Научная статья на тему 'Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранного элемента'

Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранного элемента Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7479
642
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЭЛЕМЕНТ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРЕЗУМПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ПРАВА / КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ / LEGAL REGULATION / FOREIGN SUBJECT / FAMILY RELATIONSHIP / PRESUMPTION OF ADMINISTRATION OF FOREIGN LAW / CONFLICT RULES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хабарова А. Ю.

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования семейных отношений с участием иностранного элемента, выбора применимого права к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Анализируются международное и российское законодательство и доктрина, исследуются пути установления содержания норм иностранного семейного права, выявляются основания ограничений применения норм иностранного семейного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF FAMILY RELATIONSHIP WITH THE PARTICIPATION OF A FOREIGN SUBJECT

The article considers the issues of legal regulation of family relationship with the participation of a foreign subject, choosing a proper law to family relationship with the participation of foreign subjects and stateless persons. The article analyses international and Russian legislation and doctrines, studies the ways of establishment of the foreign family law rules content, explores the grounds restraining the administration of the foreign family law.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранного элемента»

А.Ю. ХАБАРОВА, аспирантка кафедры международного

и международного частного права Орловского государственного университета

Тел. 8 920 283 77 72

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО ЭЛЕМЕНТА

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования семейных отношений с участием иностранного элемента, выбора применимого права к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Анализируются международное и российское законодательство и доктрина, исследуются пути установления содержания норм иностранного семейного права, выявляются основания ограничений применения норм иностранного семейного права.

Ключевые слова: правовое регулирование, иностранный элемент, семейные отношения, презумпция применения иностранного права, коллизионные нормы.

В настоящее время вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели особую актуальность, поскольку с каждым годом увеличивается число браков российских граждан с иностранными гражданами, появляются семьи, в которых супруги имеют разное гражданство, возникают разнообразные семейные отношения с участием иностранного элемента.

Термин «иностранный элемент» используется в цивилистической науке для отражения элемента, выходящего за пределы одного государства. Он может усматриваться в субъектном составе правоотношения, если его участниками выступают граждане различных государств или лицо без гражданства. Иностранный элемент может проявляться, если объект правоотношения находится за границей, или же юридический факт, с которым связано правоотношение, имеет место за границей.

Однако «ограничение иностранного элемента тремя названными категориями вызывает сомнения, ибо категория юридического факта, имевшего место за границей..., должна здесь по необходимости играть роль резерва, предназначенного охватить все, чего нельзя вместить в две другие категории. Но в таком случае пределы понятия «юридического факта, имевшего место за границей» выйдут за рамки, установленные в науке гражданского права»1.

В связи с этим кроме норм, регулирующих семейные отношения между гражданами своего государства, появилась необходимость в создании системы правовых норм, учитывающих международный характер этих отношений. Эту функцию выполняют коллизионные нормы.

Термин «правовое регулирование» в юридической науке означает специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым нормативным институционным регулятором, т.е. «установление и реализацию определенного общественного порядка» [5, с. 92].

Правовое регулирование семейных отношений в международном частном праве осуществляется на двух уровнях - международном и национальном.

© А.Ю. Хабарова

Международно-правовое регулирование осуществляется посредством заключения двусторонних и многосторонних соглашений между государствами по этим вопросам.

Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Однако двусторонними могут быть и такие договоры, когда с од -ной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько.

К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников. Универсальные международные соглашения имеют наиболее важное значение для международного сотрудничества, поскольку устанавливают единообразное правовое регулирование на глобальном уровне. К ним можно отнести Гаагские конвенции «Об урегулировании коллизий законов в области заключения брака» 1902 г.; «О заключении брака и признании его недействительным» 1978 г.; «О праве, применимом к режиму имущества супругов» 1978 г., также Кон -венции Европейского Совета и его органов по семейному праву: о гражданстве супругов с различным гражданством 1977 г.; о равенстве супругов в гражданском праве 1 978 г. Однако многие универсальные международные соглашения так и не выполнили своего предназначения - не стали международным регулятором семейных отношений, осложненных иностранным элементом.

Значительно более успешна кодификация МЧП посредством заключения международных конвенций регионального характера. Региональные конвенции по вопросам МЧП заключаются в рамках различных международных организаций -например, Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 22 января 1993 г.; г. Кишинев, 7 октября 2002 г.), Европейская конвенция об усыновлении детей (г. Страсбург, 24 апреля 1967 г.), Европейская конвенция о правовом статусе внебрачных детей (г. Страсбург, 15 октября 1975 г.).

