Научная статья на тему 'Реформирование аграрного сектора экономики'

Реформирование аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВОСПРОИЗВОДСТВА / АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СИСТЕМА ФИНАНСОВО-МАТЕРИАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ДИСПАРИТЕТ ЦЕН МЕЖДУ ПРОДУКЦИЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДУКЦИЕЙ ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / STATE REGULATION OF AGRARIAN ECONOMY / AGRARIAN SECTOR / AGRARIAN-INDUSTRIAL PRODUCTION / ECONOMIC PROCESS OF REPRODUCTION / AGRARIAN-INDUSTRIAL COMPLEX / SYSTEM OF FINANCIAL AND MATERIAL STATE SUPPORT / DISPARITY OF PRICES BETWEEN AGRICULTURAL PRODUCTS AND PRODUCTS OF AGRICULTURAL ENGINEERING / PRODUCTION SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Газимагомедова Фатима Рамазановна

В статье рассмотрены особенности производственных процессов в аграрном секторе экономики и негативные факторы, сдерживающие рост производства продукции. К ним относятся усиление диспаритета цен между продукцией аграрного сектора и продукцией отраслей сельскохозяйственного машиностроения и других ресурсов для села; существующая система ценообразования и государственных закупок сельскохозяйственной продукции, что приводит к нарушению нормального воспроизводственного процесса в отдельных отраслях сельского хозяйства; отсутствие действенной программы антикризисно-реформационных мероприятий отдельно по сельскому хозяйству, вследствие чего, аграрная экономика, зависящая от государственных закупок сельскохозяйственной продукции и финансирования, постепенно превращается в особую зону экономического неблагополучия: в условиях ненадежности оплаты государственных закупок и недостаточности государственного финансирования невозможно обеспечить сбалансированный рост производства в аграрнопромышленном комплексе; сокращение поголовья продуктивного скота, старение и большая изношенность техники, высокие темпы ее выбытия, сокращение объема применяемых удобрений; низкая мотивация сельских товаропроизводителей. Для преодоления этих негативных факторов в статье разработаны и предложены направления государственной поддержки сельских товаропроизводителей, защищающие аграрный сектор экономики от стихии рынка и обеспечивающие повышение эффективности деятельности предприятий аграрного сектора. К ним относятся применение инструментария индикативного планирования, включающего разработку различных прогнозных вариантов развития с целью дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки сельских товаропроизводителей; предоставление максимальной экономической самостоятельности первичным производственным звеньям сельскохозяйственных предприятий; определить целевые ориентиры экономических параметров аграрного сектора экономики, ориентиры и механизмы реализации региональных программ и ориентировочные показатели функционирования хозяйствующих субъектов различных форм хозяйствования в системе АПК регионов и страны; наметить обязательные и необязательные объемы государственных закупок сельскохозяйственной продукции, осуществление действенных мер по пресечению монополизма предприятий, занимающих преобладающее положение на аграрном рынке; создавать на кооперационной основе в сельских районах сервисные предприятия, оказывающие производственные услуги сельским товаропроизводителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming the agricultural sector

The article describes the features of production processes in the agricultural sector of the economy and the negative factors hindering the growth of production. These include the strengthening of the disparity of prices between agricultural products and products of agricultural machinery and other resources for the village; the existing system of pricing and public procurement of agricultural products, which leads to a violation of the normal reproduction process in certain sectors of agriculture; the absence of an effective program of anti-crisis and reform measures separately for agriculture, as a result, the agricultural economy, which depends on public procurement of agricultural products and financing, is gradually turning into a special zone of economic disadvantage: in the conditions of unreliability of payment for public procurement and lack of public funding, it is impossible to ensure a balanced growth of production in the agricultural and industrial complex; reduction of the number of productive cattle, aging and great wear of equipment, high rates of its disposal, reduction of the volume of fertilizers used; low motivation of rural producers. To overcome these negative factors in the article developed and proposed directions of state support of rural producers, protecting the agricultural sector of the economy from the elements of the market and to improve the efficiency of the agricultural sector. These include the use of tools of indicative planning, including the development of various forecast options for development in order to further improve the system of state support for rural producers; providing maximum economic independence to the primary production units of agricultural enterprises; to determine the targets of economic parameters of the agricultural sector of the economy, guidelines and mechanisms for the implementation of regional programs and indicative indicators of the functioning of economic entities of various forms of management in the agro-industrial complex of the regions and the country; identify mandatory and non-mandatory volumes of public procurement of agricultural products, the implementation of effective measures to curb the monopoly of enterprises that occupy a dominant position in the agricultural market; create on a cooperative basis in rural areas, service enterprises that provide production services to rural producers.

