Научная статья на тему 'Характеристика системы менеджмента организации социально-культурной сферы'

Характеристика системы менеджмента организации социально-культурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / менеджмент / социально-культурная сфера / эффективность. / management / management / socio-cultural sphere / efficiency.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К Н. Вицелярова, Ю Н. Захарова, А Н. Савицкая

на сегодняшний день одним из самых главных направлений построения и развития любого просветительного и образовательного учреждения социально-культурной сферы в любом городе Российской Федерации, в частности в городе Краснодаре, является создание благоприятных и комфортных условий для культурного развития детей любого возраста и, соответственно, создания культурной среды. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Краснодара «Детская школа искусств «Родник» относиться к культурно-просветительским учреждения, которые представляют собой систему учреждений дополнительного и внешкольного образования и просвещения на примере которой были выявлены существующие проблемы в управлении и менеджменте учреждений культуры и были предложены конкретные пути решения этих проблем для улучшения эффективности управления организациями социально-культурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К Н. Вицелярова, Ю Н. Захарова, А Н. Савицкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF THE ORGANIZATION OF SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

today one of the main directions of the construction and development of any educational and educational institution in the socio-cultural sphere in any city of the Russian Federation, in particular in the city of Krasnodar, is the creation of favorable and comfortable conditions for the cultural development of children of any age and, accordingly, creating a cultural environment. The Municipal Autonomous Institution of Continuing Education of the City of Krasnodar “Rodnik Children's Art School” refers to cultural and educational institutions, which are a system of institutions of extracurricular and extracurricular education and enlightenment, on the example of which existing problems in the management and management of cultural institutions were identified and concrete ways were proposed solutions to these problems in order to improve the management efficiency of socio-cultural organizations.

Текст научной работы на тему «Характеристика системы менеджмента организации социально-культурной сферы»

2. См.: Несторенко Т.П. Инфраструктура города в контексте его конкурентоспособности// «EkohomÍ4hí науки»., Университет им. А. Мацкевича, г. Познань, Польша. Т.59. 2007./[Электронный ресурс с сайта chdu.edu.ua]

3. Большие проблемы больших городов -2010. - [Электронный ресурс] - Режим доступа.-ЦКЬ:М1р://уои-ecolog .па!^.ги/Ьа8ет1Ъ.Ыт1(датаобращения:06.03.2020).

4. Волков Ю.Г. Социология/ Ю.Г.Волков; под общей ред. доктора философских наук,проф. В.И.Добренькова. - Изд.3-е. - Ростов н/Д:Феникс,2007.

5. О.Ю. Ульянова Жилищный сектор города: проблемы институциональной модернизации//Теория и практика институциональных преобразований в России / Сборник научных трудов под ред. Б.А. Ерзнкяна. Вып. 28. - М.: ЦЭМИ РАН, 2014. - 172 с. - С.127.

6. Егикян Л.А., Бондаренко И.А. Институциональные проблемы управления и финансирования городской среды//Евразийское научное объединение.2019.№12-3(58). С.211-214.

7. Jepson, E. J. and Haines, A. L. (2014). Zoning for Sustainability: a Review and Analysis of Zoning Ordinances of 32 Cities in the United States // Journal of American Planning Association, 80(3), 239-252.

Sources:

1. Tatarkin, A. I. Regional development institutions as factors of economic growth / A.I. Ta-tarkin, S.N. Kotlyarova // Economy of the region. 2013. No. 3. P. 9-18; Tkhabit, A.F. Problems of innovative development of modern corporations / A.F. Thabit // Issues of structuring the economy. 2014. No 1. P.104-107.

2. See: Nestorenko TP The infrastructure of the city in the context of its competitiveness // "Economic science"., University. A. Matskevich, Poznan, Poland. T.59. 2007./[Electronic resource from the site chdu.edu.ua]

3. Big problems of big cities -2010. - [Electronic resource] - Access mode. - URL: http: //you-ecolog.narod.ru/baseinfo.html (date of access: 06.03.2020).

