Научная статья на тему 'Характеристики налоговой системы с позиции теории систем'

Характеристики налоговой системы с позиции теории систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1402
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА / НАЛОГИ / ПРИЗНАКИ СИСТЕМНОСТИ / ЗАКОНЫ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Г. Л.

В статье приводится взгляд на налоговую систему с позиций системного анализа. Представлено определение понятия «налоговая система». Рассмотрены основные признаки системности, характерные для налоговой системы, особенности ее функционирования. Проведен обзор влияния общих законов развития систем на развитие налоговой системы. Сделан вывод о потенциальных направлениях развития налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристики налоговой системы с позиции теории систем»

Удк 336.221.4:330.46

характеристики налоговой системы с позиции теории систем

Г. Л. ПОПОВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономического анализа и качества Е-mail: galina2011.popova@yandex.ru Тамбовский государственный технический университет

В статье приводится взгляд на налоговую систему с позиций системного анализа. Представлено определение понятия «налоговая система». Рассмотрены основные признаки системности, характерные для налоговой системы, особенности ее функционирования. Проведен обзор влияния общих законов развития систем на развитие налоговой системы. Сделан вывод о потенциальных направлениях развития налоговой системы.

Ключевые слова: система, налоги, признаки системности, законы, развитие.

Жизнь современного человека неразрывно связана с различного рода системами. Она взаимодействует с ними, подчинена их воздействию. В настоящее время системные исследования проводятся в различных направлениях науки (например, в области техники, медицины, экологии, социологии, экономики). Изучение социальных, экономических и финансовых систем относят к категории наиболее сложных системных исследований. Налоговая система России является одним из представителей систем этого типа.

Определения налоговой системы чаще всего формируются разработчиками с финансово-правовых позиций. Некоторые из них представлены в табл. 1.

В большинстве представленных определений налоговой системы не выделяется ее целостность (системность).

Например, в определениях, сформированных Т. Ф. Юткиной, С. А. Шапиро, С. Б. Новиковым,

Е. А. Марыгановой, О. И. Мамруковой, Е. Б. Шуваловой, Т. А. Левченко, И. С. Чиповской, Е. А. Гнез-диловым, осуществляется структуризация налоговой системы (т. е. элементарный перечень существенных элементов, входящих в состав налоговой системы).

Определения, сформулированные Б. А. Райз-берг, Л.Ш. Лозовским, Е. Б. Стародубцевой, В. Ф. Тарасовой, Л. Н. Семыкиной, Т. В. Сапрыкиной, являются более емкими, так как представленная в них налоговая система охарактеризована с незначительным учетом положений теории систем. То есть отмечается взаимосвязанность элементов налоговой системы.

Наиболее удачным является определение, разработанное Е. Н. Евстигнеевым. В нем не только дается перечень существенных условий налогообложения и их взаимосвязь, но также делается поправка на время и место действия.

Итак, можно сформулировать определение понятия «налоговая система» с позиций системного анализа следующим образом. Налоговая система -это искусственная финансово-экономическая система, включающая совокупность взаимодействующих элементов (подсистем), ориентированных на выполнение основных целей, функций и принципов налоговой системы (и прочих существенных условий налогообложения) на определенном этапе социально-экономического развития общества.

Налоговая система (как и все системные объекты) обладает основными признаками системности:

- структурированность системы;

- взаимосвязанность частей системы;

Таблица 1

Характеристика налоговой системы рФ с финансово-правовых позиций

источник Определение

Т. Ф. Юткина [30] Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях

С. А. Шапиро, С. Б. Новиков, Е. А. Марыганова [28] Налоговая система - это совокупность налогов, принципов налогообложения, методов и механизмов исчисления налогов. Она является одним из основных инструментов фискальной политики государства

О. И. Мамрукова [11] Налоговую систему образовала совокупность отношений по взиманию налогов, сборов, пошлин и других платежей в установленном законом порядке

