Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЕЛЕЦКИХ КРУЖЕВНЫХ ИЗДЕЛИЙ КОНЦА XIX ВЕКА'

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЕЛЕЦКИХ КРУЖЕВНЫХ ИЗДЕЛИЙ КОНЦА XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

275
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
елецкое кружево / кружевоплетение / штучные кружевные изделия / кружевной платок / техника плетения / многопарное кружево / Yelets lace / lace weaving / piece lace products / lace shawl / weaving technique / multi-pair lace

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соломенцева Светлана Борисовна

в статье рассматриваются особенности елецких кружевных изделий конца XIX века: платков, косынок, шалей, оплетов носовых платков, которые представляют собой самобытные образцы народной художественной культуры края. Исследуется и анализируется специфика технологического решения, композиционного построения, орнаментального языка и традиционных мотивов кружевных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF YELETS LACE PRODUCTS OF THE XIX CENTURY

the article discusses the features of Yelets lace products of the late XIX century: shawls, kerchiefs, shawls, handkerchief applets, which are original examples of folk-art culture of the region. The article explores and analyzes the specifics of the technological solution, compositional construction, ornamental language and traditional motifs of lace products.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЕЛЕЦКИХ КРУЖЕВНЫХ ИЗДЕЛИЙ КОНЦА XIX ВЕКА»

УДК 74

Соломенцева Светлана Борисовна Solomentseva Svetlana Borisovna

доцент docent

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Bunin Yelets State University

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЕЛЕЦКИХ КРУЖЕВНЫХ ИЗДЕЛИЙ

КОНЦА XIX ВЕКА

CHARACTERISTIC FEATURES OF YELETS LACE PRODUCTS

OF THE XIX CENTURY

Аннотация: в статье рассматриваются особенности елецких кружевных изделий конца XIX века: платков, косынок, шалей, оплетов носовых платков, которые представляют собой самобытные образцы народной художественной культуры края. Исследуется и анализируется специфика технологического решения, композиционного построения, орнаментального языка и традиционных мотивов кружевных изделий.

Annotation: the article discusses the features of Yelets lace products of the late XIX century: shawls, kerchiefs, shawls, handkerchief applets, which are original examples of folk-art culture of the region. The article explores and analyzes the specifics of the technological solution, compositional construction, ornamental language and traditional motifs of lace products.

Ключевые слова: елецкое кружево, кружевоплетение, штучные кружевные изделия, кружевной платок, техника плетения, многопарное кружево.

Key words: Yelets lace, lace weaving, piece lace products, lace shawl, weaving technique, multi-pair lace.

Елецкое кружевоплетение сформировалось в конце XVIII - начале XIX века на основе европейских образцов, но с течением времени превратилось в уникальный вид декоративно-прикладного искусства, впитавший в себя специфику народного искусства края. И хотя кружевной промысел был очень развит, старинных образцов елецкого коклюшечного кружева сохранилось мало, они разрознены, находятся в фондах разных музеев, частных коллекциях, а зачастую информация о тех или иных образцах содержится только в литературных источниках. Ассортимент елецких кружевных изделий конца XIX века достаточно широк и охватить все виды в рамках данного исследования не представляется возможным, поэтому мы остановились на платках. Сохранившиеся немногочисленные образцы кружевных платков, косынок, шалей, оплетов носовых платков выполнены в специфическом «елецком» стиле и представляют собой самобытные образцы народной художественной культуры.

В процессе исследования мы использовали контент-анализ утверждений отечественных специалистов, представленных в научных изданиях и статьях, анализ композиционных и технологических особенностей изделий декоративно-прикладного творчества и т. д.

По данным исследователей-этнографов платки на Руси появились в XVI-

XVII веке и назывались они канаватками, этот термин не получил широкого распространения и встречается в специализированной литературе по истории костюма [1, с. 58]. В комплексе русского народного костюма платок имел особое значение, он представлял собой не только материальную ценность, но и отражал духовную составляющую, обычаи и нравы. «Плат - от самого дорогого, шитого золотом, до самого дешевого скорбного холщового покрова вдовы - был символом честности женской жизни» [2, с. 102]. Для каждого значимого события в жизни женщины существовал особый платок, плат, шаль или полушалок. В облике русской женщины головной платок присутствовал веками, переходя из поколения в поколение, образуя непрерывную цепь обрядов и традиций. Платок изготавливался в соответствии с требованиями и достижениями технологии, материаловедения текущей эпохи и оставался всегда актуальным для своего времени.

