Научная статья на тему 'Динамика мотивационных предпочтений младших школьников в ходе спортивной ориентации'

Динамика мотивационных предпочтений младших школьников в ходе спортивной ориентации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
476
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / MOTIVE / MOTIVATION / SPORTS ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юдина Раиса Николаевна, Полякова Татьяна Андреевна

В статье показано, что благодаря спортивной ориентации происходит запуск процесса создания устойчивого мотива спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юдина Раиса Николаевна, Полякова Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMIC OF JOUNIORS’ MOTIVATION PREFERENCES IN SPORTING ORIENTATION

The paper shows that, thanks to the sports orientation, there is a start of the process of creating sustainable motive of sports activity.

Текст научной работы на тему «Динамика мотивационных предпочтений младших школьников в ходе спортивной ориентации»

нового опыта. В соответствующих женских выборках имеет место обратная тенденция - стабильные во времени качества обнаружены у испытуемых, проживающих в сельской местности.

Список литературы

1. Баландина Л.Л. Психологическая характеристика супругов в разной степени удовлетворенных браком // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 4. - С. 79-80.

2. Вельков В.В. Куда идет эволюция человечества? // Человек. - 2003. -№ 2. - С. 16-29.

3. Егорова М.С., Паршикова О.В. Сходство супругов по самооценкам и взаимным оценкам личностных свойств // Психологические исследования [Электронный ресурс]. - 2010. - Т. 3, № 11. - С. 2. - URL: http://psystudy.ru.

4. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. - М.: Ин-т психологии PAH, 2005. - 448 с.

5. Лавряшина М.Б., Ульянова М.В. Генетико-демографические процессы в населении Кузбасса: динамика этнической и возрастной брачной ассортативности в населении г. Белова // Г енетика. - 2005. - Т. 41, № 7. - С. 938-942.

6. Марков A3. Эволюция человека. В 2 кн. - М.: Aстрель: CORPUS, 2011.

7. Николаева A.H. Формы партнерских взаимоотношений // Современные проблемы психологии семьи: сб. ст. - СПб.: AHO «ИПП», 2007. - С. 75-80.

8. Паршикова О.В. Сходство супругов по личностным характеристикам и продолжительность брака // Психологические исследования [Электронный ресурс]. - 2012. - Т. 5, № 26. - С. 10. - URL: http://psystudy.ru.

УДК 159.922.6

Р.Н. Юдина, Т.А. Полякова

ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

THE DYNAMIC OF JOUNIORS’ MOTIVATION PREFERENCES IN

SPORTING ORIENTATION

В статье показано, что благодаря спортивной ориентации происходит запуск процесса создания устойчивого мотива спортивной деятельности.

Ключевые слова: мотив, мотивация, спортивная ориентация.

The paper shows that, thanks to the sports orientation, there is a start of the process of creating sustainable motive of sports activity.

Key words: motive, motivation, sports orientation.

© Юдина P.H., Полякова ТА., 2013

В отечественной психологии, психологии развития, медицине, теории и методике физического воспитания и спортивной подготовке сегодня накоплено большое количество экспериментальных материалов и теоретических сведений, которые объективно свидетельствуют о возможности и необходимости расширения сферы применения средств физической культуры в целостном процессе развития ребенка. Постоянно обновляется содержание физического воспитания, широко используются инновационные подходы к организации физической активности детей [2].

Высокие наукоемкие технологии стимулируемого развития физического потенциала человека накоплены в спорте высших достижений и в системе подготовки его резервов [2; 10]. Их эффективность существенно превосходит результативность традиционного школьного физического воспитания. Известны и хорошо отработаны методы выявления предрасположенности ребенка и подростка к тому или иному виду спортивной или общеразвивающей и оздоровительной тренировки [2]. За счет систематических занятий физической культурой или спортом, а также активного отдыха можно обеспечить достаточный уровень основной физической подготовки, укрепить здоровье и привить спортивный образ жизни. Поэтому следует как можно большее количество детей и подростков привлекать к регулярной спортивной деятельности в свободное от учебы время. Это отвечает и их стремлению к разнообразным формам организации досуга и к физической активности. В то же время это помогает выявлять и развивать спортивные способности учащихся, а затем вовлекать их в тренировочно-соревновательный процесс.

