Научная статья на тему 'Способы словообразования в современном английском языке на примере неологизмов'

Способы словообразования в современном английском языке на примере неологизмов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
751
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ НЕОЛОГИЯ / НЕОЛОГИЗМЫ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / COGNITIVE NEOLOGY / NEOLOGISMS / CONCEPTUALIZATION / WORD FORMATION / MEANS OF WORD FORMATION / DERIVATIONAL PATTERNS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Базарова Баярма Баировна

В статье предпринимается попытка рассмотреть новые слова в английском языке с позиции когнитивной неологии. Когнитивная неология развивается наряду с другими новыми направлениями неологии. Изучение новых слов с когнитивных позиций может способствовать решению вопросов, связанных с механизмами появления новых наименований в языке, а также развитием новых значений у существующих единиц языка. В работе обращается внимание на проблемы, стоящие перед новой наукой, а также на научные методы, применяемые в этой области. Предпринимается попытка обратиться к вопросу о том, какие фрагменты действительности подвергаются концептуализации и вербализуются в современном английском языке. Материал исследования составили неологизмы, на примере которых рассматриваются способы словообразования в современном английском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF WORD FORMATION IN MODERN ENGLISH IN NEOLOGISMS

The article is devoted to new words from the cognitive point of view. Cognitive neology is being developed alongside with other approaches in Neology. Cognitive approach might be of help to find answers to some problems in Neology, how new names appear and how new meanings develop in words, in particular, among them. Aims and methods used in Neology are touched upon in the article. Which fragments of the world are conceptualized and verbalized in the form of new words is in the focus of the article. New words are under analysis to study derivational patterns in modern English.

Текст научной работы на тему «Способы словообразования в современном английском языке на примере неологизмов»

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 81

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА ПРИМЕРЕ НЕОЛОГИЗМОВ © Базарова Баярма Баировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и лингводидактики, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

В статье предпринимается попытка рассмотреть новые слова в английском языке с позиции когнитивной неологии. Когнитивная неология развивается наряду с другими новыми направлениями неологии. Изучение новых слов с когнитивных позиций может способствовать решению вопросов, связанных с механизмами появления новых наименований в языке, а также развитием новых значений у существующих единиц языка. В работе обращается внимание на проблемы, стоящие перед новой наукой, а также на научные методы, применяемые в этой области. Предпринимается попытка обратиться к вопросу о том, какие фрагменты действительности подвергаются концептуализации и вербализуются в современном английском языке. Материал исследования составили неологизмы, на примере которых рассматриваются способы словообразования в современном английском языке.

Ключевые слова: когнитивная неология; неологизмы; концептуализация; словообразование; способы словообразования; словообразовательные модели.

Под словообразовательной неологией понимается производство новых слов по существующим моделям в языке, т. е. это неология по форме и содержанию. Как справедливо считает Е. С. Кубрякова, «большинство обозначений рождается в современных языках в актах словообразования; основная нагрузка при создании новых конвенциональных знаков ложится именно на словообразование с присущими ему словообразовательными моделями, дающими образцы «упаковки» нового содержания в известные формы» [7, с. 437]. Новые слова создаются в прагматических целях, однако, ведущая роль в производстве нового слова принадлежит когнитивному аспекту. Обзор научной литературы показывает все большее распространение когнитивного подхода в решении задач, стоящих перед неологией [3, 4, 5, 8, 2 и др.]. Говоря о важности выделения неологии если не в отдельную науку, но в обязательный раздел лексикологии, Е. С. Кубрякова указывает на то, что данные неологии представляют исследователю бесценные сведения о технике осуществления актов семиозиса и словообразовательных актов в современных языках, о создании и выражении новых символов, о средствах и способах их «упаковки» в определенные языковые формы, и что благодаря этому мы можем получить представление о путях превращения концептуальных, ментальных структур нашего сознания в такие материальные сущности, как языковые знаки с их собственными телами (знаконосителями) и значениями, а, следовательно, о путях перехода указанных структур из сферы интериоризованного,

внутреннего, ментального мира в сферу конвенциональных форм языка — сферу обозначения этих структур, их выражения средствами языка для передачи их другим людям [6].

Материалом исследования послужил ресурс WordSpy, важной характеристикой этого ресурса является наличие примеров использования лексических единиц в контексте с указанием информации о самом раннем известном (встреченном в средствах массовых информаций) употреблении данного слова. Здесь представлены в обобщенном виде следующие концептуальные области (зд. под тэгами): Business (бизнес), Computers (компьютеры), Culture (культура), Language (язык), Science (наука), Sociology (социология), Technology (технология), The World (мир).

Прежде чем обратиться к примерам, здесь следует оговорить, что объем статьи не позволяет более подробно рассмотреть все словообразовательные шаги, приведшие к форме деривационной основы, от которой были образованы приведенные в работе неологизмы. Перейдем теперь к рассмотрению собственно неологизмов, обращая внимание на способы словообразования, использованные при их создании.

