УДК 343 ББК 67.0
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10094 © Т.Ю. Ворожейкина, 2020
Научная специальность 12.00.09 - уголовный процесс
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ И ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ, ДОЗНАВАТЕЛЯ
Татьяна Юрьевна Ворожейкина,
заместитель начальника отдела ведомственного, межведомственного взаимодействия и организации процессуальной деятельности подразделения дознания - начальник отделения по рассмотрению обращений граждан и организаций Управление по организации дознания МВД России (107078, Москва, ул. Садовая-Спасская, 1/2, к. 4)
E-mail: [email protected]
Аннотация. В рамках исследования средств и технологий научной организации деятельности следователя, дознавателя в связи с осуществлением ими уголовного судопроизводства, применением организационно-технических, тактических и методических приемов, методов, средств и рекомендаций при осуществлении профессиональной служебной деятельности, информационными технологиями, наиболее способствующими снижению трудозатрат при осуществлении расследования, являются: доступ к сведениям о судимости; ФНС; камеры видеоконтроля для следственных действия; базы данных кредитных организаций; E-mail; факс, телефон; ЗАГС; учреждений здравоохранения и др.
Ключевые слова: технологии, следователь, дознаватель, уголовное судопроизводство, цифровая информация, расследование.
CHARACTERISTICS OF THE MEANS AND TECHNOLOGIES OF ORGANIZING THE ACTIVITIES OF THE INVESTIGATOR, INQUIRER
Tat'yana Yu. Vorozheykina,
Deputy Head of the Department departmental, interagency cooperation and procedural activities of units of inquiry -the chief of Department of consideration of references of citizens and organizations Department on Organization of Inquiry of the MIA of Russia (107078, Moscow, ul. Sadovaya-Spasskaya, 1/2, k. 4)
Abstract. In the study, means and technologies of the scientific organization of activities of the investigator in connection with the exercise of criminal proceedings, the use of organizational, technical, tactical and instructional techniques, methods, tools and recommendations in the exercise of professional activities, information technology, and most conducive to the reduction of labor costs to conduct investigations are: access to information about criminal convictions; FNS; camera video surveillance for investigative actions; a database of credit institutions; E-mail; fax, telephone; civil registry offices; healthcare institutions, etc.
Keywords: technologies, investigator, inquirer, criminal proceedings, digital information, investigation
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ворожейкина Т.Ю. Характеристика средств и технологий организации деятельности следователя, дознавателя. Вестник экономической безопасности. 2020;(2):114-21.
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203, в качестве приоритетного направления внутренней политики определяется развитие информационных и коммуникационных технологий, формирование информационного пространства и соответствующей инфраструктуры.
Рост числа преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИТК), для которых характерен не только специфический механизм совершения, но и особая следовая картина, устанавливает потреб-
ность в использовании в процессе расследования [6, с. 44] современных программно-технических средств получения доказательственной информации в цифровом пространстве [4, с. 295-301]. При этом на передний план выходят задачи анализа больших объемов цифровых данных, обнаружения, фиксации и изъятия цифровых следов преступления, использования неструктурированной цифровой информации для выдвижения версий и аналитической работы в процессе расследования [7, с. 47].
Другим направлением использования информационных технологий в деятельности органов
предварительного следствия является автоматизация отдельных технических функций: 1) планирование работы; 2) подготовка отчетности; 3) заполнение статистических карточек; 4) коммуникация с иными участниками расследования; 5) коммуникация с руководителем следственного органа, прокурором. Также, информационные технологии способны обеспечить повышение эффективности управления органами предварительного следствия (дознания) [1, с. 928; 8, с. 174; 9, с. 53] за счет внедрения элементов искусственного интеллекта для решения задач анализа оперативной обстановки, оценки эффективности деятельности следственных подразделений, автоматизации обработки отчетности, поступающей из нижестоящих следственных подразделений.
