Научная статья на тему 'Институты развития российских городов в контексте их экономических проблем'

Институты развития российских городов в контексте их экономических проблем Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
142
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
город / развитие / институт / экономика / клубные блага / city / development / institute / economics / club benefits

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — И. А. Бондаренко

Город характеризуется как целостная система, обладающая своими структурами, функциями, коммуникативными связями с внешней средой, а также историей, культурой и особенностями условий жизни населения. Помимо того, это сложноорганизованное пространство, которое характеризуется большой размерностью,большим количеством взаимосвязанных подсистем разных типов. Его можно привести в качестве одного из примеров сложной самоорганизующейся системы, для которой проблемы развития являются не только итогом теоретического понимания происходящих процессов, но и выбором направления последующего социальноэкономического развития. Поэтому город является объектом, для изучения которого системный подход особо важен. Системный подход позволяет учитывать социальные, экономические, психологические проблемы, которые стоят перед городом. Институты развития региональной экономики способны трансформироваться в институты устойчивого развития городов как система многоуровнего управления. Для этого требуется осуществить институциональное проектирование распределения ресурсов и организаций в сфере производства и потребления общественных, клубных и частных благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTESOFDEVELOPMENTOFRUSSIANCITIESINTHECONTEXT OF THEIR ECONOMIC PROBLEMS

The city is an integral system with its structures, functions, relations with the external environment, history, culture, living conditions of the population. In addition, it is a complexly organized space, which is characterized by a large dimension, a large number of interconnected subsystems of various types. The city is one of the examples of a difficult self-organizing system for which development problems are not only the result of a theoretical understanding of ongoing processes, but also the choice of the direction of subsequent socio-economic development. Therefore, the city is an object for the study of which a systematic approach is especially important. A systematic approach allows you to take into account the social, economic, psychological problems that face the city. Institutions for the development of the regional economy are capable of transforming into institutions for the sustainable development of cities as a system of multilevel management. This requires institutional design of the distribution of resources and organizations in the production and consumption of public, club and private goods.

Текст научной работы на тему «Институты развития российских городов в контексте их экономических проблем»

11. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 (с изменениями и дополнениями на 20.02.2020 г.) // Консультант плюс

12. Шаруева М.В. Правовое обеспечение безопасности туризма по российскому законодательству: автореф.... канд. юрид. наук. М., 2018.

13. Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

14. http://www.min.kurortkuban.ru/ (Дата обращения 15.02.2020 г.

15. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея http://www.krsdstat.gks.ru/ (Дата обращения 21.02.2020 г.).

Sources:

1. Berlin S.I., Petrov D.V. The concept of increasing the efficiency of the tourist complex of the Krasnodar Territory to the 50th anniversary of Professor Berlin S.I. dedicated ": monograph / Kuban Socio-Economic Institute; Scientific Center for the Promotion and Implementation of Innovations. Krasnodar, 2015.

2. https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2018/05/27/770664-dohod-ot-turizma (Date of treatment 02.28.2020).

3. The large explanatory dictionary of the Russian language. - SPb., 1998 .-- 672 p.

4. The Federal Law "On Security" dated December 28, 2010 No. 390-Ф3 (as amended and supplemented on 02.20.2020) // Consultant Plus

5. Panarin S. Security and ethnic migration in Russia // Pro et Contra. T. 3. 2018. No. 4.

6. Dzliev M.I., Ursul A.D. Fundamentals of ensuring the security of Russia. - M.: Economics, 2003 .-- 296 p.

7. Akhtyrskaya N. Security as an object of social modeling. URL: http: // www. dime-reseach.org

8. Stepashin S.V. Theoretical and legal aspects of ensuring the security of the Russian Federation: author. dis.......Dr. jur.

sciences. SPb., 1994.

9. Stakhov L.I. Administrative and public security in the Russian Federation: Dis.........Dr. jur. sciences. M., 2007.

10. Security of Russia. Legal, socio-economic and scientific-technical aspects. Glossary of terms and definitions. 2nd Edition, revised. - M .: MGF "Knowledge", 1999. - 368 p.

