УДК 371.72 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-3-144-150
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В.Б. Мандриков, С.Ю. Максимова
Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Волгоград, Россия
Аннотация
Цель исследования - определить эффективность разработанного алгоритма обучения двигательным действиям детей с особенностями интеллектуального развития в практике адаптивного физического воспитания.
Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста с синдромом Дауна, разделенных на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Научная работа осуществлялась на основе методов моделирования, логической интерпретации, экспертной оценки качества движения по пятибалльной шкале, педагогического эксперимента, математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанный алгоритм обучения движениям детей с особенностями интеллектуального развития представлен тремя этапами, каждый из которых имеет описание по используемым методам показа, рассказа, пассивно-активного выполнения, количеству повторений, дополнительным приемам стимулирования активности детей. Его использование обусловливает высокие темпы формирования двигательных действий у испытуемых. При обучении простым локомоциям статистически достоверное превосходство ЭГ над КГ наблюдается на всех этапах формирования двигательного действия (<0,05) (2,8 балла против 1,2 балла на первом этапе; 3,5 балла против 2,1 балла; 4,1 балла против 3,1 балла). При обучении сложным двигательным действиям статистически достоверное превосходство наблюдается на всех этапах формирования двигательного действия (<0,05) (2,3 балла против 0,9 балла на первом этапе; 3,3 балла против 1,3 балла; 3,8 балла против 1,3 балла). Заключение. Процесс обучения движениям детей с особенностями интеллектуального развития должен иметь свои специфические характеристики. К ним относятся: увеличенные интервалы этапов обучения, присутствие в каждом из них пассивно-активного способа воспроизведения, публичной похвалы результатов выполнения, увеличенное количество повторения заданий.
Ключевые слова: дети с особенностями интеллектуального развития, обучение двигательным действиям.
CHARACTERISTICS OF TEACHING MOTOR ACTIONS TO CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
V.B. Mandrikov, e-mail: [email protected] ORCID: 0009-0000-5505-571Х S.Yu. Maksimova, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5469-746Х
Volgograd State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Volgograd, Russia Abstract
The purpose of the research is to determine the effectiveness of the developed algorithm for teaching motor actions of children with intellectual disabilities in the practice of adaptive physical education. Methods and organization of research. The study involved 20 primary school children with Down syndrome, divided into control (CG) and experimental (EG) groups. The scientific work was carried out on the basis of modeling methods, logical interpretation, expert assessment of the quality of movement on a five-point scale, pedagogical experiment, mathematical statistics.
The research results and their discussion. The developed algorithm for teaching motor actions of children with intellectual disabilities is presented by three stages, each of which has a description of the methods used for showing, telling, passive-active performance, the number of repetitions, additional methods for stimulating children's activity. Its use causes high rates of formation of motor actions in the subjects. When teaching simple locomotion, a statistically significant superiority of EG over CG is observed at all stages of the formation of motor action (0.05)
(2.8 points vs. 1.2 points at the first stage; 3.5 points vs. 2.1 points; 4.1 points vs. 3.1 points). When teaching complex motor actions, statistically significant superiority is observed at all stages of motor action formation (0.05) (2.3 points vs. 0.9 points at the first stage; 3.3 points vs. 1.3 points; 3.8 points vs. 1.3 points). Conclusion. The process of teaching motor actions of children with intellectual disabilities should have its own specific characteristics. These include: increased intervals of training stages, the presence of a passive-active method of reproduction at each stage, public praise of the results of performance, an increased number of repetitions of tasks.
Keywords: children with intellectual disabilities, teaching motor actions.
