Научная статья на тему 'Характеристика угроз функционирования аграрного сектора в обеспечении продовольственной безопасности государства'

Характеристика угроз функционирования аграрного сектора в обеспечении продовольственной безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аграрный сектор / продовольственная безопасность / неопределенность / воздействие / угроза. / agricultural sector / food security / functioning / uncertainty / impact / threat.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Надежда Викторовна

В статье представлена характеристика угроз функционирования аграрного сектора в обеспечении продовольственной безопасности, которые имеют дестабилизирующее воздействие на обеспечение экономической безопасности государства, выделены следующие отличительные черты, которые дифференцируют их среди других: явно выраженный экономический аспект; влияние природно-климатических и экономических условий; характерные отраслевые и функциональные закономерности проявления; чрезмерная зависимость от развития сельских территорий; асимметричное распределение дестабилизирующего влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of threats to the functioning of the agricultural sector to ensure state food security

The article presents the characteristics of threats to the functioning of the agricultural sector in ensuring food security, which have a destabilizing effect on ensuring the economic security of the state, the following distinctive features are highlighted that differentiate them from others: a pronounced economic aspect; the influence of climatic and economic conditions; characteristic sectoral and functional patterns of manifestation; excessive dependence on the development of rural areas; asymmetric distribution of destabilizing influence.

Текст научной работы на тему «Характеристика угроз функционирования аграрного сектора в обеспечении продовольственной безопасности государства»

Журавлева Н. В.

(ЛНАУ, г. Луганск, ЛНР, Россия, nanka74@mail.ru)

ХАРАКТЕРИСТИКА УГРОЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

В статье представлена характеристика угроз функционирования аграрного сектора в обеспечении продовольственной безопасности, которые имеют дестабилизирующее воздействие на обеспечение экономической безопасности государства, выделены следующие отличительные черты, которые дифференцируют их среди других: явно выраженный экономический аспект; влияние природно-климатических и экономических условий; характерные отраслевые и функциональные закономерности проявления; чрезмерная зависимость от развития сельских территорий; асимметричное распределение дестабилизирующего влияния.

Ключевые слова: аграрный сектор, продовольственная безопасность, неопределенность, воздействие, угроза.

УДК 338.439.01

Проблема и её связь с научными и практическими задачами. Современные условия развития и изменения параметров социально-экономической среды обусловлены высокой степенью нестабильности и неустойчивости, что усиливает дестабилизирующее воздействие угроз в процессе хозяйствования и вызывает общее снижение возможности обеспечения должного уровня экономической безопасности. Однако недостаточный уровень развития отдельных секторов экономики, их низкая конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, а также влияние внешних факторов, которые характеризуются отличительными особенностями, обусловленными уровнями экономического развития и расхождением в сформированных приоритетах международного сотрудничества, имеют значительное влияние на уровень экономической безопасности государства.

Анализ состояния вопроса. Сформированная среда, которая характеризуется неопределенностью, благоприятна для развития рисков, опасностей и угроз, которые имеют дестабилизирующее воздействие на обеспечение экономической безопасности. Понимание природы происхождения фактора неопределенности является предпосылкой для определения основополагающих принципов функционирования эконо-

мической системы и формирования безопасных условий ее развития [1].

Угроза — это возможная опасность, то есть это форма экономической опасности или совокупность условий и факторов, создающих условия для возникновения опасности. Все угрозы имеют дестабилизирующее воздействие на объект (систему), и поэтому требуют конкретного изучения их причин.

В этом аспекте важную роль играет мнение А. К. Шимко, согласно которому главной причиной дестабилизирующего воздействия угроз является уязвимость социально-экономической системы государства. В своих исследованиях ученый выделяет два диаметрально противоположных фактора: первый нацелен на разрушение системы безопасности, второй — на стабилизацию процессов развития этой системы. В связи с этим определено несколько степеней деструктивных факторов: формирование зоны риска (условия, способные спровоцировать развитие опасности); вызов (растущие провокации с использованием инструментов давления на объект); опасность (реальная возможность нанести разрушительное воздействие системе безопасности); угроза (характеризуется как попытка нанести вред) [2].