11. Federal Law "On the Basics of Tourism" dated November 24, 1996 No. 132-FZ (as amended and supplemented on 02.20.2020) // Consultant Plus

12. Sharueva M.V. Legal support of tourism safety under Russian law: abstract ... Cand. legal sciences. M., 2018.

13. Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory

14.http: //www.min.kurortkuban.ru/ (Date of access 02.15.2020

15. Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea http://www.krsdstat.gks.ru/ (Date of access 02.21.2020).

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10079

И.А. Бондаренко - профессор, д.э.н. кафедры бизнес-процессов и экономической безопасности Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), bon-ir55@mail.ru,

I.A Bondarenko - Professor, Doctor of Economics Department of Business Processes and Economic Security, Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT (Krasnodar).

ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ INSTITUTESOFDEVELOPMENTOFRUSSIANCITIESINTHECONTEXT OF THEIR ECONOMIC PROBLEMS

Аннотация. Город характеризуется как целостная система, обладающая своими структурами, функциями, коммуникативными связями с внешней средой, а также историей, культурой и особенностями условий жизни населения. Помимо того, это сложноорганизованное пространство, которое характеризуется большой размер-ностью,большим количеством взаимосвязанных подсистем разных типов. Его можно привести в качестве одного из примеров сложной самоорганизующейся системы, для которой проблемы развития являются не только итогом теоретического понимания происходящих процессов, но и выбором направления последующего социально-экономического развития. Поэтому город является объектом, для изучения которого системный подход особо важен. Системный подход позволяет учитывать социальные, экономические, психологические проблемы, которые стоят перед городом. Институты развития региональной экономики способны трансформироваться в институты устойчивого развития городов как система многоуровнего управления. Для этого требуется осуществить институциональное проектирование распределения ресурсов и организаций в сфере производства и потребления общественных, клубных и частных благ.

Annotation. The city is an integral system with its structures, functions, relations with the external environment, history, culture, living conditions of the population. In addition, it is a complexly organized space, which is characterized by a large dimension, a large number of interconnected subsystems of various types. The city is one of the examples of a difficult self-organizing system for which development problems are not only the result of a theoretical understanding of ongoing processes, but also the choice of the direction of subsequent socio-economic development. Therefore, the city is an object for the study of which a systematic approach is especially important. A systematic approach allows you to take into account the social, economic, psychological problems that face the city. Institutions for the development of the regional economy are capable of transforming into institutions for the sustainable development of cities as a system of multilevel management. This requires institutional design of the distribution of resources and organizations in the production and consumption of public, club and private goods.

Ключевые слова: город,развитие,институт,экономика,клубные блага

Keywords: city, development, institute, economics, club benefits

Кризис государственного управления, наблюдаемый в течение последнего десятилетия, предопределил накопление нерешаемых проблем в области создания и развития институциональных основ территориальной организации производства и потребления общественных благ. Поэтому создание и развитие эффективных институтов регионального развития в современных условиях представляет собой важнейшую задачу для органов государственной и муниципальной власти и управления. Институты развития играют особую роль «выравнивателя» в региональной политике с целью сведения разрывов между отстающими и развитыми регионами до минимума. Особой характеристикой института развития является то, что государству в его деятельности отводится регулирующую роль. Если конкретизировать содержание института в данном контексте, то институты развития представляют собой изолированные организации и определенные процедурные механизмы[1]

Эффективность институтов развития определяется уровнем принятия эффективных управленческих решений в организациях или регионах, создавших у себя эффективную институциональную среду. В международной практике выделяют следующие виды институтов развития:

- финансовые институты развития. Данные институтывыделяют денежные средства для модернизации городской среды(транспортной, жилищной, социальной) в случаях, когда региональный финансовый рынок недостаточно развит;

- инфраструктурные институты развития. Эти институты ориентированы на привлечение различных видов финансирования объектов экономики, связанных с качеством жизни и безопасности жизнедеятельности;

- институты в структуре корпораций промышленного развития. Их цель - создание промышленных кластеров и стимулирование инноваций для поддержки промышленности;

Рисунок 1 - Институты регионального развития в РФ

- институты поддержания интернационализации производства в регионе. Они «отвечают» за привлечение иностранных инвестиций и поддержкуэкспортноориентированных производителей;

- специализированные социальные фонды направляют свои средства на софинансирование программ переобучения кадров, повышения квалификации, занятости инвалидов и молодых родителей с детьми до 3-х лет.

