Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА МЯСОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА'

ХАРАКТЕРИСТИКА МЯСОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА МЯСОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА»

2. Аналитический Центр по Ипотечному Кредитованию и Секьюритизации Русипотека. URL: http://rusipoteka.ru/profi/ipoteka-rejtingi/rejtmg_ipotechnyh_bankov/ (дата обращения: 30.10.2016)

3. URL: http://www.banki.ru/banks/kaluga/Hst/?owner=state (дата обращения: 30.10.2016)

Машнева А.Е. старший преподаватель Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет»

Россия, г. Красноярск ХАРАКТЕРИСТИКА МЯСОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА

Высокая ценность конечной продукции агропромышленного комплекса в структуре питания населения страны определяет значительное место мясной отрасли. Научно обоснованная норма потребления мяса и продуктов из него для жителей Красноярского края составляет 80-82 кг на душу населения в год. В структуре питания по калорийности (в соответствии с физиологическими нормами) на долю мяса и мясопродуктов должно приходиться 11-12%, фактически приходится 8-9% [1].

Рациональная структура потребления мяса для жителей Красноярского края имеет следующий состав: 43-45% говядины, 36-37% свинины, 17-18% мяса птицы и 1-3% мяса других видов животных. [2]

Выделение мясопродуктового подкомплекса в обособленную структуру объясняется тем, что:

- в процессе производства участвуют биологические объекты (животные). Они дают не один, а несколько видов продукции (к примеру, от крупного рогатого скота можно получить не только мясо, но и молоко, а также сырье для кожевенной промышленности; от птицы получают яйцо, мясо, пух, перо и т.д.);

- конкуренция между производителями различных видов мяса объясняется его взаимозаменяемостью. Это связано с тем, что мясное сырье производит несколько отраслей - скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство и др.;

- физиологические особенности различных видов животных обусловливают неодинаковые требования к условиям содержания, кормления, обслуживания;

- конкретно для мясного подкомплекса не выпускаются средства производства, они производятся для всего подкомплекса в целом.

Современный мясопродуктовый подкомплекс - это сложная структура, которая объединяет в себе взаимосвязанные и взаимозависимые производства, а также отрасли и подотрасли сельского хозяйства, перера -ботки, сервиса, торговли, общественного питания. Общий признак, который объединяет все указанные производства - это конечный продукт - мясо и

мясные изделия, - за счет производства, переработки и реализации которого субъекты мясопродуктового подкомплекса стремятся получить максимальный доход. Кроме того, в мясопродуктовый подкомплекс входят так называемые сопряженные производства, а именно - производство мясокостной и кровяной муки, эндокринно-ферментного, кожевенно-шубного сырья и другой продукции для легкой промышленности. [3].

Животноводство является центральной отраслью мясного подкомплекса, которая объединяет взаимосвязанные отрасли, участвующие в процессе производства и товарного обращения конечной продукции.

Миссией мясной отрасли можно определить мобилизацию собственных ресурсов для увеличения доходов субъектов подкомплекса за счет удовлетворения потребности внутреннего продовольственного рынка в мясе и мясопродуктах и увеличения экспорта конкурентоспособной мясной продукции на внешний рынок.

Целесообразность такого формирования обусловлена возможностями эффективного использования производственного, финансового, экономического потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий, сервисных организаций за счет интеграционных факторов.

Мясной подкомплекс России в целом, и Красноярском крае - в частности - интегрирует в себе разрозненные предприятия по производству, переработке и сбыту мясной продукции, не объединенных общими экономическими интересами. В условиях трансформации рыночных отношений отсутствуют реальные условия, обеспечивающие стабильный рост производительности труда. Все усилия, направленные на развитие рассматриваемой отрасли, носят затратный характер, производители не заинтересованы в развитии мясного животноводства, а перерабатывающие предприятия - в безотходной, комплексной переработке скота и птицы.

Среди основных причин можно выделить такие, как:

- отсутствие единого взаимодействия, направленного на достижение обоюдных интересов как у производителей готовой продукции, так и у оптово-распределительных центров;

- отраслевое начало преобладает в планировании и управлении, что приводит к разбалансированности межотраслевых связей, а также к возникновению диспропорций внутри сфер мясной отрасли и между ними;

- нарушение эквивалентности межотраслевого обмена;

- в условиях трансформации рыночных отношений наблюдается отсутствие конкуренции в отрасли;

- непродуманная и необоснованная система экономического стимулирования, а также финансово-кредитная система, и др.

Так же необходимо отметить, что каждый субъект мясного подкомплекса преследует четко определенные свои цели, которые зачастую не согласованы с другими участниками рыночных отношений. Наиболее выгодное положение занимают такие отрасли, как переработка и сбыт,

поскольку именно они находятся ближе к конечному потребителю.