Текст научной работы на тему «Реформирование аграрного сектора экономики»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2019, №2, Том 11 / 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today/issue-2-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/38ECVN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Газимагомедова Ф.Р. Реформирование аграрного сектора экономики // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/38ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Gazimagomedova F.R. (2019). Reforming the agricultural sector. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(11). Available at: https://esj.today/PDF/38ECVN219.pdf (in Russian)

УДК 33

Газимагомедова Фатима Рамазановна

Акционерное общество «Дагагроснаб», Махачкала, Россия Ведущий специалист отдела лизинга

Бакалавр

E-mail: [email protected]

Реформирование аграрного сектора экономики

Аннотация. В статье рассмотрены особенности производственных процессов в аграрном секторе экономики и негативные факторы, сдерживающие рост производства продукции. К ним относятся усиление диспаритета цен между продукцией аграрного сектора и продукцией отраслей сельскохозяйственного машиностроения и других ресурсов для села; существующая система ценообразования и государственных закупок сельскохозяйственной продукции, что приводит к нарушению нормального воспроизводственного процесса в отдельных отраслях сельского хозяйства; отсутствие действенной программы антикризисно-реформационных мероприятий отдельно по сельскому хозяйству, вследствие чего, аграрная экономика, зависящая от государственных закупок сельскохозяйственной продукции и финансирования, постепенно превращается в особую зону экономического неблагополучия: в условиях ненадежности оплаты государственных закупок и недостаточности государственного финансирования невозможно обеспечить сбалансированный рост производства в аграрно-промышленном комплексе; сокращение поголовья продуктивного скота, старение и большая изношенность техники, высокие темпы ее выбытия, сокращение объема применяемых удобрений; низкая мотивация сельских товаропроизводителей.

Для преодоления этих негативных факторов в статье разработаны и предложены направления государственной поддержки сельских товаропроизводителей, защищающие аграрный сектор экономики от стихии рынка и обеспечивающие повышение эффективности деятельности предприятий аграрного сектора. К ним относятся применение инструментария индикативного планирования, включающего разработку различных прогнозных вариантов развития с целью дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки сельских товаропроизводителей; предоставление максимальной экономической самостоятельности первичным производственным звеньям сельскохозяйственных предприятий; определить целевые ориентиры экономических параметров аграрного сектора экономики, ориентиры и механизмы реализации региональных программ и ориентировочные показатели функционирования хозяйствующих субъектов различных форм хозяйствования в системе АПК регионов и страны; наметить обязательные и необязательные объемы государственных закупок сельскохозяйственной продукции, осуществление действенных мер по пресечению монополизма предприятий, занимающих преобладающее положение на

аграрном рынке; создавать на кооперационной основе в сельских районах сервисные предприятия, оказывающие производственные услуги сельским товаропроизводителям.

Ключевые слова: государственное регулирование аграрной экономики; аграрный сектор; аграрно-промышленное производство; экономический процесс воспроизводства; аграрно-промышленный комплекс; система финансово-материальной государственной поддержки; диспаритет цен между продукцией сельского хозяйства и продукцией отраслей сельскохозяйственного машиностроения; производственные услуги

Аграрно-промышленный комплекс является жизнеобеспечивающим элементом национальной экономики России, «основным источником продуктов питания, важным источником сырья для многих отраслей промышленности» [1, с. 8].

Однако, «аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику, что связано, с одной стороны, уникальностью аграрного труда и его продукта, а с другой - с тем, что наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом, и это ведет к снижению мотивации предпринимательской деятельности в этой сфере» [2, с. 4].

В настоящее время между звеньями и отраслями аграрно-промышленного производства происходит постоянное усиление диспаритета цен между продукцией аграрного сектора и продукцией отраслей сельскохозяйственного машиностроения и других ресурсов для села. Иначе говоря, фактически сельскохозяйственная продукция реализуется ниже ее рыночной стоимости, а в ряде случаев даже ниже себестоимости, в то время как продукция промышленных предприятий для сельских товаропроизводителей, как правило, продается по реальной рыночной стоимости. Этот негативный экономический процесс подтверждается тем, что за последние годы цены реализации промышленных средств производства сельскохозяйственного назначения увеличивались в несколько раз быстрее по сравнению с закупочными ценами на сельскохозяйственную продукцию. А это противоречит требованиям закона стоимости.

