Ю.В. ИРХИН доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, профессор РГГУ, академик АГН*
Проектирование и апробирование этических режимов:
^ * *
опыт и проблемы
Административная этика считается одним из действенных способов повышения эффективности государственной службы, регулирования конфликта интересов, противодействия коррупции. Разработка и совершенствование этических стандартов стали неотъемлемой составляющей реформ государственной службы конца XX - начала XXI в. Современное государственное управление (новый государственный менеджмент) предполагает повышение роли ценностных, морально-этических регуляторов деятельности и поведения государственных служащих в усложнившихся условиях сложной трансформации и взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества на стадии перехода к постиндустриальному, информационному, глобально-конкурентному развитию.
Формализованные этические нормы находят концентрированное отражение (выражение) в кодексах. В этических профессиональных кодексах отражаются и формализуются моральные требования соответствующих групп, опосредуемых культурными доминантами. В ряде стран распространены нормативные этические кодексы поведения парламентариев, политических консультантов, государственных служащих (в том числе конкретно-профессиональные: судейского корпуса, полиции, налоговой службы и т.д.).
Этические кодексы и установления обладают рядом преимуществ по сравнению с юридическими кодексами и нормами.
- Во-первых, юридический кодекс по своей природе требует четких формулировок запрещенных действий, норм, а также правил должного поведения; специфика же государственной службы и деятельности такова, что создать достаточно полный перечень запретов и предписаний практически маловероятно. В основе же этического кодекса лежат, в первую очередь, не юридические формулировки, а принципы, системы ценностей, которые проще понять, усвоить, идентифицировать и соотнести с реальной практикой деятельности соответствующего должностного лица или гражданина.
* Ирхин Юрий Васильевич, е-таП: [email protected]
** Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГГУ на 2012-2014 гг. (проект 2.1.1.) по кафедре теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права РГГУ.
- Во-вторых, специфика целого ряда административных проступков такова, что доказать юридически наличие вины крайне сложно, а без этого условия применять правовую санкцию нельзя. Да и ряд мелких проступков далеко не всегда требует правового "освидетельствования", хотя и попадает под "моральное осуждение".
- В-третьих, ряд действий по самой своей природе не может регулироваться правом, а попадает под нормы групповой морали или индивидуальной нравственности, действие которых может быть достаточно эффективным.
В-четвертых, важно, что этические кодексы и стандарты апеллируют к лучшей стороне человеческой природы, а юридические с их акцентом на санкции, на страх наказания - к худшей.
В целом происходит повышение роли этических кодексов в различных управленческих структурах и институтах. Причины этого возрастания следующие.
- Ряд вещей по своей природе выпадают из сферы права; зато они регулируются неформальными (но от этого не менее действенными) нормами групповой - в государственном управлении, административной - морали (этики) и нормами индивидуальной нравственности.
- Практически невозможно составить всеохватывающий перечень предписаний для государственных служащих и управленцев на уровне юридических актов.
- Ряд чиновников не владеют должными знаниями и умениями в сфере профессиональной этики управленца; относятся к ней с недоверием или пренебрежением.
- Этические кодексы задают такую систему нравственных ориентиров, которые содержат ясные рекомендации по поведению в "щекотливых" ситуациях, ясно обозначают область нравственных "табу" для служащего.
- Сам факт подготовки современного кодекса этики государственного служащего, обсуждение его в профессиональных кругах и общественностью служит повышению уровня административной морали.
- Именно "дух общественного служения" и принципы ответственности и "обратной связи с обществом" в условиях современной (постиндустриальной, демократической) модернизации должны лечь в основу кодексов административной этики.
- Технологически сближаясь с коммерческими структурами, государственная служба не должна утратить своё предназначение -служение общественным интересам и гражданам. Для обеспечения этого необходимо особое внимание к моральным принципам и ценностям госслужащих в условиях рыночных отношений. В противном случае государственную службу неизбежно захлестывает вал
коррупции и прочих злоупотреблений, связанных с возможностью "торговли влиянием" и разного рода ресурсами от имени государства.
