Научная статья на тему 'Характеристика юридических фактов как оснований возникновения служебно-трудового правоотношения работника органов внутренних дел'

Характеристика юридических фактов как оснований возникновения служебно-трудового правоотношения работника органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
536
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика юридических фактов как оснований возникновения служебно-трудового правоотношения работника органов внутренних дел»

О. В. Лавриненко*

Характеристика юридических фактов как оснований возникновения служебно-трудового правоотношения работника органов внутренних дел

В теории права из комплекса юридических явлений, которые имеют влияние на существование трудового правоотношения, только юридические факты считаются, собственно, основаниями возникновения, изменения и прекращение последних. И хотя по мнению, например, В .И. Прокопенко, правосубъектность и нормы являются «условиями возникновения трудовых правоотношений»1, а В.И. Гойхман-Червонюк выделяет не три (правовые нормы, правосубъектность, юридические факты), а пять таких предпосылок возникновения правоотношений: кроме уже указанных, он называет еще «интерес управомоченного лица и поведение участников правоотношения»2, - две компоненты (нормы трудового права и трудовая правосубъектность), по мнению большинства исследователей3, лишь создают возможности для динамики правоотношения, которое реализуется благодаря юридическим фактам. Поэтому нормы права и правосубъектность - это не основания, как отмечает O.A. Красавчиков, а «предпосылки для возникновения, изменения или прекращение трудового правоотношения»4. Этот тезис, применительно к сфере действия норм современного трудового права, обосновывает и П.Д. Пилипенко, когда пишет: «Поскольку и нормы трудового права, и правосубъектность как предпосылки существования правоотношения - явления стабильного характера, а их наличие большей частью презюмируется, то юридическое значение для возникновения, изменения и прекращение трудового правоотношения имеют лишь юридические факты»5.

Проблема юридических фактов достаточно исследована в общей теории права6, отраслевой науке7, хотя следует признать, что по-прежнему существуют различные подходы к формулированию дефиниции этого понятия, определения его содержания8. Наиболее удачным представляется подход, согласно которому для признания социального факта юридическим требуется его соответствие определенным требованиям (критериям), а именно: должен быть факт реальной действительности, невыдуманное событие, явление материального мира. Такой факт должен состояться в действительности или продолжать существовать на данный момент. Выдуманные явление или событие, которые могут прогнозироваться и, даже, если их возникновение в будущем не вызывает сомнений, не могут рассматриваться как юридические факты (материальный критерий); юридический факт всегда должен быть отображен в норме права и определять конкретное содержание ее гипотезы. Именно благодаря правовым нормам из всей массы социальных фактов выделяется определенная их часть, которым и предоставляется юридическое значение (правовой критерий) и, наконец, признак юридического факта (сущностный критерий) есть то, что с его появлением возникают, изменяются или прекращаются определенные правовые отношения, что и детерминирует соответствующие юридические следствия9.

Возникновение правоотношений обусловлено одним юридическим фактом или их совокупностью (юридическим составом)10. Основанием возникновения трудовых отношений, в частности, являются «всегда правомерные действия, взаимосогласованные11 и осознанные действия»12, а трудовой договор (контракт)13, легальное определение которых содержится в ст. 21 КЗоТ Украины, рассматривается традиционно14 как «универсальное», «главное» основание возникновения трудовых отношений15. Служебно-трудовое правоотношение16 с работником17 органов внутренних дел (далее - ОВД), в том числе и милиции, возникает, в соответствии со ст. 17 Закона Украины от 20 декабря 1990 г. «О милиции»18, на "контрактной основе", т.е. контракта о службе19. Определение последнего в специальном законодательстве о труде работников ОВД Украины не содержится, а разработка порядка и условий заключения контракта, согласно п. 4 Положения о службе в ОВД Украины20, была отнесена к компетенции министра внутренних дел. Однако с 1991 г. по настоящее время ни порядок, ни условия, ни типовая (примерная) форма такого контракта не

* Начальник кафедры трудового, экологического и аграрного права Донецкого юридического института Луганского государственного университета внутренних дел (Украина), кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции.

разработаны. Поэтому вопрос остается открытым не только на уровне правоприменительной практики, но и научной доктрины трудового права. А ведь в литературе обоснованно отмечается, что из всех оснований, которые обеспечивают динамику (реализацию) общественно-трудовых отношений, наиболее важными являются юридические факты, которые «устанавливают трудовые права и обязанности участников трудового правоотношения», поскольку такие юридические факты создают «фундаментальную основу для дальнейшего развития других отношений работников и работодателей в процессе существования трудового правоотношения»21. С юридическими фактами непосредственно связана динамика трудового правоотношения. А потому по юридическим последствиям можно выделить три этапа существования трудового правоотношения - его возникновение, изменение и прекращение. При этом «наиболее важным является, бесспорно, - пишет П.Д. Пилипенко, - этап возникновения правоотношения. Без этого этапа вообще нельзя было бы говорить о правоотношении в любой сфере общественной жизни и в том числе в области общественно-трудовых отношений. Поэтому не удивительно, что большинство научных исследований юридических фактов по трудовому праву касаются, собственно, этапа возникновения трудового правоотношения. Итак, возникновение (появление) правовых отношений всегда выступает обязательным этапом динамики трудовых и тесно связанных с ними правоотношений»22. Справедливо высказывается и В.С. Венедиктов: «Основным и центральным институтом трудового права Украины является трудовой договор. Трудовой договор как правовой институт характеризуется совокупностью правовых норм, регулирующих: порядок возникновения трудовых правоотношений; порядок изменения трудовых правоотношений; порядок прекращения трудовых правоотношений. Будучи ведущей организационно-правовой формой применения труда граждан, трудовой договор является базой для существования и развития отношений по применению труда, регулируемых нормами трудового права Украины»23. Изложенное и обусловило выбор тематики настоящего исследования, целью которого является уточнение дефиниции понятия, значения, содержания, структуры и признаков контракта о службе как основания возникновения служебно-трудового правоотношения работника ОВД Украины, а также формулирование соответствующих предложений по внесению изменений, дополнений в действующее законодательство.

Прежде всего, отметим, что контракт о службе имеет соответствующее социально-экономическое и правовое значение. Он является: основной правовой формой привлечения, распределения, перераспределения, закрепления и рационального использования трудовых ресурсов в системе органов внутренних Украины; правовой формой осуществления гражданами права на труд (ст. 43 Конституции Украины от 28 июня 1996 г.; ст. 4 КЗоТ Украины); основанием возникновения служебно-трудового правоотношения работника ОВД, порождая это правоотношение и действие его во времени; необходимой предпосылкой возникновения для его сторон служебных прав и обязанностей,

24

предусмотренных другими институтами трудового законодательства24, включая и специальное, -рабочего времени, заработной платы, охраны труда и т.д. Т.е. контракт о службе является источником взаимных прав и обязанностей его сторон, а также необходимой предпосылкой для возникновения у служащего других, тесно связанных со служебно-трудовым, правоотношений (по материальной ответственности, повышению квалификации, рассмотрению трудовых споров и др.); правовой формой связи служащего с членами данного трудового коллектива, как вступающего в эту кооперацию труда. Наряду с этим, контракт о службе отражает индивидуально-договорной метод25 в сфере регулирования служебно-трудовых отношений работников ОВД, определяя такие условия, как место работы, трудовую функцию26, срок выполнения работы и другие, устанавливаемые по соглашению сторон. Индивидуальное правовое регулирование, отмечает профессор В.С. Венедиктов, осуществляется путем создания на основе общих предписаний, содержащихся в нормах трудового права, индивидуальных предписаний, а также конкретизации общих прав и обязанностей, связанных с реализацией принципа «можно делать все, что не запрещено законом». Правовым выражением и непосредственным отражением индивидуального регулирования является трудовой договор (контракт)»27. К тому же, контракт о службе - договор личного характера, и поэтому он охраняет личность работника от «незаконных условий труда, его честь и достоинство»28.

Контракт о службе - это соглашение, т.е. юридический акт, служебно-трудовое же правоотношение - это правовая связь, возникшая из контракта. Основная функция контракта о службе - создать действие во времени служебно-трудового правоотношения, регулировать его29. На отличие этих двух понятий обращается внимание как в науке трудового права30, так и в общей теории права31. Однако, хотя, по сути, содержание контракта и служебно-трудового правоотношения различно, между ними существует и связь: изменение условий контракта влечет изменение в содержании правоотношения; как правоотношение, так и контракт о службе направлены на достижение определенной цели, отражающей интересы, волю сторон.