В русском народном костюме носовой платок обозначался специальным термином «ширинка», самые древние из сохранившихся экспонатов датируются XVI веком, изготавливались они из тонкой ткани, украшались искусной вышивкой и кружевом. Отметим, что в XVI-XVII веках носовые платки были дополнением костюма, имевшим только декоративную функцию, позволить себе иметь подобный аксессуар могли лишь представители княжеских, боярских и зажиточных купеческих семей. Легкость, воздушность, гармоничность и сложность узора являлись показателем мастерства и финансового благополучия владелицы. Лишь с XVIII века носовые платки приобретают гигиенические функции, а в XIX веке становятся предметом первой необходимости для людей всех сословий.

Огромный вклад в дело изучения и сохранения образцов елецкого коклюшечного кружева внесла С. А. Давыдова, которая в 1880 году посетила город Елец и описала процветавший тогда кружевной промысел. Результаты изложены в работе «Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Казанской и Вологодской», изданной в 1886 году [3, с. 37-76]. Особый интерес для нашего исследования представляет сопровождавший книгу альбом фотографий образцов кружева. В 1916 году З. М. Твердова-Свавицкая попыталась определить особенности елецкого кружевоплетения, составить хронологию развития промысла в XIX веке. К сожалению, данное исследование содержит недостаточное количество фотографий образцов елецкого кружева, качество которых оставляет желать лучшего. А. И. Коломиец в альбоме «Елецкое кружево», вышедшем в 1962 году представила образцы конца XIX - начала XX века с их кратким описанием. Книга В. А. Фалеевой «Русское плетеное кружево» является одним из наиболее ценных источников сведений об особенностях местных узоров и мотивов, а также о местонахождении старинных образцов елецкого кружева [4, с. 101-117].

На кафедре дизайна, художественного образования и технологий Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина создан сводный каталог в форме электронной базы данных образцов елецкого коклюшечного кружева

XVIII - XXI веков [5, с. 171]. Он позволяет систематизировать, анализировать и

исследовать разрозненные образцы, хранящиеся в собраниях музеев, частных коллекциях, а также изобразительные источники, доступные на бумажных носителях. В результате проделанной работы выяснилось, что самые древние образцы елецких кружевных изделий находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусств. В Елецком городском краеведческом музее и Музее народных промыслов и ремёсел хранятся образцы кружева, относящиеся концу XIX века, а также отражающие особенности развития елецкого кружевного промысла в XX веке. Отметим, что современный этап развития общества характеризуется возросшим интересом к истории родного края, поэтому возникшие частные музеи личных коллекций представляют большой интерес. В ходе нашего исследования изучены образцы кружева, представленные в экспозиции частного «Музея елецкого кружева».

В процессе анализа образцов елецкого коклюшечного кружева, было выяснено, что в разные периоды времени плетеями использовались следующие техники кружевоплетения: многопарная, парно-сцепная и сцепная. Многопарная техника плетения отличалось трудоемкостью, и хронологически являлась самой старинной, сохранившиеся образцы оплетов носовых платков конца XIX века выполнены именно в этой технике. По сведениям С. А. Давыдовой, полученным от плетей, елецкий кружевной промысел развился на уже имевшейся технологической базе: ранее из шерстяной пряжи на больших коклюшках делали шнур, который назывался «гарус» и был предназначен для отделки солдатских мундиров [3, с. 40]. С течением времени его место заняло многопарное кружево, которое распространилось вокруг города в радиусе тридцати километров. Городские жительницы имели больше времени на освоение сложной техники плетения многопарного кружева, чем крестьянки, поэтому горожанки считались лучшими плетеями.

Самые ранние имеющиеся образцы елецких оплетов носовых платков относятся к концу XIX века. Для этого периода времени характерно, что кружевницы для создания изделий вместо традиционного материала - льна, все чаще стали употреблять хлопчатобумажные нити - «паутинку шестипасменную», которая специально изготавливалась разного цвета и толщины. При создании штучных кружевных изделий, к которым относились оплеты для носовых платков, мастерицы использовали многопарную технику плетения, поскольку этот вид кружева лучше оплачивался. Например, стоимость работы за оплет носового платка с традиционным елецким узором «черепушками» была выше стоимости целого шарфа сцепной техники плетения.

Один из самых известных и красивых елецких узоров оплетов носовых платков назывался «черепушками», образец такого изделия 1880 года хранится в Государственном Русском музее. Оплет имеет зубцы, заполненные цветочными ветками и кустами, расположенными вертикально, в промежутках между ними выполнены четырех- и девятилепестные розетки. Вдоль кромок проложена изящная цепочка небольших «колес», верхняя кромка оплета носового платка имеет фигурную форму, за которой начинается простая тюлевая

решетка. На границе соединения оплета с основной тканью выплетена мелкая цепочка из скани.

