45 Цит. по: Сизиков М.И. Полиция Российской империи в середине XVIII века // Государство и право. 1993. № 11. С. 120-121.
46 См: Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т.VII. Ст. 4970.
47 См.: Ыенем Закону. 1994. № 51. С. 7.
48 См.: Инструкция об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции, утв. совместным постановлением Народных Комиссаров по Внутренним Делам и Юстиции от 10.10.18 г. // Собрание узаконений. 1918. № 75. Ст. 813.
49 См.: Правила прохождения службы в органах Рабоче-Крестьянской Милиции и Уголовного розыска, утв. приказом по
Милиции и Уголовному Розыску УССР от 12.12.23 г. № 217 // Бюллетень НКВД УССР. 1924. № 1-2. С. 61-67.
50 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 410. Л. 139-147.
51 См.: Головина С.Ю. Формирование понятийного аппарата трудового права // Государство и право. 1998. № 8. С. 84.
52 Васильев Г.Н. Управление в органах внутренних дел / Г.Н. Васильев, В.М. Сантарович, А.С. Стешенко. Мн., 2002. С. 236.
53 См.: Кузнецова Н.Ф., Аргунова Ю.Н. Об эффективности уголовноправовой охраны трудовых прав граждан // Государство и право. 1996. № 10. С. 68-69.
54 Уголовный Кодекс Украины: научно-практический комментарий. К., 1995.
55 См.: Венедиктов В.С. Трудовое право Украины. С. 90; Его же. Трудовой договор (контракт) по законодательству Украины. С. 29.
56 Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В. Указ. соч. С. 173.
57 Основы законодательства Украины об охране здоровья от 19 ноября 1992 г. // Відомості Верховної Ради України. 1993. № 4. Ст. 19.
58 См.: Щербина В.С. Теоретичні проблеми охоронної функції трудового права в умовах ринкових відносин: Монографія. Дніпропетровськ, 2004. С. 34; Лавріненко О.В. Рецензія на монографію доцента В.І. Щербини «Теоретичні проблеми охоронної функції трудового права в умовах ринкових відносин» // Економіка, фінанси, право. 2005. № 7. С. 29-38.
59 См. Процевський В.Відсторонення від роботи: вирішення питання у проекті Кодексу про працю // Право України.
1996. № 8. С. 27.
60 См.: Бандурка О.М., Соболев В.О. Теорія та методи роботи з персоналом в органах внутрішніх справ. X., 2000. С. 144, 165-166, 198.
61 Согласно ст. 17 Закона Украины от 20 декабря 1990 г. «О милиции», п. 3 Положения о прохождении службы на службу принимаются лица, которые способны по своей физической подготовке и состоянию здоровья выполнять возложенные на ОВД задачи. Д.Н. Бахрах, с мнением которого следует согласиться, рассматривая вопросы прохождения государственной службы, особо отмечает уровень физической подготовки работников милиции как необходимый элемент «для реализации практической политики государства» (См.: Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы / / Государство и право. 1996. № 12. С. 17).
62 См.: Бандурка О.М., Соболев В.О. Указ. соч С. 144.
63 См.: Лавріненко О.В., Проскуряков П.Д. Указ. соч. С. 78-84; Лавріненко О.В. Судовий порядок вирішення індивідуальних службово-трудових спорів працівників органів внутрішніх справ України: теоретичні і практичні аспекти проблеми та шляхи її вирішення / / Економіка, фінанси, право. 2004. № 12. С. 15-26; Его же. Службово-трудові спори працівників ОВС України. Донецьк, 2005.
64 См.: Рабінович П.М. Права людини і громадянина у Конституції України (до інтерпретації вихідних конституційних положень). X., 1997. С. 9; Болотіна Н.Б. Право соціального захисту: становлення і розвиток в Україні. К., 2005. С. 10-11.