Целью расширения категориального аппарата дестабилизирующих факторов явля-

ется классификация последних на реальные и потенциальные, абстрактные и гипотетические, что помогает четче определить уровень приоритетности при реагировании на них, рационализировать формализацию организационно-экономического инструментария для противодействия им, а также разграничить процессы трансформации из одного вида в другой. Целью расширения категориального ряда определена дифференциация негативных явлений на отдаленные и абстрактные, на более конкретные и остро актуальные, чтобы была понятна приоритетность и первоочередность реагирования на негативные социальные процессы [3]. Одновременно такое расширение категориального аппарата дестабилизирующих факторов (вызов, опасность, риск, угроза) формирует среди ученых научные противоречия, что обусловлено неоднозначными подходами в трактовке сущности, особенностей развития и характера взаимодействия этих факторов.

В частности, А. Сергунин рассматривает вызов как совокупность обстоятельств, не обязательно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реакции. Риск же представляет собой возможность неблагоприятных и нежелательных последствий действий самого субъекта.

Автор определил опасность как осознанную, но не фатальную вероятность причинения вреда кому-либо или чему-либо, определяемую наличием определенных объективных и субъективных факторов. С учетом степени вероятности негативного воздействия принято различать реальную и потенциальную опасность.

Учитывая последовательность воздействия дестабилизирующих факторов, угрозу рассматривают как наиболее конкретную и прямую форму опасности или совокупность условий и факторов, которым подвергают интересы граждан, общества и государства, национальные ценности и образ жизни [4].

В отличие от такой позиции Д. Ю. Са-мыгин начальной и наиболее частой вирту-

альной стадией неблагоприятных условий для безопасности и национальных интересов считает риск. Следующим уровнем автор выделил опасность, то есть процесс подготовки к непосредственному практическому заданию вреда национальным интересам личности, нации, государства.

Категория «вызов» характеризуется тем, что на социальный организм оказывается негативное воздействие, в результате которого ему может быть причинен незначительный вред, развитию объекта придается нежелательная динамика или он приобретает нежелательные параметры (характеристики, темпы, направления, формы развития и т. д.) При этом намерение непосредственно причинить вред национальным интересам классифицируют как угрозу [5].

И. А. Сергеева поясняет, что опасность является альтернативным понятием к безопасности, подчеркивая, что если безопасность является наиболее благоприятным состоянием исследуемого объекта, то опасность является наиболее неблагоприятным, кризисным [6]. По мнению автора, угроза возникает в случае непосредственного воздействия негативных факторов на состояние безопасности исследуемого объекта, нарушая его равновесие.

Одновременно изучая проблемы и нежелательные результаты, порождаемые негативным влиянием, ученые по-разному определяют соотношение вызова и угрозы. Так, П. Белов считает, что вызов — это проявление угрозы, требующей реагирования с целью предотвращения или снижения ущерба. Под опасностью автор понимает возможность причинения ущерба, под угрозой — уже действующую опасность, а под вызовом — проявление угрозы, требующей реагирования с целью предотвращения или снижения ущерба [7]. По мнению исследователя, формирование угрозы предшествует появлению вызова. Однако в таком случае реагирование на вызов является немного запоздалым, поскольку усилия направлены на снижение негативных последствий воздействия угрозы, а не на ее

нейтрализацию и стадии возникновения. Поэтому более логичным, по нашему мнению, является подход О. Брега, который определяет вызов как «начальный уровень формирования угрозы» [8].

А. Н. Ляшенко, рассматривая категорию «риск», подчеркивает двойственность этого понятия: риск можно рассматривать как осознанную часть опасности (пассивный аспект), а также как активное действие, направленное на устранение опасности или, наоборот, на осознанное (но вероятное) нанесение вреда, убытка и т. д. В своей семантической картине угроз А. Н. Ля-шенко рассматривает риск как осознанную часть угрозы и как осознанное действие, которое может иметь негативные последствия и стать угрозой [9].