И все же «сам факт появления в начале XX столетия международных конвенций имел важное значение и показал реальные возможности государств в достижении правового компромисса и установлении хотя бы единых коллизионных принципов, определяющих выбор права при регулировании семейных отношений»2.

«В современном мире существует, - как утверждает В.В. Гаврилов, - два основных подхода к проблеме регулирования международных негосударственных невластных отношений на уровне национального законодательства. Для первого из них характерно закрепление норм международного частного права в многочисленных отраслевых законах и подзаконных актах внутреннего права. Специфика второго состоит в принятии государством специальных кодификационных законодательных актов по вопросам международного частного права»3.

В Бразилии, Греции, Египте, Франции, Германии основным источником норм семейного права с иностранным элементом считают Гражданский кодекс или его «Вводные положения».

В Австрии, Венгрии, Италии, Турции, Швейцарии, Тунисе и др. существуют законы о международном частном праве, содержащие коллизионные нормы семейного права.

В Китае, Вьетнаме, России, Объединенных Арабских Эмиратах, Японии коллизионные нормы закреплены в Семейных кодексах или в отдельных законах, регулирующих брачно-семейные отношения, осложненные иностранным элементом.

В российском праве основным источником регулирования семейных отношений с участием иностранного элемента является раздел VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» СК РФ. Коллизионные нормы, содержащиеся в разд. VII СК РФ, определяют применимое право по вопросам брачно-семей-ных отношений с иностранным элементом.

Что касается коллизионных норм раздела VI «Международное частное право» ГК РФ, то они могут быть применены к семейным отношениям при недостаточности регулирования коллизионных норм СК по вопросам общего характера (взаимность, проблема квалификации, обратная отсылка, применение императивных норм).

Процесс регулирования семейных частноправовых отношений, связанных с иностранным правопорядком, состоит из двух стадий. Первая стадия - решение коллизионного вопроса и выбор применимого права. Вторая стадия - применение избранного права.

Выбор применимого права предполагает «поиск и определение той правовой системы, нормы которой должны применяться к каждой конкрет-

ной разновидности этих отношений, - либо право государства, государственный орган которого рассматривает спор с иностранным элементом, удо -стоверяет юридический факт и т.п., либо право государства, к которому принадлежит иностранный элемент»4.

По вопросам брака теория международного частного права признает применение личного закона к материальным условиям брака и закона места совершения бракосочетания к вопросам формы брака. Однако действующее коллизионное право многих стран устанавливает множество исключений от этих начал, что порождает возникновение «хромающих» браков, то есть действительных в одной стране и не признаваемых в другой или третьих странах.

Личные неимущественные права и обязанности родителей и детей (в России - право и обязанность родителей определять имя, отчество и фамилию ребенка; представлять ребенка и защищать его права и интересы; определять место его жительства; воспитывать ребенка и обеспечивать получение им образования), а также их имущественные отношения (складывающиеся из отношений по поводу имущества, имеющего связь с семейными отношениями, и алиментных обязательств родителей и детей) подчинены законодательству государства, на территории которого стороны имеют совместное место жительства. Закон распространяется как на детей, рожденных в браке, так и на внебрачных детей (в России в соответствии со ст. 53 СК РФ дети, родившиеся от лиц, не состоящих в браке между собой, имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой).

Если стороны не имеют совместного места жительства и проживают в разных государствах, их права и обязанности определяются законодательством государства гражданства ребенка.

В отношении прав и обязанностей родителей и детей, включая алименты на детей, российский закон допускает в интересах ребенка и иное решение вопроса: по требованию истца может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Коллизионные вопросы усыновления (удочерения), включая и отмену усыновления, решены в ст. 165 СК РФ. Усыновление (удочерение), в том числе

отмена усыновления на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Если усыновители (супруги) имеют разное гражданство, то усыновление будет регулироваться законодательством обоих государств, гражданами которых они являются. При усыновлении на территории Российской Федерации ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, лицом без гражданства должно применяться законодательство госу -дарства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

«Применение при усыновлении на территории России иностранного законодательства обусловлено прежде всего интересами усыновляемых детей, являющихся российскими гражданами, кото -рые после усыновления, скорее всего, будут проживать вместе с усыновителями - иностранными гражданами за пределами территории России. Соблюдение при усыновлении требований законодательства зарубежного государства (гражданами которого являются усыновители) позволяет обеспечить соответствующий правовой статус ребенка в этом государстве»5. Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о гражданстве РФ ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его лицом, не состоящим в гражданстве Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации. Если усыновители или один из усыновителей имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство Российской Федерации у усыновленного ребенка прекращается, но при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должно применяться не только иностранное законодательство, но и в целях защиты интересов детей соблюдаться требования российского законодательства.