В рамках научного исследования средств и технологий организации деятельности следователя, дознавателя в связи с осуществлением ими уголовного судопроизводства, было проведено анкетирование 180 сотрудников подразделений предварительного следствия и дознания Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 10 мая 2018 г. № 284 утвержден план-график перехода органов внутренних дел Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения на 2018 г. и на плановый период до 2020 г., в соответствии с которым доля отечественного программного обеспечения типа текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, коммуникационного программного обеспечения, файловый менеджер, органайзер и средство просмотра, операционная система, интернет-браузеры должно составить не менее 80%; почтовое приложение, справочно-правовая система, система электронного документооборота, средства антивирусной защиты - 100%; средства мультимедиа - 75%.
Применение информационных технологий в деятельности органов предварительного следствия направлено на: 1) повышение обоснованности, системности и качества принимаемых решений; 2) снижение трудоемкости использования информационных ресурсов; 3) повышение производительности труда; 4) снижение затрат на управленческую и аналитическую деятельность, оптимизацию аппаратов управления, обеспечение возможности осу-
ществления руководителем непосредственного анализа информации на своем рабочем месте; 5) своевременность получения и обработки управленческой информации в необходимых и достаточных объемах для принятия управленческих решений, повышение оперативности анализа информации (сокращение сроков получения вывода); 6) повышение качества прямой и обратной связи между руководителем ОПС и подчиненными сотрудниками (подразделениями).
Выделим виды программного обеспечения:
1) для создания (обработки) тестовой информации;
2) для обработки числовых данных; 3) для работы с графической информацией; 4) для поиска необходимой информации; 5) для осуществления функций организации и планирования хода предварительного расследования; 6) сервисы единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России.
Программное обеспечение для создания (обработки) тестовой информации включает в себя, во-первых, текстовые редакторы, которые обеспечивают возможность создания и записи текста в файл, редактирования текста (шрифты, размер, межстрочный интервал, выравнивание, расстановка переносов). Наибольшее распространение в подразделениях ОВД получили текстовые редакторы Microsoft Word. В связи с переходом на открытое программное обеспечение, получают распространение программные продукты, входящие в пакет Libro Office, Open Office.
Во-вторых, оптическое распознавание отсканированных текстовых документов. Широкое распространение получила программа ABBYY FineReader, осуществляющая оптическое распознавание отсканированных документов, набранных на 190 языках. Бесплатным эквивалентом является Интернет-сервис https://www.newocr.com, который обеспечивает распознавание текста из графических файлов формата JPEG, PNG, GIF, BMP, TIFF, PDF, DjVu.
В-третьих, классификация, систематизация (структурирование) и анализ текстовой информации, которые представлены программными продуктами российской компании AВВYY Программа AВВYY Smart Classifier осуществляет автоматическое распределение потока неструктурированных
документов на основе их содержания. В основе программы лежит собственная технология понимания и анализа текстов. Программа ABBYY ScanDifFinder SDK позволяет осуществлять сравнение бумажной копии документа с его электронной версией, а также сравнение электронных версий документа. Она может быть использована в ходе следственного осмотра документов при выявлении признаков их фальсификации.
В-четвертых, преобразование речевой информации в текстовую. Так, программа VOCO от российской компании «ЦРТ» позволят распознавать диктуемую речь с микрофона, а также аудиозаписи. Помимо базового разговорного словаря имеет юридический и финансовый тематические словари общим объемом 334 750 слов и словоформ. Точность распознавания при диктовке составляет 86% (в зависимости от типа используемой гарнитуры).
Несмотря на указанные технически разработанные средства, приходится констатировать отсутствие внедрения в практику деятельности органов предварительного следствия аппаратно-программного обеспечения, позволяющего автоматизировать составление протоколов следственных действий, направленных на получение вербальной доказательственной информации (протоколов допросов, очных ставок) на основе преобразования речевой информации в текстовую.
Переходя к рассмотрению программ для обработки числовых данных, необходимо рассмотреть, во-первых, программы для работы с электронными таблицами. Они предназначены для обработки числовых данных, позволяя с помощью формул определять зависимости значения одних ячеек от содержимого других. Наиболее популярной электронной таблицей можно считать MS Excel. Табличная форма используется чаще всего для систематизации показателей результатов работы следователей и следственных подразделений, учетов архивных дел и др.