Дети, как правило, приходят заниматься в ту или иную спортивную секцию случайно: вместе с товарищами, по желанию родителей. В лучшем случае учитель физической культуры в школе посоветует заниматься каким-либо видом спорта, или тренер из ближайшей детско-юношеской спортивной школы (чаще всего по собственной инициативе) придет на школьные соревнования и увидит спортивно одаренного ребенка. Как следствие многие из детей занимаются «не своим» видом спорта, тратят годы, и не достигнув сколько-нибудь значимых результатов, уходят из спорта разочарованными. В то время как в другом виде спорта они, возможно, смогли бы достичь высоких результатов. Большинство из спортивно одаренных детей так и не приходят в спорт вообще: они просто не ориентированы на это, не знают о своих способностях [2; 3; 10].

Для того чтобы дети занимались спортом, знали, куда обратиться за необходимой информацией, чтобы их заинтересованность не ограничивалась знаниями только в области спортивных игр, некоторых единоборств, которые в наибольшей степени культивируются в СМИ (и почти не привлекают девочек) необходима пропаганда всех видов спорта.

В Пермском крае созданы благоприятные условия для развития спорта и физической культуры. Так, в г. Перми успешно функционируют 25 детско-юношеских спортивных школ, из них 12 - спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва. На территории Пермского края зарегистрировано 67 федераций по видам спорта. Тем не менее говорить об их высоком развитии преждевременно по причине малой загруженности спортивных сооружений. В связи с этим нужно отметить наличие научной проблемы, которая определяется несоответствием между созданными условиями для занятий физкультурой и спортом и малым количеством занимающихся.

Таким образом, встает острая необходимость в спортивно-ориентационной работе с населением региона, особенно с детьми и подростками.

Наиболее емкое и точное определение начальной спортивной ориентации дал А.А. Гужаловский [3]. Спортивная ориентация, по его мнению, - это вид социальной ориентации, направленной на оказание организованной помощи детям и молодежи в выборе предмета спортивной специализации с учетом индивидуальных способностей, склонностей и интересов.

Первичная или начальная ориентация - научно и методически обоснованный процесс подбора вида спорта для ребенка на основе диагностики его индивидуальных особенностей.

Подобрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности -задача спортивной ориентации.

Эффективность спортивной деятельности, как отмечено многими учеными [2; 3; 4; 5; 7; 8; 9], зависит от многих факторов, среди которых одним из основных является мотив. Мотив - это энергетический вклад в деятельность, его сила может компенсировать недостаток специальных способностей. В свою очередь спортивные способности без мотива реализоваться не могут. Поэтому мотивация является одной из центральных проблем в работе тренера. Мотив (от лат. моувгв - приводить в движение, толкать) - сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием) [6; 7; 11]. Мотивация - процесс формирования мотива [4]. Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека. Самая большая потребность в двигательной активности наблюдается у младших школьников [3; 6; 8].

На начальной стадии занятий спортом, в основном у детей, мотивация характеризуется диффузностью интересов к разным его видам [3]. Часто выбор вида спорта бывает обусловлен внешними случайными обстоятельствами: подражанием старшим или товарищу, природными условиями, близостью той или иной спортивной базы, показом по телевидению крупных соревнований и т.п.

Ряд авторов изучали факторы, влияющие на отсев учащихся из детско-юношеских спортивных школ [4; 6]. Важность изучения этого вопроса

обусловлена тем, что в течение первого года занятий отсев достигает 80 %. В первый год обучения в спортивной секции недостаточная сила мотива часто приводит к пропускам тренировок и, как следствие, к уходу из спорта.

А.В. Шаболтас (1998) изучала мотивы спортивной деятельности у юных спортсменов в возрасте 10-17 лет и установила, что возрастная динамика формирования мотивов проходит две стадии. Первая - «принятие» социально постулируемых, одобряемых социальным окружением целей занятия спортом. Вторая - формирование отношения к спорту на основе личностного смысла: что побуждает данного спортсмена заниматься спортом [11].

Среди начинающих заниматься спортом в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследований, являются: укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей [6].

