Научная статья на тему 'Направления усовершенствования государственного протекционизма аграрного сектора экономики Украины'

Направления усовершенствования государственного протекционизма аграрного сектора экономики Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / МЕХАНИЗМ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / STATE PROTECTIONISM / AGRARIAN SECTOR / MECHANISM / AGRICULTURAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голуб Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются основные направления государственной поддержки в аграрном секторе экономики Украины. Проанализированы самые распространенные механизмы регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, предложены экономические инструменты государственного протекционизма в аграрном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTION OF THE STATE PROTECTIONISM IMPROVEMENT IN AGRARIAN SECTOR OF UKRAINIAN ECONOMIC

The article examines the main directions of state support in the agricultural sector of Ukraine. The most common mechanisms of agricultural products' price regulation were analyzed, economic instruments of state protectionism in the agricultural sector were proposed.

Текст научной работы на тему «Направления усовершенствования государственного протекционизма аграрного сектора экономики Украины»

Т. И. Голуб

НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО .

УДК 338.43

НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТЕКЦИОНИЗМА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

© 2014

Т.И. Голуб, аспирантка

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления государственной поддержки в аграрном секторе экономики Украины. Проанализированы самые распространенные механизмы регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, предложены экономические инструменты государственного протекционизма в аграрном секторе экономики.

Ключевые слова: государственный протекционизм, аграрный сектор, механизм, сельскохозяйственная продукция.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Объективная необходимость осуществления аграрных преобразований, направленных на обеспечение населения Украины качественными продуктами питания, предопределяется состоянием и тенденциями развития агропромышленного комплекса, которые на протяжении короткого периода стали кризисными. Отсутствие государственной поддержки привело к потере заинтересованности хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции: начало резко сокращаться поголовье скота, снижаться плодородие земельных угодий, ликвидироваться племенной и селекционный потенциал. Усложняет ситуацию завоз импортированной сельскохозяйственной продукции не всегда надлежащего качества, которое попадает на украинские рынки из-за устранения барьеров после вступления в ВТО [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросами возрождения отраслей аграрного сектора уделяется огромное внимание, так как на сегодняшний день в производстве аграрной продукции Украины не наблюдаются тенденции постоянного развития и в подавляющем большинстве случаев сельскохозяйственные предприятия не конкурентоспособны по сравнению с товаропроизводителями развитых стран мира. Весомый вклад в разработку теоретико-методологических и организационно-практических основ государственного протекционизма аграрного сектора внесли такие ученые, как Алексейчук В.М., Артюшин В., Бетлий М., Кобута И., Кропивко М.Ф., Кваша С.М., Лерман М., Саблук П.Т., Сытник В.П., Чапко И. и др. Но присоединение Украины к ВТО ставит новые требования и ограничения относительно общего объема и некоторых механизмов государственной поддержки товаропроизводителей. Все это требует дальнейших научных исследований.

Постановка задания. Таким образом, особую актуальность приобретает проблема разработки мероприятий государственного протекционизма украинского товаропроизводителя в условиях членства Украины в ВТО, так как самостоятельно предприятия справиться с этим не способны. Основной текущей задачей аграрной политики в нынешних условиях является остановка отрицательных процессов в данном секторе экономики и обеспечение условий для наращивания производства сырья и продовольственных ресурсов.

Изложение основного материала. Учитывая особенности аграрной отрасли, мероприятия государственного протекционизма должны формироваться с учетом особенностей аграрного сектора, а именно: развитие агробизнеса несет в себе угрозу неэффективного использования земельных, водных, и других природных ресурсов с целью получения сверхприбылей; производство большинства основных видов сельскохозяйственной продукции сосредоточено в хозяйствах населения, которые также не должны быть лишены бюджетной поддержки; повышение конкурентоспособности сельскохозяйствен-

ной продукции предусматривает возрождение крупнотоварного производства и приоритетного развития животноводства на инновационной основе; период реформирования аграрного сектора сопровождался упадком развития сельских территорий, повышением уровня безработицы в сельской местности, которое привело к возникновению депрессивных районов и неперспективных сел. Ликвидация данных диспропорций должно стать общенациональной идеей, поскольку возрождение потенциала сельского хозяйства - наибольшего богатства страны, и его неполное использование служит причиной огромных потерь для всей экономики [2].

Парадоксальности сложившейся ситуации прибавляет тот факт, что сельское хозяйство - отрасль, которая обеспечивает рабочими местами 18% населения Украины (больше - лишь металлургия) и обеспечивает почти 15% ВВП, в то же время остается наименее реформированной и законодательно защищенной [3].

Среди направлений государственного протекционизма преобладает дотационный подход, непрозрачная бюджетная поддержка и система налоговых льгот, которые подтвердили свою неэффективность в стимулировании развития высокоэффективного и конкурентоспособного украинского аграрного сектора. Отсутствие, по меньшей мере, среднесрочной стратегии планирования, а также непостоянное, неравномерное и неэффективное распределение бюджетных расходов усложняют долгосрочное планирование инвестиций в этом секторе, а также увеличивают риски для предпринимателей.