- Поскольку конфликт на государственной службе, выражая столкновение интересов, имеет и морально-этическую сторону (измерение), то использование кодексов этики государственного служащего и действия в его парадигме могут способствовать эффективному предотвращению конфликтов или их урегулированию.
- Современное управление предполагает научное овладение политико-административными, менеджеральными и этическими основаниями работы, их творческий синтез.
Формирование системы этических кодексов может (и должно) на определенном этапе развития общества и государства трансформироваться в создание соответствующего этического режима. Под этическим режимом понимается система морально-этических положений, принципов и ценностей, нашедших отражение в соответствующих официальных кодексах и вытекающих из них норм, мер и органов контроля, реализуемых в деятельности соответствующих институтов и учреждений.
Этический режим предполагает наличие этической инфраструктуры. Общие механизмы обеспечения этического режима: декларация принципов (ценностей), разработка кодекса поведения и системы этических правил с иллюстрирующими их приложениями, реализация этико-правовых санкций за нарушение правил, внедрение этически обоснованных критериев подбора кадров, образовательные программы для профессионалов, этическое лидерство и наставничество, этический аудит учреждений, деятельность СМИ и гражданских объединений в этическом дискурсе. В идеале основой этического режима должны выступать честность и согласие его субъктов и акторов.
К факторам, определяющим наличие и/или развитость этического режима, относятся следующие.
- Наличие имеющего официальный статус документа, в котором зафиксированы присущие государственной службе этические ценности.
- Этический кодекс (или кодекс поведения) как наиболее приемлемая форма такого документа, фиксирующего общие моральные принципы поведения служащего.
- Описание в рамках кодекса, обычно в качестве комментария к каждому из принципов, практических форм его проявления и нарушения с приведением конкретных примеров.
- Ссылки на закрепленные в кодексе этические нормы в общих документах, касающихся госслужбы (например, в коллективных договорах).
- Адаптация общих норм кодекса применительно к специфике конкретной организации.
- Наказания (санкции, предание публичности) за нарушение положений кодекса.
- Оценка этики поведения служащих, особенно занимающих руководящие должности, как основы для их последующих назначений и дальнейшего продвижения по службе.
- Наличие советника по этике, обладающего как консультативными, так и административными межведомственными полномочиями по отношению к эшелону старших государственных служащих в правительстве; наличие комитета по проблемам этики внутри департамента.
- Обучение нормам этики, начиная с высших эшелонов госслужбы, а также впервые на нее поступивших.
- "Этический аудит".
В большинстве современных государств сложились этические режимы в сфере государственной службы. Наиболее эффективно она действуют там, где увязана с традициями и обычаями национальной культуры, системой ее базовых ценностей, нацелена на инновации и имеет социальную направленность.
В Преамбуле Закона об этике в органах государственной власти США1 говорится, что "государственная служба отождествляется с доверием общества. Каждый государственный служащий обязан перед правительством Соединенных Штатов и своими согражданами ставить верность Конституции, законам и этическим принципам выше личной выгоды. Для того, чтобы каждый гражданин мог иметь полную уверенность в добросовестности Федерального правительства, каждый служащий обязан уважать и соблюдать принципы этического поведения".
Закон об этике в органах государственной власти США содержит 14 принципов этического поведения федеральных служащих этой страны. В них отмечается, что "служащим США возбраняется иметь финансовые интересы, которые мешали бы им добросовестно выполнять свои служебные обязанности". Говорится, что "служащему возбраняется (за исключением случаев, когда это разрешено Кодексом этического поведения) требовать или получать какие-либо подарки или другие подношения, имеющие стоимость в денежном выражении, от любого лица или любой организации, добивающихся официального решения от учреждения, в котором работает этот служащий". Обращается особое внимание на то, что "служащим возбраняется брать на себя какие-либо неправомочные обязательства или давать обещания, имеющие целью ограничить свободу действий правительства. Служащим возбраняется использовать пребывание на государственной службе для получения личной выгоды. Служащие обязаны действовать беспристрастно и не
1 См.: Публичный закон США №95-521 от 26.10.1978.