Указанные и другие признаки контракта, о которых будет сказано ниже, позволяют дать следующее его определение. Контракт о службе в органах внутренних дел - это особая форма срочного трудового договора, который заключается между органом внутренних дел в лице соответствующего начальника или уполномоченного им органа и гражданином Украины о выполнении им работы по определенной должности в конкретном органе внутренних дел на условиях, установленных законодательством и соглашением сторон.

Соотношение понятий «контракт» - «трудовой договор» определено законодателем в ст. 21 КЗоТ Украины, где контракт определяется как особая форма трудового договора. Вместе с тем в литературе встречаются различные точки зрения по этому вопросу. Так, в справочной литературе зачастую контракт отождествляют с договором, соглашением в целом32. Иногда к этому добавляют еще ряд специфических признаков - письменную форму договора, срок, особый субъектный состав33. По-разному характеризуется контракт и в юридической литературе34. Одни ученые рассматривают последний как разновидность срочного трудового договора35. Другие - подразумевают под контрактом особую форму трудового договора либо пишут о контрактной форме заключения трудового договора36. Необходимо отметить, что вопрос о видовых отличиях трудового контракта от договора подробно исследован в литературе37.

Ряд авторов рассматривают трудовой договор и контракт как равнозначные «договорные формы»38. Такой подход подвергнут справедливой критике в литературе и является «малоконструктивным»39. Иногда контракт характеризуют как: особую разновидность трудового договора, «занимающую промежуточное место между договорами трудового найма и договорами о совместной трудовой деятельности»40; «договор особой формы о труде и его содержании»41. А в ряде случаев связь, соотношение понятий «трудовой договор» - «контракт» определить весьма трудно: например, Т.В. Кашанина рассматривает контракт как «коммерческий договор по поводу купли-продажи рабочей силы и ее использования»42.

Различия в дефинициях понятия, правильно отмечает В.И. Никитинский, с точки зрения языка серьезного значения не имеет. Но для юриста они представляются весьма существенными43. Так, дефиниции, определяющие правовые категории, выполняют «функцию ориентира в правовом регулировании», являются «средством установления пределов индивидуального регулирования»44 . Да и вопрос о сфере применения контракта может быть решен в зависимости от самого определения последнего: если исходить из того, что контракт и трудовой договор тождественны, то правильной представляется позиция авторов45 о расширении сферы применения контракта и возможности заключения его с любым работником. Однако такое понимание контракта подвергнуто аргументированной критике в литературе46 и автором не разделяется. Представляется, что контракт, в т.ч. и контракт о службе в ОВД, необходимо рассматривать как особую форму срочного трудового договора. Следовательно, последний должен заключаться только в тех случаях, когда трудовым законодательством (ч. 2 ст. 23 КЗоТ Украины) допускается заключение срочных трудовых договоров, а также в иных случаях, установленных законодательством, и «дискретно» - с отдельными категориями работников.

При этом, если принять во внимание, что само понятие «законодательство» толкуется по-разному в науке47 и теории права48, а в решении Конституционного Суда Украины № 12-рп/98 от 9 июля 1998 г. по этому вопросу49 дается широкое толкование указанного термина: кроме законов как актов высшей юридической силы сюда отнесены и многочисленные подзаконные нормативные акты (которых в только в начале 90-х гг. XX в. касательно заключения трудовых контрактов действовало более сорока50, а затем эта цифра даже перевалила за полторы сотни!). Поэтому следует признать вполне обоснованной позицию украинского законодателя, который впоследствии ограничил сферу применения контрактов случаями, прямо указанными законами, а не законодательством. Такой подход соответствует не только положениям Конвенции МОТ от 22 июня 1982 г. № 158, ратифицированной Верховным Советом Украины 4 февраля 1994 г.51, Рекомендации МОТ №166 от 1982 г.52 и ст. 23, 391 КЗоТ Украины об ограничении использования срочных трудовых договоров, но и согласуется с позицией многочисленных исследователей53, которые еще до внесения таких изменений вполне обоснованно высказывались за необходимость (целесообразность) сужения сферы применения трудовых контрактов.

Анализ положений действующего общего и специального законодательства законодательства о труде и имеющихся научных разработок, позволяет выделить ряд существенных признаков контракта о службе в ОВД. Во-первых, хотя форма контракта о службе не определена ни в Законе Украины от 20 декабря 1990 г. «О милиции», ни в Положении о службе, последний, в силу общих предписаний императивного характера ст. 24 КЗоТ Украины, должен заключаться только в письменной форме. На это обстоятельство правильно обращается внимание в литературе54. В

будущем было бы целесообразно нормативно оговорить письменную форму контракта о службе так, как это сделано, например, в ст. 11 Положения о службе РФ55.

Во-вторых, особенности содержания контракта о службе. Совокупность условий, определяющих взаимные права и обязанности сторон контракта, составляет его содержание. Сюда входят условия, установленные как самими сторонами, так и нормативными актами. Последние являются общими для всех работников (или части их) и закреплены в законодательстве, поэтому перечислять их в контракте нет необходимости, но сослаться на это законодательство желательно. Например, права и обязанности работников ОВД, перечисленные во II разделе Закона Украины от 20 декабря 1990 г. «О милиции». Должностные инструкции, закрепляющие конкретные должностные обязанности работника по штатной должности, целесообразно прилагать к контракту, оговорив это в его тексте.

Среди условий, вырабатываемых договаривающимися сторонами, необходимо различать обязательные (необходимые) и факультативные (дополнительные). Под обязательными понимаются условия, при отсутствии соглашения по которым контракт о службе не может считаться заключенным и не порождает служебно-трудового правоотношения. Факультативные - могут лишь уточнять, развивать или дополнять основные условия. Однако если они закреплены в контракте, то являются обязательными для исполнения сторонами.

К обязательным условиям контракта относятся: соглашение о приеме-поступлении на службу, которое отражает волевой характер контракта и предполагает наличие действительного намерения сторон (без пороков воли) породить длящееся56 служебно-трудовое правоотношение; место службы - расположенный в определенной местности (населенном пункте) конкретный орган внутренних дел, обладающий трудовой правоспособностью. Условие о месте службы необходимо57 уточнять путем указания на определенное структурное подразделение органа внутренних дел, где предполагается прохождение службы гражданином. Служебно-трудовая функция работника (род работы) определяется с учетом специальности, квалификации и должности, которые оговариваются при заключении контракта, и не может в дальнейшем изменяться в одностороннем порядке. Служебно-трудовая функция работника ОВД имеет публичный характер, что влечет законодательное возложение на него специфических обязанностей58, прав, не свойственных большинству других категорий работников (см., например, ст. 5, 10, 13 Закона Украины от 16 декабря 1993 г. «О государственной службе»59; ст. 5, 6, 10-15, 15-1 Закона Украины от 20 декабря 1990 г. «О милиции»; пп. 10, 11, 15 Положения о службе60 и др.). При установлении служебно-трудовой функции работника ОВД необходимо различать понятия «должность» и «специальность». Должность предопределяет границы компетенции служащего, т.е. круг его прав, обязанностей и ответственность61 (круг служебных полномочий) и представляет собой первичную структурную единицу органа (подразделения) внутренних дел и его аппарата, которая определяется структурой и штатным расписанием последнего. Специальность характеризует род (вид) служебно-трудовой деятельности, требующей соответствующих специальных знаний и навыков, приобретенных в процессе специального образования и практического опыта62. Соглашение о времени начала работы и о сроке - условие, которым определяется момент приступления служащего к работе и сама продолжительность служебно-трудового правоотношения. В данном случае речь идет о достижении соглашения относительно времени начала работы, а не о фактическом наступлении этого срока, поскольку трудовой договор вступает в силу, считается заключенным с момента достижения соглашения по всем необходимым (конститутивным) условиям63. Контракт же, в отличие от трудового договора, вступает в силу с момента его подписания сторонами и относится к «реальным видам договоров»64. Из сказанного следует, что уже с момента заключения трудового договора (контракта) возникают взаимные права и обязанности сторон, в частности, гражданин вправе требовать фактического предоставления именно той работы и в тот срок, которые обусловлены при заключении контракта о службе; другая же сторона именно к этому сроку обязана обеспечить его работой по соответствующей специальности, квалификации, должности и до наступления этого срока не должна принимать на эту работу другое лицо.