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую характеристику лиц с особенностями интеллектуального развития составляет наличие у них умственной отсталости. Это психическое заболевание является одной из распространенных патологий развития человека [10, 11, 14]. Оно оказывает негативное воздействие на качество жизни самого человека, его семьи и близких окружающих людей, что подчеркивается в трудах отечественных и зарубежных исследователей [10, 11, 12, 15, 16]. Несмотря на значительные успехи специальной педагогики, дефектологии, коррекционной психологии и других научных дисциплин, существует мнение, что изменить жизнь лиц с умственной отсталостью невозможно. В некоторой степени данное утверждение допустимо, поскольку в большинстве случаев причиной патологии является органическое поражение центральной нервной системы. С другой стороны, специально организованные условия обучения и воспитания лиц с нарушениями интеллекта способны обеспечить достаточно хороший уровень социализации и интеграции таких людей в общество [4, 5, 8, 9, 14]. В своих исследованиях C. Camden, G. Pratte, F. Fallon, M. Couture, J. Berbari, M. Tousignant указывают на достаточный уровень реабилитационной работы [10]. Аналогичные факты приведены в трудах I. Novak [13].
В данном процессе отдельная роль принадлежит адаптивному физическому воспитанию, обладающему высокой функциональностью в направлении развития двигательной сферы, жизненно необходимых двигательных умений и навыков у лиц с особенностями интеллектуального развития [1, 7]. Его научно-методический инструментарий на сегодняшний момент позволяет эффективно решать задачи укрепления их здоровья, развития физических качеств, специальной координационной подготовки, коррекции и компенсации имеющихся нарушений развития [2, 3, 6].
Как отдельная научно-методическая проблема адаптивного физического воспитания лиц данной нозологической группы выделяется проблема их обучения двигательным действиям. Постановка данной способности у лиц с нарушениями интеллекта обусловливает появление нового, более эффективного уровня коррекци-онно-педагогической работы.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью решения заявленной проблемы нами в течение двух лет проводилась научно-исследовательская работа на базе специализированных школ-интернатов г. Волгограда. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста с синдромом Дауна. Данная нозологическая подгруппа была взята в качестве примера, поскольку при успешной коррекционно-педагогической работе эти дети способны демонстрировать достаточно высокие результаты, которые могут выступать в качестве ведущих ориентиров по всей нозологической группе. На основе методов логических заключений, моделирования нами была разработана модель процесса обучения движениям детей данной нозологии. На основе методов эксперимента разработанное нововведение было апробировано в практике адаптивного физического воспитания. При помощи методов экспертной оценки движений по пятибалльной шкале оценивались результаты выполнения движений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На рисунке представлен алгоритм обучения движениям детей с особенностями интеллектуального развития, из которого видно, что общая, закономерная для теории и методики физического воспитания структура процесса обучения движениям сохранена.
Этапы обучения Stages of training
Этап первичного разучивания The stage of initial learning
Этап углубленного разучивания The stage of in-depth learning
Этап закрепления двигательного материала The stage of fixing the motor material
Методические характеристики Methodological characteristics
Разучивание целостным методом, сочетание объяснения и показа, пассивное выполнение упражнения. Повтор 6-20 раз. Разучивание в начале занятия. Публичное поощрение результатов выполнения Learning by a holistic method, a combination of explanation and demonstration, passive exercise. Repeat 6-20 times. Learning at the beginning of the lesson. Public encouragement of performance results
Выполнение упражнений пассивно-активным способом до появления двигательного умения. Исправление ошибок пассивным способом. Повтор 6-20 раз. Выполнение задания многократно в разных частях занятия. Стандартные условия выполнения. Публичное поощрение результатов выполнения Performing exercises in a passive-active way before the appearance of motor skills. Correction of errors in a passive way. Repeat 6-20 times. Completing the task multiple times in different parts of the lesson. Standard execution conditions. Public encouragement of performance results
