Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ЗОБНОЙ ЭНДЕМИИ В КУЗБАССЕ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗОБНОЙ ЭНДЕМИИ В КУЗБАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.Ф. Зинчук, E.В. Парменова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the present study was to comprehensively assess goiter endemia in Kuzbass. The spread of goiter was examined in its population. The severity and intensity of goiter endemia were assessed. Its causes and risk factors were revealed. The Kemerovo region was found to be an area of moderate goiter endemia with a tendency for its severity. The wide spread of iodine deficiency in the population, which is associated with low dietary iodine intake, is a cause of goiter endemia in Kuzbass.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ЗОБНОЙ ЭНДЕМИИ В КУЗБАССЕ»

During intensive exercise the intestinal and renal excretion of these substances was much greater than their dietary intake. The balance of all three substances was negative. Losses of iron and copper were not compensated for in the presence of their inadequate intake in the subsequent 3 days of rest fol-

lowing the race. The enrichment of diets with a complex of iron, copper, and manganese resulted in their retention in the athletes. As medical iron intake increased, there was a significant rise in the excretion of copper and manganese through the gastrointestinal tract.

© С. Ф. ЗИНЧУК, E. В. ПАРМЕНОВА, 2001

УДК 616.441-006.5-092:Ы2.392.64.064]-036.21(571.17)

С. Ф. Зинчук, Е. В. Парменова

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗОБНОЙ ЭНДЕМИИ В КУЗБАССЕ

Кемеровская государственная медицинская академия

Заболеваемость эндемическим (нетоксическим, йоддефицитным) зобом достаточно велика во всем мире [2—4]. Зоб встречается повсеместно, но есть очаги, в которых заболеваемость зобом достигает высокого уровня, превышая общепринятый ординар — 10%. Для России эндемический зоб представляет важную медико-социальную проблему, так как более 50% населенной территории принадлежит к биогеохимическим провинциям с низким содержанием йода в окружающей среде [1, 2]. О высокой заболеваемости зобом в Кузбассе еще в начале века сообщал проф. В. В. Милосла'вский [5]. В последующие годы проводимые единичные исследования по данной проблеме давали лишь фрагментарные характеристики, касающиеся заболеваемости зобом, но не оценивающие эндемию в целом, без выявления причин и закономерностей ее формирования.

Целью нашего исследования явилась комплексная оценка зобной эндемии (ЗЭ) в Кузбассе в

1995-1999 гг.

Наличие эндемии оценивали по заболеваемости зобом методом активных обследований репрезентативных групп населения. Обследовано 2174 жителя в 6 городах Кемеровской области в возрасте от 3 до 60 лет, родившихся или проживающих в области не менее 10 лет. Для характеристики тяжести и напряженности ЗЭ использовали индекс Ленца-Бауэра, коэффициент М. Г. Коломийцевой [4], оценивали медиану экскреции йода с мочой.

Для выявления причин возникновения ЗЭ и характеристики факторов риска ее развития оценивали состояние фактического питания детей в организованных коллективах методом оценки меню-раскладок и детей с неорганизованным питанием (школьники) анкетным методом. Концентрацию йода (подвижные фракции) в почве и воде определяли церий-арсенитным [8, 11] и полярографическим методами. рН почв измеряли на иономере И-125.

Экскрецию йода с мочой определяли церий-ар-сенитным методом [8, 11]. Для оценки тиреоидного

Таблица 1

Распространенность зоба среди обследованных жителей Кемеровской области

Район обследования Число обследованных, п Число больных зобом Удельный вес больных зобом, %

Кемеровская область 2174 1172 54,0

г. Таштагол 314 193 61,5

г. Юрга 60 47 78,3

г. Мариинск 72 48 66,7

г. Ленинск-Кузнецкий 80 42 52,5

пос. Яшкино 80 62 77,5

Кемерово 1568 780 50,0

статуса населения и верификации зоба были изучены концентрации тиреоидных гормонов (Т3, Т4),

тироксинсвязывающего глобулина, тиреоглобули-на и антител к тиреоглобулину в плазме крови, определяемые радиоиммунным и иммунно-фермент-ным методами.

