Научная статья на тему 'Характеристики визуальной динамики в архитектуре'

Характеристики визуальной динамики в архитектуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1649
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / МЕЧЕТЬ / VISUAL DYNAMICS / MOSQUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ибрагимов Игорь Адольфович

Рассматривается понятие «визуальная динамика», выявляются ее характеристики: приемы в композиции архитектурного объема, за счет которых она достигается. Рассматриваются значения, виды динамики, уровни, на которых должна анализироваться композиция мечети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of Visual Dynamics in Architecture

The author studies the concept of «visual dynamics», identifies its characteristics such as techniques in the composition of architectural volume by which it is achieved. The article contains information on values, types of dynamics, levels at which composition of a mosque should be analysed.

Текст научной работы на тему «Характеристики визуальной динамики в архитектуре»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326). Филология. Искусствоведение. Вып. 85. С. 143-148.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

И. А. Ибрагимов

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ В АРХИТЕКТУРЕ

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-04-18003 «Визуальная устремленность мечетей Ближнего Востока к Мекке: мечети Ирана».

Рассматривается понятие «визуальная динамика», выявляются ее характеристики: приемы в композиции архитектурного объема, за счет которых она достигается. Рассматриваются значения, виды динамики, уровни, на которых должна анализироваться композиция мечети.

Ключевые слова: визуальная динамика, мечеть.

Визуальная динамика очень часто имеет место в храмовой архитектуре. В ней она приобретает особый сакральный смысл. Она выражает чувства верующих, помогает им глубже понять Бога и «поддерживает» обращение к Нему. Однако до сих пор не до конца понятно: что она собой представляет? Как проявляется в архитектуре: за счет каких приемов и средств архитектурной композиции? И какие ее разновидности бывают? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала понять, что такое «визуальная динамика». Понятие «динамика» неотделимо от противоположного ему понятия - «статика». «Динамика» - с греч. «сила, мощь» - и характеризует движение. Статика - с греч. statikos - «приводящий к покою» - характеризуется состоянием обездвиженности объекта.

Расшифровка динамики в архитектуре в первую очередь заставляет обратиться к теоретическим разработкам исследователей.

В этом отношении вызывающим интерес является изучение Р. Арнхеймом и К. Дунке-ром темы восприятия визуального движения человеком. В частности, К. Дункер называет зафиксированный в восприятии человека объект, относительно которого осуществляется движение - «фигурой». Р. Арнхейм пишет, что движение возникает когда, например, человек идет по улице: он воспринимает ее (улицу) как неподвижную основу, относительно которой движется он и другие люди и машины. Другой пример: движение на белом полотне кинотеатра при восприятии неподвижности зала, в котором происходит сеанс. Арнхейм также приводит пример театра, когда неподвижной рамой является сцена, на которой танцуют актеры.

Уместно привести еще один пример: в вагоне поезда, стоящего на станции, пассажир

сидит и смотрит в окно, и видит напротив другой поезд, также сделавший здесь остановку. Вдруг в окне начинается движение, но пассажир не может понять: движется его поезд, или противоположный (современные поезда трогаются очень мягко и почувствовать сложно). Он не может определить правильную точку отсчета, соответственно не может определить - едет он, или стоит. Для этого ему приходится выглянуть из окна и посмотреть на землю, о которой он точно знает, что она неподвижна, тем самым, приняв ее за точку отсчета и понять, какой состав в данный момент начал движение (или оба сразу). Другими словами, можно сказать, что ощущение движения формы начинается с точки отсчета. Движение всегда воспринимается относительно какого-то объекта. Это очень важное положение для динамики. Оно говорит о том, что динамика - система координат, в которой, для того чтобы понять движется объект или нет, нужно сравнить его с неподвижным объектом - с точкой отсчета.

