Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2294
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / LAW-MAKING POLICY / ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА / TYPES OF LAW-MAKING / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / LAWMAKING / ПОДЗАКОННОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО / РЕФЕРЕНДУМ / REFERENDUM / SUBORDINATE RULEMAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лупандина О.А.

Статья посвящена рассмотрению видов правотворчества в современной России. В самом общем виде дается сравнительная характеристика понятий «нормотворчество» и «правотворчество», поскольку в литературе отсутствует единое мнение о том, как именовать процесс, в результате которого появляется нормативный правовой акт и на основе которого в дальнейшем осуществляется правовое регулирование. Сравниваются понятия «виды правотворчества» и «формы правотворчества», в следствии того, что в литературе наблюдается подмена данных понятий. В настоящей статье в основу видовой классификации правотворчества положены различные критерии, в результате чего выделены и проанализированы возможные виды правотворчества. Выделяются и описываются характерные черты отдельных видов правотворческой деятельности, таких как законотворчество, подзаконное нормотворчество и отдельные их разновидности, народное правотворчество и иные. Рассмотрены спорные виды правотворчества - судебное правотворчество, правотворчество общественных организаций, совместное правотворчество и др. На основе проведенного анализа видов правотворческой деятельности можно сделать вывод о том, что в большинстве своем результатом правотворчества являются решения, принимаемые органами власти и напрямую исходящие от государства. Однако в современном мире, в обществе, базирующемся на демократических началах, результатами правотворчества выступают также решения, принимаемые непосредственно самим народом, а также с использованием иных демократических процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF TYPES OF LAWMAKING IN THE MODERN RUSSIA

The article deals with the kinds of lawmaking in the modern Russia. In the most general form of comparative characteristics of the concepts of given rulemaking and lawmaking, as in the literature there is no consensus on how which further the legal regulation. Further the article compares the concept of “type of lawmaking” and a “form of lawmaking”, since in the literature there is a substitution of these concepts. In this article the foundation of lawmaking species put different criteria, resulting in isolated and analyzed the possible types of lawmaking. Stand and describes the characteristics of certain types of legislative activity, such as: lawmaking, rulemaking under the law and some of their species, and other national lawmaking. Considered controversial types of lawmaking, the same as: judicial lawmaking, lawmaking nongovernmental organizations, joint lawmaking and other. Based on the analysis of species lawmaking it can be concluded that the majority of lawmaking result are decisions taken by the authorities and directly coming from the state. But in the modern world, in a society based on democratic principles, the results of lawmaking and act as the decisions taken directly by the people, as well as with other democratic procedures.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

upravlenie. Social'naja i social'no-politicheskaja situacija v Rossii v 2012 godu. T. 1. — M.: ISPI RAN, 2014. — 273 s.

10. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon RF ot 28 ijunja 2014 g. № 172-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2014. — № 26, ch. 1, st. 3378.

11. Ob utverzhdenii Osnovnyh trebovanij k koncepcii i razrabotke proektov federal'nyh zakonov : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2 avgusta 2001 g. № 576 (v red. ot 13 marta 2015 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2001. — № 32, st. 3335.

О.А. Лупандина, O.A. Lupandina,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of law, Associate Professor,

кафедра гражданского и Southern Federal University корпоративного права

Южного федерального университета kaf_gp@tgn.sfedu.ru

Характеристика видов правотворчества в современной России

Аннотация: статья посвящена рассмотрению видов правотворчества в современной России. В самом общем виде дается сравнительная характеристика понятий «нормотворчество» и «право-х творчество», поскольку в литературе отсутствует единое мнение о том, как именовать процесс, в результате которого появляется нормативный правовой акт и на основе которого в дальнейшем ^ осуществляется правовое регулирование. Сравниваются понятия «виды правотворчества» и «формы правотворчества», в связи с тем, что в литературе наблюдается подмена данных понятий. В настоящей статье в основу видовой классификации правотворчества положены различные О критерии, в результате чего выделены и проанализированы возможные виды правотворчества. < Выделяются и описываются характерные черты отдельных видов правотворческой деятельности, с таких как законотворчество, подзаконное нормотворчество и отдельные их разновидности, на-s родное правотворчество и иные. Рассмотрены спорные виды правотворчества — судебное правоте творчество, правотворчество общественных организаций, совместное правотворчество и др. На основе проведенного анализа видов правотворческой деятельности можно сделать вывод о том, ^ что в большинстве своем результатом правотворчества являются решения, принимаемые органами с власти и напрямую исходящие от государства. Однако в современном обществе, базирующемся на с демократических началах, результатами правотворчества выступают также решения, принимаемые непосредственно самим народом, а также с использованием иных демократических процедур.

