Научная статья на тему 'Характерные особенности планирования сельскохозяйственного производства зарубежных стран с учетом экологических факторов'

Характерные особенности планирования сельскохозяйственного производства зарубежных стран с учетом экологических факторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности планирования сельскохозяйственного производства зарубежных стран с учетом экологических факторов»

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева А. Мировой опыт госзакупок // Бюджет. 2006. № 10.

2. Совершенствование системы закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. М.: ИЭПП, 2003.

3. Черных Н.Н. Совершенствования инструментов управления закупками на региональном уровне в свете 94-ФЗ // Госказаз. 2006. № 3.

4. Federal Acquisition regulations // FARSite Contracting Laboratory (http://farsite.hill. af.mil/).

5. Guidelines for contracting with non-government organizations for services sought by the Crown (Новая Зеландия); A guide to the management of departmental purchasing // The Treasury (http://www.treasury.govt.nz/publicsector/purchasing).

6. NRA policy on procurement procedures // National Roads Authority (http://www.nra.ie/).

7. The Act on Public Procurement // Public Procurement Office. Official Site (http://www.uzp. gov.pl).

8. The office of public procurement website. Poland. The Act of June 10, 1994 // Public Procurement Office. Official Site (http://www.uzp.gov.pl).

ЕЛИСЕЕВА С.В.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ сельскохозяйственного производства зарубежных стран с учетом экологических факторов

В сфере природопользования складываются эколого-экономические отношения рациональности. Сохранение и рациональное использование природных ресурсов, а также их воспроизводство является необходимой потребностью страны и требуют формирования стратегических целей государственной экологической политики. Важные задачи ставятся перед сельскохозяйственными товаропроизводителями в условиях когда нарушено природное равновесие, прогрессирует водная и ветровая эрозия, снижается плодородие почв, происходит их загрязнение. В связи с этим в производственном процессе требуется более повышенное внимание к природному фактору, согласование экологических и экономических интересов.

Разработка долгосрочных и краткосрочных планов и прогнозов развития сельского хозяйства в зарубежной практике имеет свои особенности. В различных странах содержание государственного регулирования имеет свои разнообразия форм и методов. Эта деятельность в основном представляет собой соединение свободных рыночных отношений с косвенными методами регулирования аграрного сектора. Подходы к планированию в рыночных условиях следует рассматривать «план» и «рынок» не как разные полюса, а как взаимодополняющий механизм единой экономической системы, решающей две первостепенные задачи: поддержание конкурентоспособности национального аграрного сектора на внутреннем и внешних рынках и обеспечение социальной и экологической направленности сельскохозяйственной политики. Следует отметить, что агроэкономическая наука находится в поиске путей повышения эффективности хозяйствования путем осуществления аграрных реформ.

В восточных землях Германии - в ходе аграрной реформы были легализованы разнообразные по характеру деятельности организационные структуры частного предпринимательства: зарегистрированное товарищество, общество на основе объединения отдельных лиц, общество на основе объединения капиталов, крестьянские семейные хозяйства. В ходе реализации аграрной реформы в восточных землях Германии широкое распространение получило восстановление семейных крестьянских хозяйств. По мнению министра продовольствия, сельского и лесного хозяйства Германии, конкурентоспособными в перспективе могут быть хозяйства, владеющие 200 га угодий, имеющие 100 дойных коров или 150-200 племенных

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

свиней, получающие прибыль не менее 80 тысяч немецких марок. В то же время средний размер площади хозяйства в настоящее время составляет чуть больше 30 га, хотя, безусловно, наблюдается устойчивая тенденция его роста (в 1950 г. - 8 га), однако еще предстоит серьезное укрупнение.

В Турции государственная плановая организация при премьер-министре разрабатывает пятилетние и годовые планы, обязательные для государственных предприятий и рекомендательный характер они имеют для частного сектора. Например, в пищевой промышленности планирование осуществляется по 62 группам продукции, однако номенклатура этой продукции определяется самостоятельно субъектами хозяйствования.

