Научная статья на тему ' роль этических кодексов государственных служащих в решении современных управленческих задач: сравнительный и экспертный анализ'

роль этических кодексов государственных служащих в решении современных управленческих задач: сравнительный и экспертный анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1456
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « роль этических кодексов государственных служащих в решении современных управленческих задач: сравнительный и экспертный анализ»

выгодное для отдельных экономических субъектов) толкование инновационного процесса и отношений приводит к их «одноразовой», единичной реализации. Конкретные действия, которые могут быть использованы для успешной реализации инновационных инициатив и стратегий, часто запаздывают по времени, а иногда им не соответствуют. Отсутствует координация государственных программ и мероприятий. Поэтому первоочередная задача государства -сформировать действенную систему правовых элементов хозяйственного механизма инновационной экономики.

По нашему глубокому убеждению, новый закон должен прежде всего обеспечить правовую дефинитивность содержания собственно инновационной деятельности. В нем следует дать четкое нормативное правовое толкование основных понятий, характеризующих данную деятельность, установить признаки, виды и формы инноваций, сделать отсылки к нормам смежного законодательства, а также к подзаконным актам, которые нужно будет принять для обеспечения конкретизации исполнения данного закона.

Поэтому нужен строгий отбор направлений позитивных качественных изменений в жизни российского общества, где эффективные инновации реально обеспечат достижение таких изменений. В данных условиях основная часть финансовых стимулов исполнителям инновационных проектов должна поступать в том случае, когда необходимые запланированные позитивные результаты проектов реально проявились на практике, дав высокий эффект, не только превышающий затраченные средства экономически, но и обеспечивающий приоритет России на международном уровне.

И последнее. Чтобы инновационная деятельность не оказалась, выражаясь молодежным сленгом, очередной модной гламурной «фишкой», новый закон следует скрупулезно проработать не только специалистам в области организации науки, но в большей мере специалистами в области гражданского права. Когда он станет реально действовать, тогда России сможет находиться в числе стран - мировых лидеров обеспечения благополучия жизни населения и передовых достижений науки и организации осуществления важнейших социально-экономических процессов.

Ирхин Ю.В.

д.филос.н, профессор (АНХиГС1

РОЛЬ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ И ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ2

Под этикой (греч. ethika: от ethos - нрав, обычай, характер, образ мысли) принято понимать нормы поведения, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы, профессии. Со времен Конфуция и Аристотеля этика выступает в качестве учения о должных нормах и правилах поведе-ния3.

Под административной этикой понимаются правила, позволяющие реализовать определенные этические идеалы и представления в ежедневной практической деятельности и поведении государственных служащих. Соответственно «управление административной этикой» - это определение того, что является должным поведением для государственных служащих, разработка связанных с этим стандартов и правил поведения, а также создание процедур по их реализации. Этические требования и максимы, дополняя и в определенной мере обогащая соответствующие нормы права, выступают неотъемлемой, составной частью профессиональных компетенций управленцев. Еще Ш.-Л. Монтескье подчеркивал, что «Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов».

Этические кодексы и управление

Административная этика считается одним из действенных способов повышения эффективности государственной службы, регулирования конфликта интересов, противодействия коррупции4. Разработка и совершенствование этических стандартов, стали неотъемлемой составляющей реформ государственной службы конца XX - начала XXI вв. Новое государственное управление (государственный менеджмент) предполагает повышение роли ценностных, морально-этических регуляторов деятельности и поведения государственных служащих, в усложнившихся условиях сложной трансформации и взаимодействия государства и общества на стадии перехода к постиндустриальному, информационному, глобально-конкурентному развитию.

Требования этики могут дифференцироваться, иметь особенности в различных культурах, обществах, социальных группах. Формализованные этические нормы находят концентрированное отражение (выражение) в кодексах. В этических профессиональных кодексах отражаются и формализуются моральные требования соответствующих групп, опосредуемых культурными доминантами. В ряде стран распространены нормативные этические кодексы по-

1 Irkhine@mail.ru Биография и ряд авторских трудов представлен на сайтах: http://www.viperson.ru; http://www.humanities.

edu.ru

Доклад разработан в рамках проекта инновационных образовательных программ Миннауки РФ и НФПК.

3 Аристотель. Никомахова этика. - М., 1997; Конфуций. Беседы и суждения. - М., 2006.

4 См.: Ирхин Ю.В. Роль этических кодексов в японской государственной службе: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. - М., 2009. - N° 5; Ирхин Ю.В. Этическое измерение модернизации института государственных служащих // Политические институты в современном мире / Ред. С.Г. Еремеев. - СПбГУ, 2010.

