УДК 373.103.71
ЗНАЧИМОСТЬ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ГРУПП МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ВКЛЮЧЕНИЯ УЧАщИХСЯ 9-10 ЛЕТ В СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Начальник курса первого авиационного факультета (базовой подготовки) Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков Г. Н. Пашков.
Контактная информация для переписки: 350005, г. Краснодар, Авиагородок, КВВАУЛ, [email protected]
Потребность является двигательной силой поведения всех живых организмов, в том числе и человека. Она стимулирует активную деятельность, выступая в качестве причин поведения, избирательного отношения к условиям окружающей среды [9, с. 8].
Разнообразие потребностей младших школьников обусловливается многообразием и богатством их эмоций. Потребности школьников и производные от их трансформации мотивы, интересы, влечения, стремления, желания, ценностные ориентации - представляют основу и движущую силу поведения детей [4, с. 19; 6, с. 184].
При организации процесса физического воспитания в школе необходимо обращать внимание на отношение учащихся к физической активности в разные возрастные периоды с учетом их особенностей [1, с. 12; 5, с. 14]. У младших школьников мотивы к занятиям физической культурой и спортом характеризуются неустойчивостью, зависят от внешних обстоятельств, от применяемых форм и методов воспитания и носят временный характер, поэтому для их развития необходима определенная программа педагогического воздействия с акцентом на значимость мотивационно-потребност-ной сферы.
Мотивация учащихся младших классов к занятиям спортом обусловливает понимание педагогической общественностью возможностей использования их средств и методов с целью формирования спортивной культуры детей. При этом важной задачей научно-методического характера является определение отдельных классификационных групп мотивов и потребностей в аспекте их значимости для включения детей в спортивную деятельность. В ходе проведенных исследований анализировалась весомость шести классификационных групп мотивов: эмоции; переживания, касающиеся
тела и физического состояния; психические переживания; социальные мотивы функционального совершенствования тела и физического состояния; мотивы повышения спортивных результатов и победы в соревнованиях; экстрафункциональные ценности.
Ключевые слова: мотивы и потребности; коэффициент весомости; спортивная культура; учащиеся 9-10 лет.
Введение. Замечено, что дети стремятся заниматься конкретными видами спорта (футболом, плаванием, акробатикой и т. д.), а не оздоровительными, общефизическими упражнениями [3, с. 54-58]. Это стремление основано на желании общаться с узким кругом своих сверстников, связано с престижностью занятий спортом среди детей [5, с. 16].
Очевидно, что снижение интереса школьников к стандартным урочным занятиям явилось причиной интенсивного поиска специалистов, направленного на расширение спортивно-ориентированных программ как в урочное, так и внеурочное время [2, с. 50-53; 8, с. 31-33]. В этой связи очевидна необходимость углубленного изучения мотивов и потребностей учащихся 9-10 лет в контексте их включения в спортивную деятельность. Результаты исследования по этой проблеме представлены в данной статье.
Методы и организация исследования. В ходе исследования использовались следующие методы:
• Анализ научно-методической литературы.
• Опрос для определения мотивов учащихся к занятиям спортом.
• Метод экспертных оценок для ранжирования мотивов и потребностей включения детей в занятия спортом.
• Метод математической статистики для расчета средневзвешенных величин ранговых номеров, балльной оценки мотивов и их коэффициентов весомости [9, с. 45-47].