Е. Н. Евстигнеев [7] Налоговая система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. К существенным условиям налогообложения относятся: - принципы налоговой политики и налогообложения; - система и принципы налогового законодательства; - порядок установления и ввода в действие налогов; - порядок распределения налогов по бюджетам; системы налогов; - права и ответственность участников налоговых отношений; - порядок и условия налогового производства; - формы и методы налогового контроля; - система налоговых органов

Шувалова Е. Б.[29] Налоговая система - совокупность форм налога (акцизы, пошлины, взносы во внебюджетные фонды и др.) и способов управления ими в рамках конкретного государства

Т. А. Левченко, И. С. Чиповская, Е. А. Гнездилов и др. [10] Налоговая система Российской Федерации как важная составляющая государственной системы в целом представляет собой совокупность взимаемых налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их установления, взимания, отмены, уплаты и контроля

Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева [17] Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов

В. Ф. Тарасова, Л. Н. Семыкина, Т. В. Сапрыкина [26] Налоговая система - это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой

- подчиненность деятельности системы определенной цели;

- целостность системы;

- саморазвитие системы [1].

Рассмотрим их более подробно.

1. Структурированность системы (структура), т. е. возможность разложения системы на составляющие. Налоговую систему можно укрупнено подразделить на следующие подсистемы:

- систему нормативно-правовых актов (подсистема 1);

- система исполнительных органов (подсистема 2);

- система налогоплательщиков (подсистема 3) (рис. 1).

Они являются подсистемами первого уровня и заслуживают того, чтобы обратить на них пристальное внимание.

Подсистема 1. Система нормативно-правовых актов включает следующие составляющие:

- система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации [13] и на территории регионов и муниципальных образований [6];

- комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов.

Подсистема 2. Система исполнительных органов включает следующие системы более низкого уровня:

- система налоговых и таможенных органов,

- система судопроизводства.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской

Продукт

налоговой системы

Внутренняя среда

Федерации налогов и сборов [13], а в отдельных случаях и иных обязательных платежей. В указанную систему входят:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;

- его территориальные органы.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации [13] (согласно

О!

таможенному законодательству

^

РФ, Налоговому кодексу РФ, иным

а

законам и законодательным актам федерального уровня).

Система судопроизводства обеспечивает рассмотрение в арбитражных судах и в судах общей юрисдикции налоговых споров между государственными органами и налогоплательщиками [13].

Подсистема 3. Она включает систему налогоплательщиков (физических и юридических лиц), которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ обязаны уплачивать налоги и (или) сборы.

Представленные подсистемы можно в дальнейшем разложить на подсистемы более низкого уровня.

2. Взаимосвязанность частей системы. Она означает наличие связей между ее составными элементами. Взаимосвязи между составляющими налоговой системы указаны на рис. 1.

Взаимосвязь А проявляется между системой законов и законодательных актов и системой налоговых и таможенных органов через законодательно закрепленные их права, обязанности, ответственность, функции и пр. Результатом их взаимодействия стало создание системы налогового администрирования. Механизм налогового администрирования можно определить как комплекс организационных приемов и методов деятельности уполномоченных органов по управлению налоговыми отношениями с целью достижения стабильного поступления налоговых доходов в бюджетную систему при сохранении баланса публичных и частных интересов [2].

Взаимосвязь В проявляется между системой законов и законодательных актов и системой нало-

Рис. 1. Структура налоговой системы.

гоплательщиков через закрепленные права, обязанности и ответственность налогоплательщиков.

Взаимосвязь С - это взаимодействие между системой налогоплательщиков и системой налоговых и таможенных органов. Ее результатами являются:

- начисление налогов и приравненных к ним платежей у налогоплательщиков;

- контроль за правильностью начисления и своевременностью поступления платежей через систему налоговых и таможенных органов.

3. Подчиненность деятельности системы определенной цели предполагает создание и развитие системы для достижения определенной цели. Главной целью налоговой системы становится обеспечение поступления в бюджет финансовых ресурсов, которые необходимы для поддержания деятельности государства в области социальной защиты граждан, перераспределения доходов, регулирования экономики [29]. Налоговая система осуществляет выполнение следующих функций:

- фискальной;

- стимулирующей;

- регулирующей;

- воспроизводственной;

- контрольной [26].

