Научная статья на тему 'Реализация государственной политики России по формированию правосознания граждан'

Реализация государственной политики России по формированию правосознания граждан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ДИСЦИПЛИНА «ПРАВО» / DISCIPLINE "LAW" / SENSE OF JUSTICE / LEGAL EDUCATION / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киндяшова Анна Сергеевна, Антипина Мария Дмитриевна

Рассматриваются проблемы реализации государственной политики России по формированию и развитию правовой культуры и правосознания граждан. На основе проведенного исследования предлагается ввести обязательную дисциплину «Право» на всех уровнях общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN THE DEVELOPMENT OF CITIZENS SENSE OF JUSTICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The problem of realization of the state policy in formation of Russian legal culture of citizens is considered in the article. The insufficient number of hours for the studies of the subject “Law” in educational institutions is discovered. On the base of the research, the author proposes to introduce the discipline “Law” for the elementary and basic general education.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной политики России по формированию правосознания граждан»

УДК 34:001.92 (10.01.39)

А. С. Киндяшова, М. Д. Антипина

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН

Рассматриваются проблемы реализации государственной политики России по формированию и развитию правовой культуры и правосознания граждан. На основе проведенного исследования предлагается ввести обязательную дисциплину «Право» на всех уровнях общего образования.

Ключевые слова: правосознание, правовое образование, правовая культура, дисциплина «Право».

Современное государство уделяет большое внимание проблеме формирования правовой культуры общества в целом и правосознания каждого гражданина в частности. В рамках данного процесса были приняты основы государственной политики в сфере развития правосознания граждан Российской Федерации. В соответсвии с этим государство ставит перед собой задачу повышения роли права в жизни общества, так как необходимый уровень правосознания позволяет человеку правильно понимать общественные явления, ориентироваться в жизни, знать свои права и обязанности, определять грань дозволенного.

Историко-правовой анализ показывает, что приоритет вопросов развития правовой культуры населения проявился сегодня не впервые, а становление правового образования в России имеет богатую историю. Зарождение института правового просвещения в нашей стране связывают с Петром I, когда создавались различные системы правового воспитания, которые соответствовали духу данного периода истории. Позже Екатерина II активизирует деятельность по «подготовке умов к осуществлению законов», определив во всех школах необходимость «учить детей грамоте не только по церковным книгам, но и книгам, которые содержат в себе изложение законов». В соответствии с Уста -вом народных училищ стала развиваться традиция изучения законоведения в форме пересказа российского законодательства [1].

В период правления Николая I актуальными становятся концепции «практической подготовки воспитанников... намеревающихся выйти из гимназии на службу». С этой целью в учебных заведениях ввели преподавание законоведения в форме элементарного знакомства с отечественным законодательством с пятого класса. При этом Министерство народного просвещения запретило преподавателям подробно рассматривать правовые проблемы в процессе обучения, чтобы «в сознание учащихся не проникли вредные теории» [2].

В XIX столетии в России уделяли большое внимание воспитанию законопослушных граждан. Традиции преподавания права в России основывались на подходе «государственной» школы Б. Н. Чичери-

на, К. Д. Кавелина [3]. В то же время значительное влияние оказывала школа «естественного права», представителями который были В. С. Соловьёв, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л. И. Пет-ражицкий.

П. Ф. Каптерев высказывал идею о воспитании чувства законности у детей. В работе «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) он утверждал, что именно в школе дети «получают основы гражданского образования и где обычное обучение при помощи директоров и преподавателей есть только средство для достижения другой, главнейшей и существеннейшей цели гражданского воспитания детей» [4].

На рубеже ХК и XX вв. в гимназиях стали вводиться дополнительные занятия по праву, было обращено внимание на вопросы гуманитарной, в том числе правовой, подготовки обучающихся. Разработка проблемы формирования правосознания опиралась на исследования И. А. Ильина. Но в дореволюционный период не существовало единого определения правосознания. Оно имело прикладное, социально-психологическое значение, употребляясь в одном ряду с терминами «правопонима-ние», «правоубеждение».

