П. С. Митева, Е. С. Антонов
МГУ, Москва
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЫТИЯ И УЧАСТНИКОВ СОБЫТИЯ В ТЕГИНСКОМ ГОВОРЕ ХАНТЫЙСКОГО ЯЗЫКА1
Языки мира различаются по тому, с помощью каких грамматических средств в них выражается характеристика событий и участников события. Некоторые языки противопоставляют синтаксическую адвербиальную конструкцию (скорее характеристика события) и синтаксическую конструкцию вторичной предикации (скорее характеристика участника) (напр., славянские языки), другие языки используют единую стратегию для характеристики событий и участников (general adjunct construction) (напр., немецкий) ([Himmelmann, Schultze-Berndt 2004, 2005] и др.).
Рассмотрим, какие возможности для выражения характеристики событий и участников существуют в тегинском говоре хантыйского языка.
1. «Наречие» на -а
С помощью формы на -a выражаются следующие значения:
• Характеристика события (семантическая адвербиальная конструкция):
(1) sitam-a potar-l
тихий-DAT/ADV говорить-NPST
‘Он тихо говорит’.
• Характеристика участника (семантическая вторичная предикация):
1 Материал был собран в с. Теги Ханты-Мансийского АО в ходе лингвистической экспедиции под руководством А. И. Кузнецовой и С. Ю. Толдовой (16.07.10 - 06.08.10), грант РГНФ № 10-04-18022е.
(2) luv joxi xaS-Em navrem-a
он обратно остаться-PST.PART ребенок-DAT/ADV
sema1 pit2-as родиться1, 2-PST
‘Он родился последним ребенком’.
(3) luv joxi joxt-as kas-ag-a tax-el elti
он обратно прийти боль-ATTR-DAT/ADV место-3SG из
‘Он вернулся из поездки больным’.
• Характеристика результирующего состояния:
(4) luv an-l-al sorm-a mox-s-эШ
он чашка-PL^SG сухой-DAT/ADV вытереть-PST-3SG.PL
‘Он вытер чашки досуха’.
В предикативной и атрибутивной функциях форма на -a употребляться не может.
Из примеров (1) и (4) следует, что суффикс -a образует наречия от прилагательных: sitam ‘тихий’ — sitam-a ‘тихо’; soram ‘сухой’ — sorm-a — ‘сухо’ и т. д.
Природа показателя -a в примерах (2) и (З) не до конца ясна. В тегинском говоре -a используется также в следующих контекстах:
• Как падежный показатель датива / латива:
(5) aj pox ma-s kinika navrem
маленький мальчик дать-PST книга ребенок vont’ta-ti xojat-at-a
учить-NPST.PART человек-PL-DAT/ADV ‘Мальчик дал книгу учителям’.
• Кодирует аргумент глаголов jiti, pitti ‘стать кем-л./ка-ким-л., превратиться в кого-л.’, xasti ‘остаться кем-л./ каким-л.’, vulti ‘быть кем-л./каким-л.’ (в прош. вр.), piriti ‘выбрать кого-л. кем-л’2:
2 Суффикс -а не получают прилагательные, образованные с помощью каритивного суффикса -li и некоторых других суффиксов, а также слово atel ‘один’:
(i) luv xas-as navrem-И / *navrem-l-a
он остаться-PST ребенок-CAR ребенок-CAR-DAT/ADV
‘Он остался бездетным’.
(6) }у а1эш хо]а1-а / *хо]&-э(-а
они плохой человек-БАТ/АБУ человек-РЬ-БАТ/АБУ
рк-вЭ
стать-Р8Т-3РЬ
‘Они стали плохими людьми’.
(7) паг-ох-щ-а /
они голый-голова-АТта-БАТ/АБУ
* паг-ох-щ-э^а ]1-в-э1
голый-голова-РЬ-АТШ-БАТ/АБУ стать-Р8Т-3РЬ ‘Они стали лысыми’.
Показатель -а в примерах с существительными (2) и (6) логично было бы считать показателем датива, однако мешает то, что в подобных примерах крайне затруднено выражение множественного числа. (Ср. невозможность выражения мн. ч. у аргумента глагола стать в примере (6) и у семантического вторичного предиката в примере (8) У8. свободное выражение мн. ч. в дативном контексте в примере (5)):
(8) аг рЩох паугеш уопЬ:а-Ы xojat-a /
много друг ребенок учить-ОТ^Т.РАКТ человек-БАТ/АБУ *xojat-эt-a гбрк-!э
человек-РЬ-БАТ/АБУ работать-ОТ^Т-ЗРЬ
‘Много друзей учителями работают’3.
Еще меньше оснований считать показателем датива -а в примерах с прилагательными (3) и (7). Прилагательные в хантыйском языке не склоняются и никогда не получают падежных окончаний. Можно предположить, что в примерах (3) и (7) происходит субстантивация и поэтому становится возможным падежный показатель, однако в других контекстах употребление прилагательного в качестве существительного невозможно:
(9) шапеша пИа ка§-ад паугеш / *ка§-ад
я.АСС/БАТ видно боль-АТШ ребенок боль-АТШ
‘Я вижу больного ребенка / больного’.
3 Показатели множественного числа и посессивности можно получить в примерах типа ‘Они стали моими друзьями’, однако информанты отмечают неестественность получившихся хантыйских предложений.
Выражение множественного числа с прилагательными4 также невозможно (см. пример (7) с аргументом глагола стать и (10) с семантическим вторичным предикатом):
(10) piljox joxat-s-at kue-am-a /
друг прийти-PST- 3PL опьянеть-PST.PART-ADV
*kuo-3m-it-a
опьянеть-PART-PL-ADV
‘Друзья пришли пьяными’.
