Суицидология и аддиктология
13,6% случаев. Еще реже причиной становится конфликт с одноклассниками.
Нами был проведен анонимный опрос 54 помогающих специалистов (7 психотерапевтов, 19 психологов и 28 социальных педагогов).
Было предложено два вопроса:
- В чем причина?
- Что делать?
Ответы распределились следующим образом. Причины видели в семье 25%, в отношениях с другими взрослыми - 37,5%, в личности ребенка - 25%, а в трудностях отношений со сверстниками - 12,5%.
Предложения по поводу преодоления сложившейся ситуации объединялись в аналогичные группы. Предлагалось работать с семьей в 16%, с отношениями со взрослыми внешнего окружения в 24%, с личностью ребенка в 52%, а с трудностями отношений со сверстниками - 8% ответов.
Обобщая результаты можно отметить характерную тенденцию, отражающуюся в реальной практической деятельности помогающей службы. В оценке причин помогающие специалисты близки к статистике генпрокуратуры: основную часть трудностей в жизни детей составляют отношения со взрослыми, как внутри семьи, так и во внесемейном окружении. Парадоксально, акцент в работе, направленной на преодоление трудностей и профилактику суицидального поведения будет сделан на коррекцию личности ребенка.
В отечественной практике широко применяется лечение детей до 15 лет в закрытых стационарах. По официальной статистике сроки госпитализации составляют в среднем до 60-70 дней. Круглосуточное наблюдение гарантирует безопасность жизни ребенка, но может приводить его к формированию экстернального локуса контроля. Отсутствие активной вовлеченности родителей в процесс преодоления трудностей взаимодействия с «проблемным» ребенком приводит к формированию у них обученной беспомощности.
Следует также предположить снижение информативности данных инструментальных исследований, получаемых в условиях закрытого стационара.
В ы в о д ы . Представляется необходимым:
- организовать системное взаимодействие помогающих специалистов;
- отработать механизмы психологической помощи и профилактики эмоционального выгорания психолого-педагогического состава психолого - педагогических учреждений;
- создать систему эффективного общественного контроля над деятельностью закрытых психиатрических учреждений с последующей их модернизацией в современном реабилитационном формате.
Литература:
1. Бейтсон Г. Экология разума: избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии: пер. с англ. - М.: Смысл, 2000. - 476 с.
2. Вилкен Ж.П., Холландер Д. Восстановление и реабилитация. Пер с англ. И. Темирбулатова, Д. Шукурова. - Глобальная инициатива в психиатрии. - 2011. - 296 с.
3. Коцюбинский А.П., Гусева О.В. Интегративная модель психотерапии эндогенных психических расстройств. - СПб.: СпецЛит. 2013. - 287 с.
4. Медведев С.Э., Коцюбинский А.П. Биопсихосоциальная реабилитация при психических расстройствах (системные и трансгенерационные аспекты) / Трансляционная медицина - инновационный
путь развития психиатрии: тезисы конф. 19-21 сентября 2013 г. / Под ред. Проф. Н.Г. Незнанова, проф. В.Н. Краснова. - Самара, 2013. - С.70-71.
5. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории (Синергетика - психология - прогнозирование). - М.: Мир, 2004. - 368 с.
6. Шлиппе А. фон, Швайтцер Й. Системные интервенции. - СПб.: Издательство Вернера Регена. Немецкая школа коучинга и медиации; Gera: VWR-Verlag, 2013. - 184 с.
7. Seikkula J., Olson M.E. Family process. - FPI. - 2003. - Vol. 42, №
3. - C. 404-418.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ И АЛКОГОЛЬНОГО АБСТИНЕНТНОГО СИНДРОМА У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ
А.В. Меринов, Д.И. Шустов
Рязанский ГМУ им. акад. И.П. Павлова, г. Рязань Е-mail авторов: [email protected]
Статья посвящена изучению ряда особенностей клинического течения заболевания, в частности, алкогольного абстинентного синдрома у стационированных пациентов, страдающих алкогольной зависимостью, имеющих и не имеющих суицидальную активность. Обнаружено, что суицидальную группу, в значительно более выраженной степени, характеризуют большая прогредиентность заболевания, а также депрессивный тип алкогольного абстинентного синдрома.