Таблица 1
Мотивы и потребности включения школьников 9-10 лет в занятия спортом
№ п/п Мотивы и потребности П о л Возраст (лет)
9 10
п м=50, д=64 % балл п м=55, д=60 % балл
1 2 3 4 5 6 7 8 9
I. Эмоции, переживания, касающиеся тела и физического состояния
1 Получить радость от физического усилия М 2 3,8 38,54 1 1,8 19,27
Д - - - 2 3,3 38,54
2 Получить удовольствие М 1 2,0 16,74 2 3,6 33,48
Д 2 3,1 33,48 3 5,1 50,22
3 Снять стресс М - - - - - -
Д - - - - - -
4 Улучшить самочувствие М 2 3,8 23,96 1 1,8 11,98
Д 1 1,6 11,98 - - -
II. Психические переживания
5 Спортивный азарт М - - - 1 1,8 11,26
Д - - - - - -
6 Любовь, интерес к спорту М 3 5,8 73,59 5 9,3 122,65
Д 3 4,7 73,59 5 8,3 122,65
7 Интерес к спортивным тренировкам М 4 7,8 100,76 4 7,3 100,76
Д 3 4,7 75,57 3 5,1 75,57
8 Удовольствие от наблюдения за спортивными соревнованиями М 2 3,8 35,86 1 1,8 17,93
Д 3 4,7 53,79 2 3,3 35,86
9 Удовольствие от участия в спортивных соревнованиях М 3 5,8 85,29 3 5,5 85,29
Д 4 6,2 113,72 3 5,1 85,29
10 Развитие эстетических качеств М - - - - - -
Д 2 3,1 25,52 2 3,3 25,52
11 Радость от красивых движений М - - - - - -
Д 3 4,7 45,51 2 3,3 30,34
III. Социальные мотивы
12 Общение со сверстниками М 2 3,8 10,56 2 3,6 10,56
Д 5 7,8 26,40 4 6,7 21,12
13 Наличие друзей в спортивной секции М 2 3,8 12,14 3 5,5 18,21
Д 1 1,6 6,07 2 3,3 12,14
14 Нахождение среди других М 2 3,8 5,88 - - -
Д - - - - - -
15 Выезд на соревнования с целью общения и знакомства М 2 3,8 9,52 1 1,8 4,76
Д 2 3,1 9,52 2 3,3 9,52
16 Занятия спортом вместе с родителями М 2 3,8 20,6 - - -
Д 4 6,3 40,72 2 3,3 20,36
IV. Функциональное совершенствование тела и физического состояния
17 Возможность использовать свои способности М 1 2,0 13,43 2 3,6 26,86
Д 1 1,6 13,43 - - -
18 Испытать свои силы М 2 3,8 28,56 2 3,6 28,56
Д - - - - - -
19 Стать более сильным, гибким и т. д. М 2 3,8 42,40 4 7,3 84,80
Д 3 4,7 63,60 3 5,1 63,60
20 Повысить уровень здоровья М 2 3,8 46,94 2 3,6 46,94
Д 3 4,7 70,41 3 5,0 70,41
21 Для коррекции фигуры, формирования красивого телосложения М - - - - - -
Д 3 4,7 29,19 2 3,3 19,46
V. Мотивы повышения спортивных результатов и победы в соревнованиях
22 Повысить спортивные результаты М 3 5,8 77,94 4 7,3 103,92
Д 2 3,1 51,96 2 3,3 51,96
23 Добиться победы в соревнованиях М 3 5,8 89,28 4 7,3 119,04
Д 4 6,2 119,04 3 5,0 89,28
24 Хочу научиться отлично бегать, прыгать, плавать и т. д. М 3 5,8 79,26 2 3,6 52,84
Д 2 3,1 52,84 3 5,1 79,26
25 Сравнить свои спортивные достижения с другими М 2 3,8 54,70 3 5,5 82,05
Д 3 4,7 82,05 2 3,3 54,70
Продолжение табл.1
1 2 3 4 5 6 7 8 9
26 Возможность продемонстрировать свои физические способности М 2 3,8 31,04 1 1,8 15,52
Д 2 3,1 31,04 2 3,3 31,04
27 Возможность демонстрации мужских качеств М - - - 2 3,6 17,08
Д - - - - - -
VI. Экстра< >ункциональные мотивы
28 По желанию родителей М 2 3,8 4,08 1 1,8 2,04
Д 3 4,7 6,12 2 3,3 4,08
29 Занимаются друзья М 1 2,0 3,24 1 1,8 3,24
Д 2 3,1 6,48 2 3,3 6,48
30 ДЮСШ находится рядом с домом М 1 2,0 2,63 - - -
Д 2 3,1 5,06 2 3,3 5,06
31 Рациональное использование свободного времени М - - - 2 3,6 14,20
Д - - - 2 3,3 14,20
32 Некуда больше деться М 1 2,0 1,94 1 1,8 1,94
Д 1 1,6 1,94 - - -
Таблица 2
Весомость классификационных групп мотивов и потребностей включения школьников 9-10 лет в занятия
спортом
Группы мотивов и потребностей Ранг т КВ
Эмоции, переживания, касающиеся тела и физического состояния 4 3,49 14,52
Психические переживания 2 2,34 22,40
Социальные мотивы 5 4,58 11,44
Функциональное совершенствование тела и физического состояния 3 2,97 17,07
Мотивы повышения спортивных результатов и победы в соревнованиях 1 1,23 28,56
Экстрафункциональные мотивы 6 5,84 6,01
Коэффициент конкордации 0,734
Примечание: 1. Ш - средневзвешенная величина рангового номера. 2. КВ - коэффициент весомости.
