Научная статья на тему 'Профессиональная правовая культура в системе правовой культуры общества'

Профессиональная правовая культура в системе правовой культуры общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4097
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров Александр Васильевич, Котрикова Татьяна Юрьевна

Рассматривается место и роль профессиональной правовой культуры в правовой культуре общества. Отмечается роль информационных технологий в повышении правовой культуры общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL LEGAL CULTURE IN THE SYSTEM OF LEGAL CULTURE OF THE SOCIETY

The place and the role of the professional legal culture in the legal culture of the society are analyzed. The role of information technologies in raising the level of the legal culture of the society is pointed out.

Текст научной работы на тему «Профессиональная правовая культура в системе правовой культуры общества»

ПРАВО

УДК 340.114.5

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

© 2013 г. А.В. Петров, Т.Ю. Котрикова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 10.04.2013

Рассматривается место и роль профессиональной правовой культуры в правовой культуре общества. Отмечается роль информационных технологий в повышении правовой культуры общества.

Ключевые слова: правовая культура, профессиональная правовая культура, массовая правовая культура, правосознание.

Для современного цивилизованного общества нормальное функционирование правовой системы является необходимым условием прогрессивного развития экономических, социально-политических, духовных отношений. Однако в России, как отмечают исследователи, примерно три четверти взрослого населения не ориентируются в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями; массовое распространение носит правовой нигилизм [1, с. 5]. Не случайно 28 апреля 2011 г. Президентом РФ были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [2, с. 151], предусматривающие комплекс мер по повышения правосознания и правовой культуры граждан. В рамках целенаправленной государственной политики будет осуществляться преодоление различных деформаций правовой культуры, в том числе преодоление правового нигилизма [3, с. 30-33].

Правовая культура выступает ключевым фактором создания правового общества и правового государства. В ней особую роль играла и играет правовая культура тех социальных страт, которые в силу своей профессиональной деятельности непосредственно влияют на процессы формирования права, правоприменительной деятельности, охраны правопорядка. Речь идет о профессиональной правовой культуре, основные параметры которой в плане соотношения с правовой культурой российского общества в целом предполагается рассмотреть в данной

статье. В методологическом плане здесь первым встает вопрос о том, что следует на современном научном уровне понимать под правовой культурой общества.

Активные исследования феномена правовой культуры общества начались в российской юридической литературе во второй половине

XX века. Так, в начале 60-х годов к анализу понятия правовой культуры обращается Е.А. Лу-кашова. Правовая культура, с её точки зрения, это определённое отношение людей к праву, выражающее знание и понимание права, а также сознание необходимости выполнить все его требования [4, с. 41].

Основополагающие подходы к определению понятия правовой культуры были сформулированы уже в 1980-1990-е годы [5, с. 204]. По словам С.С. Алексеева, правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре и правовому прогрессу [6, с. 213]. По мнению Е.В. Аграновской, правовая культура - это система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально-полезное поведение в правовой сфере [7, с. 6]. С точки зрения Г.В. Осиповой, правовая культура в рамках социологии права - это совокупность пра-

вовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества [8].

По мнению Е.А. Певцовой, в современной юриспруденции насчитывается около 250 различных определений правовой культуры [9, с. 73]. Под правовой культурой понимают совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечить законность [10, с. 72]; совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в её реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики [11, с. 362]. Так, А.З. Шефруков отмечает: «Под правовой культурой, как нам представляется, необходимо также понимать определенное нормативное отношение к процедурам принятия решений и правилам поведения, закрепленным в законодательстве» [12, с. 142-149]. В.В. Заго-родский понимает под правовой культурой сферу общественной культуры, отражающую правозначимые явления и обусловленную правовыми ценностями, представлениями о должных правах и свободах человека и гражданина [13, с. 15].

Анализ юридической литературы показывает, что определённая часть авторов придерживается точки зрения, согласно которой правовая культура определяется как качественное состояние правовой жизни общества, выраженное в уровне правосознания, совершенствовании правовых актов и юридической практики и в иных правовых ценностях [14, с. 132]. По мнению А.В. Петрова, правовая культура представляет собой качественно определённый аспект правовой системы общества, характеризующий прогрессивно-ценностную составляющую содержания её основных компонентов: правовой действительности и правосознания [15, с. 187].