Экономический риск — объективно-субъективная категория, связанная с преодолением неопределенности и конфликтности в ситуации неизбежного выбора, которая отражает степень достижения ожидаемого результата, отклонение от целей с учетом влияния контролируемых и неконтролируемых факторов. То есть необходимыми элементами риска являются необходимость принятия решения (неизбежность выбора) и наличие альтернатив.

Проведенное исследование существующих подходов показывает, что центральное место в структуре дестабилизирующей среды занимает угроза. Теоретико-методологический анализ понятия «угроза» является ключевым для создания благоприятных условий обеспечения экономической безопасности на каждом иерархическом уровне управления. Сегодня в научных кругах представлено большое количество трактовок угрозы и основных признаков ее распределения по отношению к экономической безопасности государства.

В современной теории безопасности выделяют несколько степеней деструктивных факторов, которые являются угрозами экономической безопасности, в том числе: вероятность возникновения ситуации, способной породить опасность (появление зо-

ны риска); провокационные действия или средства давления (вызов); реальная возможность нанести вред, причинить ущерб (опасность); намерение причинить ущерб или ненамеренное опасное стечение обстоятельств (угроза) [10].

В. В. Пятилетов дает следующее определение угрозы: под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, которые создают опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства [11]. При этом автор подчеркивает, что угрозы возникают вследствие целенаправленных или неосознанных действий субъектов хозяйствования, государственных и местных органов власти, других звеньев экономики, а также природных процессов. Что касается источников угроз, то они могут образовываться в результате неблагоприятного развития экономических, социальных, политических и других процессов во внутренней или внешней среде системы.

Трактовка понятия «угроза» встречается во многих справочных и учебных пособиях, относящихся к различным сферам: право, социология, психология, экономика и т. д. Основным определением является толкование, приведенное в словаре Ожегова: «угроза — это возможная опасность», на основании которого и формируются мнения специалистов более узкой направленности, в нашем случае — в экономике. Рассмотрев данную дефиницию с позиции хозяйствующего субъекта, как наиболее важного звена в актуальном состоянии рыночной экономики Российской Федерации, автор сформировал новую трактовку данного явления. «Угроза экономической безопасности предприятия — это такое действие или бездействие, обусловленное факторами внешней и внутренней среды функционирования предприятия, которое может влиять на нормальное функционирование хозяйствующего субъекта, и снижающее возможность достижения им поставленных целей» [12].

Сегодня распространена позиция, согласно которой угроза — это степень воз-

можности реализации опасности для рассматриваемого объекта. При этом угрозы для конкретных объектов от реализации опасности характеризуются возможностью влияния на них негативных факторов и причинения им в результате этого ущерба. Угроза объекта от источников опасности определяется их относительным положением в пространстве и во времени (для стационарных объектов только в пространстве), характеристиками источника опасности, достигнутым уровнем защищенности и устойчивости объектов и другими факторами [13].

Отметим, что большинство ученых сходится во мнении, что угрозы — это события, изменения или действия, то есть угрозы обладают динамикой; они наносят вред или вызывают нарушения нормального функционирования предприятия и, как следствие, являются причиной убытков и потерь; угрозы возникают под воздействием определенных факторов (внешних и внутренних), и поэтому требуют комплекса мер со стороны субъектов хозяйствования для их нейтрализации и устранения [14].

Исследование угроз функционирования аграрного сектора экономики находится в плоскости идентификации основных проблем и препятствий их социально-экономического развития в структуре экономической безопасности государства. Как объект безопасности, аграрный сектор экономики представляет особый интерес с позиции анализа и структурирования основных негативных влияний его функционирования. Кроме того, аграрный сектор является одним из сегментов экономической системы и поэтому непосредственно влияет на состояние экономического развития государства, обуславливает стабильность или, наоборот, угрозы экономической безопасности, причем на всех уровнях управления: домашних хозяйств и населения, субъектов экономической деятельности, территорий, секторов национальной экономики и внешнеэкономических отношений государства. При дестабилизации

функционирования аграрного сектора система обеспечения экономической безопасности, как составляющая безопасности национальной экономики, подвергается существенным негативным влияниям, которые развивают процессы ослабления устойчивости, стабильности, независимости и предпосылок гарантирования экономической безопасности государства.