Социально-экономическое развитие города означает формирование его социально-экономической сферы. Развитие социально-экономической сферы - это создание необходимых условий, направленных на развитие и реализацию потенциала города,повышение уровня жизни населения.

При оценке интегрального показателя уровня конкурентоспособности города как инфраструктурного комплекса следует учитывать четыре группы факторов, а именно: состояние экономики, эффективность управ-

ления городом, эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры. При этом инфраструктуру города[2] можно определить в качестве совокупности тех объектов, которые расположены на его территории, а также тех, которые предназначены для удовлетворения потребностей жителей территориального образования и создающие условия для эффективной работы городских предприятий и организаций.

Рисунок 2 - Элементы инфраструктуры города[2]

Ключевые тренды, которые порождает всеобщая цифровизация, вносят существенные изменения в процесс воспроизводства благ в целом.Границы фаз процесса воспроизводства, включающие производство, распределение, обмен и потребление, начинают трансформироваться, роли производителя и потребителя сближаются. С одной стороны, потребности граждан создаются как внешним окружением, так и производителем, зачастую искусственным образом, с другой - потребитель активно участвует в формировании продукта начинают появляться новые модели воспроизводства благ. Одной из таких моделей является модель экономики совместного пользования. Такой тип отношенийобладает высоким потенциалом, а его развитие и стимулирование может быть благоприятносказаться на обеспечении развития городской среды и в вопросе развития инфраструктуры, и в обеспечении общественных потребностей населения городской агломерации.

Одной из важнейших проблем экономического развития городов является трансформация их функцио-нальнойструктуры.Экономическое развитие означает рациональное использование экономического потенциала, и установление более полного соответствия функциональной структуры города и его EGP-места в системе расселения страны и региона.Трансформация носит характер естественного процесса, в котором город последовательно освобождается от производства, которое стало для него несущественным.Трансформация-это также «обогащение» национальной экономической (функциональной) структуры города путем формирования в нем новых кварталов. Переходы от однофункциональных к многофункциональным городам означают, во-первых, наиболее полные и рациональные применения городских ресурсов, а во-вторых, дают городу больше социального многообразия. Это изменяет не только его производственный профиль, но и окружающую среду [3, с.78].

Обогащение городской инфраструктуры, обещая много материальных и социальных благ для жителей города и делая город менее подверженным спаду производства, на практике является трудным решением. Например, курортный город в силу своей монофункциональности имеет серьёзные социальные недостатки и в случае неблагоприятной экономической ситуации оказывается в очень нестабильном положении. Таким образом, он заинтересован в расширении своей градообразующей базы за счет привлечения новых видов деятельности, например, промышленности.

Чтобы определить общее и особенное в социально-экономической системе города, сформулируем цели и элементы этой системы, то есть, наметим структурные составляющие данной системы [4, с.88].

Города с высокой инвестиционной активностью, как правило, характеризуются высоким уровнем использования экономических и институциональных методов при регулировании функциональности жилищного сектора. Указанные типы городов характеризуются сближением технологических и культурных моделей. «Региональные столицы» привлекательны, как правило, для молодой и трудоспособной части населения, и потому в них формируется современная инфраструктура. В «периферийных», средних и малоактивных городах преобладающими являются административные методы регулирования, и, функции регуляторов неформальных институтов, как правило, являются формальные. Аналогичную закономерность можно наблюдать в распределении инвестиций из региональных венчурных фондов в период с 2007 года по 2017 год включительно.