Принимая во внимание высказанные точки зрения, правовая культура рассматривается в настоящей статье как предельно широкая правовая категория, охватывающая все феномены действующего права (правовой действительности) и правосознания. В этом отношении категория правовой культуры общества сопоставима по содержанию и объему с понятием правовой системы общества [5, с. 201-213]. Однако имеет свои качественные и количественные особенности.

Категория правовой культуры общества не просто содержательно охватывает систему существующих правовых феноменов, а характеризует их в строго определенном качественном аспекте позитивного состояния и прогрессивного развития. Правовая действительность сама по себе содержит разнородные по социальной

значимости юридические явления. Одни из них могут работать на продвижение общества вперед, другие, напротив, препятствовать этому. Правовая культура - это прогрессивно ценностная часть правовой системы современного российского общества.

В правовую систему общества включаются все действующие, актуально функционирующие правовые явления и процессы. Так, правовая система российского общества - это действующая в данный исторический момент совокупность правотворческих и, в более узком смысле, законотворческих процессов; это выраженная в нормативных актах, судебных прецедентах и иных источниках права система юридических норм, институтов и отраслей права; это процессы реализации юридических норм и процессы применения норм права; это система обеспечения надлежащей реализации права через различные формы юридической ответственности и динамика правопорядка; это, наконец, реальное состояние обыденного, профессионального и научного правосознания.

В состав правовой культуры общества входит не только то, что функционирует в настоящем времени и пространстве, но также историческое наследие, элементы правовой культуры прошлого, сыгравшие позитивную роль в развитии российской правовой системы. Критерий отнесения элементов правовой действительности исторического прошлого к правовой культуре общества остается тем же. Это элементы правовой действительности, работавшие на социальный прогресс. Необходимо только иметь в виду, что уровень продвижения к социальному прогрессу здесь должен оцениваться конкретно исторически. В этом аспекте правовая культура общества - это прогрессивно ценностные элементы исторического прошлого российской правовой системы.

Обобщая сказанное, отметим, во-первых, что категория правовой культуры уже по содержанию категории правовая система, поскольку включает в себя только ценностнопрогрессивную часть актуально существующих правовых явлений. С другой стороны, категория правовой культуры оказывается содержательно шире категории правовой системы общества, поскольку включает в себя и соответствующие правовые феномены исторического прошлого. Сформулируем общее определение правовой культуры общества. Правовая культура российского общества - это прогрессивно ценностная часть актуального и исторического бытия российской правовой системы.

Для выделения этой части остается только определить критерии прогрессивности в право-

вой системе общества. В эмпирическом плане понятно, что прогрессивными являются процессы, способствующие наращиванию социальноэкономического и духовного потенциала страны, работающие на сближение интересов различных социальных групп и страт общества,

направленные на всестороннее и гармоничное,

1

материальное и духовное развитие личности .

Сложности возникают там, где требуется определить четкие обобщенные, теоретические характеристики критериев прогрессивности.

Наша позиция, высказанная в предшествующих работах одного из авторов настоящей статьи, заключается в том, что ступень исторического прогресса в правовой системе общества определяется степенью соответствия существующей совокупности правовых явлений и процессов сущности права. При этом сущность права рассматривается не как некая данность, изначально реализованная в правовой действительности, а как сила, находящаяся в ней в виде раскрывающейся потенции, необходимой внутренней возможности, которой еще исторически в будущем предстоит полностью воплотиться в действительности .

Рассматривая сущность права как правовую волю, которая является разновидностью, особой формой воли социальной, мы обнаруживаем объективно раскрываемые потенции сущности права в тех целях, к реализации которых через правовую действительность эта воля стремится. Историческая практика развития различных правовых систем дает возможность обобщенно свести эти цели к нескольким уровням, составляющим, вместе с тем, как модусы одной воли, единое целое. К этим уровням относятся направленность правовой воли на закрепление, эффективное регулирование и обеспечение необходимых для нормального функционирования общества отношений, поддержание через это регулирование баланса основных социальных сил и, в конечном счете, - установление между ними социальной гармонии.

Эти цели постепенно и последовательно осуществляются в историческом процессе благодаря праву, соответственно изменяя по определенно заданному вектору прогресса систему правовых явлений общества. Вектор прогресса далеко не сразу становится осознанным в правовой науке, прежде всего потому, что он как тенденция проявляется на практике через систему разнонаправленных движений. Однако именно благодаря пониманию этого вектора и только благодаря ему, становится возможным выделить в многообразии правовых явлений и процессов, в реальном единстве необходимого и случайного в праве его прогрессивные эле-

менты. Таковыми становятся не те, которые кому-то показались хорошими или даже замечательными, а те, которые объективно работают на утверждение в правовой действительности сущности права, потенциальных целей правовой воли российского общества.

