Научная статья на тему 'Характерные особенности повторов в адыгейских загадках'

Характерные особенности повторов в адыгейских загадках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEXICAL REPETITION / SOUND REPETITION / REPEATS WITH REDUPLICATION / ANTONYMIC REPETITION / WORD COMBINATIONS / AFFIX / ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР / ЗВУКОВОЙ ПОВТОР / ПОВТОРЫ С РЕДУПЛИКАЦИЕЙ / АНТОНИМИЧЕСКИЙ ПОВТОР / СЛОВОСОЧЕТАНИЯ / АФФИКС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Атажахова С. Т.

Объектом исследования в нашей статье послужили повторы-редупликаты в загадках, образованные по разным словообразовательным моделям. Изучение различных видов повторов не ставилось предметом системного компаративного анализа. Однако создание единой классификации повтора, выявление его характерных особенностей в языке, несомненно, актуальна. Научный интерес представляет анализ некоторых лексических повторов, образованных путем полного или частичного повтора целого слова, корня, основы слова и словосочетания. В целях выявления и описания разновидностей повтора изучена и проанализирована специальная научная литература. В ходе исследования выявлено, что функция повторяющегося компонента обусловлена его специфической семантикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF REPEATITIONS IN ADYGS RIDDLES

The object of the research is repetition and reduplication in riddles, formed according to different word-building models. The study of various types of repetitions hasn't been a subject of a systemic comparative analysis. Therefore, the creation of a unified classification of repetition, the identification of its characteristic features in the language, is undoubtedly relevant. The scientific interest is an analysis of some lexical repetitions formed by full or partial repetition of the whole word, root, stem word or phrase. In order to identify and describe varieties of repetition, special scientific literature has been studied and analyzed. The research revealed that the function of the repeating component is due to its specific semantics.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности повторов в адыгейских загадках»

фических, лексических, грамматических, пунктуационных и т.д. Особенно часто они встречаются в разделе «Объявление», в текстах рекламного характера, в которых отражаются особенности письменной речи рядовых дагестанцев-билингвов. Такие тексты практически не подвергаются корректорской правке и публикуются в том виде, в каком они поступили в редакцию газеты или журнала.

2. Многие ошибки являются следствием недостаточного владения русским языком и его нормами. На русскую речь дагестанцев оказывают влияние родные языки, в результате чего появляются интерферентные ошибки. Они обусловлены разни-

Библиографический список

цей в фонетической, лексической и грамматической системах сопоставляемых языков.

3. Все случаи так называемой отрицательной интерференции должны учитываться в работе по повышению культуры русской речи дагестанцев, так как правильность речи исключает недопонимание и не ведет к коммуникативным неудачам, которые в полиэтническом регионе могут стать причиной конфликтов.

4. Язык русскоязычной прессы должен соответствовать всем нормам русского языка, поскольку она играет важную роль в пропаганде правильной русской речи в полиязычном Дагестане.

1. Магомедова Т.И. Культура русской речи в условиях полиязычия Дагестана: лингводидактический аспект. Язык. Словесность. Культура. 2012; 2-3: 7 - 16.

2. Свободная республика. 2014; 6 июня.

3. Работа плюс услуги в Дагестане. 2018; 28:5.

4. Черновик. 2018; 27:5, 29:9. 2014; 21:8,19:8.

5. Махачкалинские известия. 2014; 21:18.

6. Правила русской орфографии и пунктуации. Под редакцией В.В. Лопатина. Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

7. Тихонов Н.А. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Москва: АСТ, 2002.

References

1. Magomedova T.I. Kul'tura russkoj rechi v usloviyah poliyazychiya Dagestana: lingvodidakticheskij aspekt. Yazyk. Slovesnost'. Kul'tura. 2012; 2-3: 7 - 16.