Во-вторых, системы управления базами данных, используемые для формирования и использования больших массивов структурированной информации, включая ввод данных, их коррекцию (добавление, удаление), извлечение, обновление и другие операции. Наиболее востребованными в органах предварительного следствия являются СУБД
Microsoft Access, Microsoft Visual FoxPro 8.0, MS SQL.
Проведенное анкетирование показало, что наиболее распространенным среди сотрудников подразделений предварительного следствия (дознания) программным обеспечением для подготовки процессуальных документов является следующее: 1) СЭП, СЭД - 88% (158 опрошенных); 2) Exel/ Word - 73% (131 опрошенных); 3) ИСОД - 48% (86 опрошенных); 4) Гарант - 7% (13 опрошенных).
Далее следует перейти к рассмотрению программ для работы с графической информацией, выделив, во-первых, графические редакторы. Они предназначены для создания и обработки фотографий, сканированных изображений, графических документов, включая иллюстрации, чертежи, схемы и др. В основном, органами предварительного следствия органов внутренних дел Российской Федерации используются возможности стандартного программного обеспечения, входящего в операционную систему Windows: программы Paint, реже -графический редактор Adobe Photoshop. Указанные программы используются для редактирования отсканированного изображения (документа, фотоизображения).
Во-вторых, программы распознавания изображений, позволяющие осуществлять идентификацию лиц по фотоизображениям, а также производить анализ фотоизображений пользователей социальных сетей, выложенных ими на своих страницах, диагностировать признаки девиантности или принадлежности к группам риска. Так, сервис поиска картинок в Google позволяет установить личность лица на фотоснимке, а также производить поиск похожих лиц по фотографиям в социальных сетях. Профессионально решает эту задачу программа Find Face Solutions (компания NtechLab). Аналогичные функции имеет и Яндекс-сервис поиска по фотографиям и сервис Face Recognition от компании Mail.ru.
Проведенное анкетирование 180 сотрудников подразделений предварительного следствия и дознания МВД России показало, что сотрудниками подразделений предварительного следствия (дознания) программы для работы с графической информацией не используются.
Среди программ для поиска необходимой информации можно выделить, во-первых, программные продукты для поиска информации в сети Интернет. Рассматриваемая категория включает в себя Программные продукты для поиска информации сети Интернет: Интернет браузеры (Яндекс, Google, Mozila и др.), предназначенные для поиска необходимой информации и для работы с электронной почтой (Яндекс-почта, Mail.ru, Gmail.com и др.).
Во-вторых, метапоисковые системы, используемые для выдачи результатов данные нескольких поисковых систем, а также открытые данные органов государственной власти и местного самоуправления. Такая система не имеет собственной базы данных и поисковой машины (поисковых роботов, которые индексируют и оценивают сайты), а обладает только интерфейсом и механизмом запроса к базам других поисковых систем. При этом информационные ресурсы сети Интернет существенно дополняют возможности интегрированных банков данных органов внутренних дел территориально распределенных банков данных коллективного пользования, обеспечивающих формирование и использование оперативно-справочных, разыскных и криминалистических учетов.
В-третьих, программы мониторинга социальных сетей, среди которых необходимо выделить «ЛКС-Аналитика», «Крибрум», «Катюша», «Меди-алогия», «Зеус», «Лисс-М».
В-четвертых, справочные информационно-правовые системы, среди которых необходимо указать наиболее широко распространенные: Консультант Плюс, Гарант, СТРАС-Юрист. Данные системы предназначены для поиска необходимой правовой информации: федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, приказов министерств (включая несекретные приказы МВД России), судебной практики, обзоров изменений действующего законодательства, а также справочной информации правового характера.
Проведенное анкетирование показало, что наиболее распространенными среди сотрудников подразделений предварительного следствия (дознания) открытыми Интернет источниками для получения криминалистически значимой информации (в том числе сайты государственных органов, социальные сети и т.п.) являются следующие: 1) сайт Верхов-
ного суда Российской Федерации - 11% (20 опрошенных); 2) сайт Конституционного суда Российской Федерации - 7,2% (13 опрошенных); 3) сайт «Авито» - 1,2% (2 опрошенных); 4) социальная сеть «Одноклассники» - 0,6% (1 опрошенный).