На сегодня, основными нормативно-правовыми актами, которые определяют государственную поддержку аграрной отрасли и сельскохозяйственных товаропроизводителей в Украине, являются законы Украины: «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», «Об основных основах государственной аграрной политики на период до 2015 г.», «Государственная целевая программа развития украинского села на период до 2015 г.» и др.

Несмотря на наличие достаточного законодательного и нормативно-правового обеспечения относительно государственной поддержки сельскохозяйственного производства, государственной политике в этой сфере присущ ряд проблем, основные из которых состоят в следующем:

- уменьшение финансирования мероприятий прямой поддержки аграрного сектора;

- неэффективное использование средства Аграрным фондом при осуществлении им ценового регулирования на аграрном рынке;

- низкий уровень осведомленности жителей сельской местности относительно возможностей получения ими государственной помощи, сложный процедурный механизм и непрозрачность ее получения;

- недостаточные объемы финансирования государственных программ, а также неэффективность использования выделенных по ним средств;

- прекращение действия государственных целевых программ, вследствие чего отдельные направления государственной поддержки сельского хозяйства прекра-

Т.И. Голуб

НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ...

тили существование;

- низкий уровень проведения государством косвенных мероприятий поддержки аграрного сектора.

То есть на сегодняшний момент неоспоримым является тот факт, что аграрному сектору Украины для возрождения своего потенциала в первую очередь необходимы меры государственного протекционизма. Основными направлениями (целями) такой поддержки будут следующие:

- поддержка товарного производства и повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства;

- поддержка мелких товаропроизводителей, начинающих предпринимателей, семейных ферм и кооперативных объединений;

- охрана земель и рациональное использование сельскохозяйственных угодий;

- установление цен для поддержки отдельных видов сельскохозяйственной продукции;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- поддержка местных инициатив развития сельских территорий и качества жизни на селе;

- развитие аграрной науки и внедрение в производство новейших технологий производства сельскохозяйственной продукции, систем возделывания грунта и др.;

- развитие материально-технической базы сельскохозяйственного производства [4].

Однако исследования показывают, что мероприятия относительно государственного регулирования развития аграрного сектора, которые применяются сегодня, довольно часто являются недейственными, недостаточными и такими, что не используются в полной мере, как по объективным, так и субъективным причинам [5-11].

По нашему мнению, в первую очередь следует усовершенствовать механизм осуществления государственного протекционизма аграрного сектора экономики, т.е. создать способ действий субъекта регулирования, который основывается на базовых принципах и функциях, обеспечивая с помощью определенных форм, методов и средств эффективное функционирование системы государственного протекционизма для достижения поставленной цели и решения противоречий.

Основные составляющие данного механизма можно изобразить графически (рис. 1).

Рис. 1. Механизм государственного протекционизма аграрного сектора Особое значение в механизме осуществления государственного протекционизма аграрного сектора имеют принципы регулирования. Их соблюдение должно обеспечить избежание субъективизма во время вмешательства в функционирование рыночного механизма регулирования экономики, а также согласование экономических интересов участников рынка.

Согласно вышеуказанным принципам, государственный протекционизм аграрного сектора Украины осуществляется по следующим направлениям:

- Ценовое регулирование. После принятия в 2004 г. Закона Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» было внедрено ценовое регулирование рынка важнейших видов сельхозпродукции посредством установления минимальных закупочных цен (на зерновые, подсолнечник, животноводческую продукцию). Для осуществления эффективной ценовой политики в 2005 г. был создан Аграрный фонд;

- Субсидии и дотации на производство и приобретение ресурсов. Для поддержки животноводческой отрасли в 2003 г. были введены доплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям за сохранение поголовья коров мясного и молочного направления, овец и коз; в 2004 г. - бюджетные субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданный ими скот перерабатывающим предприятиям. В 2006 г. были введены производственные дотации в растениеводстве - бюджетные выплаты на гектар посева зерновых, рапса, льна. Вообще бюджетная поддержка производителей продукции растениеводства и животноводства в 2006-2008 гг. (погектарные выплаты, выплаты на имеющееся поголовье и доплаты за сданный скот) составляла в среднем 1,6-2,7 млрд. грн., в 2009 г. сократилась до 370 млн. грн., в 2012 г. - составляла менее 100 млн. грн.;

- Финансово-кредитная поддержка. С 1.07.2012 г. вступил в силу Закон Украины «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с помощью государственной поддержки», который предусматривает предоставление сельскохозяйственному товаропроизводителю средств из государственного бюджета в виде субсидий для оплаты части страхового платежа (страховой премии), начисленного по договору страхования. Также с 2000 г. предоставляется частичная компенсация процентных ставок на получение кредитов коммерческих банков и осуществление лизинговых платежей [12];

- Налоговое стимулирование в виде фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН), а также специального механизма уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). ФСН - налог, который платят сельскохозяйственные товаропроизводители, в выручке которых часть сельскохозяйственной продукции за предыдущий налоговый (отчетный) год равняется или превышает 75 % общего объема производства. Плательщики ФСН не платят налога на прибыль предприятий; земельного налога (кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются для ведения сельскохозяйственного товаровиробництва); сбора за специальное использование воды; сбора за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности (в части проведения торговой деятельности)[13].