Пртвота «и>1 Фо )

Рисунок 3 - Распределение инвестиций региональных вечурных фондов по регионам в 2007-2017гг. в%

При применении исключительно административных методов невозможно достичь эффективных институциональных преобразований. Формируя направления региональной социально-экономической политики, следует учитывать тот факт, что у человека должен быть экономический выбор и социальная перспектива. Экономические методы дополняют административные методы, и могут способствовать созданию экономических и институциональных условий, которые необходимы для повышения инвестиционной привлекательности города, и, как следствие, - для его дальнейшего развития [5].

В современное время главной целью социально-экономического формирования города является повышение уровня и качества жизни населения (повышение доходов, совершенствование образования, питания и здравоохранения, сокращения бедности, улучшения окружающей среды, равенства возможности, увеличение личной свободы, обогащение культурная жизнь[6]).

Институты развития, созданные и фунционирующие на федеральном и региональных уровнях управления в России озабочены эффективностью своей деятелности с точки зрения задач и проблем регионального и местного значения. Эффективность действия институтов, по нашему мнению, складывается не из эфффективности отдельных мероприятий, а из системного подхода, основанного на теории экономики совместного пользования. Речь идёт о создании и потреблении т.н. «клубных благ». Гибридность «клубных благ» ккак единства частных и общественных благ обеспечиваетвысокийуровень доверия и свидетельствует о действии эффективных неформальных институтов.Развитие данной модели производства и потребления благ позволяет примененять недоиспользованные активы, обеспечивая при этом как их эффективность, так и устойчивость, а также она обладает потенциалом оптимизации ресурсов как в части потребления общественных благ, так и и частных.

Для устойчивого развития городов инфраструктура города должна строиться на основе следующих принципов:

- развитие высокой плотности населения,

- смешанное использование ресурсов,

- локальное производство продуктов,

- устойчивость экосистемы,

- наличие транспортных альтернатив,

- жилищная диверсификация и наличие альтернативных источников энергии[7].

Эти принципы могут быть реализованы на основе внедрения передовых информационных технологий в рамках формируемой цифровой экономики. Возможный алгоритм институционального обеспечения долевой экономики для развития городской среды может включать следующие основные этапы: определение стимулов потенциальных участников, формирование необходимых институтов, учитывающих данные стимулы, тестирование или апробация применяемых институтов, развитие регулятивных институтов и оптимизация трансакционных издержек по применению сформированных экономических институтов.

Источники:

1. Татаркин, А. И. Региональные институты развития как факторы экономического роста / А.И. Татаркин,

С.Н. Котлярова // Экономика региона. 2013. № 3. С. 9-18; Тхабит, А. Ф. Проблемы инновационного развития современных корпораций / А.Ф. Тхабит // Вопросы структуризации экономики. 2014. № 1. С.104-107.

2. См.: Несторенко Т.П. Инфраструктура города в контексте его конкурентоспособности// «EkohomÍ4hí науки»., Университет им. А. Мацкевича, г. Познань, Польша. Т.59. 2007./[Электронный ресурс с сайта chdu.edu.ua]

3. Большие проблемы больших городов -2010. - [Электронный ресурс] - Режим доступа.-ЦКЬ:М1р://уои-ecolog .па1^.ги/Ьа8ет!о.Ыт1(датаобращения:06.03.2020).

4. Волков Ю.Г. Социология/ Ю.Г.Волков; под общей ред. доктора философских наук,проф. В.И.Добренькова. - Изд.3-е. - Ростов н/Д:Феникс,2007.

5. О.Ю. Ульянова Жилищный сектор города: проблемы институциональной модернизации//Теория и практика институциональных преобразований в России / Сборник научных трудов под ред. Б.А. Ерзнкяна. Вып. 28. - М.: ЦЭМИ РАН, 2014. - 172 с. - С.127.

6. Егикян Л.А., Бондаренко И.А. Институциональные проблемы управления и финансирования городской среды//Евразийское научное объединение.2019.№12-3(58). С.211-214.