В США и Канаде имеется несколько уровней формирования и реализации отраслевых и региональных программ. Общегосударственный уровень выполняет функции выработки политики развития регионов и отраслей, выделение средств для осуществления программ, координации межотраслевых и межрегиональных мероприятий. На ведомственном уровне производятся распределение средств, выделяемых законодательным органом на осуществление программ, планирование мероприятий и контроль за их выполнением, а также при необходимости и управление этими программами. Основные работы по реализации программ выполняются на региональном уровне. Между государственными органами различных уровней и частными субъектами хозяйствования установлена четкая система взаимодействия и экономической ответственности. Министерство сельского хозяйства США разрабатывает пятилетние программы развития сельского хозяйства. Основными принципами Северо-Аме-риканской системы планирования является относительно-высокие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, регулирование внешнеторговой деятельности, предоставление целевых субсидий.

Во Франции применяются комбинированные модели планирования. Государственное регулирование происходит по следующим направлениям: анализ экономического положения страны и разработка прогнозов; определение наиболее оптимальных вариантов развития экономики с учетом государственной целесообразности; разработка и осуществление мероприятий по выполнению намеченных программ. Парламент принимает два закона о плане: первый устанавливает цели и задачи правительственной экономической политики, а другой предусматривает методы и способы их осуществления, которые корректируются, исходя из реальной ситуации. В 1928 году была принята одна из первых программ, предусматривающая техническое оснащение сельского хозяйства. Дальнейшие программы воздействуют на качественные преобразования в экономике и поддерживают ее сбалансированность, формируя рыночный механизм и участвуя в его функционировании. Четырех-пятилетние прогнозы регулирующие бюджет, специальные программы развития отдельных отраслей, «планы стабилизации».

Экономической основой Скандинавской (шведской) модели является развитое государственное регулирование рыночных отношений, имеющих социальную ориентацию (создание социальных гарантий, поддержание высокого уровня жизни населения). В соответствии со складывающейся экономической ситуацией ежегодно разрабатываются и в дальнейшем корректируются программы и бюджет для согласования интересов производителей и потребителей.

Важным моментом в планировании большинства развитых капиталистических стран является регулирование основных аспектов сельскохозяйственной деятельности, которое носит централизованный характер, при этом важную роль играют органы местной власти, особенно во Франции и Великобритании. Задачами местных органов регулирования сельского хозяйства являются: решение конкретных вопросов, связанных с землеустройством и землепользованием, а также мелиорацией и почвозащитой; техническое и информационное обслуживание сельскохозяйственных производителей; содействие развитию местной переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, строительству дорог и других объектов инфраструктуры; разработка и проведение природоохранных мероприятий. Программы перевода земель в резерв предоставляют фермерам значительный набор льгот. На 1986-1990 гг. в США предусматривалась обширная программа длительной консервации сильно эрозиро-ванных земель. Так, например, пашню планировалось в течение 5 лет сократить примерно на 18 млн. га. Правительство обязывалось выплатить фермерам полную компенсацию за ущерб

от изъятия земель из оборота, финансировать 50% затрат на консервацию и обеспечить им бесплатные консультации.

При проведении аграрной политики государственные органы используют прямое субсидирование сельскохозяйственных производителей. В 50-60-е гг. за счет бюджетных средств в Германии, Великобритании компенсировалось 10-15% фермерских расходов на минеральные удобрения. В настоящее время в Германии сохранилось субсидирование на покупку дизельного топлива для сельскохозяйственной техники. Дотирование капиталовложений осуществляется в основном за счет выплаты государством части процентных платежей по банковским кредитам. В Италии действует Фонд развития механизации сельского хозяйства, предоставляющий через сельские кредитные учреждения льготные кредиты для фермеров. Субсидирование сельского хозяйства осуществляется также в рамках программ регионального развития. В Германии, Великобритании, Франции существуют фонды развития регионов с неблагоприятными природно-климатическими или социально-экономическими условиями. В Италии в целях реализации программы мероприятий по развитию экономики южной и островной части страны была создана «Касса Юга», через которую проходило до половины общих капиталовложений в сельское хозяйство региона.