Соответственно, существующие проблемы функционирования и развития аграрного сектора могут нести неблагоприятные тенденции, приводить к возникновению сначала рисков, а затем и угроз всем структурно-функциональным компонентам экономической безопасности государства. В этом контексте угрозы аграрного сектора обеспечению экономической безопасности государства, учитывая наличие проблем, которые характеризуются системностью, могут формироваться на различных управленческих уровнях, в том числе национальном, региональном и на уровне субъектов хозяйствования. Проблемы национального уровня, которые возникают как угрозы экономической безопасности, охватывают такие: истощение черноземов и снижение плодородия земель; низкий уровень инвестирования в развитие аграрного сектора, рост зависимости от государственных инвестиций; проблемы права собственности на землю; недостаточно развитая нормативно-правовая база; отсутствие научно обоснованных экономических реформ, избыточная политизированность; рост объемов импортной продукции, незащищенность отечественных производителей; отсутствие необходимого уровня государственной поддержки и стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности.

На региональном уровне угрожающими для дестабилизации состояния экономической безопасности являются такие факторы: снижение количества сел и поселений городского типа; ненадлежащие условия жизни сельского населения; упадок социальной инфраструктуры сел; ухудшение

демографической ситуации; «старение» кадров, занимающихся сельским хозяйством; загрязнение земель; низкая инвестиционная привлекательность регионов.

Отсутствие благоприятной бизнес-среды для ведения эффективной хозяйственной деятельности создает ряд проблем для субъектов хозяйствования, негативно влияющих на экономическую безопасность государства. К основным из них относятся: низкая конкурентоспособность аграрной продукции на внешних рынках, ее неподходящее соответствие международным стандартам качества; низкая эффективность аграрных предприятий; изношенная и недостаточно совершенная технологическая база; высокие цены на топливо, семена, высокая себестоимость производства; низкая инновационная активность предприятий; экспорт сырья, полуфабрикатов из-за невозможности переработать их собственными силами [8].

Стратегически важные препятствия функционированию и развитию аграрного сектора экономики, ослабляющие процессы экономического развития и, соответственно, становящиеся угрозами безопасности, получили свое должное институциональное закрепление.

Стратегия развития аграрного сектора экономики ЛНР, утвержденная Программой развития ЛНР на 2018-2023 гг., закрепила институциональное решение для стратегически важных препятствий функционирования и развития аграрного сектора экономики, которые ослабляют процессы экономического развития и, соответственно, становятся угрозами безопасности. Она определяет основные направления развития аграрного сектора экономики. Стратегическими целями развития аграрного сектора Луганской Народной Республики до 2023 года являются: повышение эффективности использования земельных ресурсов, укрепление продовольственной безопасности Республики путем наращивания объемов производства животноводческой, овощеводческой продукции, вы-

полнение мероприятий по развитию отрасли животноводства, создание замкнутого цикла производства сельскохозяйственной продукции путем развития инфраструктуры по ее хранению и переработке, устойчивое развитие сельских территорий, возрождение и создание подсобных хозяйств на крупных предприятиях.

Увеличение производительности использования земельных ресурсов предполагает следующие меры:

- достижение уровня концентрации пахотных земель в сельскохозяйственных предприятиях до 2023 года на уровне 237 тыс. га;

- создание единой картографической информационной базы для каждого землепользователя, с подробной информацией об уровне плодородия почв и потенциальных возможностях;

- формирование высокоэффективных товарных хозяйств, основанных на концентрации земельных угодий более 1000 га.

