Научная статья на тему 'Характеристики мотивации спортивной деятельности'

Характеристики мотивации спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
656
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ОРИЕНТАЦИЯ МОТИВОВ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATION / PERSONALITY / ORIENTATION MOTIVES / SPORT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дятлова А. А., Ротэряну Ю. М., Чернявская В. С.

Описаны мотивы спортивной деятельности у спортсменов-гребцов. Обнаружены сбалансированные показатели ориентации мотивации на процесс и на результат, на индивидуальные и групповые мотивы деятельности, выявлен ведущий мотив занятий спортом самореализация личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дятлова А. А., Ротэряну Ю. М., Чернявская В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF MOTIVATION SPORTS ACTIVITIES

Describes the motives of the sports activities of athletes rowing. Found balanced orientation of motivation on the process and outcome on the indie individual and group motives of their activities, identified a leading motive sports -self-actualization

Текст научной работы на тему «Характеристики мотивации спортивной деятельности»

УДК 159.9

Djatlova A.A., Roterjanu Ju.M., Chernjavskaja V.S. CHARACTERISTICS OF MOTIVATION SPORTS ACTIVITIES. Describes the motives of the sports activities of athletes rowing. Found balanced orientation of motivation on the process and outcome on the indie individual and group motives of their activities, identified a leading motive sports -self-actualization

Key words: motivation, personality, orientation motives, sport activities.

А.А. Дятлова, студентка Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: annad93@ya.ru; Ю.М. Ротэряну, студентка Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: lulika_93@mail.ru; В.С. Чернявская, проф. каф. философии и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail:valstan13@mail.ru

ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Описаны мотивы спортивной деятельности у спортсменов-гребцов. Обнаружены сбалансированные показатели ориентации мотивации на процесс и на результат, на индивидуальные и групповые мотивы деятельности, выявлен ведущий мотив занятий спортом - самореализация личности.

Ключевые слова: мотивация, личность, ориентация мотивов, спортивная деятельность.

Проблема мотивации в общей психологии является достаточно исследованным феноменом, однако остается весьма актуальной, поскольку существует целый ряд факторов для того, чтобы продолжать разработку этой темы. Психоаналитические теории рассматривают степень осознанности, сознательности мотивов, их образные репрезентации, соответствующие интерпретации. В бихевиоральных подходах рассматриваются драйвы, обеспечивающие выживание, адаптацию, оперантное обусловливание поведения, научение, вопросы стимулирования. Когнитивная психология изучает формирование мотивов с помощью познания, когнитивного диссонанса, влияния каузальных атрибуций. Отечественная психология рассматривает мотивацию в контексте ценностно-мотивационной сферы личности [1].

Разные методологические основания исследований не дают возможности однозначно определять данный феномен, обосновать общие подходы к диагностике мотивации сделать общие выводы относительно полученных результатов.

Особенно значимым является изучение мотивации спортивной деятельности, поскольку результаты существенным образом связаны с прогнозом успешности деятельности. Она является сложным комплексом различных видов активности, сопряженных с личностными качествами, способностями, свойствами и психофизиологическими ресурсами, цель которой достижение высоких результатов, связанных с преодолением себя, самоорганизацией, преодолением кризисных ситуаций, ситуаций конкуренции. Известный спортивный психолог А.Ц. Пуни выделял следующие объективно существующие особые условия спортивной деятельности: первое специфическое условие спортивной деятельности касается ее предмета: предметом ее является сам занимающийся, самостоятельность его мыслей и действий. Вместе с этим, объектом сознания и деятельности спортсмена выступает, прежде всего, его собственное тело [2]. Сущностью спорта является соревнование. Соревнование - есть необходимое условие существования и развития спортивной деятельности. Вне соревновательных выступлений спорт невозможен [2].

Н.Л. Ильина обосновала положения о том, что комплексы ведущих мотивов на каждом из этапов спортивной карьеры имеют общее и особенное. Особенное в большей степени определяется спецификой вида спорта, чем полом спортсменов. Она пишет о том, что мотивация спортсменов оказывает непосредственное влияние на достижение спортивных результатов на всех этапах спортивной карьеры, а, кроме того, опосредует влияние спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности спортсменов на уровень их спортивных достижений. Становление идентификации с ролью спортсмена, тесно связанное с динамикой мотивации, определяет ряд особенностей в личностном развитии спортсменов по сравнению с неспорстменами [3].