отдавать особых предпочтений каким-либо частным организациям или лицам". В заключительном пункте отмечается, что "служащие обязаны избегать любых действий, создающих видимость нарушения ими законов или этических норм, установленных в Кодексе этического поведения".
В "Наставлении по этике для служащих органов исполнительной ветви власти" (2000 г.) на нескольких десятках страниц приводятся типовые примеры использования этого кодекса, даются соответствующие комментарии, а также перечислены законы, связанные с применением Кодекса (прежде всего о конфликте интересов). Нам думается, что подобное приложение применительно к российским условиям могло бы сыграть положительную роль.
Интересен опыт Великобритании. В этом "традиционно правовом" государстве значительна роль традиций и этических норм. В 1997 г. от лица премьер-министра Т. Блэра был выпущен Кодекс министра -этический кодекс государственной службы. В его разделах правовые нормы переплетаются с этическими максимами. Выделяются семь этических принципов (см. табл.1).
Таблица 1
Кодекс министра Великобритании
Принципы Содержание
Бескорыстие Действия госслужащих лишь в государственных, а не личных интересах.
Принципиально сть Лица госслужбы не должны связывать себя какими-либо обязательствами по отношению к сторонним лицам или организациям, могущим попытаться оказать соответствующее влияние.
Беспристрастно сть Чиновники, при решении кадровых вопросов, должны основывать свой выбор на заслугах и достоинствах кандидатов.
Подотчетность Госслужащие подотчетны обществу за свои решения и действия и не должны препятствовать любой проверке, связанной с их служебной деятельностью.
Открытость Госслужащие должны проявлять максимально возможную открытость.
Честность Госслужащие должны заявлять о любых своих частных интересах и разрешать конфликты интересов способами, которые обеспечивают защиту общественных интересов.
Лидерство Госслужащие должны служить инициаторами распространения этих принципов и утверждать их личным примером.
В Кодексе определены следующие основные компетенции руководящего состава Британской государственной службы в сфере этики: постановка цели и руководство, личное воздействие, стратегическое мышление, получение максимальной отдачи от людей, повышение квалификации, сосредоточенность на выполнении обязательств. Личное воздействие раскрывается как руководство на собственном примере; доступность для всех; честность и принципиальность; гибкость, жизнерадостность и решительность;
высказывание того, что люди, возможно, не хотят слышать; личная ответственность за свои решения и результат.
Желательно обратить внимание на то, что принятие этических кодексов без "оформления" их соответствующей "этической инфраструктурой" ограничивает действенность первых. Любые разговоры о ценностях и этических нормах во многом останутся пустым сотрясением воздуха, если нет механизмов их эффективной практической поддержки. К таким механизмам, например, относятся "советники по этике", к которым служащие и контактирующие с ними граждане могут обратиться за консультацией в случае потенциального конфликта интересов или других проблем этического характера.
Проблемы проектирования и формирования этического
режима в России
В российских условиях этические кодексы государственной службы и следование им приобретают особое значение. Это связано с тем, что нормативно-правовая база административных реформ пока еще несовершенна и "отстает" от процессов модернизации государства и общества. В этих условиях роль "до правового" (морально-этического) регулирования деятельности государственных служащих существенно возрастает. Кроме того, если административные реформы за рубежом начинались именно с учета роли этических норм и осуществлялись в "этической парадигме", то в России значимость этого регулятора официально рассматривается только с недавних пор. Лишь в последнее время пришло понимание того, что без современной передовой культуры и этики у государственных служащих, формирования развитого этического режима реформирование России обречено на неэффективную бюрократизацию.
Соответствующее развитие этической составляющей государственной и муниципальной службы в Российской Федерации может способствовать инициированию доверия граждан в отношении этих институтов. Данная проблема весьма актуальна для современной России, в которой значительная часть граждан старается держаться в стороне от властей, не доверяет тем или иным органам государственной или муниципальной власти.