4. Целостность системы предполагает наличие границ между самой системой и ее внешним

окружением. Налоговая система имеет внутреннюю и внешнюю среду.

В состав внутренней среды входят представленные на рис. 1 подсистемы, их взаимосвязи и продукт налоговой системы. К продукту налоговой системы относятся:

- результаты ее деятельности, т. е. налоговые доходы и приравненные к ним платежи в бюджеты различных уровней (фискальная функция);

- эффективность применения функций налогов.

К внешней среде относятся системы, не попадающие под сферу влияния налоговой системы:

- безработица;

- миграционные процессы;

- бюджетная система;

- инфляционные процессы;

- демографическая ситуация в стране;

- процессы глобализации;

- интеграционные процессы и пр.

5. Саморазвитие системы включает адекватную реакцию системы на оказываемые воздействия, приспосабливаемость к ним, адаптацию.

Рассмотрим укрупненно этапы эволюции налоговой системы. Возникновение налоговой системы связывают с объективно возникшей необходимостью разделения труда и профессионализма трудовой деятельности [8]. Первоначально происходило формирование «местных» систем налогообложения индивидуально в каждой общине. Возникновение «местных» систем налогообложения стало прародителем и предпосылкой создания государственной

Общие теории налогообложения

Теория обмена. Атомистическая теория. Теория наслаждения. Теория налога как страховой премии. Классическая теория. Теории коллективных потребностей. Теории жертвы. Кейнсианская теория. Теория монетаризма. Теория экономики предложения

Рис. 2. Классификации теорий налогообложения

системы налогообложения. Налоговая система была создана одновременно с возникновением государства [31]. Первые разработки в области теории налогообложения появились в Европе в конце ХУШ в. Налоговая теория - это система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни [7]. Их авторами стали Ф. Кнене (отметил наличие органической связи налогообложения и народно-хозяйственного процесса) и А. Смит, явившийся основоположником теории налогообложения. В последующие годы были разработаны общие и частные теории налогообложения (рис. 2) [7].

С развитием налоговой системы связана эволюция теорий налогообложения. Рассмотрим укруп-ненно основные этапы эволюции в общих теориях налогообложения.

Если в первых теориях налогообложения делался упор на возмездность налогообложения (теория обмена, атомистическая теория), то в последующих налоговых теориях (теория наслаждения, теория налога как страховой премии, классическая теория и пр.) налоги рассматривают как необходимость, вызванную покрывать существующие потребности как на уровне отдельного индивидуума, так и на уровне государства. В этих теориях налоги рассматриваются как платежи, носящие фискальный характер. В более поздних теориях налогам отводится более широкая роль в экономике государства (кейнсианская теория, теория монетаризма, теория экономики предложения). В них налоги рассматриваются как факторы, способствующие развитию и регулированию экономики. Практически во всех современных экономических теориях налоги выполняют важную роль в развитии экономики государства.

Однако в адрес разработанных теорий налогов звучит немало критики. Например, теория экономики предложения, сформулированная в 1980-х гг. американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером, ориентирует на снижение налоговой

Частные теории налогообложения

Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения.

Теория единого налога. Теория пропорционального налогообложения. Теория прогрессивного налогообложения.

Теория предложения налогов

нагрузки на предпринимателей. По мнению данных ученых, это позволит активизировать инвестиционную и предпринимательскую активность и приведет к бурному экономическому росту. В то время как высокое налогообложение, утверждали исследователи, оказывает на предпринимателей отрицательное влияние и приводит к сокращению налоговых платежей.

