в любой момент перегрызть глотку тому, кто покушается на интересы его группы. При этом лидер никогда не будет так же рьяно отстаивать свои собственные, корыстные интересы. Он всегда — слуга народа. Необходимое для харизматического образа демонстративное самоотречение, внешняя аскеза тоже проходит по этому разделу. Проявить самостоятельность. Это одна из необходимых составных харизматического имиджа. Важно подчеркивать, что ты независим ни от кого (кроме, разумеется, своей паствы). Демонстрация независимости должна идти рука об руку с демонстрацией идеологической и иной оригинальности (даже в случае консервативной идеологии). Это и понятно: ведь если ты являешься орудием в чьих-то руках или основываешься на старой идеологии, зачем тебе быть харизматическим.

Пробудить особые эмоции. В своей «Психологии искусства» выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский

[5] описывает так называемый бинарный

аффект, то есть «аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях». Для харизматического влияния очень важно, чтобы одновременно взаимно противоположные эмоциональные знаки (пугающие и успокаивающие, например) были выражены, по возможности, сильно. Образ политического лидера должен внушать определенный «страх и трепет». Добряк-жизнелюб нравится, но не притягивает. Важно иметь в виду, что страх — это в первую очередь способ изменения состояния сознания, предпосылка своего рода транса.

Если суммировать все основные харизматические свойства, то главными факторами оказываются следующие: выделение лидера из толпы, подчеркивание его исключительности, сплочение последователей и, наконец, обеспечение преданности

масс вождю. При всей исключительности вождя и его отличии от массы у них должно быть нечто общее, что их объединяет: это может быть общий враг, общая цель.

Все сказанное подводит к вопросу: является ли харизма исключительно врожденным качеством, которое нельзя выработать и развить, или же приобретенным? Вопрос этот однозначного ответа, видимо, не имеет. Ориентируясь на параметры, определяющие харизму, можно заключить, что при определенных усилиях харизматические способности можно в себе распознать, выработать и развить. В то же время следует знать, что абсолютно харизматических или абсолютно нехаризматических личностей не существует. Есть те, кто достаточно осознал и проработал в себе все это, и те, кто сделал это недостаточно.

Литература

1. Ландрам Д. Фред Смит — харизматический. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bestlibrary.ru On-line библиотека.

2. Нестеренко М. Харизма проявляется не в кабинете, а на площади. —«Власть и политика», 17.10.2003 г.

3. Сосланд А.И. Идеология и харизма (Харизматические стратегии). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psyfactor.org/sosland.htm.

4. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1991.

5. ВыготскийЛ.С. Психологияискусства. — М., 1986.

Коротко об авторе__________________________________________________Briefly about the author

Романова Н.П., д-р социол. наук, профессор, За- N. Romanova, Doctor of sociological sciences, profes-байкальский государственный университет (ЗабГУ) sor, Zabaikalsky State University

rik-romanova-chita@mail.ru

Научные интересы: философия одиночества, гендерные исследования, деловые коммуникации

Scientific interests: loneliness philosophy, gender researches, business communications

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.