Базовые этические нормы деятельности государственных служащих Российской Федерации были разработаны и приняты в 2002 г. Они вошли в "Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации"2. В 2007 г. в этот документ было внесено дополнение о необходимости "воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от
2 См.: Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885.
обозначения в иностранной валюте стоимости на территории РФ"
о
работ, услуг, объектов, операций и т.д. .
Указом Президента РФ от 16 июля 2009 г. № 814 "Общие принципы служебного поведения государственных служащих" были изложены в новой редакции (только в части Преамбулы). В ней говорится: "В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов РФ должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов РФ постановляю:
1. Утвердить прилагаемые общие принципы служебного поведения государственных служащих.
2. Рекомендовать лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных настоящим Указом".
"Общие принципы служебного поведения государственных служащих" включают 18 положений. В Указе отмечается, что государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
3 См.: Указ Президента РФ от 20 марта 2007 г. № 372 "О внесении изменения в общие принципы служебного поведения государственных служащих".
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений.
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
с) уважительно относиться к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;
т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от обозначения в иностранной валюте(у.е.) стоимости на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров государственных и муниципальных заимствований, долга, за исключением. случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ, обычаями делового оборота.
"Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации" являются логичным синтезом международной и национальной (российской) этико-правовой мысли. Этот документ находится в связи с Законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральной программой "Реформирование государственной службы Российской Федерации", пакетом антикоррупционных законов и мер.
"Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации" впервые в современной российской правовой и политической практике закрепили ряд соответствующих базовых этических норм. Следующим шагом в их развитии и формализации явилась подготовка специального этического кодекса. Решение о его разработке было принято 28 апреля 2010 г. Президиумом Совета по противодействию коррупции при Президенте РФ.
Проект "Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации" был разработан и представлен департаментом государственной службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (22 июня 2010 г.). 8 июня 2010 г. Проект был рассмотрен на Общественных слушаниях в Российской академии государственной службы при Президенте РФ4.
1 ноября 2010 г. доработанный "Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации" был представлен на сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ в окончательной редакции.
Типовой "Кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации" состоит из 10 статей, каждая - из ряда пунктов и подпунктов. В ст.1 "Предмет и сфера действия Кодекса" говорится, что "Кодекс представляет собой свод общих принципов этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным служащим Российской Федерации и муниципальным служащим, независимо от замещаемой должности. Гражданин, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу, знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности". Каждый государственный и муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного и муниципального
4 В обсуждении приняли участие зам. министра Минздравсоцразвития А.Л. Сафонов, директор Департамента госслужбы Минсоцздравразвития В.А. Козбаненко, проф. РАГС В.Э. Бойков и В.М. Соколов, проф. МГИМО Е.В. Охотский, гл. советник Президиума Управления Президента РФ по вопросам госслужбы и кадров А.А. Тронина и др.
служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
В ст.2 "Цель Кодекса" отмечается, что его «целью является установление этических норм и правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного служащего, доверия граждан к государству и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных и муниципальных служащих. Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании; выступает как инструмент общественного контроля и нравственности государственных и муниципальных служащих. Знание и выполнение государственным и муниципальным служащим положений Кодекса является критерием оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения".
10 статей "Типового кодекса" дополняют, совершенствуют и конкретизируют "Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации". В "Типовой кодекс" вошли все основные положения «Общих принципов служебного поведения государственных служащих Российской Федерации». По сравнению с «Общими принципами служебного поведения государственных служащих Российской Федерации» "Типовой кодекс" представляет собой расширенный, специализированный, комплексный свод этических норм и правил. В нем этические нормы получили более конкретное толкование, чем в "Общих принципах служебного поведения государственных служащих Российской Федерации» и включают ряд новаций. В Кодексе сгруппированы и обогащены по соответствующим тематикам этические нормы и правила служебного поведения государственных и муниципальных служащих. В нем предлагается использование соответствующих мер морального и дисциплинарного характера как для наказания, так и поощрения государственных и муниципальных служащих.