Представим результаты проведенного эмпирического исследования, связанного с выявлением характеристик мотивационной сферы спортсменов. Изучались характеристики мотивации спортивной деятельности на примере спортсменов-гребцов. Исследовались семантические предикторы мотивации, аспек-

тов саморазвития, и ориентации их спортивной деятельности на «процесс-результат», а также и «альтруизм - эгоизм».

Методики исследования: контент-анализ эссе «Мотивы занятия спортом»; методика неоконченных предложений (в адаптации М.А. Абдуллаевой); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребност-ной сфере О.Ф. Потёмкиной.

В юношеском возрасте формирование спортивной мотивации уже в определенной мере сформировано. Юность является заключительным шагом на пути перехода от детства к взрослости и делится, как минимум, на три подпериода: ранняя юность (16-17 лет), средний юношеский возраст (с 17-18 до 20-23 лет) и старший юношеский возраст (от 23-24 до 28-29 лет).

Е.П. Ильин выделяет 4 стадии спортивной карьеры: начальный этап; стадия специализации; стадия спортивного мастерства; стадия завершения активного выступления на соревнованиях [4]. Рассмотрим особенности стадии специализации, поскольку эмпирическая выборка спортсменов находится именно на этой стадии. Е.П. Ильин указывает, что у спортсмена возникает не просто интерес к спорту вообще, а устойчивый интерес к данному виду спорта; физические нагрузки становятся привычными и даже необходимыми. Возникает познавательный интерес к данному виду спорта, проявляющийся в том, что спортсмена привлекает техника и тактика его вида деятельности. Он стремится к определённому рекорду, к совершенствованию своей техники, он тщательно разрабатывает тактические комбинации и прочее [4]. Ученый обобщает особенности специализации следующим образом: спортсмен начинает познавать свой вид спорта «изнутри», не довольствуясь одними лишь внешними впечатлениями.

В исследовании приняло участие 13 спортсменов-гребцов раннего и среднего юношеского возраста (от 16 до 22 лет). Поскольку одним из главных психологических особенностей этого возраста является стремление к самосовершенствованию и самореализации, то для выявления у спортсменов данного феномена была использована проективная методика «Незаконченные предложения». Результаты, полученные с помощью методики «Неоконченные предложения» показали, что наиболее часто (у 8 из 13 опрошенных) используемый критерий, который просматривается в ответах спортсменов - саморазвитие и самореализация («стремление реализоваться», «спорт как инструмент развития», «спорт помогает стремиться к лучшему», «саморазвитие», «бесконечная работа над собой» и др.).

К тому же, оказалось, что наиболее часто встречаются следующие глаголы: «полюбить», «занимаешься», «уверен», «перетерпеть», «стремлюсь» и т.п., что говорит о преобладании у спортсменов внутреннего локуса контроля - они предполагают, что сами являются источниками своих ресурсов в спорте. Среди местоимений, наличие в тексте которых показывает причастность к описываемому виду деятельности, наиболее часто встречаются следующие местоимения: «я», «себе», «свое», что подтверждает тезис об ответственности спортсменов.

Таблица 1

Направленность гребцов 16-17 лет (ранняя юность)

№ Возраст Процесс Результат Альтруизм Эгоизм

1 16 7 8 5 4

2 16 9 8 3 4

3 17 6 6 4 1

4 17 9 9 8 6

5 17 6 4 2 5

Сумма показателей 37 35 22 20

Средняя направленность 7,4 7 4,4 4

Таблица 2

Направленность гребцов 18-22 лет (средняя юность)

№ Возраст Процесс Результат Альтруизм Эгоизм

1 18 5 6 4 4

2 18 7 6 1 5

3 18 10 8 6 3

4 19 6 5 5 3

5 19 5 8 4 5

6 20 7 7 5 3

7 22 9 6 7 1

8 20 7 7 0 5

Сумма показателей 56 53 32 29

Средняя направленность 7,0 6,6 4,0 3,6

При обобщении результатов связанных с ведущими категориями контент-анализа, было обнаружено, что, во-первых, у спортсменов отмечается стремление самореализоваться, самоутвердиться и самосовершенствоваться в спорте. Для них спорт выступает именно той средой, в которой каждая личность может раскрыться и реализовать те способности и возможности, которые до этого были скрыты. Во-вторых, отношение к спорту у спортсменов не просто как к хобби, времяпровождению или только средству достижения результатов. Спорт для большинства спортсменов - это «стиль жизни», «одна из сторон жизни», то, чем он живёт, что находится с ним всегда и во всех других сферах. Спорт - отдельный, интересный мир, который поглощает полностью, он богат на события, всегда насыщен, динамичен, туда всегда хочется вернуться снова и снова. Это любимое занятие, которому посвящается большая часть личного времени и которому отдаётся очень много сил и энергии. В-третьих -это настрой на достижения. Каждый спортсмен, какой бы он вид спорта не выбрал, мечтает и стремится к победе, путь к которой нелёгок и требует полной отдачи, непомерных сил, максимальной выкладки и порой работы «через себя». В-четвёртых, выявлен высокий уровень ответственности спортсменов и их интер-нальности. Данные характеристики говорят о том, что спортсмены - дисциплинированные люди, соблюдающие режим и способные самостоятельно организовать и регулировать тренировочный процесс, а также принимать решения любой важности. Интернальность - внутренний локус контроля показывает, что, за всё, что происходит с ними, за их победы и поражения, ответственность несут прежде всего именно они.