С этой точки зрения уточним сформулированное ранее определение правовой культуры общества. Правовая культура российского общества - это прогрессивно ценностная часть актуального и исторического бытия российской правовой системы, в которой реализовали и реализуют себя цели правовой воли как сущности права.

Понимание того, что правовая культура представляет особый качественный срез, аспект правовой системы общества как единого, внутренне структурированного и взаимосвязанного целого, дает возможность получить четкие логические основания, соответствующие объективным критериям, для определения содержания правовой культуры общества и выделения в этом содержании необходимых основных элементов. Суть нашего подхода в том, что правовая культура - это тот же самый феномен, что и правовая система общества, только объективно существующий и теоретически взятый как определенный срез, аспект юридических явлений и процессов, составляющих правовую систему общества. Поэтому в правовой культуре общества выделяется совокупность основных правовых явлений и процессов в соответствии с их набором в правовой системе общества, а также их последовательность в том объективном порядке, в котором она развертывается в правовой действительности.

В правовой культуре, аналогично содержанию правовой системы общества, выделяются несколько последовательно взаимосвязанных блоков. Это - правовая культура процесса формирования права, в котором могут быть выделены более частные компоненты правовой культуры правотворчества или правовой культуры законотворчества. Это правовая культура системы нормативных актов, включающая в себя правовую культуру правовой терминологии, правовую культуру систематизации нормативных актов и др. Это - правовая культура осуществления права, в которой выделяется компонент правовой культуры правоприменительной деятельности. Это, наконец, правовая культура обеспечения права, включающая правовую культуру правоохранительной деятельности, правовую культуру профилактической работы и др.

В каждом из основных блоков правовой системы общества объективно выделяются два

взаимосвязанных, но различающихся по форме бытия компонента. Это - различные виды практической правовой деятельности и ее реальные результаты, которые в совокупности составляют правовую действительность, и это - различные виды отражения в сознании людей правовой действительности, которые в совокупности составляют правовое сознание. Объективное разделение правовой системы на материальную и духовную составляющие дает возможность выделить материальную правовую культуру общества (элементы, составляющие процессы формирования, осуществления и обеспечения права) и духовную правовую культуру (правовые ценности и идеи, существующие в различных формах правосознания). В правовой сфере общественной жизни, в отличие от некоторых других, первичными выступают духовные эле-

3

менты , поскольку в основе всех правовых явлений лежит особая социальная воля, составляющая сущностную основу права, и все материальные элементы правовой культуры создаются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей.

Выделение в правовой сфере общественной жизни материальной и духовной правовой культуры, признание в рамках их многостороннего взаимодействия первичности духовной культуры важны не только в теоретическом плане, но и в практически прикладном значении. Очень часто проблема реформирования тех или иных сторон правовой действительности сводится к замене или изменению определенных правовых институтов: совершенствованию групп юридических норм, изменению системы юрисдикционных органов и др. Это важно, но не достаточно. Из выявленного соотношения между элементами правовой культуры ясно, что для ее качественного преобразования необходимо делать акцент на развитии духовной правовой культуры как естественной предпосылки развития культуры материальной.

Рассмотрение вопросов об основных характеристиках и содержании (структуре) правовой культуры общества дает возможность выделить в зависимости от особенностей этого содержания отдельные виды правовой культуры общества. Полагаем, что если мы говорим о качественных особенностях содержания правовой культуры общества как целостного явления в единстве ее духовной и материальной составляющих, то первоначальным критерием, разделяющим правовую культуру на виды, становятся ее носители - различные субъекты социальной жизни, участвующие в формировании правовой культуры.

По этому критерию в правовой культуре общества различаются специальная (профес-

сиональная) и обыденная (массовая) правовая культура. Эти виды правовой культуры взаимосвязаны между собой, взаимопроникают друг в друга, но, тем не менее, всегда остаются различающимися по своим содержательным характеристикам. Профессиональная правовая культура занимает особое место в правовой культуре общества, поскольку именно от уровня данного вида правовой культуры зависит качество правоприменительной деятельности, совершенствование правовых актов, эффективность осуществления юридической практики, да и в целом уровень правовой культуры общества.

