Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА МЯСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА МЯСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА МЯСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

3. Труфанов С.А. Формирование и удержание ключевых компетенций организации в системе конкурент-менеджмента / С.А. Труфанов. - Ростов н/Д: Профпресс, 2014. - С. 21-24.

4. Опрос по деловому климату 2015. Двенадцатый опрос Российско-Германской внешнеторговой палаты и Восточного комитета германской экономики. 15 с. -http://russland.ahk.de/fileadmin/ahk_russland/2014/Publikationen/Pressemeldunge n/2015_02-02_Auswertung_2015_ru.pdf (дата обращения 22.04.2016)

5. Сулакшин С.С., Л.И. Кравченко, В.Н. Лексин. Стагнация экономики России в 2015 году: причины и следствия // Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Наука и политика - 2016. - №2 - 99 с.

6. Итоги 2015 г. для малого и среднего предпринимательства. -http://worldcrisis.ru/crisis/2195986

7. О поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях реализации антикризисных мер Правительства Российской Федерации: Постановление Совета Федерации от 21.10.2015 № 388-СФ

Шварцкопф Н.В. старший преподаватель кафедра международного права и менеджмента Ачинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет»

Россия, г. Ачинск

ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА МЯСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рынок мяса представляет собой систему экономических отношений между всеми субъектами мясного подкомплекса (производителями сырья и конечной продукции, предприятиями инфраструктуры и т.д.) и конечными потребителями, которые через акт купли-продажи реализуют право собственности на товары, присущие данному рынку [1,2]. Это формирует систему бизнес-процессов в каждой отдельной организации мясопродуктового подкомплекса. Это означает, что рынок мяса, в котором бизнес-процессы обмена являются основополагающими, будет охватывать в равной мере производство, распределение и потребление; этот рынок обладает не только прямой, но и обратной связью с процессом производства. Кроме того, рассматриваемый рынок обладает способностью к саморегулированию.

На сегодняшний день мясная отрасль объединяет примерно 60% крупных и средних предприятий, различающихся по техническому уровню и специализации. Их производственные мощности позволяют ежегодно вырабатывать около 5 млн т мяса, 1,7 млн т колбасных изделий, 850 муб мясных консервов. Таким образом, можно отметить некоторый рост сельскохозяйственного производства. Однако, несмотря на ряд предпринимаемых мер по покрытию убытков в отрасли как со стороны

федеральных, так и региональных органов власти, животноводство до настоящего времени остается наиболее убыточной отраслью.

Изучение сферы потребителей позволило нам сделать вывод, что основными потребителями мяса являются мясоперерабатывающие комбинаты и предприятия. Кроме того сюда можно отнести все предприятия пищевой промышленности и общественного питания, которые используют в производстве мясо (63%); население (25%) и бюджетная сфера (12%).

Бизнес-процессы и установленное взаимодействие между ними играет значительную роль в развитии мясной промышленности, которая через это взаимодействие связна с сельским хозяйством. Среди негативных факторов воздействия на сырьевую базу следует отметить уменьшение поголовья скота. Сегодня эта отрасль во многом зависит от поставок мяса по импорту. Низкий санитарный уровень, а также невозможность использования вторичных ресурсов (кость, шкуры и т.п.) привело к отрицательным результатам создания мясоперерабатывающих цехов в хозяйствах.

Роль Сибири в формировании продовольственной безопасности велика. Удельный вес Сибирского федерального округа в производстве зерна, молока и мяса в Российской Федерации составляет 17-19%. В расчете на душу населения этих продуктов производится больше, чем в среднем по России: зерна - на 62%, молока - на 30%, мяса - на 4% [3].

Однако негативные тенденции наблюдаются в производстве мяса и мясопродукции: производство данного вида продукции во всех категориях хозяйств за последние четыре года по сравнению с 1990 гг. сократилось более чем в 2 раза. Происходит сокращение доли коллективных хозяйств в производстве мяса в целом по Сибири - снижение до 44% (в 1991 г. он составлял около 70%). Кроме того происходит стабильное снижение уровня товарности личных хозяйств населения. В сложившихся условиях остаются недозагруженными производственные мощности мясоперерабатыващих производств. В связи с этим понятно, что проблема нехватки мясного сырья крупные мясокомбинаты решают за счет закупаемой из-за рубежа привозной продукции.

Основными производителями мяса в Сибири являются Алтайский край, Омская, Новосибирская области и Красноярский край. Среди этих регионов лидирующее положение занимает Омская область. Если в 1991 г. удельный вес региона в общем производстве мяса в Сибири составил 14,2%, а на душу населения было произведено 89 кг, то в 2014 г. эти показатели достигли уровня соответственно 16,7% и 93 кг.