Ключевые слова: правовая политика, правотворческая политика, виды правотворчества, заО конотворчество, подзаконное нормотворчество, референдум.

□Е

с

104

Characteristics of types of lawmaking in the modern Russia

— Abstract: the article deals with the kinds of lawmaking in the modern Russia. In the most general form

of comparative characteristics of the concepts of given rulemaking and lawmaking, as in the literature there is no consensus on how which further the legal regulation. Further the article compares the concept of "type O of lawmaking" and a "form of lawmaking", since in the literature there is a substitution of these concepts. In w this article the foundation of lawmaking species put different criteria, resulting in isolated and analyzed the ■<t possible types of lawmaking. Stand and describes the characteristics of certain types of legislative activity, such as: lawmaking, rulemaking under the law and some of their species, and other national lawmaking. Considered controversial types of lawmaking, the same as: judicial lawmaking, lawmaking nongovernmental organizations, joint lawmaking and other. Based on the analysis of species lawmaking it can be concluded that the majority of lawmaking result are decisions taken by the authorities and directly coming from the state. But in the modern world, in a society based on democratic principles, the results of lawmaking and act as the decisions taken directly by the people, as well as with other democratic procedures.

Keywords: legal policy, lawmaking policy, types of lawmaking, lawmaking, subordinate rulemaking, referendum.

Правовая политика в современном мире призвана играть главную роль при определении стратегии и тактики дальнейшего общественного развития, именно посредством правовой политики осуществляется преобразование правовой действительности. А.В. Малько под правовой политикой понимает научно обоснованную, строго последовательную и систематизированную деятельность государственных и муниципальных органов по всестороннему совершенствованию механизма правового регулирования, по эффективному использованию правовых средств в достижении наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка, формированию правовой государственности, обеспечению высокого уровня правовой культуры общества в целом и отдельно взятой личности в частности [1, с. 15]. Таким образом, именно правовой политике как части общей политики современного государства даны необходимые Р средства для выработки путей совершенствования механизма правового ре- » гулирования и достижения социально полезных целей. р

В современных научных трудах выделяют различные виды правовой поли- Т тики, одним из которых является правотворческая политика. Она направлена | на повышение эффективности правотворчества, создание единого, непротиво- и речивого, последовательного правотворческого процесса. Правотворческая по- о литика — особая разновидность правовой политики, выражающаяся в научно Р обоснованной, последовательной и системной деятельности государственных |о структур и субъектов гражданского общества, направленной на формирование § и реализацию стратегии и тактики правотворчества в целях повышения его Ч эффективности и, как следствие, создание непротиворечивой и целостной Т системы права [2, с. 5]. Исследование правотворчества и его видов позволит § понять проблемы правообразования и при проведении всесторонних иссле- ш дований предложить пути дальнейшего совершенствования правотворческого § процесса, что будет способствовать укреплению конституционной законности, ® совершенствованию механизма защиты прав и свобод и т. д. Н

Следует согласиться с мнением о том, что, в первую очередь, правотворче- й ская политика реализуется в форме правотворчества [3, с. 124—125]. Последнее о рассматривается в ряде работ как российских, так и зарубежных авторов. К и настоящему моменту сложились два базовых подхода к пониманию данного и понятия. В соответствии с первым подходом правотворчество следует отождествлять только с процессом принятия и издания нормативного правового акта. 105 Такой подход нередко именуют правотворчеством в собственном (буквальном) смысле слова. Второй подход содержит более широкое понимание правотворче- 0 ства, при этом в содержание данного понятия включается не только сам процесс А принятия и издания нормы, но и вся деятельность по созданию нормативного правового акта, начиная с момента выявления проблемы, требующей своего | правового разрешения [4, с. 10]. Правотворчество в широком смысле слова есть § часть более широкого процесса — правообразования. Второй подход представ- ^ ляется наиболее аргументированным. Сравнивая понятия «правотворчество» и «нормотворчество», можно прийти к выводу о том, что больший объем присущ второму понятию, поскольку в результате нормотворчества могут возникать и

I

иные виды норм, разнообразные социальные нормы: религиозные, моральные и т. д. Результатом же правотворчества выступают именно правовые нормы. В отдельных источниках смешиваются понятия «виды правотворчества» и «формы правотворчества», которые трактуются как идентичные.