Распространенность зоба среди населения Кузбасса в среднем составила 54% (табл. 1). В различных районах области показатели заболеваемости варьируют от 50 до 78%.

Наименьшая заболеваемость (35%) наблюдается у детей дошкольного возраста, у школьников заболеваемость зобом составляет уже 56% и у взрослого населения колеблется в пределах 53—78% (в среднем 70%), что свидетельствует о длительности воздействия этиологического фактора (табл. 2).

Коэффициент М. Г. Коломийцевой в Кемеровской области характерен для эндемии слабой напряженности (варьирует от 3,9 до 45), т. е. в области преобладают начальные формы зоба (Г, I6 степень). Это указывает на непродолжительное временное воздействие зобогенного фактора. Индекс Ленца—Бауэра в среднем по области составляет 1:1,6. При изучении тиреоидного статуса нами выявлен гормональный дисбаланс с преобладанием гипотиреоидных состояний. Показатель медианы экскреции йода с мочой для области составил 4,95 мкг/дл, что характерно для дефицита йода средней степени тяжести. Однако следует отметить, что снижение уровня йодурии наблюдали у 85% обследованных. Распределение показателей йодурии по степени тяжести представлено в табл. 3.

Таблица 2

Распространенность зоба в различных возрастных группах

Возрастные группы Число обследованных, /; Число больных зобом Удельный вес больных зобом, %

3—6 лет 445 156 35,0

7—17 лет 1406 791 56,3

17-60 лет 323 225 70,0

Таблица 3

Распределение показателей йодурии

Ранги экскреции йода Распределение обследованных Удельный вес,

с мочой, мкг/дл по рангам йодурии* %

Более 10 20

5-10 57

2-5 42

Менее 2 10

Примечание. Звездочка ловек.

15,5 44,19 32,55 7,75

всего обследовано 129 че-

Таблица 4

Результаты исследования содержания йода в воде и почве

Точки забора проб

А/ ± т

О

4,94 ± 0,39 2,34 ± 0,13 3,80 ± 0,39 2,86 ± 0,13

Вода (в мкг/л)

Р. Томь в створе Новокузнецка 5

Р. Томь в створе Кемерова 5

Кемерово, водопровод Кировского района 5

Кемерово, водопровод Рудничного района 5

Кемерово, водопровод Ленинского района 5

Почва (в мкг/кг)

Беловский район Гурьевский район Кемеровский район Ленинск-Кузнецкий район Мариинский район Новокузнецкий район Яшкинский район

4300 100 2800 2700 1500 2300 1600

Суммируя все показатели, характеризующие наличие, тяжесть и напряженность ЗЭ, Кемеровскую область следует отнести к зоне ЗЭ средней степени тяжести с тенденцией к утяжелению эндемии.

Очевидно, что ведущей причиной ЗЭ в Кузбассе является йодный микроэлементоз. Однако ЗЭ в Кузбассе имеет свои особенности течения.

Кузбасс принадлежит к биогеохимической провинции с низким содержанием йода в окружающей среде. Кемеровская область расположена на юго-западе Сибири, в глубине континента, удалена от морей и океанов (от Северного Ледовитого океана на 1750 км, Тихого океана — на 2800 км и Черного моря — на 3150 км), что существенно затрудняет поступление содержащегося в морском воздухе йода. При этом ближайшее морское пространство в Северном Ледовитом океане большую часть года покрыто льдами, что еще больше затрудняет поступление йода в атмосферу. Более благоприятные в этом отношении пространства Тихого и Индийского океанов закрыты от Кузбасса естественными горными массивами (с востока Яблоневым хребтом и Восточными Саянами, с юга Гималайскими горами, Тибетом и Алтаем).

Основным источником питьевой воды для централизованного водоснабжения является р. Томь, в пойме которой проживает большая часть населения области. В своих верховьях Томь является горной рекой, водосбор осуществляется из притоков, также являющихся горными реками.