2. Svobodnaya respublika. 2014; 6 iyunya.

3. Rabota plyus uslugi v Dagestane. 2018; 28:5.

4. Chernovik. 2018; 27:5, 29:9. 2014; 21:8,19:8.

5. Mahachkalinskie izvestiya. 2014; 21:18.

6. Pravila russkoj orfografii ipunktuacii. Pod redakciej V.V. Lopatina. Moskva: AST-PRESS KNIGA, 2009.

7. Tihonov N.A. Morfemno-orfograficheskij slovar'russkogo yazyka. Moskva: AST, 2002.

Статья поступила в редакцию 03.09.18

УДК 811.352.3

Atahzakhova S.T., Cand. of Sciences (Philology), Adyghe Republican Institute of Humanitarian Studies n.a. T.M. Kerashev,

Maikop, E-mail: [email protected]

CHARACTERISTIC FEATURES OF REPEATITIONS IN ADYGS RIDDLES. The object of the research is repetition and reduplication in riddles, formed according to different word-building models. The study of various types of repetitions hasn't been a subject of a systemic comparative analysis. Therefore, the creation of a unified classification of repetition, the identification of its characteristic features in the language, is undoubtedly relevant. The scientific interest is an analysis of some lexical repetitions formed by full or partial repetition of the whole word, root, stem word or phrase. In order to identify and describe varieties of repetition, special scientific literature has been studied and analyzed. The research revealed that the function of the repeating component is due to its specific semantics.

Key words: lexical repetition, sound repetition, repeats with reduplication, antonymic repetition, word combinations, affix.

С.Т. Атажахова, канд. филол. наук, Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований

им. Т.М. Керашева, г. Майкоп, E-mail: [email protected]

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВТОРОВ В АДЫГЕЙСКИХ ЗАГАДКАХ

Объектом исследования в нашей статье послужили повторы-редупликаты в загадках, образованные по разным словообразовательным моделям. Изучение различных видов повторов не ставилось предметом системного компаративного анализа. Однако создание единой классификации повтора, выявление его характерных особенностей в языке, несомненно, актуальна. Научный интерес представляет анализ некоторых лексических повторов, образованных путем полного или частичного повтора целого слова, корня, основы слова и словосочетания. В целях выявления и описания разновидностей повтора изучена и проанализирована специальная научная литература. В ходе исследования выявлено, что функция повторяющегося компонента обусловлена его специфической семантикой.

Ключевые слова: лексический повтор, звуковой повтор, повторы с редупликацией, антонимический повтор, словосочетания, аффикс.

В последние годы, когда тяга к истокам культуры значительно возросла, многие литературные критики и писатели высказываются о необходимости глубокого изучения фольклора своего народа в целях повышения художественного уровня произведений. Это, естественно, относится и к загадкам. Ценность загадок, прежде всего, заключается в том, что они становятся достоянием духовного мира человека, оказывающего благотворное воздействие на его мысли и чувства, нравственность и мировоззрение.

Говоря о лексической составляющей народных загадок, большинство исследователей отмечает, что язык отличается простотой и не принужденностью, в противоположность книжной искусственности. Словосочетания здесь более свободны, нет того

старания стиснуть речь, как в книжной литературе. Определяют их как текст в форме вопроса и ответа. Интересным для нашего исследования является то, что данного определения относительно формы народной загадки придерживаются такие языковеды, как Р. Абрахомс, Д. Дандес, Ю.М. Соколов.

Так, В.П. Аникин, А.П. Квятковский, В.В. Митрофанова, Д.Н. Садовников обращают внимание на поэтическую природу народной загадки. Большая часть народных загадок посвящена самым простейшим предметам домашнего обихода, домашним животным и природным явлениям. С этим нельзя не согласиться. Загадки раскрывают поэтическую сторону в этих предметах и явлениях, открывая «полный простор для творческой фантазии

народа». В свою очередь, придерживаясь к мнению Х.Р Курбатова «Синтаксические фигуры, наподобие музыкальных оборотов и повторяющихся музыкальных фраз, придают речи особое благозвучие, облегчают тем самым ее восприятие. Поэтому и даже их назвать в какой-то мере музыкальной словесной речью» [1, с. 130]. Например:

Пхъэ ц1ыц1, Дерево упругое,

Пхъэ ц1ыу, Дерево блестящее,

Пхъэ кумылэ, Дерево - сердцевина,

Пхъэ лъэдакъэ, Дерево пятка (нижняя часть ствола)

Шъыхьэм ыбжъ, Оленя рог,

Бланэм ык1ыб (шхонч) [2, с. 179]. Лани спина (ружье).

