Научная статья на тему 'Проблемы и угрозы реализации экономической безопасности в Волгоградской области'

Проблемы и угрозы реализации экономической безопасности в Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
817
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / угрозы / внешние и внутренние факторы / уровень и качество жизни / устойчивость / конкурентоспособность. / economic security / threats / external and internal factors / level and quality of life / sustainability / competitiveness.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. О. Блинова

В статье акцентируется сущность и значение экономической безопасности с позиции региональной представленности, подчеркиваются связи безопасности Волгоградского региона с национальной, информационной и продовольственной безопасностью, отмечается зависимость стабильности от уровня ресурсной базы региона, эффективности развития промышленности, устойчивости бизнеса, совокупного влияния внешних и внутренних факторов. Анализируются показатели и состояние консолидированного бюджета и сальдированного финансового результата Волгоградской области, критерии и уровни оценки экономической безопасности, предлагаются варианты сценариев повышения экономической безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А. О. Блинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND THREATS OF ECONOMIC SECURITY IN THE VOLGOGRAD REGION

The article emphasizes the essence and importance of economic security from the perspective of regional representation, emphasizes the links between the security of the Volgograd region and national, information and food security, notes the dependence of stability on the level of the region’s resource base, industrial development efficiency, business sustainability, and the combined influence of external and internal factors. The indicators and the state of the consolidated budget and the balanced financial result of the Volgograd region, the criteria and levels of assessing economic security are analyzed, and scenarios for improving the economic security of the region are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы и угрозы реализации экономической безопасности в Волгоградской области»

ПРОБЛЕМЫ И УГРОЗЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

А.О. Блинова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11925

Аннотация. В статье акцентируется сущность и значение экономической безопасности с позиции региональной представленности, подчеркиваются связи безопасности Волгоградского региона с национальной, информационной и продовольственной безопасностью, отмечается зависимость стабильности от уровня ресурсной базы региона, эффективности развития промышленности, устойчивости бизнеса, совокупного влияния внешних и внутренних факторов. Анализируются показатели и состояние консолидированного бюджета и сальдированного финансового результата Волгоградской области, критерии и уровни оценки экономической безопасности, предлагаются варианты сценариев повышения экономической безопасности региона.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, внешние и внутренние факторы, уровень и качество жизни, устойчивость, конкурентоспособность.

Современные условия функционирования государства сопряжены с рисками глобализации, цифровизации, санкционными и торговыми войнами, кросс-культурными и экологическими проблемами. В этой связи для каждой страны актуализируется проблема экономической безопасности, сущность которой заключена в формировании и сохранении защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз для обеспечения экономического суверенитета страны, единства экономического пространства и создания условий для реализации стратегических национальных приоритетов [1, 2]. Динамика, острота проявления и комбинации внешних и внутренних факторов и векторов влияния непредсказуемо воздействуют на защищенность национальной экономики, качество жизни населения и рыночную среду [3]. Геополитико-экономическая энтропия требует мониторинга, вариативных прогнозов и планов для нивелирования и предотвращения опасностей, анализа предпосылок, позитивного настроя общества и граждан, системного анализа в решении поставленных стратегических, структурных, циклических и тактических задач [3].

Рассматривая мультиатрибутивные элементы экономической безопасности, сле-

дует выделить состояние регионов как основу территориально-экономической устойчивости экономики государства. Некоторые исследователи в составе компонентов, характеризующих сущность экономической безопасности региона, выделяют устойчивую стабильность развития и рост экономики, основы выживания и обеспе-ния минимальных стандартов и потребностей, гарантированную независимость, самостоятельность, конкурентоспособность. Кроме того, региональная экономическая безопасность проявляется в методах, моделях и технологиях защиты и защищённости, способности власти защищать, способствовать нивелированию и ликлидации опасности, угроз, ущербов, неблагоприятных условий, кризисных и дестабилизирующих факторов [4].