Но многие зарубежные экономисты убеждены, что резкое и непродуманное снижение налогов может нанести серьезный ущерб экономике. Например, несмотря на налоговую политику США, направленную на широкое снижение налоговых ставок в 1980-е гг., происходил стремительный рост дефицита государственного бюджета, а норма сбережений в 1986 г. (в разгар налоговой «рейгоно-мики») составляла всего 3,9 % (это самый низкий уровень этого показателя среди всех промышленных стран в тот период) [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Происходивший в США в последующие годы экономический рост (1983-1989 гг.) нельзя связывать только с результатами проводимой налоговой реформы. На протяжении относительно коротких периодов на темпы роста влияет множество факторов, в том числе и хронология цикла деловой активности [14]. Негативной оценки результатов проведения налоговой политики, основанной на снижении налогов в США, придерживается М. Соколов. По его мнению, одной из причин финансово-экономического кризиса, произошедшего в США, стала проводимая налоговая политика, ориентированная на снижение налоговых ставок. Опираясь на результаты мировой экономической практики, М. Соколов считает, что целевые налоговые льготы оказались более эффективным инструментом стимулирования инвестиционной деятельности по сравнению с изменением налоговых ставок [21].

Система налогообложения строится исходя из знания фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс создания общественного богатства [30]. Законы и закономерности отражают воздействие на эволюцию налоговой системы объективных факторов. Таким образом, на становление налоговой системы, развитие и функционирование оказывают влияние объективные (экономическая эволюция, социальные явления) и субъективные факторы.

Налоговая система является искусственно созданной финансово-экономической системой и имеет ряд особенностей функционирования.

1. Налоговая система является продуктом общественного развития. Следовательно, эволюция налоговой системы государства неразрывно связана с эволюцией общественного развития.

2. Система строится на основе принципов налогообложения с целью выполнения основных функций налогов. Особое место среди принципов налогообложения занимают классические принципы:

- справедливость;

- равномерность;

- удобство;

- дешевизна [30].

За период эволюции налоговой системы ее функции существенно расширились. В настоящее время выделяются следующие основные функции:

- фискальная;

- распределительная (социальная);

- контрольная;

- поощрительная;

- регулирующая [14].

3. Налоговая система не обладает способностью к саморегулированию, так как она является искусственно созданной системой. Регулирование ее деятельности осуществляется через законы и законодательные акты, которые принимаются на различных уровнях управления. Это является предпосылкой для формирования следующей особенности.

4. Проблема определения места налоговой системы в иерархии финансовой системы государства. Сложности связаны с классификацией налогов и сборов, представленной в Налоговом кодексе РФ, на федеральные, региональные и местные. Поступление налогов и сборов федерального уровня указывает на принадлежность налоговой системы финансовой системе федерального уровня. Одновременно каждый регион имеет право сам формировать свою региональную налоговую систему в рамках действующего Налогового кодекса РФ, законов и законодательных актов федерального уровня. В этом случае речь может идти о налоговой системе региона как составляющей региональной финансовой системы.

5. Развитие системы происходит скачкообразно. Это связано со сложностью процедуры принятия законов и законодательных актов, действующих в стране. В результате возникает временной лаг между обратной связью, поступившей от управляемой системы (исполнительных органов и налогоплательщиков), и реакцией законодательной системы,

направленной на корректировку нормативно-законодательной базы, регулирующей деятельность налоговой системы. В этом случае можно говорить об инерционности налоговой системы.

6. Основываясь на принципе инерционности, можно утверждать, что налоговая система будет всегда нуждаться в улучшении. Человеческое общество находится постоянно в состоянии развития. Поэтому законы и законодательные акты постоянно требуют корректировки и доработки с учетом современных тенденций общественного развития.

7. Противоречивость воздействия налоговой системы на социально-экономическое развитие общества. Налоговая система в рыночной экономике служит инструментом государственного регулирования, способным как стимулировать, так и угнетать хозяйственную деятельность в отдельных сегментах рынка [25]. Например, в условиях мирового финансового кризиса в России было законодательно закреплено снижение налоговой нагрузки на предприятия малого бизнеса. Это стало одним из факторов, оказавших положительное влияние на рост удельного веса налоговых поступлений от предприятий, находящихся на специальных режимах обложения [33] (рис. 3).

