Научная статья на тему 'Характерные особенности формирования правовой культуры на современном этапе развития российского общества'

Характерные особенности формирования правовой культуры на современном этапе развития российского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2971
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / LAW / CULTURE / EDUCATION / VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каландаришвили Зураб Надзарович, Хаванова Татьяна Владимировна

Настоящая статья посвящена анализу особенностей формирования правовой культуры на современном этапе развития. Констатируется, что целенаправленная работа по формированию правовой культуры среди населения России в настоящее время практически не ведется. Подчёркивается, что необходима направленная деятельность государственных органов, общественности по формированию у всех граждан правосознания, знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kalandarashvili Z.N. Khavanova T. V. FEATURES TYPICAL OF RAISING LEGAL LITERACY IN RUSSIAN SOCIETY IN A CONTEMPORARY PERIOD OF SOCIAL DEVELOPMENT

This paper considered features typical of raising legal literacy at the present stage of development. The study observed nowadays lack of a purposeful work aimed at raising legal literacy in the population of Russia, and stressed urgency of immediate intended actions of state bodies and the public in raising feeling for law and order in all citizens, as well as knowledge and skill in applying sense of values generated by the human being in the legal domain.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности формирования правовой культуры на современном этапе развития российского общества»

УДК 342

Каландаришвили Зураб Надзарович,

кандидат юридических наук, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории права и правоохранительной деятельности Санкт-Петер-бургского гуманитарного университета профсоюзов

Хаванова Татьяна Владимировна,

магистр кафедры теории права и правоохранительной деятельности юридического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов [email protected]

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Настоящая статья посвящена анализу особенностей формирования правовой культуры на современном этапе развития. Констатируется, что целенаправленная работа по формированию правовой культуры среди населения России в настоящее время практически не ведется. Подчёркивается, что необходима направленная деятельность государственных органов, общественности по формированию у всех граждан правосознания, знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере.

Ключевые слова: право, культура, воспитание, ценности.

Kalandarashvili Zurab Nadzarovich,

Candidate for Doctorate in Law, Candidate for Doctorate in Pedagogics, Associate Prof., Head of the Chair of Theory of Law and Law Enforcement, Saint Petersburg University of Humanities under Trade Unions,

Khavanova Tatyana Vladimirovna,

Master of Law, Chair of Theory of Law and Law Enforcement. Department of Law, Saint Petersburg University of Humanities under Trade Unions

[email protected]

FEATURES TYPICAL OF RAISING LEGAL LITERACY IN RUSSIAN SOCIETY IN A CONTEMPORARY PERIOD OF SOCIAL DEVELOPMENT

This paper considered features typical of raising legal literacy at the present stage of development. The study observed nowadays lack of a purposeful work aimed at raising legal literacy in the population of Russia, and stressed urgency of immediate intended actions of state bodies and the public in raising feeling for law and order in all citizens, as well as knowledge and skill in applying sense of values generated by the human being in the legal domain.

Keywords: law, culture, education, values

Проблемы формирования правовой культуры в условиях современного российского государства как никогда актуальны. Ведь правовая культура -«необходимое условие сознательного осуществления гражданином его долга перед обществом, реализации его гражданских прав и свобод» [6, с. 34]. Опосредование людьми прав, свобод и обязанностей в поведении и деятельности способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения граждан, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.

В целом, можно утверждать, что усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма. Кроме того, научно обоснованные правовые представления являются предпосылками укрепления законности и правопорядка во всей правовой системе России в целом, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство [7, с. 197-198].

В то же время, формирование правовой культуры среди населения современной России идет далеко не теми темпами, которые необходимы для превращения нашей страны в подлинно правовое государство с развитым гражданским обществом.

Связано это с тем, что современная Россия уже более чем 20 лет находится на переходном этапе своего развития. В контексте рассматриваемой нами темы это выражается в том, что существующая до 90-х гг. XX в. система ценностей (духовных, нравственных, этических, правовых), сформированная в рамках советской социально-экономической и политической системы, была разрушена. Но без достаточно устойчивой системы ценностей общество не может нормально функционировать и развиваться. При этом даже в 2014 г. еще нельзя говорить о том, что взамен разрушенной в начале 1990-х гг. системы ценностей пришла система ценностей, по своему содержанию хотя бы приближенная к разрушенной.

Образовавшийся вакуум как духовно-нравственных, так правовых знаний в настоящее время являет печальное следствие в виде общего культурного обнищания населения страны, особенно подрастающего поколения. Отсутствие правового обучения и воспитания в школах,

как в виде отдельной дисциплины, так и в виде планомерной каждодневной работы учителя над правовым сознанием ребенка, как в урочной, так и неурочной деятельности, имеет следствием высокий уровень подростковой и молодежной преступности, наркомании, алкоголизма и т.п. Как никогда остро стоит вопрос о необходимости возрождения правового воспитания и обучения в современном образовании [5, с. 28-29].

Следует констатировать, что в настоящее время в масштабах страны отсутствует целостная система правового воспитания, органичной и значимой частью которой являлась бы система правового воспитания Гражданина России, ориентированная не только на передачу знаний о праве и правовой действительности, но и обучающая практическим навыкам претворения права в жизнь, направления его на защиту прав человека.

Общая причина произошедших изменений тесно связана с тем фактом, что потрясения в государственно-правовом пространстве России конца XX в. повлекли за собой неустойчивость не только государственной, но и общественной жизни страны. Поэтому рядом с проблемами «жизненно важного плана» правовое воспитание и правовая культура приобрели второстепенное значение, постепенно утрачивая свою важность и актуальность. Это выразилось самым наглядным образом.