В зависимости от состояния экономики региона создаются и проявляются скрытые и явные риски и опасности. Если в регионе отсутствуют стратегия и потенциал эффективного развития производственной и социальной сферы, при этом обострены экономическая, демографическая, политическая, экологическая ситуации, то можно ожидать проявление факторов, дестабилизирующих региональную экономическую независимость. Именно, начиная с гражданина, личности, домохозяйства, семьи и

общества, формируются отношения и среда, в которой прорастают элементы стабильности, баланса или дисбаланса и диссонанса экономических потребностей и возможностей, активности или пассивности, целеустремленной продуктивности или инкапсуляции теневых приоритетов.

Феофилова Т.Ю. предлагает в качестве критерия экономической безопасности регионального уровня использовать степень удовлетворения эталонных потребностей населения, проживающего на соответствующей территории, под которыми понимается установленный нормативными правовыми актами РФ и субъекта РФ стандартизированный и гарантированный перечень услуг, продукции и работ, обеспечивающий минимум основных физиолого-биологических, социальных потребностей, гражданских прав, материальных и духовных благ [5]. Калинина Н.В. к основным критериям безопасности относит устойчивую социально-экономическую ситуацию для создания благоприятных условий жизнедеятельности и развития личности, темпы расширенного воспроизводства реального сектора и социально-экономической инфраструктуры региона; границы критической зависимости региона от импортирования важнейших видов продукции; уровень лояльности и удовлетворения потребностей населения, формирование условий для нормального жизнеобеспечения населения региона [6].

Для анализа экономической безопасности региона эксперты рекомендуют комплекс абсолютных и относительных показателей, индикаторов экономической безопасности для выявления и оценки предпосылок, скрытые и явных угрозы, чтобы разработать сбалансированный комплекс

программно-целевых мер по снижению уровня опасностей и рисков. На примере Волгоградской области мы проанализируем состояние и проблемы экономической безопасности, основу которой составляют доходы и расходы региона (табл. 1). Волгоградская область, как Южные ворота страны с выходом на Иран, Ирак через Кавказ и на Индию - через Казахстан, имеет стратегический, интеграционный и транспорт-но-логический потенциал, так как через область проходят транспортные магистрали «Север-Юг» и «Транссиб». В области сформирована минерально-сырьевая база для развития химического производства, выявлены запасы полезных ископаемых.

Ведущими отраслям в регионе являются машиностроение и металлообработка, топливная, химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность. Волгоградская область производит уникальные 11 видов промышленной продукции, в том числе некоторых видов подшипников, сернистого ангидрида, по-лиуретановых нитей, газопроводных труб [7]. Лёгкая промышленность в регионе представлена 207 предприятиями, имеется 9 крупных металлургических заводов, 18 химических предприятий. Металлургия занимает 12,4% от общего объема производства, на долю электро- и теплоэнергетики в общем объеме промышленности Волгограда приходится 6,1%, доля химической промышленности 5,0% всего объема промышленного производства. Регион отличается наличием двух крупнейших судоходных рек, соединенных ВолгоДонским каналом, что формирует функционал Волжской ГЭС с установленной мощностью 2671 МВт.

Таблица 1. Консолидированный бюджет Волгоградской области, млн руб. [8]

Показатели 2010 г. 2014 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Доходы 75590,8 95548,1 101485,8 107743,5 107743,5

Расходы 78240,5 104195,7 108067,2 109226,0 119090,3

В том числе

на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 2852,3 713,9 803,4 803,4 1283,5

на транспорт 2037,6 1500,0 2337,6 2433,7 3355,5

на образование 18888,3 31005,5 28770,9 28712,8 31636,2

на социальную политику 15763,8 19446,9 28876,4 26977,7 28820,2

В динамике с 2010 года прослеживается рост доходов и расходов консолидированного бюджета. Сравнив темпы роста доходов, которые составляют 142% и расходов, увеличившихся на 152%, отметим их опережающееся изменение по сравнению с доходами. Прослеживается снижение расходов в 2018 году на 50% только на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, но стабильно растут расходы на социальную политику на 84%, на транспорт и образование почти на 70%.