На рост анализируемого показателя оказали влияние предоставленные льготы в сфере налогообложения, а также специфика российского рынка труда и сложности трудоустройства (которые способствовали активизации процессов самозанятости населения). Значительное увеличение процента отчислений с заработной платы во внебюджетные фонды с 01.01.2011 является негативным примером воздействия налоговой системы на тенденции социально-экономического развития. Если в 2010 г. совокупные тарифные ставки страховых взносов оставались равными налоговой ставке по единому

1,290

1,296

1,157

1,035

1,061

0,903

2005 2006

2007

2008

2009

2010

Рис. 3. Динамика удельного веса налогов на совокупный доход в доходах консолидированного бюджета РФ в 2005-2010 гг., % [16, 18, 20]

социальному налогу (ЕСН) и составляли 26 %, то с 2011 г. они возросли до 34 % [15]. Результатом проводимых налоговых новаций стало увеличение объемов заработной платы, выплачиваемых по «серым схемам» [5].

Примеры негативного воздействия налоговой системы на экономику государства существуют и за рубежом. Активное снижение налоговых ставок в США (в 1980-х гг.) стало причиной дефицита государственного бюджета и снижения сбережений населения [21].

Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами:

1) уровнем экономического развития;

2) общественно-экономическим устройством общества;

3) господствующей в обществе экономической доктриной;

4) государственным устройством общества (унитарное или федеративное);

5) историческим развитием налоговой системы

[22].

Развитие любых систем осуществляется согласно законам и закономерностям. Исследователи [9, 23, 24, 27] выделяют различное количество законов, принципов и направлений развития систем. Основными из них являются:

- закон наращения суммарного потенциала;

- закон совершенствования;

- закон согласования систем;

- закон углубления системности, или закон усложнения иерархической структуры системы.

Рассмотрим их более детально.

1. Закон наращения суммарного потенциала системы [9]. Потенциал налоговой системы - это источники формирования налоговых поступлений, возможности осуществления существенных условий налогообложения через систему исполнительных органов (налоговых и таможенных органов, систему судопроизводства), а также и информация об эффективности функционирования налоговой системы, о налогоплательщиках, тенденциях финансового, социального, экономического и прочих характеристиках общественного развития.

Расширение потенциала системы связано с расширением перечисленных характеристик системы и ее задач, достижением целей и имеющихся возможностей.

2. Закон совершенствования оказал существенное влияние на развитие налоговой системы [27].

Одним из последних проявлений закона совершенствования стала разработка мероприятий, направленных на улучшение организационной деятельности налоговых органов. Речь идет об административной реформе. Реформирование налогового администрирования включает комплекс мероприятий [4]:

- разработка и внедрение стандартов налоговых услуг, а также административных регламентов на всех этапах налогового производства;

- оптимизация функций налоговых органов и противодействие коррупции;

- повышение эффективности налогового администрирования;

- модернизацию структуры налоговых органов и системы информационного обеспечения их деятельности;

- формирование необходимого ресурсного и кадрового потенциала, совершенствование механизмов распространения успешного опыта налогового администрирования.

Однако достижение целей реформирования не будет означать, что система достигла идеального состояния. Согласно закону совершенствования каждая система стремится достигнуть идеального состояния, которое оценивается с помощью определенных критериев или параметров. Через некоторое время характеристики идеального состояния системы могут изменяться. Таким образом, можно говорить о невозможности создания идеальной налоговой системы. Но можно стремиться к максимальному приближению к этому состоянию.

3. Закон согласования систем. В процессе развития системы происходит все более полное согласование ее подсистем между собой и с внешней средой [27]. Этот закон нашел свое отражение в формировании взаимосвязи между структурой налоговых органов и системой информационного обеспечения. Разработка административных регламентов на всех этапах налогового производства способствует росту согласованности работы составных элементов налоговой системы (структурных подразделений). Например, создание системы «Единое окно» может позволить бухгалтеру сдавать отчетность одновременно в ряд органов. Во многих регионах является доступной услуга подачи документов в Пенсионный фонд РФ [34].