С целью выявления направленности деятельности гребцов была использована методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потёмкиной.

Результаты, полученные по данной методике, представлены ниже (таблица 1, 2) в соответствии с дифференциацией ре-

зультатов в соответствии с возрастными различиями внутри выборки. Здесь, при сравнении чётко видно, что суммарное количество баллов (37 в раннем юношеском возрасте и 56 в среднем), и средний балл (7,4 и 7 соответственно) в графе «процесс» превышает те же показатели в графе «результат» (35 в раннем юношеском возрасте и 53 в среднем; средний балл 7 и 7,6 соответственно). Это указывает на то, что деятельность спортсменов направлена не на достижение результата и погони за победой, а на сам процесс тренировки, занятий спортом, развития и перехода на новый уровень в своём виде спорта, совершенствовании своей техники.

Результаты (таблица 1) указывают, что особенности направленности у более молодых гребцов гармонично распределяются относительно категорий «процесс» и «результат»: 7,4 и 7 соответственно. Также гармонично распределены категории «альтруизм» - «эгоизм».

Показатели направленности гребцов более старшей возрастной категории, представленной большим количеством испытуемых обнаруживает сходную динамику: преобладает мотивация на процесс по сравнению с ориентацией на результат - вероятно, возраст кристаллизует приоритеты спортсменов-гребцов. Просматривается большая ориентация гребцов на альтруизм, чем на эгоизм. Подтверждение этому можно найти в результатах психодиагностики с помощью методики неоконченных предложений, где среди ответов спортсменов можно найти такие как «важно единство в команде», «общение с командой», «важен коллектив и атмосфера в нём» и др.).

Таким образом, данные, полученные в ходе тестирования спортсменов-гребцов, подтвердили теоретические предположения о мотивации на самореализацию личности молодых спортсменов- профессионалов. Однако мы не можем делать выводы относительно всей выборки молодых спортсменов-гребцов, поскольку исследование проводилось на ограниченной выборке (13 человек). Тем не менее, на наш взгляд, в результатах исследования мотивационной сферы спортсменов-гребцов прослеживается тенденция, выражающаяся в стремлении к саморазвитию, и ориентации в их спортивной деятельности на процесс и альтруизм, как личностная установка представителей командных видов спортивной деятельности.

Спортсмены стремятся к личностному и профессиональному самоопределению, а также к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Их интерес состоит не столько в том, чтобы завоёвывать победы и ставить рекорды, но по большей степени в том, чтобы получать удовлетворение от самого процесса занятием спортом. Спортсменам в этом возрасте важно лучше узнать технику, тактику и различные нюансы того вида спорта, которым он занимается. Другими словами они узнают и изучают свой вид спорта «изнутри», не довольствуясь одними лишь внешними впечатлениями.

Большинство опрошенных спортсменов оказались ориентированы на альтруизм в качестве ведущего мотивационного фактора, объясняется это тем, что гребцы работают в команде, и для того, чтобы получить хороший результат и занять лидерские позиции в спортивном рейтинге среди прочих команд, необходимо тесно взаимодействовать с коллективом и принимать активное участие в его жизни, а также проявлять терпимость, толерантность по отношению друг к другу, быть дружелюбно настроенным и оказывать поддержку в процессе тренировок и в условиях спортивного соревнования.

Библиографический список

1. Макклеланд, Д. Мотивация человека. - СПб., 2007.

2. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорта. - М., 1959.

3. Ильина, Н.Л. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998.

4. Ильин, Е.П. Психология спорта. - СПб., 2012.

Bibliography

1. Makkleland, D. Motivaciya cheloveka. - SPb., 2007.

2. Puni, A.C. Ocherki psikhologii sporta. - M., 1959.

3. Iljina, N.L. Dinamika motivacii na protyazhenii sportivnoyj karjerih: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 1998.