Отдельные авторы65 не относят время начала работы к необходимым условиям трудового договора. При этом они в качестве аргумента ссылаются на то, что фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен (ст. 24 КЗоТ Украины). Но ведь в данном случае фактическое допущение необходимо рассматривать как разновидность согласованного волеизъявления сторон о времени начала работы, поскольку законодатель не имеет в виду здесь какого-то «произвольного» допуска к работе. Началом службы необходимо считать время, когда служащий фактически приступил к выполнению своих обязанностей. Во избежание «несоответствия реальных дат подписания контракта обеими сторонами»66, необходимо в контракт вносить такие обязательные реквизиты, как «начало

(окончание) служебно-трудовой деятельности». Это позволит все правовые последствия, связанные с возникновением служебно-трудовых отношений, определять с установленного в контракте дня; сторонам будет проще ориентироваться в датах при решении вопроса о продлении или прекращении контракта. При исчислении сроков, предусмотренных в контракте о службе, необходимо руководствоваться ст. 241-1 КЗоТ Украины. Если продолжительность служебно-трудового правоотношения не оговорена сторонами, - оно должно рассматриваться как постоянное, а сам трудовой договор - бессрочным67. Соглашение о размере и условиях оплаты также является обязательным условием контракта (ст. 20, 29 Закона Украины от 24 марта 1995 г. «Об оплате труда»68). Заметим, что в литературе высказываются по этому вопросу различные точки зрения: одни ученые69 полагают, что отсутствие этого условия не влияет на судьбу трудового договора, другие70 - правильно указывают на конституирующий характер последнего. В целом оплата труда работников ОВД определяется в нормативном порядке, но конкретный размер должностного оклада (в пределах схемы должностного оклада) может быть определен соглашением сторон, что исключает последующие изменения в оплате труда без согласия служащего. Вместе с этим, учитывая особенности службы, а также материальные и финансовые возможности органа внутренних дел как субъекта экономических отношений (именно такой статус предлагается легально закрепить в разрабатываемом ныне законе «О системе органов МВД Украины»), по соглашению сторон, в контракте могут предусматриваться дополнительные надбавки, доплаты, премии и иные поощрительные, компенсационные и гарантийные выплаты для работников, служебная деятельность которых сопряжена с повышенными умственными, физическими и психологическими затратами, вызванными творческим либо опасным или экстремальным характером выполняемой работы. Целесообразность именно такого подхода обосновывается в работах многих авторов71.

К дополнительным условиям контракта относятся: испытание при приеме на службу72, совмещение должностей и расширение зон обслуживания, предоставление жилой площади и места в ведомственном детском учреждении, обязательства по дополнительному информационному обслуживанию (обеспечение нормативной и специальной литературой и т.д.), установление индивидуальных, гибких (мобильных) и иных73 режимов рабочего времени и времени отдыха, предоставление служащим и членам их семей бесплатных путевок в санатории, дома отдыха либо очередного отпуска в удобное для служащего время и т.д. Другими словами, в части льгот здесь речь идет о дополнительных к уже закрепленным в законодательстве74 льготам.

Закрепление в контракте о службе конкретных дополнительных льгот, думается, повысит престиж профессии. К сожалению, на сегодня, как свидетельствуют исследования75, только 4% граждан, поступающих на службу в ОВД, предпринимают это из соображений престижности избранной профессии, поскольку авторитет милиции в обществе является «неудовлетворительным»76. Вместе с тем необходимо отметить, что престижность службы в милиции зависит не только от уровня материального обеспечения работников. Так, специалистами Университета внутренних дел (г. Харьков) еще декабре 1995 г. был проведен опрос харьковчан с целью изучения их отношения к названиям «милиция» и «полиция» на уровне психологического (подсознательного) восприятия этих двух названий. Название «полиция», как выяснилось, импонирует большинству респондентов и воспринимается более «тепло» (индекс восприятия соответственно составляет (-0,3) и (+1,03) в пределах возможного колебания от -3 до +3. Люди пожилого возраста более лояльно относятся к названию «милиция»77 .

Отношение населения к ОВД - самостоятельная проблема, поскольку неприязненное отношение людей к ОВД (милиции) является третьим по значению мотивом для работников ОВД при увольнении со службы (первые два - это низкий заработок и ненормированное78 рабочее время)79. А общественное мнение в определенной мере формирует социальный статус работников, определяет мотивы поступления граждан на службу, влияет на стабильность кадров и в конечном итоге опосредовано определяет объемы финансирования органов милиции. Поэтому изменение названия в какой-то мере, также способствовало бы повышению престижа этой профессии, а значит - и решению вопроса о комплектовании органов системы ОВД Украины высококлассными специалистами. Однако, сегодняшняя ситуация, к сожалению, во многом свидетельствует об обратном80. Отчасти такая ситуация связана прежде всего с ограничением бюджетных расходов на нужды МВД (например, если в 1993 г. бюджетное финансирование нормативной потребности МВД удовлетворялось на 58% от необходимого, то в 2000 г. - лишь на 25,2%. Архиактуальным, к сожалению, остается вопрос обеспечения финансовых нужд МВД и сегодня81: например, в прошлом году нужды МВД были обеспечены лишь на 29%, а за бюджетом 2006 г. - на 44,4%, при условии, что фонд оплаты труда в структуре нужд ведомства составляет свыше 85%. На решение проблемы обеспечения работников ОВД жильем бюджетом 2006 г. предусмотрено лишь 5% от нужд, и это тогда, когда на официальной

очереди находится свыше 18 тыс. семей служителей закона, из которых 5400 - свыше 10 лет82. Кадровая проблема обостряется еще и тем, что в 2005 г. количество тех, кто оставил милицейские ряды на 7,5% превысило количество новоприбывших; почти вдвое больше, чем в 2004 г. оставило службу специалистов с высшим образованием83.

Особый характер соотношения нормативных и договорных начал в регулировании служебно-трудовых отношений, необходимых и дополнительных условий контракта о службе, более высокую по сравнению с трудовым договором, степень индивидуализации условий контракта также необходимо рассматривать как особенности содержания последнего84. Индивидуализация содержания контракта в какой-то мере и обусловливает его письменную форму, поскольку первая должна иметь свое соответствующее закрепление.

Необходимые и дополнительные условия, которые вырабатываются сторонами контракта о службе, должны соответствовать действующему законодательству о труде. Так, в силу ст. 9 КЗоТ Украины, условия контракта о службе, которые ухудшают положение служащего по сравнению с действующим законодательством, являются недействительными. Тем не менее в последнее время все чаще высказываются предложения о том, что при заключении контракта можно принимать компромиссные решения: понижение правовых и социальных гарантий по отдельным вопросам должно компенсироваться предоставлением дополнительных льгот и преимуществ по другим условиям службы85. При этом вопрос о том, не ухудшает ли содержание контракта положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством, должен решаться не изолировано (применительно к каждому отдельно взятому условию договора), а в целом, с учетом того, что отдельные ухудшения могут быть вполне компенсированы значительными преимуществами, вытекающими из других условий того же договора86.

Ряд авторов87 склонен рассматривать срочный трудовой договор в качестве «заключенного в интересах работника» только в случаях, если срочность компенсируется предоставлением дополнительных льгот и преимуществ.

Думается, что такие предложения небесспорны и нуждаются в тщательном научно-правовом исследовании88. Разработка же конкретного правового механизма «балансировки» правового статуса работника позволит более эффективно применять на практике, в т.ч. и при прохождении службы в ОВД, контракт как наиболее «гибкую форму»89 трудового договора.

В-третьих, в силу ст. 21 КЗоТ Украины срок является обязательным признаком90 контракта о службе в органах внутренних дел. Срочный характер служебно-трудовых отношений, возникающих с заключением контракта, сам по себе снижает уровень правовых гарантий служащего по сравнению с работником, который осуществляет трудовую деятельность на условиях бессрочного трудового договора: служащий не вправе досрочно расторгнуть контракт по собственному желанию без уважительных причин; по истечении срока контракта служащего могут уволить без объяснения причин; возможно досрочное расторжение служебно-трудового правоотношения с работником по инициативе другой стороны помимо оснований, предусмотренных специальным законодательством, а также по дополнительным основаниям, оговоренным в контракте.