4. Закон углубления системности, или закон усложнения иерархической структуры системы [27]. В настоящее время в национальной налоговой системе протекают процессы по двум направлениям:

- переход в надсистему (или создание надсис-темы);

- развитие подсистем (дифференциация системы).

Первое направление развития реализуется через согласование российской налоговой системы с налоговыми системами других стран (Белоруссии, Казахстана). Таким образом, в настоящее время протекают процессы, направленные на гармонизацию налогов, т. е. их систематизацию и унификацию, координацию налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки и объединения [32].

В налоговой системе также происходят процессы, направленные на развитие подсистем:

- системы нормативно-правовых актов;

- системы налогоплательщиков;

- системы исполнительных органов.

Примером развития системы нормативно-правовых органов может послужить принятие первой и второй части Налогового кодекса РФ. Принятие первой части Налогового кодекса РФ было направлено на регулирование правовых отношений между налогоплательщиком и государством. Целью создания второй части Налогового кодекса РФ является объединение всех законов и законодательных актов по отдельным налогам и сборам. В последующие годы происходило дальнейшее постадийное формирование данной системы. То есть наблюдается развитие подсистем, входящих в состав системы нормативно-правовых органов. Введение ЕСН (с 01.01.2001) позволило объединить отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, в федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Проводимая административная реформа не могла не оказать влияние на работу налоговых органов, так как ее цель - упорядочить все государственные функции, возложенные на соответствующие федеральные органы исполнительной власти [4].

Развитие системы исполнительных органов следует связывать со следующими мерами:

- расширение функций (например, проведение досудебных разбирательств с налогоплательщиками, которым предъявлены иски);

- реорганизация деятельности налоговых органов. Например, информатизация деятельности налоговых органов. В настоящее время информатизация налоговых органов занимает ключевое место в налоговой системе: она направлена на снижение стоимости налогового администрирования при

повышении его качества и эффективности, а также на построение современных и востребованных налогоплательщиками электронных сервисов и услуг [3]. Одновременно происходит интеграция электронных сервисов налоговой службы в электронное правительство.

Развитие системы налогоплательщиков следует связывать со следующими факторами:

- рост численности предприятий малого, крупного и среднего бизнеса;

- увеличение оборота предприятий;

- рост численности трудоустроенных работников;

- расширение отраслевой принадлежности бизнеса;

- создание и развитие новых бизнес-направлений.

За 2003-2009 гг. количество предприятий возросло на 18,3 %. Опережающий рост численности приходится на малые предприятия - за анализируемый период она возросла на 79,5 %. В составе предприятий и организаций РФ наблюдается тенденция увеличения доли малых предприятий (рис. 4).

При разработке нормативно-законодательных актов, принятии принципов налогообложения и прочих критериев оценки эффективности деятельности налоговой системы не следует забывать о том, что налоговая система является одним из представителей систем. Несоблюдение этого требования может привести к созданию противоречивых условий развития и совершенствования национальной налоговой системы. В результате желаемые цели могут оказаться недостижимыми по объективным причинам. Например, одним из принципов налогообложения с точки зрения Ассоциации дипломированных присяжных бухгалтеров (АССА) являются простота и стабильность системы налогообложения [12]. Этот принцип противоречит законам развития систем. Состояние и характеристики любой системы находятся в постоянном изменении. В процессе эволюционного развития система переживает смену диаметрально противоположных состояний: от состояния условного порядка до состояния условного хаоса. Следовательно, создание условий для стабильности системы налогообложения будет означать пре-

32,7

28,2

21,5

21,6

20,5

22,9

24,3

2003 2004 2005 2006 2007

2008 2009

К Я

я

<D

н о

с

рис. 4. Удельный вес малых предприятий (с учетом численности микропредприятий) в общей численности предприятий РФ в 2003-2009 гг, %

кращение развития системы (фаза выхода системы из состояния хаоса) и начало ее разрушения (фаза перехода к состоянию хаоса) (рис. 5).