Мы разделяем мнение исследователей, которые считают, что экономическая безопасность региона как соотношение потенциала и реальности угроз, достигнутой устойчивости в целом должна оцениваться по уровню прироста экономики региона и сокращению рисков и опасностей разрушения системы [3, 9, 10]. С этой позиции важно прогнозировать и оценивать темпы наращивания экономической мощности, снижения финансовой зависимости от федерального бюджета, повышения самостоятельности региона, инновационной активности, уровня и качества жизни населения. При анализе важно не только констатировать достижения или отрицательные результаты, но выявлять причины и резервы роста экономической безопасности. Достоверное и своевременное информирование населения региона об изменениях показателей, о предпринимаемых усилиях и достижениях, исключающих противоречие с реальностью, позволит повысить уровень эмоционально-психологической устойчивости, доверие к властям, творческой активности и трудовой самоотдачи граждан и бизнеса. Зимен-кова Е.Н. отмечает важность оценки ста-

бильности и устойчивости экономики региона, гарантий прав граждан на достойный уровень жизни, сокращение ограничений к саморазвитию и прогрессу [11].

Угрозы экономической безопасности региона действуют на разных уровнях и разнонаправлено, отличаются динамичностью, сложными комбинациями и усилением проявления, что обусловлено внешними и внутренними факторами, влияющими на государство в целом, на все регионы или проявляющихся только в одном регионе. Так, развитие экономики вокруг моногородов усиливает риски трудовой занятости, невыгодное географическое положение и неразвитая транспортно-логистическая инфраструктура обостряют угрозы потери рынков сбыта, дисбаланс взаимодействия региональных и федеральных органов власти негативно воздействует на уровень финансовой поддержки, инвестирования региона, взвешенная региональная политика и адекватная внешняя политика государства способствуют обеспечению региона федеральными заказами и экономическому росту [12]. На рисунке 1 представлены внешние угрозы экономической безопасности региона.

Внутренние угрозы региона охватывают негативные явления или процессы, возникающие внутри региона, причинами которых являются социально-экономические, политические, психологические, демографические, информационные, экологические факторы [11]. Внутренние угрозы являются наиболее опасными для региона, так как зарождаются и развиваются в регионе и подрывают региональную экономику, усиливая действие внешних негативных воздействий [11].

Угрозы экономической безопасности

^^ — Внешние ^^

Угрозы в международной сфере:

высокая степень зависимости экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и внешней политики государства;

усиление глобальной конкуренции; деятельность транснациональных компаний; санкции от внешних партнеров;

распространение политического и экономического влияния иностранных государств на экономическую и социальную стабильность приграничных регионов; ослабление систем государственного контроля, высокий уровень коррупции; нарастание импортной зависимости; утрата рынков сбыта военной продукции, незаконная миграция.

---

Угрозы в производственной сфере:

завоевание западными предприятиями российского рынка; сокращение финансирования НИОКР; утечка «мозгов»;

снижение инвестиционной и инновационной активности;

состояние энергетических и телекоммуникационных сетей, неразвитость транспортной инфраструктуры (несанкционированный отбор газа из газопровода и т.д), спад производства;

контрабандный ввоз и поставки товаров; потеря внешнего рьгнкп_

Угрозы в финансовой сфере:

неустойчивое состояние финансово-денежного обращения, высокий уровень инфляции; высокий уровень недоверия к национальной валюте; неблагоприятный инвестиционный климат,

низкая степень бюджетной поддержки экономического развития регионов; «бегство» капитала за рубеж;

роет внешнего государственного долга._

Рис. 1. Внешние угрозы экономической безопасности региона [11]

Продолжая анализировать экономическую устойчивость Волгоградской области, обратим внимание на то, что в январе-октябре 2019 г. индекс промышленного производства в области составил 100,3% к уровню соответствующего периода 2018 г., что весьма мало и незначительно для стабильного роста. В области продолжают работать металлургическая промышленность (завод «Красный Октябрь»), машиностроение, судостроение. На базе месторождений нефти (Коробковское, Жирнов-ское) и природного газа (Коробковское, Арчединское, Саушкинское) развивается нефтяная и газовая промышленность. В октябре 2019 г. индекс потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в области составил 102,3% к декабрю предыдущего года. В январе-октябре 2019 г. индекс производства продукции сельского хозяйства достиг 112,1% к соответствующему периоду 2018 г. [13].