Укрепление продовольственной безопасности Республики может быть достигнуто путем ряда мероприятий, включающих техническое переоснащение сельского хозяйства, усовершенствование структуры производства растениеводства, создание и внедрение в производство высокоурожайных и устойчивых к болезням и вредителям сельскохозяйственных культур, а также выполнение мероприятий по развитию отрасли животноводства, включая обеспечение сохранности маточного поголовья животных, поэтапное строительство высокотехнологических свиноводческих и молочных комплексов, ввод в эксплуатацию неиспользуемых птицеводческих мощностей и развитие рыбоводства. Также следует создать замкнутый цикл производства сельскохозяйственной продукции путем развития инфраструктуры по ее хранению и переработке, обеспечивая устойчивое развитие сельских территорий и возрождение подсобных хозяйств на крупных предприятиях. Эти меры могут привести к созданию новых рабочих мест,

сокращению безработицы в сельской местности и росту доходной части местных бюджетов. Достижение доли местных товаропроизводителей основных видов сельскохозяйственной продукции не менее 80 % на внутреннем рынке республики к 2023 году представляет собой один из ключевых шагов в обеспечении продовольственной безопасности. Для достижения этой цели необходимо увеличить объемы производства мяса до 48 тысяч тонн в год, молока — до 45,6 тысячи тонн в год, а также увеличить поголовье коров в 9 раз и свиней в 20 раз. Для обеспечения технического и технологического переоснащения отрасли необходимо обновить машинно-тракторный парк на 10 % [15].

Без сомнения, решение определенных проблем в настоящее время должно находиться в центре особого внимания. Ведь только реализация конструктивных мер позволит минимизировать негативное влияние ряда факторов внешней среды, среди которых наиболее значимыми для национальной экономики являются инфляционные процессы, отсутствие поддержки производителей аграрной продукции в сложных экономических и политических условиях, а также необходимость обеспечения конкурентоспособности отечественной аграрной продукции как на внутренних, так и на внешних продовольственных рынках.

Негативными последствиями (угрозами) для обеспечения экономической безопасности выступают существующие препятствия, которые сдерживают развитие аграрного производства. К основным из них относятся следующие: незавершенность земельной реформы; отраслевая несбалансированность сельского хозяйства, существенное преобладание в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции либо крупных, либо мелких товаропроизводителей; неэффективное использование ресурсного потенциала аграрного сектора; дефицит финансовых ресурсов для стабильного ведения хозяйственной деятельности сельскохозяйствен-

ных производителей, в том числе из-за отсутствия инвестиционных средств, труд-нодоступности кредитов банков, а также низкого уровня государственной поддержки сельского хозяйства; отставание развития системы аграрной логистики от потребностей рынка; несоответствие отечественной сельскохозяйственной и пищевой продукции мировым стандартам; недостаточный уровень развития социальной инфраструктуры в сельской местности.

При отсутствии реальных эффективных управленческих решений в аграрном секторе возникают угрозы, которые имеют особые предпосылки возникновения, характер проявления и степень влияния на интегральный показатель экономической безопасности государства. Выделение всей совокупности негативных факторов в развитии аграрного сектора, которые могут мешать реализации национальных социально-экономических интересов и представлять угрозу экономической безопасности государства, довольно важно для их типологии и характеристики.

Отметим, что классификация угроз развития аграрного сектора экономики на основе традиционного подхода дала основания разделить их на основе общих критериев, среди которых направление воздействия, источник происхождения, масштаб и сфера проявления, частота и способ действия, вероятностные масштабы разрушения, уровень управляемости, возможность прогнозирования, перспективы адаптации угрозам и т. д.

Соответственно, определенное распределение угроз по традиционному измерению типологии угроз не обеспечивает полной информации о специфических особенностях в процессе дестабилизации развития аграрного сектора экономики. Как следствие, это усложняет методику оценивания его развития в системе экономической безопасности и снижает уровень целевой направленности организационно-управленческих мероприятий по противодействию угрозам. Поэтому традиционные

угрозы целесообразно дополнить структурно-функциональными аспектами возникновения угроз экономической безопасности государства.

