Научная статья на тему 'Роль отчетности по МСФО в процессе подготовки к ipo'

Роль отчетности по МСФО в процессе подготовки к ipo Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНЫЙ ВЫПУСК АКЦИЙ / МСФО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова Ю.М.

В статье освещены проблемы, связанные с проведением российскими компаниями IPO. Основное внимание уделено подготовке и использованию отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. В последнее время данные проблемы становятся наиболее актуальными, потому что все больше компаний осуществляют или планируют осуществлять IPO, а также привлекать иностранные инвестиции. Рассмотрены основные требования к финансовой информации, используемой компаниями при выходе на международные рынки капитала. Обозначены основные проблемы, касающиеся подготовки отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности для проведения IPO, и сформулированы рекомендации по решению данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль отчетности по МСФО в процессе подготовки к ipo»

УДК 339.7

РОЛЬ ОТЧЕТНОСТИ ПО МСФО В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К IPO

Ю. М. МИРОНОВА,

аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита E-mail: yulia_mironova11@mail. ru

Российский государственный университет туризма и сервиса

В статье освещены проблемы, связанные с проведением российскими компаниями IPO. Основное внимание уделено подготовке и использованию отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. В последнее время данные проблемы становятся наиболее актуальными, потому что все больше компаний осуществляют или планируют осуществлять IPO, а также привлекать иностранные инвестиции. Рассмотрены основные требования к финансовой информации, используемой компаниями при выходе на международные рынки капитала. Обозначены основные проблемы, касающиеся подготовки отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности для проведения IPO, и сформулированы рекомендации по решению данных проблем.

Ключевые слова: первичный выпуск акций, МСФО, международный рынок капитала.

Рано или поздно практически каждая успешная и крупная компания становится публичной и проходит через процедуру IPO, которое может принести компании и ее существующим акционерам значительные выгоды. Среди них — привлечение значительных средств для развития компании и расширения ее бизнеса; возможность частичного выхода существующих акционеров из своей инвестиции со значительной прибылью; повышение «видимости» и престижа компании; создание особого статуса надежности публичной компании (из-за лучшей прозрачнос-

ти и корпоративного управления); привлечение новых партнеров и клиентов.

Прежде всего необходимо рассмотреть два основных определения темы.

IPO (сокр. от англ. initial public offering) — это процесс первичного публичного предложения акций компании, когда бывшие «частные» собственники-акционеры решают, что пришла пора становиться «публичной компанией» [4].

Процесс IPO отличается от SPO (secondary public offering), когда компания, акции которой уже торгуются на публичных рынках и фондовых биржах, решает провести дополнительную эмиссию своих новых акций с целью привлечь дополнительный капитал.

В 2008 г. публичное размещение акций резко сократилось, что, естественно объясняется финансовым кризисом. Однако в 2008 г. выход российских компаний на IPO все же состоялся, но объемы привлеченных средств были значительно ниже рекордных показателей прошлых лет. Российская металлургическая промышленность, которая одна из первых стала осваивать практику IPO, на протяжении последних лет занимавшая верхние позиции в распределении IPO по объему привлеченного капитала среди видов экономической деятельности, перенесла сроки размещения, но не отказалась от него. Такая ситуация сохранилась до конца 2008 г., но уже к 2010 г. положение на

рынке ликвидности и связанным с ним кризисом доверия изменилось, и предприятия не отказались от успешного проведения IPO, в результате которого были:

— привлечены новые инвестиции без уплаты процентов за пользование капиталом;

— улучшена мотивация менеджмента;

— стал узнаваемым бренд компании;

— подтверждена надежность компании;

— получена эффективная возможность «выйти из бизнеса» для прежних владельцев;

— произошел выход на западные рынки.

Основными целями IPO для эмитента являются: повышение капитализации; привлечение инвестиций; реструктурирование бизнеса и пр.

Однако существуют различные мнения по поводу целесообразности проведения IPO российскими компаниями. Необходимо более подробно рассмотреть все «за» и «против» IPO для эмитента.

Положительные стороны. В результате IPO происходит получение значительных денежных ресурсов с временным горизонтом свыше 1 года. Это создает возможности для осуществления капиталоемких инвестиций эмитента в расширение производства, в увеличение его операционной способности в сфере оптовой и розничной торговли, в развитие экспортного потенциала и т. п.