Профессиональная правовая культура - это правовая культура особых социальных субъектов, деятельность которых имеет непосредственной целью создание, применение или обеспечение юридических норм, а также научное познание правовой системы общества. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что профессиональная правовая культура не является монополией только субъектов собственно юридической профессии (работников судов, нотариата, прокуратуры или адвокатуры, правоохранительных органов), а функционирует в рамках гораздо большего круга субъектов политической, государственной, муниципальной деятельности. Профессиональная правовая культура формируется в процессе приобретения субъектами знаний и компетенций при получении специального юридического образования4, в ходе опыта профессиональной юридической деятельности, как личного, так и профессионального сообщества.

Профессиональная правовая культура характеризуется всеми общими признаками правовой культуры в целом. Она представляет собой прогрессивно-ценностный срез профессиональной юридической деятельности; она подразделяется на профессиональную правовую культуру формирования права (правотворчества), осуществления (применения) права, обеспечения права (охраны правопорядка); она подразделяется в каждом блоке на материальную и духовную правовую культуру. Вместе профессиональная правовая культура - это особый вид правовой культуры общества, который, во-первых, имеет определяющее значение для функционирования и развития всех основных элементов правовой системы общества; во-вторых, оказывает прямое воздействие на состояние массовой правовой культуры. По сути скажем, что по уровню профессиональной правовой культуры можно судить о правовой культуре общества в целом.

В современной юридической науке выделяют различные определения понятия профессиональной правовой культуры, например это вы-

сокий уровень правовых знаний и понимания закономерностей правовой жизни общества, навыки и умения грамотного осуществления юридической деятельности, ориентации на идеалы прогрессивного развития и ценности человеческой культуры [16, с. 47]; одна из форм правовой культуры общества, свойственная той общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки [17, с. 514]. Профессиональноправовая культура предполагает глубокие, формализованные знания законодательства, понимание механизма правового регулирования и наличие качественных навыков предметнофактической деятельности [18, с. 213].

Лицам, обладающим этой культурой, свойственна более высокая степень знания и понимания правовых явлений, а также профессионального поведения. Юрист-профессионал -ключевая фигура любой правовой деятельности и создаваемых в результате ее правовых институтов [19, с. 9-11].

Помимо высшего профессионального юридического образования, как базисной составляющей формирования высокого уровня профессиональной правовой культуры, её взаимодействие и взаимопроникновение с теоретической (научной) правовой культурой играет не менее важную роль. Формы взаимодействия профессиональной и теоретической (научной) правовой культуры многообразны - это участие ученых-юристов в профессионально-практической деятельности, проведение различных научно-практических конференций и др. В качестве одного из позитивных примеров нельзя не оценить идею издания сборника научнопрактических статей «Законность и правопорядок» ННГУ им. Н.И. Лобачевского совместно с прокуратурой Нижегородской области.

Совершенствование уровня профессиональной правовой культуры непосредственно отражается на массовой правовой культуре всего общества. Повышение правовой культуры граждан путём пропаганды права, правового просвещения, правового воспитания должно стать основным направлением деятельности каждого практического работника в сфере юриспруденции. Наряду с зарекомендовавшими себя формами пропаганды права успешное участие способны обеспечить новые организационные формы правового просвещения, связанные с использованием современных информационных технологий. Современные технические и организационные технологии дают возможность более эффективно и образно донести до рядового гражданина содержание законодательства,

практики его применения; сделать так, чтобы любой гражданин мог получить квалифицированную консультацию профессионального юриста.

В этом плане нельзя не отметить принятый 10 сентября 2008 г. специальный Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению», который нацелен на взаимодействие профессиональной и массовой правовой культуры [20].

Таким образом, занимая важнейшее место в правовой культуре общества, профессиональная правовая культура характеризуется следующими чертами:

- профессиональная правовая культура - одна из форм правовой культуры общества;

- профессиональная правовая культура характеризуется более глубоким знанием законодательства, пониманием механизма правового регулирования, средств и методов обеспечения правопорядка;

- профессиональная культура юриста предполагает убежденность в необходимости, социальной полезности права и нетерпимости нарушения правопорядка;

- профессиональная правовая культура является базисом для развития массовой правовой культуры.

