ры предприятия к изменяющимся условиям. Ее можно рассматривать как поиск оптимального, или хотя бы удовлетворительного, покрытия имеющимися человеческими ресурсами типовой для данного СЦ структуры функций. Эффективным инструментом для решения данной задачи является модельное описание бизнес-процессов сервисного центра. Использование модельного описания, интегрированного в ERP-систему, позволяет улучшить в СЦ:
• оперативность перераспределения обязанностей при изменении внешних и внутренних условий;
• компетентность персонала за счет более эффективного обучения и доступа к справочной информации;
• качество обслуживания клиентов путем формализации требований к содержанию бизнес-процессов, ответственности исполнителей и рациональному выбору точек контроля;
• прозрачность деятельности, когда каждый работник предприятия видит свою роль в выполнении стратегии СЦ и понимает, что делают другие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Менеджмент сервиса бытовой и офисной техники / Под общей ред. Н.М. Комарова. - М.: Дело и Сервис, 2005. - 240 с.
2. Зенин В.Н. Проблемы организации сервисного обслуживания на территории РФ // Ремонт & сервис электронной техники. -2002. - № 5. - С. 4-6.
3. Репин В., Елиферов В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: Стандарты и качество, 2004. - 408 с.
УДК 657
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСУРСОВ, ТРЕБУЮЩИХСЯ РОССИЙСКИМ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
А.А. Шелестов
Томский государственный университет E-mail: [email protected]
В России подготовка финансовой отчетности по международным стандартам связана с рядом проблем: получение услуг консультантов, сбор дополнительной информации, покупка нового программного обеспечения, подготовка персонала для соответствия новым требованиям. Для успешного осуществления проекта трансформации отчетности все эти проблемы должны быть приняты во внимание и решены с наименьшими затратами для предприятия, осуществляющего переход на международные стандарты финансовой отчетности.
При переходе на составление бухгалтерской отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (далее МСФО), российские малые предприятия (далее компании) столкнутся с рядом проблем, решение которых может потребовать оттока экономических выгод у компании [1].
Основная часть расходов компаний при переходе на международные стандарты финансовой отчетности приходится на следующие области:
1. Оплата услуг консультантов.
2. Замена или модернизация программного обеспечения.
3. Дополнительные издержки на сбор информации.
4. Набор и обучение персонала.
Данные области потребуют расходов финансовых ресурсов компании, следовательно, их влияние должно учитываться в бюджете трансформации, т. е. компании должны учесть величину возможных расходов при составлении генерального
бюджета на год, в котором будет производиться переход на составление финансовой отчетности по международным стандартам [2].
Кроме того, компаниям потребуются некоторые количественные и качественные изменения кадрового состава компании, связанные как с финансовыми, так и с временными затратами.
Итак, рассмотрим приведенные выше статьи расходов подробнее.
1. Оплата услуг консультантов.
Одну из основных статей оттока денежных средств при переходе на международные стандарты составят расходы на оплату услуг консультантов по составлению финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.
В настоящее время в стране остро ощущается нехватка квалифицированных кадров в области составления отчетности по МСФО. Так как обязательный переход ряда крупных российских компаний будет осуществляться в сравнительно корот-
кий период времени (переход осуществляется с 2004 г.), а переквалификация и обучение специалистов новым стандартам учета потребует сравнительно больших временных затрат, российские компании будут вынуждены пользоваться услугами консультантов для составления финансовой отчетности по МСФО.
Услуги консультантов могут понадобиться компаниям по следующим направлениям:
• разработка методики трансформации, т. е. комплексной программы, описывающей основные трансформационные процедуры по различным областям учета;
• детальное описание новых процедур в соответствии с международными стандартами (например, в части отложенных налогов, учета влияния инфляции, консолидации финансовой отчетности и т. д.);
• составление информационных запросов и унификация форм для сбора необходимой информации, на основе которой будет производиться трансформация финансовой отчетности;
• разработка систем таблиц сходств-различий учета по российским и международным стандартам;
• разработка уникального плана счетов, который позволит формировать все необходимые примечания к финансовой отчетности;
• разработка форм отчетности и примечаний в зависимости от специфики деятельности конкретных компаний;
• непосредственное составление или трансформация отчетности, оказание комплексных услуг по трансформации российской бухгалтерской отчетности согласно требованиям МСФО;
• проведение семинаров для сотрудников компаний.
Кроме того, могут потребоваться дополнительные услуги консультантов по налогообложению, т. к. в случае параллельного существования несвязанных и противоречащих друг другу законодательных систем регулирования налогообложения и бухгалтерского учета, возможно, возникнут определенные сложности, связанные с процессом уплаты налогов: налоговое планирование, расчет отложенных налоговых обязательств и т. д. [3].
2. Издержки на программное обеспечение.
В связи с переходом на международные стандарты финансовой отчетности возникнет объективная необходимость перестройки всей системы электронного ведения учета. Перестройка может быть осуществлена на основе имеющегося программного обеспечения или приобретения нового.