Довольно часто в литературе встречаются определения правотворчества как вида исключительно государственной деятельности [5, с. 161]. Такой подход не представляется оправданным. Нормативный правовой акт не всегда исходит исключительно от государства. Он может возникнуть в результате народного правотворчества и исходить непосредственно от народа, который в соответствии с Конституцией РФ является носителем и источником власти в стране. Нормативный правовой акт может исходить и от органов муниципальной власти, которые не являются органами государственной власти, а представляют собой органы местного самоуправления, создаваемые населением для решения вопросов местного значения, и т. д. Следовательно, правотворчество можно определить как деятельность компетентных субъектов по изданию, переработке или отмене нормативных правовых актов.

В подавляющем большинстве научных трудов базовым основанием к выделению видов правотворчества является субъект правотворчества. Кроме ^ того, виды правотворчества могут быть выделены в зависимости от его ха-^ рактера, а также по иным основаниям. Рассмотрению видов правотворчества к посвящен ряд научных трудов [6, с. 400].

По субъектам правотворчества выделяют такие его виды: народное право-аз творчество (референдум); правотворчество государственных органов (например, Парламента, Президента и т. д.); правотворчество органов местного ^ самоуправления; судебное правотворчество (например, Конституционный <5 Суд РФ) и иные. По характеру правотворчества выделяют: непосредственное (в ходе референдума); санкционированное (санкционирование обычаев, ^ корпоративных норм); делегированное (реализация делегированных полно-^ мочий); договорное (заключение нормативного договора); систематизирующее к (систематизация правовых норм) и иные виды правотворчества. По форме т нормативных правовых актов выделяют законотворчество и подзаконное ш правотворчество. Как видно из вышеприведенных классификаций, они с взаимно дополняют, но и, в то же время, частично дублируют друг друга. Представляется, что данное положение объясняется широтой научных из-106 ысканий и разнообразием авторских подходов к исследуемой проблематике. - Рассмотрим некоторые из указанных видов правотворчества более подробно.

Законотворчество представляет собой строго регламентированный процесс принятия законов уполномоченным на то органом с соблюдением предусмотрен° ной процедуры. Выделяют следующие виды законотворчества, в зависимости ^ от видов законов, которые в результате принимаются: принятие федерального конституционного закона, принятие федерального закона, принятие закона Российской Федерации, принятие закона субъекта Российской Федерации. Принятие закона разделяется на ряд последовательных стадий, которые в зависимости от вида принимаемого закона могут различаться. Например, федеральный закон считается одобренным Советом Федерации и в том случае, если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение четырнадцати дней. В от-

(I) "о

личие от этого, федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению в верхней палате Федерального Собрания. Федеральный закон может быть также отклонен Президентом РФ (право вето), а в отношении федерального конституционного закона такое полномочие у Президента отсутствует.

Правотворчество Президента РФ представляет собой разновидность подзаконного правотворчества. В отличие от законотворчества подзаконное правотворчество не имеет четко определенных обязательных стадий, однако могут быть предусмотрены процедуры согласования. Например, Указ Президента РФ «О введении военного положения» подлежит обязательному утверждению Советом Федерации. Правотворчество органов исполнительной власти представлено постановлениями Правительства, приказами министерств — как федерального уровня, так и субъектов Федерации. Каждый орган предусматривает процедуру принятия того или иного вида х нормативного правового акта. Особенностью их принятия является то, что они принимаются в соответствии с законом и во исполнение его, не могут противоречить закону и также проходят процедуру предварительного согласования со всеми заинтересованными органами.

Правотворчество органов местного самоуправления нацелено на решение населением вопросов местного значения посредством избираемых народом местных органов представительной власти [7, с. 88]. Так, регламентом Городской Думы города Таганрога предусмотрено согласование проекта решения городской Думы с отдельными должностными лицами Администрации о города, обязательно также прохождение правовой и антикоррупционной р экспертиз, что предусмотрено и при принятии законов федерального и регионального уровней. Непосредственное правотворчество граждан реализуется путем всенародного голосования (референдума), путем образования органов в территориального общественного самоуправления и иных форм самооргани- § зации граждан, участия в публичных слушаниях и т. п. [8, с. 85]. Результаты е референдума не подлежат утверждению и обладают высшей юридической § силой. Договорное правотворчество выражается в нормативных договорах [9, § с. 74]. Например, Федеративный договор, заключенный между Российской р Федерацией и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномо- 8 чий, а также о предметах совместного ведения. Сторонами данного договора и являются субъекты, наделенные государственно-властными полномочиями, и в этом особенность данного вида договоров. Примером нормативного до- юу

говора также может служить коллективный договор, заключаемый между -

администрацией предприятия и трудовым коллективом.