4. Volkov Yu.G. Sociology / Yu.G. Volkov; under the general ed. Doctors of Philosophy, prof. V.I.Dobrenkova. - Vol. 3. -Rostov n / a: Phoenix, 2007.

5. O.Yu. Ulyanova City Housing Sector: Problems of Institutional Modernization // Theory and Practice of Institutional Transformations in Russia / Collection of scientific papers, ed. B.A. Yerznkyan. Vol. 28. - M.: CEMI RAS, 2014 .-- 172 p. - S. 127.

6. Egikyan L.A., Bondarenko I.A. Institutional problems of management and financing of the urban environment // Eurasian Scientific Association. 2019.No. 12-3 (58). S.211-214.

7. Jepson, E. J. and Haines, A. L. (2014). Zoning for Sustainability: a Review and Analysis of Zoning Ordinances of 32 Cities in the United States // Journal of American Planning Association, 80 (3), 239-252.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10080

К.Н. Вицелярова - доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы Краснодарского государственного института культуры, kvicelyarova@mail.ru,

K.N. Vitselyarova - Associate Professor, Department of Art Business and Advertising, Krasnodar State Institute of Culture;

Ю.Н. Захарова - доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы Краснодарского государственного института культуры, 89184313202@mail.ru,

Y.N. Zakharova - Associate Professor, Department of Art Business and Advertising, Krasnodar State Institute of Culture;

А.Н. Савицкая - магистрант факультета социально-культурной деятельности и туризма направления подготовки 50.04.01 Искусства и гуманитарные науки Краснодарского государственного института культуры, 89184313202@mail.ru,

A.N. Savitskaya - undergraduate of the faculty of socio-cultural activity and tourism training directions 50.04.01 Arts and humanities of the Krasnodar State Institute of Culture.

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ CHARACTERISTICS OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF THE ORGANIZATION OF SOCIAL

AND CULTURAL SPHERE

Аннотация. на сегодняшний день одним из самых главных направлений построения и развития любого просветительного и образовательного учреждения социально-культурной сферы в любом городе Российской Федерации, в частности в городе Краснодаре, является создание благоприятных и комфортных условий для культурного развития детей любого возраста и, соответственно, создания культурной среды. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Краснодара «Детская школа искусств «Родник» относиться к культурно-просветительским учреждения, которые представляют собой систему учреждений дополнительного и внешкольного образования и просвещения на примере которой были выявлены существующие проблемы в управлении и менеджменте учреждений культуры и были предложены конкретные пути решения этих проблем для улучшения эффективности управления организациями социально-культурной сферы.

Annotation. today one of the main directions of the construction and development of any educational and educational institution in the socio-cultural sphere in any city of the Russian Federation, in particular in the city of Krasnodar, is the creation of favorable and comfortable conditions for the cultural development of children of any age and, accordingly, creating a cultural environment. The Municipal Autonomous Institution of Continuing Education of the City

of Krasnodar "Rodnik Children's Art School" refers to cultural and educational institutions, which are a system of institutions of extracurricular and extracurricular education and enlightenment, on the example of which existing problems in the management and management of cultural institutions were identified and concrete ways were proposed solutions to these problems in order to improve the management efficiency of socio-cultural organizations.

Ключевые слова: управление, менеджмент, социально-культурная сфера, эффективность.

Keywords: management, management, socio-cultural sphere, efficiency.

Управление учреждениями культурно-просветительской (социально- культурной) сферы - это система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов - организаций, предприятий, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность [1].

Объектом исследования является «Детская школа искусств «Родник» г. Краснодара, предметом деятельности которой являются:

- реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности;

- организация культурно-досуговых мероприятий;

- организация участия учащихся в конкурсных и культурно-досуговых массовых мероприятиях.