Конверсия: n. text (сущ. текст) — v. to text (гл. создавать текст); n. Amazon (сущ. Амазон — название компании) — v. to Amazon (гл. «амазонить», перехватить бизнес у более солидной компании благодаря своему успешному ведению дел в электронном формате); n. Nasdaq (сущ. НАСДАК — аббревиатура названия американской фондовой биржи) — v. Nasdaq (гл. для обозначения резкого падения в цене или количестве); n. Elder (сущ. о более возрастном человеке по сравнению с другими в рассматриваемой группе) — v. to elder (гл. делиться опытом с молодыми); n. Google (сущ. название интернет — браузера) — v. to google (гл. «гуглить», вести поиск в интернете); adj. hearable (прилаг. слышимый, слышный) — n. hearable (сущ. об электронном/компьютерном устройстве для ношения в ухе).

Аффиксация: n. activation (сущ. активация) + -ist = activationist (сущ. — специалист, в чьи обязанности входит «активизация» здоровья, физической работоспособности и под., создавая и предлагая специальные программы, куда входят процедуры, способствующие повышению качества жизни больного (или инвалида) и его интеграции в общество); super- (больше, лучше, больше обычного) + n. soap (сущ. мыло) = n. supersoap (сущ. мыло, обволакивающее кожу тонкой пленкой для защиты от бактерий); (n.) Google + -er = n. a googler (сущ. человек, пользующийся браузером под этим названием).

Компрессия: v. get (гл. получить) + adj. rich (прил. богатый) + n. click (сущ. зд. щелчок, щелканье мышью при работе на компьютере) = adj. get-rich-click (прил. о людях, желающих разбогатеть посредством инвестиций онлайн или создавая бизнес, связанный с интернетом); v. pay (гл. платить) + per- + v. listen (гл. слушать) = n. pay-per-listen (сущ. о музыке, за прослушивание которой каждый раз нужно платить небольшую сумму).

Словосложение: adj. white (прил. белый) + n. list (сущ. список) = n./v.

Whitelist (сущ./гл. о системе «белый список»/внести в «белый список» имя, электронный или интернет адрес, программу, по признаку без спама, без вируса); n. glow (сущ. жар, зарево, свет, свечение) + n. boy (мальчик) = n. glowboy (сущ. о человеке, работающем на атомной станции, занимающемся ремонтом оборудо-

вания, подвергается повышенному воздействию радиации); n. fun (сущ. забава, развлечение) + n. employment (сущ. занятость) = n. funemployment (сущ. период безработицы у человека, когда он вынужден занимать себя чем-то); n. floor (сущ. полы) + n. time (время) = n. floortime (о времени, проводимом с детьми, садясь на пол, вовлекаясь в игры с ними, о родителях или врачах-специалистах); n. Potter (сущ. от Harry Potter) + n. head (сущ. голова) = n. Potterhead (сущ. о поклоннике серии книг и фильмов о Гарри Поттере).

Словослияние: n. computer (сущ. компьютер) + n. communication (сущ. коммуникация) = n. compunications (сущ. о любой форме коммуникации посредством электронных устройств); n. bluetooth (сущ. блютус) + n. hijacking (сущ. угон, похищение) = n. bluejacking (сущ. похищение/использование чужого телефона на время, отправляя анонимное сообщение через систему блютус); n. bus (сущ. автобус) + n. restaurant (сущ. ресторан) = n. bustaurant (сущ. ресторан в автобусе); n. China (сущ. Китай) + n. America (сущ. Америка) = n. Chimerica (сущ. о сферах политики и экономики, где установились тесные партнерские взаимосвязи); n. sheep (сущ. овца, зд. человек, бездумно копирующий то, что делают остальные) + n. people (сущ. люди) = n. Sheeple (сущ. о кротких, легко поддающихся влиянию людях, готовых бездумно следовать за другими).

Сокращение: adj. electronic (прил. электронный) + n. wallet (сущ. кошелек) = E-wallet (сущ. компьютерная база данных или онлайн страница, где хранятся данные человека (имя, адрес, данные кредитной карты), которые можно легко использовать при онлайн покупках; adj. electronic (прил. электронный) + n. verdict (сущ. вердикт) = n. E-verdict (сущ. вердикт, вынесенный судом и отправленный через Интернет); adj. high-potential (прил. высокопотенциальный, с высоким потенциалом) = n. hi-pot (сущ. о человеке, занимающем высокую должность, обладающем высоким потенциалом для карьерного роста).

Аббревиация: bring your own device = BYOD (от словосочетания принести свое собственное оборудование); Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart = n. Captcha (о системе распознавания от словосочетания полностью автоматизированная тестовая система распознавания компьютера и человека); adj. online-to-offline = O2O (от сочетания из онлайн в оффлайн, о способе ведения бизнеса, привлечении клиентов через онлайн ресурсы, когда они потом могут пользоваться услугами, придя в офисы по конкретным адресам); consumer-to-consumer = C2C (от сочетания от потребителя к потребителю, о возможности взаимодействия потребителей непосредственно между собой, для заключения сделок или обмена опытом, приобретения того или иного товара); vegan before 6 = VB6 (о человеке, придерживающемся вегетарианской диеты до 6 ч., но который после этого времени может есть что хочет).