65 Жернаков В.В. Теоретичні засади формування інституту захисту прав людини у сфері праці // Форми соціально-правового захисту працівників у службово-трудових відносинах: Матеріали науково-практичної конференції; м. Суми, 2-4 червня 2005 р. / За ред. проф. В.С. Венедіктова. X., 2005. С. 22.
В.В. Новиков*
Личный закон и национальность иностранных лиц в России
Неотъемлемым признаком современных гражданских правоотношений в России стало прогрессирующее в количественном и качественном (прежде всего для экономики страны) отношении участие в них иностранных лиц. Под иностранным лицом следует понимать как иностранное физическое лицо (гражданин; лицо без гражданства; лицо, имеющее два и больше гражданств), так и иностранную организацию. Основу семантики термина «иностранная организация» составляет двоякое значение: иностранное юридическое лицо и иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом. Критерием «иностранности» таких лиц служит то, что их гражданская правоспособность, в отличие от отечественных организаций, определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены.
Гражданская правосубъектность иностранных лиц лежит в основе их правового положения в сфере имущественных и личных неимущественных прав. Их участие в гражданском обороте регламентируется не во всех государствах одинаково, а нередко определяется на взаимовыгодных или взаимных обязательствах государств их гражданства или национальной принадлежности. Таким образом, для решения вопроса о праве, подлежащем применению при определении правового
* Докторант факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Санкт-Петербургского университета МВД России по кафедре гражданского права, кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Международное право
положения иностранных лиц, используются схожие, но не тождественные положения. Обязательными из них необходимо признать личный закон и национальность.
Исходя из законоположений ст. 1195, 1202] Гражданского кодекса РФ, личным законом иностранных лиц в России может быть право нескольких государств.
1. Для физического лица:
- право государства его гражданства;
- право России;
- право страны места жительства.
2. Для организации (без разницы, юридическое это лицо или организация, не являющаяся таковым):
- право страны, где она была учреждена.
Несмотря на относительное многообразие возможностей правоприменительной деятельности, содержание личного статуса иностранного физического лица определяется, как правило, на основе права государства, с которым установлена правовая связь (гражданство). Это характерно для стран СНГ, большинства стран континентальной Европы и ряда других государств (Вьетнам, Египет, Куба, Монголия, Таиланд, Тунис, Южная Корея, Япония и т.д.).
Правило, в силу которого личным законом физического лица признается закон страны его гражданства (lex patriae), традиционно для российского законодательства. Это коллизионная норма, используемая при определении личного статуса иностранцев. В частности, она была закреплена в ст. 160 Основ гражданского законодательства, устанавливавшей коллизионные нормы в отношении право- и дееспособности иностранных граждан. Из этого следует, что российский законодатель использует гражданство как признак, отражающий наиболее тесную и устойчивую связь физического лица с государством. Приверженность такому направлению обусловлена необходимостью:
а) повышения уровня определенности и прозрачности в правоприменительной деятельности (гражданство подтверждается официальными документами, установленного образца);
б) минимизации возможности изменения физическим лицом своего гражданства в сравнении с домицилем1.
Такая относительная стабильность имеет большое значение для регулирования вопросов личного статуса, служащего основным элементом правового положения иностранного физического лица. Использование «привязки» к закону страны гражданства обусловливает необходимость установления факта гражданства, которое удостоверяется наличием предусмотренных российским законодательством документов.
Для иностранного гражданина - это его национальный паспорт либо иной предусмотренный федеральным законом документ или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа2 (например, удостоверение личности моряка)3. Для лица без гражданства - документ, выданный иностранным государством и признаваемый Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство и иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства4.
Формула прикрепления к стране гражданства для определения право- и дееспособности также широко используется в международных договорах России о правовой помощи. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство или подданство иностранного государства (ст. 3). Термин «подданство» используется для характеристики гражданской принадлежности представителей монархических государствах и по существу равнозначно понятию гражданства. Статус иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации определяется ФЗ от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иными федеральными законами.