Вместе с системными угрозами следует рассмотреть и структурно-функциональные, через которые аграрный сектор влияет на отдельные сферы обеспечения экономической безопасности государства. Уместной является позиция С. Л. Васильева, согласно которой экономическая безопасность имеет тесную прямую связь с экономическим кризисом, экономическим ростом, благополучием населения, типом экономической системы, модернизацией как системным процессом и т. д. [16].

Одновременно прежде всего выделим дестабилизирующее влияние аграрного сектора на развитие экономических процессов, в том числе, снижение экономической эффективности аграрного сектора экономики; несформированный механизм содействия развитию малых аграрных предпринимательских структур; неэффективное использование государственных средств, предназначенных для поддержки сектора; снижение мотивации привлечения трудовых ресурсов к развитию сельского хозяйства; сырьевой характер и низкий вес готовой продукции в аграрном экспорте; высокий уровень импортозависимости государства по отдельному продукту.

Угрозы недостаточности институционально-правового обеспечения, которые возникают при отсутствии должных структурных и институциональных изменений на различных уровнях государственного управления, усиливаются специфическими особенностями. Основными из них являются: недостаточность и непоследовательность нормативно-правовой базы, преобладание неформальных институтов над формальными, чрезмерная централизация управления, деформация институционально-психологической базы.

Основными угрозами неэффективного использования естественно-ресурсного потенциала являются: прямая зависимость от

природно-климатических условий; низкая экономическая эффективность использования сельскохозяйственных угодий; значительное уменьшение посевных площадей пахотных земель; парцелляция земель сельскохозяйственного назначения и т. д.

Появление таких угроз существенно нарушает базовые основы функционирования аграрных отраслей, что в дальнейшем повлияет на внутреннее производство продукции растениеводства и животноводства и ее переработку.

В то же время, учитывая особенности аграрного сектора в системе хозяйственных отношений национальной экономики, данные направления формируют потенциал аграрного сектора, и таким образом на уровне государства должны создаваться все возможные условия для предотвращения соответствующих угроз [17].

Угрозы экономической безопасности государства также возникают из-за структурных дисбалансов в аграрном секторе экономики. В частности, крайне негативно может повлиять несбалансированность отраслевой структуры сектора, добавленной стоимости аграрной продукции, инвестиционно-инновационной активности, диверсификации хозяйственной деятельности.

Именно данные направления формируют потенциал аграрного сектора и таким образом на уровне государства должны создаваться все возможные условия для предотвращения соответствующих угроз.

Результативность таких действий может быть оценена через долю аграрного сектора в формировании ВВП, рост объемов валовой добавленной стоимости в аграрном секторе экономики, объем валютных поступлений в бюджет государства от продажи аграрной продукции, объем произведенной продукции с высокой добавленной стоимостью и конкурентоспособностью, количество аграрных предприятий, производящих органическую продукцию и тому подобное.

Недостаточное материально-техническое обеспечение развития аграрного сектора является выражением усиления угроз экономи-

ческой безопасности государства. Это вызывает дестабилизирующие процессы во всех экономических сферах развития, которые разрушают внутренний потенциал для противодействия влиянию ряда негативных факторов. Речь идет о низкой капиталлообеспе-ченности аграрного сектора, либерализации цен на материально-технические ресурсы, недостаточном технико-технологическом обеспечении аграрного производства, ненадлежащем уровне агросервисных услуг.

Важным условием обеспечения экономической безопасности государства являются структурные характеристики обеспечения населения продовольственными товарами. Учитывая, что аграрный сектор напрямую влияет на продовольственную безопасность государства, которая является одним из компонентов экономической безопасности, соответственно формируются структурные характеристики системы потребления основных продуктов питания.

Учитывая это, критическое влияние на экономическую безопасность государства может оказать несбалансированное отраслевое распределение производства аграрной продукции, преобладание в ежедневном рационе питания продукции с низким уровнем калорийности, рост цен на основные продукты питания на внутреннем рынке, несоответствие международным стандартам и системе качества продуктов питания. В то же время такие деструктивные изменения в обеспечении населения продовольственной продукцией являются явным подтверждением низкой эффективности государственной аграрной политики и неудачного проведения структурных реформ в направлении укрепления продовольственной безопасности государства.