Известные события начала XX в. сформировали неоднозначное отношение правящего слоя, а затем и всего населения, к праву как к вынужденному злу, подлежащему преодолению и отмиранию в будущем. Сразу после 1917 г. в советской юридической литературе право оценивалось как контрреволюционный предмет, отрицалось существование права в целом как остаточного буржуазного феномена [5].

В 1937 г. в структуре образования советской школы появилась новая учебная дисциплина «Конституция СССР», в рамках которой учащиеся изучали некоторые вопросы права, связанные с общественным и государственным строем, правами и обязанностями граждан. Особым направлением в развитии теории правового сознания становится разработка комплексного подхода к его изучению на стыке юриспруденции и педагогики. В этом смысле значимыми стали труды И. Ф. Рябко по правосознанию и правовому воспитанию масс в советском обществе.

С введением в 1960-х гг. курса «Обществозна-ние» изменились условия изучения учащимися вопросов права. Правовое обучение стало составляющим компонентом обществоведческой подготовки детей.

В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в., в эпоху либерализации, приведшей к смене общественно-политического строя и распаду СССР, изучение правовых вопросов временно было перенесено на факультативные занятия, так как школы не были готовы по-новому преподавать правовые проблемы. А затем в связи с социально-политическими изменениями в стране, обусловившими необходимость кардинального обновления законодательства, преподавание права и вовсе было прекращено.

Позднее правовое образование наиболее полноценно реализовалось в рамках профильного обучения на ступени среднего общего образования; так, социально-экономический профиль предполагал изучение учебного предмета «Право» 2 недельных учебных часа за два года обучения, а социальногуманитарный профиль отводил 4 недельных учебных часа за два года обучения.

На современном этапе подходы к правовому образованию граждан должны быть кардинально изменены в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, а также в рамках принятия «Основ государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (далее - Основы) [6]. Вопросы правового образования и воспитания поднимают в своих исследованиях Е. А. Певцова, С. А. Глотов, Е. А. Руднев. Они делают вывод о совершенствовании правового образования в России, так как от этого зависит развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия [7, 8].

Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, которая выступает как часть человеческой культуры, совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социальной и правовой ориентации людей в конкретном обществе [9]. В приоритет ставится формирование традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административ-

ном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи [6].

Формирование свободной и ответственной личности, соответствующей требованиям XXI в., необходимо начинать с самых ранних ступеней воспитания и образования. Ликвидация правовой неграмотности должна стать одним из приоритетов деятельности всех государственных и социальных институтов, работающих с подрастающим поколением.

Приобщать к правовой культуре детей начнут с дошкольного возраста, предполагается включение «в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности» [6].

Государство возлагает решение этой задачи на образовательные учреждения, которые должны способствовать формированию правовой культуры подрастающего поколения и развитию правовой грамотности. В рамках такого похода особую актуальность приобретает вопрос о месте правового образования, в частности дисциплины «Право», в системе общего образования.

В образовательных учреждениях стало традицией проводить уроки права, посвященные Дню Конституции РФ, изучать основные положения Конвенции о правах ребенка, проводить декады правовых знаний. Также во многих образовательных учреждениях важным компонентом внедрения основ правовых знаний является внеурочная деятельность (кружки, тематические конкурсы, акции и т. д.).

Преставляется, что проведение периодических мероприятий по правовому воспитанию недостаточно, так как формирование необходимого уровня правосознания возможно только в случае постоянного, систематического правового обучения. Следовательно, необходимо вводить дисциплину «Право» на уровнях начального, основного и среднего общего образования. Изучение правоведения как обязательного предмета гарантирует, что обучающийся по окончании общеобразовательного учреждения будет знать свои права и уметь их защищать, а также соблюдать и уважать права и законные интересы других людей. Главной целью правового образования является воспитание гражданина для жизни в правовом демократическом государстве и гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических

ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ и государства.