Осуществляется диверсификация источников финансирования. IPO — альтернатива банковскому кредиту. Эмитента финансирует весь рынок. Выпуск ценных бумаг снижает зависимость эмитента от конкретных банков. Меньше становится зависимость от индивидуального кредитора, его мнения об эмитенте (часто необъективного и не основанного на всей необходимой информации) и меньше концентрация рисков на одном кредиторе. Возникновение альтернативного источника привлечения средств и возможность обойтись без кредита могут обеспечить более привлекательные условия банковского кредитования.

При IPO возникает история компании на публичном финансовом рынке. Более полно начинает раскрываться информация о рисках предприятия. Инвесторы, кредиторы и эмитенты начинают лучше понимать друг друга и все возможные риски. Компания становится более узнаваемой и, соответственно, расширяется до-

ступ к заемному капиталу, растет операционная способность предприятия привлекать денежные ресурсы на иных сегментах финансового рынка, уменьшаются издержки на получение доступа к заемным денежным ресурсам.

Компания обретает биржевую историю и биржевую репутацию. В дальнейшем — более высокую капитализацию акций и депозитарных расписок, появляется способность эмитента предоставить инвесторам — в зависимости от их инвестиционных целей — вместо разовых финансовых продуктов свою законченную линию (от долговых инструментов — от акций и коммерческих бумаг в вексельной форме к обыкновенным и привилегированным акциям, депозитарным распискам и далее к производным инструментам, базисом которых являются первичные ценные бумаги эмитента).

Появляются более широкие возможности финансового конструирования, осуществляется переход эмитента к проектированию серий финансовых продуктов с условиями, изменяющимися в зависимости от состояния рынка, и продуктовых линий. В частности, начинают использоваться конвертируемые ценные бумаги.

Публичное раскрытие информации и обращение на рынке ценных бумаг создают для предприятия национальный канал маркетинга компании и ее торговых марок.

Повышается инвестиционная привлекательность предприятия-эмитента в связи с возникновением внешнего мониторинга, осуществляемого со стороны рынка. Инвесторы как лица, заинтересованные в возвратности вложенных средств, будут стремиться реагировать в пределах собственных возможностей на результаты деятельности предприятия-эмитента. Повышение рисков будет неизбежно сопровождаться продажами акций, падением их курсов, ростом издержек на привлечение капитала, ухудшением ликвидности финансовых продуктов, выпускаемых эмитентом. Соответственно, возникает «контроль» рынка за действиями менеджмента, побуждающий его к более взвешенным решениям, направленным на поддержание позитивного мнения рынка об экономике и финансах предприятия.

Отрицательные стороны. Возникает проблема разводнения капитала (решается тем, что IPO охватывает до 10—20 % акций, контроль за

бизнесом со стороны главных акционеров в данном случае не изменится).

Появляется необходимость публичного раскрытия информации об эмитенте, что, с одной стороны, делает предприятие информационно более открытым (в том числе и для конкурентов), снижает его риски, а с другой — требует дополнительных затрат, связанных с раскрытием информации.

IPO / облигационные займы несут более высокие регулятивные издержки в сравнении с другими финансовыми инструментами (государственная регистрация выпусков, более тяжелая налоговая нагрузка, обязательное раскрытие информации).

Затраты эмитента складываются не только из дивидендов по акциям, но и из дополнительных издержек, связанных с подготовкой, размещением и обслуживанием выпуска, финансовым посредничеством.

Процесс первичного публичного предложения акций компании обычно связан с более высокими расходами на финансовое посредничество в сравнении с уровнем, обусловленным величиной рисков, лежащих на эмитенте (плата за «вход на рынок» эмитента, который является относительно неизвестным, чьи финансовые инструменты не имеют биржевой истории).

Необходим более длительный срок на подготовку привлечения капитала в сравнении с индивидуальными кредитными сделками (что, в частности, связано с прохождением процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, раскрытия информации по ним, предварительной работы с потенциальными инвесторами, подготовки первичного размещения на организованном рынке).

Центральный момент процесса проведения IPO — формирование финансовой отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), цели и задачи которой полностью соответствуют выходу на IPO. Отчетность по МСФО для IPO является частным случаем отчетности, составленной по международным стандартам. При выходе компании на публичный уровень к ней предъявляются более жесткие требования в отношении раскрытия информации в отчетности и дополнениях к ней. Например, «закрытая» компания может желать соблюдения коммерческой тайны и не делать расшифровки в финансовой от-

четности, если это не противоречит МСФО (IFRS) 1 «Принятие международных стандартов финансовой отчетности впервые». Однако это существенно затруднит выход компании на IPO, поскольку инвесторам будет недостаточно информации для принятия решения о финансировании.

