Научная статья на тему 'Организационные аспекты внедрения МСФО на предприятии'

Организационные аспекты внедрения МСФО на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1835
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МСФО / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОДХОД / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ПОДХОД / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТЧЕТНОСТИ / ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбалко О.А.

В статье рассматриваются содержание, элементы и варианты решения организационных вопросов внедрения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в учетную практику предприятия. Дается характеристика по основным организационным составляющим: подход к организации перехода к составлению отчетности по МСФО, способ формирования отчетности, выбор субъектов, осуществляющих составление и аудит отчетности по МСФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты внедрения МСФО на предприятии»

НА ПУТИ

К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

УДК 657.1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ МСФО НА ПРЕДПРИЯТИИ

О. А. РЫБАЛКО,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита E-mail: rubalkohome@yandex. ru

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

В статье рассматриваются содержание, элементы и варианты решения организационных вопросов внедрения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в учетную практику предприятия. Дается характеристика по основным организационным составляющим: подход к организации перехода к составлению отчетности по МСФО, способ формирования отчетности, выбор субъектов, осуществляющих составление и аудит отчетности по МСФО.

Ключевые слова: МСФО, перспективный подход, ретроспективных подход, трансформация отчетности, параллельный учет.

Одним из важных шагов в адаптации российского учета и отчетности к МСФО стало принятие Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», который решил главную задачу в области консолидированной финансовой отчетности - обеспечение гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи

были установлены обязательное признание МСФО на территории РФ, составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательные аудит и публикация отчетности.

Кроме того, в связи с процессами глобализации мировой экономической системы инициативный переход на составление финансовой отчетности по МСФО является необходимым условием, которое открывает российским предприятиям выход на зарубежный рынок. Так, мотивом для этого могут служить выполнение требований или пожеланий иностранных партнеров, с которыми установлены либо намечены долгосрочные деловые отношения; выход на международные рынки капиталов; получение кредита иностранного банка и т. д. Кроме того, использование МСФО в учетной системе предприятия - это решение части проблем внедрения или повышения качества корпоративного управления в целом, а также совершенствования управленческого учета и подготовки индивидуальной отчетности к консолидации.

В целом адаптацию учета и отчетности к МСФО в России можно представить в виде схемы (см. рисунок).

Схема адаптации учета и отчетности к МСФО в России: РСБУ - российские стандарты бухгалтерского учета

ветствие с международными.

Таким обра -зом, чтобы получить эти данные, компания должна начать рабо-ту по подготовке вступительного баланса по МСФО в 2013 г. Это обеспечит своевременность применяе -мых суждений и оценок, даст время на планирование процесса, определение необходимых ресурсов и IX-систем, выработку учетной политики, привлечение

Внедрение МСФО в учетную практику предприятия, как правило, осуществляется в несколько этапов. Условно их можно разделить на организационно-технические и методологические. Далее будут рассмотрены подробнее организационные аспекты внедрения МСФО в учетную практику предприятия.

1. Определение подхода к организации перехода на МСФО. В настоящее время можно выделить два основных подхода к организации перехода на МСФО: перспективный и ретроспективный.

Перспективный подход ориентирован на планирование и составление первой финансовой отчетности по МСФО за будущие периоды или в режиме реального времени.

Например, компания решила подготовить первую финансовую отчетность по МСФО за 2015г. Следовательно, эта финансовая отчетность должна содержать полную сравнительную информацию как минимум за один предшествующий отчетному период, т. е. за 2014 г. Кроме того, должна быть представлена выверка сравнительных данных по статьям капитала на 01.01.2014 с раскрытием и объяснением каждой значительной поправки, произведенной для приведения данных по российским стандартам в соот-

необходимых экспертов (например оценщиков), обучение персонала и решение других вопросов, связанных с внедрением МСФО.

Недостаток перспективного подхода связан с тем, что учетная политика предприятия должна соответствовать тем МСФО, которые будут действовать для финансовой отчетности за 2015 г., что предполагает необходимость предварительного определения перечня стандартов, применяемых только в 2015 г., и их влияния на данные вступительного баланса на 01.01.2014.

Ретроспективный подход предполагает составление первой финансовой отчетности за уже прошедшие периоды. Таким образом, возможность его реализации зависит от надежности системы сбора, хранения и обработки информации.