Целью нашего исследования было сравнение динамики мотивационных предпочтений тех школьников, которым вид спорта подбирался на основе комплексной диагностики, и тех, которые выбирали спорт самостоятельно.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Выявить рейтинг мотивов занятиями спортом в группе учащихся, где осуществлялась спортивная ориентация.

2. Выяснить рейтинг мотивов занятиями спортом в группе учащихся, которые вид спорта выбирали самостоятельно.

3. Экспериментально установить различия в динамике мотивов при занятиях спортом в обеих группах.

Организация и методики исследования. Исследование проводилось на базе МОУ «Г имназия № 2» г. Перми. В эксперименте принимали участие младшие школьники вторых классов в возрасте 8-8,5 лет, в количестве 56 человек. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы по 28 человек в каждой (14 девочек и 14 мальчиков). В экспериментальной группе выбор вида спорта осуществлялся по авторской технологии спортивной ориентации [6]. В контрольной группе школьники самостоятельно выбирали виды спорта.

В исследовании были задействованы следующие диагностические методики: анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Для исследования мотивационных предпочтений младших школьников (ранжирование мотивов спортивной деятельности) использовалась анкета, разработанная Д.Н. Гавриловым. Полученные результаты были подвержены статистической обработкой: ранжирование мотивов по степени значимости, сравнительный анализ и /-критерий Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. При начальной диагностике не выявлено достоверно значимых различий в предпочтениях занятий спортом у девочек контрольной и экспериментальной групп в первых рейтинговых позициях (табл. 1).

Таблица 1

Ранжирование мотивов по степени значимости в группах девочек

Девочки ЭГ Рейтинг Мотивационные предпочтения Рейтинг Девочки КГ

3,71 1 Укрепление здоровья 1 3,28

4,64 2 Получать удовольствие 2 5,07

5,71 3 Развить физические способности 4 5,36

6 4 Находить новых друзей 3 5,28

6,14 5 Стать сильнее 5 6,43

6,28 6 Уметь управлять телом 6 6,5

7,21 7 Выглядеть красиво 7 6,64

7,28 8 Хочу побеждать 9 7,07

7,92 9 Изменить фигуру 8 7

8,07 10 Быть как спортивная звезда 13 10,57

8,64 11 Встреча с друзьями 11 8,14

10,07 12 Угодить родителям 12 8,57

10,92 13 Заниматься для развлечения 10 7,86

12,86 14 Для будущей работы 14 12,28

На первое место девочки обеих групп поставили «укрепление здоровья». Скорее всего, срабатывает общепринятый стереотип, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияния на человека. На второе место девочки обеих групп поставили мотивационное предпочтение «получать удовольствие». Так как потребность в двигательной активности является биологической, то на фоне статических нагрузок в школе занятия в спортивной секции выглядят значительно привлекательнее. На третье место девочки экспериментальной группы поставили мотивационное предпочтение «развить физические способности», в этом возрасте всем детям хочется быть быстрыми, сильными, ловкими.

Четвертое место принадлежит мотиву - «находить новых друзей», человек существо социальное, у многих велика потребность в общении, посещение спортивной секции дает возможность удовлетворить эту потребность. У девочек контрольной группы эти предпочтения поменялись местами. Мотивационное предпочтение «хочу побеждать» в обеих группах оказалось на пятом месте. Далее ученицы отметили такие мотивационные предпочтения, как «выглядеть красиво» и «уметь управлять телом», видимо, сказывается социальная установка, что спортивная фигура гораздо привлекательнее, чем фигура человека, который не занимается спортом. Полученные результаты подтверждают данные исследования Е.П. Ильина [3], который отметил, что у большинства детей в начале занятий спортом ведущими являются общие мотивы.

Интересен тот факт, что мотивационное предпочтение «быть как спортивная звезда» школьники обеих групп поставили в конец рейтинга, хотя обычно детям этого возраста свойственно иметь кумиров, подражать им. Также менее значимыми для школьниц обеих групп стали предпочтения: «угодить родителям», скорее, это свидетельствует о том, что родители не занимают авторитарной

позиции в отношении выбора спортивной секции, прислушиваются к пожеланиям детей; «для будущей работы», что является естественным, так как в этом возрасте дети только мечтают о каких-либо профессиях, причем интерес очень ситуативен, выбор часто меняется, поэтому и нет целенаправленной подготовки. Аналогичное положение складывается и у мальчиков, т.е. различий в мотивационных предпочтениях у них не обнаружено (табл. 2).