На вопрос анкеты «Какое программное обеспечение используется в Вашем регионе для анализа больших объемов цифровых данных?» от опрошенных были получены следующие результаты: 1) ответ «не знаю» - 78% (140 опрошенных); 2) принтер - 11,4% (19 опрошенных); 3) сканер - 11,4% (19 опрошенных); 4) АРМ Мошенник - 6% (10 опрошенных); 5) ответ «то, что поставили БСТМ» - 1,2% (2 опрошенных); 6) Ломбард - 1,2% (2 опрошенных).
По нашему мнению, необходимо перейти к анализу программного обеспечения для осуществления функций организации планирования работы органов предварительного расследования. Во-первых, необходимо указать программы планирования рабочего времени, среди которых особо выделить программу Microsoft Outlook, которая позволяет вести электронное расписание рабочего дня, внося в него планируемую работу: проведение следственных действий, составление процессуальных документов, мероприятия в рамках служебной подготовки, совещания; включения напоминаний о запланированных мероприятиях и др.
Во-вторых, специальное программное обеспечение, разработанное для удовлетворения потребностей органов предварительного следствия МВД России. Следственный департамент МВД России с 2002 г. активно реализует комплекс организационно-правовых, программно-технических и иных мероприятий для комплексной информатизации подчиненных органов всех уровней на основе использования ИТК.
В-третьих, информационные системы поддержки принятия решений при расследовании отдельных видов преступлений. Так, большой интерес также представляет подсистема интегрированного банка данных коллективного пользования федерального уровня (далее по тексту - ИБД-Ф) «Дистанционное мошенничество», позволяющая накапливать и сопоставлять информацию следующих категорий: 1) сведения о номерах КУСП, уголовного дела, административного правонарушения, фабуле престу-
пления, способе совершения, сумме причиненного ущерба, решении по материалу проверки сообщения о преступлении (возбужденному уголовному делу), сведения о территориальном органе МВД России, в котором зарегистрировано сообщение о происшествии (преступлении) либо расследуется уголовное дело (регионального/районного уровней); 2) идентификационные данные средств связи, используемые при совершении преступления (международный идентификатор мобильного абонента (IMSI), международный идентификатор мобильного оборудования (1МЕ1); 3) номера банковских карт и банковских счетов, используемые при совершении преступления; 4) установочные данные лиц, являющиеся зафиксированными в материалах проверки сообщения о преступлении (о происшествии), уголовном деле, используемых документах, удостоверяющих их личность; 5) наименование (идентификационный номер) налогоплательщика (ИНН) [5, с. 142] организации [3, с. 120], который зафиксирован в материалах проверки сообщения о происшествии (преступлении) или уголовного дела; 6) данные Интернет ресурсов (сайтов, 1Р-адресов, электронной почты), использованные при совершении преступлений [10, с. 111] и т.д.
Помимо указанной информационной системы, большой интерес для исследования представляет информационная система «Мобильные мошенничества», которая предназначена для сбора, систематизации, обработки и анализа сведений, собираемых в рамках расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным дистанционным способом. Система сформирована на базе ИСОД МВД России для внесения и проведения анализа следующей информации: 1) регистрационные данные первоначального КУСП и возбужденного в дальнейшем уголовного дела, фабула, исполнитель; 2) идентификационные данные используемых при совершении преступления средств связи; 3) номера, используемые при совершении преступления банковских карт (счетов); 4) установочные данные о фигурантах дела, документах, удостоверяющих их личности и др.
Необходимо также обратить внимание на следующие информационные системы: «Следопыт», «Зверобой», «Октопус».
«Следопыт» - это система геоинформационного анализа информации, производящая на основе поиска слабых связей выявление, классификация и построение характеристик мест пребывания.
«Зверобой» представляет собой систему интеллектуальной обработки больших массивов информации, позволяющую строить многокритериальные отчеты-досье в случае, если интересующие идентификаторы уже известны, устанавливать интересующих идентификаторов в условиях высокой неопределенности. Следопыт также позволяет строить граф для идентификаторов, удовлетворяющих запросу.