Например, если компания в 2013 г. решает, что датой перехода на МСФО будет 01.01.2012, то первая отчетность по МСФО, включая сравнительные данные, должна быть составлена за 2013 г. А при составлении финансовой отчетности потребуется сформировать те суждения и оценки, которые должны были бы существовать на 01.01.2012.

При таком подходе могут возникнуть определенные сложности, связанные с ретроспективной

оценкой статей по справедливой стоимости на дату перехода на МСФО. Кроме того, этот подход предполагает, что отчетность в новом формате будет представлена инвесторам единовременно, т. е. без подготовительного периода, что может привести к возникновению трудностей, связанных с восприятием информации.

Несомненными достоинствами ретроспективного подхода являются предсказуемость результата и определенность в формировании учетной политики: отражаемые операции уже имели место, а применяемые стандарты действуют уже несколько лет.

2. Выбор способа формирования отчетности по МСФО. В теории и учетной практике в настоящее время сложилось несколько методов получения финансовой отчетности по МСФО. Условно их можно разделить на две группы: классические и модифицированные.

Первая группа - классические методы (В.Г. Гетьман [1], В. Ф. Палий, О. И. Соснаускене, О. Ю. Шульгина, М. В. Корнеев, Е. С. Соколова [6] и др.), предполагающие:

- трансформацию отчетности, составленной по российским стандартам учета;

- параллельный учет.

Вторая группа - модифицированные методы, предусматривающие:

- периодическую трансляцию данных, сформированных по российским учетным стандартам (Т. В. Морозова, Н. П. Мощенко [4], О. А. Забба-рова [2]);

- параллельный учет по наиболее трудоемким участкам и трансформацию остальных объектов учета (А. Е. Полякова).

Остановимся подробнее на каждом из них.

Трансформация отчетности, составленной по РСБУ, предполагает, что показатели отчетности по МСФО формируются на основе информации, содержащейся в бухгалтерском учете и отчетности по РСБУ, путем их корректировки в соответствии с требованиями МСФО [6]. Существуют несколько подробных вариантов, которые могут рассматриваться при использовании метода трансформации предшествующих отчетных периодов (табл. 1).

Данный метод является наименее трудоемким, так как при составлении отчетности процессы документооборота можно оставить

Таблица 1 Варианты использования метода трансформации отчетности

Вариант Характеристика

Базовая трансформация Это метод высокого уровня, который просто переводит имеющуюся, предусмотренную законодательством информацию в формат МСФО. Финансовая информация представляется в местной валюте

Полная трансформация При этом методе учитываются изменения, осуществляемые при базовой трансформации, и осуществляются корректировки определенных счетов с использованием первичных документов. Представляется информация в соответствии с МСФО без корректировок финансовой отчетности в условиях гиперинфляции (МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»). Финансовая информация представляется в местной валюте

Полная трансформация в МСФО, включая корректировки с учетом инфляции Этот вариант предусматривает полный трансформационный процесс, представление финансовой информации в соответствии с МСФО в местной валюте с необходимыми корректировками в финансовой информации для финансовой отчетности в условиях гиперинфляции

Полная трансформация в иностранную валюту Финансовая информация в соответствии с МСФО в местной валюте конвертируется в иностранную валюту

практически без изменений, можно не внедрять информационную систему, однако погрешность показателей финансовой отчетности может быть очень высокой. Это происходит, поскольку многие корректировки показателей отчетности выполняются экспертами исходя из их профессионального суждения. В свою очередь данный факт повышает субъективизм процесса формирования показателей отчетности, что в конечном счете может послужить причиной существенных ошибок и искажений.

Основная организационно-техническая проблема - это отсутствие на рынке полноценных программных продуктов по автоматизации процесса трансформации отчетности. Трансформационные таблицы обычно формируются в электронных таблицах формата MS Excel или

аналогичных, которые пользователи разрабатывают и настраивают самостоятельно.

Таким образом, метод трансформации более экономичен и доступен, а трансформация отчетности в наименьшей степени подлежит автоматизации, но с ним связаны довольно высокие риски качества результата при смене исполнителей [2]. Кроме того, этот метод не позволяет составить отчетность в короткие сроки, поскольку первоначально необходимо подготовить ее по РСБУ. Кроме того, метод исключает возможность оперативного контроля оборотных показателей и обращения к аналитике по данным МСФО.