По мнению экспертов ACCA, налоговое законодательство и налоговая система должны быть максимально простыми для понимания и выполнения предъявляемых требований. Изменения в налоговом законодательстве, в особенности приводящие к ухудшению условий налогообложения или отменяющие существующие льготы, составляющие основу делового планирования, необходимо свести к минимуму [12].

Согласно отчету «Paying taxes 2009», подготовленному компанией PricewaterhouseCoopers (PWC), Всемирным Банком и Международной финансовой корпорацией, налоговая система РФ классифицирована как достаточно сложная. На оформление отчетности приходится тратить в среднем 448 часов в год. В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134-е место. С этих позиций следует рассматривать в качестве образцовой (по степени ее просто-

Состояние порядка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фаза перехода к хаосу

Фаза выхода из хаоса

Состояние хаоса

Время

рис. 5. Фазы состояния системы в период ее эволюции

ты) налоговую систему на Мальдивах. Предприниматели этого островного государства платят всего один налог, составляющий 9,1 %. Простота данной налоговой системы связана со слаборазвитым частным предпринимательством, что стало предпосылкой сокращения количества разновидностей налогов. Это кардинальное решение позволило максимально упростить налоговую систему островного государства [19].

С позиций теории систем принятое решение следует рассматривать как деградацию налоговой системы, так как оно противоречит целому комплексу законов развития систем (например, закону наращения суммарного потенциала системы, закону усложнения иерархической структуры системы, закону углубления системности).

Таким образом, этот пример простоты налоговой системы является неприемлемым для России. Развитие налоговой системы следует осуществлять не только с позиций фундаментальных закономерностей распределительных отношений и их влияния на процесс создания общественного богатства, то также и с позиций законов и закономерностей, влияющих на развитие систем.

Простоту национальной налоговой системы не следует связывать с сокращением видов налогов, налоговых льгот, специальных налоговых режимов и прочих «усложнений». Ее дальнейшее развитие необходимо рассматривать через призму возможной дифференциации системы налогообложения, повышения адресности по отношению к каждой категории налогоплательщиков, классифицируемых по размерам бизнеса и отраслевой принадлежности.

Рис. 6. Действующая система распределения налоговой нагрузки на сферу бизнеса: ЕНДВ - единый налог на вмененный доход; УСН - упрощенная система налогообложения; ЕСХН - единый налог на сельскохозяйственную деятельность

Действующая в настоящее время система налогов является структурированной в зависимости от органа, который устанавливает и регулирует налоги (федеральные, региональные и местные). Но она не является упорядоченной в отношении отдельного налогоплательщика (рис. 6). Налоговая нагрузка на предприятия варьируется в зависимости от размеров предприятия и отраслевой принадлежности. Этот фактор оказывает отрицательное влияние на формирование диспропорций в отраслевом развитии бизнеса. Например, существенный вклад в составе валового регионального продукта регионов приходится на экономическую деятельность, связанную с оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Согласно расчетам автора, на этот вид экономической деятельности в составе валового регионального продукта (ВРП) приходилось в 2009 г. от 11,75 % (для регионов-лидеров) до 14,6 % (для регионов-аутсайдеров) (табл. 2).

За 2007-2009 гг. у регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров наблюдались сокращение удельного веса обрабатывающих производств и рост удельного веса строительства в составе ВРП. Анализируя сложившуюся отраслевую динамику,

Таблица 2

Среднесложившаяся структура валовой добавленной стоимости регионов по видам экономической деятельности в 2007 и 2009 гг., % [16]

Вид экономической деятельности Регионы-лидеры Регионы-аутсайдеры

2007 2009 2007 2009

Обрабатывающие производства 15,9 9,77 10,15 7,7

Строительство 9,14 9,47 9,91 10,03

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 12,4 11,75 15,97 14,6

можно сделать вывод, что снижение налоговой нагрузки с учетом отраслевой специфики позволит создать более благоприятные условия для развития обрабатывающих производств, а незначительный рост налоговой нагрузки в строительстве - восполнить сокращение налоговых поступлений.