При усыновлении на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином,

будет применяться российское законодательство. Однако для такого усыновления необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также согласие ребенка на усыновление, если это требуется по законодательству указанного государства.

В МЧП существует презумпция применения иностранного права. Презюмируется и необходимость установления его содержания. При этом возникают следующие проблемы:

- кто должен устанавливать содержание иностранного права;

- как установить это содержание;

- какие юридические последствия могут возникнуть, если содержание иностранного права не будет установлено?

При применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные правоприменительные органы устанавливают содержание этих норм.

Выяснение содержания иностранной нормы включает, в частности, установление того, что она является на данный момент действующей, того, как она толкуется в свете законодательства и практики иностранного государства.

К числу органов, к которым суд (или иной орган) может обратиться за содействием и разъяснениями, относится прежде всего Министерство юстиции РФ. Возможно, например, обращение в Министерство иностранных дел РФ, в российские консульские учреждения за границей. Информацию в пределах своей компетенции могут предоставлять научно-исследовательские учреждения.

Для установления содержания иностранного

права возможно обращение к лицам, связанным с адвокатской деятельностью: Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № бЗ-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» допускается оказание адвокатами иностранного государства юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Следует отметить, что Россия участвует в Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства от 7 июня 1968 г. с Дополнительным протоколом к ней от 15 марта 1978 г.6 (вступила в силу для России 13 мая 1991 г.), которая предусматривает предоставление сведений о законодательстве в сфере гражданского и коммерческого права и процесса по запросу суда.

Однако при неустановлении, несмотря на принятые меры, содержания иностранного семейного права применяется российское законодательство. Это правило включено в закон в связи со сложностью установления содержания иностранного права, даже если использовать все возможные способы такого установления. Следует отметить, что в силу оговорки о публичном порядке (ordre public) иностранное право, к которому отсылает коллизионная норма, не применяется, если такое применение противоречило бы публичному порядку данной страны. Оговорка о публичном порядке отражает стремление государства обеспечить защиту своей правовой системы от последствий, к кото -рым может привести применение норм иностранного права, подлежащих применению в силу отечественной коллизионной нормы. Осуществляя свою защитную функцию, оговорка о публичном порядке ограничивает в определенных случаях действие коллизионной нормы страны суда.

Примечания

1 Лунц Л.А. Курс международного частного права. - М.: Спарк, 2002. - С. 27.

2 Дмитриева Г.К. Международное частное право. - М.: Проспект, 2001. - С. 541.

3 Гаврилов В.В. Международное частное право. - М.: Норма-Инфра-М, 2002. - С. 36.

4 Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России. - М.: Статут, 2001. - С. 258.

5 Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М., 2000. - С. 95.

6 БМД РФ. 2000. № 1. С. 22-32.

Библиографический список

1. Бюллетень международных договоров Российской Федерации 2000 г. № 1. - С. 22-32.

2. Гаврилов В.В. Международное частное право. - М.: Норма-Инфра-М, 2002. - С. 36.

3. Дмитриева Г.К. Международное частное право. - М.: Проспект, 2001. - С. 541.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

4. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России. - М.: Статут, 2001. - С. 258.

5. Лившиц Р.З. Теория права. - М.: БЕК, 1994. - С. 92.

6. Лунц Л. А. Курс международного частного права. - М.: Спарк, 2002. - С. 27.

7. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М., 2000. - С. 95.

A.U. KHABAROVA

LEGAL REGULATION OF FAMILY RELATIONSHIP WITH THE PARTICIPATION OF A

FOREIGN SUBJECT

The article considers the issues of legal regulation of family relationship with the participation of a foreign subject, choosing a proper law to family relationship with the participation of foreign subjects and stateless persons. The article analyses international and Russian legislation and doctrines, studies the ways of establishment of the foreign family law rules' content, explores the grounds restraining the administration of the foreign family law.

Key words: legal regulation, foreign subject, family relationship, presumption of administration of foreign law, conflict rules.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.