В литературе высказана точка зрения, что смысл срока в контракте и его особенность состоит в том, что возможность прекращения правоотношения может быть обусловлена фактом исполнения других условий, которые составляют содержание контракта с учетом воли сторон, выраженной в соглашении91 . Вместе с тем, как справедливо отмечается в работах многих авторов92, необходимо видеть главную проблему: защита прав и интересов сотрудника93 , сохранение основных гарантий, предусмотренных законодательством о труде, в т.ч. и стабильности служебно-трудового правоотношения. В работе разделяется точка зрения ученых94 о том, что срочный характер трудового правоотношения «создает известную напряженность в трудовых отношениях и воспринимается многими трудящимися как социально несправедливое», расширение перечня оснований расторжения трудового договора в контракте также «отнюдь не украшает» законодательство о труде. Л.Ю. Бугров, например, отмечает, что в случаях заключения срочных трудовых договоров, сущность таких соглашений «извращена, а добровольность мнима». Сами же договоры автор рассматривает как «настоящие санкции»95 . В.М. Манохин подчеркивает, что «срочность трудового правоотношения для государственного служащего это отнюдь не благо, а скорее всего беда»96 .

Анализируя мировую практику по применению срочных трудовых договоров, Международная организация труда 22 июня 1982 г. приняла Конвенцию № 158 о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя, дополненную впоследствии Рекомендацией МОТ № 166 от 1982 г.97, которая расширила сферу применения положений Конвенции МОТ от 22 июня 1982 г. № 158 на государственных служащих. Настоящая Конвенция ратифицирована Верховным Советом Украины 4 февраля 1994 г.98, а ее положения закреплены в ст. 23, 39-1 КЗоТ Украины. Суть последних

заключается в ограничении использования срочных трудовых договоров теми случаями, когда, учитывая характер предстоящей работы или условия ее выполнения, интересы работника, а также специально предусмотренные законодательством случаи, договор не может быть заключен на неопределенный срок; признание срочного трудового договора, который перезаключался один и более раз, договором, заключенным на неопределенный срок. Подобные ограничения на заключение срочных трудовых договоров существуют (существовали) и за рубежом99.

И хотя вопрос о правовой природе международных актов о труде является дискуссионным100, в литературе отмечается, что нормы международного права имеют «свойства норм-принципов»101, являются приоритетными в процессе формирования национального законодательства102, а в силу ст. 8-1 КЗоТ Украины и ст. 4 Закона Украины от 20 декабря 1990 г. «О милиции» относятся к источникам права и являются правовой основой деятельности ОВД Украины, в т.ч. и милиции.

Примечательно, что и в Концепции адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины (далее - КМУ) от 16 августа 1999 г. № 1496103 также упоминается о необходимости адаптации национального законодательства к нормам международного права, изменения норм законодательства о труде в соответствии с положениями ратифицированных Украиной международных договоров, в т.ч. ратифицированных конвенций Международной организации труда. Эти вопросы обоснованно привлекают сегодня внимание многочисленных ученых104. Вместе с тем относиться к зарубежному опыту и нормотворческой практике следует критически, выборочно, поскольку «каждая система трудовых отношений выходит из исторического, политического, экономического и культурного опыта и определяет собственные "правила игры" в рамках своих параметров»105, а также имеет свои неповторимые особенности, которые определяют специфику национального правового регулирования. Справедливо акцентирует внимание Ю.А. Тихомиров на то, что тактические нужды того или другого влияния на внутриполитические, экономические, социальные, экологические, международные процессы нередко требуют от законодателя разных, довольно динамических - в историческом измерении - законодательных решений. Конкретно-исторические ситуации и приоритеты, акценты в способах их изменения бывают разными. Они предстают перед нами и более разнообразными, когда учитываются в полной мере национальные, исторические, культурологические, географические особенности стран и народов. «Недооценка их, - отмечает ученый, - и стремление нивелировать законодательные системы, копировать законы и механически переносить в структуру национальных законодательств готовые, но посторонние правовые решения часто оборачиваются отрицательными последствиями. Начинается отторжение этих актов и норм. Нарушаются внутрисистемные связи, и правовая система буксует, падает эффект ее взаимодействия»106. С таким выводом автора трудно не согласиться, но не менее важным видится и предостережение Р. Давида и К. Жоффре-Спинози: «Тому, кто обращается к зарубежному праву, надо помнить, что право, которым оно представляется в официальных источниках, не единственный фактор, который формирует общественные отношения. Правовые нормы и процедуры, которые мы считаем существенными, в другой среде могут иметь лишь вспомогательное, почти ничтожное значение»107.

Учитывая вышеизложенное, нельзя согласиться с позицией отечественного законодателя, который закрепил в ст. 17 Закона Украины от 20 декабря 1990 г. «О милиции» единственное и универсальное основание возникновения служебно-трудовых отношений с работниками ОВД -контракт. Тем более если принять во внимание, что, согласно Закону Украины от 10 января 2002 г. «Об общей структуре и численности Министерства внутренних дел Украины»108, которым определена общая численность МВД (за исключением численности внутренних войск МВД) в количестве 324400 лиц, в т.ч. 240 200 лиц рядового и начальствующего состава, из которых 190500 содержатся за счет Государственного бюджета Украины.

Следовательно, контракт о службе может применяться при комплектовании органов внутренних дел, наряду с бессрочным трудовым договором и в случаях, предусмотренных в ст. 23 КЗоТ Украины109. Верховному Суду Украины следует дать необходимые руководящие разъяснения о том, что понимать под «характером последующей работы, условий ее выполнения, интересами работника» (ст. 23 КЗоТ Украины), - это упростит и унифицирует правоприменительную практику.

Заметим, что ранее в системе НКВД УССР уже применялся принцип комплектования личного состава милиции на основе срочного трудового договора. Однако, благодаря сопротивлению со стороны профсоюзов, впоследствии был упразднен110.

Наряду с этим следует иметь в виду, что контрактная форма регулирования служебно-трудовых отношений должна иметь своей целью привлечение к труду не просто служащего, а высококвалифицированного, необходимого данному органу внутренних дел специалиста. Такой подход нашел как нормативное закрепление111, так и доктринальное112.

Представляется, что все же основанием возникновения служебно-трудовых отношений с работниками ОВД должен быть юридический состав в виде сложной (связанной) системы юридических фактов113. Последняя предполагает наличие отдельных юридических фактов, которые разворачиваются в строго определенной временной последовательности114: заключению контракта о службе предшествует проведение конкурса, по результатам которого комиссией принимается решение о победителе. Такое решение и является элементом упомянутого юридического состава.

Конкурс при поступлении на службу в ОВД, в т.ч. и милицию, представляет правовой метод оценки деловых качеств лица и мог бы проводиться в двух основных формах: конкурс документов и (или) конкурс-испытание115 и не может рассматриваться, как считают отдельные авторы116, как «форма трудового договора» либо основание возникновения трудовых отношений. Правовое значение конкурса при поступлении на государственную службу проявляется в том, что последний является средством повышения эффективности работы государственного органа117 и служит критерием классификации самих служащих118.

Необходимо отметить, что все необходимые правовые предпосылки для введения конкурсной основы при комплектовании личного состава ОВД имеются. Так, еще в постановлении Верховного Совета УССР от 25 декабря 1990 г. «О порядке введения в действие Закона УССР "О милиции"»119 предусматривалась необходимость закрепления в Положении о прохождении службы конкурса при формировании кадрового состава подразделений милиции. Однако в действующем Положении о прохождении службы о конкурсе упоминается лишь там, где говорится о продвижении по службе (п. 43), что отрицательно сказывается на эффективности работы подразделений120.

Конкурс, согласно ст. 19 Закона Украины от 25 марта 1992 г. «О Службе безопасности Украины»121 применяется при приеме на службу в органы СБУ. В то же время, Закон Украины от 30 марта 1992 г. «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью»122 относит как СБУ, так и органы милиции к числу государственных органов, принимающих участие в борьбе с организованной преступностью, а спецподразделения обоих ведомств - к числу госорганов, специально созданных для выполнения упомянутой задачи. Однако порядок комплектования этих органов различный.

Представляется, что до принятия нормативного акта, предусматривающего конкурсный порядок принятия на службу в органы милиции, необходимо руководствоваться п. 3 постановления Верховного Совета Украины «О введении в действие Закона Украины "О государственной службе"»123, ч. 2 ст. 9 и ст. 15 настоящего Закона124 и применять конкурсную основу при приеме на службу125. Конкурс же следует проводить с учетом специфики подразделения органа милиции, в порядке, предусмотренном Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих, утвержденным постановлением КМУ от 4 октября 1995 г. №782126).