Важно отметить, что в процессе исследования проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях усиления мирового продовольственного кризиса и формирования негативных прогнозов для потребителей, основное внимание было направлено на реформирование аграрного сектора экономики и его основ-

ные приоритеты, которые требуют существенной модернизации. Отмеченные тенденции развития аграрного производства свидетельствуют о нереформированности аграрного сектора экономики, отсутствии целенаправленных мер государственной аграрной политики, направленных на обеспечение стабильности собственного продовольственного рынка и использование потенциальных преимуществ от увеличения присутствия России на мировых рынках продовольствия. Следует отметить научную точку зрения А. С. Бобылевой, которая указывает на важность аграрного сектора экономики, обусловленную объективной реальностью — существованием потребностей людей в продуктах питания и продуктах первой необходимости [18].

Основными проблемами развития аграрного сектора экономики являются такие факторы: отсутствие достаточного уровня научного обоснования экономических реформ и чрезмерная политизация процесса их реализации, нерегулируемая государством либерализация цен вследствие чего искусственно теряется покупательная способность не только сельского хозяйства, но и населения, сильное влияние на рынок продукции аграрного сектора экономики соседних европейских стран, что снижает конкурентоспособность отечественного производителя на внутреннем рынке.

На основе проведенного исследования существующих угроз продовольственной безопасности обобщены результаты теоретического анализа. В условиях отсутствия реальных эффективных управленческих решений по нейтрализации угроз продовольственной безопасности возникают явления и процессы, способные нести критические угрозы в обеспечении экономической безопасности государства. По нашему мнению, окончательные выводы об уровне обеспеченности экономической безопасности государства можно сделать на основе современного состояния и тенденций развития сельских территорий, которые выступают источником формирова-

ния ресурсной базы для обеспечения экономической безопасности государства.

Выводы. Подводя итог характеристике угроз функционирования аграрного сектора, можно выделить следующие отличительные черты, которые дифференцируют их среди других: явно выраженный экономический аспект; влияние природно-климатических и экономических условий; характерные отраслевые и функциональные закономерности проявления; чрезмерная зависимость от развития сельских территорий; асимметричное распределение дестабилизирующего влияния.

Библиографический список

Определенные угрозы тесно взаимодействуют между собой и взаимозависимы, так как усиление одних создает условия для усиления дестабилизирующего влияния других. Такая цепная реакция приводит к деструктивным изменениям в функционировании и развитии сельского хозяйства, что в конечном итоге затрудняет создание эффективной системы обеспечения экономической безопасности государства. Поэтому требуется дальнейшее развитие адекватных методологических основ для содержательного изучения процессов обеспечения безопасности в сельском хозяйстве.

1. Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль. М. : Дело, 2003. 360 с.

2. Шимко А. К. Социальная безопасность в ракурсе трансформационных изменений в России [Электронный ресурс] // КиберЛенинка : научная электронная библиотека: [сайт]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnaya-bezopasnost-v-rakurse-transformatsionnyh-izmeneniy-v-rossii.

3. Экономическая безопасность России : учебное пособие : в 3 ч. Ч. 1 / под общ. ред. Т. А. Бондарской. Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2018. 271 с.

4. Сергунин А. А. Международная безопасность: новые подходы и концепты //Политические исследования. 2005. № 6. С. 126-137.

5. Самыгин Д. Ю., Барышников Н. Г. Диагностика развития сельского хозяйства региона: состояние, тенденции, прогноз. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. 24 с.

6. Сергеева И. А., Сергеев А. Ю. Комплексная система обеспечения экономической безопасности предприятия : учеб. пособие. Пенза : Изд-во ПГУ, 2017. 124 с.

7. Белов П. Вызовы национальной безопасности в XX веке // Обозреватель. 2000. № 4 (123). С. 40-43.