Положительных результатов достигла республика Алтай, увеличив производство мяса на душу населения с 94 кг в 1991 г. до 117 кг в 2014 г. Республика не только сохранила основное поголовье животных, но и увеличила их численность. Так, в 1991 г. поголовье крупного рогатого скота составляло 186 тыс. гол., в 2014 г. - 197,2 тыс. гол. Республика Алтай располагает значительным стадом маралов и представляет Сибирь на

международном рынке мараловодства. В 2014 г. численность этих животных составила 43,2 тыс. гол., или 59% общего поголовья маралов в России. Напротив тяжелое положение с производством мяса сложилось в республиках Бурятия, Тыва, Забайкальском крае, где производство этого вида продукции на душу населения сократилось в 2 - 2,3 раза. Регионы за годы реформ резко сократили поголовье животных. Поголовье крупного рогатого скота в этих республиках сократилось в 1,8 раза, в Забайкальском крае - в 2,1 раза. Поголовье свиней - в 2,8 - 3,1 раза, овец и коз - в республике Бурятия - в 5,8 раза, в Забайкальском крае - в 6,7 раза, республике Хакасия - в 10,2 раза [4].

Основными направлениями, позволяющими укрепить позиции Сибири и оказать положительное влияние на развитие мясной отрасли, являются развитие, прежде всего, скороспелых, основанных на современных технологиях отраслей - свиноводства, птицеводства. Природно-климатические условия территории Сибири способствуют развитию овцеводства, коневодство, мараловодства и оленеводства.

Хорошими перспективами в насыщении рынка мясом и мясопродуктами в Сибири имеет птицеводство - отрасль с большой плотностью и высокой конкуренцией. Темпы развития рынка птицеводства в Сибири сравнимы только с Белгородской областью, оставляя позади все регионы России. Лидером по производству мяса птицы в Сибири являются Омская область - 17,5% общего производства мяса птицы в Сибири, Новосибирская область - 15,4%, Красноярский край - 14,7, Алтайский край -13,2 [4].

Необходимыми мерами для развития мясопродуктового подкомплекса являются: увеличение товарооборота, развитие экспорта, обеспечение национальной и глобальной продовольственной безопасности должно сопровождаться созданием условий для наращивания взаимных инвестиций стран Таможенного союза, развитием совместной инфраструктуры агропродовольственного рынка, созданием прочных механизмов, в том числе биржевых, торговли сельскохозяйственной продукцией. Во всей этой деятельности важно обеспечить партнерство государства и бизнеса, но уже не на уровне отдельного государства или региона, а в рамках Таможенного союза.

Использованные источники:

1 . Титова Е.В. Критерии эффективности деятельности предприятий в агропромышленном комплексе / Е.В. Титова, Н.И. Пыжикова, М.А. Козлов // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12. - С. 359-363. - с. 0,325 п.л., авт. - 0,16 п.л.

2. Титова Е.В. Эффективность развития мясной отрасли в Красноярском крае / Е.В Титова, Н.И Пыжикова, Е.Ю. Солохина // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4. - С. 413-419. - 0,38 п.л., авт. - 0,12 п.л.

3. Титова Е.В. Методика расчета себестоимости производства мяса / Е.В. Титова, Н.В. Шварцкопф // Успехи современной науки и образования. - 2016.

- № 9. - С. 23-28. - 0,32 п.л., авт. - 0,16 п.л.

4. Титова Е.В. Повышение эффективности производства, переработки и реализации продукции мясопродуктового подкомплекса на основе создания интегрированного формирования (кооператива) / Е.В. Титова, Н.И. Пыжикова, Т.Ф. Сибирина, А.Н. Полубояринова // Электронное периодическое издание «Эпоха науки». Сборник монографий. - 2016. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа://eraofscience.com/Statii/ с. 1-165.pdf.

- 5,1 п.л., авт. - 2,25 п.л.

5. Титова Е.В. Развитие мясопродуктового подкомплекса / Е.В. Титова, Н.И. Пыжикова, Т.Ф. Сибирина, А.Н. Полубояринова, Е.Ю. Солохина, Л.С. Замятина, Н.В. Шварцкопф, А.Е. Машнева // Электронное периодическое издание «Эпоха науки». Сборник монографий. - 2016. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа://eraofscience.com/Statii/ с. 1-80.pdf. - 5,3 п.л., авт. -2,6 п.л.

УДК 316.7

Шевырталова В.В. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ Аннотация: Статья посвящена типам собеседников в процессе деловой коммуникации. Даны советы по повышению эффективности коммуникации с собеседниками.

Ключевые слова: виды собеседников, психологические типы, деловые коммуникации, стили поведения.

Актуальность данной темы обусловлена тем фактором, что формирование и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляет одну из важнейших задач управления.

Человек - существо социальное, и общение является неотъемлемой частью его жизни. В ходе общения складываются важные системы взаимоотношений, которые, в свою очередь способствуют эффективному пониманию и взаимодействию с окружающими нас людьми [1].

Благодаря разделению собеседников на определенные группы становится возможным найти индивидуальный подход к каждому собеседнику. Это позволяет наладить контакт и достичь намеченных целей [2;

3].

В книге «»Как проводить деловые беседы» имеется классификация возможных типов собеседников и соответствующие варианты поведения.

1. Вздорный человек (нигилист). Такой человек часто выходит за рамки темы деловой беседы; в ходе деловой беседы нетерпелив, несдержан и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.