Анализируя численность населения, составившую в 2019 г. 2507,5 тыс. человек, отметим, что в регионе явно проявляется тенденция сокращения количества жителей. Так, по отношению к 2008 году население уменьшилось на 116 тыс., то есть

практически два небольших города, таких как Баден-Баден, исчезли. В регионе родилось на 1 тыс. человек всего 9,4 младенца, а умерло 13,3 чел. Трудовые ресурсы в 2018 году составили 1430,7 тыс. чел, что на 260 тыс. меньше, чем в 2010 году. Уровень общей безработицы в области в августе-октябре 2019 г. составил 4,8%, а за 2018 год 5,8%. Всего в области в 2019 году насчитывалось 43364 организаций, что меньше, чем было в 2017 году на 7858 единиц [13].

Среднедушевые денежные доходы в 2018 году достигли 22,6 тыс. руб., увеличившись всего на 700 руб. по сравнению с 2017 годом. Среднемесячная зарплата отмечается на уровне 30,9 тыс., что на 3 тыс. больше, чем в 2017 году. Сохраняется высокая доля (13,9% от общей численности) населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума - всего 349,5 тыс. человек. Статистика оценивает дефицит денежного дохода по региону в 882,8 млн. рублей в месяц. Инвестиции в основной капитал в 2018 г. составили 2379,3 млн руб., что больше, чем в 2017 году на 1004 млн руб. Объем отгруженных товаров достиг 63480,5 млн руб. [13].

Придачук М.П., оценивая продовольственную безопасность в составе экономической, указывает на выгодное экономико-географическое положение региона, развитую транспортную сеть и наличие природных ресурсов Волгоградской области [14]. Вместе с тем подчеркивает, что в области сохраняется индустриально-аграрная направленность, при которой земли сельскохозяйственного назначения составляют до 78% общей площади. По результатам анализа исследователь отмечает высокий уровень продовольственной безопасности Волгоградской области, равный 12,55 баллов [14]. В качестве рекомендации предла-

гается создание мясного кластера, с включением сельскохозяйственных предприятий, образовательных и научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций инфраструктуры. Однако, считаем важным отметить, что не только количество, но и качество, полезность, безопасность, экологичность и натуральность продуктов питания характеризуют продовольственную безопасность и, следовательно, качество жизни населения. В таблице 2 предлагаются результаты производства основных видов продукции по импортозамещению, темпы которых существенно выросли за 2 последних года.

Таблица 2. Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Волгоградской области [13]___

Виды продукции 2017 г. 2018 г.

Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) парное, остывшее или охлажденное, в том числе для детского питания 258,9 333,8

Мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) замороженное, в том числе для детского питания 973,9 160,3

Свинина парная, остывшая или охлажденная, в том числе для детского питания 4819 4294,8

Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы 46842,3 41168,4

Рыба мороженая 930,5 1955,1

Овощи (кроме картофеля) и грибы замороженные 1324,5 3990,3

Молоко жидкое обработанное, включая молоко для детского питания 52603,6 46768,5

Сливки 1337,5 4719,7

Сыры 9208,1 11565,6

Для оценки устойчивости экономики реального сектора региона важен сальдированный финансовый результат, как конечный финансовый результат, основанный на данных бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций. В регионе показатель сальдированного результата (табл. 2) вырос на 41485 млн.

руб., то есть почти в 2 раза. Но в расчете на одно предприятие прибыль составила 1912 тыс. руб., а на душу населения прибыль едва достигла 44,34 тыс. руб. За 2018 год существенно увеличилась прибыль обрабатывающих производств на 69476 млн. руб. и обеспечения электрической энергией, газом и паром на 1852 млн. руб. [8].

Таблица 3. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) по основ-

ным видам деятельности предприятий Волгоградской области, 201 7-2018 гг., млн руб. [8]

Показатели 2017 г. 2018 г.