Исследование концентраций йода в воде р. Томь показало, что в створе Новокузнецка при выходе р. Томь на равнину они ниже чувствительности метода. При движении реки на север происходит вымывание йода из почв и его концентрация в воде в створе Кемерова составляет 4,9 ± 0,39 мкг/л и укладывается в уровни, характерные для районов со слабой степенью ЗЭ (табл. 4). Однако при исследовании питьевой воды из водопроводов некоторых районов Кемерова нами выявлено снижение концентрации йода в 1,3—2,1 раза по сравнению с пробами из реки. Таким образом, существует дополнительная потеря йода в процессе водоподго-товки.

Наиболее распространенными типами почв в Кузбассе являются горно-таежные подзолистые, дерново-подзолистые, светло-серые лесные и се-

рые лесные почвы, характеризующиеся низким содержанием гумуса, количество которого определяет йодудерживающую способность почв. Менее 10% территории области занимают почвы с хорошим потенциалом для удержания йода — черноземы. Существенным условием для удержания йода является рН почвы. Основная часть пахотных земель Кемеровской области (58%) имеют кислую реакцию, что способствует слабому удержанию подвижных фракций йода в почве. Основные сельхозугодья Кемеровской области расположены в поймах рек (Томь, Иня и др.), в которые направлен сток дождевых и талых вод, обеспечивающий хороший дренаж почвы и высокий вынос йода в реки. Загрязнение почв Кузбасса соединениями марганца и железа, являющимися мощными окислителями, также снижает их способность удерживать йод.

Концентрация йода в почвах сельхозугодий Кузбасса колеблется от 100 до 4300 мкг/кг (в Бе-ловском районе), в остальных районах концентрация йода не превышает 2800 мкг/кг, что позволяет констатировать дефицит йода в почвах от умеренного до выраженного (см. табл. 4).

Низкое содержание йода в почве и воде обусловливает низкое содержание его в продуктах питания. Основными источниками йода для организма являются пищевые продукты, с которыми поступает до 90% данного микроэлемента.

Мы провели оценку состояния фактического питания школьников Кемерова и детей, посещающих детские дошкольные учреждения (ДДУ), в связи с тем, что качество питания играет важную роль в формировании дефицита йода. Так, частичное или полное голодание оказывает влияние на функцию щитовидной железы (ЩЖ), питание является источником необходимого количества белка, идущего на синтез тироксина; пищевые вещества (белки, жиры, углеводы) оказывают стимулирующее влияние на ЩЖ; значительная роль в деятельности ЩЖ принадлежит витаминам; с продуктами питания в организм поступает большинство необходимых микроэлементов.

При оценке состояния фактического питания детей, посещающих ДДУ Кемерова, выявлено, что питание данного контингента является несбалансированным по основным пищевым веществам и энергии (см. рисунок). В рационах детей выявлена низкая обеспеченность белками, в том числе животного происхождения (83—89% физиологической потребности); жирами, включая растительные (34—46%). Потребление углеводов также не соответствует нормам [6]. Энергетическая ценность суточных рационов ниже общепринятых рекомендаций и составляет в среднем 87% физиологической нормы. Для пищевых рационов детей детских комбинатов характерна низкая обеспеченность витаминами А и С, необходимыми для нормального функционирования ЩЖ. Минеральный состав также не сбалансирован. Значительно снижено содержание йода, которое составляет 45—52% физиологической потребности. Еще более выражен дефицит селена (27—29% ежедневной потребности). Недостаток селена усугубляет проявление дефицита йода в организме.

Необходимо отметить, что питание в ДДУ составляет 85—90% потребляемого суточного объема пищи. Получаемый рацион в ДДУ Кемерова формирует у детей полимикроэлементоз, сочетающий-

РР

В

5

В

Содержание основных пищевых веществ и энергии в рационах 3 детских комбинатов Кемерова.

Оси — процентное содержание пищевых веществ и энергии в рационах относительно физиологических потребностей детей дошкольного возраста; Детские комбинаты: А — № 137, Б — № 146, В — № 218; о — белки, б — животные белки, в — жиры, г — растительные жиры, д — углеводы, е — суточная калорийность.