Метод параллельного учета предполагает, что каждая операция одновременно отражается в учетных регистрах в соответствии с требованиями как РСБУ, так и МСФО. Он является наиболее трудоемким и сложным с точки зрения организационно-технических мероприятий, однако позволяет повысить уровень достоверности формируемой отчетности и снижает риск ухудшения качества результата при смене сотрудников.

Этот метод дает возможность оперативного обращения к аналитике любого уровня, что крайне важно для подготовки отчетности. В то же время внедрение этого метода - достаточно сложная задача с методологической точки зрения, так как необходимо применять МСФО к каждой хозяйственной операции. При этом возникает необходимость постоянно сверять данные по РСБУ с МСФО на предмет полноты учета.

К недостаткам метода параллельного учета также следует отнести его высокую стоимость и несовершенство средств программного обеспечения.

Периодическая трансляция данных российского учета в отдельные регистры с последующими корректировками. Это модифицированный метод, позволяющий в определенной степени избежать недостатков двух предыдущих способов, но требующий обязательной автоматизации. Метод обеспечивает достаточную точность представления информации в приемлемые сроки, поскольку не надо ждать окончания подготовки отчетности по РСБУ - достаточно данных учета обо всех основных хозяйственных операциях.

Для метода трансляции первичными являются данные, зафиксированные в регистрах, со-

ставленных по РСБУ. На их основе по таблицам соответствия производится перевод (трансляция) проводок из одного учетного стандарта в другой или иные учетные стандарты. Соответственно, для каждого стандарта должен быть предусмотрен свой план счетов, свои учетные регистры и таблицы соответствия счетов, принадлежащих разным планам счетов.

Отличие данного метода от параллельного учета состоит в том, что проводки в дополнительный регистр учета, по правилам МСФО, попадают не в момент ввода хозяйственной операции, а лишь при выполнении регламентной операции трансляции проводок. Пересчет сумм операций по соответствующим курсам также осуществляется в процессе трансляции.

Проблема применения данного метода состоит в том, что в МСФО имеются операции, для которых нет аналогов в РСБУ (например переоценка неденежных активов, которые учитываются по справедливой стоимости в иностранной валюте). Эти операции не могут быть получены непосредственно с помощью механизма трансляции, поскольку для него нет необходимого исходного материала. В связи с этим потребуется ввод дополнительных записей, устраняющих соответствующие различия.

Такой ввод может быть выполнен с использованием различных механизмов: специализированных документов, бухгалтерских справок, типовых операций, ручных операций или их сочетания. После выполнения указанных операций в конце отчетного периода выполняются процедуры закрытия счетов и формируется отчетность.

Таким образом, для данного метода характерно, что первичным является учет по РСБУ. В течение отчетного периода (периодов) учетные данные отражаются в регистрах учета по РСБУ. Затем в конце отчетного периода проводки из российских регистров переводятся в проводки, соответствующие правилам МСФО. После этого по проводкам из регистров МСФО выполняются регламентные операции по закрытию счетов и формированию финансовых результатов. На основании этой информации формируется итоговая финансовая отчетность.

Последний метод - ведение параллельного учета по наиболее трудоемким участкам (на-

пример, по основным средствам, финансовым инструментам) и ручная трансформация по остальным корректировкам - тоже выбирают многие компании. Этот метод, являясь производным от предыдущего, также позволяет в определенной степени избежать недостатков первых двух способов.

Основной методологической проблемой модифицированных методов является превалирование в международном учете экономического содержания операции над ее правовой формой. Отражать в учете нужно любые действия, влияющие на экономическое состояние предприятия, независимо от наличия или оформления подтверждающих документов. Безусловно, к трудностям также следует отнести расхождения в учетных принципах по разным стандартам. Они приводят к тому, что в российском учете надо выявить операции, учитываемые иначе, чем в МСФО, и выполнить соответствующие корректировочные проводки. Кроме того, иногда весьма серьезной проблемой может стать качество ведения отечественного учета.

Информационные потоки, характеризуюи

Для иллюстрации ключевых различий в информационных потоках каждого метода необходимо специфицировать исходные данные и информацию, получаемую на выходе (табл. 2).

