A, UNIVERSUM:
№ 1 (115)_январь. 2024 г.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
DOI - 10.32 743/UniPsy.2024.115.1.16599
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Адлоян Лилит Арутюновна
канд. пед. наук,
кафедра Логопедии и восстановительной терапии Армянского государственного педагогического университета имени Хачатура Абовяна,
РА., г. Ереван E-mail: adloyanlilit56@aspu. am
SPEECH CHARACTERISTICS OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY
Lilit Adloyan
Ph.d.,
candidate of pedagogical sciences, Armenian State Pedagogical University after Khachatur Abovyan,
Armenia Yerevan
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются характеристики речи детей с детским церебральным параличом. Представлены результаты проведенных автором исследований.
ABSTRACT
The article examines the speech characteristics of children with cerebral palsy. The results of the author's research are presented.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, диагностика, двигательные нарушения, речевые и поведенческие нарушения, дизартрия, родители.
Keywords: cerebral palsy, diagnosis, motor disorders, speech and behavioral disorders, dysarthria, parents.
Детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой группу стабильных, различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате дизонтогенеза мозга или его повреждения в раннем постнатальном периоде онтогенеза.
Для клинической картины заболевания характерным является нарушение двигательной функции, связанной с неправильным развитием статокинети-ческих рефлексов, патологией тонуса, парезами. Кроме того, вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах. Также нередко наблюдаются различные неврологические и психические расстройства [6, а 9-17; 165-182; 8, с. 112-125; 199-203; 9, с. 156-167; 1, с. 97].
Двигательные нарушения при ДЦП часто сочетаются с расстройствами чувствительности, снижением когнитивных функций, речевыми и поведенческими нарушениями, эпилепсией и прочими отклонениями от нормы [11, с. 885-910].
У детей с детским церебральным параличом очень часто проявляются и речевые нарушения [2, с. 11-28; 3, с. 19-26; 7, с. 125-128; 5, с. 7-19].
Целью проведенных нами экспериментальных исследований было выявление тех нарушений речи, которые наблюдаются у дошкольников данной нозологии.
Научная работа проводилась в г. Ереване в период 2022-2023 гг. В рамках изучения поставленной проблемы было охвачено 42 дошкольника 4.5-5 лет с диагнозом «Детский церебральный паралич».
Методологической основой исследования являлись следующие теоретические положения: ведущая роль деятельности в развитии психических процессов и личности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), теория поэтапного формирования действий и понятий (П.Я. Гальперин), теория речевых нарушений - уровни недоразвития речи (Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова).
В эксперименте использовались игры и упражнения, с учетом возрастных особенностей исследуемых.
Научная работа проводилась по следующим направлениям:
• подвижность и чувствительность артикуляционных органов, оценка объема артикуляционных движений;
Библиографическое описание: Адлоян Л.А. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2023. 1(115). URL: https://7universum. com/ru/psy/archive/item/16599
№ 1 (115)
январь, 2024 г.
• звукопроизношение - искажение, замена, смешение, пропуск звуков;
• фонематические процессы;
• словарный запас и грамматический строй речи;
• связная речь; диалог, монолог;
• просодика речи; темп и ритм, характеристики голоса, интонация.
Нарушения речи у дошкольников с
Результаты нашего исследования оценивались по методике Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной (2002), И.Н. Балашовой и Н.П. Ванчаковой (2016).
В результате проведенного нами анализа можно констатировать многообразие нарушений речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
Таблица 1.
детским церебральным параличом
Нарушение речи
Количество исследуемых п -42 Дизартрия Общее недоразвитие речи II уровня Общее недоразвитие речи III уровня Дизартрия (общее недоразвитие речи)
N % N % N % N %
17 40.4 1 2.3 5 11.9 19 45.2
Анализ результатов исследования свидетельствуют о том, что у большинства исследуемых наблюдается дизартрия, причем следует отметить, что у значительного числа исследуемых (45.2 %), дизартрия наблюдается в сочетании с общим недоразвитием речи (ОНР).