Как следует из содержания ст. 2 и 4 указанного Федерального закона, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Здесь речь идет прежде всего о случаях ограничений ряда избирательных и трудовых прав, запретах на нахождение на государственной и муниципальной службе, на военной службе по призыву, на занятие деятельностью, допуск к которой иностранцев и апатридов ограничен федеральным законом. Участие
иностранных граждан в некоторых земельных и жилищных правоотношениях также ограничено федеральными законами. В большей степени открытой для иностранных граждан и лиц без гражданства в России является сфера предпринимательской деятельности.
Таким образом, право страны - это ключевое звено сегментарного состава коллизионного права, однако оно не может обеспечить выбор применимого права в отношении лица без гражданства (апатрида). Личный статус такого лица, как правило, определяется:
а) законодательством страны, в которой оно имеет постоянное или обычное место жительства5;
б) правом страны временного пребывания (если нет постоянного места жительства).
Если лицо имеет два и более гражданства, (двойное или множественное гражданство), в числе
которых нет российского, то в случае судебного разбирательства для определения применимого к нему права применяется домициль.
При наличии нескольких гражданств, одно из которых российское, личный статус такого лица определяется российским законодательством (норма введена впервые). Прежде она была закреплена в Семейном кодексе применительно к выбору права, определявшего условия вступления в брак российского гражданина, который имел гражданство другого государства (ч. 3 ст. 156 СК).
Выбор, в случае многогражданства, в пользу российского права как права страны суда (lex fori) при указанных фактических обстоятельствах прямо вытекает из норм российского законодательства о гражданстве. Оно допускает наличие у российского гражданина гражданства другого государства, но находится он в сфере российской юрисдикции. Это означает, что и личный статус российского гражданина, имеющего иностранное гражданство, должен определяться правом России. Таким образом, в странах, где гражданство служит определяющим фактором, домициль (а при его отсутствии иной территориальный признак) по необходимости используется как заменяющая или дополняющая гражданство формула прикрепления.
Представления личного закона, использовавшиеся в отношении физических лиц, в свое время были перенесены и на юридических лиц, вследствие чего к ним стало применяться понятие «национальность», что закрепляет общую формулировку «личный закон юридического лица». Определяя содержание личного статута, законодатель пошел по пути международного права, а именно авторов, которые считают, что содержание личного статута должно быть неизменным.
Личным законом юридического лица считается право страны, где оно учреждено. На его основе определяется правовое положение в целом, а также статус организации в качестве юридического лица, организационно-правовая форма, требования к наименованию, вопросы создания, реорганизации и ликвидации, содержание правоспособности, порядок приобретения гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей, внутренние отношения, способность юридического лица отвечать по своим обязательствам. Поэтому право страны, где учреждено юридическое лицо, всегда будет его личным законом независимо от его государственной принадлежности. Если компания учреждена в России, то ее личным законом будет российское право, даже если ее учредителями будут иностранцы и капитал ее будет полностью иностранным, и наоборот.
Определение личного статуса является коллизионной нормой, в которой российский законодатель закрепил критерий инкорпорации. В соответствии с ним определяется «национальность» юридического лица. Термин «национальность» применительно к юридическим лицам в российском законодательстве не используется, хотя в доктрине международного частного права встречается нередко. Итак, личный закон юридического лица в контексте гражданской правосубъектности - это совокупность гражданско-правовых и коллизионных норм, направленных на регулирование его деятельности в России. Наряду с национальностью юридического лица личный закон с ней действует неразрывно. Эти понятия взаимосвязаны и взаимозависимы, т.к. от национальности зависит личный закон и гражданско-правовой статус.
