Научная статья на тему 'Характерные особенности способов организации коллективной деятельности учащихся'

Характерные особенности способов организации коллективной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА / ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П.Д.

В данной статье представлено теоретическое обоснование особенностей организации групповой деятельности учащихся, рассмотрены основные условия на которых строится коллективная, групповая деятельность учащихся на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности способов организации коллективной деятельности учащихся»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

№ 12(35). Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2013.

4. Леванова, А.Е., Урайская, И.Н. Формирование у студентов мотивации к обучению // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2013. №11. URL: http://cyberieninka.ru/artide/n/formirovanie-u-studentov-motivatsii-k-obucheniyu (дата обращения: 16.03.2017).

© Волгина Н.Ю., 2017

УДК 37.01

Гаджиева П.Д.

канд.пед.наук., доцент ДГПУ Е-таД: krik020304@mail.ru г. Махачкала, Р Д

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В данной статье представлено теоретическое обоснование особенностей организации групповой деятельности учащихся, рассмотрены основные условия на которых строится коллективная, групповая деятельность учащихся на уроках.

Ключевые слова

Групповая деятельность, коллективная работа, творческая работа.

К технологиям группового взаимодействия можно отнести такие, в основе которых лежат различные способы организации внутригрупповой совместной деятельности (работа в малых группах). Технологии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.

Разработка современных технологий обучения в процессе группового и коллективного взаимодействия обучающихся опирается на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке подходы, рассматривающие социальное взаимодействие обучающихся в обучении как новую педагогическую практику, обеспечивающую одновременное эффективное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач. Социальное взаимодействие и обучение - это направление в психологии, исследующее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальной ситуации как ситуации развития, определяющими для которой являются сами способы взаимодействия [2, с.12].

Совместная учебная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия студентов друг с другом в малых группах, в коллективных формах работы, играет решающую роль в достижении следующих целей: развитие мышления обучающихся в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач; создание дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе личностно значимого сотрудничества, межличностных отношений, сопровождаемых эмоциональным переживанием и возникновением чувства общности «мы»; формирование межличностных отношений, готовности к сотрудничеству, к пониманию других; овладение способами организации совместной деятельности; развитие самосознания студента, его самоопределения и самореализации в ситуациях взаимодействия и видения своего «я» глазами других; формирование активной позиции обучающихся, становление их субъектности; приближение учебной деятельности студентов к будущей профессиональной, являющейся совместной по своей сути; моделирование в процессе учебной деятельности производственных отношений и формирование

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

умения разрешать возможные производственные конфликты; создание психологически комфортных условий в процессе обучения, обеспечивающих большую легкость генерирования творческих идей, снятие напряжения, зачастую возникающего в процессе взаимодействия «преподаватель - студент»; развитие устной речи студентов посредством значительной интенсификации коммуникации[1, c.34] .

Анализ существующих моделей и технологий группового и коллективного взаимодействия позволяет выделить основные условия организации обучения в коллективной деятельности: позитивная взаимозависимость участников, т. е. направленность на совместное достижение результата, понимание студентами зависимости успеха каждого от успеха других; межличностное взаимодействие, взаимопомощь как условие совместного решения учебных задач; совместная выработка норм, принципов группового взаимодействия и общения; четкое определение целей группы и каждого обучающегося, коллективная и индивидуальная ответственность; совместная оценка хода и результата работы в процессе групповой рефлексии; сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учет персонального вклада каждого; создание организационных условий ; особая позиция преподавателя, выступающего в роли менеджера, координатора совместной деятельности.

Все технологии группового и коллективного взаимодействия можно классифицировать по типу организации совместной деятельности, основанной на следующих принципах. принцип индивидуальных вкладов. Ключеваяя цель группового и коллективного взаимодействия данного типа - повышение эффективности обучения посредством решения учебных задач, осуществляемого на основе взаимодополнения, взаимообогащения, суммирования, кооперации результатов работы каждого участника.. позиционный принцип организации совместной деятельности. Групповое взаимодействие в данном случае основывается на выявлении и столкновении различных точек зрения, позиций обучающихся, их взглядов на проблему, объект групповой работы. принцип развивающейся кооперации. Особенность данного типа совместной деятельности заключается в направленности групповой работы на исследование, совместный поиск решения вновь и вновь возникающих и усложняющихся задач, порождаемых самим процессом совместной деятельности; принцип ролевого поведения реализуется в деловых играх имитационного, ролевого типа, обеспечивающих организацию совместной деятельности.

Таким образом технологии организации деятельности учащихся в группах способствует наиболее эффективному усвоению теоретического материала и развитию навыков коллективной творческой деятельности, посредством решения практических заданий.

Список использованной литературы:

1. Гаджиева П. Д. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -Махачкала, «ДГПУ» 2015 г.

2.Бабанский Ю.Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 2001.

3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.,2005.

©Гаджиева П.Д., 2017

УДК. 378.095

Галанов Е. К.

Д-р техн. наук, профессор Петербургского университета путей сообщения.Кафедра «Физика».

ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧУВСТВ

Аннотация

Статья посвящена обзору цикла лекций. Цикл лекций №°1. Физическая природа чувств. Ч.1 Введение. 1.Слух и звук. 2. Зрение и свет. З.Частота, биоритм, событие. 4. Звук, тембр, голос. 5. Осязание. 6. Шестое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.