Здесь возникает необходимость отделить физическую динамику от визуальной. В физической видно как тот или иной объект движется относительно фона или другого объекта. Например, автомобиль едет по шоссе, или поезд по рельсам. Если смотреть на небо и наблюдать за полетом самолета, но при этом облака тоже будут двигаться, то за точку отсчета придется принять землю, для того, чтобы установить скорость самолета и факт движения. Для автомобиля и поезда точкой отсчета также будет земля (шоссе и рельсы). В визуальном движении физически ничего не движется и точка отсчета находится там, откуда визуально начинается движение. Обычно она расположена напротив нарастания массы в архитектурном объеме. Без нее не будет достигнута вырази-

Рис. 1. Динамичные и статичные формы. Ступенчатость и характер линии тяготения

тельная визуальная динамика, потому что будет не от чего «оттолкнуться», то есть не с чем будет сравнить. Ведь динамика воспринимается через сравнение.

Вот что, к примеру, исследователь Э. П. Пи-пия пишет о динамике в архитектуре: «Когда в форме начинает преобладать одно из измерений, возникает зрительное движение в направлении этого измерения. Отчетливо оно возникает при восприятии правильных геометрических форм. Это явление называется динамикой; под ним понимается не физическое, а зрительное движение. Динамика возникает не только в направлении преобладающего измерения (в высоту, ширину или глубину), но и в направлении, по которому в зрительном движении человек воспринимает развитие пространства». Необходимо отметить, что движение возникает не только при восприятии правильных геометрических форм. Утверждение Э. П. Пипия докажет пример вытянутого параллелепипеда, в котором нет движения в конкретную сторону, но есть определенная линия, задающая некую траекторию динамических сил, некое поле действия. Это значит, что оба конца параллелепипеда равнозначны. Исходя из этого, можно сделать вывод, что точка отсчета условно находится на середине фигуры и от нее отходят в противоположных направлениях два вектора (см. рис. 1, фигура 2). Относительно динамики, статикой соответственно называется состояние объекта,

при котором он не выражает движения в любую из сторон. Абсолютно статичными можно назвать: куб, шар (см. рис. 1, фигура 4, 5).

Другой исследователь, В. Ф. Вавилин, так характеризует визуальное движение архитектурной формы: «Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму». Заметим, что это не всегда так, потому что форма может не иметь четкой направленности только в одну сторону, как в случае с вытянутым по горизонтали параллелепипедом (см. рис. 1, фигура 2).

Известный практик и теоретик архитектуры эпохи советского авангарда И. Голосов, описывая динамику в своей книге «Теория построения архитектурных организмов», применил такое понятие «линия тяготения». Это понятие характеризует направление (траекторию) движения формы. О вытянутом горизонтальном параллелепипеде нельзя сказать, что он имеет линию тяготения в одну конкретную сторону из двух, однако можно сказать, что он имеет просто линию силы динамики, которой он подчинен и которую демонстрирует.

«Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как "зрительное движение" в направлении преобладающей величины. Это в равной степени относится как к объемным, так и к пространственным формам», - так пишут в своем исследовании авторитетные ученые В. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус. Именно контрастная вытянутость параллелепипеда создает определенную линию движения.

Итак, исследования ученых определяют понятие «визуальная динамика» в архитектуре, под которым понимается явление при визуальном восприятии объектов архитектуры, дизайна и др., когда создается иллюзия того, что объект «движется», при этом оставаясь физически неподвижным. Это «движение» исходит из определенных внешних характеристик воспринимаемой формы. Рассмотрим несколько конкретных реальных примеров в подтверждение данной мысли. Первым архитектурным объектом выступит здание автовокзала в городе Хамедан в Иране (рис. 2). Здание имеет крышу в форме волны. Фасад остеклен, что как бы отрывает визуально «волну» от земли и придает еще большее визуальное движение. За счет нарастания архитектурной массы становится понятна линия тяготения.

Рис. 2. Слева направо сверху вниз: здание автовокзала в Хамедане в Иране (фото автора); здание Performing Arts Centre в Абу-Даби (http://stroyka.mk.ua); здание организации по транспорту и перевозкам в Тегеране (фото автора); общий вид Привокзального района г. Новоуральска (фото автора).

Следующим примером станет проект Захи Хадид - здание Performing Arts Centre в Абу-Даби (рис. 2). Данный проект интересен своим необычным решением и острым динамизмом. Форма представляет собой как бы некое вещество - текучий материал, который устремляется в заданном направлении. В этой архитектуре, так же как и в предыдущем примере, через нарастание архитектурной массы видна линия тяготения.