Следует отметить, что, по мнению ряда авторов, российским компаниям необходимо отказаться от трансформации отчетности или ведения параллельного учета, отдавая предпочтение максимальному сближению российских правил бухгалтерского учета с международными стандартами [3, 7]. Такой подход, как утверждают авторы, позволит сократить затраты на ведение параллельного учета и трансформацию и сформировать прозрачную финансовую отчетность, понятную как собственникам, так и инвесторам. Однако, на наш взгляд, реализация такого подхода в настоящее время затруднительна в силу пробелов в законодательстве.

3. Установление субъекта, осуществляющего функции составления и представления отчетности по МСФО. На данном этапе необходимо решить вопрос о том, кто будет формировать отчетность по МСФО: сторонний консультант или

Таблица 2

методы составления отчетности в МСФО

Метод Необходимость использования специализированного программного продукта Вход Выход

Параллельный учет Да Первичные документы Проводки в различных учетных регистрах, соответствующих различным стандартам. Отчетность в нескольких стандартах

Транс формация отчетности Нет Отчетность по РСБУ плюс учетные регистры, аналитические ведомости и отчеты по статьям баланса, требующие корректировок между стандартами, другая дополнительная информация Отчетность в нескольких стандартах

Трансляция данных Да Проводки по РСБУ Дополнительные проводки для МСФО Учетные регистры для различных стандартов. Отчетность в нескольких стандартах

Параллельный учет по наиболее трудоемким участкам и транс формация по остальным участкам Да Первичные документы по заранее установленным учетным участкам плюс учетные регистры, аналитические ведомости и отчеты по статьям баланса, требующие корректировок между стандартами, другая дополнительная информация Проводки в различных учетных регистрах, соответствующих различным стандартам (по установленным участкам), учетные регистры для различных стандартов. Отчетность в нескольких стандартах

специализированное структурное подразделение (отдел по МСФО).

Первой проблемой, с которой сталкивается предприятие, решившее воспользоваться услугами консультанта, является проблема его выбора. Следует отметить, что в данном случае необходимы услуги не только по подготовке финансовой отчетности, но и по ее аудиту. Обычно обе эти услуги оказывают аудиторские фирмы. В то же время консультантом предприятия может стать и консалтинговая компания. Если отчетность по МСФО требуется составлять не слишком часто, например один раз в год, можно воспользоваться аутсорсингом.

При этом в связи с различными функциями, которые выполняют консультант и аудитор в процессе подготовки и представления отчетности, на их выбор влияют различные факторы. К консультанту в отличие от аудитора не предъявляются требования независимости от компании, его деятельность не регулируется какими-либо специальными нормами, за исключением общих норм и стандартов аудиторской деятельности в отношении сопутствующих услуг, оказываемых клиентам (только для аудиторских фирм). Информация о консультанте компании в отличие от информации об аудиторе не является публичной. Поэтому при выборе консультанта целесообразно исходить прежде всего из его квалификации.

В этом случае можно воспользоваться услугами международных аудиторских фирм, чьи компетенции в этой области признаны рынком, либо обратиться к российским аудиторским фирмам, входящим в двадцатку крупнейших аудиторско-консалтинговых фирм России.

Услуги консультантов могут предлагаться компаниям по следующим направлениям:

1) разработка методики трансформации - комплексной программы, описывающей основные трансформационные процедуры по различным областям учета;

2) детальное описание новых процедур в соответствии с МСФО (например, в части отложенных налогов, учета влияния инфляции, консолидации финансовой отчетности и т. д.);

3) составление информационных запросов -унификация форм для сбора необходимой

информации, на основе которой будет производиться трансформация финансовой отчетности;

4) разработка систем таблиц сходства и различий учета по РСБУ и МСФО;

5) разработка уникального плана счетов, который позволит формировать все необходимые примечания к финансовой отчетности;

6) разработка форм отчетности и примечаний в зависимости от специфики деятельности конкретных компаний;

7) непосредственное составление или трансформация отчетности - оказание комплексных услуг по трансформации российской бухгалтерской отчетности согласно требованиям МСФО.

8) проведение семинаров для сотрудников компаний.