Выполнение упражнения самостоятельно активным способом с пассивным исправлением ошибок. В случае простого варианта упражнения апробация его выполнения в вариативных условиях. Публичное поощрение результатов выполнения Performing the exercise independently in an active way, with passive error correction. In the case of a simple version of the exercise, the approbation of its performance in variable conditions. PubLic encouragement of performance results
Длительность Duration
От 1-2 занятий до 3-4 недель (в зависимости от сложности движения) From 1-2 classes to 3-4 weeks (depending on the complexity of the movement)
От 1-2 занятий до 3-4 недель (в зависимости от сложности движения) From 1-2 classes to 3-4 weeks (depending on the complexity of the movement)
От 1 до нескольких недель From 1 to several weeks
Рисунок - Методические характеристики обучения движениям детей с особенностями интеллектуального развития Figure - Methodological characteristics of teaching motor actions to children with intellectual disabilities
Таблица - Показатели качества обучения движениям детей с особенностями интеллектуального развития (на примере детей с синдромом Дауна)
Table - Indicators of the quality of teaching motor actions to children with intellectual disabilities (on the example of children with Down syndrome)
Этапы обучения Stages of training Результаты обучения / Teaching results (X±m) Достоверность различий Reliability of differences
К - группа / C - group n=10 Э - группа / E - group n=10
простое двигательное действие / simple motor action
I этап / stage I 1,2±0,3 2,8±0,5 <0,05
II этап / stage II 2,1±0,4 3,5±0,4 <0,05
III этап / stage III 3,1±0,3 4,1±0,2 <0,05
сложное двигательное действие / complex motor action
I этап / stage I 0,9±0,5 2,3±0,4 <0,05
II этап / stage II 1,3±0,5 3,3±0,3 <0,05
III этап / stage III 1,5±0,6 3,8±0,5 <0,05
Примечание: К - группа младших школьников с синдромом Дауна, не принимающих участие в эксперименте; Э - группа младших школьников с синдромом Дауна, принимающих участие в эксперименте; n - количество испытуемых Note: C - a group of primary schoolchildren with Down syndrome who do not take part in the experiment; E - a group of primary schoolchildren with Down syndrome participating in the experiment; n - is the number of subjects
Так, первый этап обучения движению направлен на формирование у детей общего представления о локомоции и его схеме. Однако двигательное действие здесь, вне зависимости от его сложности, разучивается целиком, а не по частям. Ведущим вариантом выступает пассивное выполнение упражнения, возникающие ошибки исправляются таким же способом. Как правило, педагог выступает соисполнителем разучиваемого движения. Такое выполнение сопровождается объяснением. В зависимости от сложности движения длительность этого этапа варьирует от одного занятия до нескольких недель. Вне зависимости от результата освоения разучиваемого материала всегда осуществляется публичное поощрение деятельности ребенка. В рамках нашей педагогической работы в качестве такового выступали аплодисменты. На этапе углубленного разучивания движения выполнение упражнения идет пассивно-активным способом до появления двигательного умения. Возникающие здесь ошибки исправляются пассивным способом, упражнения повторяются от 6 до 20 раз. Для более прочного запоминания упражнения его целесообразно повторить несколько раз в различных частях занятия в стандартных условиях выполнения. В зависимости от сложности движения длительность этого этапа варьирует от одного занятия до нескольких недель. Закрепление результатов деятельности здесь также осуществляется публичной похвалой.
Этап закрепления двигательного материала может длиться от одной до нескольких недель, что обусловлено сложностью двигательного материала. Выполнение упражнения здесь идет самостоятельно с активно-пассивным исправлением ошибок. В случае простого варианта упражнения проводится апробация его выполнения в вариативных условиях. В качестве примера здесь можно привести такие варианты ходьбы, как перешагивание через конусы с отбиванием шаров, ходьба с переносом предметов, с хлопками рук и пр.
Обобщение нашего педагогического опыта, результатов педагогических наблюдений показало, что дети с синдромом Дауна не смогут освоить разучиваемое движение с очень высоким качеством. Это связано с особенностями их интеллектуальной сферы, уровнем сформирован-ности высших психических функций. Уровень развития их мышления, внимания не позволяет освоить двигательное действие с учетом всех тонкостей и особенностей.
