Научная статья на тему 'Характеристики научной работы среди студентов'

Характеристики научной работы среди студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / СТУДЕНТ / ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОБЛЕМА / СИСТЕМА / SCIENCE / STUDENT / EDUCATION / TRAINING / PROFESSIONAL / PROBLEM / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Преображенский А.П., Чопоров О.Н.

В работе обсуждается роль информационных технологий в процессах обучения. Описаны ключевые элементы студенческой научной работы. Отмечена роль личной мотивации обучающихся при занятиях научной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristics of scientific work among students

The paper discusses the role of information technologies in learning processes. The key elements described of student research papers. The role of personal motivation of students in the academic activities is shown.

Текст научной работы на тему «Характеристики научной работы среди студентов»

ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Преображенский А.П., Чопоров О.Н.

Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж, Российская Федерация

В работе обсуждается роль информационных технологий в процессах обучения. Описаны ключевые элементы студенческой научной работы. Отмечена роль личной мотивации обучающихся при занятиях научной деятельностью.

Ключевые слова: наука; студент; обучение; подготовка; профессионал; проблема; система.

THE CHARACTERISTICS OF SCIENTIFIC WORK AMONG STUDENTS

Preobrazhensky A.P., Choporov O.N.

Voronezh institute of high technologies, Voronezh, Russian Federation

The paper discusses the role of information technologies in learning processes. The key elements described of student research papers. The role ofpersonal motivation of students in the academic activities is shown.

Keywords: science; student; education; training; professional; problem; system.

To, какие будут эффективность и качество в профессиональном образовании, а также производство и функционирование общества в большой степени зависит от работы профессионально-педагогических сотрудников , которые, осуществляют учебно-воспитательные процессы.

Преподаватели проводят организацию и осуществляют профессиональную подготовку по различным направлениям.

Постепенное проведение информатизации и компьютеризации образования стали требуемой основой для активного применения в процессах обучения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). За счет информационных технологий [1-3]: — появляются возможности более эффективной научной деятельности.

— улучшается мотивация среди обучающихся.

- возникают возможности внесения исследовательских элементов в учебный процесс.

— развиваются навыки самостоятельной работы.

- при проведении совместных исследовательских работ развиваются коммуникативные характеристики.

Обучающиеся получают возможности для того, чтобы было собственное творческое самовыражение.

Для того, чтобы учебные курсы были переведены на компьютерные технологии обучения преподаватели должны иметь соответствующую подготовку, иметь информацию о технических средствах и программах, которые будут использоваться [4, 5].

Научная работа является одним из обязательным элементов деятельности профессорско-преподавательского состава вузов, аспирантов.

Когда рассматривается понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС), то в ней выделяют элементы, входящие в образовательный процесс, а также а также элементы научно-исследовательских работ.

Во многих местах можно наблюдать спрос на высококвалифицированных специалистов, которые способны творческим образом проводить решение сложных задач, осуществлять прогнозирование и моделирование результатов собственной профессиональной деятельности, проводить поиск путей и средств, связанных с самовыражением и самоутверждением для условий практической, самостоятельной работы.

При этом многими из разработчиков отмечается достаточно малый уровень готовности со стороны будущего специалиста к тому, чтобы творческим образом выполнять профессиональные функции, нестандартным образом решать производственные вопросы [6-8].

Первая компонента связана с выполнением практических работ, в которых есть элементы научных исследований, выполнение курсового и дипломного проектирования, в том числе публикация результатов в виде тезисов докладов в студенческих сборниках. Необходимо отметить, что процессы исследования являются индивидуальными и являются ценностями как с точки зрения образовательного, так и в личностного смысла.

Если научная работа выполняется студентами во внеучебное время, то их можно привлекать к выполнению грантов, хоздоговорных работ.