Таким образом, предприятие будет вынуждено воспользоваться целым комплексом услуг консультационных компаний, что потребует больших издержек, связанных с переходным периодом.

Кроме того, как отмечают эксперты (Н. Смирнова, Э. Тайлер, Д. Моргун и др.), если предприятие готовит финансовую отчетность по МСФО с помощью аутсорсинговых компаний, то при изменении частоты выпуска отчетности неизбежно увеличивается нагрузка на сотрудников в связи со сбором информации для консультантов и возрастает стоимость их услуг.

Вторая проблема, которую выделяют эксперты, связана с тем, что топ-менеджеры компании не принимают активного участия в процессе подготовки отчетности, и поэтому часто не могут детально объяснить текущие финансовые показатели по МСФО или сделать обоснованный прогноз, используя информацию из финансовой отчетности по МСФО. Данная информация необходима инвесторам и аналитикам, которые начинают активно интересоваться компанией при ее выходе на рынки капитала.

Третья проблема может возникнуть при неправильно составленном договоре об оказании услуг по подготовке финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Так, компания-заказчик может получить формы отчетности и текст примечаний к ней в формате Word без каких-либо подтверждающих рабочих материалов. Такая

отчетность совершенно бесполезна для целей аудита, и все данные для подготовки отчетности по МСФО необходимо восстанавливать с нуля. При менее критичном варианте консультанты могут представить свои рабочие расчеты в режиме «только для чтения» (с цифровыми данными без формул). Это позволит провести аудит финансовой отчетности, но делает представленную информацию бесполезной для дальнейшего использования при самостоятельной подготовке финансовой отчетности по МСФО [5].

С четвертой проблемой могут столкнуться те предприятия, которые отдавали подготовку финансовой отчетности по МСФО на аутсорсинг много лет. Консультанты не обязаны хранить данные (рабочие материалы) много лет подряд, и, если клиент через какое то время запросит подтверждение так называемых поправок прошлых периодов, которые переходят из одной трансформационной таблицы в другую в каждом отчетном

периоде, то может оказаться, что нужные документы уже утеряны или уничтожены.

Переход на самостоятельную подготовку финансовой отчетности по МСФО обычно начинается с формирования отдела по МСФО. На практике начальник данного отдела может подчиняться финансовому директору или главному бухгалтеру, каждый в отделе отвечает за определенные направления бизнеса либо за участки учета. При этом важно, чтобы функции составления отчетности и ее авторизации выполнялись разными специалистами. Кроме того, необходимо предусмотреть доступ сотрудников отдела к бухгалтерским базам и осуществление выгрузки информации. Специалисты-методологи данного отдела могут разрабатывать формы, которые в дальнейшем будут использовать бухгалтеры, формировать технические задания для консультантов (например оценщиков) и т. д.

Предлагается примерное положение об отделе по МСФО (см. форму).

ОАО «Ромашка»

_№_

Пермь

УТВЕРЖДАЮ

_/Иванов И. И./

«_»_2013 г.

СОГЛАСОВАНО:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Директор департамента по управлению

персоналом_Петров И. И.

Начальник отдела по МСФО

_Сидоров С. С.

ПОЛОЖЕНИЕ

Об отделе по Международным стандартам финансовой отчетности Финансового департамента

1. Общие положения

1.1. Отдел по Международным стандартам финансовой отчетности (далее - Отдел) является структурным подразделением открытого акционерного общества «Ромашка» и входит в состав финансового департамента (далее - Департамент).

1.2. Отдел создается, реорганизуется и ликвидируется приказом генерального директора открытого акционерного общества «Ромашка» (далее - ОАО «Ромашка», Общество) в установленном порядке.

1.3. Отдел при осуществлении своей деятельности находится в подчинении директора финансового департамента.

Продолжение формы

1.4. Начальник отдела назначается и освобождается от должности приказом генерального директора Общества в установленном порядке по представлению директора Департамента.

1.5. В своей деятельности Отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными актами Российской Федерации, Уставом, приказами и другими нормативными документами Общества, Положением о Департаменте, а также настоящим Положением об Отделе (далее - Положение).

1.6. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Общества, его филиалами, представительствами, дочерними и зависимыми обществами (далее - ДЗО).