В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации обращает на себя внимание статья "Требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих", в которой конкретизированы соответствующие нормы.
- Во-первых, государственный и муниципальный служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к
конфликту интересов. При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный и муниципальный служащий обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей.
- Во-вторых, государственный и муниципальный служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- В-третьих, государственный и муниципальный служащий обязаны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного и муниципального служащего.
- В-четвертых, государственному и муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным и муниципальным служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта России, органа местного самоуправления и передаются государственным и муниципальным служащим по акту в государственный орган и орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В ст. 6. говорится о правилах обращения со служебной информацией. Так, государственный или муниципальный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе и органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством РФ. Государственный и муниципальный служащий обязаны принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей".
В Типовом кодексе повышаются требования к государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим. "Они должны быть образцом профессионализма, безупречной репутации, формировать благоприятный психологический климат, содействовать предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принимать меры по их предотвращению" (ст. 7).
В статье "Служебное общение" говорится, что "в служебном поведении государственному и муниципальному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. В служебном поведении государственный и муниципальный служащий воздерживается от: а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами».
Государственные и муниципальные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Государственные и муниципальные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.
Полезна статья о внешнем виде. В ней говорится, что "внешний вид государственного и муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность".
В ст. 10. говорится о моральной ответственности (а также иной ответственности в соответствии с законодательством РФ) государственного и муниципального служащего за нарушение положений Кодекса. Подчеркивается, что соблюдение государственным и муниципальным служащим норм Кодекса
учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
Таким образом, в современной России постепенно формируется определенная этико-правовая база для совершенствования культуры и этики государственной и муниципальной службы, становления соответствующего этического режима.
Можно предложить некоторые меры по совершенствованию этических правил государственной и муниципальной службы. Среди них:
- регулярное предоставление служащими и членами их семей сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, облигациях и акциях в России за рубежом, а также об источниках их дохода при покупках на сумму более одного их годичного дохода;
- внесение в Типовой кодекс положений об этике государственного и муниципального служащего, функционирующего в парадигме "электронного правительства";
- уточнение прав, обязанностей и этических норм государственного и муниципального служащего, взаимодействующего с бизнесом, осуществляющего кураторство над сделками с недвижимостью, займами, электронными торгами;
- подготовка положения о роли этических советников и/или комиссий по этике в государственной и муниципальной службе; обогащение положениями "Типового кодекса" соответствующих образовательных стандартов и программ в сфере государственного и муниципального образования и переподготовки кадров;
- включение адаптированного текста этического кодекса государственного и муниципального служащего (с его обязательным ознакомлением) в пакет документов, обязательных для приема на службу и дальнейшего продвижения.
- разработка этической клятвы Аристотеля или Сперанского для государственных и муниципальных служащих (по аналогии с клятвой Гиппократа для врачей) и др.
Ирхин Ю.В. Проектирование и апробирование этических режимов: опыт и проблемы. В статье анализируется проблема проектирования и апробирования этических режимов. Дается определение этических режимов и рассматривается их структура. Показывается возрастающая роль и значение этических кодексов в современной государственной службе. В статье исследуются этические ценности, параметры, требования и практики зарубежных и российских государственных служащих в компаративистской парадигме. Автор приходит к выводу о начале становления в России основ этического режима государственной службы, предлагает меры по его оптимизации.
Ключевые слова: этика, этические кодексы, этические параметры, этический режим.
Irhin Y.V. Projecting and Approbation of the Ethic Regimes: Experience and Problems. The article proposes theoretical and methodological analyses the problem of projecting and approbation of the ethic regimes. It gives definition of ethic regimes and its component. The author shoves increasing role and significance ethic codes of the government service. The article analyzes ethic values, parameters, requirements and practices foreign and Russian government servants in comparative paradigm. The author concludes about beginning creation foundations of the ethic regime of the state service in modern Russia and proposes measures to optimize.
Key words: ethic, moral rule, ethic regimes, ethic codes of the government service, creation ethic procedures and foundations of the ethic regime in modern Russia.