7. Jepson, E. J. and Haines, A. L. (2014). Zoning for Sustainability: a Review and Analysis of Zoning Ordinances of 32 Cities in the United States // Journal of American Planning Association, 80(3), 239-252.

Sources:

1. Tatarkin, A. I. Regional development institutions as factors of economic growth / A.I. Ta-tarkin, S.N. Kotlyarova // Economy of the region. 2013. No. 3. P. 9-18; Tkhabit, A.F. Problems of innovative development of modern corporations / A.F. Thabit // Issues of structuring the economy. 2014. No 1. P.104-107.

2. See: Nestorenko TP The infrastructure of the city in the context of its competitiveness // "Economic science"., University. A. Matskevich, Poznan, Poland. T.59. 2007./[Electronic resource from the site chdu.edu.ua]

3. Big problems of big cities -2010. - [Electronic resource] - Access mode. - URL: http: //you-ecolog.narod.ru/baseinfo.html (date of access: 06.03.2020).

4. Volkov Yu.G. Sociology / Yu.G. Volkov; under the general ed. Doctors of Philosophy, prof. V.I.Dobrenkova. - Vol. 3. -Rostov n / a: Phoenix, 2007.

5. O.Yu. Ulyanova City Housing Sector: Problems of Institutional Modernization // Theory and Practice of Institutional Transformations in Russia / Collection of scientific papers, ed. B.A. Yerznkyan. Vol. 28. - M.: CEMI RAS, 2014 .-- 172 p. - S. 127.

6. Egikyan L.A., Bondarenko I.A. Institutional problems of management and financing of the urban environment // Eurasian Scientific Association. 2019.No. 12-3 (58). S.211-214.

7. Jepson, E. J. and Haines, A. L. (2014). Zoning for Sustainability: a Review and Analysis of Zoning Ordinances of 32 Cities in the United States // Journal of American Planning Association, 80 (3), 239-252.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10080

К.Н. Вицелярова - доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы Краснодарского государственного института культуры, kvicelyarova@mail.ru,

K.N. Vitselyarova - Associate Professor, Department of Art Business and Advertising, Krasnodar State Institute of Culture;

Ю.Н. Захарова - доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы Краснодарского государственного института культуры, 89184313202@mail.ru,

Y.N. Zakharova - Associate Professor, Department of Art Business and Advertising, Krasnodar State Institute of Culture;

А.Н. Савицкая - магистрант факультета социально-культурной деятельности и туризма направления подготовки 50.04.01 Искусства и гуманитарные науки Краснодарского государственного института культуры, 89184313202@mail.ru,

A.N. Savitskaya - undergraduate of the faculty of socio-cultural activity and tourism training directions 50.04.01 Arts and humanities of the Krasnodar State Institute of Culture.

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ CHARACTERISTICS OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF THE ORGANIZATION OF SOCIAL

AND CULTURAL SPHERE

Аннотация. на сегодняшний день одним из самых главных направлений построения и развития любого просветительного и образовательного учреждения социально-культурной сферы в любом городе Российской Федерации, в частности в городе Краснодаре, является создание благоприятных и комфортных условий для культурного развития детей любого возраста и, соответственно, создания культурной среды. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Краснодара «Детская школа искусств «Родник» относиться к культурно-просветительским учреждения, которые представляют собой систему учреждений дополнительного и внешкольного образования и просвещения на примере которой были выявлены существующие проблемы в управлении и менеджменте учреждений культуры и были предложены конкретные пути решения этих проблем для улучшения эффективности управления организациями социально-культурной сферы.

Annotation. today one of the main directions of the construction and development of any educational and educational institution in the socio-cultural sphere in any city of the Russian Federation, in particular in the city of Krasnodar, is the creation of favorable and comfortable conditions for the cultural development of children of any age and, accordingly, creating a cultural environment. The Municipal Autonomous Institution of Continuing Education of the City

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.