Исследования проводились на базе МБОУ № 18 и МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии № 63 г. Краснодара. В них приняли участие 236 детей 9-10 лет.
Результаты исследования. Данные, характеризующие отдельные мотивы, входящие в структуру каждой квалификационной группы, представлены в таблице 1.
Результаты проведенных статистических операций, свидетельствующие о весомости отдельных классификационных групп мотивов и потребностей в аспекте их значимости для включения детей в спортивную деятельность, представлены в таблице 2.
Их изучение позволило установить следующую иерархию классификационных групп мотивов и потребностей в соответствии с полученными коэффициентами весомости:
• Мотивы повышения спортивных результатов и достижения победы в соревнованиях - 28,56 у. е.
• Мотивы, обусловленные психологическими переживаниями в ходе спортивной деятельности - 22,40 у. е.
• Мотивы, отражающие аспекты функционального и физического совершенствования - 17,07 у. е.
• Мотивы, обусловленные наличием эмоциональных переживаний в связи с совершенствованием личностного физического состояния - 14,52 у. е.
• Мотивы, имеющие социальный характер -11,44 у. е.
• Экстрафункциональные мотивы - 6,01 у. е.
Таким образом, с учетом значительного количества
отдельных мотивов, входящих в состав классификационных групп, установлены общие особенности мотивации младших школьников к спортивной деятельности.
Заключение. Основными мотиваторами участия младших школьников в различных видах и формах спортивной деятельности являются:
- стремление к повышению спортивных достижений как фактора, определяющего возможность победы в соревнованиях;
- позитивные эмоции, возникающие в ходе учебно-тренировочного процесса и спортивных мероприятий;
- стремление к телесному совершенствованию как важнейший аргумент личностного развития и социализации.
Очевидно, что вышеперечисленные мотивы об-
условлены, прежде всего, позитивным состоянием, возникающим у детей в процессе спортивной деятельности. Данное положение должно являться главным условием организации спортивно-массовой работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися младшего школьного возраста.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. А. Баландин. - Краснодар, 2001. - 50 с.
2. Бальсевич, В. К. Теория и технология спортивно-ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 50-53.
3. Вавилов, Ю. Н. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи / Ю. Н. Вавилов, К. Ю. Вавилов // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 8. -С. 54-58.
4. Коренева, М. В. Модель педагогического процесса формирования личностной физической культуры
студентов с учетом идеалов олимпизма / М. В. Коренева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 4. - С. 18-23.
5. Костюков, В. В. Теория и методика использования спортивных игр при организации физической активности людей разного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. В. Костюков. - М., 1993. - 49 с.
6. Петровский, А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. - М.: Центр, Академия, 1995. - 496 с.
7. Пономарев, Н. И. Некоторые аспекты формирования положительного отношения человека к физической культуре / Н. И. Пономарев, В. М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 9. - С. 8.
8. Селищева, Е. В. Влияние Федеральных государственных образовательных стандартов на мотивационные предпочтения учащихся начальных классов / Е. В. Селищева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 31-33.
9. Чернышенко, Ю. К. Новый подход к формализованной оценке уровня мотивации занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью / Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, М. М. Шестаков [и др.] // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2012. - № 3. - С. 45-47.