Таким образом, необходимо осуществлять ценовое и финансово-кредитное регулирование аграрной экономики, чтобы преодолеть, устранить затянувшийся кризис и повысить доходность сельскохозяйственного производства. Следует учесть также, что «меры по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей прямо влияют на конкурентоспособность отрасли» [3, с. 8].

Существующая система ценообразования фактически обуславливает перенос большей части вновь созданной стоимости сельских товаропроизводителей в другие отрасли экономики. В результате денежные потоки сельскохозяйственного производства составляют около 20 процентов доходной части государственного бюджета, а возвращается обратно в форме различных видов государственной поддержки лишь небольшая часть этих финансовых ресурсов (3-4 процента). Следовательно, необходимы меры для исправления такой ситуации.

В течение длительного времени имеют место перекосы в уровнях закупочных цен на различные виды продукции, что вызывает перебои в нормальном воспроизводственном процессе в отдельных отраслях сельского хозяйства. К примеру, за последние годы в зерновом хозяйстве рентабельность производства зерна возрастала, тогда как основные отрасли животноводства убыточны. Как отмечается в [4, с. 7], «.. .такое положение в сельском хозяйстве нередко создается в экстремальных условиях производства, и существование убыточных хозяйств в какой-то мере может быть оправданным в течение определенного периода. Тем не менее, убыточность производства должна быть постепенно преодолена».

Безусловно, все вышеприведенные недостатки, сложности и трудности хозяйствования в условиях адаптации к рыночным отношениям вызывают причины субъективного и объективного порядка. Их устранение связано прежде всего с осуществлением научно обоснованной и действенной аграрной политики и с необходимостью государственного регулирования аграрной экономики, направленных на преодоление спада производства и обеспечение его неуклонного роста.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует действенная программа антикризисно-реформационных мероприятий отдельно по сельскому хозяйству. Аграрная экономика, зависящая от государственных закупок сельскохозяйственной продукции и финансирования, постепенно превращается в особую зону экономического неблагополучия: в условиях ненадежности оплаты государственных закупок и недостаточности государственного финансирования невозможно обеспечить сбалансированный рост производства в аграрно-промышленном комплексе (АПК).

Более того, многие упущения, ошибки и трудности перехода страны к рыночной экономике, а также ответственность за ряд упущений в этой сфере перекладывались и ныне перекладываются на сельских товаропроизводителей и крестьянства. Все это вместе взятое усугубляет состояние неопределенности в аграрной сфере, выявляет недостатки государственного регулирования этого сектора экономики. Несмотря на положительные тенденции, связанные с импортозамещением зарубежной продукции в условиях продолжающихся санкций, продолжают развиваться и негативные: сокращение поголовья продуктивного скота, старение и большая изношенность техники, высокие темпы ее выбытия, сокращение объема применяемых удобрений, снижение энергообеспеченности сельскохозяйственных организаций (рисунок 1) и другие.

Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций, л.с.

Годы

Рисунок 1. Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций (энергетические мощности в расчете на 100 га посевной площади), л.с. (источник: Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru)

Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства представляется целесообразным осуществление в системе АПК инструментария индикативного планирования, включающего разработку различных прогнозных вариантов развития. Полученные в результате такого анализа данные необходимо использовать для совершенствования системы государственной поддержки сельских товаропроизводителей.

В процессе планирования и прогнозирования сельскохозяйственного производства следует предусматривать:

1. целевые ориентиры экономических параметров аграрного сектора экономики;

2. ориентиры и механизмы реализации региональных программ;

3. ориентировочные показатели функционирования хозяйствующих субъектов различных форм хозяйствования в системе АПК регионов и страны.

Следует также наметить в указанных планах обязательные и необязательные объемы государственных закупок сельскохозяйственной продукции, реализуемой по соответствующим ценам (закупочным, договорным, контрактным, фиксированным и др.) с предоставлением гарантий выполнения обязательств по их своевременной оплате [5].

На наш взгляд настало время для осуществления действенных, общегосударственных мер по пресечению монополизма предприятий и организаций, занимающих преобладающее положение на аграрном рынке. Речь идет о звеньях народного хозяйства, производящих и поставляющих для села средства производства и другие материально-технические ресурсы, а также энергоносители (горюче-смазочные материалы, электроэнергию и т. д.).