На сегодняшний день конкурсная основа комплектования личного состава правоохранительных органов уже законодательно закреплена и успешно применяется во многих зарубежных государствах127.

Принимая во внимание вышеизложенное, ст. 17 Закона Украины от 20 декабря 1990 г. «О милиции» можно было бы изложить в следующей редакции: «На службу в органы внутренних дел принимаются на конкурсной основе граждане Украины путем заключения трудового договора, а в случае невозможности установления служебно-трудовых отношений на неопределенный срок, в силу характера или условий предстоящей службы, интересов работника и других случаях, предусмотренных законодательством, - заключается срочный трудовой договор либо его особая форма - контракт о службе».

Необходимость подобного подхода подтверждается и практикой применения контракта о службе в России. Анализируя последнюю, отдельные авторы128 уже высказывают мнение, что «ожидаемого эффекта не произошло», комплектование органов внутренних дел только по контракту «вряд ли послужит хорошим инструментом для укрепления кадрового потенциала» и предлагают использовать контракт наряду с трудовым договором. По мнению же О.Б. Желтова, контракт как самостоятельный вид трудового договора «не имеет будущего. Трудовой договор должен вобрать в себя все лучшее от контракта и быть на практике и в теории единым родовым понятием с единым названием»129

свидетельствуют о том, что действующее специальное законодательство о контракте положительно не решило всех проблем, связанных с контрактной формой организации труда. Они еще требуют своего научно-практического обоснования и последующего законодательного разрешения.

1 Прокопенко B.I. Трудове право Укра1ни. X., 1998. С. 163-166.

2 Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С. 227.

3 См.: Пилипенко П.Д. Шдстави виникнення шдивщуальних трудових правовщносин. К., 2003. С. 30-31; Солодовник Л. Юридичш факти шдстави виникнення трудових правовщносин // Право Укра1ни. 2000. № 1. С. 59-60.

4 Советское гражданское право / Под ред. О.А. Красавчикова. М., 1985. С. 84.

5 Пилипенко П. Д. Указ. соч. С. 11.

6 См.: Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.

7 См.: Пилипенко П.Д. Указ. соч. С. 9-30; Венедиктов В.С. Теоретические проблемы юридической ответственности в трудовом праве. X., 1996. С. 71-72; Срьоменко В.В. Шдстави виникнення трудових правовщносин: Автореф. дис. .. канд. юрид. наук. X., 1998. С. 10; Сташюв Б.1. Деяю аспекти проблеми юридичних факпв у теорп права // Проблеми права: Науково-практичний зб1рник. Вип. I. ЧершНв, 1997. С. 5; Срьоменко В. Правов1 форми реал!зацп громадянами права на працю роюв // Право Укра1ни. 1999. № 1. С. 16-19; Лавриненко О.В. Трудовое право Украины: наука, отрасль, учебная дисциплина (современное состояние и перспективы развития в XXI веке). X., 2000. С. 217-221; Лавриненко О.В. Общий порядок приема на службу в органы внутренних дел Украины (анализ действующего законодательства и пути его совершенствования). X., 1997. С. 3-27; Лавриненко О.В. Основы государства и права. X., 2000. С. 42-44; Тарасова В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974.

8 См.: Сташюв Б.1. Указ. соч. С. 5; Кельман М.С., Мурашин О.Г. Загальна теор1я держави i права. К., 2006. С. 278; Рабшович П.М. Основи загально! теорп i права та держави. К., 1994. С. 129; Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 374; Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1995. С. 212; Советское гражданское право / Под ред. О.А. Красавчикова. С. 84; Манов Г.Н. Теория права и государства. М., 1996. С. 137; Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1998. С. 352; Загальна теорiя держави i права / За ред. В.В. Копейчикова. К., 1997. С. 193.

9 См.: Пилипенко П.Д. Указ. соч. С. 14.

10 См.: Срьоменко В.В. Пщстави виникнення трудових правовщносин... С. 10; Емельянов В.П. Гражданское право Украины. Днепропетровск, 1994. С. 41-42; Рабинович П.М. Основы общей теории права и государства. Бородянка, 1994. С. 103.

11 См.: Лившиц Р.З. Трудовое законодательство: настоящее и будущее. М., 1989. С. 34.

12 Срьоменко В.В. Пщстави виникнення трудових правовщносин... С. 59.

13 См.: Глозман В. А. Трудовой договор в условиях научно-технического прогресса. Мн., 1978. С. 28; Кривой

B.И. Проект Трудового кодекса Республики Беларусь // Государство и право. 1996. № 6. С. 112.

14 См.: Прокопенко В.1. Трудове право Укра!ни. С. 166; Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948.

C. 255.

15 См.: Пилипенко П. Д. Указ. соч С. 30-31; Солодовник Л. Указ. соч. С. 59-60; Венедиктов В.С. Трудовое право Украины. X., 2006. С. 79.

16 См.: Венедиктов В.С. Трудовое право Украины. 2006. С. 79; Лавриненко О.В. Служебно-трудовое правоотношение работника органов внутренних дел // Бизнес-Информ. 1998. №№ 8, 9. С. 12-16; Лавршенко О.В. Поняття i ознаки службово-трудових вщносин пращвниюв оргашв внутршшх справ // Вкник Запорiзького юридичного шституту. 1999. № 2. С. 99-112; Лавршенко О.В. Службово-трудовi спори пращвниюв ОВС Укра!ни. Донецьк, 2005; Лавршенко О.В. Пщвищення ефективност правового регулювання службово-трудових вщносин пращвниюв ОВС як напрям виршення проблеми захисту трудових прав людини й громадянина в Укра1ш // Форми сощально-правового захисту пращвниюв у службово-трудових вщносинах: Мат. наук.-практ. конф; м. Суми, 2-4 червня 2005 р. / За ред. проф. В.С. Венедштова. X., 2005. С. 127-130; Щербина В.1. Дисциплшарна вщповщальшсть державних службовщв оргашв внутршшх справ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. X., 1998; Ануфрieв М.1., Венедиктов В.С., 1ншин М.1. Сощально-правовий захист пращвниюв ОВС Укра!ни. X., 2000; Бандурка О.М. Основи управлшня в органах внутршшх справ Укра!ни: теорiя, досвщ, шляхи удосконалення. X., 1996; Бандурка О.М., Соболев В.О. Теорiя та методи роботи з персоналом в органах внутршшх справ. X., 2000; Венедиктов В.С., 1ншин М.1. Указ. соч. 2002; Гоц В.Я., Лавршенко О.В. Правове регулювання пращ сшвроб^ниюв мшщп // Вкник Ушверситету внутр1шшх справ. 1996. Вип. 1 С. 120123; Князькова Л.М. Пенсионное обеспечение работников ОВД как составная часть социальной защиты // В^ник Ушверситету внутртшх справ. 1999. Вип. 8. С. 89-92; Кузшченко О.В. Матерiальна вщповщальшсть пращвниюв оргашв внутршшх справ Укра!ни. X., 2002; Лавршенко О.В. Правове регулювання прийняття на службу до оргашв внутртшх справ Укра!ни: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. X., 1998; Обушенко О.М. Особливост виртення службово-трудових спорiв та правового захисту пращвниюв оргашв внутртшх справ: Дис. ... канд. юрид. наук. X., 2001; Савченко А.О. Контракт як юридична форма сощально-правового захисту пращвниюв оргашв внутршшх справ у службово-трудових вщносинах // Вкник Ушверситету внутр. справ. 1999. Вип. 8 С. 315-318; Чавикша Т.1. Правове регулювання часу вщпочинку пращвниюв оргашв внутршшх справ // Вкник Ушверситету внутршшх справ. 1999. № 9. С. 134-138; Воловик В. Про галузеву належшсть правовщносин, пов'язаних з застосуванням пращ м^таризованих державних службовщв // Право Укра!ни. 1999. № 2. С. 96.

17 Применение термина «работник ОВД» автор считает наиболее приемлемым при характеристике правового статуса указанной категории наемных работников.

18 См.: Закон Украины от 20 декабря 1990 г. «О милиции» // Ведомости Верховного Совета УССР. 1991. № 4.

Ст. 20.