Основными целями и задачами формирования финансовой отчетности по МСФО для IPO являются:

— прозрачность для внешних и внутренних пользователей (инвесторов, менеджеров, кредиторов, поставщиков, покупателей, общественности);

— достоверное и объективное отражение финансового положения, его изменений и результатов деятельности компании;

— систематизация финансовых потоков внутри предприятия; поиск инвесторов для расширения производства; покупка (продажа, аренда) активов у иностранных партнеров; привлечение дополнительных денежных средств в иностранных банках.

Все это необходимо компании, чтобы удержать и улучшить свои позиции на рынке, стратегически подойти к решению основных задач.

Требования МСФО в большей мере соответствуют рыночным принципам. Ведь российские и международные принципы существенно отличаются друг от друга, несмотря на тенденцию к конвергенции в последние годы. Российские принципы бухгалтерского учета (РПБУ) по природе своей в большей степени ориентированы на правовую форму, строгие требования к документации, процедуры учета и в меньшей степени — на сущность и экономическое содержание операций. При оценке активов и обязательств согласно РПБУ обычно используют балансовую стоимость, а не справедливую; отсутствуют правила учета в отношении обесценения; условные обязательства не находят отражения.

Целью финансовой отчетности общего назначения, подготовленной в соответствии с МСФО, является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании.

Начальная стадия

Подготовка к IPO

Проведение IPO

Российская частная компания

Отчетность по РСБУ

Деятельность по повышению стоимости

Трансформация отчетности по РСБУ в отчетность по МСФО и аудит отчетности за прошлые годы

РСБУ — российские стандарты финансовой отчетности.

Стадии проведения IPO

Чаще всего компании на ранней стадии своего развития или стадии расширения бизнеса, особенно региональные, не имеют практики составления отчетности по МСФО. В итоге компаниям для получения акционерного финансирования приходится принять требование инвестора, содержащееся в договоре об инвестициях, о периодическом и непрерывном предоставлении инвестору отчетности по МСФО, прошедшей аудиторскую проверку [1].

Таким образом, переход на составление отчетности в соответствии с МСФО на постоянной основе в целях получения достоверной финансовой информации, повышения прозрачности компании сделает возможным выход предприятий на рынки капитала, в том числе и международные, повысит их инвестиционную привлекательность и в конечном итоге — стоимость компании.

В случае если инвестор после тщательного анализа принимает решение об инвестировании, отчетность по МСФО также является минимальным требованием предоставления информации для ведения непрерывного мониторинга развития компании, что делает вопрос о составлении отчетности по МСФО в таком случае решенным. Учетные вопросы интересуют профессионального инвестора прежде всего в аспекте определения оценки стоимости компании на выходе, т. е. при продаже компании, в долгосрочной (5—7 лет) перспективе.

Первоначальное публичное размещение акций — непростая задача. Основные ключевые моменты, касающиеся подготовки финансовой информации компании при выходе на международные рынки капитала можно представить следующим образом (см. рисунок).

Статус перед IPO

Отчетность по МСФО за прошлые годы -

Нельзя не отметить роль аудиторов до и после IPO. Перед IPO осуществляется аудит финансовой информации за прошлые годы. На этапе осуществления IPO происходит несколько взаимосвязанных процессов. Формируется отчет аудитора по исторической финансовой информации. На основе этого отчета осуществляется детальное исследование бизнеса за предыдущие периоды, составляются прогнозы ликвидности, координируется система контроля и управления. После проведения IPO компания все равно нуждается в поддержке и сопровождении аудиторской компании, которая проводит аудит финансовой информации и дает консультации при ее подготовке.

Проведение IPO многократно увеличивает требования к качеству и количеству подготавливаемой финансовой информации. При размещении на западных фондовых биржах необходима подготовка отчетности по МСФО (либо ГААП1 США для Нью-Йоркской фондовой биржи) минимум за 3 предшествующих периода. После проведения IPO компания должна представлять бирже и инвесторам аудированную годовую финансовую отчетность не позднее чем через 6 мес. после окончания финансового года (требования Лондонской фондовой биржи) и неаудированную полугодовую отчетность не позднее чем через 4 мес. после окончания полугодия.