2. Цель

Основными целями деятельности Отдела являются:

2.1. Разработка методики формирования международной финансовой отчетности в Обществе.

2.2. Формирование финансовой отчетности Общества и его филиалов по МСФО.

2.3. Обеспечение необходимой информацией внутренних и внешних пользователей отчетности Общества по МСФО.

3. Задачи

Основными задачами Отдела являются:

3.1. Организация процесса трансформации данных российского учета в международные в целом по Обществу и в разрезе его филиалов, ДЗО.

3.2. Разработка учетной политики по МСФО для Общества и его филиалов, адаптация учетной политики ОАО «Mother company Ромашка», своевременное обновление политики согласно изменениям в МСФО.

3.3. Регулярное предоставление финансовой отчетности по МСФО руководству Общества и ОАО «Mother company Ромашка».

3.4. Организация прохождения Обществом аудита по МСФО.

4. Основные функции

В соответствии с указанными задачами Отдел осуществляет следующие функции:

4.1. Разработка и согласование форм отчетности по МСФО и механизмов ее формирования в течение отчетного периода.

4.2. Взаимодействие с аудиторами по предоставлению информации.

4.3. Организация формирования финансовой отчетности по МСФО на базе данных бухгалтерского, оперативного управленческого учета, а также прочих необходимых для подготовки отчетности данных.

4.4. Представление руководству Общества и ОАО «Mother company Ромашка» по завершении отчетного периода отчетности по МСФО.

4.5. Формирование данных по МСФО и представление руководству Общества и ОАО «Mother company Ромашка» по запросам.

4.6. Взаимодействие с подразделениями Общества и департаментами ОАО «Mother company Ромашка» по вопросам представления отчетности по МСФО.

4.7. Взаимодействие с подразделениями Общества и департаментами ОАО «Mother company Ромашка» по вопросам представления данных, необходимых для составления ОАО «Mother company Ромашка» консолидированной отчетности по МСФО и прохождения аудита.

4.8. Предоставление сотрудникам Общества и ОАО «Mother company Ромашка» консультаций по формируемой финансовой отчетности по МСФО.

Продолжение формы

4.9. Методологическая поддержка сотрудников Общества по вопросам в области международного учета и отчетности.

5. Права и обязанности

5.1. Отдел имеет право:

5.1.1. Осуществлять официальную переписку с организациями и гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

5.1.2. Инициировать, разрабатывать и представлять на рассмотрение руководства Общества проекты документов по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

5.1.3. Запрашивать и получать от структурных подразделений центрального аппарата Общества, а также филиалов и представительств документы и информацию, необходимые для выполнения возложенных на Отдел задач и осуществления им своих функций.

5.1.4. Осуществлять взаимодействие с другими структурными подразделениями центрального аппарата Общества, а также филиалами и представительствами по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

5.1.5. Приглашать на совещания по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела, представителей других структурных подразделений Общества, его филиалов, представительств и ДЗО, а также представителей иных организаций.

5.2. Начальник Отдела в установленном порядке вправе:

5.2.1. Вносить на рассмотрение руководства Департамента предложения о внесении изменений в нормативные документы Общества по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

5.2.2. Разрабатывать и представлять на рассмотрение руководства Департамента проекты положения об Отделе, должностных инструкций работников Отдела и вносить предложения по их изменению.

5.2.3. Вносить в установленном в Обществе порядке предложения по структуре и штатному расписанию Отдела.

5.2.4. По указанию руководства Департамента участвовать в совещаниях и других мероприятиях, проводимых центральным аппаратом Общества, его филиалами, представительствами.

5.2.5. Приглашать на совещания по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела, представителей других структурных подразделений Общества.

5.2.6. Пользоваться бухгалтерской, статистической и иной отчетностью Общества в пределах своей компетенции.

5.2.7. Вносить предложения на рассмотрение директора Департамента по приему, перемещению и увольнению работников Отдела в соответствии с трудовым законодательством, а также по совершенствованию их профессиональной подготовки, переподготовке и повышению квалификации.

5.2.8. Вносить предложения директору Департамента о применении к работникам Отдела мер поощрения и наложения на них дисциплинарных взысканий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5.3. Начальник Отдела в установленном порядке обязан:

5.3.1. Организовывать деятельность Отдела.

