Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАСНКОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАСНКОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАСНКОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

данных: учебник [Текст]: учебник // Р.Е. Билсборроу, Г. Хьюго, А.С. Обераи, X. Злотник - Междуна. бюро труда / Пер. с англ. - М.: Acadcmia, 1999

2. Маслова И.С., Экономические вопросы перераспределения рабочей силы при социализме: учебник [Текст]: учебник / И.С. Маслова М. - М.: Знание, 1976.

3. Переведенцев В.И., Методы изучения миграции населения: учебник [Текст]: учебник / В.И. Переведенцев; АН СССР, Ин-т междунар. Рабочего движения. М.: Наука, 1990.

4. Рыбаковский Л.Л., Миграция населения: учебник [Текст]: учебник / Л.Л.Рыбаковский. - М.: Знание, 2003. - 235 с.

Мингазова З.Р., к.п.н. преподаватель

кафедра государственное и муниципальное управление

Хабибулина Г.М. студент 5 курса

факультет информационных технологий и управления

ФГБОУВПО Башкирский ГАУ Россия, Башкортостан, г. Уфа ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАСНКОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для характеристики уровня этики и культуры государственного гражданского служащего мы проанализируем, во-первых, правовую базу закрепленных понятий, во-вторых, определим реальное их состояние.

Начнем с анализа правовой базы. Впервые правовое закрепление вопросы этики и культуры государственного служащего получили в Указе Президента РФ от 12.08.2002 года №882-УП «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Этот правовой акт закрепляет общие принципы поведения государственных служащих и государственных гражданских служащих, которыми им предстоит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей. Вот некоторые из них:

Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы[2].

На законодательном уровне эти пункты получили свое правовое закрепление в Федеральном законе № 79 от 27.07.2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации", где в статье 18 закреплены основные правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих. Вот некоторые из них:

-не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

-соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

-не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; -проявлять корректность в обращении с гражданами [3].

Следующим правовым документом, регулирующим этику и культуру государственного гражданского служащего, выступает Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих, который закрепляет следующие элементы этики и культуры служащих:

-исполнение должностных обязанностей добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

-признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

-воздержание от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избежание конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления[1].

Нормами данного Кодекса государственные служащие должны руководствоваться независимо от замещаемой ими должности.

На уровне Республики Башкортостан в этом плане следует отметить Указ Президента РБ от 08.08.2011 год №УП-428 «О кодексе этики и

служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Башкортостан». Целью данного Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственному органу РБ, в котором государственный служащий осуществляет свою профессиональную деятельность, а также обеспечение единых норм поведения государственных служащих. Вот некоторые из основных принципов и правил служебного поведения:

- исполнять свои должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы соответствующих государственных органов;

- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению своих должностных обязанностей;

- соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету соответствующего государственного органа[4].

На локальном уровне примером может служить Кодекс Министерства культуры Республики Башкортостан от 31.08.2011 года №324 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Башкортостан в Министерстве Культуры Республики Башкортостан». Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного управления ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к Министерству и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных служащих.

Рассматриваемые кодексы ставят своей целью те задачи, которые в настоящий момент действительно являются актуальными и требуют незамедлительного решения. Вместе с тем, требования данных кодексов не всегда исполняются государственными гражданскими служащими, так как за нарушение установленных норм фактически не предусматривается реальная ответственность. Например, как в Кодексе этики и служебного поведения гражданских служащих РБ, так и в локальных кодексах этики, за нарушение установленных в них норм, предусмотрена в основном, такая форма ответственности, как моральное осуждение, и лишь в некоторых случаях,

предусмотренных федеральными законами - административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственности.

Следует также отметить, что законодатель стремится урегулировать вопросы этики и культуры не только уже поступивших на службу чиновников, но и будущих потенциальных гражданских служащих. Так, Министерством образования и науки РФ утверждены приказы от 26.11.2014 года №1548 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)» и от 10.12.2014 года №1567 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриат)», в которых прописаны требования к результатам освоения основных образовательных программ. В этих стандартах установлены определенные требования (компетенции) к профессиональному уровню будущих чиновников. Среди них можно отнести и те, которые непосредственно касаются этики и культуры государственного гражданского служащего. Например среди общекультурных компетенций (ОК):

-способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК);

-способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК);

-способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК).

Среди профессиональных компетенций (ПК) имеются те, которые направлены на формирование соответствующего уровня этики и культуры будущего чиновника:

-способность осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК);

-способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК);

-владение основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК).

Данные критерии помогут подготовить государственных и муниципальных управляющих, чтобы общекультурные и профессиональные компетенции были заложены с самого начала учебы. Внедрение ФГОС ВО оказало существенное влияние на образовательный процесс в целом -изменились требования к результатам освоения основная образовательная программа в логике комплексного подхода, увеличилась доля самостоятельной работы студентов, осуществляется активное внедрение

интерактивных технологий, изменяется роль преподавателя. Параллельность введения ФГОС на всех ступенях образования, а также указанные изменения требуют от педагогов умения определить уровень готовности учащихся к обучению по новым стандартам и на основе полученных результатов построить образовательную среду, которая бы способствовала эффективной организации учебного процесса и адаптации студентов к обучению в условиях реализации ФГОС.