Структура школы состоит из следующих отделений (рисунок 1):

Рисунок 1 - Структура «Детской школы искусств «Родник»

Кадровое обеспечение «Детской школы искусств «Родник» представлено в таблице 1. Анализируя таблицу 1 видно, что на конец 2018 г. 84 % педагогов «Детской школы искусств «Родник» имеют высшее образование и 16 % среднее специальное образование, что говорит об укомплектованности кадров профессиональными работниками, что положительно влияет на менеджмент Школы (рисунок 2). Таблица 1 - Кадровое обеспечение «Детской школы искусств «Родник»

Количество педагогических работников % обеспеченности Уровень образования педагогов на 31.12.2018 г. Квалификационные категории на 31.12.2018 г.

Штатное расписание Фактически высшее нез. высшее ср. спец. среднее дополнит. высшая первая соответствие без категории

92,61 56 100 % 83,9% 0 16,1% - - 32,1% 12,5% 28,6% 26,8%

Структура квалификационных категорий (рисунок 3) тоже говорит о высоком уровне профессионализма работников. Так, на конец 2018 г. высшую категорию имеют 32,1 % работников, первую - 12,5 %, соответствие -28,6 % и без категории 26,8 %. Количество педагогических работников составляет 56 человек.

педагоги с высшим образованием педагоги со средним специальным образованием

Рисунок 2 - Характеристика уровня образования педагогических работников

Рисунок 3 - Характеристика уровня квалификации педагогических работников Возрастная характеристика работников представлена на рисунке 4.

■ моложе 25 — 25-35 лет 35 и старше

Рисунок 4 - Возрастная характеристика работников

Анализируя рисунок 4 видим, что удельный вес сотрудников в возрасте 25-35 лет составляет всего лишь 22,7 %, что требует омоложение педагогического состава.

Характеристика педагогических работников по стажу представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Характеристика педагогических работников по стажу «Детской школы искусств «Родник»

Анализируя рисунок 5, видим, что удельный вес работников со стажем более 20 лет составляет 42,9 %, что говорит о профессионализме кадрового состава «Детской школы искусств «Родник». Тендерный состав педагогических работников представлен на рисунке 6.

Рисунок 6 - Тендерный состав педагогических работников

Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности (рисунок 7):

менеджера отделов и комитетов культуры

менеджера-администратора всех уровней

г \

менеджера ч у

клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных центров, центров социальной реабилитации, центров физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных

и других учреждений социокультурного типа

Рисунок 7 - Функционально-должностные виды деятельности менеджера

Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов (рисунок 8):

1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, по степенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - сопричастного менеджмента.

2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.

3. Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.

4. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере - это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.

5. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.

6. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы

7. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей

Рисунок 8 - Специфические требования менеджеров в культуре [2]

Профессиональная управленческая культура менеджера социально-культурной деятельности формируется на основе вариативного сочетания двух видов знания (рисунок 9):

Рисунок 9 - Виды знаний

Задачами менеджмента «Детской школы искусств «Родник» являются (рисунок 10):

Задачи формирование и развитие творческих способностей учащихся;

управления

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;

создание процесса формирования художественного мышления учащихся в школе искусств на основе разработанного критериально-уровневого комплекса;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся; профессиональная ориентация учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся

Рисунок 10 - Задачи менеджмента «Детской школы искусств «Родник»

Для улучшения качества учебно-воспитательного процесса применяются следующих технологий (рисунок 11):

Технология личностно-ориентированного обучения

Технология коллективной творческой деятельности

Технология исследовательского (проблемного) обучения

Практическое творчество

V У

Игровые технологии

V_У

Цель: максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. При организации работы педагог организует работу на дифференцированной основе и ожидаемые результаты планируются по трем уровням: высокий, средний и низкий

Предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Технология, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит самостоятельное овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров

Обучение строится на основе предложения и решения практических учебных проблем и ситуаций.

Данные технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения педагогическими работниками школы широко применяется в программе «Лето»

• Здоровьесберегающие технологии, применяемые в школе, направлены на обеспечение, сохранение и укрепление здоровья учащихся на всех ступенях образования и содействуют обеспечению физического, психического, духовно-нравственного и социального благополучия детей и подростков

Рисунок 11 - Виды, применяемых технологий при управлении «Детской школы искусств «Родник»

Мониторинг качества обученности учащихся позволяет отслеживать результативность учебно-воспитательного процесса в целом и эффективность менеджмента.

