Научная статья на тему 'Характеристика типов текстов в рамках функционально-смыслового типа речи «Рассуждение»'

Характеристика типов текстов в рамках функционально-смыслового типа речи «Рассуждение» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2142
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ТИП РЕЧИ / РАССУЖДЕНИЕ / ТЕКСТ-ДОКАЗАТЕЛЬСТВО / ТЕКСТ-ОПРОВЕРЖЕНИЕ / ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ПОЗИЦИОННЫЙ ТЕКСТ / FUNCTIONAL AND SEMANTIC SPEECH TYPE / DISCOURSE / PROOF TEXT / REFUTATION TEXT / POLEMIC TEXT / POSITIONAL TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полетаев Александр Александрович

Рассматривается проблема выделения подтипов функционально-смыслового типа речи «рассуждение» исходя из разнообразия решаемых коммуникативных задач, а также обосновывается предлагаемая последовательность типов текстоврассуждений при обучении письменной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the issue of sorting out the subtypes of functional and semantic speech type discourse on the assumption of the variety of communicative tasks, as well as substantiated the suggested sequence of the types of discourse texts in written speech teaching.

Текст научной работы на тему «Характеристика типов текстов в рамках функционально-смыслового типа речи «Рассуждение»»

4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Ю.М. Лотман. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14 - 285.

5. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005.

6. Русский клуб Гарри Поттера. URL : http:// hpforum.ru/mdex.php?sid=55b258e608c507a1bb9723 f08756a3a6.

7. Hogwartsnet. URL : http://www.hogwartsnet. ru/forum/index.php?act=idx.

Psychosemantic analysis of reasons for popularity of the magic world of Harry Potter among teenagers

There are given the results of psychosemantic research of popularity of the novels by Joanne Rowling "Harry Potter" among teenagers. There are revealed the most significant moments in a magic situation, among which an important place is given to a miracle in a magic world, as well as the feeling of power, strength and freedom.

Key words: Harry Potter, teenagers, psychosemantic research, education.

А.А. ПОЛЕТАЕВ (Волгоград)

характеристика типов текстов в рамках функционально-смыслового типа речи «рассуждение»

Рассматривается проблема выделения подтипов функционально-смыслового типа речи «рассуждение» исходя из разнообразия решаемых коммуникативных задач, а также обосновывается предлагаемая последовательность типов текстов-рассуждений при обучении письменной речи.

Ключевые слова: функционально-смысловой тип речи, рассуждение, текст-доказательство, текст-опровержение, полемический текст, позиционный текст.

Столетия развития языка, мышления, речи выработали наиболее экономичные и точные способы, схемы, словесные структуры для решения соответствующих коммуникативных задач. По мнению В.И. Конькова и О.В. Не-упокоевой, наша речевая жизнь «...устроена таким образом, что в ней чрезвычайно часто

встречаются три типа коммуникативных ситуаций» [4, с. 17]. Соответственно выделяются три «таких важных, существенных компонента речи, как описание, повествование, рассуждение...» [6, с. 136]. Большинство отечественных и зарубежных исследователей признают существование данной классической триады, каждый элемент которой получил название «функционально-смысловой тип речи». Мы солидарны с мнением Т.Б. Трошевой, которая определяет «функционально-смысловой тип речи» как «коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся описание, повествование, рассуждение» [7, с. 577].

В зависимости от того, какой вопрос требует ответа в сообщении, автору необходимо использовать тот или иной функциональносмысловой тип речи. Так, если ему необходимо в процессе изложения собственных мыслей исследовать предмет или явление, рассмотреть причинно-следственные связи событий и ответить на вопрос, почему эти предметы или явления такие, он вынужден использовать функционально-смысловой тип речи «рассуждение». Вслед за исследователем О.А. Крыловой под рассуждением мы понимаем «текст аргументирующего типа, направленный на определение понятий, объяснение каких-либо явлений, фактов, событий, на аргументацию, доказательство определенных положений» [5, с. 244].