5.3.2. Планировать деятельность Отдела.

5.3.3. Распределять обязанности между работниками Отдела.

5.3.4. Контролировать соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины работниками Отдела.

5.3.5. Оказывать консультативную и методическую помощь структурным подразделениям Общества, его филиалам, представительствам по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

Окончание формы

5.3.6. Обеспечивать соблюдение защиты конфиденциальной информации.

5.4. Работники Отдела при осуществлении своих функций руководствуются должностными инструкциями и настоящим Положением.

6. Ответственность

6.1. Начальник Отдела несет персональную ответственность:

- за качественное и своевременное выполнение возложенных на Отдел задач и функций;

- за соблюдение трудовой дисциплины, сохранность вверенных Отделу материальных ценностей и документов;

- за сохранность конфиденциальной информации Общества, соблюдение интересов Общества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Общества.

6.2. Ответственность работников Отдела определена их должностными инструкциями.

7. Структура

7.1. Структура и штатная численность Отдела являются элементом структуры и штатной численности Общества и утверждаются в порядке, установленном уставом Общества.

8. Организация работы

8.1. Отдел находится в непосредственном подчинении финансового директора - директора Финансового департамента.

8.2. Руководство Отделом осуществляется начальником Отдела, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Генеральным директором Общества по представлению директора Департамента.

9. Взаимодействие

9.1. Для выполнения своих задач и функций Отдел в установленном порядке осуществляет взаимодействие в пределах своей компетенции со структурными подразделениями центрального аппарата Общества, его филиалов, представительств, внешними организациями.

9.2. Порядок взаимоотношений Отдела с другими структурными подразделениями Общества регулируется внутренними распорядительными документами Общества.

10. Порядок внесения изменений в Положение

10.1. При изменении задач и функций Отдела в настоящее Положение вносятся изменения.

10.2. Инициатором внесения изменений в настоящее Положение может быть начальник Отдела, директор Департамента, руководство центрального аппарата ОАО «Ромашка».

10.3. Процедура согласования изменений в настоящее Положение проводится в установленном в Обществе порядке.

10.4. Согласованные изменения, вносимые в настоящее Положение, утверждаются Генеральным директором Общества.

11. Порядок рассылки

11.1. После утверждения настоящего Положения работники Отдела обязаны ознакомиться с ним под роспись.

11.2. Ответственность за ознакомление работников Отдела с настоящим Положением несет начальник Отдела.

11.3. Положение является доступным для каждого работника Общества.

11.4. Оригинал настоящего Положения хранится в Отделе. Копия настоящего Положения находится в Отделе управления персоналом.

Для создания отдела по МСФО можно привлекать специалистов со стороны или обучать собственных сотрудников, возможен и комбинированный вариант. Каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим каждый вариант подробнее.

Если формировать отдел по МСФО с привлечением сотрудников со стороны, уже владеющих необходимыми навыками подготовки и представления финансовой отчетности по стандартам МСФО, то их главной задачей станет постановка системы составления отчетности с нуля. Поскольку специалисты по МСФО уже обладают нужной квалификацией и владеют методологией формирования отчетности по МСФО, они смогут в относительно короткие сроки адаптировать модели подготовки отчетности к бизнесу компании. При этом не придется затрачивать дополнительных средств на обучение сотрудников.

Вместе с тем специалисты по МСФО являются достаточно высокооплачиваемыми, а спрос на них превышает предложение. Особенно высок уровень оплаты при постановке системы подготовки отчетности по МСФО с нуля. При этом их уход может привести к срыву подготовки финансовой отчетности за период.

Недостатком привлечения сторонних специалистов (особенно на первых этапах) может стать увеличение риска снижения качества отчетности, поскольку они не знакомы со спецификой бизнеса. Уровень данного риска возрастает, если финансовая отчетность по МСФО готовится в одном регионе, а информация собирается в других регионах сотрудниками, не получившими должной подготовки в области МСФО.

Отдел МСФО можно укомплектовать сотрудниками, уже работающими на предприятии и владеющими российским бухгалтерским учетом, направив их на дальнейшее обучение и переподготовку. После соответствующего обучения специалисты, знающие особенности бизнеса, смогут принимать более обоснованные решения и готовить качественную финансовую отчетность.