В образовательном учреждении должны быть педагоги, которые способны осуществлять исследовательские подходы к организации учебно-воспитательных процессов, но при обеспечении подготовки студентов к проведению научно-исследовательской деятельности, реализации возможностей проблемного обучения, которые способствуют формированию среди студентов познавательных интересов, самостоятельности, элементов творческой активности,

желания овладевать исследовательскими навыками, которые составляют базу научно-исследовательской деятельности [9-11].

Главным в проблемном обучении является формирование проблемных ситуаций, причем базовой задачей при обычном обучении является овладение студентами системами знаний, умений и навыков.

Если говорить о связи обычного и проблемного обучения, то необходимо обеспечивать сочетание следующих элементов:

— знания обучающихся о том, что такое научно-исследовательская деятельность и реальные знания по изучаемым дисциплинам;

— владение соответствующими знаниями, приемами, умениями;

— правильный подбор заданий, которые должны ставиться перед обучаемыми на каждом из этапов учебной и научно-исследовательской деятельности.

Научную деятельность студентов следует проводить в рамках единого системного подхода.

В системном подходе предусматривается рассмотрение целей и задач научной работы, формирование концепций (базовых направлений, стратегий по их реализации, программ и методик) по подготовке будущих специалистов к осуществлению научно-исследовательской деятельности; описание структурных элементов такой системы и взаимосвязей между ними; установка критериев эффективности научной работы.

В системном подходе предусмотрен поэтапный характер. Все соответствующие характеристики - мотивационные, проективные, деятельностные и другие, должны быть отработаны.

Большое значение должно быть уделено тому, чтобы проводились вузовские предметные олимпиады и конкурсы. Их целью является: проверка уровня знаний и способностей по решению нестандартных задач в профессиональной направленности.

Проведение конкурсов на лучшую научную работу можно проводить в разных формах, когда выражается научный результат: рефераты, научные статьи, макет, плакат, компьютерная программа, творческая работа. Для этого разрабатываются соответствующие «Положения», где понятно определяются задачи конкурсов, их содержание, сроки исполнения, критерии оценок.

Представляет интерес участие в научных семинарах, которыми руководят крупные специалисты.

На заседаниях подобных семинаров студенты и аспиранты могут по очереди выступать с докладами, проводят активное обсуждение вместе с руководством семинара полученные результаты, детали исследований. Студенты получают опыт работы с научной литературой, составляют методики исследования, анализируют собранные данные, оценивают то, что было получено другими исследователями.

При комплексном подходе к организации научной работы предусматривается систематическая работа, связанная с развитием творческих способностей обучающихся, вооружением их

методологией научного исследования.

Список литературы

1. Завьялов Д.В. О применении информационных технологий // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 8-1. С. 71-72.

2. Сыщикова Д.С. О возможностях использования мультимедийной техники в образовательном процессе //Успехи современного естествознания. 2012. № 6. С. 111-112.

3. Кудрина О.С. О проблемах медиаобразования // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 8-1. С. 72-73.

4. Исакова М.В., Горбенко О.Н. Об особенностях систем управления персоналом // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2014. № 12. С. 168-171.

5. Самойлова У.А. О некоторых характеристиках управления предприятием // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2014. № 12. С. 176-179.

6. Варданян Ю.В., Варданян Л.В., Лежнева Е.А. Развитие мотивационной основы профессиональной стратегии студента в процессе тренинга психологической безопасности // В мире научных открытий, 2015, № 1(61). С. 364—378.

7. Федоренко A.B. Показатели социально-психологической адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности // В мире научных открытий, 2015, № 1(61), С. 428-440.

8. Луценко Е.Л., Пилявская Т.В. Кадровый потенциал организации: проблемы формирования и развития // В мире научных открытий, 2015, № 1(61). С. 325-334.

9. Павлова М.Ю. Вопросы адаптации выпускников вузов // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 234—237.

10. Москальчук Ю.И., Наумова Е.Г., Киселева Е.В. Проблемы оптимизации инновационных процессов в организациях II Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2013. №2. С. 10.

11. Свиридов В.И. Технологии, применяемые при подготовке современных инженеров // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2012. № 9. С. 151-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.