В условиях развития рыночных отношений государственную помощь аграрной экономике целесообразно осуществлять и совершенствовать, как показывает практика хозяйствования, по следующим направлениям:

1. финансовые ресурсы, направляемые непосредственно на улучшение социальной сферы села и обеспечение необходимого уровня и качества жизни сельского населения;

2. разработка протекционистских мер поддержки отечественных товаропроизводителей;

3. оптимизация объема производства продукции отрасли, экономически обоснованное установление закупочных цен и гарантированное их поддержание, нивелирование рыночных рисков хозяйствования;

4. возмещение разницы между закупочными ценами и рыночными ценами материально-технических ресурсов промышленного производства;

5. повсеместное внедрение «инновационных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, адаптацию и отбор наиболее эффективных научно-технических проектов, и комплексное использование научно-технического прогресса во всех сферах аграрного производства» [6-9].

Следует учитывать природно-биологический фактор аграрного сектора экономики, так как «сельское хозяйство базируется на биопродукционном потенциале природной среды, от которого непосредственно зависит функционирование и устойчивое развитие его отраслей» [10, с. 7].

В связи с этим, целесообразно инициировать на кооперационной основе и с привлечением соответствующих финансовых средств создание в сельских районах предприятий, оказывающих производственные услуги сельским товаропроизводителям. Необходимо собрать в них высокопроизводительную и дорогостоящую технику, покупка которой одним хозяйством не целесообразна. Это позволит оптимизировать структуру машинно-тракторного парка отдельных хозяйств, не покупать без особой необходимости и не ставить на свой баланс дорогостоящие виды машин и оборудования, снижая тем самым удельный вес амортизации в себестоимости производимой продукции, а также более

рационально и продуктивно эксплуатировать сельскохозяйственную технику на кооперационной основе. Кроме этого, в таких сервисных предприятиях следует сосредоточить основные виды запасных частей на всю технику во избежание образования избытка этих материально-производственных запасов в одних хозяйствах и недостатка их в других, а также в целях недопущения излишних нерациональных поездок представителей каждого хозяйства в поисках необходимых запасных частей.

Преимуществом таких предприятий является то, что они могут осуществлять свою деятельность как диверсифицированные, выступая с одной стороны в качестве сельхозтоваропроизводителей, а с другой, - оказывающие производственные услуги другим хозяйствам.

На рисунке 1 представлены данные по прибыльности различных видов деятельности предприятия ООО «Сельхозтехника» Республики Башкортостан.

Из рисунка 1 видно, такие виды деятельности как оказание производственных услуг и производство продукции животноводства являются убыточными, но за счет рентабельных направлений (производство промышленной продукции и продукции растениеводства) предприятие достигает положительного итогового финансового результата.

Диверсификация производства играет особую роль в поддержании финансовой устойчивости предприятия в условиях кризисных явлений, когда оно может перераспределять финансовые ресурсы между различными видами деятельности в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры.

Прибыльность по различным видам

деятельности, %

Л.

Оказание производственных ■7 5

',5 услуг

Промышленная продукция

ж

1

со

оственного изг

отовления

Про

дукция растениевод

тва

V

-8,5

Продукция животноводства

-100%

-50%

0%

7,5

V

7,4

50% 100%

Значение

Рисунок 1. Прибыльность различных видов деятельности предприятия (составлено автором)

Таким образом, при последовательном продвижении и претворении в практику предлагаемых мер, возможно обеспечить дальнейшее совершенствование процесса управления рыночными отношениями в системе АПК, для достижения необходимого эффекта от действенной мотивации труда и производства в аграрном секторе экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономика сельского хозяйства: [Текст]: Учебник / Петранева Г.А., Коваленко Н.Я., Романов АН.; Под ред. Петраневой ГА. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.

2. Тихонова А.В. Государственное регулирование основных факторов производства в АПК: монография / А.В. Тихонова. [Электронный ресурс] - М.: ИНФРА-М, 2018. - 122 с. + Доп. материалы. Режим доступа http://www.znanium.com]. -(Научная мысль). - www.dx.doi.org/10.12737/22568.