Интересным примером достаточно простой, лаконичной, но в то же время динамичной градостроительной композиции, является объемно-пространственное решение «привокзального» района г. Новоуральска (рис. 2), которое представляет собой: расставленные в поддержку воображаемой горизонтальной линии, поднимающейся в гору, жилые здания. Плавность композиции по главной траектории достигается поворотом каждой из жилых секций на небольшой угол и соединением посредством вставки.

В противовес динамичным решениям возникает необходимость привести пример статичной композиции. Этим примером станет здание организации по транспорту и перевозкам в Тегеране (Иран) (рис. 2). Здание представляет собой параллелепипед, немного вытянутый вверх, с горизонтальными и вертикальными

оконными прорезями. Это ленточное остекление не добавляет легкости, а наоборот только подчеркивает массивность, тяжеловесность архитектурного объема. При относительной рав-ности развития этой архитектурной формы по трем направлениям прекрасно демонстрируется статика.

Итак, рассмотренные примеры показывают и доказывают, что динамизм может быть присущ той или иной композиции. Именно такую визуальную (зрительную) динамику рассматривает данное исследование в архитектуре вообще, и в храмовых зданиях и сооружениях разных религиозных традиций, в частности. Примером религиозной архитектуры ислама послужит мечеть Сулеймание в Стамбуле (Турция) (рис. 3). В архитектуре этой мечети ярко проявляется визуальная динамика за счет нарастания архитектурной массы к михрабу (при включении в анализ объема открытого двора), а также за счет противопоставления по форме и направленности всей архитектурной массе мечети взмывающих ввысь минаретов, которые расположены особым образом и являются «точками отсчета» для визуального движения. В христианском зодчестве можно выделить такой шедевр средневекового готического зодчества, как Собор парижской Богоматери. Об

этом соборе написано множество статей, книг и снято много фильмов. Во многих из них авторы пишут о визуальной динамике тела собора ввысь (рис. 3). Точкой отсчета в этой композиции является линия земли, из которой «вырастает» тело собора.

Рис. 3. Слева направо сверху вниз: мечеть Сулеймание в Стамбуле (фото автора); Собор парижской Богоматери в Париже (фото автора); внешняя стена мечети Калян в Бухаре (фото автора).

Динамику любого архитектурного объекта можно рассмотреть, анализируя общую композицию здания, которую во многих случаях можно без помех визуально воспринять с одного или нескольких ракурсов. В случае с мечетью ислама существуют свои особенности. Общая композиция мечети дает представление о динамике, однако ее (композицию) довольно сложно увидеть иногда в реальных объектах. Это осуществимо только с высоты птичьего полета или с рядом находящейся высокой точки. Сказанное имеет большее отношение к исламскому зодчеству, чем к христианскому. Очень часто композиция распластана по земле и не выделяется среди прочего окружения. Иногда полному восприятию мешают рядом находящиеся различные объекты или деревья. Еще одной проблемой при восприятии являет-

ся принцип, используемый в исламском зодчестве, который заключается в отношении к религиозному зданию как к «жемчужине». К примеру, авторитетный советский исследователь в области архитектуры А. В. Иконников пишет, что для мусульманской архитектуры характерна интровертность, то есть, обращенность вовнутрь себя. Другими словами, красота мечети во многих случаях раскрывается, когда зритель находится внутри, а не снаружи здания. Особенно это характерно для средневековых построек, экстерьер которых ничем не отличается от рядовой застройки и порой представляет собой обычную стену, как например, в мечети Калян в Бухаре (рис. 3).

В большинстве мечетей, особенно средневековых, всегда есть открытый внутренний двор, который предваряет вход в молитвенный зал. В этом дворе (не считая интерьера мечети) и раскрывается «жемчужина». Именно принцип сокрытия сущности от посторонних глаз лежит в основе исламского религиозного здания. Архитектура раскрывается только посвященным, только своим. Отношение к архитектуре, и в частности, к мечети как к тайне, пронизывает все исламское зодчество. Поэтому кроме анализа общей композиции, возникает необходимость рассмотрения мечети изнутри, то есть находясь во дворе (если двор есть), который ориентирован на зрителя и раскрывает все богатство отделки и архитектурного решения. Именно в нем зодчие старались больше, чем над общим внешним видом. Удивительно в таких примерах то, насколько продуманно зодчие подходили к проектному решению. Они ориентировали здание на восприятие с высоты человеческого роста. При этом не нужно забывать о примерах, в которых экстерьер экстравертен, то есть ориентирован на восприятие снаружи. Таковы, например, турецкие центрально-купольные мечети.