«Октопус» - система ручной и автоматизированной регистрации, приоритезации и анализа информации о связях сущностей. Входящей информацией для системы могут являться справочники, учетные данные, в том числе текстовые, информация полученная в ходе криминалистического анализа мобильных устройств, автоматически полученная информация из открытых источников (социальных сетей, сайтов знакомств, досок объявлений, порталов резюме и вакансий). Программа позволяет строить графы связей между лицами (или) или объектами (аватарами, автомобилями, адресами и др.).
Особую актуальность введение в эксплуатацию органов внутренних дел Российской Федерации указанных ведомственных информационных ресурсов приобретает в связи с изменением специфики современных преступлений против собственности, в частности конвертации весомой части преступлений мошенничества в кибер-формат. Так, в соответствии с решением коллегии МВД России «О мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследования мошенничеств» от 24.10.2017 г. № 3 распространение преступлений, связанных с хищением чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, и приобретение ими многообразных форм повлекло за собой необходимость внесения значительных изменений в отечественное законодательство о противодействии данному виду преступности, а также формирование в рамках системы органов и подразделений МВД России специальных служб по линии борьбы с мошенничествами.
По официальным данным МВД России к 2016 году количество мошенничеств выросло до
208 926 зарегистрированных фактов, что составляет 9,7% от общего количества зарегистрированных преступлений. Кроме того, при снижении уровня зарегистрированным мошенничеств, совершенных с использованием платежных карт (ст.ст. 159.3, 159.6 УК РФ), отмечается рост количества преступлений рассматриваемого вида, совершенных с использованием сети Интернет и банковских карт. В связи с этим, в 2016 году было создано 10 отделов, 19 отделений, 5 групп и 1 оперативно-разыскная часть, специализирующиеся на противодействии преступлениям, предусмотренным частями ст. 159 УК РФ, для информационного сопровождения которых, в первую очередь, потребовалось создание вышеупомянутых информационных ресурсов.
В данном ключе, также важно указать, о внедрение в структуру ИСОД МВД модульного компонента «Уголовное дело», действующего с 8 июня 2018 года. Целевым предназначением рассматриваемого программного компонента является накопление информации о ходе предварительного расследования уголовных дел, в том числе подпадающих под определение преступных деяний, которые совершаются «дистанционным (удаленным)» способом, а также последующего ее изучения и выявления «однотипных, серийных, взаимосвязанных преступлений, с помощью: 1) применения инновационного алгоритма поиска служебных (процессуальных) сведений; 2) структуризации содержательных информационных взаимосвязей объектов учета, в том числе межмодульного (например, с номером и объектом КУСП, модуля СОДЧ «Оперативный дежурный»); 3) контроля и корректировки вносимой информации (номера банковских карт, 1МЕ1, банковских счетов) и т.д. Формы допуска к базе данных распределены по «ролям», среди которых особый интерес для исследования представляет роль «Дознаватель-следователь». Так, рассматриваемый ведомственный ресурс позволяет получать доступ к следующим данным: 1) о материале уголовного дела; 2) о физическом лице; 3) об организации; 4) о телефонном номере; 5) о банковском счете; 6) о банковской карте; 7) об устройстве; 8) об интернет-ресурсе; 9) об электронном кошельке; 10) о движении денежных средств.
В-четвертых, с февраля 2013 г. функционирует государственная автоматизированная система правовой статистики (далее - ГАС ПС) в целях обеспечения поэтапного создания государственной автоматизированной системы правовой статистики, в соответствии с п. 1 ст. 17 и ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в отдельных субъектах Российской Федерации начата опытная эксплуатация государственной автоматизированной системы правовой статистики. С июля 2018 г. введено в опытную эксплуатацию модернизированное специальное программное обеспечение государственной автоматизированной системы пра-вовойстатистики.