ведения парламентариев, политических консультантов, государственных служащих (в том числе, конкретно-профессиональные: судейского корпуса, полиции, налоговой службы и т.д.).

Таблица 1

Возрастание роли этических кодексов

№ п/п Факторы, определяющие значимость этических кодексов

1. Ряд вещей по своей природе выпадают из сферы права; зато они регулируются неформальными (но от этого не менее действенными) нормами групповой - в данном случае, административной - морали (этики) и нормами индивидуальной нравственности.

2. Практически невозможно составить всеохватывающий перечень предписаний для госслужащих на уровне юридических актов.

3. Ряд чиновников имеет смутное представление о профессиональной этике госслужащего или относятся к ней с пренебрежением.

4. Этические кодексы задают такую систему нравственных ориентиров, которые содержат ясные рекомендации по поведению в «щекотливых» ситуациях, ясно обозначают область нравственных «табу» для служащего.

5. Даже сам факт подготовки современного кодекса этики государственного служащего, обсуждение его в профессиональных кругах и общественностью служит повышению уровня административной морали.

6. Именно «дух общественного служения» и принципы ответственности и «обратной связи с обществом» в условиях современной (постиндустриальной, демократической) модернизации должны лечь в основу кодекса административной этики

7. Технологически сближаясь с коммерческими структурами, государственная служба не должна утратить своё предназначение - служение общественным интересам и гражданам. Для обеспечения этого необходимо особое внимание к моральным принципам и ценностям госслужащих в условиях рыночных отношений. В противном случае государственную службу неизбежно захлестывает вал коррупции и прочих злоупотреблений, связанных с возможностью «торговли влиянием» и разного рода ресурсами от имени государства.

8. Поскольку конфликт на государственной службе, выражая столкновение интересов, имеет и морально-этическую сторону (измерение), то использование кодексов этики государственного служащего и действия в его парадигме могут способствовать эффективному предотвращению конфликтов или их урегулированию.

9. Формирование системы этических кодексов должно на определенном этапе развития общества и государства трансформироваться в создание соответствующего этического режима.

В большинстве современных государств существует система этических кодексов для государственных служащих. Наиболее эффективно она действует там, где увязана с традициями и обычаями национальной культуры, системой ее базовых ценностей, нацелена на инновации и имеет социальную направленность.

Например «Нормы этического поведения служащих органов исполнительной ветви власти» в США, основываются на протестантской этике. Они являются частью Закона об этике в органах государственной власти США1. В Преамбуле говорится, что «Государственная служба отождествляется с доверием общества. Каждый государственный служащий обязан перед правительством Соединенных Штатов и своими согражданами ставить верность Конституции, законам и этическим принципам выше личной выгоды. Для того чтобы каждый гражданин мог иметь полную уверенность в добросовестности Федерального правительства, каждый служащий обязан уважать и соблюдать принципы этического поведения».

Четырнадцать принципов этического поведения федеральных служащих США сопровождены приложением «Наставление по этике для служащих органов исполнительной ветви власти» (2000 г), в котором на нескольких десятках страниц даются соответствующие комментарии, приводятся типовые примеры использования этого кодекса в духе требований протестантской этики, а также перечислены законы, связанные с применением Кодекса (прежде всего о конфликте интересов). Нам думается, что подобное приложение, применительно к российским условиям, могло бы сыграть свою положительную роль.

Таблица 2

Парадоксы Дениса Томпсона (США)

№ п/п Парадоксы этического измерения управления и политики

1. В контексте повседневной работы госслужащих этические проблемы представляются менее важными, чем другие, однако поскольку этика влияет на решение всех проблем без исключения, то, в конечном счете, она может оказаться важнее всего.

2. Особая важность внешнего поведения человека в публичной сфере состоит в том, что негативное впечатление, даже будучи ошибочным, подрывает веру в государственную службу. Цена веры в демократию - соответствие поведения государственных деятелей и служащих высоким этическим стандартам.

Интересен опыт Великобритании. В этом «традиционно правовом» государстве значительна роль традиций и этических норм. В 1997 г. от лица Т. Блэра был выпущен Кодекс министра - этический кодекс государственной службы. В его разделах правовые нормы переплетаются с этическими. Выделяются семь этических принципов.