Для этого мы провели анализ качества развития воспитанников по программам и по отделениям школы.

Таблица 2 - Сравнительный анализ качества развития воспитанников отделения раннего развития на начало и конец 2017-2018 учебного года_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программы Показатель качества обученности Динамика на конец учебного года

Октябрь 2017 Май 2018

«Почемучки» 62% 78% 16%

«Всезнайки» 67% 80% 13%

«Умники и умницы» 65% 92% 27%

Анализируя таблицу 2, мы видим, что по всем программам раннего развития происходит увеличение качества обученности, что говорит об положительной роли менеджмента в управлении организацией. В таблице 3 отражен процент качества обученности учеников отделений школы.

Таблица 3 - С

)авнительный анализ качества развития воспитанников по отделениям школы, 2018 г.

Отделение Процент качества 1 полугодие Процент качества 2 полугодие

высокий средний низкий высокий средний низкий

Музыкальное 32% 45% 23% 37% 45% 11%

Художественное 34% 32% 34% 46% 32% 22%

Хореографическое 53% 33% 14% 75% 25% 0%

Анализируя таблицу 3, мы видим, что низкий процент качества во втором полугодии 2018 г. снизился по всем отделениям, а в хореографическом и исчез вовсе. При этом растет высокий процент качества обученности также по всем отделениям, а средний процент пока остается на таком же уровне, кроме хореографического отделения.

Что позволяет делать выводы об эффективной системе менеджмента «Детской школы искусств «Родник», управляя которой руководство и преподаватели школы применяют системное психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, проводят мониторинг уровня способностей и развития детей, что помогает организовать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся; дифференцированный и личностно-ориентированный подход позволяет одаренным учащимся продуктивно участвовать в конкурсах разного уровня, а детям с низким уровнем способностей показать хорошие результаты на школьных мероприятиях; современные образовательные технологии: личностно-ориентированных, игровых, творческих проектов, здоровьесбережения, информационно-коммуникационных, которые дают положительные результаты.

Таким образом, проведя анализ деятельности школы, мы выявили существующие проблемы в управлении и менеджменте и предложили конкретные пути решения этих проблем для улучшения эффективности управления «Детской школы искусств «Родник»:

1. Так как удельный вес учащихся 14-17 лет небольшой, то необходимо охватить как можно больше дополнительным образование учащихся в данном возрасте. Для этого необходимо разработать и внедрить в учебный процесс программ, интересных для подростков.

2. В ходе анализа кадрового состава был выявлен небольшой удельный вес сотрудников в возрасте 2540 лет и низкая активность педагогов в участии в профессиональных конкурсах, учебно-методических мероприятиях. В связи с этим необходимо провести омоложение коллектива и повысить активность педагогов к участию в профессиональных конкурсах, учебно-методических мероприятиях. Для этого предлагаем: а) привлечь молодых специалистов для работы в учреждении; б) изучение ресурсы педагогического коллектива и активизировать творчества педагогов с привлечением мотивации сотрудников.

3. Была обнаружена низкая активность педагогического коллектива в экспериментальной, инновационной деятельности школы, чтобы исправить этот недостаток необходимо вовлечь коллектив в создание инновационного пространства школы

4. В школе отсутствует система маркетинговых исследований запроса на дополнительные образовательные услуги. Создание системы мониторинга запроса общества на дополнительные образовательные услуги повысить качество управления учреждением. Для этого необходимо разработать инструментарий маркетинговых исследований запроса на дополнительные образовательные услуги и создать группы по проведению маркетинговых исследований.

5. Так же в школе наблюдается недостаток контрольно-диагностической деятельности методической службы, чтобы повысить ее уровень необходимо развивать контрольно-диагностическую деятельность (проводить анализ эффективности контроля, состояния и результативности диагностики).