- Слъэгъурэм псэ пыт, къысэплъырэм псэ пытэп (гъунджэ) [2, с. 185]. «Тот, кого вижу живой, а на меня смотрит не живой» (зеркало).

Адыгейские загадки богаты и разнообразны. В сборнике «Адыгэ гущы1эжъхэр» (Адыгейские пословицы и поговорки) составители Хуажева М.К. и Хута Щ.Х., пословиц, поговорок, скороговорок и загадок вошло более 3950 единиц. В данном сборнике значительное место занимают загадки. В ней загадки представлены в количестве 445 единиц. Из них повторов с редупликацией насчитывается около 27 единиц, лексические повторы - 18 [2]. Например: Пчэдыжьым лъэкъуипл1, щэджагъом лъэкъут1у, пчыхьэм лъэкъуищ (ц1ыфы) [2, с. 187]. «Утром - четыре ноги, днем - две ноги, вечером - три ноги» (человек).

Следует отметить, что в загадках повтор с редупликацией внутри текста может встречаться несколько раз. Например:

- Сэк1о-сэк1о, уж фэсш1ырэп, сэбзы-сэбзы, лъы къик1ырэп (псыхъо) [2, с. 178]. «Иду, иду следа не оставляю, режу, режу кровь не течет» (река).

- Уп1ап1- ушъуашъу, гъогурык1о-дырек1ок1 (псыцу) [2, с. 181]. «Вперевалку идет по дороге и сходит (задевает обочину)» (буйвол).

В рассматриваемых загадках, очень часто встречаются звуковые повторы:

а) с повторениями гласных и согласных, или же с повторениями и гласных, и согласных, и сочетания тех и других.

- 1эрыш1эм 1урыш1э ит (онджэкъым ит набгъор) [2, с. 180]. «Гнездо ласточки в над очажной плетеной трубе» (гнездо в дымоходе).

б) лексические повторы:

- Зыр мачъэ, зыр мэчъые, зыр мэджэгу (псыхъо, мыжъо, пцэжъый) [2, с. 177]. «Один бежит, один спит, один играет» (река, камень, рыба).

в) повторы с редупликацией:

- 1онт1э-щант1, хьэшъо к1ыхьэ зытелъ (гъогу) [2, с. 175]. «Кривой, длинный покрытый асфальтом » (дорога).

При рассматривании загадок мы наблюдаем, что больше всего из повторов с редупликацией встречается повторение одной и той же основы. Например:

- 1унэ-1унэ, мысыр па1о зыщыгъ (1эхъуамб) [2, с. 188]. «Нагель-нагель в египетской шапке» (палец).

- Бэрэ-бэрэ мэтакъ, бэрэ-бэрэ такъэ имылъ, бэрэ ч1ап1э имылъ (пцэжъый) [2, с.171]. «Множится (мелко), надолго в личинке не задерживается, надолго в одном месте не остается (лежит)» (рыба).

Такие способы словообразования можно отнести к различным частям речи:

а) существительные: Нэрынэ-нэрын нэрынэ щэк1 (пшъ-эхъу) [2, с. 174]. «Звено за звеном из тридцати звеньев» (цепь).

б) глагольные: Сэк1о-сэк1о, сиуж мэк1оды (къуашъо) [2, с. 175]. «Иду, иду - след мой пропадает» (лодка).

в) наречные: Ц1ык1у-ц1ык1оу зэпыс, мысыр па1о зыщыгъ (1эхъуамб) [2, с. 188]. «Состоит из маленьких частей, на котором сидит египетская шапка» (палец).