3. Пыжикова Н.И. Государственная поддержка сельского хозяйства как фактор повышения конкурентоспособности АПК в условиях ВТО: Монография / Сладкова Т.В., Пыжикова Н.И. [Электронный ресурс] - Краснояр.: СФУ, 2016. -124 с.: ISBN 978-5-7638-3446-8 - Режим доступа: http: // znanium .com/ catal og/product/967263.

4. Арасланов Т.Н., Лукманова Л.М. Производственные затраты, особенности их структуры и минимизации в аграрном секторе экономики // Научный рецензируемый журнал «Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии», МБД «Agris», ВАК. - 2017. - № 3, С. 7-9.

5. Автайкина Е.В. Инструменты преодоления глобальных вызовов и угроз для аграрной сферы экономики / Полушкина Т.М., Коваленко Е.Г., Якимова О.Ю., Акимова Ю.А., Кочеткова С.А., Автайкина Е.В., Зайцева О.О., Полушкин Н.А. [Электронный ресурс] - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 136 с.: 60x90 1/16 ISBN -Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product / 544308.

6. Эйдис А.Л. Инновационный путь развития сельского хозяйства России: статья / Эйдис А.Л., Бунин М.С. [Электронный ресурс] - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 3 с.: 60x90 1/16 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/515314.

7. Советов П/М., Чекавинский А.Н. Проблемы использования научно-технических достижений в сельском хозяйстве: монография / А.Н. Чекавинский, П.М. Советов; под науч. рук. П.М. Советова. [Электронный ресурс] - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. - 164 с. - ISBN 978-5-93299-322-4. - Режим доступа: http: // znanium .com/ catal og/product/1019513.

8. Козлова Е.Ю. Инновационный менеджмент в АПК: Учебник / Козлов В.В., Козлова Е.Ю. [Электронный ресурс] - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 364 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-905554-27-8 - Режим доступа: http: // znanium .com/ catal og/product/534656.

9. Морозова Т.Г. Региональная экономика / Морозова Т.Г., - 4-е изд. [Электронный ресурс] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 527 с.: ISBN 978-5-238-01300-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/882420.

10. Дадалко ВА. Продовольственная безопасность: мировое сообщество, сельское хозяйство, экономическая экспансия: Монография / Дадалко В.А., Михалко Е.Р. [Электронный ресурс] - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 704 с.: 60x90 1/16. -(Научная мысль) ISBN 978-5-16-104957-0 (online) - Режим доступа: http: // znanium .com/ catal og/product/881308.

Gazimagomedova Fatima Ramazanovna

Dagagrosnab, Makhachkala, Russia E-mail: [email protected]

Reforming the agricultural sector

Abstract. The article describes the features of production processes in the agricultural sector of the economy and the negative factors hindering the growth of production. These include the strengthening of the disparity of prices between agricultural products and products of agricultural machinery and other resources for the village; the existing system of pricing and public procurement of agricultural products, which leads to a violation of the normal reproduction process in certain sectors of agriculture; the absence of an effective program of anti-crisis and reform measures separately for agriculture, as a result, the agricultural economy, which depends on public procurement of agricultural products and financing, is gradually turning into a special zone of economic disadvantage: in the conditions of unreliability of payment for public procurement and lack of public funding, it is impossible to ensure a balanced growth of production in the agricultural and industrial complex; reduction of the number of productive cattle, aging and great wear of equipment, high rates of its disposal, reduction of the volume of fertilizers used; low motivation of rural producers.

To overcome these negative factors in the article developed and proposed directions of state support of rural producers, protecting the agricultural sector of the economy from the elements of the market and to improve the efficiency of the agricultural sector. These include the use of tools of indicative planning, including the development of various forecast options for development in order to further improve the system of state support for rural producers; providing maximum economic independence to the primary production units of agricultural enterprises; to determine the targets of economic parameters of the agricultural sector of the economy, guidelines and mechanisms for the implementation of regional programs and indicative indicators of the functioning of economic entities of various forms of management in the agro-industrial complex of the regions and the country; identify mandatory and non-mandatory volumes of public procurement of agricultural products, the implementation of effective measures to curb the monopoly of enterprises that occupy a dominant position in the agricultural market; create on a cooperative basis in rural areas, service enterprises that provide production services to rural producers.

Keywords: state regulation of agrarian economy; agrarian sector; agrarian-industrial production; economic process of reproduction; agrarian-industrial complex; system of financial and material state support; disparity of prices between agricultural products and products of agricultural engineering; production service

38ECVN219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.