CLASSIFICATION MOTIVE GROUPS AND NEEDS SIGNIFICANCE IN THE CONTEXT OF 9-10 YEARS OLD STUDENTS INCLUSION IN SPORT
G. Pashkov, Head of the course in the First Aviation Faculty (basic training) Krasnodar Higher Military Aviation School
Contact information for correspondence: 350005, Krasnodar, Aviation town. KHMAS, [email protected]
Demand is the driving force of behavior of all living organisms, including humans. It stimulates activity, acting as causes of behavior of the selective attitude to the environment.
The variety of younger students' needs is due to the diversity and richness of their emotions. The pupils' needs and their transformation derivatives - motives, interests, inclinations, aspirations, desires, values - are the foundation and driving force of children's behavior.
During the organization of physical education process at school it is necessary to pay attention to students attitudes toward physical activity in different age periods, taking into account their specific features. Younger students' motivation to physical education and sports are characterized by instability, depends on external circumstances, on the applicable forms and methods of education and it is temporary in nature, so their development requires a certain program of pedagogical influence with an emphasis on the importance of need-motivational sphere.
Motivation of elementary school pupils to sports makes the educational community understand the possibilities of
using their tools and techniques in order to create a sports culture of children. The important task of the scientific and methodical character is to determine individual classification groups of motives and needs in terms of their importance of children inclusion in sports activities.
During the importance research six classification groups of motives were analyzed: emotions, feelings related to body and physical condition, mental experiences, social motives, improving body function and physical condition, motivation to increase athletic performance and victory in the competition, extra functional values.
Key words: motivations and needs, weighting factor, sports culture, 9-10 years old pupils.
References
1. Balandin V. A. Nauchno-tekhnologicheskie osnovy ob-novleniia protsessa fizicheskogo vospitaniia v nachal'noi shkole [Scientific and technological bases of the update process of physical education in elementary school]. abstract dis. ... doctor of ped. science. Krasnodar, 2001, 50 p.
2. Balsevich V. K., Lubysheva L. I. Teoriia i tekhnologiia sportivno-orientirovannogo fizicheskogo vospitaniia v massovoi obshcheobrazovatel'noi shkole [Theory and technology of sports-oriented physical education in mass secondary school]. Fizicheskaia kul'tura: vospita-nie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: accomplishment, education, training], 2005, no 5. pp. 50-53. (in Russian)
3. Vavilov Y. N., Vavilov K. Y. Nauchno-prakticheskie pred-posylki sportivno-ozdorovitel'noi programmy dlia detei i molodezhi [Scientific and practical implications of a sports program for children and youth]. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 1995, no 8, pp. 54-58.
4. Koreneva M. V. Model' pedagogicheskogo protsessa formirovaniia lichnostnoi fizicheskoi kul'tury studentov s uchetom idealov olimpizma [Pedagogical model of students personal physical culture formation based on the ideals of Olympism]. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka ipraktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2014, no 4, pp. 18-23.
5. Kostyukov V. V. Teoriia i metodika ispol'zovaniia sport-ivnykh igr pri organizatsii fizicheskoi aktivnosti liudei raznogo vozrasta: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Theory and methods in the organization of sports physical ac-
tivity usage for people of different ages: abstract. diss. ... doctor of ped. science], Moscow, 1993, 49 p.
6. Petrovskiy A. V. Vvedenie vpsikhologiiu [Introduction to Psychology]. Moscow, Centre, Academy, 1995, 496 p.
7. Ponomarev N. I., Reizin V. M. Nekotorye aspekty formirovaniia polozhitel'nogo otnosheniia cheloveka k fizicheskoi kul'ture [Some aspects of the positive relation formation of man to physical training]. Teoriia ipraktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1993, no 9, pp. 8.
8. Selishcheva E. V. Vliianie Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov na motivatsionnye pred-pochteniia uchashchikhsia nachal'nykh klassov [Impact of Federal State Educational Standards in the motivational preferences of primary school pupils]. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2012, no 4, pp. 31-33.
9. Chernyshenko Y. K., Balandin V. A., Shestakov M. M. [and others] Novyi podkhod k formalizovannoi otsenke urov-nia motivatsii zanimaiushchikhsia fizkul'turno-sportivnoi deiatel'nost'iu [A new approach to the formal assessment of people motivation level involved in sports activity]. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2012, no 3, pp. 45-47.