г) звукоподражательные: Къау-къау лъэрычъ чылэр къэ-зычъыхь (тхьачэт) [2, с. 171]. «Кау- кау» бегунья, бегающий по всему аулу» ( индейка).

Знаменательно и то, что в рассматриваемых загадках часто встречаются лексические повторы с числительными: Т1ур къа-плъэ, т1ур къэда1о, т1умэ апхъуатэ, т1умэ рахьыжьи ежьэжьых (нэхэр, тхьак1умэхэр, 1эхэр, лъакъохэр) [2, с. 188]. «Два смотрят, два слушают, два хватают, два убегают (глаза, уши, руки, ноги).

Наименее распространённым явлением в исследуемых текстах выявляется наличием отрицательного аффикса - эп в обоих компонентах: Тиунэпчъэ1у хьэ къэрэ ц1ык1у 1ус: цакъэрэп, хьакъурэп, унэми ц1ыф ригъахьэрэп (1унк1ыбз) [2, с. 185]. «У на-

ших дверей сидит маленькая, черненькая собачонка: не лает, не кусает, в дом людей не пускает (замок)».

При рассмотрении загадок мы видим, что повтор слов идет по всему тексту. Например: Ук1омэ къыбдэк1о, ут1ысмэ мэт1ы-сы, утэджмэ мэтэджы, уеджэмэ дэгу (ныбжьыкъу) [2, с. 180]. «Идешь - рядом идет, сядешь - рядом сядет, встанешь - рядом встанет, позовешь - молчит (тень)».

Следует заметить, что в загадках могут повторяться не только слова, но и словосочетания. Загадка загадывается в расчете на разгадку, но и вместе с тем она призвана раскрыть внутренние свойства описываемых вещей и явлений. Например:

- Мэзышхо ыч1эгъ мэзыжъый, мэзыжъые ыч1эгъ уп1ап1, уп1ап1э ыч1эгъ лъынт1, лъынт1ы ычъэгъ хьап (шъхьацы, нап-цэ, пэ, жэ) [2, с. 187]. «Под большим лесом - лесок, под лесочком - «зырг-зырг», под «зырг-зыргом» - «тлинт», под «тлин-том» - «хап» (волосы, брови, нос, рот).

- Ощ нахьи нахь чъэр, сэщ нахьи нахь чъэр, удежьагъ-эк1и удэчъэшъущтэп (жьы) [2, с. 178]. «Он быстрее тебя, он быстрее меня, с ним вперегонки не побежишь» (ветер).

В отличие от повторов с редупликаций в загадках прослеживается большое разнообразие лексического повтора. Наиболее часто встречающиеся повторы, это - простой повтор, обрамление, подхват, анафора. Рассмотрим их:

1. Простой повтор - повторение одного и того же речевого отрезка рядом. Пример:

- Пхъэтк1утк1у, пхъэтк1опс, пхъэ псыдачъэ, пхъэ дэчъэх (ощхы) [2, с. 178]. «С дерева капает, с дров капельки, с рубанком на перегонки, ручьем течет» (дождь). Здесь повторяется компонент пхъэ «дрова», которое выражено именем существительным.

2. Обрамление - повтор, при котором элемент, стоящий в начале речевого отрезка, повторяется в конце. Например: 1эш1ур зыгъэдыдж, дыджыр зыгъэ1эш1у (щыгъу) [2, с. 189]. «То, что сладкое делает соленым, а соленое - сладким» (соль).

3. Анафора - повтор, при котором элемент, стоящий в начале речевого отрезка, начинается в начале следующего предложения. Например: Псым къыхахы, псым хэхьажьы (щыгъу) [2, с. 189]. «Добывают из воды, растворяется в воде» (соль).