Неоднозначными видами правотворчества являются, в частности: судебное правотворчество, правотворчество общественных организаций, чрезвычайное правотворчество. Судебное правотворчество находит свое вы- | ражение в решениях высших судов, например, Конституционного Суда РФ, неконституционных судов республик, а также уставных судов прочих субъектов | Российской Федерации [10, с. 7]. Чрезвычайное правотворчество может выражаться в принятии решений чрезвычайными органами, создаваемыми в целях преодоления возникшей чрезвычайной ситуации. По поводу указанных видов правотворчества в литературе нет единого мнения. При этом, как мы

0)

X ®

п о

О

О

видим, на органы государственной власти приходится подавляющая часть правотворческой деятельности. Таким образом, правотворчество всегда было и будет одним из направлений деятельности любого государства, важнейшим средством управления обществом.

Список литературы:

1. M^B^ A.ß. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. — 2000. — Ноябрь. — С. 15—27.

2. Mалько, A.b. Концепция правотворческой политики в Российской Федерации (проект) / разраб. A. В. Mалько, A. П. Mазуренко. — M.: Mre^ 2011. — 34 с.

3. Коробова, A.H. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России : дис. ... канд. юрид. наук / A.^ Коробова. — Самара, 2000.

— 275 с.

4. Храмцов, A^. Понятие и конституционная сущность правотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. — 2007. — № б. — C. 9—11.

5. Комаров, СА. Общая теория государства и права / СА. Комаров. — M.: Mанускрипт, 199б. — 312 с.

6. Тихомиров, Ю.Л. Правотворчество // Общая теория государства и права. Aкадемический курс : в 3 т. / Ю.Л. Тихомиров. — Т. 2. — M., 2007. — 528 с.

7. Mарченко, M^. Источники права / M.& Mарченко. — M.: Проспект, 2005. g — 7б0 с.

g 8. Mурашин, A.r. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого

народовластия // Государство и право. — 2001. — № 2. — С. 85—93.

< 9. Mорозова, ЛА. Теория государства и права : учебник. — 4-е изд. / О ЛА. Mорозова. — M.: РИОР ИНФРA-M, 2014. — 183 с.

<С 10. Mалюшин, A.A. Судебное правотворчество в процессе правоприменения //

с Российский судья. — 2007. — № б. — С. 7—10. s

^ References:

s 1. Mal'ko A.V. Sovremennaja rossijskaja pravovaja politika i pravovaja zhizn' // Pravovaja

s politika i pravovaja zhizn'. — 2000. — Nojabr'. — S. 15—27.

О 2. Mal'ko, A.V. Koncepcija pravotvorcheskoj politiki v Rossijskoj Federacii (proekt) /

c razrab. A. V. Mal'ko, A. P. Mazurenko. — M.: MGJel, 2011. — 34 s.

< 3. Korobova, A.P. Pravovaja politika: ponjatie, formy realizacii, prioritety v sovremennoj O Rossii : dis. ... kand. jurid. nauk / A.P. Korobova. — Samara, 2000. — 275 s.

< 4. Hramcov, A.V. Ponjatie i konstitucionnaja sushhnost' pravotvorchestva // с Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie. — 2007. — № б. — S. 9—11.

5. Komarov, S.A. Obshhaja teorija gosudarstva i prava / S.A. Komarov. — M.: 1Q8 Manuskript, 199б. — 312 s.

__б. Tihomirov, Ju.L. Pravotvorchestvo // Obshhaja teorija gosudarstva i prava.

Akademicheskij kurs : v 3 t. / Ju.L. Tihomirov. — T. 2. — M., 2007. — 528 s. ю 7. Marchenko, M.N. Istochniki prava / M.N. Marchenko. — M.: Prospekt, 2013.

5 — 7б0 s.

w 8. Murashin, A.G. Prjamoe pravotvorchestvo. Osobennosti prinjatija aktov prjamogo

^ narodovlastija // Gosudarstvo i pravo. — 2001. — № 2. — S. 85—93.

9. Morozova, L.A. Teorija gosudarstva i prava : uchebnik. — 4-e izd. / L.A. Morozova.

— M.: RIOR INFRA-M, 2014. — 183 s.

10. Maljushin, A.A. Sudebnoe pravotvorchestvo v processe pravoprimenenija // Rossijskij sud'ja. — 2007. — № б. — S. 7-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.