6. Улучшить финансовый результат как от деятельности по государственному заданию, так и от деятельности, приносящей доход.

Источники:

1. Вицелярова К.Н., Тугуз Н.А. Теоретические аспекты стратегического управления учреждениями культуры. // В сборнике: Образовательная система: структурные преобразования и перспективные направления развития научной мысли сборник научных трудов. - Казань, 2019. - С. 336-339.

2. Вицелярова К.Н., Захарова Ю.Н., Попов М.Н. Бизнес-планирование. // Учебное пособие для студентов, обучающихся в вузах культуры. - Майкоп, 2018. - 132 с.

Sources:

1. Vitselyarova K.N., Tuguz N.A. Theoretical aspects of strategic management of cultural institutions. // In the collection: Educational system: structural transformations and promising directions of the development of scientific thought, collection of scientific papers. - Kazan, 2019 .-- S. 336-339.

2. Vitselyarova K.N., Zakharova Yu.N., Popov M.N. Business planning. // Textbook for students studying in universities of culture. - Maykop, 2018 .-- 132 р.я

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10081

Р.С. Гайрбекова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

R.S. Gairbekova - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of State and municipal management, Chechen state University»;

Л.К. Точиева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», mbc_@mail.ru,

L.K. Tochieva - candidate of economic Sciences, associate Professor of Department "Accounting, analysis and auditing"FGBOU VO "Ingush state University».

ГЕНЕЗИС УПРАВЛЕНИЯ ОТКРЫТЫМИ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТАХ GENESIS OF MANAGEMENT OF OPEN INNOVATION PROCESSES IN ECONOMIC ENTITIES

Аннотация. Проблемы внедрения открытой модели инновационного процесса в последние годы стали особо актуальными в контексте возрастающей конкуренции, специализации инновационных организаций, наращивания мобильности капитала, широкого распространения информационно -коммуникационных технологий, формирования цифровой экономики.

Бесспорно, для реализации любой новаторской идеи необходимы уникальные ресурсы, что заставляет предприятия любого масштаба деятельности искать их во внешней среде. Такое положение свидетельствует о том, что в качестве первого шага изыскания ресурсов увеличения инновационного потенциала экономической системы любого уровня экономики выступает ее открытость для потенциальных партнеров.

Для открытых инноваций характерно усиление взаимодействия предприятий и процессов самоорганизации, кои наблюдаемы в ориентированности их на сетевую структуру.

Европейская экономическая школа на современном этапе рассматривает модель открытых инноваций как «умную специализацию» региональной стратегии, предназначенной для активизации межрегионального взаимодействия в инновационной деятельности.

Нам представляется, что для экономического пространства Российской Федерации, характеризующейся крайней неравномерностью распределения факторов инновационного производства, особо актуальна разработка механизма мобилизации ресурсов с учетом специфики инновационного развития территорий на принципах формирования инновационно-интеграционных процессов.

Надо отметить, что на это ориентирует и Стратегия «Инновационная Россия - 2020».

Эксперты отмечают, что в современных реалиях наблюдается наращивание дезинтеграционных межрегиональных процессов, идет острая борьба территорий за ограниченные инвестресурсы, в регионах продолжается обыденное копирование инструментария развития инновационных процессов, без учета их специфики в каждом регионе.

Бесспорно, все это говорит о присутствии логики линейных инноваций в региональной экономической политике субъектов РФ, что сегодня уже не отвечает стратегическим целям развития открытых инноваций.

Annotation. In recent years, the problems of implementing an open model of the innovation process have become particularly relevant in the context of increasing competition, specialization of innovative organizations, increasing capital mobility, wide dissemination of information and communication technologies, and the formation of the digital economy.

Undoubtedly, for the implementation of any innovative idea, unique resources are needed, which makes enterprises of any scale of activity look for them in the external environment. This situation shows that the first step in finding resources to increase the innovative potential of the economic system at any level of the economy is its openness to potential partners.

Open innovations are characterized by increased interaction between enterprises and self-organization processes, which are observed in their orientation to the network structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.