8. Брега А. В. Риск в системе категорий, характеризующих антитезу национальной безопасности // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание : материалы Всеросс. науч. конф., 4 дек. 2009 г., Москва/Центр пробл. анал. и гос.-упр. проект. М. : Научный эксперт, 2010. С. 737-752.

9. Ляшенко А. Н. Концептуализация управления экономической безопасностью предприятия : монография. Луганск : Изд-во ВНУ им. В. Даля, 2011. 400 с.

10. Михайлов Л. А., Соломин В. П., Беспамятных Т. А. Безопасность жизнедеятельности. СПб. : Питер, 2012. 461 с.

11. Пятилетов В. В. «Безопасность», «угроза безопасности», «чрезвычайная ситуация»: некоторые проблемы соотношения понятий [Электронный ресурс] // КиберЛенинка : научная электронная библиотека: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-ugroza-bezopasnosti-chrezvychaynaya-situatsiya-nekotorye-problemy-sootnosheniya-ponyatiy.

12. Рассказов И. А. Монографическое исследование понятия «угроза экономической безопасности предприятия» // Молодой ученый. 2020. № 48 (338). С. 544-548. URL: https://moluch.ru/archive/338/75686/.

13. Фалеев М. И., Черных Г. С. Угрозы национальной безопасности государства в информационной сфере. URL: http://www.iee.unn.ru/wp-content/uploads/sites/9/2018/02/ 2.Inf.ugrozy-vred.programmykomp.prestupleniya.pdf.

14. Рудниченко Е. М. Угроза, риск, опасность: сущность и взаимосвязь с системой экономической безопасности предприятия // Экономика. Менеджмент. Предпринимательство. 2013. № 25 (1). С. 188-195. URL:http://nbuv.gov.ua/UJRN/ecmepi_2013_25%281%29_23.

Экономический вестник ДонГТИ 2023. № 16

Экономика предприятий

15. Бондарчук А. В. Экономико-правовые аспекты продовольственной безопасности луганской народной республики // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2022. № 8-2. С. 143-148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49849898.

16. Васильев С. Л. Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях // Молодой ученый. 2019. № 42 (280). С. 174-177. URL: https://moluch. ru/archive/280/63052/ (дата обращения: 03.03.2023).

17. Бондарчук А. В., Дерюгина Е. Ю. Необходимость развития механизмов регулирования агропродовольственного рынка // Экономический вестник ДонГТИ. 2022. № 11. С. 5-12. URL: https://elibrary. ru/item. asp?id=48332640.

18. Бобылева А. С. Развитие аграрного сектора экономики России: проблемы и приоритеты государственной финансовой политики // КиберЛенинка : научная электронная библиотека: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-agrarnogo-sektora-ekonomiki-rossii-problemy-i-prioritety-gosudarstvennoy-fmansovoy-politiki.

© Журавлева Н. В.

Рекомендована к печати к.э.н., доц. каф. ЭУ ЛГУ им. В. Даля Белозерцевым О. В.,

д.э.н., проф. каф. прокурорско-следственной деятельности Института гражданской защиты ЛГУ им. В. Даля Бондарчук А. В.

Статья поступила в редакцию 30.04.2023.

Zhuravleva N. V. (LNAU, Lugansk, LPR, Russia, nanka74@mail.ru)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CHARACTERISTICS OF THREATS TO THE FUNCTIONING OF THE AGRICULTURAL SECTOR TO ENSURE STATE FOOD SECURITY

The article presents the characteristics of threats to the functioning of the agricultural sector in ensuring food security, which have a destabilizing effect on ensuring the economic security of the state, the following distinctive features are highlighted that differentiate them from others: a pronounced economic aspect; the influence of climatic and economic conditions; characteristic sectoral and functional patterns of manifestation; excessive dependence on the development of rural areas; asymmetric distribution of destabilizing influence.

Key words: agricultural sector, food security, functioning, uncertainty, impact, threat.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.