В сказочном эпосе загадка иногда является стержнем, вокруг которого сказка развивается полностью или отдельным эпизодом. Часто в адыгейских сказках вопрос и разрешение этого вопроса решает судьбу героя, даже страны. Многие сюжеты состоят из вопросов и ответов. Например: Хэт уашъом лъэуе езыдзи дэк1оягъэр? Хэт щыбзэк1э псы къэзыхьыгъэр? Хэт цацэк1э тхъу зыгъажъагъэр? (Лэгъупкъопс, ощхы, тыгъэ) [2, с. 185] «Кто поднялся на небо, прислонив лестницу? Кто ситом воду принес? Кто вилкой пожарил масло? (Радуга, дождь, солнце)»

Здесь необходимо отметить, лексические и фразовые повторы в загадках часто участвуют в построении диалогических единств. Они состоят из прямых вопросов и ответов вопрошаемого характера: Тэ ук1ора 1онт1э-щант1? - Сыздак1орэм сыд фыуи1оф, гъонэ-сан?(1угъо, лъэхъуч) [2, с. 185] «Куда идешь, кривой?» - «Какое твое дело, куда я иду, дырявый?» (дым, на-дочажная цепь) Поэтому в устном народном творчестве вопросно-ответные диалогические единства организованы по типу «ступенчатого» ввода новой информации.

Для адыгейских загадок метафора является наиболее употребимым приемом иносказания. Например: Ышъхьэ пкъутэмэ тыжьын къек1ы, тыжьыныр пкъутэмэ дышъэ къек1ы (к1энк1э) [2, с. 189]. «Разобьешь голову - выходит серебро, разобьешь серебро - выходит золото (яйцо)». Адыгейские загадки, как правило, имеют повествовательную форму, но в них всегда подразумевается вопрос «кто это?» или «что это?» Справедливо отмечает В.П. Аникин, что «загадка по своему существу есть вопрос, но ее вопросительная сущность не часто обнаруживается в форме прямого вопроса» [3, с. 78].

Интерес представляет и то, что в загадках семантика противоположности создается за счет повторяющихся однокорен-ных антонимических единиц, образованные посредством разных аффиксов. Например: Мафэм къелъэехы, чэщым мэлъэежьы (чэты, тхьачэт) [2, с. 172]. «Днем слетает, ночью взлетает (курица, индейка)»

Итак, каждый из выше рассмотренных видов повтора имеет свою специфику, а общим является само явление повторов, определенных единиц языка, звуков, морфем, лексем, фраз

и т. п. Учеными отмечается, что между повторами различных уровней существует тесная взаимосвязь и взаимодействие. Внутри каждого уровня классифицируются в зависимости от их специфики и становятся специальными объектами исследований.

Таким образом, загадки создают яркие картины и образы. Они легко запоминаются и воспринимаются на слух, расширяют наш кругозор. Нередко загадки возвращают время назад и требуют, чтобы мы снова прошли весь исторический путь, который прошли они сами вместе с народом.

Библиографический список

1. Курбатов Х.Р Татарская лингвистическая стилистика и поэтика. Москва: Наука 1978.

2. Хуажева М.К. и Хута Щ.Х. Адыгэ гущы1эжъхэр (Адыгейские пословицы и поговорки). Мыекъуапэ, 1978.

3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Москва, 1957.

References

1. Kurbatov H.R. Tatarskaya lingvisticheskaya stilistika ipo'etika. Moskva: Nauka 1978.

2. Huazheva M.K. i Huta Sch.H. Adyg'e guschyI'ezh'h'er (Adygejskie poslovicy ipogovorki). Myek'uap'e, 1978.

3. Anikin V.P. Russkie narodnye poslovicy, pogovorki, zagadki i detskij fol'klor. Moskva, 1957.

Статья поступила в редакцию 25.09.18

УДК 81

Bazarova B.B., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia),

E-mail: [email protected]

Shangayeva N.K., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia),

E-mail: [email protected]

MODERN TECHNOLOGIES AND MAN IN NEOLOGISMS. The article studies new words from a cognitive point of view. Cognitive neology is being developed alongside with other approaches in neology. Cognitive approach might be of help to find answers to some problems in neology, how new names appear and how new meanings develop in words among them. Aims and methods used in neology are touched upon in the article. Which fragments of the world are conceptualized and verbalized in the form of new words is in the focus of the article, it being illustrated on the example of a small fragment, namely the conceptual field of "People". The words under analysis are found at WordSpy.com site.