Ключевые слова: алкоголизм, суицидология, алкогольный абстинентный синдром.
Россия по последним данным относится к странам с высоким уровнем суицидальной активности населения, без тенденции в настоящем к его снижению [7]. Одним их основных направлений превентивной суицидологии, является поиск критериев суицидальных групп риска, попытки выделения психологических «портретов» самоубийц [1, 4].
Несомненной группой риска, по мнению большинства авторов являются больные хроническим алкоголизмом [3, 5, 6]. В данной субпопуляции масса суицидальных попыток составляет от 5 до 76 %, из них 621% завершенных. В общей совокупности лиц, покушавшихся на самоубийство, больные хроническим алкоголизмом составляют до 65%.
В данном исследовании мы попытались изучить некоторые особенности клинического течения хронического алкоголизма, в особенности, алкогольного абстинентного синдрома (ААС), как феномена, наиболее часто провоцирующего суицидальное поведение. Исследование проводилось в группах стационирован-ных больных хроническим алкоголизмом мужского пола с суицидальными тенденциями - первая группа (n=26) и без таковых - вторая группа (n=183).
Целью работы явился поиск возможных предикторов суицидальности в клинической картине и особенностях ААС у больных хроническим алкоголизмом.
Количество пациентов с суицидальными попытками составило 12,5%, что ниже показателей приводимых в других исследованиях. Это связано, возможно, с неучтенностью в нашей работе довольно значительной группы больных алкоголизмом, совершивших завершенный суицид.
Том 16, № 1, 2014 Тюменский медицинский журнал
13
Суицидология и аддиктология
Прогредиентность течения была в целом схожа в обеих группах, с тенденцией к более злокачественному течению в первой группе. Атипичная прогредиентность (в частности, гретеровская форма шизофрении) достоверно чаще встречается во второй группе (р<0,05). Достоверно реже в первой группе встречается наследственная отягощенность алкоголизмом по линии матери (р<0,05), при значительной наследственной отягощенности вообще.
Особенностью ААС в первой группе явилась тенденция к преобладанию в клинической картине психического компонента, представленного в основном депрессивным синдромом (р<0,05), что еще раз подтверждает общеизвестную роль депрессий в генезе суицидального поведения.
Не было обнаружено отличия в степени психопа-тизации при ААС, уровне представленности тревожнопараноидного компонента, агрипнии, астенического и ипохондрического синдромов.
Интересно так же отметить, что такое характерное проявление ААС как тремор, практически не обнаруживается в клинической картине абстиненции у больных первой группы (р<0,05), при этом, другие сомато-неврологические симптомы, такие как кардиогастральный, цефалгический, судорожный представлены в обеих группах равномерно.
Обнаружена тенденция к накоплению у пациентов первой группы атипичных симптомом органического круга, при одинаковой представленности атипичных симптомом эндоморфного типа, что может быть связано с относительным высоким накоплением серьезных черепно-мозговых травм в первой группе.
Таким образом, в нашем исследовании клинические характеристики ААС незначительно отличались в обеих исследованных группах. Похожими были возрастной и семейный состав обследованных. Можно лишь говорить о незначительной склонности больных первой группы к большей прогредиентности заболевания. Яркий депрессивный синдром в клинической картине ААС определял больший суицидальный риск в первой группе больных, что делает ее схожей с лицами с высокой аутоагрессивностью вообще [2, 8].
Бросается в глаза отсутствие в клинической картине ААС тремора, при субъективно очень тяжело переживаемом похмелье.
Неблагоприятным, на наш взгляд, является сочетание в ААС выраженной депрессивной симптоматики с отсутствием тремора при объективной и субъективной тяжести синдрома, у больных с наличием жалоб органического круга.