19 См.: Венедиктов В.С. Трудовое право Украины. 2006. С. 79; Лавриненко О.В. Контракт о службе // Бизнес-Информ. 1998. № 1. С. 16-21; Лавриненко О.В. Контрактная форма трудового договора как основание возникновения служебно-трудового правоотношения работников органов внутренних дел. X.: Знание, 1999. С. 3-24; Лавршенко О.В. Удосконалення законодавства про контрактну форму комплектування оргашв внутршшх справ як тенденщя розвитку шституту трудового договору // Проблеми правознавства та правоохоронно! дiяльностi. 2003. № 1. С. 193-208;

Проскуряков П.Д. Контракт як шдстава прийняття на службу // Розвиток наукових дослвджень '2005: Мат. м1жн. наук.-практ. конф; м. Полтава, 7-9 листопада 2005 р. Т. 3. Полтава, 2005. С. 40-44.

20 См.: Положение о порядке и условиях прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Украины, утв. постановлением Кабинета Министров УССР от 29.07.91 г. № 114 // Зб1рник нормативних акт1в Укра1ни з питань правопорядку. К.: МВС, 1993. С. 438-464.

21 Солодовник Л. Указ. соч. С. 59.

22 Пилипенко П.Д. Указ. соч. С. 14.

23 Венедиктов В.С. Трудовое право Украины. 2006. С. 77.

24 См.: Солодовник Л. Указ. соч. С. 59.

25 Уместно отметить, что основной целью трудового договора являются использование наемного труда, и он совсем не считается формой воплощения свободы труда в трудовых отношениях. При условиях рыночной экономики свобода труда - это прежде всего свобода выбора работы, и нельзя считать, что такой выбор должен обязательно найти свое оформление через трудовой договор. Для его заключения, как известно, важно еще и воплощение свободы выбора со стороны другой стороны работодателя, который эту работу будет использовать.

26 См.: Лавршенко О.В. Поняття, ознаки та порядок установлення змкту трудово! функцп пращвника: теоретичш аспекти сучасного вчення // Економ1ка, фшанси, право. 2005. №№ 10, 12. С. 35-39.

27 Венедиктов В.С. Трудовое право Украины. 2006. С. 78.

28 См.: Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России. М., 1995. С. 169.

29 См.: Лавриненко О.В. Контракт о службе... С. 16-21; Его же. Контрактная форма трудового договора как основание возникновения служебно-трудового правоотношения работников органов внутренних дел. Х., 1999. С. 324; Лавршенко О.В. Удосконалення законодавства про контрактну форму комплектування... С. 193-208.

30 См.: Александров Н.Г. Указ. соч. С. 91; Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1977. С. 107, 124, 125; Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1975. С. 34.

31 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права: В 2 т. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 301; Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 55-56.

32 См.: Краткий словарь иностранных слов / Под ред. С.М.Локшина. М.: Просвещение, 1979. С. 143; Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990. С. 293; Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 542.

33 См.: Словарь иностранных слов / Под ред. Ф.Н. Петрова. М., 1941. С. 245.

34 См.: Лавриненко О.В. Контрактная форма трудового договора // Бизнес-Информ. 1995. № 45-46; № 47-48. С. 20-23, 16-18.

35 См.: Рабинович П.М. Основы общей теории права и государства. С. 27; Бадш О.О., Бубес Ю.Г., Мисько Г. Д., Чорна Р.Ф. Закон [ праця. Л., 1994. С. 81; Маврин С.П., Хохлов Е.Б. О кодификации трудового законодательства Украины // Государство и право. 1996. № 6. С. 42; Никитинский В.И. Контракт в трудовом праве // Советское государство и право. 1991. № 8. С. 52-53; Орловский Ю.П. Контракт и его роль в возникновении, изменении и прекращении трудового правоотношения // Советское государство и право. 1991. № 8. С. 16-17, 59; Ротань В.Г., Черткова И.В. Все о трудовом контракте. Севастополь, 1993. С. 6.

36 См.: Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Указ. соч. С. 182; Венедиктов В.С. Трудовое право Украины. X.: ХИВД, 1994. С. 41; Закон и бизнес. 1993. № 1. С. 5; Комментарий к КЗоТ Российской Федерации. М., 1995. С. 40; Мшюков П. Регулювання трудових ввдносин з педагопчними пращвниками // Право Укра!ни. 1994. № 9. С. 27; Трудовое право России / Под ред. А.С. Пашкова. СПб., 1994. С. 140; Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. М., 1996. С. 173; Урядовий кур'ер. 1991. № 17. С. 2.

37 См.: Гречишникова Е.В. Договоры, регулируемые нормами трудового права: Дис. ... канд. юр ид. наук. Омск, 1991. С. 43-57; Гусов К.Н. Договоры о труде в трудовом праве при формировании рыночной экономики: Дис. .. докт. юрид. наук. М., 1993. С. 209; Желтов О.Б. Развитие законодательства о трудовых договорах (контрактах) // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 1995. № 3. С. 31-37; Лавриненко О.В. Контракт при приеме на работу выпускников вузов // Бизнес-Информ. 1996. № 5. С. 14-15; Нурдтинова А.Ф. Индивидуально-договорное регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 37-64; Шугаев А.А. Трудовые отношения в кооперативе. М., 1993. С. 57-58.

38 См.: Закон и бизнес. 1993. № 1. С. 4; Желтов О.Б. Указ. соч. С. 34; Гудимов В.Н. Увольнение руководителя предприятия за невыполнение условий контракта // Государство и право. 1995. № 6. С. 27; Иосифиди Д.Г. Формы труда и их правовое опосредствование // Советское государство и право. 1992. № 11. С. 68; Киселев И.Я. Трудовое право в условиях рыночной экономики: опыт стран Запада. М., 1992. С. 22-23.

39 См.: Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. С. 173; Сыроватская Л.А. Трудовое право. М., 1997. С. 139140, 151.

40 Пашков А.С. Договоры о труде в условиях многоукладной экономики // Советское государство и право. 1993. № 6. С. 64.

41 Хусточкша О. Контракт у трудовому прав! Укра!ни (законодавство та практика його застосування) // Право Укра!ни. -1995. № 5-6. С. 17.

42 Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. М.: ИНФРА-М-Кодекс, 1995. С. 310-311.

43 См.: Никитинский В.И. Указ. соч. С. 52.

44 Кашанина Т.В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере // Советское государство и право. 1992. № 1. С. 129.

45 См.: Орловский Ю.П. Указ. соч. С. 59-60; Коршунова Т.Ю. Обсуждение проблемы применения контракта (обзор) // Советское государство и право. 1991. № 8. С. 62; Никитинский В., Орлов А. Трудовой контракт и рыночная экономика // Социалистический труд. 1991. № 2. С. 101; Прилипко С.М. Трудовий контракт за законодавством Укра!ни: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Х., 1995. С. 5; Уржинский К., Уржинский Н. Контракт: новая правовая модель подбора кадров // Хозяйствование и право. 1991. № 3. С. 123, 126.

46 См.: Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 1996. С. 46; Островский Л.Я., Кривой В.И. Контрактная система найма руководителей предприятий и специалистов. Мн., 1995. С. 9.

47 См.: Лившиц Р.З. Указ. соч. С. 5; Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под. общ. ред. Г.А. Василевича. Мн., 2000. С. 8; 1ншин M.I. Деяю методолоНчш питання визначення термша «законодавство про працю» на сучасному еташ розвитку держави // В1сник Ушверситету внутртшх справ. 1999. № 9. С. 299, 301-302; Костюченко О. Перспективи вдосконалення банювського законодавства // Право Укра1ни. 1998. № 9. С. 63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48 См.: Кельман М.С., Мурашин О.Г. Указ. соч. С. 264; Скакун О.Ф., Подберезский Н.К. Теория права и государства. X., 1997. С. 60.

49 См.: Офщшнш вкник Украши. 1998. № 38. Ст. 1209.

50 См.: Воронша Л. Сфера i порядок застосування контракту як особливо! форми трудового договору // Право Укра1ни. 1994. № 11-12. С. 32.

51 См.: Постановление Верховного Совета Украины «О ратификации Конвенции Международной Организации Труда № 158 о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» от 4 февраля 1994 г. № 3933-XII // Ведомости Верховного Совета Украины. 1994. № 23. Ст. 166.

52 См.: Людина та праця. 1994. № 4.