Определены следующие основные компетенции руководящего состава Британской государственной службы в сфере этики: постановка цели и руководство, личное воздействие, стратегическое мышление, получение максимальной отдачи от людей, повышение квалификации, сосредоточенность на выполнении обязательств. Личное воздействие раскрывается как руководство на примере; доступность для всех; честность и принципиальность; гибкость, жизнера-

1 См.: Публичный закон США № 95-521 от 26.10.1978 г.

достность и решительность; высказывание того, что люди, возможно, не хотят слышать; личная ответственность за свои решения и результат.

Таблица 3

Кодекс министра Великобритании

Принципы Содержание

Бескорыстие Действия госслужащих лишь в государственных, а не личных интересах.

Принципиальность Лица госслужбы не должны связывать себя какими-либо обязательствами по отношению к сторонним лицам или организациям, могущим попытаться оказать соответствующее влияние.

Беспристрастность Чиновники, при решении кадровых вопросов, должны основывать свой выбор на заслугах и достоинствах кандидатов

Подотчетность Госслужащие подотчетны обществу за свои решения и действия и не должны препятствовать любой проверке, связанной с их служебной деятельностью

Открытость Госслужащие должны проявлять максимально возможную открытость

Честность Госслужащие должны заявлять о любых своих частных интересах и разрешать конфликты интересов способами, которые обеспечивают защиту общественных интересов

Лидерство Госслужащие должны служить инициаторами распространения этих принципов и утверждать их личным примером

Желательно обратить внимание на то, что принятие этических кодексов, без дополнения и оформления их соответствующей «этической инфраструктурой», ограничивает действенность первых. Любые разговоры о ценностях и этических нормах во многом останутся пустым сотрясением воздуха, если нет механизмов их эффективной практической поддержки. К таким механизмам в ряде зарубежных стран, например, относятся «советники по этике», к которым служащие и контактирующие с ними граждане могут обратиться за консультацией в случае потенциального конфликта интересов или других проблем этического характера.

В этой связи недостаточно ставить и обсуждать проблему этических кодексов, только как их наличия, анализа содержания, оптимизации, принятия и мониторинга эффективности. Речь должна идти и о формировании этического режима.

Таблица 4

Компоненты этического режима

№ п/п Факторы, определяющие наличие и/или развитость этического режима

1. Наличие имеющего официальный статус документа, в котором зафиксированы присущие государственной службе этические ценности

2. Этический кодекс (или кодекс поведения) как наиболее приемлемая форма такого документа, фиксирующего общие моральные принципы поведения служащего

3. Описание в рамках кодекса, обычно в качестве комментария к каждому из принципов, практических форм его проявления и нарушения с приведением конкретных примеров

4. Ссылки на закрепленные в кодексе этические нормы в общих документах, касающихся госслужбы (например, в коллективных договорах)

5. Адаптация общих норм кодекса применительно к специфике конкретной организации

6. Наказания (санкции, предание публичности) за нарушение положений кодекса

7. Оценка этики поведения служащих, особенно занимающих руководящие должности, как основы для их последующих назначений и дальнейшего продвижения по службе

8. Наличие советника по этике, обладающего как консультативными, так и административными межведомственными полномочиями по отношению к эшелону старших государственных служащих в правительстве; наличие комитета по проблемам этики внутри департамент

9. Обучение нормам этики, начиная с высших эшелонов госслужбы, а также впервые на нее поступивших

10. «Этический аудит»

Этические кодексы в современной России

В условиях Российской Федерации этические кодексы государственной службы и следование им приобретают особое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что нормативно-правовая база административных реформ пока еще несовершенна и «отстает» от процессов модернизации государства и общества. В этих условиях, роль «доправового» (морально-этического) регулирования деятельности государственных служащих существенно возрастает. Кроме того, если административные реформы за рубежом начинались именно с учета роли этических норм и осуществлялись в «этической парадигме», то в России значимость этого регулятора официально рассматривается только с недавних пор. Д.А. Медведев отмечал, что «Без современной передовой культуры и этики у государственных служащих, реформирование России обречено на неэффективную бюрократизацию».

Особая роль этических кодексов в Российской Федерации

№ п/п Значение этических кодексов государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации

1. Кодексы были разработаны и легализованы значительно (критически) позже, чем в ряде других государств и, соответственно, не приобрели силу привычки.

2. Российские кодексы пока не имеют четких механизмов их реализации.

3. Уровень правовых и этических знаний у населения, да и многих управленцев, невысок.

4. Ряд управленцев, привыкших работать в прежней парадигме, не заинтересован в создании демократического этического режима.

5. Этические кодексы государственной службы в РФ могут содействовать ее оптимизации и модернизации в условиях политико-административной реформы.