Таким образом, по-видимому, можно сделать вывод о том, что во всех рассмотренных примерах с показателем -а мы имеем дело с единой адвербиальной конструкцией и что -а выступает в качестве наречного показателя5.
В качестве контролера формы на -а может выступать подлежащее, прямое дополнение и дополнение в дативе:
(11) vas’aj-in xut te-t nar-a
Вася^О рыба есть-NPST голый-DAT/ADV
‘Вася ест рыбу сырой’.
(12) tam potar tuv\ manem otag-a^/j poter-s-эШ
этот разговор он яЛСС/DAT первый-DAT говорить-PST-3SG.SG
а. ‘Эту новость он рассказал мне первый (потом другие рассказали)’.
б. ‘Эту новость он рассказал мне первому (потом другим рассказал)’.
2. Деепричастие на -man
Деепричастная форма на -man может относиться к подлежащему или прямому дополнению.
(13) mai tuvetj agkagk-etk xosa to-s-em
я он.ACC/DAT бабушка^О к вести^^^О
kasit-mani/j/*k
болеть-CONV
‘Я его отвезла к бабушке больного / больная’.
4 Причастия прошедшего времени во всех рассматриваемых случаях ведут себя так же, как прилагательные.
5 Если пренебречь ссылкой 3.
В предикативной и атрибутивной функциях форма на -man употребляться не может.
3. Форма с -0
В роли вторичного предиката может выступать прилагательное с нулевым показателем:
(14) kos’aj-ev joxt-as tamxat sikem l’ik-ag начальник-^L прийти-PST сегодня очень зло-ATTR ‘Наш начальник сегодня пришел очень злой’.
Такое оформление разрешается не всеми информантами: более предпочтительны форма на -а и деепричастие. Исключение составляют слова, не получающие показателя -а в функции аргумента глагола стать (см. сноску 2). Все информанты разрешают примеры типа (15):
(15) ma tam ropata ate! ver-ti vera-t-am
я этот работа один делать-INF мочь-ОТ^-^О
‘Я могу сделать эту работу один’.
Контролером для формы с нулевым показателем может быть подлежащее и прямое дополнение:
(16) tuvj maneml te-tii/j joxi to-s-ti
он яЛСС/DAT есть-CAR обратно вести-PST-3SG.SG
‘Он привел меня голодного / голодный’.
Возникает вопрос, является ли предикация ‘он/я голодный’ подчиненной по отношению к предикации ‘он привел меня’ или же (16) состоит из двух сочиненных предикаций. По-видимому, верно первое, так как прилагательное — вторичный предикат не может получать показатель множественного числа (который возможен в предикативном употреблении):
(17) pox1 lenk2-at naxmag / * naxmag-at joxt-s-at
мальчик1, 2-PL веселый веселый-PL прийти-PST-3PL
‘Мальчики пришли веселые’.
(18) pox1 lenkat2 naxmag-at
мальчик1, 2-PL веселый-PL
‘Мальчики веселые’.
Таким образом, в данном случае в конструкции вторичной предикации прилагательное ведет себя так же, как в именной группе (не изменяется по падежам и числам).
4. Форма на -in
Наконец, последней стратегией оформления семантической вторичной предикации является показатель -in. Что он представляет собой, также не совсем понятно. В тегинском говоре есть два омонимичных показателя — падежный показатель локатива и показатель посессива 2 л. ед. ч., выполняющий также непосессивные функции.
Скорее всего -in является показателем локатива, который также используется в функции инструменталиса (т. е. калькой русского творительного падежа).
Контролером для формы на -in может выступать подлежащее, прямое дополнение и дополнение в дативе.
5. Выводы
Самой распространенной стратегией выражения характеристики в тегинском говоре хантыйского языка является единая адвербиальная конструкция (наречие на -a, деепричастие на -man). Адвербиальная конструкция используется как для характеристики события, так и для характеристики его участников. Синтаксическая вторичная предикация занимает, по-видимому, второстепенное место в грамматике тегинского говора. К показателям, выражающим синтаксическую вторичную предикацию, можно отнести нулевой показатель у прилагательных, характеризующих участников ситуации (большинством информантов разрешается для небольшой группы слов), и показатель -in (вероятнее всего, калька с русского).
Список условных сокращений
adv — адвербиалис; attr — аттрибутив; car — каритив; DAT — датив; inf — инфинитив; neg — отрицание; npst — непрошедшее время; PART — причастие; PL — множественное число; PST — прошедшее время; SG — единственное число.
Рис. 1. Функции рассмотренных форм (карта по [van der Auvera, Malchukov 2005: 411])
compl — аргумент глагола, pred — предикативное употребление, dep — семантическая вторичная предикация, adv — семантическая адвербиальная конструкция, attr — атрибутивное употребление.
— — форма на -а
— • — • форма на -man
— — — форма с 0 форма на -in
Литература
Himmelmann N., Schultze-Berndt E. F. Depictive secondary predicates in crosslinguistic perspective // Linguistic Typology 8, 2004.
Himmelmann N., Schultze-Berndt E. F. Issues in the syntax and semantics of participant-oriented adjuncts: an introduction // Himmelmann N., Schultze-Berndt E. F. (eds.). Secondary predication and adverbial modification. The Typology of depictives. Oxford, 2005.
van der Auwera J., Malchukov A. A semantic map for depictive adjectivals // Himmelmann N., Schultze-Berndt E. F. (eds.). Secondary predication and adverbial modification. The Typology of depictives. Oxford, 2005.