4. Iljin, E.P. Psikhologiya sporta. - SPb., 2012.

Статья поступила в редакцию 14.11.13

УДК 159.922

Zhykhareva E. V,, Malikova E. V PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF INQUISITIVENESS AMONG GIRLS AND BOYS OF SENIOR PRE-SCHOOL AGE. The article presents the results of the research of psychological peculiarities of inquisitiveness among girls and boys of senior pre-school age: specific character of their question- and research activity, peculiarities of setting tasks and searching of solutions.

Key words: inquisitiveness, pre-school children, gender.

Е.В. Жихарева, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск;

Е.В. Маликова, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: elena-malikowa@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты исследования психологических особенностей любознательности мальчиков и девочек дошкольников: специфика их вопросительско-исследовательской деятельности, особенности постановки задач и поиска решений.

Ключевые слова: любознательность, дошкольный возраст, гендер.

На современном этапе развития общества к личности предъявляются требования, связанные с умением ориентироваться в большом потоке информации, адекватно ее воспринимать и перерабатывать. Это возможно при выраженной познавательной активности, реализующейся посредством ряда личностных свойств. Центральным свойством является любознательность, характеризующая активность в познавательной сфере, обеспечивающая готовность и постоянство стремлений субъекта к освоению новой информации. В отечественной психологии любознательность рассматривалась как интеллектуальное чувство, как условие мотивации, как мотив деятельности и свойство личности, в как черта характера или свойство личности, как познавательная потребность и познавательный интерес [2]. Любознательность выступала специальным предметом исследования в работах Е.В. Базаркиной, Т.А. Гусевой, Е.В. Жихаревой, С.И. Кудинова, Л.В Шубиной. Авторами изучена психологическая структура любознательности, ее половозрастные, национально-этнические, индивидуально-стилевые и индивидуально-типологические особенности.

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности. Следовательно, развитие любознательности является одной из задач организации учебно-воспитательного процесса. Для того чтобы развивать любознательность, необходимо иметь четкое представление о ее природе, механизмах и факторах, обусловливающих реализацию данного свойства [1]. Таким образом, целью данного исследования явилось выявление особенностей любознательности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

Экспериментальной базой явилось МДОУ № 72 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Калинка» города Бийска. В исследовании приняли участие воспитанники в количестве 30 человек: 15 мальчиков и 15 девочек. Использу-

емый методический комплекс состоял из двух диагностических методик: анкета «Изучение познавательных интересов»

В.С. Юркевича и методика «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой.

Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности было проведено анкетирование воспитателей, которые на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями дошкольников выбрали ответы на вопросы анкеты. Так воспитатели отмечали, что дети являются достаточно любознательными. На занятиях ребята с большим интересом и достаточно отгадывают загадки, с интересом слушают сказки, с особым энтузиазмом мастерят поделки по заданной теме. Кроме того, установлено, что при совместной активной деятельности детей со взрослыми (например, посадка, уход и наблюдение за растениями, прогулки и экскурсии на природу, в музеи, выставки) ребята ярко проявляют любознательность. Познавательный интерес, любознательность детей особенно отчётливо проявляются в процессе совместной деятельности в виде вопросительных проявлениях: они делятся со взрослым своими сомнениями, просят их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникшие вопросы. В количественной форме это выглядит следующим образом: высокий уровень проявления любознательности девочек составляет 28%, мальчиков - 23%; средний уровень познавательной активности мальчиков (57%) - девочек (59%); низкий уровень выраженности любознательности мальчиков (20%) -девочек (13%).

Стоит указать, что период старшего дошкольного детства выступает как важнейший этап в развитии вопросов. Прежде всего, в эти годы ребенок овладевает произвольной постановкой вопроса, направленного на расчленение и исследование проблемной ситуации. Кроме того, осуществляется переход от вопросов, обращенных к другому лицу (взрослому) до вопросов рефлексивных - к самому себе. В соответствии с этим, было проведено диагностическое обследование, по методике Н.Б. Шумаковой «Вопрошайка», непосредственно самих мальчиков и девочек в возрасте 5-6 лет. В результате было получено 82 вопроса, заданных детьми к сюжетным картинкам. Так как, данная методика была проведена в соревновательной форме (кто больше задаст вопросов к сюжетным картинкам) то, на основании её количественных результатов можно заметить, что в «выигрыше» оказались девочки - 43 вопроса, у мальчиков общее количество вопросов - 39. Это говорит о том, что девочки в отличии от мальчиков чаще и больше задают вопросов, лучше идут на контакт, но заинтересованность девочек заключалась скорее общей ситуацией эксперимента, но не содержательной стороной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.