Key words: cognitive neology, neologisms, conceptualization, word building, derivational patterns.

Б.Б. Базарова, канд. филол. наук, доц., Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ,

E-mail: [email protected]

Н.К. Шангаева, канд. социол. наук, доц. Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕК В НЕОЛОГИЗМАХ

В статье предпринимается попытка рассмотреть новые слова в английском языке с позиции когнитивной неологии. Когнитивная неология развивается наряду с другими новыми направлениями неологии. Изучение новых слов с когнитивных позиций может способствовать решению вопросов, связанных с механизмами появления новых наименований в языке, а также развитием новых значений у существующих единиц языка. В работе обращается внимание на проблемы, стоящие перед новой наукой, а также на научные методы, применяемые в этой области. Предпринимается попытка обратиться к вопросу о том, какие фрагменты действительности подвергаются концептуализации и вербализуются в современном английском языке. Материал исследования составили лексические единицы, зафиксированные на сайте WordSpy.com.

Ключевые слова: когнитивная неология, неологизмы, концептуализация, словообразование, словообразовательные модели, словообразовательные ряды.

Неология сегодня развивается в разных направлениях. Так, в научной литературе встречается упоминание когнитивного, психолингвистического, коммуникативного и социолингвистического направлений, деривационного и стилистического направлений [1]. Я.А. Олефир выделяет словообразовательную неологию, социолингвистическое направление в неологии, лингво-культуро-логическое направление, психолингвистическое направление и когнитивное направление [2]. Ю.А. Воронцова же считает, что «в современной неологии можно выделить два основных направления: 1) исследование специфики обновления словарного состава языка (неологизм как объект неологии); 2) выявление и изучение проблематики, связанной с лексикографированием неологизмов (неологизм как объект неографии)» [3, с. 112]. Обзор научной литературы показывает все большее распространение когнитивного подхода в решении задач, стоящих перед неологией. В рамках когнитивного направления, как представляется, можно получить ответы на многие вопросы, связанные с механизмами появления новых наименований в языке, а также развитием новых значений у существующих единиц языка.

Говоря о важности выделения неологии если не в отдельную науку, но в обязательный раздел лексикологии, Е.С. Кубрякова указывает на то, что данные неологии представляют исследователю бесценные сведения о технике осуществления актов семи-озиса и словообразовательных актов в современных языках, о создании и выражении новых символов, о средствах и способах

их «упаковки» в определенные языковые формы, и что благодаря этому мы можем получить представление о путях превращения концептуальных, ментальных структур нашего сознания в такие материальные сущности, как языковые знаки с их собственными телами (знаконосителями) и значениями, а, следовательно, о путях перехода указанных структур из сферы интериоризован-ного, внутреннего, ментального мира в сферу конвенциональных форм языка - сферу обозначения этих структур, их выражения средствами языка для передачи их другим людям [4].

В продолжение проблем, стоящих перед неологией, обозначенных Е.С. Кубряковой, в когнитивной неологии называют следующие: проблемы, связанные с выявлением фрагментов действительности, подвергающимся концептуализации; с выявлением возможных изменений базовых концептов, категорий и их прототипов; с выявлением вопроса о наследовании информации при образовании новых значений; с выявлением роли инференции в порождении новых значений и того, каким образом инференция становится референцией; того, как происходит процесс концептуального проецирования; каковы когнитивные различия между процессом метафорического и метонимического проецирования; какова роль концептуальной интеграции при образовании новых значений и какие ее типы концептуальной интеграции лежат в основе различных видов новой лексики; каковы основные пропозиционные модели, составляющие основу образования новых слов; какие типы идеализированных когни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.