Менеджменту компании необходимо понимать, что подготовка как первой, так и последующей отчетности по МСФО потребует значительного вовлечения не только ключевого персонала финансовых служб, но и других основных подразделений.

Некоторые, в основном крупные, компании прилагают усилия к выводу собственных акций на фондовые биржи разных уровней. Это компании, которые не хотят зависеть от одного или ограниченного числа собственников или пытаются привлечь дополнительное финансирование через капитализацию. Другим компаниям с иностран-

1 ГААП (англ. Generally Accepted Accounting Principles, GAAP) — Общепринятые принципы бухгалтерского учета).

ным капиталом приходится выходить на IPO по требованию иностранных акционеров, которые стремятся таким образом увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей своих акций.

Перечень требований к эмитенту зависит от выбранной торговой площадки. Но в любом случае одним из основных шагов, которые необходимо предпринять компании для выхода на IPO, являются подготовка и аудит финансовой отчетности по международным стандартам. Процесс IPO может быть задержан из-за множества причин, в том числе и в связи с проблемами подготовки финансовой отчетности:

— отсутствие каких-либо данных, необходимых для полноценной подготовки раскрытия информации в соответствии с МСФО;

— неэффективные процедуры формирования финансовой отчетности;

— недостаточно квалифицированные консультанты;

— отсутствие автоматизации учета;

— отсутствие понимания задачи, мотивации внутреннего персонала;

— отсутствие внутреннего контроля отчетности;

— попытки руководства повлиять на форму отчетности;

— наличие оговорок в заключении аудитора (зачастую как следствие предыдущих пунктов).

Так, например, внедрение корпоративной информационно-аналитической системы для подготовки финансовой отчетности (МСФО, ГААП) является одной из самых затратных статей в перечне расходов на IPO. Компания сталкивается с проблемами нехватки ресурсов (кадровых, финансовых, временных) как во время выхода на IPO, так и при подготовке последующих документов (выпуск ежеквартального меморандума, полугодовой отчетности, с учетом риска изменения стандартов).

Финансовые показатели, рассчитанные на основе национальных стандартов бухгалтерского учета, могут требовать значительных корректировок в соответствии с положениями МСФО (с учетом правил составления консолидированной отчетности, оценки и амортизации основных средств, начисления пенсионных обязательств и отложенных налогов, отражения затрат по договорам

аренды, метода начисления понесенных расходов и т. д.). В связи с этим стоит уделить внимание опыту компаний, которые уже провели IPO и подготовили первую годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

Основной задачей компаний, переходящих на составление отчетности по МСФО, является сочетание новых финансовых стандартов с изменением целого ряда аспектов деятельности компании. Изменения затрагивают сферы финансового учета, внутренней управленческой и внешней финансовой отчетности, взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами (акционерами, сотрудниками, инвесторами, кредиторами, поставщиками, клиентами, регулирующими органами и пр.), оценки результатов деятельности, информационных систем и человеческих ресурсов. Кроме того, меняются правила общения как внутри, так и вне компании, что требует понимания и усилий всех сотрудников компании [1].

В частности, происходят следующие процессы:

• полный пересмотр информационной стратегии, направленный на то, чтобы финансовая и любая другая информация представляла собой конкурентное преимущество компании;

• пересмотр ключевых показателей деятельности компании, используемых при принятии управленческих решений;

• гармонизация внутренней и внешней системы финансовой отчетности в целях устранения несоответствия и быстрого реагирования на возникающие проблемы;

• адаптация информационных систем для ускорения процедур закрытия отчетности и обеспечения полноты предоставляемой информации;

• оптимизация информационных потоков и процесса обмена информацией, улучшение взаимодействия между сотрудниками различных подразделений;

• обучение всех заинтересованных сторон, в особенности акционеров и финансовых аналитиков, для того чтобы они ориентировались в новой и более сложной финансовой информационной среде.

При переходе на МСФО компанией должны быть приняты во внимание следующие аспекты:

• приведение процесса составления управленческой отчетности и бюджетов в соответствие с МСФО;

• разработка и внедрение руководства по МСФО, базы учета, проведение специальных тренингов в дочерних компаниях и подразделениях;

• разработка систем, обеспечивающих наличие всех данных для целей раскрытия информации;

• разработка учетной политики и методов документирования сложных операций, включая документирование политики и учет хеджирования, а также определение его эффективности, оценка финансовых инструментов по рыночной стоимости, учет долгосрочных лизинговых контрактов и т. д.;

• внедрение процедур оценки влияния новых трансакций на финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО, например, классификация договоров лизинга, отражение операций с ценными бумагами и налогового планирования, наличие финансовых инструментов в контрактах, а также отражение затрат на научные исследования и разработки.