Определение национальности и юридического статуса имеет большое значение при рассмотрении гражданско-правовых дел, в которых хотя бы одной из сторон является иностранное юридическое лицо. В первую очередь это связано с различными видами режимов, предоставляемых иностранным юридическим лицам в сфере налогообложения. Каждая организация должна подтвердить на территории России свой статус: инвестор (иностранное юридическое лицо) должен представить выписку из торгового реестра государства, в котором он учрежден, или иной документ, подтверждающий его юридический статус. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации6. В международном договоре могут быть закреплены отличные от российских правила определения национальности иностранных юридических лиц.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Международное право
Место учреждения юридического лица также определяется по российскому праву. При буквальном толковании данной нормы местом государственной регистрации будет место нахождения соответствующего органа, на который возложено осуществление функций по регистрации юридических лиц. Таким местом является государство, где действует соответствующая правовая система, в соответствии с которой юридическое лицо создано.
Если в соответствующей стране действуют несколько правовых систем (например, в США, Канаде и других странах), то, согласно ст. 1188 ГК, личный закон юридического лица, учрежденного в одной из этих стран, определяется в соответствии с правом этой страны. Если невозможно определить, какая из правовых систем соответствующей страны подлежит применению, то используется принцип тесной связи.
Помимо иностранных юридических лиц, субъектами гражданских правоотношений и участниками хозяйственной деятельности могут быть организации, не являющиеся таковыми. В соответствии со ст. 1203 ГК РФ личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. В данном случае российский законодатель предоставляет возможность иностранным организациям
- неюридическим лицам защиты их прав при соблюдении определенных условий подведомственности и подсудности.
В российском законодательстве к организациям подобного рода относятся некоторые виды общественных объединений (общественное движение, орган общественной самодеятельности), религиозные группы. В соответствии со ст. 1202 ГК коллизионная норма определяет не только личный закон юридического лица, но и вопросы, относящиеся к сфере действия этого закона. По праву государства, в котором учреждена иностранная организация, определяются порядок ее создания, реорганизации и ликвидации, содержание правоспособности, определение порядка приобретения гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей и т.п. Этот перечень можно сопоставить с личным законом организации, являющейся юридическим лицом.
Однако формулирование специальной коллизионной нормы, определяющей личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, имеет значение, поскольку избавляет суд от необходимости применения аналогии закона при рассмотрении гражданских правоотношений, в которых участвует организация - неюридическое лицо.
Когда правоотношение, одним из субъектов которого выступает иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом по иностранному праву, в силу вступает российское право. Это может быть в случае, если стороны, заключив сделку, воспользовались основным принципом международного частного права - автономией воли и подчинили регулирование сделки российскому праву. Кроме того, ситуация, при которой применимым будет российское право, может сложиться благодаря действию коллизионных норм. Так, в случае, когда стороны не выбрали применимое право, оно определяется согласно ст. 1211 ГК РФ, как право государства, с которым договор наиболее тесно связан. В случае, если таким государством будет Российская Федерация, соответственно в качестве статутного будет выступать российское право. Только после того, как будет установлено, что применимым является российское право, деятельность иностранной организации - неюридического лица будет регулироваться гражданским законодательством РФ.
Применение правил российского законодательства к функционированию иностранной организации - неюридического лица означает, что деятельность последней должна прежде всего соответствовать императивным предписаниям гражданского законодательства РФ. Среди них -нормы, регулирующие действительность сделок, порядок и форму их совершения, требования, предъявляемые к представителям, оформлению их полномочий, и т.п. Указанное лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известной праву страны, в которой орган или представитель организации совершил эту сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.
Указанное выше свидетельствует о большой роли, которую играет совместимость критериев определения содержания и значения личного закона и национальности иностранных лиц. Они обосновывают правовое их положение, определяют содержание имущественных и личных неимущественных прав. Однако до настоящего времени унификации семантики указанных терминов осуществить не удалось.
Факт регистрации организации на территории России указывает на российскую «национальность». Конечно, относительно юридического лица употребление этого термина несколько
необычно, но доктриной гражданского и международного частного права применимо. Необходимость определения национальности иностранных юридических лиц возникает в основном при признании их правосубъектности как ключевого условия заключения с ними сделок. При этом определяется национальная принадлежность, т.е. к какому государству относится это юридическое лицо, взаимное признание правосубъектности и правовой режим деятельности (национальный, наибольшего благоприятствования, специальный).