школьников снижено потребление продуктов, являющихся источниками йода и животного белка, необходимых для синтеза и транспорта тиреоидных гормонов. При сравнении с физиологическими нормами выявлено, что 88% респондентов потребляют мясо и мясопродукты в недостаточных количествах. Потребление молока и молочных продуктов снижено у 94% детей, рыбы и морепродуктов — у 83%, яйца—у 77%. Большая доля школьников потребляет ниже нормы продукты — источники животных и растительных жиров (64 и 69% соответственно). Прослеживается углеводистая направленность рационов. Значительно снижено потребление свежих овощей и фруктов, являющихся источниками водорастворимых витаминов и микроэлементов.

Проведенная оценка потребления йоднесущих продуктов (морепродукты) школьниками показала, что основная масса детей (в среднем 60—80%) либо вообще не употребляет йоднесущие продукты, либо употребляет их очень редко. Низкое потребление йода в данных контингентах подтверждается низкими уровнями йодурии.

Необходимо подчеркнуть, что, по данным различных авторов [9, 10], фактическое содержание микроэлементов в пищевых продуктах, особенно йода, значительно ниже данных "Справочника таблиц химического состава пищевых продуктов". Содержание микроэлементов в продуктах питания зависит от местности, в которой выращен или получен пищевой продукт, режима хранения, транспортировки и способа технологической переработки [4, 9]. Так, например, морепродукты (большинство сортов рыбы и беспозвоночных) являются богатыми источниками йода, но соединения йода в основном водорастворимы и в процессе размораживания (особенно многократного) происходит их вымывание. Такой процесс характерен для уличной (лоточной) торговли.

Выводы. 1. Кемеровская область относится к зоне ЗЭ средней степени тяжести с тенденцией к утяжелению.

2. Причиной возникновения ЗЭ в Кузбассе является высокая распространенность среди населения йоддефицитных состояний.

3. Йоддефицитные состояния вызваны низким содержанием йода в рационе жителей Кузбасса.

4. Кузбасс относится к биогеохимической провинции с низким содержанием йода в окружающей среде.

Л и тер атур а

1.

2.

3.

4.

5.

6.

ся с гиповитаминозами, что является причинои формирования зоба среди детей.

Оценивая состояние фактического питания детей с неорганизованным питанием (школьников), мы выявили подобную картину. Изучение структуры § потребления продуктов питания показало, что у

7.

Герасимов Г. А., Майорова Н. М., Шишкина А. А. и др. // Пробл. эндокринол. — 1997. — Т. 43, № 2.

- С. 21-24.

Дедов И. И., Юденич О. Н., Герасимов Г. А., Смирнов Н. П. // Там же. - 1992. - № 3. - С. 6-15. Дияан Ф., Берг Г. // Бюл. ВОЗ. - 1989. - Т. 67, № 3.

- С. 78-97.

Коломийцева М. Г., Неймарк И. И. Зоб и его профилактика. — М., 1963.

Милославский В. В. // Труды Казанского медицинского института. — Казань, 1936. — Т. 1. — С. 102—110. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп наеления СССР. - М., 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Райнер Гутекунст. Эндемический зоб: Пер. с нем. — Любек, 1995.

Селятицкая В. Г., Пальчикова Н. А., Галкин П. С. // Клин. лаб. диагн. — 1996. — № 5. — С. 22—24.

9. Скурихин И. М., Нечаев Л. П. Все о пище с точки зрения химика. — М., 1991.

10. Сухинина С. Ю. Гигиенические аспекты разработки пищевого продукта для профилактики йодной недостаточности: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Кемерово, 1995.

И. Dunn JVan der Haar F. // WHO/UNYSEF Techn. Manual. - 1990. - N 3. - P. 154.

Поступила 18.01.2000

Summary. The purpose of the present study was to comprehensively assess goiter endemia in Kuzbass. The spread of goiter was examined in its population. The severity and intensity of goiter endemia were assessed. Its causes and risk factors were revealed. The Kemerovo region was found to be an area of moderate goiter endemia with a tendency for its severity. The wide spread of iodine deficiency in the population, which is associated with low dietary iodine intake, is a cause of goiter endemia in Kuzbass.