В этой связи интересной представляется точка зрения Л.П. Клобуковой, которая полагает, что «.текст-рассуждение <...> имеет <...> характерный только для него каркас, организуемый следующими составляющими: введение, тезис, антитезис, аргументация<...> и последующее опровержение, вывод или заключение» [3, с. 37]. Тем не менее в представленном виде текст-рассуждение встречается крайне редко. По мнению Т.Б. Трошевой, каждый функционально-смысловой тип речи имеет различные модификации. По своей структуре они могут быть «классическими», т.е. близкими к типу, или вариационными. В последнем случае структура того или иного функционально-смыслового типа речи подвергается изменениям в зависимости от предметно-тематического содержания письменного высказывания, функционального стиля, жанра, индивидуальной манеры автора [7, с. 577]. Таких модификаций, т.е. подти-

© Полетаев A.A., 2012

пов функционально-смыслового типа речи «рассуждение», существует по различным классификациям более 10 видов. Исходя из этого, мы полагаем, что все их разнообразие по характеру решаемых коммуникативных задач можно свести к четырем основным типам текстов-рассуждений: текст-

доказательство, текст-опровержение, полемический и позиционный тексты. Несмотря на разнообразие выделенных типов текстов-рассуждений, следует отметить, что все они обладают некоторой совокупностью постоянных свойств, которые присущи им независимо от типа. При этом большой интерес для нашей работы представляют данные И.Б. Антоновой, в соответствии с которыми общими для данных типов текстов чертами являются принадлежность к одному функциональносмысловому типу речи (рассуждение); обязательное наличие тезиса и аргументирующей части (а в некоторых случаях - введения, антитезиса, опровержения и заключения); дедуктивный способ развития тезиса; имплицитный характер связи между введением и основной частью и эксплицитный -внутри про- и контраргументирующих частей, а также между основной частью и заключением [1, с. 91]. Иными словами, определенный тип текста-рассуждения включает общие характеристики, присущие любому тексту-рассуждению, и специфические, варьирующиеся в зависимости от типа, к рассмотрению которых мы переходим дальше.

Поскольку под доказательством в широком смысле понимается «.процедура обоснования истинности тезиса» [2, с. 106], основной задачей текста-доказательства является приведение исчерпывающих доводов в поддержку выдвигаемого тезиса. Конституирующими компонентами данного типа текста являются тезис, аргументы и их демонстрация, которые в своей совокупности составляют основную часть текста-доказательства. В свою очередь введение и заключение являются факультативными элементами в его структуре. Отсутствие вступления объясняется подготовленным включением учеников в обсуждаемую проблему, которая не является для них чем-то новым, неизвестным, неопределенным. Кроме того, автор выбирает для доказательства лишь одну сторону рассматриваемого явления, в защиту которой он приводит аргументы. Мнение автора должно быть эксплицитно, доступно изложено в основной части

текста, что обусловливает пропуск заключения в тексте-доказательстве. Вышеизложенное может быть проиллюстрировано следующим примером: Ich glaube, die Werbung spielt eine positive Rolle in unserem Leben. Sie ist unterhaltsam und manchmal viel interessan-ter als einige Fernsehprogramme. Dazu entwik-kelt sie die Konkurrenz zwischen Betrieben, was zur Preissenkung fuhrt. Aufierdem ist sie infor-mativ, weil sie den Menschen die Information uber verschiedene Waren gibt.

Рассмотренный выше в качестве иллюстрации образец наглядно демонстрирует выполнение коммуникативной задачи текста-доказательства, т.к. заявленный тезис находит убедительную поддержку в основной части высказывания, что снимает всякую необходимость в переформулировании главной мысли для написания заключения. Таким образом, первым в обозначенной последовательности типов текстов-рассуждений он является потому, что обладает несложным, прозрачным построением, а также наличием лишь проаргументирующей части, что снимает для учащихся дополнительные сложности в формулировании введения, антитезиса, опровержения и заключения.

Следующий тип текста-рассуждения получил название «текст-опровержение», т.к. он представляет собой как бы зеркальное отображение текста-доказательства. Следовательно, он ориентирован в основном на формулирование нового тезиса, т.е. антитезиса, и представление необходимой контраргументации, направленной против выдвинутого положения с целью установления его ошибочности или недоказанности. Основными частями данного типа текста являются введение и основная часть, представленная тезисом, аргументами и их демонстрацией. Появление вступления в тексте-опровержении обусловлено двумя причинами: во-первых, введение позволяет усложнить структуру текста, которую учащиеся усвоили на предыдущем этапе, и тем самым приблизить их к овладению полноструктурного текста-рассуждения; во-вторых, наличие введения призвано помочь обучающимся осознать стоящую перед ними проблему, поскольку в данном случае она не выражена эксплицитно, т.е. содержится в тексте-основе, без которого не может существовать текст-опровержение. Таким образом, формулирование введения предполагает ознакомление с текстом-основой, установление