Теперь рассмотрим практическую реализацию данных требований в реальной жизни. Проводя исследования профессионально-этического уровня государственных служащих, мы воспользовались итогами опроса в области деловой репутации государственных гражданских служащих, проведенных в 2012 году в Республике Башкортостан (количество респондентов 198 человек). Служащим предлагалось ответить на вопросы анкеты в области понятия «деловая репутация государственных гражданских служащих». Анализ структуры деловой репутации государственного гражданского служащего предполагает ответ на вопрос о том, какие именно качества должны составлять ее основу. Синтез точек зрения различных ученых, а также выступлений высших должностных лиц государственного управления позволяет сформулировать комплекс тех качеств, которые должны, судя по всему, лечь в основу деловой репутации государственного гражданского служащего: 1)первичные, исходные качества, которыми призван обладать человек, претендующий на должность гражданской службы; 2) приобретаемые, формируемые в процессе замещения должностей государственной службы, накопления опыта и продвижения по иерархии. Деловая репутация- это деловые, общекультурные и профессиональные качества во взаимосвязи. Таким образом, для нас представляет интерес общекультурные качества. Первичные (исходные) качества видятся в общекультурном аспекте - общая подготовка; целевые и ценностные жизненные ориентации; опыт общения с людьми; определенные этические и эстетические навыки; культура речи. В числе приобретаемых общекультурных качеств - знание истории и основных интеллектуальных ценностей современности; ораторское мастерство, навыки проведения массовых мероприятий; чувство лидерства и ответственности за него.

Рассмотрим итоги исследования с точки зрения изучаемой проблемы. Например, только 5,6% опрошенных госслужащих считают, что, несомненно, такая связь присутствует: уровень деловой репутации, а значит и высокие общекультурные качества (прим. автора) напрямую влияет на эффективность государственного управления, еще 33,3% из них исходят из того, что возможно, деловая репутация оказывает косвенное влияние на эффективность действий управленческого аппарата, а, значит, и государственного управления, а свыше половины респондентов (53 %) уверены, что никакой взаимосвязи между уровнем деловой репутации и эффективностью государственного управления не существует. Респонденты

очень негативно отнеслись к возможному применению процедуры онлайн-оценки уровня своей деловой репутации, а значит и своих общекультурных качеств, со стороны граждан, которым оказываются услуги: 61,1% из них высказались против внедрения подобной системы, посчитав, что данная оценка не способна дать объективную характеристику служащего; только 11,1% ответивших отметили, что результаты такой оценки будут объективными и полезными; еще 27,8% затруднились в выборе ответа[5,6].

Также мы рассмотрели итоги исследования профессионально -этического уровня государственных служащих ГУ МЧС по Амурской области. В ГУ МЧС состоит на службе 289 человек, из них 60 человек государственные служащие, которые и принимали участие в исследовании. Так как одним из факторов эффективности профессиональной деятельности является высокий уровень культуры служащих, были выявлены основные виды этикета. На вопрос «Какими элементами этикета необходимо обладать госслужащему?»- ответы расположились следующим образом (рисунок 1)

Рисунок 1 Главные элементы этикета государственных служащих Как видим из рисунка 1, в число главных элементов этикета чиновников вошли, прежде всего, такие ценности, как доброжелательность, способность брать на себя ответственность, дисциплинированность, а затем уже называются честность, принципиальность, справедливость, только на

12-14 местах неподкупность.

Таким образом, в русле правового закрепления этики и культуры государственного гражданского служащего стоит отметить, что законодателем установлены требования не только к действующим чиновникам, но и к будущим государственным гражданским служащим. Однако, закрепляя требования к уровню этики и культуры государственного гражданского служащего, законодатель не устанавливает реальных рычагов воздействия на государственных служащих с целью повышения их уровня этики и культуры.

По итогам двух исследований видно, что уровень этики и культуры пока находится не на достаточном уровне потому, что сами госслужащие не понимают или же не признают необходимость высокого уровня этики и культуры госслужащих. С другой стороны руководство государственных органов не дает мотивационных моментов для повышения уровня этики и культуры госслужащих. Необходимость внедрения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики государственных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной службы на благо общества.

Использованные источники:

1.Типовой Кодекс Этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих от 23 декаб. 2010 г. [Электронный ресурс] : одобрен решением Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 23.12.2010// СПС «Консультант Плюс».

2«Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 12 авг. 2002 г. № 882-УП : принят Указ. През.// СПС «Консультант Плюс».

3.«О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ : принят Гос. Думой 7 июля 2004 г. : одобр. Советом Федерации 1 5 июля 2004 г. // СПС «Консультант Плюс».

4. «О кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Башкортостан»: регион.закон РБ от 08 авг. 2002 г. №УП-428 : принят Указ.През.// СПС «Консультант Плюс»

5. Ханнанова Т.Р. Деловая репутация государственных гражданских служащих: теоретико- методологические основы [Текст] / Т. Р. Ханнанова, З. Р. Мингазова // Монография. - 2013. - С. 36-52.

6. Ханнанова Т.Р. Деловая репутация государственных гражданских служащих в системе кадровой политики РФ [Текст] / Т. Р. Ханнанова, З. Р. Мингазова // Монография. - 2013. - С. 61-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.