Вместе с тем результаты экспериментального апробирования разработанного алгоритма обучения локомоциям показали его эффективность. Дети с синдромом Дауна в рамках такого педагогического воздействия осваивают двигательные задания более эффективно и результативно, нежели в стандартных условиях. В качестве простого контрольного упражнения нами использовалось разновысотное перешагивание,
в качестве сложного — перекрестные движения (касание правым локтем левого колена и наоборот), освоение которых требует концентрации внимания, мышления, согласованности двигательных действий (таблица). Исследование проводилось на учащихся начальных классов, в контрольной и экспериментальной группах было по 10 испытуемых.
Анализ табличных данных позволяет увидеть, что в рамках инновационного обучающего процесса формирование движения идет быстрее, статистически достоверная разница наблюдается на всех этапах обучающего процесса (<0,05). Более простые двигательные действия осваиваются детьми на достаточно хорошем уровне уже на первом этапе, и результаты конечного этапа здесь достаточно высоки. Аналогичная картина просматривается и при оценке обучения сложным двигательным действиям (перекрестным движениям). Статистически до-
ЛИТЕРАТУРА
1. Бегидова, Т. П. Совершенствование структуры управления адаптивной физической культурой и контроля спортивной подготовки в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья : Монография / Т. П. Бегидова, М. В. Бегидов, И. Е. Попова [и др.]. - Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. - 202 с.
2. Евсеев, С. П. Научная и научно-педагогическая школа адаптивной физической культуры в НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург / С. П. Евсеев // Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического воспитания : материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 27 мая 2016 года / Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. - Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2016. - С. 14-20.
3. Евсеев, С. П. Научно-педагогическая школа «Методология, теория и методика адаптивной физической культуры»: результаты работы и перспективы развития / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, А. А. Шелехов [и др.] // Научно-педагогические школы Университета. - 2022. - № 7. - С. 97-113.
4. Куварзина, Д. А. Адаптация и дезадаптация к школьному обучению детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Д. А. Куварзина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, Екатеринбург, 22-23 апреля 2021 года. -
стоверно более высокие результаты зарегистрированы на всех этапах обучения. Пассивное выполнение движения на первом и втором этапе, соблюдение требований публичной похвалы, постоянного контроля до полного появления самостоятельного выполнения движения здесь были крайне целесообразны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, процесс обучения движениям детей с особенностями интеллектуального развития имеет свои особенности, к которым относятся: увеличенные интервалы этапов обучения, присутствие в каждом из них пассивно-активного способа воспроизведения, публичной похвалы результатов выполнения; увеличенное количество повторения заданий. Эффективность такого педагогического процесса имеет статистически достоверное доказательство.
Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2021. - С. 84-89.
5. Неретина, Т. Г. Обучение и воспитание умственно отсталых детей : Электронное издание / Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова. - Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016. - 114 с. - EDN ZESDNB.
6. Прокопьева, А. Н. Адаптивное физическое воспитание детей с умственной отсталостью / А. Н. Прокопьева, В. А. Ткаличева // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 23. - С. 1734-1739.
7. Токарская, Л. В. Теория и методика физического воспитания детей и подростков с умственной отсталостью : учебное пособие / Л. В. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 100 с. - (Профессиональное образование).
8. Шахова, И. В. Инклюзивное образование детей с умственной отсталостью / И. В. Шахова, Е. А. Иванова, Е. С. Котенева, Ю. А. Щербакова // Медработник дошкольного образовательного учреждения. - 2019. - № 3. - С. 70-95.
9. Широких, Н. И. Обучение детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы / Н. И. Широких, И. Н. Гутара, С. Ю. Степкина // Вестник научных конференций. - 2021. - № 11-2(75). - С. 137-138.
10. Camden C. Diversity of practices in telerehabilitation for children with disabilities and effective intervention characteristics: results from a systematic review / C. Camden, G. Pratte, F. Fallon, M. Couture, J. Berbari, M. Tousignant // Disability and Rehabilitation. 2020. Vol. 42. № 24. P. 3424-3436.
11. Estimating the spontaneous Loss of Down syndrome fetuses between the times of chorionic viLLus sampling, amniocentesis and Livebirth / I.C. Bray, D.E. Wright // Prenat. Diagn. - 2015. - VoL. 18. - P. 1045-1054.