Первый вариант потребует меньших затрат, однако он может оказаться малоэффективным, т. к. не все программные продукты можно модернизировать. Кроме того, необходимо учесть, что даже усовершенствованное программное обеспечение
может оказаться непригодным, поскольку модернизация может привести к возможным сбоям и ошибкам в работе программы, что может повлечь большие затраты в долгосрочной перспективе. Следует отметить, что в случае модернизации имеющегося программного обеспечения, компания все равно будет вынуждена привлекать специалистов-консультантов для осуществления модернизации и обучения сотрудников компании работе на новых модулях.
Внедрение нового программного обеспечения также потребует существенных финансовых затрат, т. к. в каждом конкретном случае потребуется разработка индивидуальных настроек. Кроме того, компаниям потребуется помощь специалистов по созданию целостной программной системы, ее внедрению и поддержке ее работы, а также для обучения персонала компании работе с новым программным обеспечением.
3. Издержки на сбор информации.
Международная отчетность компаний отличается от отчетности, составленной по российским стандартам, большим объемом и точностью раскрытия финансовой информации о компании. Таким образом, любым компаниям, составляющим финансовую отчетность согласно МСФО, необходимо будет закладывать в свой бюджет трансформационные издержки как финансовые, так и временные. При этом последние включают в себя расходы времени на сбор информации, рассылку информационных запросов по подразделениям компании, ее дочерним предприятиям, а также расходы времени на проверку и сверку информации между различными подразделениями. Следует отметить, расходы на сбор информации будут возникать в обоих случаях: как при аутсорсинге, т. е. составлении отчетности внешними консультантами, так и при ее подготовке силами сотрудников компании.
Чем сложнее будет организационная структура компании, тем большими будут издержки на осуществление сбора и проверки информации. Необходимо отметить, что особенно высокие расходы компании понесут в течение несколько первых лет переходного периода, что будет связано со сложностью организации и адаптации оптимальной системы связи и коммуникаций между различными подразделениями компании.
4. Набор и обучение персонала.
В настоящее время число аудиторских компаний, оказывающих аудиторско- консультационные услуги по международным стандартам финансовой отчетности, весьма незначительно. А специалистов, работающих в компании, способных самостоятельно составить отчетность по международным стандартам, практически нет.
Таким образом, спрос на кадровые ресурсы будет расти как со стороны аудиторских компаний, так и со стороны компаний-эмитентов.
В количественном отношении такая ситуация приведет к повышению расходов на поиск специалистов, а также на оплату труда новых сотрудни-ков-специалистов по МСФО.
В качественном отношении возникнет необходимость повышения квалификации специалистов компаний, осуществляющих переход на международные стандарты финансовой отчетности. Это также потребует выделения существенных финансовых ресурсов на обучение и последующую сертификацию таких специалистов.
Таблица 1. Затраты на внедрение системы учета (РСБУ и МСФО) на предприятии с численностью персонала 100 чел.
Категория затрат Стоимость (USD), тыс.
М1п Мах
Компьютерное оборудование 15 20
Программное обеспечение 25 55
Оплата услуг финансовых консультантов 60 100
Оплата услуг технических консультантов 20 30
ИТОГО: 120 205
Следовательно, данные категории затрат необходимо учесть при составлении бюджета по внедрению системы Международных стандартов финансовой отчетности на предприятии. Приведена табл. 1, в которой собраны данные о стоимости внедрения системы учета по методу российской системы бухгалтерского учета (РСБУ) и МСФО,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01 июля 2004 г. № 180.
2. Аверчев В.П. Трансформация финансовой отчётности. - М.: Вершина, 2002. - 478 с.
затрагивающему текущий и будущие отчетные периоды для производства с персоналом приблизительно в 100 чел. [4].
Точная стоимость каждой категории будет зависеть от количества параметров, влияющих на стоимость. Для четырех категорий, выделенных выше, основные параметры стоимости приведены в табл. 2.
Таблица 2. Параметры, определяющие величину затрат на внедрение системы учета (РСБУ и МСФО)
Категория затрат Основные параметры, определяющие стоимость
Компьютерное оборудование Тип сервера и количество рабочих станций
Программное обеспечение Количество закупленных программных модулей, количество пользователей и отдельных компаний, которые смогут пользоваться программным обеспечением
Оплата услуг финансовых консультантов Количество затраченного времени и устанавливаемые почасовые ставки за профессиональные услуги
Оплата услуг технических консультантов Количество затраченного времени и взимаемые савки за профессиональные услуги
Как видно из приведенных таблиц, внедрение на российских малых предприятиях международных систем финансовой отчетности потребует от данных предприятий серьезных финансовых вложений, срок окупаемости которых будет зависеть только от эффективности данного внедрения.
3. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета. Сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования / Под ред. С.А. Николаевой. - М.: Аналитика-Пресс, 2001. - 871 с.
4. Препятствия на пути установления единых стандартов финансовой отчетности. - http://www.gaap.ru.