Научная статья на тему 'Некоторые вопросы регулирования аграрного сектора'

Некоторые вопросы регулирования аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА / КРИТЕРИИ СЕЛЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / AGRARIAN POLICY / FOOD PROBLEM / SELECTIVITY CRITERIA OF SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таишева Г. Р.

В статье рассматриваются различные аспекты аграрной политики, обосновывается необходимость решать продовольственную проблему, приведены примеры по опыту Республики Татарстан. Предприняты попытки спрогнозировать ситуацию, складывающуюся в процессе производства обеспечения населения продовольственными товарами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Таишева Г. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS ABOUT AGRARIAN SECTOR REGULATION

Various aspects of agrarian policy are given in the article; the necessity to solve food problem is proved; the examples of Tatarstan Republic experience are described. Attempts to predict the situation, which can be in the process of food production and food provision for population, are undertaken.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы регулирования аграрного сектора»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА

Г. Р. ТАИШЕВА

В статье рассматриваются различные аспекты аграрной политики, обосновывается необходимость решать продовольственную проблему, приведены примеры по опыту Республики Татарстан. Предприняты попытки спрогнозировать ситуацию, складывающуюся в процессе производства обеспечения населения продовольственными товарами.

Ключевые слова: аграрная политика, продовольственная проблема, критерии селективности поддержки сельскохозяйственного производства.

Современная аграрная политика носит хаотичный характер, но старается решать продовольственную проблему. Для полноценного обеспечения населения продовольствием требуется государственное регулирование и помощь сельскому хозяйству. Однако без ответных действий со стороны сельскохозяйственного производителя экономического подъема не будет. Возрождение АПК, учитывая нынешнее его состояние, требует продолжительного времени и учета особенностей развития сельскохозяйственного производства.

Негативные тенденции в экономике изменили ход аграрной реформы, включающий изменение форм собственности и переход на рыночные отношения, а также нарушили паритет цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

Снижение производственного потенциала аграрного сектора, развал экономических отношений между отраслями, социально-экономические проблемы приняли устойчивый характер, и их разрешение потребует длительного времени. Однако данные проблемы разрешимы на фоне общего выхода страны из состояния переходной экономики.

Недостатком аграрного сектора может быть не только спад производства, но и потеря урожая многих сельскохозяйственных культур при уборке, хранении, транспортировке, низких уровнях технологий переработки, что в сумме составляет около 40 % урожая. В мясомолочной отрасли потери составляют 30 %. Благодаря политике «мягкого» вхождения Республики Татарстан в рыночные отношения ситуация в продовольственной сфере находится под контролем правительства. Обеспеченность населения продуктами питания в Татарстане занимает устойчивые позиции и высокий уровень по сравнению с другими исследуе-

мыми регионами. Однако процесс плавного вхождения и сдерживания цен на сельскохозяйственную продукцию может усложнить ситуацию, связанную с конкурентоспособностью сельскохозяйственных товаров из Татарстана. Хотя внешняя сторона проблемы сельскохозяйственной продукции - товарный вид, расфасовка, упаковка - решается, и это носит повсеместный характер, необходимо оказывать этой проблеме большее внимание, так как успешные продажи наполовину зависят от этих факторов [1].

Существует и внутренняя сторона - это ставка на качество урожая, в том числе получение экологической продукции, а также качественная дальнейшая его переработка. В ближайшем будущем возрастет спрос на экологическую сельскохозяйственную продукцию, выращенную на основе биологической системы земледелия без применения минеральных удобрений и пестицидов. Соответственно, данные виды продукции будут иметь достаточно высокие цены, что увеличит рентабельность этого вида производства. Указанному виду продукции гарантирован стабильный спрос в связи с ухудшающейся экологической обстановкой и загрязнением продуктов питания. Однако урожайность при таком ведении хозяйства существенно ниже, чем при обычной химикотехнологической системе, что в современной ситуации может привести к снижению объема сельскохозяйственной продукции, поэтому следует совмещать обе системы ведения земледелия или чередовать их в зависимости от спроса и экономической эффективности.

Сохранение экологического равновесия, охрана и рациональное использование земель, повышение плодородия почв требуют больших финансовых вложений и непосредственно ведут к государ-

ственному регулированию и поддержке сельского хозяйства. Поэтому в будущем резкого отхода от государственного регулирования сельского хозяйства не предвидится. С целью финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо учесть факторы, характеризующие финансовое положение сельского хозяйства:

- незначительные денежные поступления от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее и ограничения сбыта;

- нехватку собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступность банковского кредита;

- высокую кредиторскую задолженность (в основном по льготным государственным кредитам и платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды). Основная часть долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как налоговая система не всегда учитывает сезонный характер сельскохозяйственного производства [3].

По отношению к предприятиям разного уровня развития должна быть избрана разная политика государственных субсидий и дотаций. Одинаковой для всех должна стать лишь стартовая поддержка государства. В период трансформационной экономики кредитование аграрной сферы приобретает коммерческий характер, и поэтому не стоит ожидать увеличения финансовой поддержки со стороны государства на неэффективные проекты. Должно осуществляется финансирование лишь тех проектов, которые способствуют дальнейшему экономическому росту страны. При этом от уравнительного распределения должен быть обеспечен переход к адресному распределению ресурсов, проведенному преимущественно на конкурсной основе, при условии обоснования эффективности проектов и минимизации издержек [2].

Селективность поддержки должна основываться на системе специальных оценочных критериев, среди которых:

- степень эффективности проекта;

- степень участия в реализации государственных целевых программ;

- динамика основных производственных и финансовых показателей;

- способы и меры участия в формировании централизованных фондов продовольствия;

- взаимоотношения с бюджетом по части уплаты налогов и т. д.