Таблица 2

Ранжирование мотивов по степени значимости в группах мальчиков

Мальчики ЭГ Рейтинг Мотивационные предпочтения Рейтинг Мальчики КГ

3,14 1 Развить физические способности 1 3,42

4,43 2 Укрепить здоровье 3 4,92

5,57 3 Стать сильнее 2 4

5,93 4 Находить новых друзей 4 5,21

6,57 5 Хочу побеждать 6 5,92

6,71 6 Получать удовольствие 5 5,78

6,71 7 Выглядеть красиво 9 8,86

7,43 8 Уметь управлять телом 8 8,5

7,78 9 Встреча с друзьями 7 7,93

8,14 10 Заниматься для развлечения 10 9,07

8,57 11 Для будущей работы 12 9,57

9,78 12 Быть как спортивная звезда 11 9,28

10,64 13 Изменить фигуру 13 11

12,57 14 Угодить родителям 14 12,14

В первую тройку рейтинговых позиций мотивационных предпочтений школьники обеих групп отнесли «развить физические способности», «стать сильнее». Это можно объяснить тем, что ребята этого возраста конкурируют между собой, самоутверждаются именно через занятия спортом. Кто сильнее всех, тот претендует быть лидером. Также этот факт можно объяснить идеологической направленностью общества на создание смелого, сильного героя (мультфильмы, кинофильмы, компьютерные игры).

Мотив «хочу побеждать» мальчики экспериментальной группы поставили на пятое место, а мальчики контрольной группы - на шестое место. По всей вероятности, их в большей степени привлекает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу, поиск новых друзей, т.е. потребность в общении.

После того как детям экспериментальной группы были рекомендованы соответствующие их индивидуальным особенностям виды спорта и на этом основании выбраны конкретные спортивные секции, рейтинговые позиции мотивационных предпочтений занятий спортом в экспериментальной группе значительно изменились, что нельзя сказать о контрольной (рис. 1-2).

У девочек в экспериментальной группе на достоверно значимом уровне произошли изменения в рейтинговых позициях таких предпочтений, как «хочу

побеждать» = -4,16; р < 0,01); «выглядеть красиво», = -2,06; р < 0,05); «получать удовольствие», = 2,06; р < 0,05); «заниматься для развлечения», 0: = - 4,16; р < 0 ,01); «находить новых друзей» = 4; Р < 0,01).

Мотивационные предпочтения до эксперимента Ранг Ранг Мотивационные предпочтения после эксперимента

Укрепление здоровья 1 ► 1 Укрепление здоровья

Получать удовольствие 2 2 Развить физические способности

Развить физические способности 3 3 Хочу побеждать

Находить новых друзей 4 4 Выглядеть красиво

Стать сильнее 5 5 Получать удовольствие

Уметь управлять телом 6 6 Стать сильнее

Выглядеть красиво 7 7 Уметь управлять телом

Хочу побеждать 8 8 Заниматься для развлечения

Изменить фигуру 9 /V —> 9 Изменить фигуру

Быть как спортивная звезда 10 10 Находить новых друзей

Встреча с друзьями 11 11 Встреча с друзьями

Угодить родителям 12 12 Быть как спортивная звезда

Заниматься для развлечения 13 13 Для будущей работы

Для будущей работы 14 14 Угодить родителям

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Динамика мотивационных предпочтений у девочек экспериментальной группы (полужирным шрифтом выделены достоверные различия)

Девочки в большей степени стали придавать значение действенным и эстетическим мотивам. Снизились рейтинги общих мотивационных предпочтений «получать удовольствие», «находить новых друзей».

В контрольной группе девочек также произошли изменения в рейтинговых позициях, но изменения не значительны и на достоверно значимом уровне не подтвердились (рис. 2).