В-пятых, интернет-сайты органов предварительного следствия оказывают положительной действие на решение задач повседневного информационного обеспечения деятельности органов предварительного следствия путем организации ГСУ, СУ в системе МВД России функционирования специализированных Web-сайтов, на которых, преимущественно, выкладываются общедоступные сведения: история органов предварительного следствия; новости; нормативные правовые акты, приказы, распоряжения, указания субъектов управления органами предварительного следствия регионального и федерального уровня; методические рекомендации по расследованию отдельных категорий уголовных дел, аналитические обзоры, информация о передовом опыте расследования преступлений и др.
В-шестых, программные средства оперативного обмена информацией в рамках внешнего взаимодействия, благодаря которым осуществляется практика заключения соглашений об информационном обмене с кредитно-финансовыми организациями, операторами платежных систем и организациями связи.
Проведенное анкетирование 180 сотрудников подразделений предварительного следствия и дознания Министерства внутренних дел Российской Федерации показало, что наиболее распространенным программным обеспечением среди сотрудников подразделений предварительного следствия (дознания) являются:
- для планирования, контроля сроков: 1) СЭП, СЭД - 88% (158 опрошенных); 2) Ехе1МоМ -73% (134 опрошенных); 3) ИСОД и ВИСП - 48% (86 опрошенных); 4) ПК - 15% (27 опрошенных);
- для информационной поддержки (ИСОД, СЭП, СЭД, ВИСП и т.п.): 1) СЭП, СЭД - 88% (158 опрошенных); 2) ИСОД - 48% (86 опрошенных); 3) Exel - 23% (41 опрошенный); 4) базы ИЦ -17% (31 опрошенный);
- для правовой поддержки принятия решений:
1) СЭП, СЭД - 88% (158 опрошенных); 2) Exсel -23% (41 опрошенный);
- для получения дополнительной информации о фигурантах дела: 1) ИБД-Регион - 87% (157 опрошенных); 2) ВИСП - 78% (140 опрошенных); 3) Госуслуги - 23% (41 опрошенный); 4) Папилон - 0,6% (1 опрошенный);
- для формирования отчетности: 1) СЭП, СЭД -88% (158 опрошенных); 2) Excel - 23% (41 опрошенный);
- для учета лиц (привлеченных к уголовной ответственности, задержанных и др.), жалоб, заявлений, представлений, возмещения вреда, результатов расследования и т.д.: 1) СЭД - 88% (158 опрошенных); Excel 23% (41 опрошенный);
- для анализа отчетности: 1) СЭД - 88% (158 опрошенных); 2) Excel - 23% (41 опрошенный); 3) 1-ЕМВД - 0,6% (1 опрошенный);
- для фиксации хода и результатов следственных действий: СЭП, СЭД - 88% (158 опрошенных);
2) ИСОД - 48% (86 опрошенных); 3) фото и аудиозапись - 2,5% (5 опрошенных);
- для организации внешнего взаимодействия: 1) СЭП, СЭД - 188% (58 опрошенных); 2) ИСОД -48% (86 опрошенных).
Важно отметить, что на вопрос анкеты: «Используется ли в Вашем регионе программное обеспечение для осуществления функций организации и планирования следственной работы?» 94% опрошенных (169 сотрудников) дали отрицательный ответ.
На вопрос анкеты «Имеется ли в Вашем регионе практика электронного обмена документами и информацией с подразделениями?» были получены следующие результаты: 1) ФНС - 18% (32 опрошенных); 2) ПАО Сбербанк - 14% (25 опрошенных);
3) Кредитные организации - 12% (22 опрошенных); 4) Росреестр - 7,2% (13 опрошенных); 5) МФЦ - 7,2% (13 опрошенных); 6) Вымпелком -4% (7 опрошенных); 7) Мегафон - 4% (7 опрошенных).