Образовательные учреждения еще не успели перестроить свою учебно-воспитательную систему к новым условиям, правоохранительным органам в условиях резко обострившейся криминогенности общества стало «некогда» заниматься правовым воспитанием граждан, а правовая наука, ввиду отсутствия заинтересованности государства в развитии данной проблематики, практически перестала реагировать на дальнейшее изучение и внедрение идей правового воспитания.

Кроме того, и по сей день большинство базовых теоретических исследований в области правового воспитания и обучения относится к советскому периоду [4, с. 43], а это значит, что практические рекомендации, выработанные на их основе, характеризуются некоторой идеологической направленностью, поэтому в плане своего общетеоретического и практического освоения состояние данной проблемы сегодня уже не соответствует требованиям нового времени и новому сознанию человека.

Современные условия жизни диктуют необходимость возрождения неоправданно забытого правового воспитания и обучения в школах. Значимость правового воспитания именно в рамках школьного образования состоит еще и в том, что школьный этап жизни - это активный процесс самопознания, самосовершенствования, самореализации ребенка. От того, насколько в этот период будет осуществлено педагогическое воздействие для раскрытия внутренних индивидуальных накоплений ребенка, от осознания подростком своей личной ответственности за все происходящее вокруг, от привития уважения и значимости правовых норм, будет зависеть дальнейший избранный им путь в жизни.

В целом сложившаяся ситуация требует существенной коррекции: ведь именно современная российская молодёжь призвана обеспечить успешность будущего нашей страны, реализации проектов модернизации России. Однако, по мнению автора, любые модернизационные преобразования и проекты бессмысленны без эффективной системы формирования основ правовой культуры россиян. Без стабильного участия населения в модернизационных процессах они могут не достигнуть своих результатов. Единственное средство для коррекции сложившейся ситуации - развитие целенаправленной и единой системы правового воспитания россиян.

Согласно одному из определений, правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения [5, с. 19]. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

Мы, в свою очередь, под правовым воспитанием понимаем целенаправленную деятельность государственных (муниципальных) органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Кроме того, воспитание правосознания граждан - необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

К формам правового воспитания относятся [3, с. 94-95]:

- правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

- правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т.д.);

- правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

- юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Оценивая данные формы, отметим, что правовое обучение может быть приемлемо для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм - одно из условий развития правовой культуры. На помощь в решении этой задачи приходит правовая пропаганда.

Для ее эффективного проведения требуются постоянные публично-государственные усилия на просветительском уровне. Формы такой работы могут быть следующие:

- лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний;

- специальные циклы лекций в трудовых коллективах, преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах;

- занятия в системе повышения квалификации.

Все эти формы направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.

Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма [1, с. 29].

Повышение уровня правовой культуры во многом зависит даже не столько от объема полученных правовых знаний, сколько от умения их правильного использования в повседневной жизни. Значение правового воспитания возрастает от его практической (прикладной) составляющей - от осознания того, насколько приобретенные знания и навыки могут быть полезны и востребованы для решения задач каждого дня. Право должно быть реализовано, поставлено на защиту.

Только право, основанное на высоких духовно-нравственных принципах, позволит гармонизировать сознание человека и окружающее его пространство. Правовое воспитание позволит прочно связать жизнь подростка с правом, продемонстрирует великую честь и ответственность стоять на защите справедливости, гуманности, уважения и стремления к совершенствованию всего вокруг себя, используя для этого нормы права, морали и нравственности.

Актуальность правового воспитания населения также напрямую связана с преодолением правового нигилизма, необходимостью повышения уровня правовых знаний учащихся, формирования внутренней свободной «потребности выполнять предписания закона, что создаст мощный потенциал для дальнейшего духовного роста и развития» [3, с. 56].

На наш взгляд, современное образование должно рассматриваться не только как основа построения гражданского общества, но и как важнейший ресурс укрепления правового, то есть справедливого государства. Ведь образование призвано взрастить современного высоко-

культурного, просвещенного человека, однако без опоры на духовно-нравственный потенциал и правовые идеалы, ценности и принципы сделать это невозможно [8, с. 72].

Организация и последовательное осуществление правового воспитания и обучения в образовательных учреждениях позволит не только передать учащемуся необходимые теоретические знания о праве, правовых явлениях, правовых ценностях и идеалах, но и будет способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка. Активное вовлечение индивида в сферу права и его основных незыблемых законов - ответственности, справедливости, законности - позволит осознать каждым из них свою личную ответственность за будущее России, сформирует желание строить справедливое, гуманное государство для человека.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в настоящее время необходима целенаправленная деятельность государственных органов, общественности по формированию у всех граждан правосознания, знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере, стремления действовать в соответствии с ними. Другими словами, для повышения уровня правовой культуры среди населения современной России необходима целенаправленная работа (при поддержке государства) по правовому воспитанию личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: учебное пособие [Текст] /Н.Н. Вопленко. - М.: Приор, 2012.

2. Певцова Е.А. Правовая культура личности [Текст] /Е.А. Певцова //Основы государства и права. - 2008. -№1-2.

3. Русинов Р.К. Правовая культура как средство обеспечения законности [Текст] /Р.К. Русинов. - СПб., Нева, 2009.

4. Семийко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки [Текст] /А.П. Семийко // Государство и право. - 1992. - № 10.

5. Семенов В.Е. Правовое воспитание молодежи: историко-теоретический аспект: Автореф. дисс. канд. юр. Наук [Текст] /В.Е. Семенов.- М., 2008.

6. Сергеев М.Р. Правовая культура и вопросы правового воспитания [Текст] /М.Р. Сергеев. - М.: Дело С, 2008.

7. Смоленский М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: Формула взаимообусловленности [Текст] /М.Б. Смоленский // Правоведение. - 2003. - № 1.

8. Цветков А.О формировании правовой культуры в современной России [Текст] /А.О. Цветков // Власть. -2007. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.