При анализе результатов анкетирования мальчиков складывается подобное положение. В экспериментальной группе значительно повысились рейтинги предпочтений «хочу побеждать» (: = -2,06; р < 0,05), «быть как спортивная звезда» (: = - 4,6; р < 0 ,01), «изменить фигуру» = -3 ,3; р < 0 ,01). В то же время снизились рейтинговые позиции «развитие физических способностей» (: = 2,06; р < 0,05) и «желание найти новых друзей» (: = 5,3; р < 0,01). В контрольной группе мальчиков произошли некоторые изменения в динамике мотивационных предпочтений, но на недостоверно значимом уровне.

Таким образом, в число наиболее значимых предпочтений в экспериментальной группе стали попадать более конкретные выборы («хочу побеждать», «быть как спортивная звезда», «выглядеть красиво»), которые можно рассматривать как уже осознанный результат действий, в отличие от тех

общих, выявленных в начале исследования: «укрепление здоровья»,

«получение удовольствия», «поиск новых друзей».

Мотивационные предпочтения до эксперимента Ранг Ранг Мотивационные предпочтения после эксперимента

Укрепление здоровья 1 » ■ 1 Укрепление здоровья

Получать удовольствие 2 2 Находить новых друзей

Находить новых друзей 3 3 Получать удовольствие

Развить физические способности 4 4 Стать сильнее

Стать сильнее 5 5 Развить физические способности

Уметь управлять телом 6 6 7 Выглядеть красиво

Выглядеть красиво Изменить фигуру 8 / 8 Изменить фигуру Уметь управлять телом

Хочу побеждать 9 9 Заниматься для развлечения

Заниматься для развлечения 10 10 Хочу побеждать

Встреча с друзьями 11 » ■ 11 Встреча с друзьями

Угодить родителям 12 12 Быть как спортивная звезда

Быть как спортивная звезда 13 • 13 Угодить родителям

Для будущей работы 14 ► 14 Для будущей работы

Рис. 2. Динамика мотивационных предпочтений у девочек контрольной группы

На основании полученных результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Установлен рейтинг мотивов занятиями спортом в группе учащихся, где осуществлялась спортивная ориентация.

2. Выявлен рейтинг мотивов занятиями спортом в группе учащихся, которые вид спорта выбирали самостоятельно.

3. Экспериментально подтвердили различия в динамике мотивов в экспериментальной группе на статистически значимом уровне.

Одной из задач спортивной ориентации, с нашей точки зрения, должен стать запуск процесса создания устойчивого мотива к спортивной деятельности. В нашем случае это произошло. На основе удовлетворения биологических потребностей (ребенку, например, способному к быстродействию будут нравиться быстрые действия) происходит срабатывание эффекта «попадания в свою среду». В своей среде интересно, а то, что интересно, вызывает желание постоянно этим заниматься, что в свою очередь часто приводит к появлению результатов в сфере интереса. Появляется желание достичь лучшего результата, в нашем случае - в избранном виде спорта.

Список литературы

1. Гаврилов Д.Н., Комков А.Г., Малинин А.В. Инновационные технологии диагностики психофизического состояния школьников: метод. рекомендации; С.-Петерб. НИИ физич. культуры. - СПб., 2005. - 43 с.

2. Генетические, психофизические и педагогические технологии подготовки спортсменов: сб. науч. тр. / С.-Петерб. НИИ физич. культуры. -СПб., 2006. - 144 с.

3. Гужаловский А.А. Проблемы теории спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 8. - С. 24-25.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.: ил. -(Сер. «Мастера психологии»).

5. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2009. - 351 с.: ил. - (Сер. «Мастера психологии»).

6. Озолин Э.С. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранение их в спортивных секциях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 3. - С. 32-37.

7. Пилоян Р.А., Фураев Г.П. Подготовка спортсменов с учетом особенностей их мотивации // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 3. - С. 34-36.

8. Полякова Т.А. Педагогическая технология спортивной ориентации детей

младшего школьного возраста // Физическая культура: воспитание,

образование, тренировка. - 2008. - № 2. - С. 51-53.

9. Практикум по спортивной психологии / под ред. И.В. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.: ил. - (Сер. «Практикум по психологии»).

10. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологический и психолого-педагогические аспекты: учеб.-метод. пособие. - М.: Советский спорт, 2005. - 142 с.

11. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.