Подводя итоги исследования средств и технологий научной организации деятельности следователя, дознавателя в связи с осуществлением ими уголовного судопроизводства [2, с. 161-163; 11, с. 5], применением организационно-технических, тактических и методических приемов, методов, средств и рекомендаций при осуществлении профессиональной служебной деятельности, необходимо указать, что по результатам проведенного анкетирования, информационными технологиями, наиболее способствующими снижению трудозатрат при осуществлении расследования, являются следующие: 1) доступ к сведениям о судимости - 115 (64%); 2) ФНС - 41 (22,7%); 3) камеры видеоконтроля для следственных действия -24 (14,4%); 4) базы данных: кредитных организаций - 23 (13,8%); 5) E-mail - 23 (13%); 6) факс, телефон - 12 (7,8%); 7) ЗАГС - 11 (6,6%); 8) учреждений здравоохранения - 11 (6,6%); 9) переносный АПК с доступом в Интернет - 9 (5,4%); 10) консультант+ -4 (2,4%); 11) доступ к БД в одной программе -1 (0,6%); 12) обзор подозреваемого (комплексная программа методом аналогии) - 1 (0,6%); 13) программа перевода человеческой речи в текст (файл Word) - 1 (0,6%).
Литература
1. Аверьянова Т.В. Криминалистика: Учебник / Т.В. Аверьянова, Е.Р. Россинская, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов. 4-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2019. 928 с.
2. Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. В 3 т. Т. 2: Частные криминалистические теории. М., 1978. С. 161-163.
3. Кафтайлова Е.В. Реорганизация юридических лиц (правовые основы): научно-практическое пособие / Е.В. Кафтайлова, О.Ю. Руч-кин, Ю.В. Трунцевский. М.: Юрист, 2010. 120 с.
4. Коренев А.П. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. А.П. Коренева. 4-е изд. М.: Московская академия МВД России, Щит-М, 2000. С. 295-301.
5. Ларичев В.Д., Трунцевский Ю.В., Багра-ев С.П. Методика криминологического исследования налоговой преступности (вопросы совершенствования): монография. М., 2007.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
6. Матусовский Г.А. Вопросы научной организации управления и труда в следственном аппарате и их связь с криминалистикой // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1972. Вып. № 9. С. 44.
7. Мешков М.В. Предварительное следствие в органах внутренних дел: учебник / под ред. М.В. Мешкова. Ч. 1. М.: ДГСК МВД России, 2011. С. 47.
8. Можаева И.П. Научная организация деятельности следователя [Текст]: монография / И.П. Можаева; М-во внутренних дел Российской Федерации, Акад. упр. МВД России. М.: Акад. упр. МВД России, 2013. 174 с.
9. Порубов Н.И. НОТ следователя как составляющая организации расследования преступлений // Проблемы организации расследования преступлений. Краснодар, 2006. С. 53.
10. Трунцевский Ю.В., Чесноков А.А. Некоторые проблемы использования источников информации о злоупотреблениях в процедурах банкротства // Алтайский юридический вестник. 2015. № 2. С. 111-114.
11. Чурилов С.Н. Криминалистическая тактика: практическое пособие в вопросах и ответах. М., 2010. С. 5.
Дознание
в органах внутренних дел
Третье издание
Дознание в органах внутренних дел. 3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. Ф.К. Зиннурова, А.С. Есиной. 495 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Определены понятие, роль и значение дознания в уголовном судопроизводстве России. Рассмотрены деятельность органа дознания по уголовным делам; особенности и общие условия производства дознания как формы предварительного следствия. Особое внимание уделяется процессуальному положению и полномочиям дознавателя ОВД и его взаимодействию с отдельными участниками уголовного судопроизводства. Раскрыты правовые основы и направления взаимодействия в данной сфере в аспекте международного сотрудничества.
Для студентов, курсантов и слушателей юридических учебных заведений МВД России, а также преподавателей и аспирантов (адъюнктов).
Предварительное следствие
Третье издание
Предварительное следствие. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. М.В. Мешкова. 575 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Процессуально-правовая деятельность, составляющая содержание предварительного следствия, рассматривается с учетом соответствующих положений законов и подзаконных актов, современных достижений теории уголовно-процессуального права, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности. Подробно изложены вопросы, касающиеся специфики организации органов предварительного следствия, процессуальной деятельности, взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания, прокуратурой, судом.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», курсантов вузов системы образования МВД России, а также для практических работников органов предварительного расследования.