6. Повышение роли этической составляющей государственной и муниципальной службы содействует укреплению доверия граждан в отношении этих институтов.

Соответствующее развитие этической составляющей государственной и муниципальной службы в Российской Федерации может способствовать инициированию доверия граждан в отношении этих институтов. Данная проблема весьма актуальна для современной России, в которой значительная часть граждан старается держаться в стороне от властей, не доверяет тем или иным органам государственной или муниципальной власти.

Таблица 6

Реакции граждан на действия властей в повседневной жизни (в %)1

Типы реакции 2002 г 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Обычно одобряют, поддерживают действия властей 10,7 8,7 11,4 22,7 15,0

Обычно вынуждены приспосабливаться 41,0 46,9 37,4 40,7 35,8

Стараются держаться в стороне от властей 28,9 27,2 26,3 23,5 30,5

Относятся к властям с неприязнью, когда возможно, 6,5 7,2 3,7 4,3 7,3

противодействуют им

Затруднились ответить 12,9 10,0 21,2 8,8 11,4

Базовые этические нормы деятельности государственных служащих Российской Федерации были разработаны и приняты в 2002 г. Они вошли в «Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации»2. В 2007 г. в этот документ было внесено дополнение о необходимости «воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от обозначения в иностранной валюте стоимости на территории РФ» работ, услуг, объектов, операций и т.д.3

Указом Президента РФ от 16 июля 2009 г. № 814 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих» были изложены в новой редакции (только в части Преамбулы). В ней говорится: «В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов РФ должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов РФ постановляю:

1. Утвердить прилагаемые общие принципы служебного поведения государственных служащих.

2. Рекомендовать лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных настоящим Указом».

«Общие принципы служебного поведения государственных служащих» включают 18 положений. В Указе отмечается, что государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

1 В таблице представлены результаты опросов российского населения в возрасте 18 лет и старше, проведенных Социологическим центром РАГС при Президенте РФ по общенациональной выборке 2010 г. в 24-26 субъектах Российской Федерации, представляющих все экономико-географические зоны страны. Объем выборочной совокупности опрошенных в каждом из исследований составляет, как правило, 2400 человек, репрезентирующих территориальное размещение населения, соотношение жителей крупных, средних, малы городов, сел и поселков, социально-демографический состав населения.

См.: Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской

Федерации от 12 августа 2002 г. № 885.

3

См.: Указ Президента РФ от 20 марта 2007 г. № 372 «О внесении изменения в общие принципы служебного поведения государственных служащих».

18 принципов служебного поведения госслужащих РФ

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;_

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;_

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;_

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;_

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;_

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;_

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений._

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;_

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;_

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;_

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету

государственного органа;_

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов

интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;_

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;_

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;_

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;_

с) уважительно относиться к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;_

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от обозначения в иностранной валюте (усл. ден. ед.) стоимости на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров гос. и муницип. заимствований, гос. и муницип. долга, за искл. случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ, обычаями делового оборота._

«Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации» являются логичным синтезом международной и национальной (российской) этико-правовой мысли. Этот документ находится в связи с Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации», пакетом антикоррупционных законов и мер.

«Общие принципы...», впервые в современной российской правовой и политической практике, закрепили ряд соответствующих базовых этических норм. Следующим шагом в их развитии и формализации явилась подготовка специального этического кодекса. Решение о его разработке было принято 28 апреля 2010 г. Президиумом Совета по противодействию коррупции при резиденте РФ.

Проект «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации» был разработан департаментом государственной службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (22 июня 2010 г.). 8 июня 2010 г. Проект был рассмотрен на Общественных слушаниях в Российской академии государственной службы при Президенте РФ1.

1 ноября 2010 г. доработанный «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации» был представлен на сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ в окончательной редакции2.

Типовой «Кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации» состоит из 10 статей, каждая - из ряда пунктов и подпунктов. В ст. 1. «Предмет и сфера действия Кодекса», говорится, что «Кодекс представляет собой свод общих принципов этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным служащим Российской Федерации и муниципальным

1 В обсуждении приняли участие зам. министра Минздравсоцразвития Российской Федерации А. Л. Сафонов, директор Департамента госслужбы Минсоцздравразвития В. А. Козбаненко, проф. РАГС В. М. Соколов, директор социологического центра РАГС проф. В.Э. Бойков, проф. МГИМО Е.В. Охотский, гл. советник Президиума Управления Президента РФ по вопросам госслужбы и кадров А.А. Тронина и др.