Фрагмент оплета носового платка, изготовленный в Ельце в конце XIX века имеет стройный и изящный узор, тонкое плетение и также как предыдущий образец изготовлен из «паутинки», которая использовалась только для лучших и дорогостоящих работ. Здесь размещен узор, называемый «мелкотравное», он представляет собой вариант растительного орнамента, композиционную основу которого составляют крупные цветы [4, с. 108]. Особое внимание мастерицы уделили проработке углов оплета, они украшены узором из трех крупных цветов, стилистическая красота и четкость которых подчёркнута традиционной елецкой сканью.

Конец XIX века (1890-1900 гг.) ознаменовался модой на кружевную верхнюю одежду, что способствовало увеличению доли изготовления штучных изделий в елецком кружевном промысле. Особым спросом пользовались косынки, шали и шарфы. Основным материалом для создания этих изделий служили мягкие, шелковистые на ощупь хлопчатобумажные нити, которые заменили дорогие шелковые. Хранящаяся в Государственном Русском музее елецкая косынка многопарной техники плетения, изготовлена из черных шелковых нитей, отличается тонкостью, художественным вкусом и высоким качеством кружева.

Следующий образец - платок (типа русский «валансьен») изготовлен в конце XIX века, мастерицы применяли многопарную технику плетения [4, с. 117]. Это тонкое кружево выполнялось по европейским образцам, и значительная доля произведенного в Ельце «валансьена» экспортировалось за границу. Но традиционные елецкие узоры, созданные народными умелицами, отнюдь не исчезли, а плавно и органично влились в рисунки «русского валансьена»: «речка», «уголки», «ромбики», «паучки» и стилизованные растительные мотивы придают орнаменту кружева живописность. Легкости и изяществу этого платка способствует расположение узоров на прозрачном фоне, состоящем из тюлевой сетки. Следует отметить, что елецкие кружевные изделия значительно отличались от европейского «валансьена» и по внешнему виду, и по технике плетения. Во французских образцах фон и узор выплетены одинаковыми по толщине нитями, в ходе работы нити не обрезались и не добавлялись. Елецкие же мастерицы для большей выразительности и рельефности рисунка по контуру основного узора прокладывали скань и по мере необходимости навешивали дополнительные пары коклюшек, что давало возможность разнообразить композиционное построение кружева. Узор платка состоит из растительных форм, сгруппированных в изящные гирлянды из цветов, веток и кустов. Растительный орнамент трактуется достаточно условно и обобщенно, что демонстрирует, как образно воспринимали природу елецкие кружевницы.

Рассмотренные образцы елецких кружевных платков представляют собой изысканные, редкие для России изделия народного художественного творчества. К их характерным чертам можно отнести многопарную технику плетения, использование рельефной скани, тончайшую тюлевую решетку с мелкими ячейками, большое количество сквозных элементов. Елецкий кружевной

промысел, сформировавшийся на основе европейских образцов, превратился в уникальный вид народной художественной культуры края, сохранивший отличительные особенности, художественное своеобразие, орнаментальный язык и традиционные русские мотивы.

Библиографический список:

1. Кузьминова И. А. Лексема «платок» в русском языковом сознании // Вестник вятского государственного гуманитарного университета. 2009 №3-2. С. 57-61.

2. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1988. 224 с.

3. Давыдова С. А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Казанской и Вологодской. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1886. 172 с.

4. Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л.: Художник РСФСР, 1983.

326 с.

5. Соломенцева С. Б. Особенности создания сводного каталога в форме электронной базы данных образцов елецкого коклюшечного кружева XVШ-XXI веков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. .№12-1. С. 168-171.

УДК 316.6

Панина Мария Сергеевна Panina Maria Sergeevna

Магистрант Master student

Краснодарский государственный институт культуры Krasnodar state institute of culture

СПЕЦИФИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

SPECIFICITY OF THE CONTENT OF MODERN SOCIALIZATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

Аннотация. Усложнение общественных отношений и социальной структуры делает актуальной проблему определения содержания современной социализации детей и подростков. Обзор научных точек зрения на перечень социальных качеств, надлежащих стать основой для социализации молодого поколения привел к выводам, что они должны отражать все аспекты человеческой деятельности в обществе, поскольку именно она диктует их современный выбор.

Abstract: The complexity of social relations and social structure makes the problem of determining the content of modern socialization of children and adolescents relevant. A review of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.