Обратное словообразование: v. vape (гл. вдыхать, выдыхать пары электронной сигареты) от n. vapour (сущ. пар).

По аналогии: n. bads (сущ. товар, предметы потребления, действия, ведущие к экономическому росту, но с другой стороны, ведут к загрязнению окружающей среды, вреду для человека) от n. goods (сущ. товар, предметы потребления); n. boomsayer (сущ. о человеке, который предсказывает бум, оживление, хорошие новости) от n. doomsayer (о человеке, предсказывающем дурные вести, от doom — гибель); n. mother-out-law (сущ.) от n. mother-in-law (сущ.).

Лексико - семантический способ: n. friend (сущ. друг) — n. friend (сущ. «друг», о людях в списке знакомых в соц. сетях), v. to friend (гл. включить человека в список для общения в соц. сетях); n. honeypot (сущ. посуда под мед) — n. honeypot (сущ. сеть для привлечения/приманивания взломщиков компьютеров с целью наблюдения за ними и поимки); n. samurai (сущ. самурай) — n. samurai (сущ. хакер, нанятый для проникновения в компьютерные системы корпорации в целях проверки и защиты базы данных этой корпорации на законных основаниях); n. boomerang (сущ. бумеранг) — n. boomerang (сущ. о работнике, ушедшем, найдя другое место работы, но затем вернувшемся обратно; работник, попавший под сокращение, но нанятый затем в качестве консультанта или для работы по контракту); n. unicorn (сущ. единорог) — n. unicorn (сущ. молодая технокомпа-ния, но которая уже оценивается в миллиарды долларов); n. cougar (сущ. пума) — n. cougar (сущ. женщина средних лет, заинтересованная в сексуальных или романтических отношениях с более молодым мужчиной).

Обращение к указанному ресурсу дало следующую картину: продуктивными по-прежнему остаются основные способы словообразования: словосложение, и аффиксация, за исключением конверсии. Из всей выборки по способу конверсии образовано наименьшее количество неологизмов, что совпадает с результатами исследования Б. И. Барткова, О. С. Гончаровой [1]. К ведущим способам словообразования на данном материале можно отнести слияние, к менее продуктивным — конверсию, аббревиацию, сокращение, а также лексико-семантический способ.

Тенденция к более продуктивному использованию слияния как способа образования новых слов может сигнализировать о распространении процесса интеграции, см., например, такие сферы как компьютерные технологии и повседневная жизнь, подтверждая тем самым закон языковой экономии. А такие способы как реверсия, звукоподражание, изменение ударения, чередование звуков, словообразовательная цепочка, редупликация на нашем материале обнаружены не были. Наша попытка приблизиться к представлению о том, в каком направлении движутся процессы ословливания англоязычного мира, показала высокую степень антропоцентризма, коррелирующую с бурным развитием наук и новых технологий. Человек и его взаимодействие с изменяющимся вокруг него миром по-прежнему остается главным фактором изменения языковой картины мира.

Литература

1. Бартков Б. И. Количественный структурный деривационный анализ неологизмов английского языка / Б. И. Бартков, О. С. Гончарова // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2001. № 128. С. 160-163.

2. Ба Юйсинь. Основные достижения и актуальные проблемы неологии // Вестник калмыцкого университета. 2016. №2(30).С. 78-85.

3. Заботкина В. И. О соотношении прагматического и когнитивного в дискурсе // Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 2. Филологические науки. С. 86-91.

4. Заботкина В. И. К вопросу о когнитивной неологии // Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство: сб. в честь Е. С. Кубряковой. М.: Языки славянских культур. 2009. С. 337-349.

5. Заботкина В. И. Слово и смысл. М.: РГГУ, 2012. 428 с.

6. Кубрякова Е. С. Неология: проблемы и перспективы // Проблемы английской неологии: материалы науч. конф. М., 2002. С. 5-11.

7. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.

8. Олефир Я. А. Актуальные проблемы современной неологии // Вестник университета Российской академии образования. 2012. № 3. С. 63-66.

9. Word Spy. The Word Lover's Guide to Modern Culture. McFedries P. URL: http://www.wordspy.com. [WS].

MEANS OF WORD FORMATION IN MODERN ENGLISH IN NEOLOGISMS

Bayarma B. Bazarova

Candidate of Sciences in Philology, associate professor,

Buryat State University

16 Sukhe-Bator St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article is devoted to new words from the cognitive point of view. Cognitive neology is being developed alongside with other approaches in Neology. Cognitive approach might be of help to find answers to some problems in Neology, how new names appear and how new meanings develop in words, in particular, among them. Aims and methods used in Neology are touched upon in the article. Which fragments of the world are conceptualized and verbalized in the form of new words is in the focus of the article. New words are under analysis to study derivational patterns in modern English.

Keywords: Cognitive neology; neologisms; conceptualization; word formation; means of word formation; derivational patterns.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.