Реформирование финансово-кредитной системы должно вестись с учетом:

- дифференциации по природно-климатическим зонам;

- сезонности работ в сельском хозяйстве;

- приоритетности производства;

- присутствия систем долгосрочного и краткосрочного кредитования;

- существования механизма надежного и быстрого доведения до хозяйств выделенных им ресурсов;

- постоянной законодательной основы субсидирования.

Существует мнение, что переадресация субсидий на выплату дотаций малоимущим изменит ситуацию в сельском хозяйстве и социальной сфере, тем самым разрешив сразу две актуальные проблемы.

Если переадресовать соответствующие суммы субсидий на выплату дотаций малоимущим потребителям, тем самым можно стимулировать дополнительный спрос на продовольствие и обеспечить дополнительный рост доходов в сельскохозяйственном производстве.

Однако нет никаких оснований полагать, что дотации населению будут полностью израсходованы на покупку продуктов питания. Хотя при сложившейся структуре расходов, затраты населения на оплату товаров и услуг составляют около 70 % совокупных доходов, остальная часть приходится на обязательные платежи и сбережения.

Даже увеличение расходов населения на продукты питания, учитывая сложившийся в период трансформации экономики диспаритет цен между сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, не гарантирует роста чистого дохода сельскохозяйственному производителю. Ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственного производителя в розничной цене конечного продукта.

Индикативное планирование выступает как механизм координации интересов в деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающей ее госрегу-лирование с рыночным и нерыночным саморегулированием. Этот механизм основываеся на разработке системы показателей социально-экономических и включает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих единиц, участвующих в составлении и реализации плана.

Принятие закона об индикативном планировании и его реализация придадут нашему разви-

тию устойчивый, прогнозируемый характер. Но этого недостаточно, если взглянуть на весь спектр совершенствования государственного регулирования экономики [5].

Наряду со всеми предложениями, указанными выше, хотелось бы подвести некий итог, который обозначил бы наиболее важные из проблем, требующих решения, если рассматривать их на федеральном уровне.

Мерами законодательной и организационной поддержки, на наш взгляд, должны стать:

1) разработка условий для преодоления увеличивающегося диспаритета цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары и товары промышленного производства;

2) законодательное осуществление на практике принципов добросовестной конкуренции, основанной на прозрачности ценообразования, ужесточение контроля за монополиями, регулирование тарифов на их услуги, пресечение соответствующих злоупотреблений своим монопольным положением на рынке различных корпораций (Федеральный закон о ценообразовании);

3) разработка системы декриминализации оптовой и розничной торговли, устранение монополии в торговле, расчистка товаропроводящих сетей от организованной преступности, устранение информационных и других барьеров во внутренней торговле.

4) совершенствование налогово-бюджетной системы и денежно-кредитной политики на селе, использование фонда развития, расширение кредитной поддержки развития АПК [4].

Что касается совершенствования социальной политики на селе, то здесь хотелось бы отметить следующее:

1) с социальной точки зрения реализация приоритетных направлений структурной перестройки АПК должна сопровождаться расширением и улучшением качественных параметров занятости, повышением реальных доходов и квалификации работающего в АПК населения, общим ростом благосостояния сельских жителей, разработкой предложений по бюджетным нормативам для социальных отраслей в сельской местности;

2) «выращивание» на приоритетных направ-

лениях развития конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, способных решать социальные вопросы: совместное финансирование

строительства жилья для работников, обучение рабочих и специалистов и др.;

3) развертывание ипотечного кредитования и строительных сберегательных касс как главных

инструментов увеличения объемов строительства жилья для сельских жителей. Меры для возрождения системы подготовки, переподготовки рабочих и специалистов на базе современных требований и стандартов.

Во внешней политике должно быть предусмотрено следующее:

1. Возможность проведения политики информации и развития не должны ограничиваться обязательными нормативами ВТО. В случае снижения импортных пошлин на сельскохозяйственные и продовольственные товары должен быть разработан механизм бюджетной поддержки или субсидирования отечественных сельхозпроизводителей, не противоречащий требованиям ВТО.

2. Необходимо создать механизм сокращения квот ввоза мяса свинины в соответствии с прогнозируемым ростом собственного производства и потребления.

3. Ужесточить контроль за качеством завозимых товаров на базе соответствующих нормативных требований к завозимым товарам.

Литература

1 Арашуков В. П. Тенденции развития интеграции и кооперации в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2005. № 11. С. 22-23.

2 Глебов И. Кооперация и интеграция - ключевые направления стабилизации аграрного сектора Саратовской области // АПК: экономика, управление. 1999. № 12. С. 4-12.

3 Гришин П. Агропромышленная интеграция -основа повышения эффективности продовольственного комплекса // АПК: экономика, управление. 1999. № 12. С. 73-76.

4 Злобин Е. Ф. Интегрированные системы регионального продовольственного рынка. М., 2002.

5 Колесников А. Преимущества крупнотоварного производства // АПК: экономика, управление. 2006. № 5. С. 22-24.

* * *

SOME QUESTIONS ABOUT AGRARIAN SECTOR REGULATION

G. R. Taisheva

Various aspects of agrarian policy are given in the article; the necessity to solve food problem is proved; the examples of Tatarstan Republic experience are described. Attempts to predict the situation, which can be in the process of food production and food provision for population, are undertaken.

Key words: agrarian policy, food problem, selectivity criteria of support of agricultural production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.