Многие подразделения компании должны

быть задействованы при переходе на МСФО:

• отдел, отвечающий за предоставление финансовой информации. При подготовке к публикации финансовой информации он должен подчеркнуть отличия отчетности по МСФО от информации, предоставленной в соответствии со стандартами национальной системы бухгалтерского учета;

• юридический отдел. Сотрудники юридического отдела компании должны оказывать поддержку отделу бухгалтерского учета при трактовке условий договоров в соответствии с МСФО. Компании могут это учесть еще на этапе формирования процессов и систем контроля за заключением, составлением, утверждением и отслеживанием исполнения договоров;

• отдел операций с ценными бумагами. Для достижения соответствия учета операций хеджирования требованиям МСФО необходимы их детальная документация и непрерывное тестирование их эффективности;

• отдел кадров. Внедрение МСФО может тре-

бовать пересмотра расчетной базы целого ряда выплат (участие в прибылях, бонусы, вознаграждения в форме акций), а также перерасчета задолженности по пенсионным обязательствам;

• налоговый отдел. Специалисты налогового отдела должны тесно сотрудничать с отделом бухгалтерского учета для оценки возможного влияния МСФО на все финансовые схемы, применяемые в компании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отдел маркетинга и продаж. Переход на МСФО окажет влияние на целый ряд областей, включая управление портфелем брендов и товарных знаков, отражаемых на балансе компании, определение реализационной стоимости товарно-материальных запасов, пересмотр условий торговых договоров с точки зрения учета доходов, условий поставки и встроенных производных инструментов;

• производственный отдел / отдел НИОКР. Информация, предоставляемая сотрудниками производственного отдела, а также отдела исследований и разработок, будет включать определение нормальной производственной мощности и определение размера товарно-материальных запасов, определение элементов учета зданий, сооружений и оборудования, разделение этапов исследования и разработки и т. д.

Главный вопрос при переходе на новые стандарты финансовой отчетности — насколько реалистично для компании осуществить перечисленные ранее полномасштабные изменения. Местное законодательство и нормативное регулирование многих стран по видам экономической деятельности могут иметь значительные расхождения с МСФО. В результате компании вынуждены составлять отчетность в соответствии как с национальными, так и с международными стандартами. К числу наиболее распространенных проблем относятся:

• распределение прибыли. Во многих странах наличие прибыли, подлежащей распределению, зависит от местных законов. Она рассчитывается на основе бухгалтерской прибыли. Чем большее колебание доходов ожидается в связи с переходом на МСФО, тем меньше будет желание компаний переходить на МСФО

при составлении собственной (неконсолидированной) финансовой отчетности;

• налогообложение. В странах, где налогообложение тесно связано с установленными правилами бухгалтерского учета, компаниям, переходящим на МСФО, необходимо исключить влияние введения новых стандартов на исчисление налогов путем разделения финансового и налогового учета;

• регулирование. В регулируемых секторах экономики соблюдение нормативных положений и условий лицензий может требовать использования национальных стандартов бухгалтерского учета для подготовки финансовой информации;

• юридические аспекты. Условия финансирования и другие договорные соглашения могут требовать предоставления финансовых данных, подготовленных в соответствии с национальными правилами бухгалтерского учета;

• затраты на соблюдение требований. У многих организаций есть значительное количество дочерних компаний, которые, с одной стороны, должны будут предоставлять отчеты в соответствии с требованиями местных законов, а с другой — готовить аналогичные отчеты на основе МСФО. Это значительно увеличивает сложность и стоимость соблюдения нормативных требований.

Для компаний, не сталкивавшихся ранее с ведением отчетности по МСФО, возникают некоторые вполне закономерные трудности при применении международных стандартов. Появляется необходимость разработки новой методологии и механизмов проведения процедуры трансформации и консолидации финансовой отчетности (МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»).