Сальдированный финансовый результат - всего 47620 89105

В том числе сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 3106 4047

добыча полезных ископаемых 2861 4612

обрабатывающие производства -10997 69476

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 962 2814

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 3558 523

деятельность в области информации и связи 697 2406

деятельность профессиональная, научная и техническая 1406 1643

Титенко Н.Ю. считает, что при оценке безопасности больший интерес представляет проведение количественной оценки угроз экономической безопасности, служащей основой для разработки приоритетных мер по обеспечению экономической безопасности, по распределению бюджетных средств между этими мерами и концентрации иных имеющихся в распоряжении государственных органов ресурсов [12]. Сравнивая основные индикаторы оценки экономической безопасности, представленные в Указе Президента как ориентиры развития, и достигнутый уро-

При некотором сокращении общего количества выросло на 58% число тяжких и особенно тяжких преступлений [13]. Трудно предположить ситуацию и создать 100% безопасность, полностью искоренить преступность, но обществу и каждому гражданину важно знать, понимать и ощущать, что в регионе есть гарантированная защита, что государство и власти региона обеспечивают конституционные права и создают предпосылки для спокойной и размеренной жизни, работы и творчества.

Калинина Н.М. считает, что повышение уровня экономической безопасности может идти по сценариям, которые предусматривают последовательное и поэтапное решение следующих задач (табл. 5) [6]. Важно для региона перераспределить объ-

вень в регионе, отметим низкие темпы производительности, товарооборота, индекса физического объема производства, прибыли и инвестиций (табл. 4) [2]. По критериям социального развития область тоже имеет потенциал, но пока низкие позиции по уровням достижения. Например, за 2018 годы было совершено 1992 тысяч преступлений, что меньше на 3,3%, чем в 2017 году На душу населения приходится 0,48 преступления, то есть почти каждого второго касается такой криминализированный риск.

емы и оптимизировать каналы финансирования между кризисными и эффективными отраслями. Создать модели концентрации инвестиций в отраслях (и районах) повышенной конкурентоспособности для придания динамики рыночной активности и притока финансовых ресурсов с целью подъема кризисных отраслей и территорий. Обосновать и смоделировать условия, которые будут способствовать выведению кризисных отраслей и территорий из состояния стагнации, вовлечению в инновационные, интеграционные и цифровизаци-онные процессы кризисных отраслей и депрессивных территорий, в сферу экономически активных отраслей и районов, обладающих высоким потенциалом развития [6].

Таблица 4. Основные индикаторы оценки экономической безопасности Волгоградского региона [2, 13]_____

Финансово-экономическая сфера Оптим. Факт Социальная сфера Оптим. Факт

1.Темпы роста производительности груда, % 5 2,6 1.Ожидаемая продолжительность жизни, лет 80 73,47

2.Динамика товарооборота розничной торговли, общепита и сферы услуг , % 15 3 2.Коэффцицент прироста населения 10 - 9,9

3.Доля трудоспособных граждан, занятых в малом бизнесе, % 25 6,2 3. Рост реальных доходов по отношению к инфляционным изменениям и уровню удовлетворения потребительского спроса, % +15 - 16,2

4.Индекс физического объема валовой продукции промышленности, сельского хозяйства и строительства 120 100,3 -112 4.Уровень обеспеченности жильем, м2 25 9,5

5.Поступление инвестиций на душу населения, тыс. руб. 100,0 0,94 5.Уровень обеспечения медицинской помощью, руб. на душу населения 3000 869

б.Прибыль на одного работника, занятого в реальном секторе, млн. руб. 100,5 44,3 б.Уровень безработицы, % 2,5 5,6

7.Дефицит/профицит бюджета, % 120 101 7.Уровень криминальной безопасности, % 90 42

Таблица 5. Этапы реализации сценариев повышения экономической безопасности Вол-

гоградской области [6]

Сценарии повышения экономической безопасности Направления решения задач

1.Углубление институциональных региональных реформ в сфере экономической безопасности; 1.Инициировать создание корпоративных структур в отраслях, обладающих конкурентными преимуществами на внутреннем рынке региона, на межрегиональных и внешних рынках;

2. Модификация рыночных предпосылок в соответствии с меняющимися экономико-политическими условиями в стране, в мировом сообществе; 2.Содействовать расширению межрегионального обмена ресурсами, товарами, инвестициями и внешнеэкономической деятельностью;