Литература:
1. Аминов Х.А., Имамов Ш.А., Дусов А. Некоторые данные о связи между личностными особенностями больных хроническим алкоголизмом и характером суицидальных действий // Суицидология. - 2010. - № 1. - С. 27-28.
2. Васильев В.В., Ковалев Ю.В., Имашева Э.Р. Суицидальные мысли при депрессивном синдроме // Суицидология. - 2014. -№ 1. - С. 30-34.
3. Ворошилин С.И. Алкогольный фактор среди причин роста самоубийств в СССР и в постсоветстких государствах // Суицидология. - 2012. - № 2. - С. 23-33.
4. Емяшева Ж.В., Розанов В.А., Мидько А.А. Некоторые психологические особенности лиц, совершивших суицидальную попыт-
ку на фоне алкогольной зависимости // Суицидология. - 2012. -№ 3. - С. 29-37.
5. Зотов П.Б., Уманский М.С. Суицидальное поведение больных алкоголизмом позднего возраста в условиях синдрома отмены алкоголя (на примере Юга Тюменской области) // Суицидология. - 2012. - № 3. - С. 41-48.
6. Розанов В.А. Самоубийства, психо-социальный стресс и потребление алкоголя в странах бывшего СССР // Суицидология. -2012. - № 4. - С. 28-39.
7. Морев М.В., Шматова Ю.Е., Любов Е.Б. Динамика суицидальной смертности населения России: региональный аспект // Суицидология. - 2014. - Том 5, № 1. - С. 3-11.
8. Селедцов А.М., Кокорина Н.П., Москвина Я.В. Депрессивные состояния и суицидальные тенденции в клинике алкоголизма // Суицидология. - 2010. - № 1. - С. 44-45.
СОЧЕТАННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ БОЛЬНЫМИ ОПИЙНОЙ НАРКОМАНИЕЙ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Н.В. Михайловская
Тюменский ОНД, г. Тюмень
Обследовано 347 человек опийной наркоманией с суицидальным поведением (основная группа) и 74 наркозависимых, не имеющих суицидальных тенденций (контроль). Установлено, что в течение сформировавшейся наркотической зависимости 29,4% больных основной группы периодически прибегали к употреблению алкоголя, а 2% принимали его суррогаты. В контрольной группе - 8,2%. Сочетанный прием других наркотических веществ - среди лиц с суицидальным поведением - 23,3%, в контрольной группе достоверно меньше - 8,1%, что позволяет отнести факт потребления ПАВ к фактору риска суицидальной активности. Делается вывод о том, что это может указывать на большую подверженность рисковому поведению и более выраженную социально-психологическую дезадаптацию лиц с суицидальной активностью.
Ключевые слова: наркомания, суицид, алкоголь.
В России, несмотря на регистрируемое снижение, как в целом по стране, так отдельных регионах [6, 17] показателей смертности от внешних причин, самоубийства являются одной из важнейших медикосоциальных проблем [14, 15]. Современные направления профилактики суицидов включает работу по выявлению групп повышенного риска, учет наиболее суицидоопасного контингента, меры психологической и медикаментозной коррекции [7, 12, 13, 19].
К одной из наиболее суицидоопасных категорий относят больных наркоманиями [1, 20, 22]. Наряду с заболеваниями и травмами, самоубийство занимает значительный процент в структуре смертности среди этих лиц [2, 3]. К факторам высокой суицидальной готовности относят психологические особенности самих опийных аддиктов, ВИЧ-инфекцию и социальное неблагополучие [4, 23]. Значимое негативное влияние оказывает сочетанный прием на фоне опиатов других психоактивных веществ, в том числе алкоголь, традиционно относимый к просуицидальным агентам [5, 11, 16, 21], а так же полинаркотоксикоманию [3]. Учет этих факторов является важным условием разработки комплексных мер профилактики [9, 10, 18 и др.].
Цель исследования: оценить частоту злоупотребления больными опийной наркоманией другими
14
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 1, 2014