К сказанному необходимо добавить о важности анализа градостроительной значимости мечети или/ и ее минарета. В архитектурной среде мусульманских городов ориентирами в пространстве выступают минареты, как наиболее высокие элементы архитектурной композиции. Помимо них также выделяются объемы куполов над молельным залом, реже объемы самих залов мечетей. Во многих случаях минареты замыкают перспективу улицы, превращая ее в завершение.

Исходя из вышесказанного, любую мечеть следует анализировать с четырех основных позиций:

- виды сверху (вид с птичьего полета), вид со стороны - с высоты человеческого роста -общая объемно-пространственная композиция;

- виды из внутреннего двора;

- виды интерьера молитвенного зала и других помещений мечети;

- градостроительное значение мечети и/ или ее минарета в пространственной структуре города;

Безусловно, необходимо сделать небольшое отступление и сказать о том, что характер динамики композиций архитектурных объектов, например, в одной стране, разных исторических эпох, может быть совершенно разным. Зодчие средних веков, к примеру, не обладали настолько развитыми умениями и познаниями о возможностях композиционного моделирования как современные архитекторы. Они не были настолько свободны в формообразовании с современной точки зрения, в сравнении, например, с работами таких архитекторов как Заха Хадид, Френк Гери, Даниель Либескинд и других. Это отчасти происходило потому, что технологии строительства и уровень развития техники в целом не позволяли осуществлять смелые решения, которые доступны сегодня. Ведь архитектор обязан отталкиваться от возможностей строительства. При таких темпах развития строительных технологий и современных архитектурных решениях с оглядкой на этапы развития прошлого, стоит только представить себе возможности архитектуры в недалеком и далеком будущем. Формы современной архитектуры все чаще перестают быть правильными и приобретают очертания природных, многосложных объектов.

Помимо всего вышесказанного, необходимо отдельно рассмотреть вертикальную и горизонтальную динамику. Вертикальная динамика прежде всего направлена в небо. Здание обычно приближено к форме пирамиды или вытянутого параллелепипеда в общем виде. Такой объект не направлен в определенную точку, он ориентирован и «движется» только лишь в заданную сторону. Однако это не влияет на ее яркое проявление в композиции здания. В большинстве религиозных традиций мира (по утверждению В. В. Евсюкова) боги живут наверху, то есть на небе. Это естественное направление отправления молитвы для человека. Человек всегда оставлял себе мир реальный, видимый, осязаемый, а Богам отдавал мир невидимый, домысливаемый, тайный, который находился по представлениям древних людей

выше человеческого. Психологически то, что выше, всегда обладало для человека большей, чем он сам силой, вызывало боязнь, уважение и, соответственно, требовало преклонения.

К этому необходимо добавить, что вертикаль - это противопоставление земной горизонтали (горизонту) - линия, контрастирующая с ней. Очень точно об это пишет К. Нор-берг Шульц: «... направления по горизонтали обозначают мир собственных действий человека; в известном смысле все направления по горизонтали уравнены между собой и образуют плоскость, равномерно простирающуюся во все стороны. Простейшей моделью человеческого существования будет, таким образом, горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью». Человек - существо вертикальное. Вертикаль в его понимании - активность, соотнесение с себе подобным. Это что-то противостоящее будничной рутине. Вертикальное движение в архитектуре достигается достаточно просто: для этого необходимо поставить несколько объемов друг на друга. Даже не сокращая объемы кверху, при визуальном восприятии снизу вверх, фасад воспринимается, как уходящий в перспективу, то есть сокращающийся. Другими словами, при таком восприятии получается усеченная пирамида, остротой своей устремленная ввысь и имеющая точку отсчета в основании. Другой прием создания вертикальной динамики заключается в разбиении стены фасада на несколько горизонтальных ярусов с добавлением элементов, устремленных ввысь (лопатки, пилястры, колонны), которые также дадут сокращение и визуальное движение ввысь. Вообще внесение вертикальных линий в композицию фасада делает его устремленным в небо.