обсуждаемой проблемы на основе тезисного предложения, т.е. по одной из позиций по данной проблеме, а затем выражение противоположного мнения и подкрепление его аргументами. Приведенный выше пример текста-доказательства является текстом-основой для опровержения, которое принимает следующий вид:

Jede Woche erscheint Werbung in Zeitschrif-ten, Zeitungen und im Fernsehen. Sie beeinflusst das Leben jedes Menschen.

Ich glaube, die Werbung spielt eine negative Rolle in unserem Leben. Sie stellt einen Le-bensstandard vor, der Neid zwischen armen und reichen Menschen verursacht. Dazu investieren Werbemacher viel Geld in die Werbung, die Kau-fer beim Warenkaufen bezahlen. Aufierdem unter-bricht sie Filme und Fernsehprogramme, was je-den Menschen nervos machen kann.

Из исследования И.Б. Антоновой и сопоставления обозначенных образцов текста-доказательства и текста-опровержения следует, что их логико-семантический каркас практически полностью совпадает по следующим показателям:

- параллельная связь тезиса и аргументов;

- дедуктивный способ развития тезиса;

- одинаковое количество аргументов (по три);

- идентичные логические связки между аргументами (dazu, aufierdem);

- один и тот же субъект (die Werbung);

- практически идентичные заменители субъекта [1, с. 101-102].

В качестве результата сведения текста-доказательства (т.е. текста-основы) и текста-опровержения в один выступает следующий тип текста-рассуждения - полемический текст. Он представляет собой анализ проблемы с двух крайних точек зрения. В процессе сведения текста-основы и текста-опровержения их лексическое наполнение остается прежним, в то время как логические коннекторы претерпевают существенные изменения:

Jede Woche erscheint Werbung in Zeitschrif-ten, Zeitungen und im Fernsehen. Sie beeinflusst das Leben jedes Menschen.

Auf einer Seite ist sie unterhaltsam und manchmal viel interessanter als Filme und Fernsehprogramme, aber auf der anderen Seite unter-bricht sie Filme und Fernsehprogramme, was je-den Menschennervos machen kann. Obwohl die Werbung informativ ist und viel Information uber

verschiedene Waren gibt, stellt sie den Lebens-standard vor, der Neid zwischen armen und rei-chen Menschen verursacht. Und trotz der Ent-wicklung der Konkurrenz zwischen Betrieben be-zahlen die Kaufer die Werbung beim Warenkauf.

So hat die Werbung gleichfalls einen guten und einen schlimmen Effekt.

Представленный полемический текст имеет идентичное лексическое наполнение текста-основы и текста-опровержения, изменению же подвергается их логикосемантическая схема, поскольку, во-первых, вводятся новые логические маркеры (auf einer Seite, auf der anderen Seite, trotz), во-вторых, изменяется порядок следования аргументов (проаргументов и контраргументов), в-третьих, две крайние точки зрения по обсуждаемой проблеме сводятся воедино в заключении. Несмотря на то, что в полемическом тексте один и тот же предмет может быть проанализирован с противоположных позиций, вопрос о том, какая из них будет изложена первой, не имеет принципиального значения, поскольку их последовательность не влияет на смысл высказывания.

Проведенный анализ полемического текста дает нам право утверждать, что тезис, выраженный эксплицитно в двух предыдущих типах текстов, отсутствует в третьем. Данная особенность полемического текста обусловлена сочетанием различных точек зрения в отношении той или иной проблемы, которое не позволяет автору текста выразить собственное мнение. В этом и заключается особенность рассматриваемого типа текста, т.к. автор как бы вступает в полемику с самим собой, которая позволяет ему рассмотреть предмет обсуждения через призму крайних позиций. Кроме того, полемический текст завершается заключением, которое суммирует, обобщает и учитывает интересы обеих точек зрения.

Полный же набор компонентов и частей текста-рассуждения представлен в позиционном тексте, который включает помимо четко выраженной авторской позиции (тезиса) с приведенными в его защиту аргументами возможную точку зрения оппонентов (антитезис) и ее частичное опровержение. Такое название текста вполне оправданно и отражает содержание двух позиций - автора и его противников, оппонентов:

Heutzutage erscheint jede Woche Werbung in Zeitschriften, Zeitungen und im Fernsehen. Sie beeinflusst das Leben jedes Menschen.