Во Франции и Италии важным направлением государственного регулирования сельского хозяйства является индикативное планирование. Во Франции основные направления развития АПК закрепляются в общенациональном экономическом плане, касающемся финансирования аграрного сектора из государственных источников. Для развития сельскохозяйственных территорий составляются программы развития, которые носят комплексный характер и включают многие аспекты развития территорий: экономические, социальные, экологические. Для местностей, признанных «неблагоприятными» или пострадавших от стихийных бедствий, созданы специальные программы. В Италии разрабатываются пятилетние планы развития сельского хозяйства. Первые 2 плана, получившие название «Зелёные планы», были приняты в 60-е гг. (1960-1965, 1966-1970). Объём средств в рамках «Зелёных планов» составил около 2 млрд. долларов. Объем средств, выделяемых по плану развития сельского хозяйства, рассчитан на период 1986-1990 гг., составил 16,5 млрд. долларов. Кроме цен, кредитов, субсидий, дотаций и других платежей из бюджета, налогов, программ используются нормы амортизационных отчислений, за счет этого ускоряется оборачиваемость капитала и обновление производственных фондов.

В системе государственного регулирования агробизнеса важное место отводится государственным стандартам качества продукции. Все стандарты можно условно разделить на коммерческие (используемые при заключении сделок между производителями и торговыми организациями), потребительские (с помощью которых не только торговая организация, но и потребитель имеет возможность оценить качество продукции и сделать выбор) и пороговые (если качество продукции ниже определенного заданного уровня, то запрещается поступление продукта в торговую сеть).

В США официальные стандарты установлены для 11 культур: кукурузы, пшеницы, ржи, ячменя, овса, семян льна, сорго, сои, семян подсолнечника, тритикале и смешанного зерна. В настоящее время в стране действует система стандартов на свежие овощи, фрукты и картофель, включающая более чем 130 стандартов качества на более чем 80 видов продуктов. Существуют строгие стандарты по максимальному содержанию в продуктах пестицидов, тяжелых металлов, вредных химических соединений и веществ. Кроме того, действуют так называемые стандарты идентификации. В них указывается минимальное содержание основных ингредиентов, которые должны быть в продукте для того, чтобы соответствовать своему названию. Например, согласно федеральному стандарту, в сосисках должно содержаться не более 3,5% наполнителя, 10% влаги, 30% жира.

Государственные стандарты в Италии подразделяются на несколько видов: базовые стандарты (или стандарты идентификации), они включают ограниченный набор параметров. По этим стандартам классифицируются все основные виды сельскохозяйственной продукции. Кроме стандартов качества самих продуктов, действуют стандарты технологических процессов, а также связанные с упаковкой, хранением продуктов, транспортировкой и др. Уровень качества поставляемой продукции является одним из основных условий, определяющих цену контракта, также применяется система надбавок или скидок к цене в зависимости от отклоне-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

ния поставляемого продукта от требований стандарта. Действенным фактором повышения и поддержания стандартизации качества продукции является конкуренция между производителями за потребителя.

Одним из направлений государственного регулирования является осуществление экологической политики в аграрном секторе через стимулирование производства экологически чистой продукции, запрещение или ограничение использования наиболее токсичных препаратов, применяемых в сельском хозяйстве, санкции к производителям, наносящим ущерб окружающей среде и др. Осуществление аграрно-экологической политики в развитых капиталистических странах производится главным образом через разработку специальных программ, финансируемых из государственного бюджета, а также из бюджетов местных органов власти. Доля средств, поступающих из государственного бюджета, составляет до 60% затрат на реализацию таких программ.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка сельского хозяйства является значительной. По данным НИИТЭИагропром в США ее размеры составляют от 27 до 40%, в Европейском союзе составляют 33%, в Канаде - 35%, Швеции - 47%, Финляндии - 72%, Швейцарии - 76%, Японии - 72 процента стоимости продукции. Это вызвано рядом факторов, в том числе стремлением поддержать цены на продовольствие на общественно приемлемом уровне, делая его доступным для большой части населения и в то же время сдерживать повышение оплаты труда в других отраслях народного хозяйства.