Проанализировав Федеральные государственные образовательные стандарты и базисные учебные планы общего образования, мы пришли к выводу, что в российских школах недостаточно часов на изучение права. Так, на ступени начального общего образования не предусмотрено отдельного предмета «Право». Близка по целям дисциплина «Окружающий мир» (человек и общество), направленная на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, на которую отводится 2 ч в неделю. Примерный учебный план основного общего образования включает дисциплину «Общест-вознание», которая изучается с 6-го по 9-й класс. Количество часов на ее изучение - 4 ч в неделю. Это обосновано тем, что предмет является интегрированным, включающим содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право» [10].

Базисный учебный план для среднего (полного)

зательные учебные предметы на базовом уровне) и вариативную (учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях) части. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 413 с 1 сентября 2012 г. формирование учебных планов образовательного учреждения осуществляется из обязательных предметных областей, в которые впервые включен предмет «Право».

Обзор действующих нормативно-правовых актов в сфере общего образования показал, что государственная политика в сфере развития правосознания граждан реализуется в полной мере лишь на уровне среднего (полного) общего образования.

При решении проблем реализации правового образования на всех ступенях школьного образования предстоит пересмотреть образовательные стандарты, разработать методики обучения основам правовых знаний с первого класса или даже с детского сада. Решение этих и других вопросов позволит сформировать у подрастающего поколения адекватный уровень правосознания, который станет залогом дальнейшего развития правового государства и гражданского общества в нашей стране.

общего образования содержит инвариантную (обя-

Список литературы

1. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. М., 2003. 400 с.

2. Богуславский М. В. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения. М., 2000. 160 с.

3. Киреева Р. А. Государственная школа. М., 2004. 512 с.

4. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки: теория образования. М., 1982. 434 с.

5. Стучка П. И. Так называемое советское право. М., 1925. 120 с.

6. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан от 28.04.2011 // Рос. газета. 2011. № 151.

7. Певцова Е. А. Детская правовая школа: актуальные вопросы организации. М., 2011. 156 с.

8. Киндяшова А. С. Формирование профессиональной компетентности учителя права с использованием задачного подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 2 (117). С. 95-100.

9. Исаев И. А. Правовая культура России. М., 2009. 96 с.

10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М., 2013. 454 с.

Киндяшова А. С., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634041.

E-mail: [email protected] Антипина М. Д., студент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634041.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 28.10.2013.

A. S. Kindyashova, M. D. Antipina

THE IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN THE DEVELOPMENT OF CITIZENS SENSE OF JUSTICE

IN THE RUSSIAN FEDERATION

The problem of realization of the state policy in formation of Russian legal culture of citizens is considered in the article. The insufficient number of hours for the studies of the subject “Law” in educational institutions is discovered. On the base of the research, the author proposes to introduce the discipline “Law” for the elementary and basic general education.

Key words: sense of justice, legal education, legal culture, discipline "Law".

References

1. Pevtsova E. A. Theory and Methods of Teaching of Law. Moscow, 2003. 400 p. (in Russian).

2. Boguslavskiy M. V. Prerevolutionary Gymnasium: the Content and Organization of Teaching. Moscow, 2000. 160 p. (in Russian).

3. Kireeva R. A. Public School. Moscow, 2004. 512 p. (in Russian).

4. Kapterev P. F. Didactic Essays: Theory of Education. Moscow, 1982. 434 p. (in Russian).

5. Stuchka P. I. So Called Soviet Law. Moscow, 1925. 125 p. (in Russian).

6. Principles of state policy of Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and awareness of citizents form 28.04.2011.

Rossiyskaya gazeta, 2011, no. 151 (in Russian).

7. Pevtsova E. A. Children School of Law: Actual Questions of Organization. Moscow, 2011. 156 p. (in Russian).

8. Kindyashova А. S. Formation of professional qualifications of law teacher with the use of the task s technique. Tomsk State Pedagogical University

Bulletin, 2012, no. 2 (117), pp. 95-100 (in Russian).

9. Isaev I. A. Legal Culture of Russia. Moscow, 2009. 96 p. (in Russian).

10. Approximate Basic Educational Program of the Educational Institution. Moscow, 2013. 454 p. (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.