Обязательно применение МСФО (IFRS) 1 «Принятие международных стандартов финансовой отчетности впервые». В случае если компания не вновь образована, появляется необходимость представить по крайней мере три отчета о финансовом положении, два отчета о совокупной прибыли. К тому же МСФО (IFRS) 1 требует представить данные о корректировках капитала и чистой прибыли для приведения их в соответствие с требованиями МСФО. Данная процедура вле-

чет дополнительные временные и материальные затраты [2].

Существуют различные специфические особенности применения МСФО по видам экономической деятельности. Среди наиболее проблемных вопросов в части применения требований МСФО по видам деятельности можно выделить следующие: вопросы оценки биологических активов в сельском хозяйстве (МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»), определение справедливой стоимости активов финансовых институтов (МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»), оценка нематериальных активов (МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы») и др.

Для учета инвестиций обычно создается юридическая структура, в которой получателем инвестиций является зарубежная компания, регистрирующаяся в юрисдикции, устраивающей инвестора с точки зрения минимизации юридических и финансовых рисков и удобства управления, владеющая прямо или косвенно дочерними компаниями, осуществляющими деятельность на территории РФ. Кроме того, в некоторых случаях финансовые ресурсы от инвестора поступают не в виде вложения в капитал, а в качестве конвертируемого в течение определенного времени кредита. Нередки случаи применения опциона на продажу (опциона «пут») в структуре сделки. В связи с этим встает вопрос отражения инвестиций в качестве капитала или обязательств.

Безусловно, решению об отражении финансового инструмента по МСФО как капитала или обязательства должны предшествовать анализ и оценка сущности операции, оценка вероятности возврата средств, а не юридическая форма трансакции [4].

Эмитент финансового инструмента должен при первоначальном признании классифицировать этот инструмент или составляющие его части как финансовое обязательство или долевой инструмент в соответствии с содержанием договора [2].

В продолжение рассмотрения трудностей, возникающих у компаний, привлекающих прямые инвестиции и не сталкивавшихся с практикой ведения отчетности согласно МСФО ранее, следует выделить также следующие моменты:

— определение реальной справедливой стоимости активов и обязательств, что требует

привлечения специализированных оценочных компаний;

— учет активов и обязательств по финансовой аренде согласно МСФО;

— достоверное начисление амортизации и резервов в соответствии с требованиями МСФО;

— нехватка опыта и квалифицированных кадров в региональных компаниях для выполнения методологической и практической работы;

— недостаточный уровень культуры ведения учета, в полной мере соответствующего рыночным требованиям и необходимого для принятия управленческих решений;

— существенность затрат на проведение комплекса мероприятий, необходимых для перехода к составлению отчетности по МСФО, для предприятий, находящихся на ранней стадии своего развития.

Для того чтобы отчетность по международным стандартам успешно проходила аудиторскую проверку и составлялась в установленные сроки, необходимо принять во внимание некоторые рекомендации. Должен быть создан отдел подготовки отчетности по МСФО, который может либо подчиняться финансовому директору, либо существовать в рамках бухгалтерии (в зависимости от уровня главного бухгалтера). Количество сотрудников в отделе МСФО напрямую зависит от объема операций, а также от числа дочерних предприятий и составляет от трех до пяти человек.

Необходимо сократить время на составление отчетности по РСБУ для компаний группы и на выверку внутригрупповых операций. Для этого потребуется четко регламентировать документооборот с контрагентами, все хозяйственные операции проводить методом начислений (на основании бухгалтерской справки), унифицировать учетные политики, а также разработать единый для всех формат предоставления данных, необходимых для составления отчетности по МСФО.

Информационная система должна анализироваться на предмет ее эффективности, и при необходимости либо должны вноситься изменения в существующую систему, либо должна быть внедрена новая.

Рассмотрим подробно пути сокращения сроков подготовки отчетности по МСФО. На время подготовки финансовой отчетности по междуна-

родным стандартам оказывает влияние метод ее составления. Большинство российских компаний предпочитает использовать метод трансформации вместо ведения параллельного учета. При этом трансформация начинается только после составления российской бухгалтерской отчетности. В соответствии с российским законодательством бухгалтерская отчетность должна быть представлена не позднее 90 дней по окончании отчетного года. Зачастую это означает, что только спустя 3 мес. компания сможет трансформировать российскую бухгалтерскую отчетность для подготовки отчетности по МСФО.

Ведение параллельного учета по РСБУ и МСФО позволяет составить отчетность в более сжатые сроки, однако результативность этого метода во многом будет зависеть от качества разработанных методик учета.