Во всех странах с развитой экономикой, особенно в кризисные периоды, на протяжении десятилетий применялось индикативное планирование. Оно создавало условия для более стабильного развития национальной экономики, смягчало действие стихийных рыночных сил. Различают два типа индикативного планирования. В англосаксонских и других странах, относящихся к так называемым «морским» государствам, распространён бюджетно-финансовый (контурный) тип индикативного планирования. Основной девиз этих стран: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». При этом в основу положено планирование не экономического роста, а условий для его реализации, целевые установки для госсектора и частных предпринимателей. Второй тип планирования характерен для «континентальных» стран со своими традициями государственного управления. Это так называемый «французский» план. Он предполагает наряду с косвенным воздействием государства на экономику наличие более обширного национализированного сектора как в области производства, так и в кредитно-финансовой сфере.

Разработка индикативных планов осуществляется в три этапа: на первом определяются цели и прогнозируются основные макроэкономические показатели, на втором осуществляется процесс их уточнения и объединения, а на третьем - согласование показателей и проверка их на сбалансированность. В ряде стран, где накоплен значительный опыт индикативного планирования, обобщены для практического применения модельные инструменты и процедурные алгоритмы планирования. К ним относятся: макромодели среднесрочного планирования и перспективного прогнозирования; их модификации, полученные на основе использования межотраслевых балансов и системы национальных счетов; одноуровневые динамические модели экономического роста, относящиеся к классу моделей оптимального планирования.

Для японского долгосрочного планирования и прогнозирования характерным является строгая его увязка с конкретной стадией развития. На современном этапе экономическое прогнозирование становится все более сложным из-за нестабильности экономических условий, особенно международных, а также вследствие смещения целевых установок японского плана от экономического плана к социальным проблемам. Основными элементами экономического планирования в Японии являются: прогноз, в соответствии с которым может и должна развиваться экономика; приоритетные цели, основные направления и средства их достижения; ключевые пути принятия народнохозяйственных решений и их реализации.

Характерной чертой японского общегосударственного планирования является его гибкость. Большинство планов не просуществовало до первоначально намеченных сроков, так как их замена была вызвана досрочным выполнением, что приводило к разработке новых ориентиров, отвечающих изменению внутренних и внешних условий, методов планирования, которые совершенствовались в следующих направлениях: вводились новые показатели,

отражающие экономическую эффективность отдельных отраслей материального производства и показатели экономической эффективности низовых производственных звеньев; усилилось планирование научно-технического развития, благосостояния народа, жилищного строительства, экологии и т.п.; сформировалась система, сочетающая долго-, средне- и краткосрочное планирование; совершенствовались методы исчисления комплексных плановых показателей, увеличилось количество отраслевых комплексных программ; расширилось использование электронно-вычислительной техники, применение методов эконометрического анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

Исследования показывают, что индикативное планирование является наиболее распространенным средством регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики и представляет собой механизм координации интересов и деятельности государства и субъектов хозяйствования. Выделяются четыре основных направления, которые нашли применение в практике планирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рынка. Первое - основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах - предприятиях. Например, планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности. Оно представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора.

При таком подходе индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов - параметров, характеризующих развитие экономики страны, соответствующих определенной государственной социально-экономической политике, и системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных целей.