Примечания

1. В юридической литературе обсуждалась проблема права и социального прогресса. См., например: Бурлай Е.В., Головченко В.В. и др. Право и общественный прогресс в социалистическом обществе / Отв. ред. Н.И. Козюбра. Киев: Наукова думка, 1988; Игнатенко Г.В. Международное право и общественный прогресс. М.: Международные отношения, 1972; Явич Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. М.: Юридическая литература, 1990.

2. О понимании категории сущности права в плане ее соотношения с правовой действительностью см.: Петров А.В. О категории сущности права // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 1. С. 253-258.

3. Применительно к другой проблеме - роли юридического образования в правовой культуре общества - вопрос о выделении и соотношении материальной и духовной правовой культуры общества уже обосновывался одним из авторов. См.: Петров А.В., Горбатова М.К. Основные тенденции развития высшего юридического образования в современной России: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007.

4. Об особенностях современного этапа развития профессионального юридического образования см.: Волосникова Л.М., Чеботарев Г.Н. О стратегии развития высшего юридического образования в России в условиях Болонского процесса // Правовая полити-

ка и правовая жизнь. 2007. № 1. С. 8-20; Кропачев Н.М., Хохлов Е.Б. Юридическое образование в России: выбор пути // Правоведение. 2003. № 2. С.235-248; Мамитова Н.В. Юридическое образование в Российской Федерации: перспективы и проблемы // Юридическое образование и наука. 2005. № 2. С. 57; Марченко М.Н. Юридическое образование в современной России: состояние и перспективы развития // Правоведение. 1999. № 3. С. 222-232; Наука в

XXI веке. Юридическое образование в современной России: состояние и перспективы развития / Отв. ред.: Керимов Д.А., Марченко М.Н. М.: Изд-во СГУ, 2006; Петров А.В., Горбатова М.К. Указ.соч.; Синюков В.Н., Синюкова Т.В. О развитии университетского и прикладного юридического образования в России // Государство и право. 2010. № 3. С. 33-42; Топорнин Б.Н. Высшее юридическое образование в России: проблемы развития. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996.

Список литературы

1. Смоленский Н.Б. Правовая культура и правовое воспитание как факторы формирования правосознания граждан // Юридический вестник РГЭУ. 2005. № 4. С. 5.

2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 г. № Пр-1168) // Российская газета, № 151, 14.07.2011.

3. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012. № 2. С. 30-33.

4. Лукашова Е.А. О воспитании правосознания и правовой культуры в период развёрнутого строительства коммунизма // Советское государство и право. 1962. № 7. С. 41.

5. Петров А.В., Лесникова А.М. О соотношении правовой культуры и правовой системы общества // Юридическая наука, образование и практика: актуальные проблемы. Сборник научных статей. Вып. 4. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверси-тета, 2010. С. 204.

6. Алексеев С.С. Общая теории права. В 2-х т. Т. 1. М., 1981. С. 213.

7. Аграновская Е.В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: Автореф. дисс. ...к.ю.н. М., 1982. 6 с.

8. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. академика Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 1998. 672 с.

9. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 73.

10. Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности. Ростов н/Д, 2003. С. 72.

11. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. проф. М.Н. Марченко: в 3 т. М., 2000. Т. 3. С. 376.

12. Шефруков А.З. Правовая культура в системе социальных институтов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведе-ние: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2008. С. 142-149.

13. Загородский В.В. Правовая культура в контексте прав человека. Дисс...к.ю.н.: 12.00.01. Краснодар, 2010. С. 15.

14. Цыганов В.И. Теория государства и права: Тезисы лекций. Н. Новгород, 2006. 204 с.

15. Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. 196 с.

16. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. 52 с.

17. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. 704 с.

18. Теория государства и права / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2004. 496 с.

19. Горбатова М.К., Домнина А.В. Профессиональное правосознание как элемент правовой культуры общества // Российская юстиция. 2010. № 5. С. 9-11.

20. Приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» от 10 сентября 2008 г. № 182 (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 22.04.2011 г. № 104) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

PROFESSIONAL LEGAL CULTURE IN THE SYSTEM OF LEGAL CULTURE OF THE SOCIETY

A. V. Petrov, T. Yu. Kotrikova

The place and the role of the professional legal culture in the legal culture of the society are analyzed. The role of information technologies in raising the level of the legal culture of the society is pointed out.

Keywords: legal culture, professional legal culture, mass legal culture, legal consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.