Стоит отметить, что специалистами в рассматриваемой области ставится под сомнение уместность применения к отношениям с участием иностранных юридических лиц термина «национальность». Предполагают, что эта категория применительно к юридическим лицам является «условной, неточной, используемой в определенной мере лишь в целях удобства, краткости, обиходного употребления, и в юридическом отношении не может рассматриваться как надлежащая для целей обращения к ней при характеристике юридических лиц»7. Возможно, этимологически термин «национальность» применительно к организации как-то неуместен. Его привыкли понимать в смысле принадлежности к устойчивой общности людей, племени, народу и относить к конкретному физическому лицу, человеку. Но ведь организация - это объединение физических лиц для достижения определенных целей. Объединяясь, «индивидуальная личность находит себе естественное продолжение и восполнение»8. Отношения в современном мире регулируются с использованием норм двух типов правовых систем: международного и национального. А коль скоро ни монистическая, ни дуалистическая теории о соотношении международного и национального права не получили подтверждения и проверки временем, правовое положение лица все же необходимо определять, пока единой системы права в мире нет.
Универсальным на современном этапе мирового правогенеза термином определения правового положения юридического лица в частности, да и организации в ассоциативном понимании такого образования, видимо, пока приходится считать национальность, и не потому, что это - форма объединения лиц известной национальности, а потому, что право, предназначенное для регулирования отношений с их участием, дифференцировано на национальные сегменты.
Важность разрешения вопроса о практической целесообразности определения «национальности» юридических лиц ярко иллюстрирует то, что данный термин устойчиво используется в праве применительно к морским, речным, воздушным и прочим (космическим) судам. Так, в Кодексе торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. § 2 гл. II. именуется «Флаг и национальность судна» и определена она (национальность) может быть независимо от национальности судовладельца. Аналогичные подходы, представляется, удачно избраны законодателем и по отношению к принадлежности воздушных судов. К национальности юридического лица обращаются и при дипломатической защите государством своих граждан и юридических лиц: необходимо быть уверенным, что юридическое лицо, нуждающееся в дипломатической защите, является «своим», национальным юридическим лицом, а не иностранным. Поэтому наиболее удачным термином определения национальной принадлежности юридических, а тем более физических лиц в настоящее время пока еще является «национальность». Национальностью, кроме того, определяется и личный закон юридического лица.
1 ЭошдеШиш (ёошив) - в римском праве жилище, место проживания и занятия большей частью своих дел; сенаторы имели Э. в Риме и своей родной общине; Э. имело значение при распределении местных гражданских повинностей (См.: Милан Бартошек. Римское право: Понятия, термины, определения. М., 1989. С.113). В праве некоторых зарубежных государств (напр., Великобритании) место жительства гражданина или регистрации юридического лица. Домициль делится на виды: 1) по закону (жена имеет Д. мужа); 2) по праву «крови» (ребенок имеет Д. родителя); 3) по праву «почвы» (т.е. по месту рождения). Физическое лицо имеет Д., как правило, в одной стране, а юридическое лицо может быть домицилировано в стране регистрации, хотя органы управления могут находиться за ее пределами (См.: Большой юридический словарь. М., 1999. С. 189).
2 См. п. 1 ст. 10 ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
3 См. ст. 2 Конвенции Международной организации труда № 108 о национальных удостоверениях личности моряков. Женева, 13 мая, 1958 г.
4 См. п. 2 ст. 10 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
5 В качестве такового признается место, где лицо постоянно или временно проживает (ст. 20 ГК РФ).
6 См. ст. 20 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 28. Ст. 493; 2002, № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3034.
7 Ануфриева Л.П. Иностранные юридические лица: правовое положение в Российской Федерации // Российская юстиция.
1997. № 2. С. 44.
8 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001. С. 144.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006