12. LuitwieLer N. VariabLes reLated to the quaLity of Life of famiLies that have a chiLd with severe to profound inteLLectuaL disabiLities: A systematic review / N. LuitwieLer, J. Luijkx, M. SaLavati, C.P. Van der Schans, A.J. Van der Putten, A. Waninge // HeLiyon. 2021. VoL. 7. № 7. ArticLe ID e07372. 11 p.
13. Novak I. Effectiveness of paediatric occupationaL therapy for chiLdren with disabiLities: A systematic review / I. Novak, I. Honan // AustraLian OccupationaL Therapy JournaL. 2019. VoL. 66. № 3. P. 258-273.
REFERENCES
1. Begidova, T.P., Begidov M.V., I. E. Popova. Improving the management structure of adaptive physicaL cuLture and controL of sports training in the compLex rehabiLitation of persons with disabiLities : Monograph - Moscow : Ai Pi Ar Media, 2021. - 202 p. (in Russ.)
2. Evseev, S. P. Scientific and scientific-pedagogicaL schooL of adaptive physicaL cuLture at the P.F. Lesgaft NationaL University, St. Petersburg. Scientific-pedagogicaL schooLs in the fieLd of sports and physicaL education: materiaLs of the I ALL-Russian scientific-practicaL conference with internationaL participation, Moscow, May 27 2016 / Russian State University of PhysicaL CuLture, Sports, Youth and Tourism. - Moscow: FederaL State Budgetary EducationaL Institution of Higher ProfessionaL Education «Russian State University of PhysicaL CuLture, Sports, Youth and Tourism (GTSOLIFK)», 2016. - pp. 14-20. (in Russ.)
3. Evseev S.P. Evseeva O.E., A. A. SheLekhov Scientific and pedagogicaL schooL «MethodoLogy, theory and methodoLogy of adaptive physicaL cuLture»: resuLts of work and prospects of deveLopment [et aL.]. Scientific and pedagogicaL schooLs of the University. - 2022. - No. 7. - pp. 97-113. (in Russ.)
4. Kuvarzina, D. A. Adaptation and maLadaptation to schooL education of chiLdren of primary schooL chiLdren with mentaL retardation. Study and education of chiLdren with various forms of dysontogenesis : MateriaLs of the InternationaL Scientific and PracticaL Conference in memory of Professor V. V. Korkunov, Yekaterinburg, ApriL 22-23, 2021. - Yekaterinburg : UraL State PedagogicaL University, 2021. - pp. 84-89. (in Russ.)
5. Neretina, T.G., KLevesenkova S.V. Education and upbringing of mentaLLy retarded chiLdren : ELectronic edition. - Magnitogorsk : Magnitogorsk State TechnicaL University named after G.I. Nosov, 2016. - 114 p. - EDN ZESDNB. (in Russ.)
6. Prokopyeva, A.N., TkaLicheva V.A. Adaptive physicaL education of chiLdren with mentaL retardation. Innovation. Science. Education. - 2020. - No. 23. - pp. 17341739. (in Russ.)
7. Tokarskaya, L.V., Dubrovina N.A., Babiychuk N.N. Theory and methodoLogy of physicaL education of chiLdren and
14. Occurrence of Hypothyroidism, Diabetes MeLLitus, and CeLiac Disease in Emirati ChiLdren with Down's Syndrome / Y. AbduLrazzaq, T.I. ELAzzabi, S.M. AL Hamad et aL. // Oman Med J. - 2018. - VoL. 33. - P. 387-392.
15. RensfeLdt A. Examining perceptions of a communication course for parents of chiLdren with profound inteLLectuaL and muLtipLe disabiLities / A. RensfeLdt, J. JohneLs, M. Broberg, G. Thunberg // InternationaL JournaL of DeveLopmentaL DisabiLities. 2022. VoL. 68. № 2. P. 156-167.