3.Создание сбалансированной информационно-цифровой, правовой и организационной основы для функционирования финансовых, товарных и продовольственных рынков в области; 3.Стимулировать экспортные поставки, включение в международные цепочки химической, нефтехимической, металлургической наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью;

4.Для повышения уровня конкурентоспособности создать благоприятный инвестиционный климата региона, сформировать позитивный имидж и повысить инновационную и предпринимательскую активность. 4.Реструктуризировать товарные рынки на основе международных соглашений, цифровизации, инновационных технологий, ресурсного и технологического трансферта [6].

Система предлагаемых мер по повышению экономической безопасности должна быть адресной для административных, финансовых органов и службы социальной защиты и поддержки населения, для бизнеса, и сферы образования и научной среды с дифференцированием по этапам, уровням, срокам и ответственности за выполнение задач.

Таким образом, экономическая безопасность региона понимается как уровень и качество экономики, совокупность условий и факторов, обеспечивающих устойчивость, стабильность, выживание, сопротивляемость и развитие в рисковой пространственно-временной и территориаль-

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13 мая 2017 года N 208.

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

3. Шуклина З.Н. Формирование мультикультурной системы отношений для повышения внешнеэкономической безопасности // Вектор экономики. - 2018. - № 5. - С. 1-12.

4. Лошаков А.Ю. Современные проблемы на пути к обеспечению экономической безопасности Российской Федерации // Экономика и парадигма нового времени. - 2019. -№ 3 (11). - С. 18-22.

5. Феофилова Т.Ю. Система экономической безопасности региона: понятие и структура // Журнал правовых и экономических исследований. - 2013. - № 4. - С. 184-188.

6. Калинина Н.М. Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения // СТЭЖ. - 2010. - №10. - С. 1-7.

7. Зименкова Е.Н. Структура угроз экономической безопасности региона // Science Time. - 2017. - № 1 (37). - С. 166-173.

ной среде. Для Волгоградской области повышение экономической безопасности сопряжено с оценкой ресурсного потенциала, решением демографической проблемы, гарантированием правовой защиты и занятости населения, обеспечением жильем, продовольствием, медицинской помощью. Изыскание резервов и активное использование потенциала обеспечит рост производительности и оплаты труда, финансовую самостоятельность, развитие транспортной, логистической и социальной инфраструктуры, уровень и качество жизни граждан и региона.

8. Консолидированный бюджет области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://volgastat.gks.ru/

9. Тюгин М.А. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности экономического субъекта // Известия Института систем управления СГЭУ. - 2019. - Т. 19. № 1. -С. 163-166.

10. Кораблева А.А. Экономическая безопасность региона в системе видов региональной безопасности: уточнение терминологии // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2017. - №40. - С. 27-40.

11. Зименкова Е.Н. Структура угроз экономической безопасности региона // Science Time. - 2017. - №1 (37). - С. 166-173.

12. Титенко Н.Ю. Подход к обеспечению экономической безопасности региона // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2019. - №1 (39). -С. 16-18.

13. Волгоградская область в цифрах. 2018: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. - Волгоград: Волгоградстат, 2019. - 380 с.

14. ПридачукМ.П., Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Продовольственная безопасность Волгоградской области и направления ее повышения // Вестник ВолГУ Серия 3: Экономика. Экология. - 2017. - №3 (40). - С. 164-173.

PROBLEMS AND THREATS OF ECONOMIC SECURITY IN THE VOLGOGRAD

REGION

A.O. Blinova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article emphasizes the essence and importance of economic security from the perspective of regional representation, emphasizes the links between the security of the Volgograd region and national, information and food security, notes the dependence of stability on the level of the region's resource base, industrial development efficiency, business sustainability, and the combined influence of external and internal factors. The indicators and the state of the consolidated budget and the balanced financial result of the Volgograd region, the criteria and levels of assessing economic security are analyzed, and scenarios for improving the economic security of the region are proposed.

Keywords: economic security, threats, external and internal factors, level and quality of life, sustainability, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.