Вне зависимости от того, какой из методов учета внедрен в компании — параллельный учет или трансформация, сократить сроки формирования отчетности по МСФО можно за счет изменения учетных политик и процедур ведения учета, внедрения комплексной информационной системы, а также путем реорганизации финансово-экономической службы.

Необходимо сближение учетных политик по МСФО и РСБУ. Если финансовая отчетность по МСФО составляется путем трансформации российской бухгалтерской отчетности, то сократить сроки ее формирования можно за счет уменьшения количества корректирующих проводок. Другими словами, следует максимально сблизить учетные политики для целей РСБУ и МСФО. К примеру, можно зафиксировать в учетных политиках по МСФО и РСБУ единые нормы амортизации основных средств, одинаковые подходы к оценке стоимости запасов.

При разработке плана счетов (создании субсчетов и аналитических признаков) необходимо проанализировать, насколько детальные данные потребуются для составления отчетности по МСФО. Помимо требований к раскрытию информации, содержащейся в стандартах, особое внимание следует уделить данным, необходимым для расчета обесценения активов (к примеру, структурировать информацию о затратах и доходах в разрезе подразделений, генерирующих денежные

средства), определения первоначальной стоимости основных средств, их переоценки и т. д.

Использование единых методов учета (расчет себестоимости, начисление амортизации, признание выручки) на различных предприятиях холдинга упрощает процедуру консолидации данных и позволяет быстрее составить отчетность по МСФО для группы компаний.

Для контроля за процессом закрытия периода и сроков формирования отчетности необходимо разработать график, содержащий сроки передачи документов подразделениями компании и выполнения каждого действия ответственными сотрудниками. Можно также разработать нормативы обработки основных первичных документов и выполнения учетных процедур. К примеру, товарно-транспортная накладная должна быть обработана бухгалтером в информационной системе в течение 2 ч с момента получения.

Как правило, существенно сократить сроки составления отчетности по МСФО позволяет внедрение систем автоматизации процесса составления отчетности.

Работа с персоналом в проекте по сокращению сроков составления отчетности должна быть организована по двум направлениям: обучение сотрудников и разработка схем мотивации.

В заключение нужно отметить, что с целью сократить сроки подготовки отчетности для холдингов может быть целесообразно создание единого центра учета в рамках управляющей компании. На практике единые центры учета формируют и консолидируют отчетность отдельных предприятий. При этом учет текущих хозяйственных операций осуществляется непосредственно на предприятиях.

После принятия решения о проведении компанией IPO и возникновения необходимости подготовки отчетности в соответствии с МСФО руководству компании необходимо принять решения относительно самостоятельности подготовки отчетности: готовить ее с помощью консультантов либо создавать собственный отдел МСФО.

Многие компании для подготовки отчетности по МСФО прибегают к услугам консультантов (передают процесс на аутсорсинг). Несомненные плюсы здесь есть: это и меньшая стоимость услуг по сравнению с самостоятельной подготовкой

(если отчетность готовится ежегодно), и качество, гарантированное квалификацией специалистов и подкрепленное аудиторским заключением, и возможность сосредоточиться на основной деятельности, не следить за последними тенденциями, изменениями стандартов. Список несомненных минусов, к сожалению, не слишком краток [3].

Первая проблема, с которой сталкивается компания после выхода на IPO, выпуска еврооблигаций или депозитарных расписок,—это требование биржи либо настоятельные просьбы инвесторов о выпуске отчетности по МСФО ежеквартально. Если предприятие готовит финансовую отчетность по МСФО с помощью консалтинговых компаний, то при изменении частоты выпуска отчетности неизбежно увеличивается нагрузка на сотрудников в связи со сбором информации для консультантов, а стоимость услуг последних весьма ощутимо возрастает. Вторая проблема — топ-менеджеры компании не принимают активного участия в процессе подготовки отчетности и поэтому часто не могут детально объяснить текущие финансовые показатели по МСФО или сделать обоснованный прогноз, используя информацию из финансовой отчетности по МСФО. Данная информация необходима инвесторам и аналитикам, которые начинают активно интересоваться компанией при ее выходе на рынки капитала.