Горизонтальная динамика имеет свой характер. В первую очередь горизонталь не является естественным сакральным направлением для человека. Горизонталь - это бытие человека, это земной мир со всеми его недостатками и достоинствами. Однако горизонтальная визуальная динамика проявляется в контрастной вытянутости архитектурного тела параллельно линии горизонта. В этом уже видится некое горизонтальное движение, которое не имеет конкретного тяготения. Свою направленность форма приобретает тогда, когда получает нарастание архитектурной массы в определенную сторону (напомним, что в вертикальной динамике это происходит за счет сокращения). Нарастание архитектурной массы прекрасно

проявлено, к примеру, в лестнице, которая, как известно, воспринимается в некоторых религиозных традициях, как путь наверх. В случае с лестницей необходимо более четко отделить один вид движения от другого (рис. 1). Лестница, в которой длина подступенка относится к длине проступи как 1/1, 2/1 и больше, будет восприниматься человеком как «путь вверх». Лестница, в которой отношение подступенка к проступи составляет 1/3, 1/4 и меньше, будет восприниматься зрителем как движущаяся горизонтально. Однако если такая лестница имеет много ступеней, то отношение к ней, как направленной горизонтально начинает меняться в противоположную сторону. Следует отметить, что при промежуточных значениях длины проступи и подступенка все также зависит от количества ступеней, которое, в конечном счете, определяет вектор тяготения. Помимо вертикальной и горизонтальной линии тяготения можно в этих промежуточных значениях выделить диагональные линии тяготения.

Диагональная динамика больше присуща светской архитектуре и в религиозной почти отсутствует. Это происходит потому что в храмовых зданиях динамике всегда сопутствует глубокий смысл обращения к Богу исключительно в вертикальном или горизонтальном направлении, в отличие от светского здания. Даже если форма имеет диагональный вектор тяготения, как в случае с лестницей, то конечное направление подразумевается вертикальное.

Не во всех примерах архитектурных объектов, предназначенных для отправления культа, присутствует динамика. Причины этого могут быть самые разные: личные предпочтения архитектора, характер самой религии, в которой, например, не зафиксированы пространственно-ценностные ориентиры. Помимо этого существует множество других факторов, которые могут стать причиной отсутствия визуальной динамики. При всем этом данное исследование

отталкивается от следующей главной мысли: человек приходит в дом Божий, он обращается к Богу, он движется к Нему духовно и физически, и это движение получает выражение в религиозной архитектуре.

Итак, рассмотрены исследования ученых в области визуальной динамики, проанализированы примеры архитектурных объектов, наглядно показывающие и доказывающие, что динамика существует и имеет разные виды. Определены характеристики динамики, уровни, на которых следует анализировать архитектуру в этой теме.

Список литературы

1 Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутчен-ко. М., 2002. С. 137.

2 Там же. С. 436.

3 Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / пер. с англ. В. Н. Самохина ; под общ. ред. В. П. Шестакова. М., 1974. 386 с.

4 Пипия, Э. П. Введение в архитектурную композицию (методика познания основ композиции). Тбилиси, 1988. С. 24.

5 Вавилин, В. Ф. Композиционные принципы архитектурного проектирования / В. Ф. Вави-лин, В. В. Вавилин, В. А. Моисеенко, В. А. Фе-дин. Саранск, 2005. С. 41.

6 Хан-Магомедов, С. О. Илья Голосов. М., 1988. С. 219-223.

7 Кринский, В. Ф. Элементы архитектурно-пространственной композиции / В. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус. М., 1967. С. 23.

8 Иконников, А. В. Архитектура // Архитектура и градостроительство : энциклопедия / гл. ред. А. В. Иконников. М., 2001. С. 37-51.

9 Евсюков, В. В. Мифы о вселенной. Новосибирск, 1988. 177 с.

10 Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / пер. с англ. В. Л. Глазычева. М., 1984. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.