_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
№ 12(35). Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2013.
4. Леванова, А.Е., Урайская, И.Н. Формирование у студентов мотивации к обучению // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2013. №11. URL: http://cyberieninka.ru/artide/n/formirovanie-u-studentov-motivatsii-k-obucheniyu (дата обращения: 16.03.2017).
© Волгина Н.Ю., 2017
УДК 37.01
Гаджиева П.Д.
канд.пед.наук., доцент ДГПУ Е-таД: krik020304@mail.ru г. Махачкала, Р Д
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
В данной статье представлено теоретическое обоснование особенностей организации групповой деятельности учащихся, рассмотрены основные условия на которых строится коллективная, групповая деятельность учащихся на уроках.
Ключевые слова
Групповая деятельность, коллективная работа, творческая работа.
К технологиям группового взаимодействия можно отнести такие, в основе которых лежат различные способы организации внутригрупповой совместной деятельности (работа в малых группах). Технологии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.
Разработка современных технологий обучения в процессе группового и коллективного взаимодействия обучающихся опирается на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке подходы, рассматривающие социальное взаимодействие обучающихся в обучении как новую педагогическую практику, обеспечивающую одновременное эффективное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач. Социальное взаимодействие и обучение - это направление в психологии, исследующее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальной ситуации как ситуации развития, определяющими для которой являются сами способы взаимодействия [2, с.12].
Совместная учебная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия студентов друг с другом в малых группах, в коллективных формах работы, играет решающую роль в достижении следующих целей: развитие мышления обучающихся в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач; создание дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе личностно значимого сотрудничества, межличностных отношений, сопровождаемых эмоциональным переживанием и возникновением чувства общности «мы»; формирование межличностных отношений, готовности к сотрудничеству, к пониманию других; овладение способами организации совместной деятельности; развитие самосознания студента, его самоопределения и самореализации в ситуациях взаимодействия и видения своего «я» глазами других; формирование активной позиции обучающихся, становление их субъектности; приближение учебной деятельности студентов к будущей профессиональной, являющейся совместной по своей сути; моделирование в процессе учебной деятельности производственных отношений и формирование
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
умения разрешать возможные производственные конфликты; создание психологически комфортных условий в процессе обучения, обеспечивающих большую легкость генерирования творческих идей, снятие напряжения, зачастую возникающего в процессе взаимодействия «преподаватель - студент»; развитие устной речи студентов посредством значительной интенсификации коммуникации[1, c.34] .
Анализ существующих моделей и технологий группового и коллективного взаимодействия позволяет выделить основные условия организации обучения в коллективной деятельности: позитивная взаимозависимость участников, т. е. направленность на совместное достижение результата, понимание студентами зависимости успеха каждого от успеха других; межличностное взаимодействие, взаимопомощь как условие совместного решения учебных задач; совместная выработка норм, принципов группового взаимодействия и общения; четкое определение целей группы и каждого обучающегося, коллективная и индивидуальная ответственность; совместная оценка хода и результата работы в процессе групповой рефлексии; сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учет персонального вклада каждого; создание организационных условий ; особая позиция преподавателя, выступающего в роли менеджера, координатора совместной деятельности.
Все технологии группового и коллективного взаимодействия можно классифицировать по типу организации совместной деятельности, основанной на следующих принципах. принцип индивидуальных вкладов. Ключеваяя цель группового и коллективного взаимодействия данного типа - повышение эффективности обучения посредством решения учебных задач, осуществляемого на основе взаимодополнения, взаимообогащения, суммирования, кооперации результатов работы каждого участника.. позиционный принцип организации совместной деятельности. Групповое взаимодействие в данном случае основывается на выявлении и столкновении различных точек зрения, позиций обучающихся, их взглядов на проблему, объект групповой работы. принцип развивающейся кооперации. Особенность данного типа совместной деятельности заключается в направленности групповой работы на исследование, совместный поиск решения вновь и вновь возникающих и усложняющихся задач, порождаемых самим процессом совместной деятельности; принцип ролевого поведения реализуется в деловых играх имитационного, ролевого типа, обеспечивающих организацию совместной деятельности.
Таким образом технологии организации деятельности учащихся в группах способствует наиболее эффективному усвоению теоретического материала и развитию навыков коллективной творческой деятельности, посредством решения практических заданий.
Список использованной литературы:
1. Гаджиева П. Д. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -Махачкала, «ДГПУ» 2015 г.
2.Бабанский Ю.Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 2001.
3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.,2005.
©Гаджиева П.Д., 2017
УДК. 378.095
Галанов Е. К.
Д-р техн. наук, профессор Петербургского университета путей сообщения.Кафедра «Физика».
ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧУВСТВ
Аннотация
Статья посвящена обзору цикла лекций. Цикл лекций №°1. Физическая природа чувств. Ч.1 Введение. 1.Слух и звук. 2. Зрение и свет. З.Частота, биоритм, событие. 4. Звук, тембр, голос. 5. Осязание. 6. Шестое