При переходе на самостоятельную подготовку отчетности многие сложности возникают у компаний из-за ошибок, допущенных в ходе работы с консультантами. Так, при неправильно составленном договоре об оказании услуг по подготовке финансовой отчетности в соответствии с МСФО компания-заказчик может получить формы отчетности и текст примечаний к ней в формате Word без каких-либо подтверждающих рабочих материалов. Такая отчетность совершенно бесполезна для целей аудита, и все данные для подготовки отчетности по МСФО необходимо восстанавливать с нуля. При менее критичном варианте консультанты могут представить свои рабочие расчеты в режиме «только для чтения» (с цифровыми данными без формул). Это позволит провести аудит финансовой отчетности, но делает представленную информацию бесполезной для дальнейшего использования при самостоятельной подготовке финансовой отчетности по МСФО.

Пожалуй, наименее проблемным является вариант, когда все рабочие материалы представляются в режиме редактирования. В принципе, используя имеющиеся модели формирования отчетных форм, можно продолжать работать самостоятельно. К сожалению, такие модели, как правило, не структурированы, не привязаны к существующей системе сбора информации, поэтому требуют существенной доработки для последующего использования специалистами компании. В особенно тяжелом положении могут оказаться предприятия, которые отдавали подготовку финансовой отчетности по МСФО на аутсорсинг много лет. Консультанты не обязаны хранить данные (рабочие материалы) много лет подряд, и, если компания через какое-то время запросит подтверждение так называемых поправок прошлых периодов, которые переходят из одной трансформационной таблицы в другую в каждом отчетном периоде, может оказаться, что нужные документы уже утеряны или уничтожены.

Чтобы избежать названных проблем, компании все чаще переходят к подготовке отчетности своими силами. Самостоятельная подготовка отчетности позволяет руководству компании говорить с инвесторами на одном языке, анализировать бизнес в категориях МСФО. Для сотрудников открываются новые перспективы, обучение МСФО становится дополнительной мотивацией. В итоге улучшается репутация и самой компании, и ее руководителей, что положительно сказывается на росте капитализации.

С развитием новой системы финансовой отчетности будут меняться правила бухгалтерского учета, при этом некоторые из изменений могут быть весьма значительными. К ключевым факторам дальнейшего развития МСФО относятся:

• эволюция МСФО в результате их практического применения и интерпретации;

• дальнейшие значительные изменения стандартов финансовой отчетности по мере внедрения Правлением Комитета по МСФО модели оценки рыночной стоимости, активов и обязательств в такие сферы, как слияния компаний, консолидация и признание доходов;

• внесение поправок в местные законы и правила регулирования для отражения перехода на МСФО;

• увеличение степени вовлеченности заинтересованных сторон, особенно тех, кто готовит и использует финансовую отчетность, в процесс оценки качества, достоверности и значимости финансовой информации на основе МСФО.

Компаниям необходимо быть в курсе всех событий в сфере МСФО, происходящих как в их виде экономической деятельности, так и в национальном законодательстве, чтобы обеспечить своевременное отражение изменений в финансовых регистрах и процессах составления отчетности в соответствии с МСФО.

Финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, является важнейшим инструментом при выходе компании на рынок публичных заимствований, поскольку содержит информацию о всех перечисленных выше факторах. Поэтому компании, принимающие решение о выходе на фондовую биржу, должны заранее подготовиться к представлению финансовой отчетности в стандартах МСФО. С точки зрения бизнеса отчетность по МСФО показывает прозрачную, понятную и объективную его картину. Если же отчетность аудирована, т. е. внешний источник ее подтвердил, у инвестора формируется точное представление о бизнесе, в котором он будет участвовать.

Таким образом, знания в области МСФО необходимы каждой компании, которая намерена в обозримом будущем выйти на публичный рынок инвестиций и кредитов. Однако прежде чем вступить на этот путь, нужно понять, сколько средств необходимо потратить сегодня, чтобы в дальнейшем эти инвестиции окупились и принесли прибыль собственникам компании.

Список литературы

1. Гетьман В. Г., Гришкина С. Н., Каспина Р. Г., Литвиненко М. И., Рожнова О. В., Сиднева В. П., Ух-теева Н. А. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2009.

2. Международные стандарты финансовой отчетности: издание на русском языке. Перевод: О. Аскери, В. Тарусин, Л. Ходырев. М: Аскери-ACCA, 2011.

3. Полозов А. Б. Международные рынки капитала. Готовимся к IPO // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2011. № 2.

4. Смирнова Н. Самостоятельная подготовка отчетности по МСФО // Финансовый директор. 2007. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.