53 См.: Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. С. 176; Пашков А.С. Указ. соч. С. 64; Коршунова Т.Ю. Указ. соч. С. 63; Бугров Л.Ю. Принципы «неправа» в области действия советского трудового законодательства // Советское государство и право. 1991. № 12. С. 57; Восленский М.М. Номенклатура. М., 1991. С. 131; Куренной А.М. Трудовое право: на пути к рынку. М., 1995. С. 65; Манохин В.М. Концепция Закона о государственной службе // Советское государство и право. 1991. № 12. С. 95; Прокопенко В.1. Трудове право. К., 1996. С. 44, 50; Яковлев Г.С. Аппарат управления - принципы организации. М., 1974. С. 208-209.

54 См.: Ротань В.Г., Черткова И.В. Указ. соч. С. 5-10; Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. С. 173; Прилипко С.М. Указ. соч. С. 8.

55 См.: Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 70.

56 См.: Молодцов М.В., Сойфер В.Р. Стабильность трудовых правоотношений. М., 1976. С. 7-23.

57 См.: Мякишев Г.М. Контракт о службе в органах внутренних дел. М., 1995. С. 10.

58 См.: Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. С. 161; Воловик В. Указ. соч. С. 64.

59 См.: Закон Украины от 16 декабря 1993 г. «О государственной службе» // Ведомости Верховного Совета Украины. 1993. № 52. Ст. 490.

60 См.: Положение о порядке и условиях прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Украины.

61 См.: Лавршенко О.В. Поняття, ознаки та порядок установлення змкту трудово! функцп пращвника... С. 2528; Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 291.

См.

62

63 См.

64 См.

65 См.

Сыроватская Л. А. Указ. соч. С. 131.

Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. С. 163. Хусточкша О. Указ. соч. С. 20. Сыроватская Л.А. Указ. соч. С. 132.

66 Мякишев Г.М. Указ. соч. С. 15.

67 См.: Венедиктов В.С. Правовые вопросы возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. Х., 1996. С. 19.

68 См.: Закон Украины от 24 марта 1995 г. «Об оплате труда» // Ведомости Верховного Совета Украины. 1995. № 17. Ст. 121.

69 См.: Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Указ. соч. С. 174; Сыроватская Л.А. Указ. соч. С. 132.

70 См.: Венедиктов В.С. Трудовое право Украины. 1994. С. 19; Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. С. 163-164.

71 См.: Зущик Ю. Держуправлшщ в Укра1ш «корупщонери» мимовол1? // Праця i зарплата. 1997. № 12. С. 27; Материалы МПК «Общество, право, полиция» (обзор) // Государство и право. 1996. № 12. С. 143; Положение о медицинском осмотре работников определенных категорий, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Украины от 31 марта 1994 г. № 45 // Законодательство Украины об охране труда: В 4 т. Т. 3. К., 1995. С. 230.

72 См.: Лавриненко О.В. Испытание при приеме на работу отдельных категорий государственных служащих // Вестник Гуманитарной Академии: Правоведение. 1995. № 1. С. 44-47; Его же. Исполнительная власть: конкурс при принятии на работу // Бизнес-Информ. 1996. № 3. С. 7-10; Его же. Испытание при приеме на работу: понятие, правовая природа, порядок установления и последствия его прохождения (исследование теоретических аспектов) // Економ1ка, фшанси, право. 2006. № 3. С. 22-32.

73 См.: Киселев И.Я. Трудовое право стран Запада на рубеже XXI века // Государство и право. 1996. № 1. С. 130-132; May R., Mohr E. Probleme und Realisieurungschancen individueller Arbeitzeit modelle. München, 1985; New forms of work. Labour law and social security of the European Community. Dublin, 1988.

74 См.: Пшьги, прившегп, переваги / Укл.: В.1. Антипов, В.А. Клименко. К., 1996. С. 4, 174-180.

75 См.: Социальный портрет работника органов внутренних дел // Социологические исследования. 1992. № 2.

С. 107.

76 См.: Бандурка О.М., Соболев В.О., Рущенко 1.П., Ярмиш О.Н. Сощолопчне забезпечення дiяльностi оргашв внутртшх справ. X.. 1996. С. 21-23.

77 См. там же. С. 23.

78 Проблема учета рабочего времени, компенсации «переработок» (сверхурочной работы) десятками лет остаются, к сожалению, неразрешенными, а сегодня официально признается даже самим МВД Украины. Так, в частности, Г. Кабанченко, председатель профсоюза аттестованных работников ОВД Украины, по итогам проверки жалобы, поступившей в МВД Украины от работников (231 чел.) Ленинского райотдела г. Харькова, констатирует, что только в 2005 г. этими работниками было выполнено без какой-либо денежной компенсации, предоставления дополнительного времени отдыха, прямо предусмотренных законодательством, 130 000 час. сверхурочной работы по охране общественного порядка.

79 См.: Бандурка О.М., Соболев В.О., Рущенко 1.П., Ярмиш О.Н. Указ. соч. С. 22.

80 См.: Лавршенко О.В. Службово-трудов1 спори пращвниюв ОВС Украши... С. 23-25; Бесчастный В.Н. Работа с персоналом органов внутренних дел. Донецк, 2005. С. 133-143.

81 См.: Коло шльговиюв звужене бюджетом // 1менем Закону. 2006. № 8. С. 18; Виплату компенсацп за речове майно припинено // 1менем Закону 2006. № 8. С. 19; Поречкша Л. Вперше питання комплексного житлового забезпечення пращвниюв ОВС виртено на державному р!вш // 1менем Закону 2006. № 8. С. 6-7.

82 См.: Реформування почалось // 1менем Закону. 2006. № 5. С. 4-5.

83 См. там же с. 4.

84 См.: Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Указ. соч. С. 181-182; Хусточкша О. Указ. соч. С. 8; Головина С.Ю., Шахов

B. Д. Контрактная форма регулирования трудовых отношений // Советское государство и право. 1991. № 8. С. 46-47.

85 См.: Никитинский В.И. Указ. соч. С. 56; 77, с. 176; Желтов О.Б. Указ. соч. С. 36; Мякишев Г.М. Указ. соч. С. 13; Панасюк О., Платонов С. Кому потр1бен трудовий контракт? // Праця та зарплата. 1995. № 24. С. 4.

86 См.: Бадш О.О., Бубес Ю.Г., Мисько Г.Д., Чорна Р.Ф. Указ. соч. С. 16; Никитинский В., Орлов А. Указ. соч; 1ншин M.I. Деяю методолопчш питання визначення термша «законодавство про працю»...; Никитинский В.И. Указ. соч. С. 58-59; Панасюк О., Платонов С. Указ. соч. С. 5.

87 См.: Киселев И.Я. Трудовое право стран Запада на рубеже XXI века. С. 129-130; Акопова Е.М., Еремина

C.Н. Договоры о труде. Ростов н/Д., 1995. С. 18; Лобанов В.В. Служба высших руководителей США // Государство и право. 1996. № 6. С. 131.

88 См.: Куренной А.М. Указ. соч. С. 65-66; Мякишев Г.М. Указ. соч. С. 13.

89 См.: Прилипко С.М. Указ. соч. С. 5.

90 Заметим, что нормотворческая практика ряда зарубежных стран не всегда позволяет относить срок к обязательным признакам контракта. Так, в странах ЕС распространена система бессрочных контрактов; комплектование должностей среднего, старшего и высшего начсостава органов внутренних дел России, согласно п. 11 Положения о службе РФ, может производиться на основе бессрочных контрактов о службе.

91 См.: Хусточкша О. Указ. соч. С. 18.

92 См.: Никитинский В.И. Указ. соч. С. 51; Желтов О.Б. Указ. соч. С. 36; Восленский М.М. Указ. соч. С. 131; Головина С.Ю., Шахов В.Д. Указ. соч. С. 46-47; Акопова Е.М., Еремина С.Н. Указ. соч. С. 18; Барабаш О. Деяю властивост трудових правоввдносин // Право Украши. 1997. № 8. С. 56; Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996. С. 120; Жигалкин П.И. Трудовое право в обеспечении стабильности кадров. X., 1977. С. 5.

93 См.: Гавриляка А. Удосконалювати управлшня у систем1 оргашв МВС // Право Украши. 1997. № 8. С. 44

94 См.: Никитинский В.И. Указ. соч. С. 58-59; Сыроватская Л.А. Указ. соч. С. 133; Гудимов В.Н. Указ. соч. С. 28.

95 См.: Бугров Л.Ю. Указ. соч. С. 57

96 Манохин В.М. Указ. соч. С. 95.

97 См.: Людина та праця. 1994. № 4.

98 См.: Постановление Верховного Совета Украины «О ратификации Конвенции Международной Организации Труда № 15 8.».