Второе направление основано на том, что индикативное планирование выполняет ин-формационно-ориентирующие и мотивационные функции. Государство в интересах всего общества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым оно с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества.

Третье направление обусловлено тем, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и государственного сектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе - государства, несмотря на то, что это для них не обязательно. Соответственно государственный план представляет собой систему показателей как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики. Она включает в себя ориентирующие показатели - контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы. Необходимо отметить, что это направление нашло применение во многих странах.

Четвертый подход основывается на том, что индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль, оно предполагает согласование деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов. Данный подход распространен в практике планирования во Франции.

В начале ХХ в. предпринимаются попытки координации действий общественности разных стран по сохранению природных ресурсов. Изучение зарубежного опыта в области планирования социально-экономического развития с учётом экологических факторов является важным для стран с переходной экономикой. Однако, используя общемировые тренды, стандарты и схемы, необходимо ориентироваться на специфику развития конкретной страны и

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

применять их в адаптированном виде. Путём обобщения опыта отдельных стран и мирового сообщества формируются концептуально-методические подходы и принципы, которые могут быть использованы и в других государствах. В настоящее время планирование призвано способствовать не только экономическому и социальному развитию, но и обеспечивать соблюдение экологических интересов, т.е. быть «экологически ориентированным».

литература

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Елисеева С.В.Анализ стабилизации агроэкологии и охраны окружающей среды // Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. Мн.: Современная школа, 2007.

3. Елисеева С.В. Зарубежный опыт государственного регулирования в агроэкологической области // Современные эколого-экономические проблемы и пути их решения: Тез. докл. межд. семинара. Мн., 2001.

4. Закон Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития», Российская газета, 30 июня 1995.

5. Поляков В.В. Мировой рынок: вопросы прогнозирования: Учеб. пособие. М.: Кнорус, 2004.

6. Тарушкин В.И О стратегическом развитии АПК в XXI веке: проблемы и механизм их решения // Агробизнес - Россия. 2006. № 8.

7. Холл р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001.

8. ЧашевА.С., Мамадиев А.Х. Экономические условия организации рационального использования земельных ресурсов // Экономика и экология территориальных образований. 2007. № 1.

ЛЕДЕНЁВА М.В.

глобализация как столкновение интересов

Ведущей тенденцией развития мирового хозяйства на настоящем этапе является глобализация. Современная мировая экономика глобальна. Интегральные процессы достигли такого уровня и прочности связи между национальными экономиками, что правомерно говорить о глобальной экономике как феномене, обладающем собственными закономерностями, тенденциями, механизмами функционирования и развития. Если К. Маркс мог исследовать капиталистическое воспроизводство, абстрагируясь от внешней торговли, то теперь такое абстрагирование недопустимо: едва ли можно найти хоть одно национальное хозяйство, которое не было бы органически включено в систему мировой экономики.

Ряд исследователей выражают сущность глобализации через исследование объективных процессов, происходящих в современном мире и радикально меняющих весь повседневный образ жизни современного человека (М. Кастельс, З. Бжезинский, П. Ратленд). Важнейшим из таких процессов является научно-технический прогресс, ускоряющий исторический процесс взаимодействия и взаимопроникновения различных цивилизаций. Так, по П. Ратленду, суть глобализации составляет «та революция в технологии средств связи, которая отменяет историческое время, а в некоторой степени и пространство» [13, с. 15]. В целом сторонники такого подхода к исследованию глобализации рассматривают последнюю как закономерный этап социально-экономического развития мирового сообщества.

Однако следует различать глобализацию как объективное явление, обусловленное экономическими и научно-техническими процессами, и политику неолиберального глобализма, сущность которой состоит в навязывании развитыми странами Запада остальному миру рыночной либерализации и дерегулирования. Общая направленность глобализационных процессов в интересах развитых стран Запада (точнее, их ТНК, а ещё точнее - мировой элиты или мировой финансовой олигархии) сегодня не может вызывать сомнений. Для характеристики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.