Гигиена детей и подростков

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2001 УДК 613.2/.3:612.392.64.064]-053.2-074

Ю. В. Новиков, М. Ф. Савченков, С. В. Савченкова, Н. М. Муратова, Ф. Я. Бровина, Р. С. Мануева, М. И. Некипелов, Т. Г. Селиверствова, В. Б. Андреева, В. В. Муратов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ЙОДА В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН, Иркутск; Иркутский государственный медицинский университет; Иркутский областной эндокринологический диспансер

В настоящее время в мире возросло внимание к проблеме баланса йода в системе окружающая среда—организм человека и медицинским последствиям йодной недостаточности. Это обусловлено более широкой современной трактовкой йоддефи-цита, пониманием того, что недостаточность йода является не только основным этиологическим фактором эутиреоидного зоба, она также приводит к развитию ряда других психосоматических заболеваний [1]. Имеются данные о том, что в Байкальском регионе выявлены очаги дефицита йода, а патология щитовидной железы считается эндемичной для этих районов [2, 3]. В связи с этим была проведена работа по анализу содержания йода в Прибайкалье на примере 4 городов: Братска, Усть-

Таблица 1

Содержание йода в продуктах питания местного производства

Продукты питания Содержание йода в пробе (в мкг/100 г) Содержание йода в продуктах питания по данным "Справочные таблицы"

Иркутск Ангарск Братск Усть-Илимск

Молоко 1,9 1,8-2,8 — — 9,0

Мясо 1,3-7,0 3,1-3,5 — 3,4 7,2

Рыба 4,0 - — 35,0 150,0

Картофель 1,3—6,7 2,2-3,9 6,0 6,8 5,0

Морковь 1,5-8,8 2,8-3,1 4,6 4,0 5,0

Свекла 2,7-5,6 2,3 1,5 - 8,0

Капуста 3,5-9,0 3,1 - 3,5 3,0

Томаты 0,8 - - 9,0 2,0

Огурцы 1,9 - - - 3,0

Хлеб пшеничный 3,5-7,5 3,9-5,5 - 6,2 5,6

Крупа гречневая 5,3 4,0 2,8 11,1 3,3

Крупа рисовая 9,8 4,8 0,3 4,3 1,4

Крупа овсяная 2,7 - 4,3 - 4,5

Пшено 7,0 - 3,3 1,6 4,5

Горох 3,3 - 4,3 8,5 5,1

Виноград 4,4 - - - -

Мука - 3,1 - 1,7 1,5

Лук - - 2,3 7,3 -

Илимска (север Иркутской области), Иркутска и Ангарска (юг области).

Исследовано содержание йода в питьевой воде в месте водозабора, на станциях водоподготовки до и после хлорирования воды, а также в разводящей сети у потребителя. Исследованы продукты питания местного производства, рассчитано содержание йода в пищевых рационах.

Уровень йодурии у детей определяли в соответствии с рекомендациями ВОЗ в разовых порциях мочи церий-арсенитным методом. Оценку состояния щитовидной железы проводили методами пальпации, ультразвуковой диагностики, лабораторного исследования на гипотиреоз. Изучали психосоматическое состояние детей, проживающих в условиях дефицита йода, их физическое развитие и общую заболеваемость. Внедрена современная технология йодирования пищевой соли для целей массовой профилактики.

В Иркутске во всех исследованных пробах воды йод не обнаружен или отмечалось его присутствие в следовых количествах на пределе чувствительности метода. В Ангарске вода подается централизованно из р. Ангары. Содержание йода в пробах воды колебалось на уровне 5—6,9 мкг/л, что ниже нормы (не менее 10 мкг/л). Исследование воды в разводящей сети Братска свидетельствует о крайне низких значениях йода в пробах (0,2—0,3 мкг/л). Изучение содержания йода в пробах воды, отобранных в Усть-Илимске в местах ее потребления, также указывает на низкие значения йода (1,7— 1,8 мкг/л). Местом забора воды является скважина, поэтому низкие значения йода в пробах отражают особенности почв и позволяют судить о балансе йода в этом регионе.

Содержание йода в продуктах питания позволяет предположить наличие фактора природной йодной недостаточности (табл. 1). Целостного представления о достаточности обеспечения организма йодом не получено, поскольку имелись продукты как с недостаточным, так и с нормальным содер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.