В настоящее время уже созданы отдельные специальные режимы налогообложения для предприятий малого бизнеса (единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения). Для налогообложения малых сельскохозяйственных предприятий применяется единый сельскохозяйственный налог, т. е. при разработке этого налога был учтен не только размер предприятия, но и его отраслевая специфика.

Персонализация налоговой нагрузки согласно размерам предприятия и отраслевой принадлежности позволит более мобильно корректировать необходимые изменения в области налогообложения для каждой определенной группы предприятий. Формирование налоговой системы согласно предложенным критериям поможет более эффективно применять все функции налогов, в том числе функции регулирования и стимулирования.

Список литературы

1. Антонов А. В. Системный анализ: учеб. для вузов. М.: Высшая школа. 2004. 454 с.

2. АртеменкоД. А. Механизм налогового администрирования: теория, методология, направления трансформации: монография. Ростов н/Д: Содействие - XXI век. 2010. 351 с.

3. Глава ФНС : налоговая система РФ является очень либеральной. URL: http://www.fd.ru/news. htm?id=38179.

4. Гринкевич Л. С., Абрамов А. П. Административная реформа в налоговых органах: тенденции современного этапа // Финансы и кредит. 2009. № 36.

5. Дворкович: часть бизнеса уходит «в тень» из-за страховых взносов. URL: http://www.vesti. ru/doc. html?id=446698&cid=6.

6. Динамика основных социально-экономических индикаторов. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. URL: http://www.gks68.ru.

7. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. СПб: Питер. 2005. 272 с.

8. Зрелов А. П. Налоги и налогообложение: конспект лекций. М.: Юрайт. 2010. 147 с.

9. Лапыгин Ю. Н. Теория организации: учебник. М.: ИНФРА-М. 2007. 222 с.

10. Левченко Т. А. и др. Финансовые отношения в общественном секторе экономики. URL: http://library.fentu. ru/book/iu/36/index.html.

11. Мамрукова О. И. Налоги и налогообложение: курс лекций. М.: Омега-Л. 2006. 330 с.

12. Налоговые принципы: от Адама Смита до Барака Обамы. URL: http://gaap.ru/articles/78006/.

13. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

14. О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике. Бизнес-энциклопедия. URL: http://www. patlah. ru/biznes/biz-12/nalogi/nalogi-07.htm.

15. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

16. Попова Г. Л. Анализ качества социально-экономического развития региона: понятия и критерии // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 29.

17. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М. 2007.

18. Российский статистический ежегодник. 2010: статистический сборник. М. 2010.

19. Самые удобные налоговые системы мира. URL: http:// www. amondsmith. ru/press-raschet-2009.01-pro-obzor

20. Силкин С. В. Развитие социально-экономических систем в современных условиях на примере крупного города. URL: http://www.nsuem.ru.

21. Соколов М. Фантом в теории или кривая Лаффера // Экономист. 2010. № 2.

22. Состав и структура налоговой системы РФ. URL: http://nalfin.narod.ru/Nalog_1.5.html.

23. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: учеб. пособие. СПб.: Бизнес-пресса. 2000. 326 с.

24. СуминЮ. П. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие. Киев: МАУП. 2003. 368 с.

25. Тамбиева Д. А. Разработка экономико-математических моделей и методов для сложных социально-экономических систем (в приложении к проблеме взаимодействия системы налоговых органов и АПК). М. 2010. 43 с.

26. Тарасова В. Ф. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: КНОРУС. 2007. 320 с.

27. Титов В. В. Системно-морфологический подход в технике, науке, социальной сфере. URL: http://serendip. narod.ru/order/syst/sys5.html.

28. Шапиро С. А., Новиков С. Б., МарыгановаЕ. А. Налоги и налогообложение в национальной экономике. М.: Аткара. 2003.

29. ШуваловаЕ. Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-практическое пособие. М.: Изд. центр ЕАОИ. 2010. 134 с.

30. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: ИНФРА-М. 2000. 429 с.

31. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

32. URL: http://www.faito.ru/pages/infresources/fkglossary/ add_comment. php?id=856.

33. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet. cgi#1.

34. URL: http://www.nalog-42.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.