Ich glaube, die Werbung spielt eine positive Rolle in unserem Leben. Sie ist unterhaltsam und manchmal viel interessanter als einige Fernseh-programme. Dazu entwickelt sie die Konkurrenz zwischen Betrieben, was zur Preissenkung fuhrt. Aufierdem ist sie informativ, weil sie den Men-schen die Information uber verschiedene Waren gibt.

Aber einige Menschen halten nicht viel von Werbung. Sie glauben, sie ist langweilig und un-terbricht standig gute Fernsehprogramme, wasje-den Menschen nervos machen kann. In der Fern-sehwerbung spielen oft dieselben Schauspieler wie in Filmen, deswegen gibt sie den Menschen die Moglichkeit, ihre Lieblingsschauspieler noch einmal zu sehen. Aufierdem haben Werbeproduk-te haufig bessere Qualitat als Filme oder Fernsehprogramme.

Zusammengefasst mochte ich sagen, dass die Werbung einen festen Platz in unserem Leben ein-nimmt und nicht weg sein muss, weil sie unsere Grenzen erweiter und unser Leben interessanter gestaltet.

Позиционный текст состоит из трех основных частей - вступления, основной части и заключения. Каждая из названных частей выполняет соответствующие функции. Так, введение эксплицирует предмет обсуждения, требующий исследования и решения. Основная часть позиционного текста представлена проаргументирующим и контрар-гументирующим абзацами. В первом высказано мнение автора, которое находит отражение в нескольких аргументах и их демонстрации. Во втором представлена противоположная точка зрения, которая, с одной стороны, находит поддержку со стороны автора в предложенном аргументе, а с другой -содержит объяснение, почему он с ней не согласен. Письменное высказывание завершается четко сформулированным выводом, представленным в заключении.

Как видим, позиционный текст, подобно конструктору, включает в себя все компоненты трех указанных выше типов текстов-рассуждений. Текст-доказательство, например, представлен в основной части в виде проаргументирующего абзаца, задачей которого является убедить реципиента в истинности всех аргументов, а значит, и тезиса. Текст-опровержение находит себя в контраргумен-тирующем абзаце позиционного текста, назначение которого остается неизменным - представление необходимой контраргументации, направленной против выдвинутого положе-

ния. Функция полемического текста представлена фрагментарно и заключается в формулировании про- и контраргументов в позиционном тексте в целом и в контраргументирую-щем абзаце в частности. Кроме того, используемые в полемическом тексте необходимые средства межфразовой связи находятся в распоряжении авторов для создания позиционного текста.

В заключение стоит отметить, что представленные типы текстов являются звеньями одной цепи. С одной стороны, их логическая последовательность заключается в постепенном усложнении структуры от текста-доказательства до позиционного текста. С другой стороны, каждый из рассматриваемых текстов создает плацдарм, необходимый для овладения структурой последующего типа текста, что позволяет решать более сложные коммуникативные задачи.

литература

1. Антонова И.Б. Методическая эффективность использования письма как средства обучения аргументированию в неязыковом вузе : дис. .канд. пед. наук. М., 1994.

2. Ивин А.А. Логика и теория аргументации: элементарный курс : учеб. пособие. М. : Гардари-ки, 2007.

3. Клобукова Л.П. Обучение языку специальности: учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987.

4. Коньков В.И., Неупокоева О.В. Функциональные типы речи. М. : Изд. центр «Академия», 2011.

5. Крылова О.А. Лингвистическая стилистика : в 2 кн. Кн. 1. Теория : учеб. пособие. М. : Высш. шк., 2006.

6. Солганик Г.Я. Стилистика текста : учеб. пособие. М. : Флинта: Наука, 1997.

7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М. : Флинта: Наука, 2003.

Characteristics of text types in the area of functional and semantic speech type “discourse”

There is considered the issue of sorting out the subtypes of functional and semantic speech type "discourse " on the assumption of the variety of communicative tasks, as well as substantiated the suggested sequence of the types of discourse texts in written speech teaching.

Key words: functional and semantic speech type, discourse, proof text, refutation text, polemic text, positional text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.