В свою очередь, специальный механизм уплаты НДС предусматривает компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям средств за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо живым весом. Так, подразделом 2 Переходных положений Налогового кодекса Украины установлено, что сумма НДС перерабатывающим предприятием перечисляется в специальный фонду Государственного бюджета Украины на специальный счет, открытый им в органе государственной казначейской службы, в следующих соотношениях: в 2012 г. - соответственно 30 % и 70 %; в 2013 г. - 40 % и 60 %; в 2014 г. - 50 % и 50 %. Сумму НДС, перечисленную на специальный счет, перерабатывающее предприятие использует исключительно для выплаты компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими молоко и мясо живым весом;

- Специализированная поддержка по отдельным направлениям и программам (развитие фермерства, кредитной кооперации, растениеводства, животноводства, повышение плодородия грунтов, ведение сельского хозяйства на радиационно загрязненных территориях и т.п.). С июня 2012 г. в рамках бюджетной программы «Государственная поддержка отрасли животноводства»

Т. И. Голуб

НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ...

были введены дотации крестьянам за сохранение молодняка крупного рогатого скота: за теленка возрастом от 3 до 5 месяцев сельскохозяйственные товаропроизводители получат 250 грн., от полгода до 8 месяцев - 500 грн., от 9 до 11 месяцев - 750 грн за голову.

Также Министерством аграрной политики и продо-вольства совместно с Национальной академией аграрных наук Украины разработан Национальный проект «Возрожденное скотоводство», который предусматривает пути и механизмы наращивания поголовья крупного рогатого скота, его продуктивности, объемов производства продукции скотоводства с соответствующим организационно-экономическим, технологическим, техническим и нормативно-правовым обеспечением.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Из всего изложенного выше можно сделать вывод, что государственный протекционизм сельскохозяйственного производства в Украине должен быть направлен на обеспечение прибыльности производства, что обеспечит расширенное воспроизводство, создание благоприятных социальных условий жизни сельских жителей и улучшение благосостояния их семей, формирование предпосылок для сохранности и комплексного развития сельских территорий, удовлетворение нужд населения Украины в качественных и доступных продуктах питания, расширение экспортного потенциала страны.

Дальнейшие исследования форм и методов государственного регулирования развития аграрного сектора Украины будут направлены на определение направлений усовершенствования механизмов государственного протекционизма и повышение их действенности для дальнейшей стабилизации развития отрасли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аграрный сектор Украины на пути к евроинтегра-ции / Под ред. Бетлий М. Ужгород: 1ВА, 2006. 250 с.

2. Артюшин В., Чапко И., Кобута И. Аграрная политика Украины: обзор и перспективы //Актуальные вопросы аграрной политики. 2002. №3. С. 100 - 174.

3. Аграрный протекционизм: научные основы и ме-

ханизмы осуществления в условиях рыночных отношений (Науч. тр. ВИАПИ им. А.А. Никонова; Вып. 17). М. : ВИАПИ, 2007. 513 с.

4. Концепция реформирования управления аграрным сектором / Под ред. Саблук П.Т., Сытник В.П., Кропивко М.Ф., Кваша С.М., Алексейчук В.М. и др. К.: ННЦ 1АЕ, 2005. 311 с.

5. Олейник Е.А. Бюджетная поддержка кредитования малых аграрных предприятий Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 60-63.

6. Голуб Т.И. Последствия влияния и возможные изменения на аграрный сектор экономики в результате вступления Украины в всемирную торговую организацию (ВТО) // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 2. С. 7-10.

7. Чирва О.Г. Особенности развития малых организационно - правовых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 80-83.

8. Чирва О.Г. Зарубежный опыт развития сельской кредитной кооперации и возможности его адаптации в аграрном секторе экономики Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 32-35.

9. Голуб Т.И. Процессы развития механизма государственного протекционизма в аграрном секторе экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 3. С. 5-7.

10. Тетерин Ю.Н. Регулирование аграрных рынков региона // Вестник НГИЭИ. 2013. № 1 (20). С. 100-111.

11. Прилуцкий А.М. Институциональная среда и ее роль в развитии аграрного рынка // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013.№ 5 (31). С. 91-96.

12. Кушмаева В.В. Государственная политика реформирования аграрного сектора экономики // Государственное управление. 2009. №4. www.dy.nayka.com.ua

13. Лерман Ц. Реформирование сельского хозяйства в Украине: итоги и перспективы. Рим: ФАО, 2011. 234 с.

© 2014

DIRECTION OF THE STATE PROTECTIONISM IMPROVEMENT IN AGRARIAN SECTOR OF UKRAINIAN ECONOMIC

T.I. Golub, post - graduate student

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: The article examines the main directions of state support in the agricultural sector of Ukraine. The most common mechanisms of agricultural products' price regulation were analyzed, economic instruments of state protectionism in the agricultural sector were proposed.

Keywords: state protectionism, agrarian sector, mechanism, agricultural products.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.