Только у незначительного числа исследуемых не обнаружилась дизартрия, а речевые нарушения проявлялись в виде общего недоразвития речи -
Степень выра
2.3 % (II уровня) и 11.9 % (III уровня). У этих детей наблюдается скудность словарного запаса, ошибка грамматического оформления речи, значительные затруднения связной речи.
У них не было нарушения подвижности органов периферичекого отдела речевого аппарата.
По шкале разработанной И.Н. Балашовой и Н.П. Ванчаковой (2016), нами определялась степень выраженности дизартрии.
Таблица 2.
:ти дизартрии
Количество исследуемых - 36 Дизартрия легкой степени Дизартрия умеренной степени Дизартрия тяжелой степени Анартрия
N % N % N % N %
10 27.7 22 61.1 3 8.3 1 2.7
Анализ результатов исследования, свидетельствует о том, что у большинства исследуемых детей наблюдается умеренная степень дизартрии (61.1 %), только у 8.3 % наблюдается тяжелая степень дизартрии, и только у одного ребенка (2.7 %) - анартрия.
Итак, полученные нами экспериментально обоснованные данные еще раз подчеркивают важность раннего начала логопедической работы и его комплексности с дошкольниками с ДЦП.
Для решения данной проблемы нам представляется, что логопедическая работа должна включать в себя развитие и коррекцию всех компонентов речи, а также формирование предпосылок для письма и чтения. На наш взгляд, особое значение имеет вовлечение семьи в коррекционно-развивающий процесс, поскольку активное участие родителей в коррекции нарушений речи и его развития повышает эффективность логопедической работы.
Рассматривая роль семьи ребенка, нами проводился социологический опрос, в котором приняли участие 60 родителей детей с данными нозологии.
Анализируя и обобщая результаты проведенного нами опроса, можно констатировать наличие множества проблем, которые можно представить следующими основными двумя группами:
1. Низкая осведомленность родителей о важности раннего начала логопедической работы.
2. Родители первостепенное значение придавали развитию самообслуживания, коррекции двигательных нарушений и только потом развитию и коррекции речевых нарушений.
Таким образом, у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разнообразные виды нарушения речи, причем среди речевых нарушений преобладают дизартрии.
Повышение осведомленности родителей, а также своевременная диагностика и раннее начало коррекции нарушений речи у дошкольников позволит повысить эффективность логопедической работы.
№ 1 (115)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
• 7universum.com
январь, 2024 г.
Список литературы:
1. Аронскинд Е.В., Морошек Е.А., Афанасьева Н.А. Организация помощи детям с ДЦП в реабилитационном центре «Здоровое детство» // Вестник физиотерапии и курортологии. - 2015. - Т. 21. - № 2. - С. 97.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М.: Астрель, 2008. - 254 с.
3. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М., 2016. - 608 с.
4. Балашова И.Н., Ванчакова Н.П. Шкала оценки дизартрии как инструмент клинической работы логопеда // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131).
5. Винарская Е.Н. Дизартрия. - М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.
6. Кожевникова В.Т. Современные технологии физической реабилитации больных с последствиями перинатального поражения нервной системы и детским церебральным параличом. - М.: Маджента, 2013. - 568 с.
7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
8. Немкова С.А. Детский церебральный паралич: современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств. - М.: Медпрактика, 2013. - 440 с.
9. Троска З.А., Шершнева О.А. Совершенствование профессиональной реабилитации детей, больных ДЦП // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - № 14(3/130). - С. 156 -167.
10. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихо-логических методов: Пособие для логопедов и психологов. - М., 2002. - 136 с.
11. Novak I.N., McIntyre S., Morgan C., Campbell L., Dark L., Morton N. A systematic review of interventions for children with cerebral palsy: State of the evidence // Developmental Medicine and Child Neurology. - 2013. - Vol. 55 (10). -Pp. 885-910. doi: 10.1111/dmcn.12246