Как отмечают эксперты, при создании отдела из собственных сотрудников также целесообразно привлекать специализированных консультантов, которые смогут обучить персонал, вывести его в достаточно сжатые сроки на уровень самостоя-

тельной подготовки финансовой отчетности по МСФО. Не исключено, что для отладки процессов непосредственно в отделе МСФО также понадобится привлечь консультантов [5].

На практике компании довольно часто применяют комбинированный подход к формированию отдела МСФО, к примеру начальник отдела приходит извне, а сотрудники подбираются внутри предприятия. При этом учитывается, что если специалист прошел обучение по подготовке отчетности в формате МСФО, но на практике ни разу ее не готовил и не общался с консультантами, то вероятность подготовки качественной отчетности снижается.

Стартовые затраты являются самым существенным минусом при принятии решения в пользу самостоятельной подготовки отчетности по МСФО. Однако, если компания переходит на регулярный выпуск отчетности по МСФО, то затраты по содержанию отдела МСФО и оплата услуг консультантов становятся сопоставимыми или снижаются.

4. Установление субъекта, осуществляющего аудит отчетности по МСФО. При выборе аудитора компания-клиент должна придерживаться принципа независимости аудиторской компании. Однако, для того чтобы удовлетворить все требования пользователей к отчетности (инвесторов, кредиторов, контрагентов, международных агентств, и т. д.), соответствия критерию независимости явно недостаточно. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы аудит отчетности был проведен аудиторской фирмой, которой они доверяют, которая имеет хорошую репутацию и признана на финансовых рынках. При выборе аудитора отчетности по МСФО определяющую роль играет фактор признания данного аудитора целевым пользователем отчетности, т. е. лицом или лицами, для которых в первую очередь составляется эта отчетность.

Таким образом, качественный аспект услуг, играющий приоритетную роль при выборе консультанта, аудитора, модифицируется в более формальный фактор - признание данного аудитора пользователем отчетности.

В табл. 3 охарактеризованы требования пользователей отчетности, исходя из целей составления и представления отчетности по МСФО.

Таблица 3

Требования пользователей отчетности к выбору аудиторской фирмы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель составления отчетности по МСФО Требования к аудиторской фирме

Выход на международные рынки Международно признанная аудиторская компания (например компании «Большой четверки»)

Получение кредита иностранного банка Аудиторская фирма, признанная конкретным банком

Выполнение требований или пожеланий иностранных партнеров, с которыми установлены либо планируется установить долгосрочные деловые отношения Аудиторская фирма, признанная конкретным партнером

Выполнение требований или пожеланий стратегических инвесторов, которые проявляют интерес к созданию совместных предприятий Аудиторская фирма, признанная конкретным стратегическим инвестором

Выполнение требований головной иностранной компании (если российская компания принадлежит к международной группе компаний) Аудиторская фирма, признанная группой

В заключение отметим, что одним из основных вопросов для любой компании, задумывающейся над внедрением в учетную практику МСФО, является вопрос соотношения затрат на подготовку отчетности по МСФО и потенциальных выгод от ее составления. В первую очередь необходима

подготовка технико-экономического обоснования, включающего оценку затрат на внедрение, поддержку и развитие проекта, расчет показателей эффективности и выявления рисков, которые могут возникнуть при внедрении проекта.

Список литературы

1. Гетьман В. Г. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник М.: Финансы и статистика, 2009. 656 с.

2. Заббарова О. А., Суханова Е. Е. Механизм трансформации отчетности российских предприятий в отчетность по МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 1. С. 11-19.

3. МироноваЮ. М. Роль отчетности по МСФО в процессе подготовки к IPO // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 44. С. 25-34.

4. Мощенко Н. П. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учеб. пособие. М.: Экономика, 2007. 272 с.

5. Смирнова Н. Самостоятельная подготовка отчетности по МСФО // Финансовый директор. 2010. № 10. URL: http://www. saldo. ru/artfindir/ index. ru. html?pub_id=5922.

6. Соколова Е. С. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие. М.: МФПА, 2009. С. 83.

7. Сыроижко В. В., Мазурина Е. В. МСФО (IAS) 18 «Выручка» и российские правила учета доходов: сравнительная характеристика // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 14. С.52-63.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.