В связи с этим необходимо отметить, что в условиях трансформации рыночных отношений приоритетными являются такие направления как:

- повышение эффективности функционирования всего мясного подкомплекса и его отдельных отраслей на основе разработки системы организационно-экономических мер;

- развитие интеграционных процессов между всеми участниками единой продуктовой цепочки;

- принятие и внедрение достижений научно-технического прогресса;

- интенсивное взаимодействие с государством по регулированию объемов поставок сырья, его переработки и реализации готовых продуктов; применение и развитие системы государственного заказа;

- применение системы ценообразования, учитывающей спрос и предложение на рынке мясного продукции и сырья;

- законодательное закрепление льгот по кредитованию и налогообложению;

- развитие конкуренции на рынке мясной продукции и сырья, а также установление контроля за конкурентами, обеспечение защиты внутреннего рынка, изучение в динамике конъюнктуры на рынке продовольствия и ценных бумаг;

- применение маркетинговых методов и подходов к построению сферы реализации.

Современные условия трансформации рыночных отношений обусловливают необходимость формирования на базе существующего мясного подкомплекса реально функционирующего рынка мяса, ориентированного на удовлетворение потребностей населения в мясной продукции и действующего на основе экономических законов с участием государства в его регулировании. [4]

Использованные источники:

1. Титова Е.В. Методика идентификации рисков взаимодействия бизнес-процессов в агропромышленном комплексе / Е.В. Титова, Н.И. Пыжикова, А.Е. Машнева // Международные научные исследования. - 2015. - № 4. - С. 15-18. - 0,18 п.л., авт. - 0,12 п.л.

2. Титова Е.В. Стратегия развития агропромышленного производства на основе формирования взаимодействия бизнес-процессов / Е.В. Титова, Н.И. Пыжикова, А.Е. Машнева // Успехи современной науки. - 2016. - № 1. - С. 42-45. - 0,18 п.л., авт. - 0,1 п.л.

3. Титова Е.В. Повышение эффективности производства, переработки и реализации продукции мясопродуктового подкомплекса на основе создания интегрированного формирования (кооператива) / Е.В. Титова, Н.И. Пыжикова, Т.Ф. Сибирина, А.Н. Полубояринова // Электронное периодическое издание «Эпоха науки». Сборник монографий. - 2016. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа://eraofscience.com/Statii/ с. 1-165.pdf. - 5,1 п.л., авт. - 2,25 п.л.

4. Титова Е.В. Развитие мясопродуктового подкомплекса / Е.В. Титова, Н.И. Пыжикова, Т.Ф. Сибирина, А.Н. Полубояринова, Е.Ю. Солохина, Л.С. Замятина, Н.В. Шварцкопф, А.Е. Машнева // Электронное периодическое издание «Эпоха науки». Сборник монографий. - 2016. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа://eraofscience.com/Statii/ с. 1-80.pdf. - 5,3 п.л., авт. -2,6 п.л.

Меркулова С.Н. студент 3 курса магистратуры факультет юридический Российская таможенная академия Россия, г. Ростов-на-Дону

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАК КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В статье рассматриваются цели и тенденции рефинансирования. Выделены трудности банковской сферы. Предложены пути совершенствования денежно-кредитной сферы и рефинансирования.

Ключевые слова: Центральный банк РФ, кредитные организации, кредиты, рефинансирование, банк, денежные средства.

Последние годы знаменательны глобальными изменениями в системах банковской сферы некоторых стран, и России в частности. Сейчас, когда формируются рыночные отношения, к работе банковской сферы предъявляются другие требования. Возникала необходимость рефинансирования, в целях влияния на ликвидность системы кредитования России. Это будет вкладом в устойчивость и в увеличение масштабов функционирования банковской сферы.

Концентрация эффективности в политике кредитования Центрального банка возникает, когда реализуется весь спектр возможных инструментов экономики в целенаправленном порядке. Денежно кредитная сфера совершенствуется, при совместной работе государства и Центрального банка (ЦБ РФ). Существование в экономике достаточного количества денежных средств и кредитов, требующихся для экономического развития, является целью финансово-кредитной политики ЦБ РФ. Основной инструмент реализации -проведение рефинансирования коммерческих банков ЦБ РФ.

Цель рефинансировния - иметь направление на оказание поддержки кредитным организациям, способствующим росту экономики, следовательно, повышению росту уровня жизни в стране.

Трудности банковской сферы:

1. Низкая капитализация;

2. Повышение количества банков с минимальными показателями достатка финансового капитала;

3. Повышенная концентрация банковских активов;

4. Недостаток ликвидности у негосударственных банковских организаций;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.