2

См.: Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации. - М., 2010.

служащим, независимо от замещаемой должности. Гражданин, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу, знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности». Каждый государственный и муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного и муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

В ст. 2. «Цель Кодекса» отмечается, что его целью является установление этических норм и правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного служащего, доверия граждан к государству и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных и муниципальных служащих. Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей. Кодекс: служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании; выступает как инструмент общественного контроля и нравственности государственных и муниципальных служащих. Знание и выполнение государственным и муниципальным служащим положений Кодекса является критерием оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения».

В своих 10 статьях «Типовой кодекс» дополняет, совершенствует и конкретизирует «Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации». В «Типовой кодекс» вошли все основные положения «Общих принципов служебного поведения государственных служащих Российской Федерации». По сравнению с «Общими принципами служебного поведения государственных служащих Российской Федерации» «Типовой кодекс» представляет собой расширенный, специализированный, комплексный свод этических норм и правил. В нем этические нормы, во-первых, - получили более конкретное толкование, чем в «Общих принципах служебного поведения государственных служащих Российской Федерации»; во-вторых, - «Типовой кодекс» дополнен рядом этических новаций; в-третьих, - в Кодексе сгруппированы и обогащены по соответствующей тематике этические нормы и правила служебного поведения государственных и муниципальных служащих; в-четвертых, - в «Типовом кодексе» предлагается использование соответствующих мер морального и дисциплинарного характера как для наказания, так и поощрения государственных и муниципальных служащих.

Таблица 8

Структура «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации»

Ст. № Название статьи

1. Предмет и сфера действия Кодекса

2. Цель Кодекса

3. Основные принципы служебного поведения госслужащих

4. Соблюдение законности

5. Требования к антикоррупционному поведению госслужащих

6. Обращение со служебной информацией

7. Этика поведения госслужащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим

8. Служебное общение

9. Внешний вид госслужащего

10. Ответственность госслужащего за нарушение Кодекса

В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации обращает на себя внимание статья «Требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих», в которой в 4-х пунктах конкретизированы соответствующие нормы.

1. Государственный и муниципальный служащий при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный и муниципальный служащий обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей.

2. Государственный и муниципальный служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Государственный и муниципальный служащий обязаны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного и муниципального служащего.

4. Государственному и муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным и муниципальным служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с други-

ми официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным и муниципальным служащим по акту в государственный орган и орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В статье 6. говорится о правилах обращения со служебной информацией. Так, государственный или муниципальный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе и органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственный и муниципальный служащий обязаны принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей".

В Типовом кодексе повышаются требования к государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим. Они должны быть образцом профессионализма, безупречной репутации, формировать благоприятный психологический климат, содействовать предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принимать меры по (Ст. 7).

В статье «Служебное общение» говорится, что «В служебном поведении» государственному и муниципальному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. В служебном поведении государственный и муниципальный служащий воздерживается от: а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

Государственные и муниципальные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Государственные и муниципальные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

Полезна статья «Внешний вид государственного и муниципального служащего». В ней говорится, что «Внешний вид государственного и муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность».

В завершающей ст. 10. говорится о моральной ответственности (а также иной ответственности в соответствии с законодательством РФ) государственного и муниципального служащего за нарушение положений Кодекса. Подчеркивается, что соблюдение государственным и муниципальным служащим норм Кодекса учитывается, при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Можно предложить некоторые меры по совершенствованию этических правил государственной и муниципальной службы. Среди них: предоставление служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в России и за рубежом членами их семей; внесение в Типовой кодекс положений об этике государственного и муниципального служащего, функционирующего в парадигме «электронного правительства»; уточнение прав, обязанностей и этических норм государственного и муниципального служащего, взаимодействующего с бизнесом, осуществляющего кураторство над сделками с недвижимостью, займами, электронными торгами; подготовка положения о роли этических советников и/или комиссий по этике в государственной и муниципальной службе; обогащение положениями «Типового кодекса» соответствующих образовательных стандартов и программ в сфере государственного и муниципального образования и переподготовки кадров и т.п.

Таким образом, в современной России постепенно формируется определенная этико-правовая база для совершенствования деятельности государственных и муниципальных служащих.

Карнишина Н.Г.

д.и.н., профессор, зав. кафедрой Пензенского государственного университета

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В перечне задач правового обеспечения инновационной деятельности в РФ следует выделить: создание благо -приятной среды для развития инноваций, использования интеллектуальной собственности, совершенствование норм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.