99 См.: Мякишев Г.М. Указ. соч. С. 13; Киселев И.Я. Трудовое право стран Запада на рубеже XXI века. С. 129130; Лобанов В.В. Указ. соч. С. 131; Административное право зарубежных стран / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996. С. 165; Дойблер В. Тенденции развития трудового права в промышленно развитых странах // Государство и право. 1995. № 2. С. 105; Киселев И.Я. Трудовой договор при капитализме: проблемы найма и увольнения. М., 1989. С. 38; КЗоТ Республики Беларусь. Добруш, 1993; Code du Travail, Akt. L.122; КЗоТ Российской Федерации. Новосибирск: Модус, 1996; Labour-Managment Commitment: A Compact for Change. Washington, 1992; Макаров А.А. Политическая власть в Японии. Механизм функционирования на современном этапе. М., 1989. С. 142.

100 См.: Сыроватская Л.А. Указ. соч. С. 20; Javillier J. Droit du travail. Paris, 1930. С. 199; Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право. 1996. № 1. С. 47; Кольяр К. Международные организации и учреждения. М., 1972. С. 459; Врублевский В.К. Труд на пороге третьего тысячелетия. К., 1980. С. 52; Международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. М., 1995. С. 125-126; Проблемы международного регулирования труда. М., 1964. С. 42; Scelle G. Organisation internationale du travailet le BIT. Paris, 1930. С. 55, 182185; Словарь международного права. М., 1982.

101 См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 88.

102 См.: Брусницин Л.В. Международно-правовые и конституционные основы обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию // Государство и право. 1996. № 3. С. 101; Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека. М., 1993. С. 13; Процевський О. Яким бути новому Кодексу про працю // Право Украши. 1995. № 9-10. С. 28.

103 См.: Постанова Кабшету Мш1стр1в Украши ввд 16.08.99 р. № 1496 "Про Концепщю адаптацп законодавства Украши до законодавства Свропейського Союзу" // Офщшний вкник Украши. 1999. № 33. Ст. 1735.

104 См.: Лавриненко О.В. Трудовое право Украины. С. 366-368; Венедиктов В.С. Наука трудового права на шляху сощальних перетворень та захисту прав людини // Форми сощально-правового захисту пращвниюв у службово-трудових ввдносинах: Мат. наук.-практ. конф; м. Суми, 2-4 червня 2005 р. / За ред. проф. В.С. Венед1ктова. X.: УАФТП, 2005. С. 9; Феськов М.М. Трудове законодавство Украши i Свропейська сощальна харт1я (переглянута): питання адаптацп. К., 2005; Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта / / Государство и право. 1995. № 3. С. 30-38; Xофман Л., Мюлерс Ф. Украша на шляху до Свропи. К., 2001; Рабшович П. Ефектившсть впливу Конвенцп про захист прав та основних свобод людини держав члешв Ради Свропи // Право Украши. 2000. № 11. С. 34-36; Жернаков В. Мiжнародний аспект правового регулювання сощально-трудових ввдносин // Право Украши 2001. № 4. С. 24-29.

105 Демократизация и МОТ (Приклад Генерального директора). МТК, 79 Сессия. Женева, 1992. С. 31-32.

106 Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 36.

107 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999. С. 15.

108 Закон Украши ввд 10.01.02 "Про загальну структуру i чисельшсть Мшктерства внутршшх справ Украши" // Ввдомост Верховно! Ради Украши. 2002. № 16. Ст. 115.

109 См.: Лавриненко О.В. Контрактная форма трудового договора // Бизнес-Информ. 1995. № 45-46; № 47-48. С. 17-18; Его же. Сфера заключения трудовых контрактов // Вестник Гуманитарной академии: Правоведение. 1995. № 1. С. 48-51.

110 См.: Бюллетень НКВД УССР. 1924. № 1-2. С. 66, 78; Официальный бюллетень ЦК Всероссийского профессионального Союза работников советских и общественных учреждений и предприятий 1922. № 6; 1930. № 910. С. 7-8, 21-30.

111 См.: Положение о порядке найма и увольнения педагогических работников учреждений образования, находящихся в общегосударственной собственности, утвержденное приказом министра образования Украины от 5 августа 1993 г. № 293 // Сборник законодательных и нормативных актов об образовании. Вып. 1. К., 1994.

112 См.: Венедиктов В.С. Трудовое право Украины. 2006. С. 79; Лавршенко О.В. Удосконалення законодавства про контрактну форму комплектування... С. 193-208; Бадш О.О., Бубес Ю.Г., Мисько Г.Д., Чорна Р.Ф. Указ. соч. С. 1617; Венедиктов В.С. Трудовое право Украины. 1994. С. 41; Мшюков П. Указ. соч. С. 26; Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества. С. 311; Коршунова Т.Ю. Указ. соч. С. 63; Прокопенко В.1. Трудове право. С. 88; Мусияка В.Л. Правовые основы предпринимательской деятельности. Х., 1995. С. 57.

113 См.: Джиоев С.Х. Правовое регулирование трудовых отношений федеральных государственных служащих: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. К., 1997. С. 18; Хуторян Н. Вдосконалення правового регулювання матер1ально! ввдповщальност перед наймачем // Право Укра1ни. 1993. № 5-6. С. 31.

114 См.: Емельянов В.П. Указ. соч. С. 42.

115 См.: Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. С. 167-168; Бахрах Д.Н. Указ. соч. С. 134, 138; Административное право зарубежных стран / Под ред. А.Н. Козырина. С. 81, 83; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.,1996. С. 185.

116 См.: Мшюков П. Указ. соч. С. 25; Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Указ. соч. С. 113; Срьоменко В. Вдосконалювати конкурсне замщення посад державних службовщв // Право Укра1ни. 1997. № 5. С. 52.

117 См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Указ. соч. С. 185; Гейхман В.Д., Митиль Т.П. Высшая школа: правовые вопросы (справочник). К., 1990. С. 151.

118 Воловик В. Указ. соч. С. 63; Ольховський С.Б. Державна служба як предмет i об'ект правового регулювання // Актуальш проблеми сучасно! науки в дослвдженнях молодих учених. Х., 1997. С. 133-134; Сафонов В. А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений // Государство и право. 1996. № 7. С. 84-85; Урядовий кур'ер. 1995. № 6. С. 6.

119 См.: Постановление Верховного Совета УССР от 25 декабря 1990 г «О порядке введения в действие Закона УССР "О милиции"» // Ведомости Верховного Совета УССР. 1991. № 4. Ст. 21.

120 См.: Корниенко М.Л. О заданиях аппаратов службы ООП в условиях осенне-зимнего периода // Проблемы охраны общественного порядка и усовершенствования законодательства: Материалы научно-практической конференции. Х., 1995. С. 21.

121 Закон Украины от 25.03.92 г «О Службе безопасности Украины» // Ведомости Верх. Совета Украины. 1992. № 27. Ст. 382., ст. 382.

122 См.: Закон Украины от 30 марта 1992 г. "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» // Збiрник нормативних ак^в Укра!ни з питань правопорядку. К., 1993.

123 См.: Постановление Верховного Совета Украины «О введении в действие Закона Украины "О государственной службе"» // Ведомости Верховного Совета Украины. 1993. № 52. Ст. 491.

124 Закон Украины «О государственной службе».

125 См.: Лавриненко О.В. Исполнительная власть. С. 8

126 См.: Урядовий кур'ер. 1995. № 157-158.

127 См.: Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации; 1менем Закону. 1992. № 7. С. 5; Сальников В.П., Морозова Л.А. и др. Полиция. Женщина. Гуманизм // Государство и право. 1996. № 1. P. 144; FBI Oversight and Authorization Request for FY. 1992. С. 787-791; FBI Law Enforcement Bulletin. 1992. January. P. 16-21.

128 См.: Мякишев Г.М. Указ. соч. С. 22.

129 Желтов О.Б. Указ. соч. С. 37. Суждения этих и ряда других авторов см. также: Комментарий к КЗоТ Российской Федерации. С. 10; Венедиктов В.С. Правовые вопросы возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. С. 10; Мшюков П., Мшюкова Т. Особливост регулювання трудових ввдносин з керiвниками закладiв осв^и Укра!ни // Право Укра!ни. 1997. № 5. С. 51-52; Соболев С.А. Трудовое право России и социальное развитие / / Государство и право. 1997. № 4. С. 109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.