16. Waters C.L., Friesen A. Parent Experiences of Raising a Young ChiLd with MuLtipLe DisabiLities: The Transition to PreschooL / C.L. Waters, A. Friesen // Research and Practice for Persons with Severe DisabiLities. 2019. VoL. 44. № 1. P. 20-36.
adoLescents with mentaL retardation : Textbook, - 1st ed.. - Moscow : Yurayt PubLishing House, 2020. - 100 p. - (ProfessionaL education). (in Russ.)
8. Shakhova, I.V., Ivanova E.A., Koteneva E.S., Shcherbako-va Yu.A. IncLusive education of chiLdren with mentaL retardation. A medicaL worker of a preschooL educationaL institution. - 2019. - No. 3. - pp. 70-95. (in Russ.)
9. Shirokikh, N.I., Gutara I.N., Stepkina S.Yu. Teaching chiLdren with miLd mentaL retardation in a generaL educationaL schooL. BuLLetin of scientific conferences. - 2021. - № 11-2(75). - Pp. 137-138. (in Russ.)
10. Camden C., Pratte G., FaLLon F., Couture M., Berbari J., Tousignant M. Diversity of practices in teLerehabiLi-tation for chiLdren with disabiLities and effective intervention characteristics: resuLts from a systematic review. DisabiLity and RehabiLitation. 2020. VoL. 42. № 24. P. 3424-3436.
11. Bray I.C., Wright D.E. Estimating the spontaneous Loss of Down syndrome fetuses between the times of chorionic viLLus sampLing, amniocentesis and Livebirth. Prenat. Diagn. - 2015. - VoL. 18. - P. 1045-1054.
12. LuitwieLer N., Luijkx J., SaLavati M., Van der Schans C.P., Van der Putten A.J., Waninge A. VariabLes reLated to the quaLity of Life of famiLies that have a chiLd with severe to profound inteLLectuaL disabiLities: A systematic review. HeLiyon. 2021. VoL. 7. № 7. ArticLe ID e07372. 11 p.
13. Novak I., Honan I. Effectiveness of paediatric occupationaL therapy for chiLdren with disabiLities: A systematic review. AustraLian OccupationaL Therapy JournaL. 2019. VoL. 66. № 3. P. 258-273.
14. AbduLrazzaq Y., ELazzabi T.I., Hamad S.M. AL et aL. Occurrence of Hypothyroidism, Diabetes MeLLitus, and CeLiac Disease in Emirati ChiLdren with Down's Syndrome. - 2018. - VoL. 33. - P. 387-392.
15. RensfeLdt A., JohneLs J., Broberg M., Thunberg G. Examining perceptions of a communication course for parents of chiLdren with profound inteLLectuaL and muLtipLe disabiLities. InternationaL JournaL of DeveLopmentaL DisabiLities. 2022. VoL. 68. № 2. P. 156-167.
16. Waters C.L., Friesen A. Parent Experiences of Raising a Young ChiLd with MuLtipLe DisabiLities: The Transition to PreschooL. Research and Practice for Persons with Severe DisabiLities. 2019. VoL. 44. № 1. P. 20-36.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Мандриков Виктор Борисович (Mandrikov Viktor Borisovich ) - доктор педагогических наук, профессор, Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации; 400131, г. Волгоград, площадь Павших борцов, д.1; e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0000-5505-571Х.
Максимова Светлана Юрьевна (Maximova Svetlana Yurievna) - доктор педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации; 400131, г. Волгоград, площадь Павших борцов, д.1; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-5469-746Х.
Поступила в редакцию 21 июня 2023 г. Принята к публикации 31 августа 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Мандриков, В.Б. Характеристики обучения двигательным действиям детей с особенностями интеллектуального развития / В.Б. Мандриков, С.Ю. Максимова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, №3. -С. 144-150. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-3-144-150
FOR CITATION
Mandrikov V.B., Maksimova S.Yu. Characteristics of teaching motor actions to children with intellectual development peculiarities. Science and sport: current trends, 2023, vol. 11, no. 3, pp. 144-150 (in Russ.). DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-3-144-150